Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

4 предложения с однородными словами. Что такое однородные члены предложения? VI

Чтобы написать предложения с однородными членами, нужно знать, чем они являются.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения - это части предложения, которые связаны между собой сочинительной связью (союзы и, да. но и другие). Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову (зависят от главного слова либо сами являются главными словами), отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одну и ту же роль в предложении, то есть, являются чаще всего одной частью речи.

Однородными членами может быть любая часть речи

При письме однородные члены отделяются запятой.

Десять предложений с однородными членами

  1. Наступила холодная, вьюжная, морозная зима. В предложении являются определениями, часть речи - прилагательные.
  2. Дети на утреннике и танцевали , и играли в прятки, и пели веселые песенки. В предложении являются сказуемыми, часть речи - глаголы. Связаны сочинительным союзом "и".
  3. Папа, мама, бабушка, дедушка и младший брат - вот вся моя семья. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Бессоюзная и сочинительная связь.
  4. Вырезанный из лиственницы, расписанный красками, сделанный с невероятным мастерством, этот сундук перейдет еще не к одному поколению. В предложении являются определениями. Часть речи - причастия.
  5. Красные, лиловые, желтые и синие цветки покрывали всю полянку. В предложении являются определениями. Часть речи - прилагательные. Бессоюзная и сочинительная связь.
  6. Все ученики и учителя собрались на линейку. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Сочинительный союз "и".
  7. Олег умел рисовать , играть на гитаре, чинить радио и собирать мебель. В предложении являются сказуемыми. Часть речи - глаголы.
  8. Сегодня утром было холодно, сыро и промозгло. В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.
  9. И ты, и я, и все они тоже пойдут в поход. В предложении являются подлежащими. Часть речи - местоимения.
  10. Ураган налетел внезапно и быстро . В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.

Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс с ответами. Контрольная работа включает в себя 9 задний.

1. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В мокром небе кр_чат ул_тающие на юг гуси. Кланяются им вслед д_рев_я машут ветками. С ве­ток срываются красные и жёлтые лист_я и л_тят за гусями. Вместе с лист_ями л_тят стаи зябликов и жав_р_нков.

Сколько в этом тексте предложений с однород­ными сказуемыми? Отметь ✓ правильный ответ.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

2. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Обведи но­мера предложений, в которых есть однородные чле­ны, соединённые только перечислительной интонацией.

1) М_л_дая восп_тательница ст_яла у _кна и внимательно наблюдала за р_бятишками.
2) В одну секунду девочка оч_тилась возле м_лыша, опустилась на корточки, взяла за руку, ти­хо и ласково заг _варила.
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек свер­кали б_лизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают по­лированными гранями.
5) М_ряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тр__пические д_ревья, обез_ян, попугаев.

Выпиши предложение, в котором есть и главные однородные члены предложения, и второстепенные однородные члены предложения. Подчеркни их.

3. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.

1) Пришёл жаркий ч_с и сне_ незаметно под­таивает а в л__сной т_шине дятел ровно отстукива­ет удары по ств__лу.
2) Г_лубиная стая разв_рнулась над з_млёй ее п_лями селами г_родами.
3) Вертолёт работал в_нтами в разные стороны л_тел п_сок.
4) Вот сел солдат у ручья взял скрипочку и стал т_хонько наигрывать.
5) Ст_ит хатка а в ней ж_вет Баба-яга — к_стяная н_га.
6) К_злёночек заплакал вор_тился назад и стал с_стрицу кликать.

Выпиши номера тех простых предложений, в ко­торых однородные члены соединяются с помощью союзов.

4. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и не­обходимые знаки препинания.

Сашка вышел во двор, но р_бят во дв_ре не было. Он поб_жал за в_рота и вот тут-то случи­лась эта история. Как раз в это время по улице шла ст_рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из п_ст_лета. Ст_рушка вздрогнула и ост_новилась. Она погр_зила пальцем перешла д_рогу и скрылась в переулке.
(По Н. Носову)

Найди и выпиши предложение, в котором одно­родные члены соответствуют схеме: =, = и =.

Подчеркни в записанном предложении главные и второстепенные члены.

5. Прочитай предложения с однородными членами и впиши союзы: и, а, но. Поставь, где нужно, запя­тые. Подчеркни однородные второстепенные члены предложения.

1) Вдоль рек озер _____ болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались _____ отпустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые желтые _____ красные листья появились на деревьях.
4) Галя _____ Катя шли по улице ______ улыбались.
5) Тихо _____ настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котенок не от холода _____ от страха.
7) Медленно рос цветок _____ теперь вдруг вытянулся.

6. Расставь знаки препинания в предложениях.

1) Собрались подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурочку.
2) Деревья расступились и открылся небольшой пляж.
3) Вода осторожно плещет в песок и в кустах шумно возится какая-то птаха.
4) Девочка почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась.
5) Дунул ветер и листья посыпались в темную воду.
6) Катя тяжело вздохнула и медленно побрела дальше, размахивая портфелем.
7) Дверь тихонько скрипнула и в щель просуну­лась чья-то рука.

Распредели номера предложений по группам с учетом роли союза и.

Союз и соединяет части сложного предложения:

Союз и соединяет однородные члены предложения:

7. Составь из каждой пары простых предложений сложное. Используй подходящие по смыслу союзы (и, но, а, да). Запиши получившиеся предложения.

1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю. Капелька росы из цветка упала ей на лицо.

2) Весна сияла на небе. Лес был засыпан снегом.

3) Словарные слова запоминаются быстро. Поста­новка знаков препинания пока вызывает трудности.

8. Расставь в предложениях знаки препинания.

1) Почки раскрываются и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. (Е. Чару­шин)
2) Тонкие стволики пригнулись к земле и ждут с часу на час освобождения. (М. Пришвин)
3) Синица и клесты поют звонкими голосами. (М. Пришвин)
4) Катя кормила кролика морковкой сеном овсом и сухарями. (Е. Чарушин)
5) Пришёл жаркий час и вот в полной тишине шевельнулась еловая веточка.

Запиши номера предложений, которые соответ­ствуют следующим характеристикам.

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и : _____

Сложное предложение, части которого соединены союзом и : _____

Простое предложение с однородными подлежащи­ми, соединёнными союзом и : _____

Простое предложение с однородными второсте­пенными членами, соединенными перечислительной интонацией и союзом и : _____

9. Расставь знаки препинания.

1) Во дворе стояла ста рая машина с распахну­тыми дверями а над крылечком горел жёлтый фо­нарь.
2) По лестнице затопали ноги и в комнату вбе­жал растрёпанный малыш.
3) Перед холодной погодой зяблик не поёт а тре­вожно скрипит.
4) Старушка загремела ключами но дверь откры­вать не спешила.
5) Голоса глухо отдавались от просторных и хо­лодных стен.
6) Ещё стояли тёплые дни но осень уже напо­минала о себе пятнами желтых листьев и порыжев­шей травой.

Отметь ✓ номера предложений, в которых сою­зы а, но, и соединяют части сложного предложения.

1) 2, 4, 5
2) 1, 2, 6
3) 1, 3, 6

ОТВЕТЫ — Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс
1.
В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. Кла­няются им вслед деревья, машут ветками. С веток срываются красные и жёлтые листья и летят за гу­сями. Вместе с листьями летят стаи зябликов и жа­воронков. (В тексте 2 предложения с однородными сказуемыми.)
2.
1) Молодая воспитательница стояла у окна и внима­тельно наблюдала за ребятишками.
2) В одну секунду девочка очутилась возле малыша, опустилась на корточки, взяла за руку, тихо и ласково заговорила .
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали белизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полиро­ванными гранями.
5) Моряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, ви­дел тропические деревья, обезьян, попугаев.
3.
1) Пришёл жаркий час, и снег незаметно подтаивает, а в лесной тишине дятел ровно отстукивает удары по стволу.
2) Голубиная стая развернулась над землёй, её полями, сёлами, городами.
3) Вертолёт работал винтами, в разные стороны ле­тел песок.
4) Вот сел солдат у ручья, взял скрипочку и стал тихонько наигрывать.
5) Стоит хатка, а в ней живёт Баба-яга — костяная нога.
6) Козлёночек заплакал, воротился назад и стал сест­рицу кликать.
4, 6
4.
Сашка вышел во двор, но ребят во дворе не было. Он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла ста­рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из пистолета. Старушка вздрогнула и остановилась.
Она погрозила пальцем , перешла дорогу и скрылась в переулке . (=, = и =)
5.
1) Вдоль рек , озёр и болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались, но от­пустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые , жёлтые и красные листья появились на деревьях.
4) Галя и Катя шли по улице и улыбались.
5) Тихо , но настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котёнок не от холода , а от страха .
7) Медленно рос цветок, а теперь вдруг вытянулся.
6.
Союз и соединяет части сложного предложения: 2, 3, 5, 7.
Союз и соединяет однородные члены предложения: 1, 4, 6.
7.
1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю, и капелька росы из цветка упала ей на лицо.
2) Весна сияла на небе, но лес был засыпан снегом.
3) Словарные слова запоминаются быстро, а поста­новка знаков препинания пока вызывает трудности.
8.
Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и : 2.
Сложное предложение, части которого соединены союзом и : 1, 5.
Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и : 3.
Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзом и : 4.
9.
Союзы а , но , и соединяют части сложных предложе­ний 1, 2, 6.

Цель: Создать основу сознательного употребления однородных членов речи. Формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами. Развивать речь, орфографическую зоркость. Прививать бережноё отношение к окружающей природе.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Осени привет
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.

(Тамара Маршалова )

– Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте предложения.

Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.

– Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

– Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 86, с. 45, Т.Г.Рамзаева. 4 класс)

– Найди предложение однородными членами.

– Какие члены предложения называются однокоренными?

– Как связаны между собой однородные члены предложения? Слайд 1 . См. Приложение 1 .

– Наверное, этот случай произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.

– Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?

– Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..

III. Чистописание

– Как мы передаём звуки на письме? (Буквами.)

– Расскажите, что вы знаете о данных буквах?

– И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?

Ос…нь – запасиха, з…ма – подбериха.

– Что это?

– Как вы понимаете смысл данной пословицы?

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Какие буквы вставили, почему?

– Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу.

(Один ученик у доски.)

– Какие слова называются однокоренные?

– При помощи чего образуются однокоренные слова?

IV. Работа над словарными словами

1. Работа со словарными словами (повторение)

– В пословице сказано “осень – запасиха”, давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.

– Огородное растение: томат (помидор )

– Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель )

– Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец )

– Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста )

– Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь )

– Прочитай …., какие слова ты записал.

– Как одним словом можно их назвать? (овощи )

– Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.

– Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

V. Работа по теме урока

2. Составление предложений с однородными членами предложения

– Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.

– Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)

– Какими членами предложения могут быть ещё однородные?

– Составьте схему своего предложения (один у доски)

– Задайте вопрос по сегодняшней теме …..

– Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку

V. Физкультминутка

(В руках у детей осенние листья.) Слайд 2.

Листопад, листопад
Листья в воздухе кружат (покачивание листьев)
Озорные там и тут
Листья дворники метет
А они опять летят (листья полетели)
Ох, уж этот листопад (слова учителя)

VI. Закрепление пройденного материала

1. Составление предложений по схеме

– Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме Слайд 3. – 1-й вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).

– Разберите свои предложения по членам и частям речи.

– Только листья сменили цвет и кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?

2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте текст. Слайд 4.

а) Дифференцированный подход

Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо.
Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам.
Осень раздевает лес. Осень студит воду.
Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по небу облака.

б) С.46, упр.87*

VII. Поверочная работа (карточки с тестом)

1. Члены предложения называются однородными, если ….

1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4.Найди предложение с однородными членами.

1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

VIII. Итог урока

– А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и напишите небольшой рассказ с однородными членами. Слайд 5

Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .
Ваше отношение.

IX. Домашние задание (по выбору)

С. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ “Дары природы” с однородными членами предложения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Предложения с однородными членами» Выполнила: учитель начальных классов Муштакова Светлана Александровна МБОУ Михайловская средняя школа

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст». В 4-м классе дети закрепляют признаки предложения, углубляется понятие о предложениях с однородными членами, и развивают умения отличать текст от набора предложений, видоизменять и преобразовывать их, соотносить его с содержанием и главной мыслью. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей правильного типа читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения, посредством анализа синтаксических моделей и конструкций, средств художественной выразительности. Предложения с однородными членами являются одной из главных составляющих данного процесса. Дети учатся выполнять анализировать простые и сложные предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения и однородные члены в простых осложненных однородными членами предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но. Развивается умение ставить в них знаки препинания. Пояснительная записка

4 слайд

Описание слайда:

1. Актуальность частые ошибки в постановке знаков препинания; неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции; трудности учащихся в освоении данного раздела синтаксиса; Фундаментальность данной темы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

5 слайд

Описание слайда:

2. Цели и задачи раздела Цель: формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение предложений с однородными членами. Задачи: формировать навыки работы с текстом; развивать пунктуационную грамотность; учить использовать в речи предложения с однородными членами; развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; Воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к духовной ценности.

6 слайд

Описание слайда:

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Данный раздел разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей 10 - 11лет. - В этот период у детей повышается коммуникабельность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль, но у большинства наблюдается низкая мотивация и преобладает в учёбе настрой исполнителя требований родителей и учителя-наставника. Поэтому необходимо повысить мотивацию школьников и организовать учебную деятельность так, чтобы она удовлетворяла их познавательные потребности, способствовала их самореализации. - Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности. - В данном периоде развития ребёнка происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более последовательным, систематизированным, появляется новая черта – критичность. Ребёнок стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Большую роль играют идейно-научная содержательность учебного материала, его тесная связь с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения. - Данный возраст благоприятен для развития творческого мышления, увеличивается самостоятельная деятельность обучающихся, в речи проявляется тенденция к доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям. Поэтому в работе уместно предлагать алгоритмы действий, которые помогут решать проблемные задачи, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, делать обобщения, выводы. Лучше всего в этом возрасте предлагать наглядный учебный материал, таблицы, схемы, использовать ИКТ

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Добиться от каждого учащегося осознанного понимания темы (9 человек) Научить слабых учеников видеть предложения данного типа и использовать в письменной и устной речи (3 человека) Сильных учеников побуждать к постоянному обогащению речи посредством использования однородных членов как средства художественной выразительности. (2 человека)

9 слайд

Описание слайда:

Учащиеся должны: Знать: особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки; союзы при однородных членах; правило постановки знаков между однородными членами. Уметь: находить в предложении однородные члены и различать их; соблюдать интонацию перечисления; уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но в предложении с однородными членами. устанавливать зависимость однородных членов предложений; сравнить различные однородные члены и доказывать; формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами; составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

6. Система знаний Система знаний данного раздела включает: сведения о синтаксическом строе речи; знания о построении сложных синтаксических конструкций, использовании в них предложений с однородными членами; сведения о средствах связи однородных членов и их особенностях; знания пунктуационных норм русского языка.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

8.Фрагмент календарно-тематического планирования № Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители 1 Однородные члены предложения 2 Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложе- ниях с однородными членами Текущий. Словарный диктант 2 Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами Текущий. Фронтальный опрос 3 Однородные члены предложения с союзами 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи Текущий. Фронтальный опрос 4 Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО 1 5 Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами 2 Текущий Фронтальный опрос

14 слайд

Описание слайда:

Оценки Предварит. Контроль Сочинение Проверочная работа Административный диктант Тест «5» 1 2 3 «4» 3 3 2 2 «3» 4 4 5 4 «2» 2 1 - - Качество знаний 33% 44% 44% 55%

Похожие публикации