Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Как создать российско казахское предприятие. Зачем российской компании открывать представительство в Казахстане? Взаимодействие в военной и военно-технической сфере

21 мая 2009 года состоялся рабочий визит Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в Республику Казахстан.

В ходе визита глава правительства РФ обсудил ход реализации отдельных пунктов Плана совместных действий Казахстана и России на 2009-2010 годы, вопросы в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе атомной энергетики, совершенствования договорно-правовой базы по комплексу «Байконур», использования и охраны трансграничных водных объектов, а также ряд проблемных вопросов двустороннего сотрудничества.

Российско-казахские отношения на современном этапе охватывают целый ряд областей.

Политическое сотрудничество

Взаимоотношения с Российской Федерацией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики.

За последние годы достигнут большой прогресс по таким важным направлениям сотрудничества, как делимитация государственной границы (самой протяженной сухопутной границы в мире - более 7,5 тысяч километров), углубление интеграции в двустороннем и многостороннем форматах, тесное взаимодействие по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня.

Большое значение для развития союзнических отношений между двумя странами имеет поддержка Россией внешнеполитических инициатив Казахстана (СВМДА, Съезд лидеров мировых и традиционных религий). Россия выразила свою твердую поддержку заявке РК на председательство в ОБСЕ в 2010 году.

Казахстан также поддерживает основные внешнеполитические инициативы России (ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС).

Торгово-экономическое сотрудничество

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли РК. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом.

Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода.

Во многом развитие казахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого внимания являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России.

Особое место занимает прошедший V-ый Форум руководителей приграничных регионов который состоялся 22 сентября 2008 года. Как известно главами государств было принято решение о его преобразовании в Форум межрегионального сотрудничества.

Кроме того, между Казахстаном и Россией создана Межправительственная комиссия, в рамках которой решаются вопросы двустороннего сотрудничества.

Очередное 12 заседание МПК состоялось 26 ноября 2008 года в г.Москва (11 заседание было проведено 26 ноября 2007 года в Астане).

Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике.

Ключевую роль при этом играет политическая воля руководителей обоих государств и далее развивать эти процессы.

Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция - сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.

Именно осознание этого факта лежит в основе попыток Казахстана и России первыми выйти на новый уровень региональной интеграции, с учетом сложившихся политических и экономических реалий. Свидетельством тому является начало формирования Таможенного Союза ЕврАзЭС, решение о создании которого было принято 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе. В этот Союз пока только войдут Россия, Казахстан и Беларусь, как страны, обладающие в настоящее время необходимым для этого экономическим весом. Однако основным аргументом в пользу того, что данная структура окажется жизнеспособной и эффективной является то, что Таможенный Союз будет иметь наднациональный орган, что является принципиальным моментом. Ему будут переданы некоторые функции национальных правительств.

Процесс формирования таможенного союза потребует от государств принятия комплекса мер, начиная с формирования необходимой институциональной базы, согласования единого таможенного тарифа до унификации торговых режимов по отношению к третьим странам и созданию единой таможенной территории, чтобы союз начал реально функционировать.

Работа по согласованию и унификации единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси будет завершена до 1 апреля 2009 г.

Последовательное построение и функционирование таможенного союза послужит площадкой для эволюционирования Союза в более развитую форму экономической интеграции - единое экономическое пространство, где будет обеспечиваться принцип четырех свобод: товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Правовой статус Каспийского моря

Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское». Кроме того, на Тегеранском саммите глав прикаспийских государств в октябре 2007 года его участники подписали Декларацию и достигли договоренностей, которые, по оценке главы Казахстана, «являются прорывом в переговорном процессе по определению статуса Каспийского моря».

Также в ходе Тегеранского саммита Президентом Казахстана было выдвинуто предложение о делимитации акватории Каспийского моря, которое, по мнению экспертов, может стать основой для достижения консенсуса, хорошей стартовой площадкой для приведения позиций всех пяти договаривающихся сторон к общему знаменателю.

На данном этапе переговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога в различных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок по концептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направления взаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемому стремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства и сотрудничества.

Эти политические договоренности имеют большое значение для дальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.

Взаимодействие в военной и военно-технической сфере

Стабильно развивается сотрудничество между Казахстаном и Россией в военно-технической сфере.

Основой сотрудничества двух стран в военной и военно-технической сфере являются Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве от 28 марта 1994 года.

Казахстанские военнослужащие обучаются в России на льготных условиях. Казахстанская сторона берет на себя содержание слушателей и курсантов, а российская сторона за счет собственных средств оплачивает их обучение.

Урегулированы взаимные финансовые вопросы и условия использования испытательных полигонов. В этой связи внесены соответствующие изменения в ряд межгосударственных и межправительственных двусторонних соглашений.

Ведется работа по подготовке к подписанию проекта Межправительственного соглашения о реализации программ совместных работ в сфере военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации, а также по подготовке Межправительственной Программы поставок продукции военного назначения в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации на 2008-2012 годы.

Энергетика

В энергетической сфере Казахстан и Россия взаимодействуют в вопросах транспортировки казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки с использованием магистральных трубопроводов России, совместно модернизируют нефтегазодобывающие производства.

Казахстан и Россия являются основными акционерами Каспийского трубопроводного консорциума. Уже сегодня Казахстан является третьим (после России и Норвегии) по величине экспортером нефти на рынок Европейского Союза из числа стран - не членов ОПЕК.

В связи с увеличением добычи и реализации казахстанского газа активизировалось взаимодействие по переработке газа в России и использованию российской транспортной инфраструктуры для его экспорта. Заметным достижением в этой сфере стала договоренность между казахстанской и российской стороной о переработке газа с Карачаганакского месторождения в России. В этой связи 3 октября 2006 года в Уральске было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского нефтеперерабатывающего завода.

Одним из важных элементов энергетического партнерства двух стран является транзит туркменского (а также узбекского) природного газа в Россию и далее на рынки Европы.

В декабре 2007 года подписано Соглашение между Правительствами Казахстана, России и Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода для транспортировки туркменского и казахстанского природного газа по территориям Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.

В 2006 году было создано три совместных казахстанско-российских предприятия в области мирного использования атомной энергии, которые занимаются добычей урана на территории Казахстана, разработкой нового типа атомного реактора малой и средней мощности. Учитывая научно-производственный потенциал России и Казахстана в атомной энергетике, под контролем МАГАТЭ на территории России создан и открыт для участия других стран Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана. Казахстан стал первым государством, присоединившимся к данной инициативе России.

Планируется создание и эксплуатация АЭС на территории Казахстана (г.Актау), что может стать одной из точек технологического прорыва в машиностроении.

Перспективные сферы взаимодействия

Казахстан и Россия последовательно развивают сотрудничество в сфере высоких технологий.

В первую очередь, это касается сотрудничества в космической сфере. Для этого есть все условия, главным из которых является совместное использование космодрома «Байконур». Как отметил во время своего визита в Казахстан в мае 2007 года В.Путин: «Чтобы не потерять Байконур, его, конечно, нужно использовать совместно. Это очевидно для любого специалиста».

Ведется планомерная работа по созданию современного ракетно-космического комплекса «Байтерек», включению казахстанских космонавтов-испытателей в составы космических экипажей Международной космической станции.

В мае 2008 года подписаны межправительственные соглашения о совместной работе по проекту Глобальной системы спутниковой навигации (ГЛОНАСС), и в области исследования космического пространства в мирных целях.

Как ожидается, это даст мощный толчок развитию в Казахстане новых наукоемких производств, позволит обеим странам полнее реализовать свой научно-технический и интеллектуальный потенциал.

Особое значение приобретает инновационное сотрудничество, включая нано - и биотехнологии, создание искусственного интеллекта, а также внедрение цифрового вещания.

В целях качественного изменения содержания казахстанско-российского сотрудничества под руководством Президентов РК и РФ создана рабочая группа по инновационному развитию. В ее формате за короткое время уже проведены заседания и определены главные направления деятельности, основные сферы приложения инновационного сотрудничества. Также рассматривается вопрос создания совместного казахстанско-российского венчурного фонда между акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», компанией «Роснанотех» и Российской венчурной компанией.

У Казахстана и у России существует достаточная научная база, позволяющая развивать наукоёмкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений. Особого внимания заслуживают совместные высокотехнологичные проекты в химической отрасли, в том числе производство минеральных удобрений, а также проекты по сельскому хозяйству.

Культурно-гуманитарное сотрудничество

Получают дальнейшее развитие традиционные культурно-гуманитарные связи. В октябре 2007 года подписана Межправительственная программа по сотрудничеству в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, направленная на реализацию конкретных мероприятий в сфере образования, гуманитарных наук, культуры, СМИ, туризма и спорта, здравоохранения, деятельности молодежных организаций и т.д.

Созданы условия по обеспечению равенства прав граждан двух государств, развития культуры народов, получения образования, а также сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

» Алёна Незванова по просьбе ЦП рассказала, каковы особенности переезда на работу или ведения бизнеса в Казахстане - с правовой точки зрения.

Сегодня Казахстан, как независимое государство, развивает международные отношения, стремясь к значимости на мировой бизнес-арене, что заставляет его становиться более европейским государством в вопросах этикета, нежели азиатским. Чрезвычайно большую роль имеют родственные связи, кого ты знаешь, и кто знает тебя.

При этом бизнес-сообщество Казахстана представляет собой довольно ограниченный круг людей, поэтому все друг друга знают, в худшем случае через два рукопожатия, чаще всего - через одно. С одной стороны, это хорошо - о любом человеке можно легко навести справки и узнать, с кем ты имеешь дело, с другой - плохо, потому что консервирует сообщество и ограничивает приток «свежей крови», затрудняет продвижение талантливым, но не имеющим особых связей новичкам.

Открытость внедрению новых технологий

Бизнес в странах Западной Европы более склонен к долгим оценкам. В Казахстане же можно внедрить проекты, которые не имеют аналогов в других странах, за короткий промежуток времени. Множество направлений бизнеса, которые обычно монополизированы государством, создаются совместно с западными или российским партнерами.

В Казахстане разрешено использовать лишь две формы организации бизнеса - это индивидуальное предпринимательство и организация от имени юридического лица либо филиал фирмы.

Развитие малого бизнеса в Казахстане на сегодняшний день интересует многих. К сожалению, мало кто осведомлён, с чего начать открытие бизнеса и что для этого потребуется. Немаловажным является и тот фактор, что для жителей самой республики и для граждан других государств эти условия и порядок регистрации своего бизнеса различны. В данной статье представлены два пути: один из них нацелен на граждан Казахстана, другой на иностранцев.

Поддержка бизнеса государством

В первую очередь отметим, что законодательство Казахстана распространяется на все города. То есть регистрация бизнеса в Алма-Аты, Астане, Шымкенте осуществляется одинаково. Принципиальной разницы нет.

Основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

  • приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляются путем:

  1. Оказания финансовой поддержки.
  2. Организации сети центров поддержки малого предпринимательства.
  3. Организации деятельности бизнес-инкубаторов.
  4. Передачи субъектам малого предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности.
  5. Безвозмездной передачи субъектам малого предпринимательства в собственность объектов государственной собственности и занимаемых ими земельных участков, переданных в аренду или доверительное управление для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора, в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, определяемом правительством Казахстана.

Данные условия, за исключением подпункта 1, не распространяются на субъекты малого предпринимательства, осуществляющие торгово-посредническую деятельность.

Центры поддержки малого предпринимательства создаются в целях вовлечения населения в частное предпринимательство, создания новых субъектов малого предпринимательства.

Кто может заниматься предпринимательской деятельностью в Казахстане

Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев», временно пребывающие в Республике Казахстан иностранцы не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве субъекта малого и среднего бизнеса без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели могут быть только субъектами малого или среднего предпринимательства, и не могут быть, в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона «О частном предпринимательстве», субъектами крупного предпринимательства.

Поэтому регистрация в качестве индивидуального предпринимателя иностранца, не имеющего вида на жительства, принадлежащего к любому государству, невозможна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О крестьянском или фермерском хозяйстве», крестьянским или фермерским хозяйством признаётся трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.

Субъектами крестьянского или фермерского хозяйства являются граждане Казахстана и оралманы, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Преимущества для россиян

После создания Таможенного союза, а затем и с появлением Евразийского экономического союза возник повышенный интерес предпринимателей из Российской Федераций к открытию и ведению бизнеса в Казахстане. Между двумя странами не осталось границ не только для товаров, но и для капитала, услуг, а также рабочей силы.

Такой повышенный интерес вызван несколькими причинами:

  1. Более низкие налоги, чем в России, а именно: Казахстан имеет преимущество по таким основным видам ставок налогообложения как НДС, налог на прибыль (КПН) в виде дивидендов, полученных резидентом страны-участницы Таможенного союза, КПН нерезидентов от страхования, перестрахования и международных перевозок, налог на прибыль физических лиц.
  2. Цены на электроэнергию на 20% ниже, чем в России.
  3. Более низкая стоимость рабочей силы, особенно в южных регионах Казахстана.
  4. Законодательство имеет много общего и схожего с российским, и в нём гораздо легче разобраться, чем в тонкостях европейского права, тем более, что к услугам имеется много юристов, отлично владеющих русским языком.

В рамках Договора Евразийского экономического союза и Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан, максимально упрощены порядок осуществления трудовой деятельности, процедуры пребывания и регистрации для российских граждан.

Так, граждане Российской Федерации освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 дней. В случае их пребывания на территории Республики Казахстан свыше 30 дней, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания).

Для граждан Российской Федерации установлен упрощённый порядок осуществления трудовой деятельности на территории Казахстана. Этот порядок не требует получения разрешений на работу, а также дает возможность регистрации на весь срок действия трудового договора. Для этого в миграционной карте в качестве цели въезда нужно указать «на работу». В случае заключения трудового договора с работодателем гражданин РФ и члены его семьи должны зарегистрироваться по месту жительства на срок действия данного договора.

В случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем в порядке, установленном казахстанским законодательством.

Получение вида на жительство

Получить вид на жительство в Казахстане могут граждане РФ, пребывающие на территории страны на основании соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания. Причину необходимости получить вид на жительство в Казахстане (устройство на работу или учёбу, вступление в брак, желание претендовать на гражданство) граждане РФ указывают в заявлении. Облегчить получение вида на жительство в Казахстане может наличие корней или родственных связей в Казахстане.

Законодательством Республики Казахстан предусмотрена возможность получения гражданства Казахстана.

Существует обычный порядок приема в гражданство и порядок упрощенный.

В настоящее время упрощенный порядок действует в отношении граждан Российской Федерации. Упрощенный (регистрационный) порядок приобретения гражданства действует при наличии одного из следующих условий:

  1. Если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории государства приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года.
  2. При наличии у заявителя близких родственников граждан страны: супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных), сестер, братьев, деда или бабушки, постоянно проживающих и являющихся гражданами государства приобретаемого гражданства.

Особенности проживания в Казахстане для иностранцев

Если вы решили открыть бизнес и объективно оцениваете свои возможности и перспективы, тогда необходимо также иметь информацию о некоторых особенностях и менталитете местного населения.

Все друг друга знают, чрезвычайно большую роль имеют родственные связи, кого ты знаешь, и кто знает тебя. Казахстанцы дружелюбны, радушны, гостеприимны и щедры. Они уважают иностранных граждан, особенно россиян. Готовы предоставить помощь и поддержку, иногда даже в ущерб личному времени. Глубоко уважают старших. Почитают семейные ценности. Медлительны в некоторых ситуациях, когда необходимо быстрое реагирование. Не любят брать на себя полную ответственность за проект. Испытывают сложности в распределении полномочий.

Налогообложение и экономические зоны

На сегодняшний день Казахстан является перспективной и развивающейся страной с точки зрения развития различных направлений бизнеса. Причины возросшей привлекательности просты, и заключаются они в политике президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который поставил перед собой цель сделать Казахстан развитой страной с рыночной экономикой, привлекательной для иностранного капитала. Кроме того, политическая стабильность способствовали значительному притоку прямых иностранных инвестиций в Казахстан.

Создаются облегченные возможности регистрации бизнеса, имеется привлекательная система налогообложения и прочие благоприятные условия. Правительство республики активно поддерживает предпринимателей.

В настоящее время в Казахстане создано 10 специальных экономических зон (СЭЗ), которые условно можно разделить на три основные группы:

  1. Промышленно-производственные зоны - «Морпорт Актау», «Оңтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Астана - новый город» в части индустриальной субзоны, «Сарыарка», «Павлодар», «Хоргос-Восточные ворота» и «Химический парк «Тараз».
  2. Сервисные - «Бурабай» и «Астана - новый город» в части строительной субзоны.
  3. Технико-внедренческая зона - «Парк инновационных технологий».

Законодательство Казахстана предусматривает единые требования к отечественным и иностранным компаниям для получения статуса участника СЭЗ и получения налоговых и таможенных льгот. Условия осуществления деятельности в казахстанских СЭЗах являются более выгодными, чем в экономических зонах других членов Таможенного союза.

Поддержка малого предпринимательства и определение статуса субъекта предпринимательства

Со стороны государства также существует поддержка и развитие малого предпринимательства. Так, основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

  • приоритет развития малого предпринимательства в Казахстане;
  • комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;
  • доступность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства;
  • международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства.

В Казахстане, как уже было сказано, разрешено использовать лишь две формы организации бизнеса - это индивидуальное предпринимательство и организация от имени юридического лица, либо филиал фирмы.

На статус субъекта предпринимательства влияют:

  • среднегодовая численность работников;
  • среднегодовая стоимость активов.

Согласно Закону «О частном предпринимательстве» в Казахстане выделяются три формы ведения предпринимательской деятельности: малая, средняя и крупная. Свою принадлежность к определенному статусу должны подтверждать сами субъекты предпринимательства. В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан, субъекты частного предпринимательства предоставляют финансовую и налоговую отчетность по месту регистрационного учета в налоговых органах, в котором предусмотрены критерии соотнесения их тому или иному виду субъекта частного предпринимательства (малого, среднего или крупного).

Как уже упоминалось, согласно Закону Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев», временно пребывающие в Казахстане иностранцы не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели могут быть только субъектами малого или среднего предпринимательства, и не могут быть субъектами крупного предпринимательства.

Из этого следует, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя иностранца, не имеющего вида на жительства, принадлежащего к любому государству, невозможна.

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не выше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
  • деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (или отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро.

К субъектам среднего предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек;
  • юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000-кратного МРП.

К субъектам крупного предпринимательства относятся:

  • юридические лица со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325 000-кратного МРП.

Субъектами крупного предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели.

Заключение

Таким образом, в Казахстане созданы все необходимые условия для открытия бизнеса, трудоустройства - благоприятный налоговый и таможенный режимы, схожее законодательство. Русский язык употребляется наравне с государственным языком во всех государственных органах и обычной жизни.

Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Если к вышеуказанному прибавить наличие высокого платежеспособного спроса, отсутствие таможенных барьеров со странами Евразийского экономического союза и относительно мягкий и прозрачный налоговый режим, то можно сделать однозначный вывод о возможности отнесения Казахстана к числу наиболее привлекательных стран в СНГ для начала нового либо расширения имеющегося бизнеса.

Очевидно, что лицо, заинтересованное в осуществлении предпринимательской деятельности в Казахстане, в первую очередь, может задастся следующими вопросами: «какие правовые инструменты и конструкции закреплены в законодательстве страны и какие шаги необходимо предпринять в первую очередь? » Правильное начало организации бизнеса требует владения соответствующей информацией, без анализа и осмысления которой трудно начать реализацию поставленной перед собой цели.

Первым шагом к началу предпринимательской деятельности в Республике Казахстан является получение статуса «индивидуального предпринимателя» либо учреждение юридического лица. Согласно законодательству Республики Казахстан, юридические лица, основной деятельностью которых является извлечение прибыли, могут быть учреждены в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества (полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью) , акционерного общества либо производственного кооператива.

Статистические данные указывают на то, что в большинстве случаев для целей ведения частного бизнеса в Казахстане создаются товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

В данной статье мы рассмотрим процедуру создания одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм юридического лица - Товарищества с ограниченной ответственностью (далее - «ТОО»).

ТОО - это учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Правовое положение ТОО, права и обязанности его участников, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации товарищества регулируется нормами Гражданским кодексом РК и Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 22 апреля 1998 года № 220-I).

ТОО может быть учреждено как одним, так и несколькими физическими и/или юридическими лицами. При этом ТОО не может иметь в качестве единственного участника (учредителя) другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица.

При учреждении ТОО одним лицом, данное лицо (учредитель) принимает (подписывает) единоличное решение о его учреждении. В случае учреждения ТОО двумя и более лицами, между ними (учредителями) в письменном виде заключается учредительный договор, подписываемый каждым из учредителей либо их уполномоченными представителями. При этом учредительный договор подлежит нотариальному удостоверению, за исключением учредительного договора ТОО, являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства.

Также, учредителю(-ям) необходимо утвердить устав ТОО, который является документом, определяющим правовой статус товарищества как юридического лица. Устав ТОО утверждается решением единственного учредителя либо протоколом общего собрания учредителей. Данным решением либо протоколом также утверждается размер уставного капитала ТОО, избирается его исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), выбирается его местонахождение (юридический адрес), и решаются иные вопросы, связанные с учреждением ТОО.

Необходимо отметить, что при намерении учредителя(-ей) назначить гражданина иностранного государства на должность исполнительного органа ТОО (Генерального директора, Директора и т.п.) или иную должность, необходимо после учреждения ТОО получить на такого иностранного гражданина разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (т.е. «разрешение на работу»). При этом для найма на работу граждан государств-членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Киргизия и Россия), а также иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, получение такого разрешения не требуется.

В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (утвержден законом от 29 октября 2015 года №375-V ЗРК) ТОО могут быть отнесены к различным категориям, деление на которые основано на критерии среднегодовой численности работников и среднегодового дохода:

1) субъект малого предпринимательства - товарищество со среднегодовой численностью работников не более 100 (ста) человек И среднегодовым доходом не свыше 300 000 кратного (трехсоттысячекратного) МРП* (примерно 1.88 млн. Долларов США), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. При этом ТОО, занимающиеся определенными видами деятельности, указанными в Предпринимательском кодексе РК, не могут быть отнесены к СМП;

При этом в данную категорию включается «субъект микропредпринимательства » - товарищество со среднегодовой численностью работников не более 15 (пятнадцати) человек ИЛИ среднегодовым доходом не свыше 30 000 кратного (тридцатитысячекратного) МРП (примерно 188 000 Долларов США), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

2) субъект среднего предпринимательства - товарищество, не относящееся к субъектам малого и крупного предпринимательства;

3) субъект крупного предпринимательства - товарищество, отвечающее одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 (двухсот пятидесяти) человек И(ИЛИ) среднегодовой доход свыше 3 000 000 кратного (трехмиллионнократного) МРП (примерно 18.8 млн. Долларов США), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

* МРП - месячный расчетный показатель, равен 2121 тенге на дату 12.04.2016г (примерно 6.30 Долларов США по курсу Национального Банка РК).

При этом «среднегодовая численность работников» ТОО определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного ТОО, а «среднегодовым доходом» считается сумма совокупных годовых доходов или доходов ТОО, применяющего в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три.

Первоначальный размер уставного капитала ТОО:

· относящегося к субъектам малого предпринимательства - может быть равен нулю или иной сумме;

· относящегося к субъектам среднего и крупного предпринимательства - не может быть менее ста размеров МРП (т. е. 212 100 тенге, примерно 630 Долларов США) на дату представления документов для государственной регистрации товарищества.

Учредитель(-и) может (могут) вложить в качестве вклада в уставный капитал ТОО деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в том числе право землепользования и право на результаты интеллектуальной деятельности и иное имущество. При этом уставный капитал специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством РК о проектном финансировании и секьюритизации, а также исламских специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством РК о рынке ценных бумаг, формируется исключительно деньгами. Однако, личные неимущественные права и иные нематериальные блага не могут быть внесены как вклад в уставный капитал ТОО.

Статус юридического лица ТОО приобретает после прохождения процедуры государственной регистрации, осуществляемой Министерством Юстиции РК и его территориальными подразделениями.

Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства

Порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства имеет некоторые отличия от процедуры регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства. В частности: законодательный орган РК в целях развития малого бизнеса установил уведомительный порядок создания ТОО, относящегося к субъекту малого предпринимательства, и, тем самым, упростил процедуру государственной регистрации (создания) подобных организаций.

Для государственной регистрации ТОО, относящего к субъекту малого предпринимательства, учредитель(-и) посредством Интернет ресурса «Электронного Правительства» (www.egov.kz) должен(-ны) подать в регистрирующий орган заполненную электронную форму Уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности . При этом необходимо отметить, что для подачи электронного Уведомления каждому учредителю заранее потребуется получение индивидуального идентификационного номера (ИИН) и электронной цифровой подписи (ЭЦП), так как каждый учредитель посредством своей ЭЦП обязан утвердить вышеуказанное Уведомление.

Для государственной регистрации ТОО - субъекта малого предпринимательства регистрационный сбор не уплачивается.

Для ТОО, одним либо несколькими из учредителей которого выступают иностранные физические или юридические лица, к вышеуказанному Уведомлению должны быть также прикреплены электронные копии нижеуказанных документов:

копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Факт регистрации юридического лица в уведомительном порядке подтверждается «Справкой о государственной регистрации юридического лица», которая направляется в электронном формате заявителю (заявителям) в личный кабинет, открытый на Интернет ресурсе «Электронного Правительства» (www.egov.kz). Справка выдается регистрирующим органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем подачи Уведомления.

Государственная регистрация субъектов среднего и крупного предпринимательства

Для государственной регистрации ТОО, относящегося к субъекту среднего и крупного предпринимательства, требуется предоставление в регистрирующий орган (через Центр Обслуживания Населения) следующих документов:

1)Заявление о государственной регистрации , которое подписывается и подается в регистрирующий орган самим учредителем либо одним из учредителей (если их несколько). Если единственным учредителем является иностранное физическое или юридическое лицо, Правительство РК или государственные органы либо Национальный Банк, заявление подписывается и подается уполномоченным учредителем лицом с приложением учредительных документов, удостоверенных в нотариальном порядке (легализованных - для иностранных юридических лиц).

2) Квитанция об уплате сбора за государственную регистрацию (касается только субъекта крупного предпринимательства). Размер сбора для ТОО, являющегося субъектом крупного предпринимательства, составляет 6,5 МРП (т. е. 13 786,5 тенге, примерно 40 Долларов США), который оплачивается через платежный шлюз «Электронного Правительства». Для государственной регистрации ТОО - субъекта среднего предпринимательства регистрационный сбор не уплачивается.

3) Для ТОО, одним либо несколькими из учредителей которого выступают иностранные физические либо юридические лица:

а) если учредитель иностранное юридическое лицо - легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства , с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки;

б) если учредитель иностранное физическое лицо - копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица , с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Регистрирующий орган при соответствии представленных документов требованиям законодательства РК в течение 1 (одного) рабочего дня осуществляет государственную регистрацию ТОО, после чего выдает «Справку о государственной регистрации юридического лица».

«Справка о государственной регистрации юридического лица» содержит в себе информацию о дате ее выдачи, дате государственной регистрации, наименовании, месте нахождения (юридическом адресе) и бизнес-идентификационном номере (БИН) ТОО.

Государственная регистрация ТОО, относящегося к субъекту среднего и крупного предпринимательства, может быть также произведена на основании электронного заявления о государственной регистрации, поданного через Интернет ресурс «Электронного Правительства» (www.egov.kz). При этом учредителю(-ям) также потребуется получение ИИН и ЭЦП, по аналогии с процедурой, предусмотренной при регистрации субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что учредительный договор и устав ТОО ни для субъектов малого, ни для субъектов среднего и крупного предпринимательства не представляются в регистрирующий орган в процессе государственной регистрации.

После государственной регистрации ТОО, его исполнительный орган (руководитель) может заказать изготовление печати товарищества, открыть банковские счета товарищества и начать осуществление запланированной предпринимательской деятельности. При этом необходимо отметить, что для ведения определенных видов деятельности, перечень которых закреплен в законе РК «О разрешениях и уведомлениях» (от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК), требуется получение соответствующих лицензий/разрешений, и только после их получения ТОО может осуществлять такие виды деятельности.

Заключение

Учитывая вышеизложенное описание регистрационных процедур, а также открытую обратную связь сотрудников регистрирующего органа, любые заинтересованные лица могут самостоятельно инициировать и успешно завершить процесс регистрации ТОО на территории Республики Казахстан. Однако здесь необходимо отметить, что к вопросу начала ведения бизнеса в Казахстане, как в прочем и в любой другой стране, необходимо подходить более комплексно и системно, параллельно разрешая вопросы, связанные с визовым сопровождением иностранных работников, получением юридическим лицом разрешения на работу для привлекаемых иностранных сотрудников, взаимодействия с налоговыми органами и банковскими учреждениями и многими другими сопутствующими деталями.

Кроме того, немаловажным представляется и оптимизация договорной, бухгалтерской и кадровой работы в деятельности юридического лица с учетом специфики правового регулирования в Республике Казахстан, что в большинстве случаев невозможно достигнуть без профессионального юридического сопровождения со стороны внутренних юридических служб компании либо специализированных на данных практиках юридических фирм.

Сегодня в Казахстане работает 6 тысяч российских компаний и предприятий во всех отраслях экономики.

В октябре 2015 года Владимир Путин, будучи с официальным визитом в Астане, отметил, что российские инвестиции в казахстанскую экономику за десять лет достигли цифры 9 млрд долларов. При этом ежегодные российские инвестиции составляют от 1,5 до 2 млрд долларов. Российские капиталисты считают приоритетными отраслями для инвестирования

  • топливно-энергетический комплекс,
  • цветную металлургию,
  • добычу урана,
  • телекоммуникации,
  • мобильную связь
  • банковский сектор.

Незваные гости в едином союзе

Экспансия российского капитала в Казахстане достаточно велика. Однако, как полагают многие эксперты,

экономическое присутствие России в Казахстане фактически гораздо больше формального объема прямых иностранных инвестиций

Как отмечает российский аналитик Кирилл Соков, крупные российские компании нередко предпочитают финансировать свои зарубежные проекты через офшоры, их инвестиции юридически становятся зарубежными.

При этом казахстанские обозреватели отмечают сильную неравномерность в обоюдных инвестициях между Россией и Казахстаном. Так, политолог Досым Сатпаев считает, что

казахстанскому бизнесу практически невозможно проникнуть на российский рынок

— Сегодня мы видим, как зарубежный бизнес, в том числе и российский, запросто завоевывает все новые и новые ниши в Казахстане. Мы же на рынок России ничего предложить не можем. Такое положение дел — результат экономической политики, которую Казахстан ведет на протяжении 25 лет.

Увлекшись добычей полезных ископаемых,

мы совершенно не думали о развитии собственного производства, а теперь удивляемся, почему иностранные предприниматели вольготно чувствуют себя на наших просторах!

Даже в тех отраслях, в которых мы могли бы соперничать с россиянами, нам этого сделать не дадут. Несмотря на заверения о едином союзе, Россия, словно следуя поговорке о незваных гостях, просто не пускает нашу продукцию к себе на рынок. Об этом говорят бесконечные «торговые конфликты» и всевозможные барьеры, которые нам устраивают соседи. Кстати, также защищают свой рынок от конкурентов и многие другие страны — США, Китай, Индия и прочие.

Лукойл здесь правит бал

Теперь факты: кто именно работает на казахстанском рынке?

Сегодня на рынке Казахстана зарегистрировано более 10,5 тысяч российских предприятий (это треть от 33 тысяч иностранных компаний вообще), но активно из них работают около 6 тысяч компаний. Само собой разумеется, что два десятилетия приоритетом российских инвестиций является добывающая промышленность. Точнее — добыча нефти и газа. Только недавно российский бизнес начал осваивать и другие сферы — машиностроение, транспорт, телекоммуникациии, атомпром. Появились российские банки.

Самые крупные российские предприятия, работающие в РК:

  • Банк ВТБ,
  • Вымпелком,
  • Внешэкономбанк,
  • Интер РАО ЕЭС,
  • Русал,
  • Росатом,
  • Мечел,
  • Северсталь,
  • КамАЗ,
  • АвтоВАЗ

И все же «правят бал» в Казахстане компании нефтегазового сектора:

  • Газпром,

Как отмечает портал «Ритм Евразии» , российский инвестор «Лукойл» работает в РК с 1995 года, участвуя в нескольких добывающих проектах и «Каспийском трубопроводном консорциуме». При участии «Лукойла» осуществляется освоение месторождений «Тенгиз» и «Королевское» в Атырауской области (ТОО «Тенгизшевройл», 5% акций), «Карачаганак» в Западно-Казахстанской области («Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», 13,5%) и «Кумколь» в Кызылординской области (АО «Тургай Петролеум», 50%).

Совместно с казахстанским газовым монополистом «КазМунайГаз» «Лукойл» участвует в проектах освоения двух морских месторождений в северной части Каспийского моря

– Хвалынского («Каспийская нефтегазовая компания», 50%) и Центрального («ЦентрКаспнефтегаз», 25%) нефтегазоконденсатных месторождений, а также нефтегазовых месторождений Тюб-Караган и Аташская – «Достык».

Закладка первого камня в основание завода по смешению масел компании «Лукойл» в Алматинской области

Качаем газ, уголь и уран

Что касается работы в Казахстане «Роснефти» и «Газпрома», то здесь все гораздо проще. «Роснефть» и КМГ совместно осваивают месторождение «Курмангазы» на Каспии, при этом российская сторона имеет 25%. Также с КМГ сотрудничает и «Газпром» — казахстанский газ поставляется для переработки на Оренбургский газоперерабатывающий завод. В 2001 году, отмечает портал «Ритм Евразии»,

«Газпромом» и «КазМунаГазом» была создана совместная компания «КазРосГаз», основной сырьевой базой которой стало одно из крупнейших в мире Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение

Его запасы оцениваются в 1,2 млрд тонн нефти и 1,3 трлн кубометров газа.

Наконец, «Русал» добывает на разрезах «Богатырь» и «Северный» в Павлодарской области каменный уголь. С казахстанской стороны акционером ТОО «Богатырь Комир» является группа компаний «Самрук-Энерго». Уголь из Павлодара поставляется на тепловые электростанции Казахстана и России, а собственником (50%) Экибастузской ГРЭС-2 (которая работает на этом угле) является «Интер РАО ЕЭС». Эта станция снабжает энергией многие российские предприятия, включая Байконур.

Задействована Россия и в добыче казахстанского урана — «Росатом» разрабатывает месторождения «Заречное» и «Буденовское» в ЮКО. Характерно, что в обоих проектах «Росатом» участвует через бывшую канадскую компанию Uranium One, выкупленную им в январе 2013 года. Кроме этого,

Москва и Астана много лет обсуждают проект создания АЭС в Казахстане, но пока безуспешно

«Роснефть» участвует в проекте по освоению структуры «Курмангазы». Фото: info.drom.ru

Я встретил ВАЗ…

Помимо добывающего сектора следует отметить и проекты в обрабатывающей промышленности Казахстана. Один из таких проектов — автосборочное производство «Азия Авто Казахстан» в ВКО. С российской стороны в нем участвует «АвтоВАЗ», а с казахстанской – ТОО «Бипэк Авто Казахстан».

Автомобильный завод будет производить до 120 тыс. автомобилей в год. Сбывать их планируется в Казахстане, странах Центральной Азии, Монголии, Закавказье.

В декабре 2012 года компания «Казахстан Темир Жолы», машиностроительная компания Alstom (Франция) и «Трансмашхолдинг» (Россия) открыли в Астане завод по производству электровозов стоимостью более 50 млн евро. Здесь «Трансмашхолдингу» принадлежит 25%. Проектная мощность предприятия составляет 100 локомотивных секций (50 двухсекционных электровозов) в год. В том же году «Трансмашхолдинг» приобрел 50% расположенного в Астане локомотивосборочного завода. Его мощность составляет 150 локомотивов в год. 70-80 из них планируется поставлять в Казахстан, 20-25 — в РФ, остальные – в другие страны СНГ.

Завтод «Азия Авто Казахстан»

Похожие публикации