Читаем по слогам ма мо му. Тема урока: Согласные звуки и
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3 . Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,
затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:
месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М"].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)
«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():
Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, -
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Выполнять соответствующие движения.
Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем —
И опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Скачивайте очередной тренажер по чтению. Первая буква - М. Все задания такие же, как и для предыдущих букв. Сначала отработать чтение слога-слияния. Зтем перейти к чтению слов по слогам. И в конце несколько предложений для чтения.
Скачивайте очередной тренажер по чтению.
Первая буква - М.
Все задания такие же, как и для предыдущих букв.
Сначала отработать чтение слогов-слияний (ма-мо-му-мы-ми-ме-мэ-мя-мё-мю).
Зтем перейти к чтению слов по слогам. И в конце, как всегда, несколько предложений для чтения.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Картинки в архивах не помечены водяными знаками.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Русский язык (1 дополнительный класс)
Тема : Упражнения в написании слогов ам – ма, ум – му, ом – мо.
Задачи
Образовательные :
Закрепить умение писать изученные буквы, слоги после сравнительного анализа;
Познакомить учащихся с написанием слова «мама».
Коррекционно-развивающие :
Развивать мелкую моторику, координацию движений руки, зрительное восприятие, внимание;
Развивать пространственную ориентировку, умение аккуратно обводить по пунктирной линии мелкие рисунки и различные элементы.
Воспитательные :
Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование : образцы написания букв (а,у,о,м), слоговые линеечки, кассы букв, шнуровка, прописи, тетради, памятки «Как правильно держать ручку», слоговые карточки, предметные картинки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык (1 дополнительный класс)
Тема : Упражнения в написании слогов ам – ма, ум – му, ом – мо.
Задачи
Образовательные :
Закрепить умение писать изученные буквы, слоги после сравнительного анализа;
Познакомить учащихся с написанием слова «мама».
Коррекционно-развивающие :
Развивать мелкую моторику, координацию движений руки, зрительное восприятие, внимание;
Развивать пространственную ориентировку, умение аккуратно обводить по пунктирной линии мелкие рисунки и различные элементы.
Воспитательные :
Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование : образцы написания букв (а,у,о,м), слоговые линеечки, кассы букв, шнуровка, прописи, тетради, памятки «Как правильно держать ручку», слоговые карточки, предметные картинки.
Ход урока
- Организация начала урока .
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
- Пальчиковая гимнастика .
Учитель раздаёт детям шнуровку (ёлочка, слоник, гномик, рыбка) и предлагает разбудить пальчики - вставить шнурок в дырочки.
- Актуализация знаний учащихся .
- Работа в прописях – обведение по пунктиру мелких рисунков и элементов букв (учитель следит за посадкой детей, положением прописей, ручки в руке).
- Работа в тетрадях – написание изученных букв (а,у,о,м) по образцу. Учащиеся прописывают буквы после прочтения. Учитель обращает внимание на соблюдение расстояния между буквами.
- Зарядка для глаз – дети, не поворачивая головы, поднимают глаза вверх, вниз, смотрят направо, налево.
- Закрепление пройденного материала .
Написание слогов со строчной буквой м (ам, ма, ум, му, ом, мо).
Перед написанием слогов учитель предлагает составить слоги на слоговых линеечках, прочитать их, сравнить между собой. Затем дети прочитывают слоги в тетрадях, записывают их, опираясь на образец (ам ма, ум му, ом мо). Учитель обращает внимание на чередование слогов, на соединение букв в слоге.
- Физминутка .
Жил – был маленький гном
С большим колпаком.
Он был путешественник – гном.
На лягушке он скакал:
Прыг – скок, ква – ква!
И на стрекозе летал:
Ух, высоко!
По ручью плыл в чайной чашке:
Буль – буль – буль!
Ездил он на черепашке:
Топ – топ – топ!
И, протопав все тропинки,
Баю – бай!
Утро придёт,
Гном опять в поход пойдёт!
(Действия выполняются в соответствии с текстом).
- Обобщение и систематизация материала .
- Работа со слоговыми карточками и предметными картинками (слоги – у детей, картинки – на доске).
Учитель предлагает дополнить слог до полного слова с помощью предметной картинки (муха, муравей, море, мост, мама, машина). Учащиеся могут помогать друг другу.
Составьте слово «мама» из букв разрезной азбуки (слово проговаривается по слогам, уточняется количество слогов, первый и последний звук в слоге, гласные и согласные).
Учитель показывает образец написания слова на доске (при письме слово не делится на слоги), обращает внимание на соединение букв.
Дети прописывают слово «мама» в тетрадях по образцу.
- Подведение итогов урока .
Написание, каких букв повторяли на уроке?
Какие слоги составляли и писали?
Какое слово научились сегодня писать?
Учитель оценивает работу всего класса и отдельных учащихся.
Все уроки в игровой форме по изучению букв русского алфавита: https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRiibvvxlY9qtVwk2KiGI6cs #учималфавит , #учимбуквы , #буквы , #алфавит , #читаемслоги Лучший способ изучения букв. Урок 12. Развивающее видео. Учим букву М. Учим, как звучит буква М. Читаем слоги (МА - МЯ, МО – МЁ, МУ – МЮ, МЫ – МИ, МЭ – МЕ) Не забывайте подписываться на наш канал. Каждую неделю мы опубликовываем несколько новых развивающих видео для детей и их родителей. Все новые видео на YouTube: Лучший способ изучения букв для детей от 3 лет. Учимся читать слоги. Эта методика разработана по принципу многократного показа и синхронного озвучивания букв с постепенной частичной их заменой, предложенной выдающимся педагогом Гленом Доманом. Продолжительность каждого урока составляет несколько минут. Уроки просматривайте с ребёнком два раза в неделю, а в остальные дни недели повторяйте с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-трёх минут в день. В результате, в общей сложности за час, ребёнок выучит все десять гласных букв и за три часа все согласные и слоги. Канал Золотой ключик деткам для родителей и всех, кто занимается воспитанием и развитием деток. Для тех, кто любит своих малышей и старается, чтобы их досуг был интересным и разнообразным. Ну и, конечно же, для самих РЕБЯТИШЕК! У нас вы найдёте интересные и познавательные видео для всей семьи. Это канал с развивающими видео для детей разных лет. Наш канал поможет вам в игровой форме рассказать детям о самом интересном и полезном для их развития. ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК деткам предлагает вашему вниманию видео с развивающими сказками, баснями, рассказами в исполнении ГОВОРЯЩИХ ЖИВОТНЫХ и Кукол! Мы добавляем на канал только те видео, которые создаём сами. Каждый день мы опубликовываем новые видео. Подписывайтесь на канал ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК деткам. Все новые видео на YouTube https://www.youtube.com/channel/UCsorInK-1q8b-7Qqy9iavLw Плейлисты БАСНИ Ивана Крылова https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRiN0-cZviOzmMUBd19Qi_DC СКАЗКИ Корнея Чуковского https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRgTHI52EuYlK4fDM7tfNqxU СКАЗКИ Самуила Маршака https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRgiTH4J2LJWEMQPMVlnK784 Машины сказки https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRi8bDoo5JIaJkpaQDUyXqc5 СКАЗКИ Владимира Сутеева https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRhyJrErqKs-b8smi9CUzT6u СКАЗКИ Сергея Михалкова https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRhC61KjECuG3TTkohwaQr-O Детские песни https://www.youtube.com/playlist?list=PLFdoqDjikqRgD5puRgvSz4b8pnTT4FT2a Русские народные сказки
Если есть затруднения в слитном чтении согласных с буквами Я и Ю, можно рассказать сказку про большого медведя и его маленького шалуна сынишку. Большой говорит сердито и твердо МА , а маленький - нежно, мягко МЯ, МЮ . Можно вернуться к разделу «Развитие речи» и повторить чистоговорки, вы(говорите всю фразу, а ребенок последний слог, можно просто повторять разговор медведей: ма - мю , мэ - ме , му - мю , мы - ми , мо - мё . Научите ребенка складывать слоги с мягкими и твердыми согласными, это избавит его в школе от многих ошибок при письме.
Аналогичным образом вы учите все согласные буквы и их соединения со всеми гласными буквами, т. е. буква и сразу слоги. Если со следующей буквой можно составить короткое слово, прекрасно, тогда к концу алфавита вы будете читать. Когда все буквы и слоги выучены, дайте малышу прочитать их вразнобой, потому что они часто просто запоминают наизусть и, не вдумываясь, повторяют, зная, что должно быть.
МА | НЯ | СИ |
КО | ОН | ОР |
ШУ | МЫ | ЛО |
ОК | НО | ТО |
УХ | СА | ХА |
УК | РО | КЯ |
УФ | ДО | МЮ |
ТЕ | НА | ФУ |
ЫР | ШИ | АЗ |
ЩИ | БУ | ЯК |
БИ | ЮВ | ЧА |
ТЯ | ОЗ | ХО |
НЯ | ГА | ДИ |
ЕМ | ЖО | ПЯ |
НЫ | ЦО | ФИ |
КЯ | МУ | СЯ |
Когда вы убедились, что прямые слоги освоены, покажите ребенку, каких успехов он добился и предложите прочитать отдельные слова и даже коротенькие предложения.
СА-НЯ, ОК-НО, МЫ-ЛО, МЫ ИГ-РА-ЕМ и т. д. Вначале ему легче будет читать по складам. Пусть он сам складывает слова типа: ноги, рука, шары. Обязательно похвастайтесь его успехами перед папой, бабушкой.
Прочтение слогов из 3 букв рекомендуем предлагать только тогда, когда хорошо слитно читаются слоги из двух букв. Техника чтения такова: называете слог СА и просто добавляете звук М , называете звук У и добавляете слог СЫ и т. д.
САМ | ТАМ | КОТ |
УСЫ | МАК | ТОТ |
МАЛ | РОС | ДУБ |
КОМ | АСЯ | ХОР |
АНЯ | СОР | ЧУК |
УХО | УХА | ШИП |
ОЛЯ | ДОМ | ФЫР |
ЭХО | СЭР | СИР |
ПЭР | ЛИЯ | ИРА |
ЛУК | ЛЮК | СЫН |
МАЛ | МЯЛ | МОЯ |
НАШ | НОС | ШУТ |
Слов можно придумать сколько угодно, желательно, чтобы ребенок их еще и складывал. Читать слова надо не один раз, но во второй и третий раз давайте их вразнобой, чтобы не было заучивания наизусть. После прочтения ребенком слова или слога, попросите его повторить прочитанное, а затем спросите, знает ли он такое слово или нет? Спрашивайте, на какой звук начинается слово, на какой заканчивается, какой в середине слова.
Прочитайте предложения:
Помните, мы говорили о делении слов на слоги, вот они нам и пригодились.
Обратите внимание малыша, что в конце каждого предложения ставится точка.
Определенную трудность представляют слова с несколькими согласными вначале. Объясните малышу, что пугаться нечего, пусть он просто их называет подряд, и у него все получится. Потренируйтесь на слогах.
ТРА ТРИ ТКА СТИ | ТРО ТРЕ ТКУ СТЕ | ТРУ ТРЯ ТКО СМИ | ТРЫ ТРЮ ТКЫ СМЮ | СВА СКА СМА СПА | СВО СКО СМУ СПО | СКУ СМЫ СПУ | |
СПЛО | СКЛО | СПЛЮ | СТА | СТО | СТУ | СТЫ |
ДРА КРА ГРА ВРА ПРА ФРА | ДРО КРО ГРО ВРО ПРО ФРО | ДРУ КРУ ГРУ ВРУ ПРУ ФРУ | ДРЫ КРЫ ГРЫ ВРЫ ПРЫ ФРЫ |
ЖВА ЖВИ ЖВЕ ЖВО ЖВУ ЗБА ЗБО ЗБУ ЗБЫ ЗБИ ЗБЕ | ЖДА ЖДИ ЖДЕ ЖДО ЖДУ ЗВА ЗВО ЗВУ ЗВЫ ЗВИ ЗВЕ | ЖЛА ЖЛИ ЖЛЕ ЖЛО ЖЛУ ЗДА ЗДО ЗДУ ЗДЫ ЗДИ ЗДЕ | ЖМА ЖМИ ЖМЕ ЖМО ЖМУ ЗЛА ЗЛО ЗЛУ ЗЛЫ ЗЛИ ЗЛЕ | ЖНА ЖНИ ЖНЕ ЖНО ЖНУ ЗНА ЗНО ЗНУ ЗНЫ ЗНИ ЗНЕ |
ЗБЮ ЗБЯ ШВА ШКУ ШЛА ШНУ БРА БРО БРЮ ГРА ГРЫ ХРА ПРО | ЗВЮ ЗВЯ ШКА ШКИ ШЛО ШПА БЛА БРУ БРЫ ГРО ГРИ ХРЮ ПРИ | ЗДЮ ЗДЯ ШВО ШКЫ ШЛЯ ШТИ БДА БЛУ БРИ ГРУ ГНУ ХРУ ПРУ | ЗЛЮ ЗЛЯ ШКО ШКЕ ШНИ ШТА БТА БЛЕ БЛИ ГРЯ ГДЕ ХРИ ПРЕ | ЗНЮ ЗНЯ |
Эти слоги должны, что называется, отскакивать от зубов. До тех пор, пока ребенок не будет их свободно читать, за тексты лучше не браться. И вы будете нервничать, и ребенок не получит удовольствия от чтения.
Вот и пришло время выучить последние три буквы алфавита. Предложите ребенку выложить из букв слово гуси. Спросите: «Какой согласный звук во втором слоге?». - «- Правильно, мягкий, потому что после него стоит буква и . Но ведь мы говорим «гуси», когда их много, а если у нас только один, то как мы скажем? Гусь. Сколько звуков в слове? Молодец - три звука, ты убрал звук и . Но что получилось, давай прочтем - Гус. Как же сделать, чтобы звук [с] стал совсем мягким? Оказывается есть волшебная буква, и если ее поставить после согласной, то она всегда будет мягкой. Это Ь , мягкий знак».
Прочтите ребенку маленькие стишки:
Почему не спишь ты, мышь,
И в углу своем шуршишь?
Спать на твердом не люблю,
МЯГКИЙ ЗНАК себе стелю.
И. Новикова
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Е. Измайлов
Попросите малыша подчеркнуть в первом стихотворении везде мягкий знак.
Проговорите и разберите с ним, где мягкий звук, где - твердый.
АС - АСЬ ОСЬ - ОС УТ - УТЬ УПЬ - УП | АРЬ - АР ОР - ОРЬ ЫСЬ - ЫС ИР - ЯР |
Спросите у малыша, как уголь превратить в угол. Какой последний звук в словах мягкий или твердый? Можете вначале ему помочь. Обозначьте кружками и буквами слово рысь на рис. 21.