Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Организация и порядок проведения государственных закупок. Методы государственных закупок

За последнее столетие функции государства значительно расширились, особенно в промышленно развитых странах. Если говорить об экономической и социальной роли государства, то для ее определения наиболее существенными являются масштабы государственной собственности и доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте страны. Государственные расходы составляют сейчас почти половину /ВВП в промышленно развитых странах и примерно одну четверть в развивающихся странах.

Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям.

Поскольку государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинства развитых стран, то они являются действенным инструментом управления экономикой. Посредством государственных контрактов многие государства решают свои социально-экономические проблемы, а также обеспечивают проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок. Поэтому всегда актуальны проблемы организации государственных закупок, и интерес к системе прокъюремента во всем мире остается высоким.

Важнейшим элементом системы государственного регулирования является оптимизация расходов государственного бюджета. За счет бюджета осуществляются закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Современное государство является самым крупным потребителем, и на его нужды ежегодно тратятся значительные суммы средств налогоплательщиков.

Мировая практика выработала систему организации государственных закупок продукции, работ и услуг, обеспечивающую сокращение средств бюджета за счет построения этой системе на основе принципов гласности, открытости, состязательности, экономичности и подотчетности. Такая система носит название - прокъюремент.

В условиях конкуренции покупатель должен найти поставщика, который может предложить ему минимальную цену на предлагаемые товары, работы и услуги, а также выполнить и другие существенные для него условия (дополнительные требования к качеству продукции, срокам поставки, формам и срокам платежей и т.д.). На поиск такого контрагента по торговой сделке и направлены все процедуры, проводимые в рамках прокъюремента. Таким образом, прокъюремент можно определить как совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной компании.

Конкурсный (тендерный) отбор представляет собой наиболее перспективную форму закупки, так как этот механизм в наибольшей мере соответствует экономической системе свободного рынка и обеспечивает рационализацию финансовых потоков.

Государственная система закупок должна иметь собственную инфраструктуру: управляющий центр, тендерные комитеты, базы данных, арбитраж и т.д.

«Прокъюремент - система организации закупок на средства федеральных, муниципальных бюджетов, кредиты мирового банка, применяемая на Западе и основанная на принципах гласности, справедливости, экономичности, эффективности и подотчетности». Прокъюремент как система организации закупок требует тщательного изучения, поскольку является относительно новым явлением для российской экономики. По меткому замечанию В.М.Дидковского: «… Если рыночной экономике не сделана прививка в виде прокъюремента - рынка нет, существует коррумпированная экономика». Но применение принципов и процедур системы прокъюремента не может быть в точности перенесено на отечественную почву. Оно требует творческого осмысления с учетом нашей специфики.

Рассмотрение прокъюремента как системы организации логистики государственных закупок следует начать с общего представления о логистике как науке.

Современная логистика - это динамическая, постоянно развивающаяся наука, в поле интересов которой попадают все большие сферы хозяйственной диагностики. Это неизбежно сказывается и на развитии понятийного аппарата. Существует несколько подходов к пониманию сущности логистики в современной экономике, которые достаточно подробно освещены в многочисленных источниках, опубликованных за последнее десятилетие. Позволим себе лишь коротко остановиться на основных точках зрения.

Первый и наиболее распространенный подход связывает понимание логистики со сферой товародвижения как многостадийным хозяйственным процессом, где основным объектом управления является материальный поток, а остальные виды потоков лишь обслуживают его. Широкое распространение такого подхода объясняется тем, что развитие логистики в гражданской области было предопределено условиями хозяйствования фирм на рынке. Таким образом, логистика выступала как практический инструмент ведения бизнеса.

Вместе с тем все большую популярность приобретает подход, согласно которому логистика воспринимается как система управления и как научная теория, методология, область и раздел экономической науки. Оценивая реальные и потенциальные возможности использования логистики как универсального инструментария достижения целей и задач предпринимательских структур в различных сферах экономики, можно рассматривать такой подход как наиболее перспективный. Исходя из этой точки зрения, «логистика государственных закупок» имеет право на существование в той же мере, в какой, например, биржевая и банковская логистика.

Нельзя не отметить и перспективы логистики, связанные с переходом развитых капиталистических стран к постиндустриальному информационному обществу, когда основным и решающим компонентом экономической жизни становится информация в широком понимании, а информационные потоки становятся основным объектом управления.

В странах с развитой рыночной инфраструктурой система государственных конкурсов и, в частности, конкурсных госзакупок (тендеров) давно уже стала одним их естественных механизмов поддержания конкуренции и либерального хозяйственного уклада. Эта система требует достаточно сложной и тщательной организации, как в плане информационного обеспечения, так, подчас, и в материальном аспекте (склады, транспорт и т.д.). Доминирующим выступает именно информационное обеспечение процесса на всех его стадиях.

Упомянутая организация осуществляется логистикой закупок (тендеров), которая является неотъемлемой подсистемой макрологистики государства или мезологистики корпораций, если последние представлены, в основном, государственной формой собственности. Учитывая транснациональную структуризацию современной экономики, тендеры часто организуют т транснациональные корпорации (ТНК) с акционерной формой собственности. Такие тендеры практически не отличаются от государственных.

Использование логистической концепции в системе прокъюремента позволяет существенно повысить эффективность конкурсных закупок для государственных нужд на основе принципов «системности, целостности, оптимизации суммарных издержек» , т.е. за счет рассмотрения процессов в комплексе, с системных позиций. Логистика закупок преследует стратегическую цель повышения эффективности процесса закупок, т.е. максимизацию результата этого процесса с минимальными издержками, решая тем самым информационную задачу логистики по уменьшению трансакций.

Названная стратегическая цель подкрепляется системой целей, которые можно распределить по уровням, на первом из них система конкурсных государственных закупок обеспечивает:

· экономию;

· эффективность закупок;

· пресечение злоупотреблений.

На более низком уровне, согласно иерархии целей, система государственных конкурсных закупок способствует:

· максимальному развитию конкуренции;

· обеспечению справедливого отношения к поставщикам;

· повышению уровня открытости и объективности процедур закупки;

· установлению ответственности госзаказчика на основе отчетности.

Структура и объем закупок продукции для государственных нужд определяется государственными заказчиками, исходя из объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных фондов за вычетом расходов на заработную плату и других расходов, не связанных с расходами на закупку продукции. Статьями 63, 64, 65 проекта Бюджетного кодекса, предусмотрен порядок финансирования бюджетами всех уровней государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг.

В Российской Федерации обязательность проведения конкурсных закупок для государственных нужд введена Указом Президента РФ №305 от 08.04.97 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

В настоящее время система государственных закупок в России осуществляется на четырех иерархических уровнях:

1. Федеральном;

2. Субфедеральном (окружном);

3. Региональном;

4. Местном (муниципальном).

Анализируя более чем трехлетний опыт конкурсного размещения при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд министерствами, ведомствами, региональными и местными органами власти, были выявлены следующие недостатки:

1. Показатели бюджетов различных уровней имеют существенные отклонения значений фактически профинансированных расходов на проведение государственных закупок от принятых в бюджетах. Размеры этих отклонений могут служить косвенным индикатором силы негативных явлений, существующих в системе формирования и исполнения государственных заказов.

2. Действующая система закупок продукции для государственных нужд имеет децентрализованный характер, что связано с большим количеством бюджетополучателей, имеющих функции государственных заказчиков. На региональном и местном уровнях организация государственных закупок имеет еще более деценрализованный характер.

3. Товары, имеющие однотипный характер, закупаемые различными бюджетополучателями (например, продовольственное и вещевое снабжение воинских подразделений, материально-технические ресурсы для функционирования органов власти и др.), из-за снижения объемов закупаемой продукции (дробление закупок) приводят к:

· Существенному уменьшению эффективности закупок;

· Снижению конкуренции среди поставщиков (среднее количество поставщиков, принимавших участие в конкурсах в 2008г., составило три участника);

· Неоправданно высоким затратам по осуществлению государственной закупочной деятельности.

4. Значительный объем закупок для государственных нужд проводится без конкурсов. Размещение заказов «у единственного источника» и методом ценовых котировок применяется крайне широко, а на региональном и местном уровнях является наиболее частой формой закупок.

5. Существующая практика заключения договоров без фиксации конечной цены поставки продукции с обязательствами заказчика оплатить исполнителю выполненные работы «по уровню фактических затрат с учетом принятого процента рентабельности» приводит к повсеместному списанию на государственные заказы затрат, не имеющих к ним никакого отношения.

6. Заключение договоров поставки для государственных нужд без обеспечения бюджетным финансированием с оговоркой «оплатить выполненные работы (поставленную продукцию, оказанные услуги) в случае появления дополнительного финансирования» приводит к возможностям для коррумпированных проявлений отдельных чиновников.

7. При проведении конкурсов имеют место нарушения правил и процедур, предусмотренных нормативными актами (несоблюдение срока проведения отдельных процедур конкурса, некачественная подготовка конкурсной документации, изменение условий конкурса в ходе его проведения, нарушений правил определения победителя и т.д.), что приводит к покупке продукции по более высоким ценам, по сравнению со средними сложившимися ценами, при высоких затратах на проведение конкурса. Имеют место нарекания к качеству продукции, поставляемой организацией, выигравшей торги.

8. Существенным фактором удорожания продукции, поставляемой для государственных нужд, является практика осуществления поставок в форме товарного кредитования заказчика с неопределенными сроками финансовых расчетов, что приводит к дополнительным издержкам, существенно превышающим стоимость финансовых заимствований в коммерческой практике. Устранение недостатков в системе обеспечения государственных нужд должно быть направлено на:

· Сокращение количества основных государственных заказчиков, осуществляющих закупки для государственных нужд.

· Дозированное, легитимное присутствие в процессе закупок государственных структур, включающихся в конкуренцию за поставки для государственных нужд.

· Изменение системы организации финансовых потоков, с привлечением к финансированию поставок продукции для государственных нужд кредитных учреждений.

· Введение контроля со стороны общественности за расходами при закупках путем введения постоянно действующей системы выборочных аудиторских проверок и публикаций их результатов.

· Оптимизацию распределения полномочий по закупкам между различными иерархическими уровнями государственной системы управления.

Для эффективного функционирования органов государственной власти необходимо постоянное обеспечение их деятельности материально-техническими ресурсами.

Система централизованного обеспечения материальными ресурсами, господствовавшая в СССР, была разрушена в 1992 году. Если раньше централизованное планирование закупок осуществлялось сверху донизу, и роль конкретного исполнителя сводилась к роли пассивного получателя, то в настоящий момент на исполнителей, непосредственно отвечающих за освоение бюджетных средств, легла вся тяжесть управления процессом снабжения. Перед государственными чиновниками, осуществляющими закупки, встал ряд вопросов: что, в каком количестве, когда, у кого и как закупать.

На вопрос «как?» ответил Указ Президента РФ от 08.04.97 года №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд», провозгласивший, что заказы на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах). Причем, приоритетным является размещение заказов путем проведения открытого конкурса с обязательным размещением в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса не менее чем за 45 дней до его начала. Проведение именно открытых конкурсов должно обеспечить максимальную гласность, прозрачность и конкурентность при осуществлении государственных закупок.

Остальные вопросы решаются в процессе планирования закупок.

Госзакупки могут быть:

  • электронными и бумажными. Первых абсолютное большинство, бумажными остаются лишь некоторые отдельные виды закупок;
  • закрытыми и открытыми. В первом случае участвовать в торгах может ограниченный круг участников. Во втором - все желающие;
  • конкурентными и неконкурентными. Первый способ предполагает выбор поставщика на соревновательной основе. Второй - закупку у конкретного исполнителя. Заказчик высылает предложение определенной компании и закупает ее услуги, либо продукцию. Порядок и правила, как участвовать в таких закупках, установлены 44-ФЗ.

Рассмотрим виды торгов подробнее.

Конкурс

Конкурс - один из основных видов торгов, в которых побеждает участник, предложивший самые подходящие для заказчика условия.

Предметом открытого конкурса может быть почти любой объект закупок, не запрещенный действующим законодательством. Закрытые конкурсы проводятся по объектам, представляющим собой гостайну.

Подавая заявку, предприниматель должен отразить в ней сведения, которые касаются и самого участника, и объекта закупки (заявка состоит из двух соответствующих частей). По каждому конкурсу участник может подать только одну заявку.

Также он может отозвать ее при необходимости до наступления дня рассмотрения заявок. Если на эту дату подана только одна заявка - участник, ее подавший будет считаться победителем. Если не поступила ни одна заявка - конкурс признается несостоявшимся.

Определяя победителя, заказчик рассматривает заявки кандидатов. Оцениваться могут следующие критерии:

  • особенности и характеристики продукции, либо услуг;
  • расходы, связанные с их потреблением, эксплуатацией товаров;
  • сроки поставки, либо предоставления услуг;
  • гарантийный срок и условия его предоставления;
  • другие особенности.

Аукцион

Госаукционы - очень популярный вид конкурентных закупок, бывают открытыми и закрытыми, тут тем же принципы, что и у конкурсов. Победителем признается участник, который предложил самую выгодную стоимость при прочих равных условиях.

Участник делает ставку, снижая начальную цену, установленную заказчиком. Шаг снижения стоимости - 0,5-5%. Участник не может подавать равную или меньшую стоимость, чем предыдущее предложение или цену, равную нулю.

Интервал между ставками участников - 10 минут. Если новое предложение не поступило - победителем становится участник, который сделал предыдущую ставку. Если же ставки делаются каждые 10 минут и чаще - аукцион будет длиться до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Наиболее востребованная сегодня процедура - электронные аукционы по госзакупкам, которые проходят на специализированных площадках (ЭТП), о которых мы поговорим ниже.

Участники взаимодействуют через интернет посредством оператора ЭТП, технических и программных средств, за счет чего снижается риск воздействия на заказчика и другие негативные факторы, достигается более высокий уровень безопасности взаимодействия и передачи конфиденциальных данных.

Запрос котировок

Запрос котировок - это запрос заказчиком цен у неограниченного круга участников. Победителем становится предприятие или физическое лицо, предложившее самую низкую цену и соответствующее всем требованиям, заявленным заказчиком в извещении.

Решение о победителе принимает котировочная комиссия. Бывают ситуации, в которых она отклоняет все заявки участников. В таком случае торги признаются несостоявшимися.

Запрос предложений

Этот вид торгов похож на запрос котировок, но если при запросе котировок заказчик узнает цены, то при запросе предложений его интересуют условия выполнения заказа.

И тот участник, который предложил самые привлекательные становится победителем. Запрос также может рассылаться неограниченному кругу лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Госзакупки для начинающих поставщиков

Участие в госзакупках - привлекательная перспектива для большинства сфер бизнеса.

Производственное, торговое предприятие, которое реализует продукцию или компания, оказывающая услуги, осознают ценность участия в государственных аукционах и конкурсах, поскольку понимают, что это поможет вывести их бизнес на совершенно новую ступень развития.

Это не только шанс получить контракт от известного заказчика на крупную сумму, но и возможность укрепить свои позиции на рынке и имидж надежного поставщика.

Госзакупки - отличный способ повысить лояльность партнеров, клиентов, инвесторов к своему бренду. Это важный показатель надежности и в большинстве случаев гарантия положительного результата сотрудничества, если исполнитель выполняет свои обязательства добросовестно и в полном объеме.

Все это поможет компании упрочнить позиции в своей нише. Но главное - участие в госаукционах и конкурсах позволяет надежно и на постоянной основе получать выгодные контракты.

Кто может принимать участие в госзакупках

Участниками госзакупок могут быть юридические, физические лица и ИП, которые соответствуют следующим требованиям:

  1. В отношении участника не должна быть инициирована процедура банкротства;
  2. Деятельность субъекта предпринимательства не должна быть приостановленной;
  3. У участника не может быть долгов по всем обязательным платежам, в том числе по налогам, превышающим 25% от собственных активов;
  4. У руководителя или самого ИП, физического лица не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям;
  5. На предметы интеллектуальной собственности участник должен иметь исключительные права;
  6. У участника не должно быть родственных связей с заказчиком, а также других конфликтов интересов;
  7. У участника должна быть разрешительная документация на ту деятельность, которую он осуществляет для реализации предмета закупки.

Также заказчик вправе требовать от участника того, чтобы он:

  • Не находился в реестре недобросовестных участников (РНП);
  • Имел оборудование, достаточные материально-финансовые ресурсы для выполнения заказа;
  • Имел достаточный опыт и должную репутацию в интересующей организатора сфере;
  • Имел достаточное количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа.

Заказчик имеет право запросить документальное подтверждение соответствия поставщика всем этим или отдельным требованиям. Также он может выдвинуть и любые дополнительные требования к поставщику.

У поставщика есть встречная обязанность - подавать заявки, которые соответствуют требованиям тендера. Если предложение не соответствует предмету закупки - оно будет неизбежно отклонено заказчиком.

Чтобы с вами такого не случилось - внимательно изучайте документы к закупке. Если ее недостаточно и у вас остались вопросы - вы можете обратиться к заказчику за дополнительными разъяснениями.

Как участвовать в торгах

Чтобы участвовать в торгах и подавать заявки нужно заблаговременно подготовить перечень необходимых документов, в том числе те, которые будут служить подтверждением соответствия продукции или услуг поставщика требованиям заказчика.

Для участия в торгах необходимо заранее предусмотреть всё, что может потребоваться в процессе. Так, помимо законодательно регламентированных сроков, необходимо учесть еще и фактические сроки, которые уходят на реальную подготовку документов.

Поэтому планировать свое участие в торгах следует заранее. На самом деле на подготовку документов может уйти до 20 дней. Это зависит от условий, указанных в закупочной процедуре.

Какие документы нужны для участия

Чтобы предприниматель, организация или физлицо участвовали в закупках, следует в первую очередь подготовить нужный перечень документов:

  • Заявка на участие за подписью уполномоченного лица;
  • Опись прилагаемых к заявке документов;
  • Информация об участнике (регистрационное свидетельство, учредительная документация и пр.);
  • Выписка из реестра;
  • Документы, которые подтверждают отсутствие задолженности по обязательным платежам (справки, сверки и пр.);
  • Уполномочивающие документы на основных руководящих лиц (приказы, решения, протоколы);
  • Документация, подтверждающая все заявленные сведения участником закупки;
  • Квитанции, счета о внесении обеспечения заявки.

Исчерпывающий перечень документов от участника устанавливают условия и документация тендера, опубликованные заказчиком.

Где проводятся госзакупки

Электронные аукционы по госзакупкам и другие торги проходят на специализированных торговых площадках (ЭТП).

Сегодня работает 8 операторов торгов, официально одобренных государством для работы по 44-ФЗ. .

Готовить и подавать документы нужно тоже один раз. После регистрации аккредитация будет получена на всех площадках автоматически.

Такие нововведения в 44-ФЗ существенно упростили процедуру получения аккредитации. С начала 2020 года это обязательное правило для участия в закупках, использовать аккредитацию старым способом будет нельзя.

ЕИС и ее возможности

ЕИС - не только удобный инструмент для работы с операторами торгов. В ней публикуется вся необходимая и важная информация о госзакупках.

Здесь заказчики публикуют:

  • план закупки;
  • тендерную документацию;
  • извещения;
  • информацию об уже реализованных контрактах.

Здесь на постоянной основе вносятся данные в реестры, включая РНП - реестр недобросовестных поставщиков. Также в ЕИС размещено огромное количество обучающих материалов, актуальные изменения и нововведения в действующее законодательство и другая важная информация.

В ЕИС можно найти госзакупки по:

  • ПП РФ 615;
  • 94-ФЗ (архив).

Все закупки можно отсортировать по множеству критериев и просматривать только наиболее подходящие: по виду деятельности, цене, по названию закупки, товара, работ, региону.

Большая часть тендеров сегодня проходит в электронном формате: электронные госаукционы, конкурсы, открытые запросы котировок и предложений. На бумаге проводится лишь некоторая часть закрытых торгов.

В документации к закупке заказчик указывает, на какой именно ЭТП будет проходить электронный аукцион или другая госзакупка. Заявку подавать нужно уже непосредственно на ЭТП.

У кого больше шансов в госзакупках

Выход на рынок госзакупок доступен физическими и юрлицам, ИП, резидентам и нерезидентам. У каждой регистрационной формы свои преимущества и недостатки с точки зрения участия в тендерах.

На самом деле участвовать в тендерах ИП не менее выгодно, чем ООО. И сейчас мы расскажем, почему.

Особенности участия ИП, самозанятых и частных лиц в госзакупках

Законодательство о закупках дает уникальный шанс ИП и физлицам работать с государственными заказчиками и быть узнаваемым среди них, кроме секции гособоронзаказа - тут ИП может быть только соисполнителем. Но, становясь на такой путь, предприниматель должен знать, что его ждет и какова ответственность за нарушение своих обязательств.

Индивидуальный предприниматель или физлицо, участвуя в госзакупках, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом в полном объеме. Поэтому в случае возникновения непредвиденных ситуаций, штрафы и пени ложатся непосредственно на ИП/физлицо.

Благодаря ЕИС и электронной форме документооборота, ЭЦП, предпринимателю не обязательно арендовать офис, тратить средства на поездки к заказчику, если есть территориальная удаленность.

Активно взаимодействовать с заказчиком чаще всего не нужно. А, значит, ИП не нужны менеджеры, которые 24 часа в сутки на связи и готовы обсуждать проект, особенно, если у регионов заказчика и исполнителя большая разница во времени.

Первое время после выхода на рынок к ИП с подозрением будут относиться опытные крупные заказчики. И это не удивительно, ведь пока у ИП нет репутации и опыта в закупках, реализованных госзаказов, им не ясно, кто перед ними: перспективный новичок или очередной мошенник.

Преимущества участия в госзакупках ИП, самозанятого или частного лица:

  • у ИП меньше отчетности, налогов за реализованный госзаказ;
  • за счет персональной ответственности ИП с большим опытом работы по своему виду деятельности и хорошими оборотами может получить кредит в банке для внесения обеспечения заявки проще, чем ООО;
  • ИП не нужно подавать некоторые документы, которые обязательны для предоставления юридическим лицам. Это плюс не только с точки зрения экономии времени и меньшей бумажной волокиты, но потому что, чем меньше бумаг, тем меньше вероятность сделать ошибку;
  • полученной прибылью ИП распоряжается по своему усмотрению.

У ООО все наоборот: ответственность ограничена уставным капиталом. Бумаг ООО придется прикреплять больше, да и юридический адрес - неотъемлемая деятельность общества. Прибылью распоряжаться не так удобно, возникают дополнительные расходы. А если ООО открыто недавно, то доверять ему заказчики будут не больше, чем ИП.

Рекомендуем ИП и другим представителям среднего и малого предпринимательства не сомневаться, а пробовать свои силы в госзакупках. А если что-то не получается - мы охотно проконсультируем, поможем пройти обучение и получить все необходимые для этого инструменты.

Выводы

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других. Перед тем, как начать в них участвовать, нужно разобраться в деталях конкретного вида закупки, из каких этапов состоит, какие нужны документы, последовательность действий, сроки.

Начинающие участники госзакупок допускают множество элементарных ошибок. Часто это приводит к потерям времени, денег и разочарованию.

Участие в госзакупках требует слаженных, четких и уверенных действий, где нельзя полагаться на авось. Это не только конкуренция с другими компаниями или индивидуальными предпринимателями.

Это игра по правилам, установленным госзаказчиками. По бюрократическим правилам. Поэтому этапы отбора госзакупок и подготовки документации самые важные. То есть нужен грамотный выбор цели и правильные действия для ее достижения. Так можно одержать победу и получить государственный контракт.

ВИДЫ ПРОЦЕДУР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И СЛУЧАИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Законодательство, регулирующее порядок осуществления государственных закупок в 2013 году

В 2013 г. на территории Республики Беларусь порядок осуществления государственных закупок регулируется следующими нормативными и правовыми актами :

Законом РБ -З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон);

Указом Президента РБ «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»;

Указом Президента РБ «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»;

Постановлением Совета Министров РБ «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 000) (принято во исполнение требований Закона);

Постановлением Совета Министров РБ «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок»;

Другими нормативными и правовыми актами.

Закрытый конкурс;

Электронный аукцион;

Процедура запроса ценовых предложений;

Процедура закупки из одного источника;

Процедура запроса ценовых предложений - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения.
Процедура запроса ценовых предложений применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров РБ, в т. ч. товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты.
Процедура запроса ценовых предложений не применяется в случае государственной закупки создания новых произведений художественной литературы , фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности, организации и проведения выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, других культурных мероприятий, оказания услуг в сфере культуры

Процедура закупки из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Предложение заключить договор 2 и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).
Процедура закупки из одного источника проводится при осуществлении государственных закупок (в т. ч. если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону.
Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов).
Приглашение направляется заказчиком (организатором) участнику (участникам) одновременно с проектом договора . Допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками)

Государственные закупки товаров осуществляются с применением биржевых торгов в случае определения Советом Министров РБ перечня товаров с учетом положений п.2 ст.41, части второй п.1 ст.49 и п.2 ст.50 Закона.
Биржевые торги при осуществлении государственных закупок проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах с учетом положений ст.51 и ст.1-4, 11, 17, части третьей п.1 и п.2 ст.18, части второй п.1 и пп.2, 3, 5 и 6 ст.25, ст.29, 30, 52-58 Закона.
Государственные закупки товаров с применением биржевых торгов осуществляются на товарных биржах, определяемых Советом Министров РБ


МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

2.1Основные этапы проведения государственных закупок

Первым и самым важным шагом закупочной компании является разработка плана закупок, и чем тщательнее будет разработан план, тем более эффективными будут результаты закупочной компании в целом. Разработка плана закупок в наиболее общем виде представляет собой нахождение ответов на вопросы: что, как, когда, кто и состоит из следующих укрупнённых процедур:

1) определение и формулировка предмета закупок, установление требуемого объёма закупаемой продукции, её качественных характеристик и времени поставки;

2) изучение соответствующего рынка и потенциальных поставщиков (проведение конъюнктурных исследований);

3) определение типа контракта (контракта на товары, работы или услуги);

4) выбор способа закупок;

5) определение функций всех участников процесса закупок;

6) подготовка необходимой документации для проведения конкурса (установление квалификационных требований для отбора участников, формулировка критериев и способа оценки конкурсных предложений);

7) планирование процесса проведения конкурсных торгов;

8) определение форм и методов осуществления контроля за выполнением условий контракта;

9) проработка комплекса юридических вопросов.

Таким образом, прежде необходимо определить предмет закупок и выяснить к какой категории он относится: товар, работа, услугу или их сочетание. Этот этап является важным, так как методика проведения конкурсных закупок по товарам, работам, услугам имеют определённые особенности.


Затем устанавливается общий объём закупаемой продукции и возможные расходы. Важным аспектом разработки плана закупок является определение размеров лотов, выставляемых на конкурс.

№- 94 ФЗ определяет в ст.5, что участником конкурса может быть только поставщик, но зачастую случается так, что без посредника закупки некоторых товаров просто не смогут произойти, такое происходит в случае, если у предприятия изготовителя значительные объёмы производства. В таблице 2 приведено сравнение особенностей закупок продукции через посредника и у производителя.

Таблица 2- Сравнительная характеристика закупок у оптовой фирмы и завода-изготовителя

Параметры

Без посреднической фирмы

С участием посреднической фирмы

Осуществление покупки

Покупка по почте или телефону с завода изготовителя

Покупка с оптовой базы

Срок поставки

1-3 недели

В 99% случаев потребность осуществляется незамедлительно

Риск ошибок

Возможность ошибок

Отсутствие ошибок

Удовлетворение потребностей

Невозможность безотлагательного удовлетворения неожиданно возникшей потребности

Наличие широкой номенклатуры на складе

Оплата стоимости только самого товара

Транспортные расходы включаются в цену товара

Следующим шагом служит выбор способа закупок, в РФ предусмотрены:

1) открытые конкурсные торги (бывают международные или внутренние);

2) двухэтапные торги;

5) закупки из единственного источника.

В соответствии с Положением об организации закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (Утверждено Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 000) основным способом закупок являются открытые конкурсные торги. Но при всей их значимости для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств нельзя не видеть и определённых недостатков этого способа закупок.

К их числу можно отнести:

1) длительность процедуры проведения торгов;

2) значительные затраты заказчика по планированию торгов, подготовке конкурсной документации , рассмотрению конкурсных предложений и выявлению победителя;

3) существенные затраты участников на подготовку конкурсных предложений, их прямые финансовые затраты.

В целом ряде случаев, указанные выше затраты, могут не перекрываться тем эффектом, который получается в результате проведения конкурсных торгов. Всё это делает необходимость предусмотреть упрощённые способы закупок продукции для государственных нужд.

Простые способы закупок – это те закупки, которые не требуют проведения конкурса, а именно запрос котировок цен и закупки из единственного источника.

Запрос котировок цен заказчик имеет право проводить если:

Цена государственного контракта не менее 2500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда или размера, установленного нормативными правовыми актами , издаваемыми уполномоченным федеральным органом;

По закупаемым товарам сложился определённый рынок.

Предварительно заказчик проводит конъюнктурную оценку сложившегося рынка закупаемого товара, при этом определяется масштаб цен на рынке закупаемой продукции, и перечень наиболее привлекательных поставщиков. (Рекомендации по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд простыми способами закупки).


Заказчик в праве размещать заказы на закупку продукции для государственных нужд путём закупки у единственного источника:

1) при наличии срочной потребности в продукции;

2) если, в результате чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, промышленные аварии, катастрофы) возникла срочная потребность в определении продукции.

3) если продукция может быть получена только от единственного поставщика, либо единственный поставщик обладает исключительным правом в отношении данной продукции.

Заказчик вправе размещать заказы путём проведения закрытых торгов тогда, когда цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также, когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок для участия в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции (Письмо от Минэкономики от 11.№методические материалы).

Организатор конкурса вправе проводить закрытые конкурсы если:

1) предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством РФ;

2) технически сложные товары производят с ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

После проведения экспертиз на основании разработанной системы показателей и коэффициентов их весомости производится комплексная оценка предложений поставщиков. Помощь в разработке системы критериев и их оценки оказывают «Методические рекомендации по бальной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков…", предложенные министерством экономики РФ в 2000 году. Конкурсное предложение, набравшее самую большую сумму баллов, признаётся победившим в конкурсе.

2.2Статистические данные по организации и проведению закупок в Новосибирской области

Важность полных и достоверных статистических сведений о системе государственных закупок заключается в том, что статистические данные позволяют оценить работоспособность и эффективность системы государственных закупок, показывают её сильные и слабые стороны, обращают внимание на нарушения действующего законодательства в области госзакупок.

Сбор и обработку статистических сведений в России осуществляет Госкомстат России. А результаты публикуются в официальном печатном органе «Конкурсные торги» Министерством экономического развития. Основной формой статистического наблюдения за организацией и проведением закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, является форма «№1-конкурс», утвержденная постановлением Госкомстата России от 01.01.01 года №26. Эта форма представляется государственными заказчиками – получателями средств федерального бюджета – ежеквартально.

Форма позволяет отследить следующие показатели:

1) число проведенных закупочных компаний с разбивкой по способам закупки (за исключением двухэтапных конкурсов);

2) число заключённых и число расторгнутых контрактов;

3) сведение о числе поставщиков, подавших конкурсные заявки;

4) сведения о количестве отклонённых конкурсных заявок и о причинах такого отклонения;

5) стоимостные характеристики закупок: сумма, предусмотренная на проведение закупок, сумма, выставленного на закупку заказа, стоимость заключённых контрактов, стоимость незаключённых контрактов;

6) сведения о месте проведения закупок с разбивкой по способам закупки;

В таблице 4 приведены данные по проведению торгов в Российской Федерации.

Таблица 4 – Участие поставщиков в государственных закупках

Всего участников

Всего выиграли

А в таблице 5 даны данные по контрактам, заключённым на торгах.

Таблица 5 – Контракты, заключённые на торгах по уровню заказчиков

Наименование показателя

Количество контрактов

Всего заключено контрактов

Субъекты РФ

Местные органы

Стоимостная характеристика (млрд. руб.)

Общая стоимость заключенных контрактов

Федеральные органы исполнительной власти

Субъекты РФ

Местные органы

Данные, приведённые в этих таблицах, имеют неточности. Это связано с тем, что в период этих лет система статистического наблюдения только начинала становиться. В статистических сборниках за 1999 год ещё отсутствуют данные по многим министерствам и ведомствам федерального подчинения, а также по ряду субъектов Российской Федерации.

Существуют следующие причины, которые мешают полностью и достоверно оценить работу системы государственных закупок:

1) не все заказчики представляют требуемые сведения;

2) ряд сведений засекречен;

3) некоторые заказчики предоставляют недостоверные сведения;

4) заполненные формы статистического наблюдения содержат ошибки и неточности.

Тем не менее, хотя и систему статистического наблюдения и нельзя считать отлаженной, эти данные позволяют оценить общее направление развития системы государственных закупок:

1) объём государственного заказа растёт с каждым годом, делая этот рынок всё более привлекательным для предпринимательства;

2) увеличивается число проведённых торгов;

3)наблюдается значительный рост числа потенциальных поставщиков, принимающих участие в конкурсных торгах.

2.3 Схема осуществления государственных закупок в Новосибирской области

Важную роль в повышении эффективности осуществления государственных закупок играет сформированная в этих целях институциональная среда. В связи со сложностью социально-экономических взаимодействий в сфере государственных закупок необходимо формирование такой системы правил и процедур, которые позволят сделать объективный выбор государственному или муниципальному заказчику, решат задачу экономии бюджетных средств и будут способствовать устранению коррупции.

Новосибирская область одной из первых в России начала внедрять процедуры прокьюремента при размещении государственного заказа и осуществлении закупочной деятельности. Закон Новосибирской области №81-ОЗ «О поставках продукции для региональных государственных нужд Новосибирской области» был принят 27 октября 1997 года, а 26 ноября 2003 был принят новый закон, внесены изменения в старый. Он вступил в силу с 1 января 2004 года. Областные целевые программы разрабатывает администрация Новосибирской области исходя из своих потребностей, с учётом возможностей финансирования, ресурсного обеспечения и реализуемых на территории федеральных и межрегиональных целевых программ. Поставки продукции обеспечиваются за счёт областного бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Объём государственного заказа на очередной финансовый год, перечень областных целевых программ ежегодно утверждаются законом Новосибирской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В целях обеспечения поставок продукции для региональных государственных нужд Новосибирской области глава администрации области утверждает государственных заказчиков. Государственным заказчиком является структурное подразделение администрации области – главный распорядитель бюджетных средств. Распоряжением главы администрации часть функций заказчиков по размещению государственного заказа и исполнению государственных контрактов может быть передана соответствующим предприятиям, организациям на условиях, предусматриваемых администрацией области, при утверждении государственных заказчиков. Для осуществления закупок государственным заказчиком выделяются средства областного бюджета в размерах, установленных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. И тогда государственные заказчики являются ответственными за обеспечение региональных государственных нужд Новосибирской области, эффективное и целевое использование средств областного бюджета. Не позднее чем за 45 дней до начала нового финансового года администрация области размещает в газетах «Советская Сибирь» и «Ведомости Новосибирской области Совета депутатов», а также на сайте администрации области извещения о проведении квалификационных отборов поставщиков продукции для региональных государственных нужд Новосибирской области на очередной финансовый год. Заказы на поставку продукции размещаются на конкурсной основе путём проведения торгов. Победителем торгов признаётся лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия поставки и минимальные цены. Для стимулирования поставщиков для региональных государственных нужд Новосибирской области устанавливается звание «Поставщик продукции для государственных нужд Новосибирской области», это положение утверждается главой администрации. При определении победителя учитывается общая экономическая целесообразность сделки для областного бюджета, а государственные заказчики обеспечивают своевременное заключение государственных контрактов. Администрация области ведёт реестр государственных контрактов, который предоставляется в областной Совет депутатов до 1 апреля года, следующего за отчётным, с выделением продукции, закупаемой для обеспечения государственных нужд у поставщиков, не являющихся товаропроизводителями Новосибирской области, либо зарегистрированных вне её пределов.

За неисполнение закона в соответствии с федеральным и областным законодательством применяется гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и иные виды ответственности .

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Похожие публикации