Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Исследовательская работа — по краеведению: Значение и происхождение названий улиц. Исследовательская работа по краеведению «Моя земля, мои земляки… Исследовательские работы учащихся по краеведению

Мария Муксунова
Исследовательская работа по краеведению

Исследовательская работа школьников по краеведению

Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов многогранной внеурочной деятельности учителя родного языка и литературы.

Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением .

Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального краеведческого материала . В работах содержатся обязательные элементы научного исследования : постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования , выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы, презентация полученных результатов.

Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.

Исследовательская деятельность учащихся в современной школе приобретает все большую значимость, так как приобщает их к миру слова, развивает культуру мышления, интеллектуальный потенциал школьника через самостоятельную деятельность, свободное самовыражение, создание собственного продукта творчества. Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе , необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию .

Исследовательские работы по краеведению ведутся по направлениям : культура, этнография, фольклор, литература и язык. Формы исследований : проектные, поисковые, информационные, творческие, прикладные. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают : четкое представление о цикле познания, основных методах исследования (как теоретических, так и экспериментальных) ; возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Тематика исследовательской работы зависит от возраста , интересов и способностей ученика.

В результате научно-исследовательской работы школьники должны быть знакомы с методами поиска научной информации, уметь делать обзор литературы по интересующемуся вопросу, систематизировать информацию, составлять план работы , применять теоретические навыки, анализировать и обобщать полученные результаты. Помимо теоретических знаний требуется от ученика творческий подход, усидчивость, упорство для достижения конечного результата, так как над темой приходится работать 2-3 года , постоянно совершенствуя и дополняя.

В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающее уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания . Учителями-руководителями проводятся беседы, обзоры исследовательской литературы , исследования .

Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность выступающих учащихся, свободное владение необходимыми понятиями, готовность ответить на заданные вопросы – аспекты, над которыми должен работать руководитель научно-исследовательских работ .

Успехи в исследовательской работе приходят после скрупулёзной, обучающей работы , в тесном сотрудничестве с учащимися и их родителями, с сотрудниками краеведческого музея им . П. Х. Староватова, школьной и городской библиотекой. Результатом такого сотрудничества, к примеру, стало исследование учащихся Сыромятниковой Христины «Вооружение и доспехи Кыыс Богатырки Дьырыбына Дьырылыатта» , Муксуновой Марии «Берестяные изделия – национальное творчество якутов» , Унаровой Сардааны «Поэтика олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» , Михайловой Марины «Народная мастерица М. И. Михайлова» , «Хаппар – нарядная сумочка якутов» , «Туесок – комплект современной девушки» , Андреева Виталия «Игры на хомусе» , Кириллина Никиты «Выдающийся сын якутского народа П. А. Ойунский» , Андреевай Агафьи «В. О. Каратаев «Модун Эр Соотох» олохото», Игнатьева Григория «Понятие о духах в якутском веровании» и др.

Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее» , «Тюркский мир» , «Саха саарыннара» и др. Учащиеся являются участниками республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференций тюркологических экспедиций в г. Москве, Санкт-Петербурге, Монголии, Республике Алтай.

В заключении хотелось бы отметить, что краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как : у учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности; углубляются краеведческие знания , представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже на занятиях краеведением .

Публикации по теме:

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Исследовательская работа «Мир бумаги» С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному.

Исследовательская работа об участнике ВОВ Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной презентации речь пойдет об отце, дедушке и прадедушке, участнике ВОВ Зенченко Александре Федосеевиче.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино

Ойконимы города Поворино и Поворинского района

Выполнила: ученица 8 «б» класса Налетова А.

Научный руководитель: учитель истории Суязова А.Ю.

Поворино 2016 г.

железнодорожная станция

Из истории наименований поселений Поворинского района

Поворинский район - самая восточная окраина Воронежской области, расположен на Окско-Донской равнине. На востоке район граничит с Саратовской областью, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Располагаясь в лесостепной зоне, Поворинский район обладает умеренно-континентальным климатом.

Площадь района - 1090 км.

Основные реки - Кардаил, Хопёр, Свинцовка.

Село Байчурово. С ело было основано, как узловая железнодорожная станция, в начале 1895 года во время строительства железнодорожного перегона Харьков-Балашов. У ближайшего к месту строительства хутора было два названия – Байчуровка и Марьевка, первое из которых, более приглянувшись строителям, и было избрано, как название железнодорожной станции.

Село Вихляевка . Село располагается в 18 км от станции Байчурово и в 73 км от районного центра. Происхождение названия села, вероятнее всего, идет от старинного названия оврага с крутыми поворотами и краями – вихляйка. После крестьянской реформы 1861 года на богатые черноземные земли, на которых ныне располагается село, переехала группа зажиточных крестьян, пожелавших жить обособленно, из находившегося тогда по соседству села Тюковка, образовав хутор под названием Тюковский. При советской власти, окончательно утвердившейся в селе в начале февраля 1920 года, название Вихляевка было на постоянной основе закреплено за селом.

Село Мазурка . Располагается в 38 км от районного центра. В сельское поселение помимо административного центра также входят село Ильмень и село Кардаиловка. Основано село было в 1790 году крестьянами-однодворцами, которые переселились сюда из трех уездов Тамбовской губернии (Либедянского, Тамбовского и Кирсановского), а также из Пронского уезда Рязанской губернии. Селение было названо Мазуркой. Вероятных причин для такого названия две:

1) самая благозвучная, предполагает, что названо село было, как и знаменитый польский танец «мазурка».

2) более реалистичная, основана на том, что во время распутицы через село фактически невозможно пробраться. Мазуркой в те времена называлась очень липкая грязь, которой в этих местах очень много. Жители других районов и мест называли местное население мазунами, мазилами и мазурами. Вероятно, что именно от этих обидных прозвищ и произошло название села.

Село Октяборьское. Находится в 30км от районного центра. Возникло примерно в 1730 году на берегу небольшой реки Калмык. В разное время имело название: Верховой Калмык, Верховое, Верхний Калмык, Калмык. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1948 года село было переименовано в Октябрьское, а Калмыкский сельсовет – в Октябрьский.

Село было основано крестьянами-однодворцами, позднее переведенными в разряд государственных.

Посёлок Октябрьский . Находится в одном километре от станции Макашевка и в 67 км от г. Поворино. В состав сельского поселения помимо его административного центра также входят поселки Калмычек (2 км до административного центра), Красное Знамя (4 км) и Кривченково (3 км), а также железнодорожный разъезд Макашевка. История создания рабочего поселка Октябрьский берет начало в 1930 году, когда на месте его нынешнего расположения создавался зерноводческий совхоз. Первоначально поселок входил в состав Полынковского сельского совета. По мере развития совхоза развивался и его административный центр.

Село Пески . Находится примерно в 30 км от районного центра. В составе сельского поселения помимо этого населенного пункта других нет. Существует легенда, согласно которой название селу дал Петр I . Проезжая место, где сейчас располагается село, он попал на песчаное место, где на несколько сотен метров вокруг не было видно ни единой травинки. Выглянув из окна застрявшей в песках кибитки, самодержец изумленно сказал: «Какие чудесные пески!». По легенде именно с этой фразы и берет название местность, а затем и расположенное на ней поселение. Село начала активно отстраиваться в первой четверти XVIII века. Названия частям села были даны по тем местам, из которых приезжали переселенцы.

Село Рождественское . Первые поселенцы на этих землях появились в период с1720 по1730 гг. Изначально село называлось Поворино, название его пошло с слова«Поворина»,что в словаре Даля обозначено, как«поперечная либо косая связь между двух досок или брусьев».Село, выстроенное на пересечении крупных торговых трактов, служило перемычкой между ними, отчего, скорее всего, и получило такое название. При постройке в 1870 году новой Рождественской церкви у села появилось новое название, которое вскоре за ней и закрепилось. В том же году по факту постройки новой железнодорожной станции название Поворино отошло к ней.

Село Самодуровка . Село было основано во второй половине XIX века солдатами из села Рождественское, закончившими военную службу и не пожелавшими оставаться в родном селе на постоянное жительство ввиду различных причин. Основной из них являлось то, что крестьянская реформа 1861 года не принесла местному населению желаемого заметного облегчения. Многим не хватало земли, чтобы прокормить постоянно растущие семьи, поэтому некоторые переехали жить на левый берег реки Свинцовка, образовав поселение, называемое местными, как Солдатские Выселки. Позже его прозвали Самодуровкой, вследствие того, что те, кто остался жить на обжитых местах, считали ушедших именно такими.

Город Поворино - центр Поворинского городского поселения и Поворинского муниципального района, находится в восточной части Воронежской области и граничит с Саратовской и Волгоградской областями, Новохоперским, Грибановскими Борисоглебским районами Воронежской области.

Возник как посёлок при станции Поворино (открыта в ); название дано по соседнему селу Поворино (оно же Рождественское).

Старое название села, давшее имя городу, могло произойти от слов, приведённых в «Толковом словаре» В.И. Даля: « Поворы, поворцы - переметины, ветреницы, хворостины на стогах, соломенных крышах, притужины от ветру». И ещё: « Поворина - поперечная либо косая деревянная связь, укрепа между двух досок или брусьев». Правда, трудно представить, как эти слова могли стать основой названия.

Предположительно от русского «повора», что означает «изгородь, прясельная городьба». Возможно, прозвищное имя Поворок позволяет реконструировать антропоним Повор, от которого можно предполагать образование Поворино.

Есть ещё одна версия названия города. По преданию Пётр I проезжал по Хопру и ему там понравились местные повара. Поэтому деревню так и назвали.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Заключение

Поставленные цели и задачи исследования были достигнуты. В ходе проделанной работы по изучению ойконимов города Поворино и Поворинского мы узнали много интересных фактов из истории нашей малой родины. Гипотеза подтвердилась. Действительно, названия населённых пунктов сформировались в результате географического расположения населённых пунктов и в связи с историей и событиями в жизни местного населения.

В ходе проделанной работы, мы расширили исторические знания о нашем городе и районе, познакомилась с его историей, с разнообразными названиями населённых пунктов и историей происхождения некоторых из этих наименований.

Мы в ходе исследования также установили, что наш район расположен на востоке Воронежской области, на Окско-Донской равнине, и граничит с Саратовской областью на востоке, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Топонимика – увлекательная наука, она может заинтересовать и краеведов, и всех, кто любит свой родной край и его историю. Региональная топонимия является уникальным историко-культурным памятником территории, которая соединяет историческую память и духовное наследие населяющих её народов.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

    поселения Поляна, Моховое, Пески - названы по природному признаку;

    Рождественское - в честь церкви;

    Макашевка, Чибизовка - в честь фамилии владельца;

    Октябрьское, Октябрьский - в честь происходивших событий.

Историю своей родины, как и историю своей семьи, должен знать каждый человек.

Материалы данной работы будут использованы для проведения экскурсий в школьном краеведческом музее, а так же на занятиях по истории, краеведению, географии на факультативных занятиях.

Список литературы

    Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж, 1973.

    Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края. – Воронеж, 1968.

    Загоровский В.П. Как возникли названия городов и сел Воронежской области / В.П.Загоровский. Воронеж, 1966.

    Зюбин М. Вся Лискинская земля. (Опыт историко-топонимического обзора). – Воронеж, 1998.

    Ковалёв В. Поворино, моё Поворино. – Борисоглебск, 1991.

    Прохоров В.А. Надпись на карте. – Воронеж, 1977.

    Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. – Воронеж, 1973.

    Топонимические предания Воронежской области / Сост. Е.А. Орлова. Под ред. Т.Ф. Пуховой. – Воронеж, 2001

Интернет-источники

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Научное толкование названий населенных пунктов, упоминаемых в преданиях. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region /80- nauchnoe - tolkovanie - nazvanij - naselennyh - punktov - upominaemyh - v - predanijah . html .

    http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    http :// slovardalja . net .

    Структурное подразделение юных туристов МБОУДОД Борисоглебского центра внешкольной работы БГО // http :// borisoglebskaya - spyutur . webnode . ru / kraevedenie - i - muzeevedenie / issledovatelskie - raboty /.

    Край воронежский. Топонимика // http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    Поворино. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворино.

    Поворинский район. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворинский район.

    Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // .

    Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

Приложение

Состав Поворинского района (карта)

В состав района входит 9 поселений: городское поселение - город Поворино (обозначено на рисунке цифрой 1), а также Байчуровское (2), Вихляевское (3), Добровольское (4), Мазурское (5), Октябрьское (6), Песковское (7), Рождественское (8) и Самодуровское сельские поселения (9).

Поворино на карте Воронежской области

ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.


История и экономика поселка. Работа по этому направлению состоит в изучении истории конкретного поселка, его домов, семей, демографической ситуации в целом, современного экономического состояния и сравнении с архивными данными о прошлом этого селения. Для этого изучаются архивные данные, записываются устные рассказы старожилов. -Фольклор и этнография. Ребята по этой специализации, работая с жителями деревни, записывают фольклорные тексты, предания, выявляют существующие фольклорные жанры, изучают особенности бытования на современном этапе семейной и календарной обрядности, составляют план поселка, на который наносятся местные топонимы. «История семей и домов поселка Шхафит», «Семья в традиционной культуре как фактор социализации», «Современное состояние семейной обрядности в адыгейской диаспоре Сочи» и т.п.


Определение методов исследования Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.


Библиографический поиск литературы по теме. Предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, городскую библиотеку, библиотеку ЦДЮТЭ. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты.


Посоветуйте детям делать карточки для каждой обнаруженной ими ссылки. На карточке записывается вся информация, которая потребуется для создания списка библиографии в исследовательской работе. Пример: Комаров А., Максимов И. Сочи и сочинцы. Краснодарское книжное издательство, стр.


В исследовательской работе широко применяются различные письменные источники: дневники, воспоминания и т.п. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Важный источник – разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Важной отправной точкой могут стать старые предметы и вещи, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.


Архивный поиск. Данная работа проводится индивидуально и только с теми учениками, которые ответственно, добросовестно собирали материал, имеют желание изучить тему намного глубже. Сочинский архив – Ирина Николаевна. Улица Юных Ленинцев. Режим работы читального зала: , – Иметь письмо ОУ, заверенное подписью директора и печатью. В письме указать Ф.И.О. учащегося или педагога, тему работы. С собой иметь паспорт.




Структура работы Любая научно- исследовательская работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Список литературы. Некоторые исследователи не считают введение серьезной частью работы, помещают туда лишь несколько общих фраз и очень краткую аннотацию. Однако, именно здесь содержится как бы история создания работы от выявления проблемы до условий реализации вашего проекта.


Введение Цель, задачи Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – изучить/проанализировать/ сопоставить/дать рекомендации). Пример из работы «Битва за Кавказ»: «ЦЕЛЬ РАБОТЫ Перед собой я поставила цель: определить историческое значение и роль битвы за Кавказ в общей системе борьбы против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. ЗАДАЧИ - Выяснить причины неудач советских войск на Кавказе в период оборонительных боев в 1942 г; Назвать размеры наших потерь; Высказать мнение об уровне боевой подготовки немецких войск и их стратегических промахах; показать недостаточную оснащенность советских частей и соединений оружием и военной техникой.»


Введение Актуальность Введение должно доказывать актуальность вашей работы. Поэтому для написания введения дайте юному исследователю примерные вопросы, доказывающие актуальность его исследования: Какая идея положена в основу твоего исследования? Как по-новому будет осуществляться твоя деятельность? За счет чего? Какие традиционные и нетрадиционные методы исследования помогут достичь поставленной цели? Какого результата ты ждешь?


Введение Оригинальность и особенности исследования Следующую группу составляют вопросы, цель которых выявить новизну авторской позиции. Главный из них: " В чем конкретно состоит оригинальность (или особенность) вашей разработки?" Желательно, чтобы вы сравнили ваш подход с существующими, традиционными и другими работами схожей проблематики, выделили, что нового вносите вы, что отличает ваш труд от других.


Введение Границы применения или условия реализации После того, как раскрыта новизна авторской позиции, можно переходить к заключительному этапу - ответам на последнюю группу вопросов, ориентированных на выделение того, что нужно для реализации замысла. Автор должен ответить на главный вопрос: "Какие условия необходимы для воплощения замысла и достижение прогнозируемого результата?" Для ученических работ можно выделить частные вопросы, сопутствующие основному: На кого рассчитано ваше исследование? Сочетается ли оно со школьной программой? Какие требуются дополнительные условия для реализации вашего проекта или исследования?


Основная часть Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнения известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.




Список литературы В список литературы вносятся публикации, издания, сайты, другие источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


Приложения Любую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть ксерокопии чертежей, документов и писем, фотографии, копии открыток, составленный предметно- топографический указатель, таблицы, диаграммы, графики. Все это рекомендуется собирать, изготовлять учащимся в ходе написания работы. На все приложения должны быть ссылки в докладе.


Презентация работы Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.


Выступление Само выступление необходимо отрабатывать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. Отследите темп, в котором произносится текст – он не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.


Наглядное оформление выступления Сегодня под этим понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником – но может и бесповоротно ухудшить впечатление от вашего выступления. Мультимедийный проектор полезен в двух случаях: Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи. Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой. Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.

Отечество – 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Отечество»

Номинация «Историческое краеведение»

Исследовательская краеведческая работа

«Мой хуторок – ты капелька России»

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Строительная, 18

Тел.: 8 928 608 49 79

Руководитель:

учитель биологии

Муниципальное бюджетное учреждение культуры:

Морозовская основная общеобразовательная школа

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 24

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 14

Тел.: 8 928 160 06 99

Ростов-на-Дону

Введение............................................................................................................... 3

1. Мой хуторок – ты капелька России............................................................... 5

1.1. Физико-географическое описание района исследования …………… 5

1.2. История образования района исследования …………………………. 5

· развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел;

· быть полезными окружающим людям.

Высшим органом управления организацией является республиканский совет, в который входят: атаман , первые помощники атамана и учителя, курирующие республиканские отряды: Знание, Задор, Забота, Чемпион, Эколог, Патриот. Он наделен полномочиями избирать и утверждать общим голосованием помощников атамана и состав республиканских отрядов.

Атаман собирает раз в месяц на школьный казачий круг первых помощников атамана, которые возглавляют отряды, контролирует и координирует работу всех отрядов. Раз в три месяца собирается хуторской круг, на котором атаман детской организации Республика «Казачья» и первые помощники атамана отчитываются о проделанной работе атаману хутора.

Отряд Патриот

Направление деятельности: Культура, краеведение, милосердие

Проект: «Отечество»

Традиционные ежегодные мероприятия: смотр строя и песни; хоккейный турнир; военно-спортивная игра «Зарница; вахта памяти посвященная, Дню Победы, акции милосердия.

Выводы

На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Правительством Ростовской области разработана и утверждена Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года, которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. От того, что будет помнить и ценить подрастающее поколение, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

Таким образом, основным результатом исследовательской работы является достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Заключение

Не стоит ругать молодое поколение за отсутствие патриотизма, черствость, равнодушие и безнравственность. Некоторые из них уже доказали, что мужество, героизм, бесстрашие не ушли в прошлое.

Время идет, неторопливо и размеренно, и, кажется, никакие потрясения не ускорят его размеренный и ритмичный ход. Не стоит на месте Тихий дон. Степенно и величаво несет он свои воды, также неторопливо, как и много веков назад. По-прежнему живописны и плодородны его берега, вольные, смелые и трудолюбивые потомки казаков живут здесь.

Жизнь не стоит на месте: XXI век не замедлил прийти на наши древние донские земли. Растет и развивается наш хуторок. Проведена телефонизация и газификация, налажено водоснабжение , строятся дороги, реконструирована школа. Те, у кого есть желание работать, добиваются значительных результатов.

Шагая в ногу со временем, не нужно забывать своей истории, традиций, а самое главное – людей, которые смогли создать, сохранить и преумножить все, чем мы богаты.

Не все страницы истории нашего края ещё изучены.

Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

Список использованных источников

1. , Шендерук район: история и современность, 2005

2. Астапенко, обычаи, обряды и праздники донских казаков, 1998

3. Гордеев казачества Ч. 1-4. М., 1995

4. Козлов казачества. Ростов-на-Дону, 1997

5. Казачий словарь-справочник. - Сан. Ансельмо, Калифорния, С. словаря, редактор 1966-1970

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

(Презентация расположена на сайте http://morozshool. ucoz. ru)

Постановка проблемы (задачи) Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу». Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – архивные и экспозиционные материалы...

Постановка проблемы (задачи) Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу». Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – архивные и экспозиционные материалы Кимильтейского краеведческого музея, газетные статьи, воспоминания односельчан, сослуживцев об Иване Михайловиче Рагозине. Проблема – можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Гипотеза – героями не рождаются, ими становятся. Актуальность темы - заключается в необходимости сохранения в памяти жителей села Кимильтей, городов Саянска, Зимы и Зиминского района подвига И.М. Рагозина. Наша страна, обладающая огромными, гигантскими возможностями может быть побеждена только идеологически, прогнив изнутри. Победив когда-то в Великой Отечественной войне, теперь мы проигрываем на информационном фронте. Мы не знаем наших героев и даже удивляемся необходимости знать о них! Мы сами не хотим становиться героями. И если сейчас не остановимся,

Районная краеведческая конференция школьников В жизни всегда есть место подвигу Автор работы: Шкаленкова Виктория Максимовна учащаяся 9 класса МОУ Кимильтейской СОШ Иркутской области Зиминского района Руководитель: Красикова Оксана Павловна учитель истории, обществознания и права высшей квалификационной категории МОУ Кимильтейской СОШ Иркутской области Зиминского района Зиминский район, 2016 г.

2 Содержание Содержание…………………………………………………………………………………………2 Введение………………………………………………………………………………………….…3 Глава І. В жизни всегда есть место подвигу…………………………………………………...5-7 1.Постановка проблемы……………………………………………………………………………5 2. Исследование……………………………………….…………………………………………….7 Глава ІІ. Каким он парнем был……………………………………………………………...…8-13 1.Становление героя……………………………………………………………………………….8 2. Подвиг во имя спасения людей – бессмертен……………………………………… ………10 Заключение................................................................................. …………………………..…….14 Список источников и литературы................................ …………………………………...15 Введение

3 «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, Но необходима целая жизнь, Чтобы стать достойным человеком…» Поль Брюла В словаре Владимира Даля Подвиг – это героический, самоотверженный поступок. А подвиг во имя спасения жизни людей – бессмертен. Человека совершившего подвиг в народе называют героем. ГЕРОЙ (франц. héros от греч. heroos - сближ. с Гера, эрос) - Человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самоотверженности. Лицо, являющееся для кого-либо предметом поклонения, восхищения, образцом для подражания. Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды. Витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо–воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. 1 Герои - основатели городов. К героям причисляли мудрых законодателей и философов (сравн. "семь мудрецов"), воинов, павших в бою. Культ героев сближал богов и людей, показывал, что между божественным и человеческим нет непроходимых границ. Останки героев почитались как святые. В христианстве эта традиция продолжалась в форме культа святых и реликвий. Герой, совершая подвиг, показывает пример самоотверженности (иногда в прямом смысле жертвуя телом ради духа). Героическое в искусстве связано с возвышенным и трагическим, а почти неизбежная гибель героя воспринимается радостно (ведь ему обеспечено бессмертие)2 . У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов. И наше время нельзя назвать вполне мирным, на долю наших современников выпала и боль потерь товарищей, и огонь сражений, разрушение и смерть. Им пришлось в «мирное время» рисковать своей молодой жизнью. Для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел… 1 См. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб: ИД «Весь». 2004. – 736, ил. 2 См. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

4 Вы спросите, во имя чего? Ответ прост: они – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина. А можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Есть ли в наше время место подвигу? Есть ли среди жителей Кимильтея герои, которыми гордятся односельчане? Поиск ответа на поставленные вопросы автор начал с посещения краеведческого музея села Кимильтей, где познакомился с героическим подвигом Ивана Михайловича Рагозина. Его история заинтересовала. Так объектом исследования стала жизнь и подвиг жителя села Кимильтей Рагозина Ивана Михайловича. Глава І. В жизни всегда есть место подвигу 1.Постановка проблемы Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу».

5 Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – история жизни и подвига молодого человека, оказавшегося перед выбором: жизнь или спасение людей? Проблема – можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Гипотеза – героями не рождаются, ими становятся. Актуальность темы - заключается в необходимости сохранения в памяти жителей села Кимильтей, городов Саянска, Зимы и Зиминского района подвига И.М. Рагозина. В ноябре 2015 года отмечалась 20-летняя годовщина подвига милиционеров – наших земляков. Наша страна, обладающая огромными, гигантскими возможностями может быть побеждена только идеологически, прогнив изнутри. Победив когда-то в Великой Отечественной войне, теперь мы проигрываем на информационном фронте. Мы не знаем наших героев и даже удивляемся необходимости знать о них! Мы сами не хотим становиться героями. И если сейчас не остановимся, то скоро будет поздно. Потеряв гордость за свою историю, мы потеряем страну. Цель работы: доказать на личном примере Ивана Рагозина, что в жизни всегда есть место подвигу и что героями не рождаются, ими становятся. Задачи:  провести выборочный социологический опрос обучающихся Кимильтейской школы и училища по вопросу «Что вы знаете о подвиге Ивана Рагозина?»  провести беседы с односельчанами, одноклассниками, друзьями Ивана Рагозина;  изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в экспозиции краеведческого музея с. Кимильтей;  посетить отдел внутренних дел г. Саянска и взять интервью у сослуживцев Ивана Рагозина;  обобщить и систематизировать информацию о жизненном пути и подвиге односельчанина и предоставить её в соответствии с хронологическим принципом;  привлечь интерес моих сверстников к изучению истории малой родины через судьбу человека, совершившего героический подвиг. Методы исследования: сбор, анализ и систематизация архивных материалов, интервьюирование односельчан, сослуживцев, изучение средств массовой информации, контент-анализ, сравнительный анализ. В работе исследовалась биографическая судьба героя на разных этапах жизни: школьные и трудовые годы. При подготовке работы были изучены документы архивные и экспозиционные материалы Кимильтейского краеведческого музея, собраны воспоминания

6 односельчан, сослуживцев. Оформлена папка материалов о Рагозине Иване Михайловиче и составлена презентация «В жизни всегда есть место подвигу». Тема, связанная с исследованием жизненного пути, очень специфична. С одной стороны, она выстраивается на субъективных воспоминаниях и суждениях людей; с другой стороны, на объективных источниках, к которым, в первую очередь, относятся различного рода документы (например, грамоты, диплом, трудовая книжка, военный билет и т.п.). Научная литература по тем вопросам, которые непосредственно рассматриваются в исследовании, отсутствует. Таким образом, данная работа построена на использовании лишь источников устного и документального материала, за исключением выдержек из газет. Практическая и теоретическая значимость исследования: работа рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей малой родины. Данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе истории, а также при проведении классных часов по патриотическому воспитанию. Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Исходя из вышеизложенного определились этапы работы: 1. Социологический опрос. 2. Изучение материалов местных краеведов музея села Кимильтей. 3. Интервьюирование классного руководителя, односельчан, сослуживцев. 4. Анализ полученных результатов. 5. Оформление работы, и презентации «В жизни всегда есть место подвигу». 2. Исследование В начале исследования, с целью выявить, что знают жители села о подвиге Ивана Рагозина, и как хранят память о своём герое, был проведен социологический опрос. В исследовании использовалась случайная выборка респондентов из трёх категорий жителей села Кимильтей. Всего было опрошено 44 человека: из них: 14 – взрослые жители села, 15 – учащиеся Кимильтейской школы, 15 – студенты техникума. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: 1. Можно ли стать героем в наше время? 2. Героями рождаются или становятся? 3. Вы знаете о подвиге Ивана Рагозина? По первому вопросу были получены следующие результаты:

7 Вывод: большинство респондентов считают, что можно стать героем в наше время. Хотя среди школьников и студентов имеются сомнения по этому вопросу. По второму вопросу были получены следующие результаты: Вывод: большинство респондентов ответили, что героями становятся, а не рождаются. По третьему вопросу были получены неутешительные результаты: Из 44 человек только 17 ответили, что знают, какой подвиг, совершил Иван Рагозин. И это большая часть респондентов из числа взрослых жителей села. Подрастающее поколение, к сожалению, не помнит ни Ивана, ни его подвиг. Результаты исследования убедили в том, что тема исследования выбрана правильно. Глава ІІ. Каким он парнем был 1. Становление героя Есть только миг между прошлым и будущим Именно он называется жизнь… В краеведческом музее села Кимильтей имеется краткая биография Ивана Рагозина. Обычная для выросшего в СССР человека биография. Рагозин Иван Михайлович родился 3 декабря 1966 года в селе Кимильтей Зиминского района Иркутской области в крестьянской семье. В 1984 году окончил Кимильтейскую среднюю школу. Отслужил в рядах вооружённых сил Советского Союза. Работал в родном колхозе водителем. В 1994 году поступил на

8 службу рядовым милиции, инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ отдела внутренних дел города Саянска. Погиб 5 ноября 1995 года при задержании вооруженного преступника. Сухая официальная информация, а за ней – жизнь, наполненная подготовкой к подвигу. И дело даже не в советской идеологии, тогда активно готовившей гражданина к войне, нет. Научить воевать можно. Научить жертвовать собой – нельзя, ведь только сам человек может вырастить себя способным отдавать себя своей земле, своему народу, своим близким. В этом и есть подвиг, а акт героизма – это только вершина айсберга. В результате исследования по рассказам односельчан, классного руководителя, сослуживцев была воссоздана наиболее полная биография Ивана Михайловича Рагозина. Иван – старинное русское имя, издавна было символом защитника Родины. Русскому Ивану посвящено множество од, песен, стихов, сказок, былин, в которых Иван предстает сильным, волевым, преданным, красивым человеком с большой душой. Поэтому имя Иван - это олицетворение настоящего русского человека. Недаром во многих странах русских называют Иванами - защитниками земли Русской. Итак, каким он был Иван? Родился Иван Рагозин в селе Кимильтей. В семье было трое детей, Ваня был из них младшим. Родители были колхозниками. Отец: Рагозин Михаил Васильевич 1926 года рождения, уроженец села Кимильтей работал в колхозе имени «Ленина» мотористом. Мать: Рагозина Елизавета Егоровна 1928 года рождения уроженка Алтайского края по состоянию здоровья не работала. Ведение домашнего хозяйства и воспитание детей было полностью на её плечах. Мальчишки, Ваня с братом Валентином выполняли посильную мужскую работу, а сестра Тамара больше помогала матери. Работы на приусадебном участке и покосе полностью выполнялись руками матери и детей. Все дети рано были приучены к труду. Отец приходил с работы поздно и к тому же тоже был не совсем здоров. В материальном отношении семья всегда имела ограничения, но дети все были одеты, обуты скромно, но аккуратно, умели дорожить и беречь всё, что им досталось в семье.3 Мальчик, проживающий, на улице Тереховой пошел учиться в школу в 1973 году, где был аккуратным и дисциплинированным учеником. Он активно занимался физкультурой, выполнял нормативы ГТО на «отлично» и за это его награждали почетными грамотами и знаками отличи. С детства Ивану нравилась военная форма. Он мечтал стать военным, будущим хранителем правопорядка. В школе он учился на хорошо, в Кимильтейском краеведческом музее бережно хранят его тетрадки, заполненные аккуратным почерком. Иван был по характеру уравновешенным, немного задумчивым, не конфликтным юношей. 3 . См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

9 Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны4 , Иван пользовался уважением у своих одноклассников, с его мнением считались. Он был добросовестным и ответственным учеником, всегда выполнял как временные, так и постоянные общественные поручения, постоянно избирался в актив класса. Много читал. Вместе со своими одноклассниками работал в школьной производственной бригаде и в числе лучших членов бригады неоднократно принимал участие в туристических поездках по памятным городам Советского союза: Москва, Сочи, Куйбышев. Из воспоминаний Урицкой Светланы Николаевны: «Я училась на три года старше Ивана. Это был высокий, спокойный парень. Всегда с улыбкой, немного задумчивый. Он располагал к себе». Большую роль в воспитании Ивана сыграла его мама5 . Малограмотная мать, Елизавета Ивановна, не задумывалась о том, что она подаёт детям хороший пример милосердия и сострадания и умения прийти на помощь слабому. Дело в том, что рядом по соседству проживала одинокая старушка Вондрухова Елена с маленькой пенсией. По возрасту, она не могла работать на огороде и ходить в магазин. Мать Вани делилась с этой бабушкой продуктами со своего подворья, носила по тропинке через огород что-нибудь поесть. Иван вместе с братом так же часто оказывал помощь бабушке: приносил воду и рубил дрова. Так Иван пошёл по жизни добрым, отзывчивым и благородным человеком. После успешного окончания средней школы Иван был призван в ряды Советской армии. Отслужив два года, вернулся в родное село и стал работать в колхозе водителем. В мае 1994 году Иван поступил на службу рядовым милиции, инспектором дорожно- патрульной службы ГАИ отдела внутренних дел города Саянска. К сожалению, проработал там один год. За период службы в должности зарекомендовал себя с положительной стороны. Подполковник полиции Бондаренко А.Л. вспоминает: « Иван по своему характеру был скромным и спокойным человеком. В общении с участниками дорожного движения всегда был предельно вежлив, никогда не позволял себе грубости. В коллективе ОГАИ пользовался заслуженным уважением. Ценили его за трезвую голову, точный расчёт, за мужество и природную смекалку. Иван имел хорошие показатели в надзоре за движением. В 1995 году им было выявлено1080 нарушителей Правил дорожного движения, 48 из которых – водители находились в состоянии алкогольного опьянения. За добросовестную службу имел неоднократные поощрения со стороны руководства». 4 См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны 5 См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

10 В горотделе милиции города Саянска показали приказ начальника ГОВД, подполковника Е.И.Соловьёва о награждении рядового Ивана Рагозина в честь дня работника милиции. Увы, об этом приказе Иван уже не узнал. Так незаметно, но уверенно Иван шёл к своему главному поступку в жизни, который прославил его среди жителей района и Иркутской области. 2. Подвиг во имя спасения людей – бессмертен Это и есть секрет героизма: никогда не позволять страху смерти руководить вашей жизнью. Бернард Шоу 4 ноября 1995 года личный состав Саянской милиции был поднят по тревоге. Введен оперативный план «Серена», направленный на розыск и задержание особо опасного вооруженного преступника. Было известно, что в 19.20 он ворвался в частный магазин «Кристина», расположенный в микрорайоне «Юбилейный», выстрелами из пистолета убил продавца Ирину Терлюк, покупателя Даниленко, работавшего директором Куйтунского лесхоза и, завладев выручкой в кассе магазина, скрылся. Ориентировка о приметах убийцы разошлась по району. Ее принял экипаж дорожно- патрульной службы ГАИ в составе старшины Сергея Гришкевича и рядового Ивана Рагозина, которые несли службу на контрольно-пропускном пункте ГАИ между Саянском и Зимой. «Внимание все постам!» - услышали они голос дежурного по рации, - «Принять меры к задержанию опасного преступника, его приметы…» А потом уже не по инструкции: - «Осторожнее, ребята, у него пистолет!..»6 Они ещё не знали, что в арсенале Эдуарда Сафронова, когда-то принимавшего участие в боевых действиях в Приднестровье, кроме пистолета системы Макарова, были две боевые гранаты «Ф-1». «Есть в названии эхо взрыва, Что вчера ещё всех потряс, А сегодня до боли зримой Разрывает сердце у нас. Кто бедою былою ранен, К бедам новым не станет звать. Нет не в Библии, не в Коране Наущения убивать». … Подчиняясь жезлу, маршрутный автобус послушно прижался к обочине трассы. Осматривая его салон, в котором находилось около тридцати пассажиров, Гришкевич и 6 . См. газетная статья «Вооружён, и очень опасен».

11 Рагозин, не сговариваясь, обратили внимание на человека, внешность которого совпадала с приметами убийцы, указанными в ориентировке. Действовали по обстоятельствам, спокойно и быстро. Под предлогом досмотра автобуса вывели из салона подозрительного, исключив малейшую возможность использования им оружия. Дальнейшие события разворачивались со скоростью стрелки секундомера. Спрыгнув с подножки, Сафронов (а это был он), выхватил из кармана куртки «лимонку» (чеку он выдернул раньше). До взрыва, который мог стоить жизни многим ничего не подозревающим пассажирам, оставались мгновения, когда Иван Рогозин в отчаянном броске, закрывая собой, проем двери, перехватил руку со смертоносным куском металла с характерной насечкой. Взрыва он уже не слышал. Он не видел, как упал, истекая кровью, смертельно раненый осколком его напарник, который скончался через шесть суток, не мог видеть лиц людей за окнами автобуса, в которых застыл страх, и того, что еще живой бандит в агонии пытается выдернуть чеку второй гранаты. Но второго взрыва не последовало – подоспевший к месту происшествия сержант Александр Белезов разрядил свой ПМ в голову убийцы. Иван и его напарник Сергей Гришкевич с множественными осколочными ранениями были доставлены в Центральную городскую больницу Саянска. Врачи реанимационного отделения всю ночь боролись за спасение их жизней. Но, не смотря на их старания, Рагозин Иван скончался утром 5 ноября 1995 года, не приходя в сознание. Так оборвалась жизнь замечательного человека. В газетах напишут: «Погиб на своём боевом посту, задержав убийцу, сохранив жизнь десяткам людей»7 . Напарник Ивана Сергей Гришкевич (23 года) в тяжелейшем коматозном состоянии находился в течение нескольких дней. Скончался 10 ноября 1995 года. Похороны Ивана Рагозина проходили 8 ноября при большом стечении жителей городов Саянска, Зимы и ближайших сёл. Ивану были оказаны все почести. Траурное прощание проходило во Дворце культуры города Саянска с выставлением к гробу почётного караула из числа сотрудников ОВД в форменной одежде, с оружием. Похоронили Ивана на кладбище в родном селе. При опускании гроба был произведён трёхкратный ружейный салют. На месте гибели Ивана Рагозина и Сергея Гришкевича установлен мемориал памяти. За мужество и отвагу, проявленные при задержании опасного преступника, Иван Михайлович Рагозин и Сергей Васильевич Гришкевич Указом Президента РФ № 1652 от 16.12.96 награждены Орденами Мужества (посмертно). Ежегодно 4 ноября сотрудники ГИБДД организуют митинг в честь памяти погибших сотрудников, на котором присутствуют сотрудники отдела полиции г. Саянска, г. Зимы, 7 См. Воспоминания сослуживцев дорожно-патрульной службы ГОВД города Саянска

12 пенсионеры и ветераны органов внутренних дел, представители городской администрации, военкомата, общественности города. К памятнику возлагаются гирлянды и цветы. В краеведческом музее села Кимильтей оформлена экспозиция, посвящённая Ивану Рагозину. В экспозиции выставлены личные вещи и служебная форма Ивана, пробитая осколками шапка и сами осколки гранаты, удалённые из его тела. Оформлен памятный альбом. Память об Иване Рагозине увековечена в названии улиц в городе Саянске и родном селе Кимильтее, где он родился и честно прожил свою жизнь. Очень короткой оказалась жизнь Ивана Рагозина. По жизни он шагал твёрдой поступью с чистыми помыслами. Достойно ушёл из жизни, спасая жизнь пассажиров и водителя, ценой своей жизни, что, несомненно, является геройским подвигом. Заключение В исследовательской работе восстановлена и изложена героическая биография Ивана Михайловича Рагозина. Исследован вопрос - есть ли в жизни место подвигу и можно ли стать героем в наше мирное время. Бывают ситуации, когда у человека нет выбора. Это не так. Ежедневно, ежечасно каждый из нас делает тот или иной выбор. Иногда, чтобы стать героем, достаточно просто остаться человеком, не предать друзей, остаться верным Родине, поступить так, как диктует тебе собственная совесть. И даже в нашей обычной жизни все наши поступки имеют определённую цену: делая даже незначительный (казалось бы) выбор, мы определяем свою дальнейшую судьбу, своё будущее и будущее своих детей. Вся жизнь и подвиг Ивана Рагозина доказывает, что героями не рождаются, ими становятся. Становятся в трудных условиях выбора: жить ради себя или для других. Есть вещи, которые важнее жизни… Иван смог сделать выбор в пользу жизни других людей, не думая о своей.

13 Достоверность работы неопровержима, так как материал взят из прямых источников, а именно, из воспоминаний односельчан, сослуживцев, архивных данных и экспозиции музея села Кимильтей. Работа актуальна, так ка в ноябре 2015 года отмечалась 20-летняя годовщина подвига милиционеров. Данная работа выставлена на сайте научного руководителя Красиковой О.П., поэтому доступна для широкого круга читателей. Школа взяла шефство по уходу за могилой Ивана, так как в Кимильтее не осталось его родственников. Историю своей Родины необходимо изучать по судьбам людей, ведь историю делают люди. Именно в человеческих судьбах отражается время и человек – его общественное положение и духовный мир. Иван Рагозин – истинный герой своего времени и вся его жизнь поучительна и достойна подражания. Список источников и литературы 1. Архивные документы краеведческого музея с. Кимильтей. 2. Воспоминания жителей с. Кимильтей. 3. Воспоминания классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны. 4. Воспоминания сослуживцев дорожно-патрульной службы ГОВД города Саянска 5. Краткая биографическая справка Рагозина Ивана Михайловича. Краеведческий музей села Кимильтей. 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. 7. Статья «Вооружён, и крайне опасен» // Газетная вырезка краеведческого музея села Кимильтей. 8. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб: ИД «Весь». 2004. – 736, ил.

14 Приложение 1. Воспоминания классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

15 Приложение 2. Служебная характеристика на Рагозина Ивана Михайловича

Похожие публикации