Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

"цель и смысл жизни человека". Сочинение цель в жизни человека

Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. У каждого этапа жизни есть своя цель.

Ребёнок хочет стать взрослым. Это происходит естественным путем. И на этом пути есть маленькие цели, такие же маленькие, как и малыш. Вначале сесть, затем встать, пойти, заговорить. Достиг!

И тут же появляются новые цели – учиться, утвердится в социуме, взрослеть. Сначала цель только знания и оценки. Затем статус в своем сообществе. И, от полученных результатов, каждый определяет дальнейший путь в жизни.

Человек вырос, и цели его выросли. И тут каждый для себя решает сам, какая цель его влечет. Что станет приоритетом: карьера, семья, деньги, слава. И вот достиг, каждый своего. И вот добрался до вершины, если получилось, думаешь, а что дальше? Сделали тебя карьера, деньги, слава счастливыми? Редко. Только со стороны кажется, что те, кто на вершине счастливы. Но история доказывает – это не так.

А может быть целью в жизни человека должно быть счастье? Кто думает об этом в юности? Когда тебя влечет всё и сразу. Это понимание приходит позже, если приходит вообще. «Счастье – это когда тебя понимают», – было сказано в каком-то фильме. Но понять надо, прежде всего, самого себя. Поймешь себя, увидишь свою цель в жизни. Даже если это только мечта, то при большом желании, если её сделать целью, можно воплотить и мечту. Только надо идти к ней поэтапно, шаг за шагом. Наслаждаясь процессом, получая удовольствие от своих достижений. Трудно, но интересно. Может быть, поэтому творческие люди более счастливы?

Цель жизни в творчестве? Хорошая мысль. Творить можно в любом деле. Не только в искусстве или литературе. Если посмотреть шире, элемент творчества присутствует в любом начинании.

Главное, чтобы у человека в жизни была его личная цель. Не может быть она у всех одинаковая. И, дойдя до этой цели, нельзя останавливаться. Надо искать новые вершины. Только в движении и развитии жизнь приобретает смысл.

Значит цель в жизни человека, это путь к смыслу жизни. Осмысленная жизнь делает человека счастливым, и тогда хочется творить, дарить окружающим радость. Такие люди как солнышки и к ним все тянутся. Рядом с ними начинаешь верить в себя и находить новые цели.

Вариант 2

Каждый человек приходит в этом мир для чего-то. А вот с какой конкретно целью ему идти по жизни он должен для себя определить и выбрать сам. Так уж сложилось в обществе, что нужно стремиться к чему – то, достигать этого и идти дальше, выстраивая новые планы и цели.

При этом в нашем же обществе часто встречаются люди, живущие одним днем, совершенно не задумываясь о завтрашнем дне. То есть существуют по принципу: день прошел и ладно. Но это ведь скучно и не интересно совсем. Жизнь ведь не бесконечна и дана нам, чтобы творить и использовать разные возможности. Надо много успеть!

А помогать в этом может поставленная человеком цель. Разумеется, у каждого она будет своя и разная по объему. Многие люди, не рассчитав свои силы, ставят перед собой заведомо не достижимую цель. Потом сильно расстраиваются из-за неудачи, впадают в какую-то депрессию и в итоге опускают руки для будущих стремлений. Так случается очень часто.

Хорошо, если человек ставит перед собой благую цель, которая может принести добро, счастье, радость. Но может случиться и так, что человек стремится сделать что-то плохое. Просто потому, что хорошую цель он не может достигнуть в силу своей ленивости и зависти к чужим успехам. Тогда могут пострадать люди, оказавшиеся рядом с таким человеком. Хотелось бы верить, что таких очень мало.

Чтобы достигнуть какой-то глобальной цели в жизни, нужно ее разделить на этапы – мелкие подцели, которые будет гораздо легче достигать, следуя от самой простой к наиболее сложной. Так, скорее всего, получится придти к той самой важной и заветной.

Если бы человек смог бы в своем стремлении к цели все разложить по полочкам и по этапам и не желал бы получить без труда все и сразу, то наше общество состояло из успешных людей. Ведь когда человек достигает поставленной цели в жизни, он приобретает моральное удовлетворение и радость от этого переполняет его. И уж точно ему в таком состоянии не захочется сделать что-нибудь плохое. Мир станет лучше и добрее!

Сочинение на тему Цель и смысл в жизни человека

Люди рождаются, растут. Пока они растут, они учатся ходить, говорить, читать, писать, заводят друзей и знакомых. Потом они взрослеют, у них появляется работа, семья... Старея, они обзаводятся внуками, а в конце жизни каждый из нас умрет. И, несомненно, большинство людей на планете задумывалось хоть однажды о том, зачем же мы живем, в чем цель и смысл нашей жизни?

Одни, недолго думая, скажут, что семья – это смысл их жизни. Ведь нет ничего прекраснее, чем приходить домой и видеть своих родных живыми и здоровыми, ощущать ласковые прикосновения своей жены или мужа, видеть, как растут дети.

Для других смыслом жизни является работа. Такие люди готовы день и ночь пропадать там, забывая о родных и близких.

Третьи скажут, что жить нужно для себя, веди мы живем всего раз, так почему же мы должны думать о том, что скажут нам окружающие? Эта категория людей проводит свою жизнь путешествуя: они посещают самые разные уголки мира, знакомятся с различными культурами, встречают новых людей.

А есть люди, которые не видят смысла в жизни. Их не радует ни семья, ни работа, ни развлечения.

Каждый из нас сам ищет смысл в жизни, и, наверное, цель всей нашей жизни заключается как раз в том, чтобы этот самый смысл найти. А найдя смысл жизни, мы обретаем абсолютное счастье.

Сочинение 4

Цель в жизни это все к чему мы стремимся на протяжении всей своей жизни. У каждого человека своя цель определенная, например: когда человек маленький он поставил себе цель, что в школе он будет хорошо учиться и чего бы то ни стало он должен этого добиться, после школьной скамьи каждый стремится кем-то стать: кто-то доктором кто-то полицейским учителем и так далее. Где-нибудь попутешествовать. Но существует мечта – это когда человек просто мечтает, думает, но осознает, что такого, просто не может быть. И есть цель, определенная, к которой человек должен всегда стремится. Цель это определенного рода маяк, без которого в жизни никуда не деется. И ничего не достичь.

Я считаю, что целью в жизни, должно быть то, чего человек хочет сам, то, что поможет ему стать лучше, и само развиться. Достигнута цель это конечный результат цели. К примеру: в школе мы учимся, чтобы получить аттестат, поступаем в техникумы и институты что бы получить работу по душе. И все это время, с человеком происходит много хороших моментов, ведь везде, человек находит себе товарищей. Но есть и плохие ситуации.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что путь к цели тоже важен, как и сама цель. Существуют разные цели, маленькие, большие, эгоистичные, благородные, но все ровно они сопутствуют нам по жизни. Когда человек ни к чему не стремится, тогда он останавливается в развитии. Любая новая цель, это узнать что- то новое освоить какие - то навыки развить свои способности. Но и еще очень важный момент, что бы наши цели, не вредили нашим окружающим.

Лично я, допустим, всегда ставлю цель перед собой. Я поставила цель закончить школу отличницей, я закончила, поставила цель отучиться на лаборанта и работать по профессии, так оно и есть. Сейчас у меня цель поехать отдыхать на черное море буду стараться выполнить. Люди, которые живут без цели, они живут мечтами, и иллюзиями, и это очень плохо. Даже если ты поставил цель перед собой а у тебя не получается нужно не опускать руки а про бывать снова и снова. Все люди должны бороться. Не сидеть сложа руки, и ничего не делать а стремится к чему то высшему, и лучшему. Чувствуй свое сердце и делай так, как оно подсказывает. Не слушай чужих мнений, которые говорят у тебя ничего не выйдет. Все люди имеют большой потенциал, просто каждый человек склонен к своему. Нужно быть самим собой и стремится к своей цели.

План урока по теме: «Цель и смысл человеческой жизни»

Цели :
1. Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни.
2. Понимание разницы между материальными и нематериальными целями.
3. Осознание собственных целей и стремлений.

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения: «поле проблем», «аналитик» и др.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные:

Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

Формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

Умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

Умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Умение видеть культурологические связи

Ход урока

Организационный этап (1 мин.) Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и уверена, мы с вами на сегодняшнем уроке будем плодотворно сотрудничать!

Учитель предлагает детям написать сочинение “Автобиография будущего”: - Я хочу предложить вам небольшое, но увлекательное задание. Оно будет немного похоже на сочинение. Вам, наверное, всем знакомо слово “биография”. Его точное значение - жизнеописание. Автобиография - это описание своей жизни. Автобиографию обычно нужно писать при приеме на работу или поступлении в институт.

Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека. Сегодня вы попытаетесь написать “автобиографию будущего”. Загляните немного вперед. Подумайте и помечтайте.
Попытайтесь ответить на такие вопросы.
1. Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2020г.?
2. Какими будут ваше образование, профессия?
3. Есть ли семья, дети?
4. Материальное положение?
5. Что составляет основную гордость за прожитые годы?

Перед подростком должен быть чистый листок бумаги. Подписывать его не обязательно, но если студент хочет, он может написать имя и фамилию.
Вспомогательные вопросы, приведенные выше, нужно написать на доске.
I. Обсуждение сочинений “Автобиография будущего”
Преподаватель рассказывает об обобщенных результатах сочинений:
1. Какие жизненные достижения наиболее ценятся студентами?
2. Что больше ценят мальчики, что - девочки?
3. Насколько мечтания учащихся духовны или бездуховны, эгоистичны или альтруистичны?
Студенты высказывают свое мнение, приводят аргументы в защиту тех или иных жизненных ценностей.
П. Выявление целей, к которым люди могут стремиться в жизни
На доске:
Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства

Задание 1. Перепишите данный перечень в свою тетрадь. Разбейтесь на пары и, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек не властен. Напротив каждого стремления поставьте соответствующую пометку - “властен” или “не властен”.
Задание 2. Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а какие нематериальные. Напротив каждого стремления в тетради поставьте соответствующую пометку. Работайте парами.
Примечание . Перед выполнением этого задания нужно объяснить студентам значение слов “материальный” и “нематериальный”.
Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или еще как-то воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт существования.
Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем не менее, это существует.
Задание 3. Выпишите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни Студенты выполняют задание.

Преподаватель . В представленном списке к материальным ценностям относятся деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира, хорошее здоровье.
Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной, являются нематериальными.
Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться, но если жизнь подчинена насыщению только этих потребностей, счастье будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его счастливее. Физические потребности нетрудно удовлетворить - ненасытна лишь жадность. Но не следует отвергать их совершенно. Пусть каждый ест ровно столько, сколько нужно, - жадность и распущенность не должны руководить человеком.
По поводу того над какими стремлениями человек властен, а над какими нет, возникли разногласия. Кто-то считает, что достижение почти каждой из перечисленных целей находится в его власти. Кто-то, напротив, больше полагается на обстоятельства, чем на себя.
На самом деле вопрос, что же играет большую роль - воля человека или обстоятельства жизни, - является непростым, дискуссионным. Об этом рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается жизненная позиция: активная или пассивная, которая существенным образом предопределяет успешность деятельности и жизни человека.
Можно сделать вывод: нельзя отрицать влияние внешних обстоятельств на результаты деятельности, их обязательно надо учитывать, считаться с ними. Но активная позиция, когда человек принимает на себя ответственность за достижение поставленных целей, является более плодотворной. Такие люди более удачливы в жизни и добиваются больших успехов.

Далее выясняется общее мнение группы по поводу того, какие же цели являются наиболее важными в жизни. Учащиеся смотрят на списки целей: написаны на доске и те цели, которые выбраны ими лично (задание 3). Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого учащегося (пять выбранных целей). На доске отмечаются звездочками повторно упоминаемые пункты.

Далее преподаватель объясняет, что такое цель и смысл жизни.
Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.

3) Человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

III. Рефлексия Методика-интервью “Что было главным в жизни”
Преподаватель предлагает учащимся провести интервью. Они разбиваются на пары: один принимает роль репортера, другой - интервьюируемого. При этом нужно представить, что тот, кого интервьюируют, - человек очень пожилого возраста. Ему исполнилось 80, а может быть, и 90 лет, но, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. Вся жизнь позади.
Репортер хочет изучить жизненные достижения и свершения этого человека.
Учащиеся садятся парами и по очереди интервьюируют друг друга. Репортеры должны делать записи, чтобы затем рассказать классу о своем интервью.
Вопросы интервью
1. Что было для вас самым важным в жизни?
2. Какое личное качество больше всего помогло вам в трудных
ситуациях?
3. Что помогало и что препятствовало в вашей жизни созданию
близких взаимоотношений с другими людьми?
4. Что вы сделали для своей семьи?
5. Как изменилась природа? Что стало лучше, а что - хуже?
6. Пережили ли вы какие-либо экологические катастрофы?
7. Думаете ли вы, что если люди не изменят своего отношения
к природе, то человечество погибнет из-за того, что энергоресурсы будут исчерпаны, а сама загрязненная планета станет
непригодной для жизни?
8. Внесли вы какой-нибудь вклад в сохранение природы и жизни
на Земле?
Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Далее следует обсуждение.
Для создания атмосферы группового обсуждения можно задать следующие вопросы.
1. Каковы те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные по своей природе?
2. Есть ли какие-либо сходства в ответах на вопросы?
3. Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи и воспитание детей имеют существенное значение для людей разных культур и времен. Важной проблемой нашего времени является сохранение растительного и животного мира Земли, который находится на грани гибели. Существование ближайших поколений людей из-за экологических проблем находится под большим вопросом.

Либо вариант 2

Составьте синквейн по теме «Смысл жизни»:

1 строка – тема или предмет (1 существительное)

2 строка – описание предмета (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (2 глагола)

4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету

5 строка – синонимы, расширяющий или обобщающий смысл темы или предмета (1 слово)

Или Эссе (обращение к эпиграфу) Как смысл жизни отражается в характере человека и его поступках?


Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей. Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей. Осознание своих возможностей и стремление к их реализации.












Концепции смысла жизни Название концепцииЕе сущность Аскетизм (от греч.askeo – упражняюсь) Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления греха Гедонизм (от греч.hedone – наслаждение) Жить –значит наслаждаться Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения Утилитаризм (от греч.utilitas - польза) Жить –значит из всего извлекать пользу Эвдемонизм (от греч. eudaimonia- блаженство, счастье) Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека. Этика долга Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу













Смысл жизни – это самостоятельный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.


Проблема смысла жизни человека Объективная сторонаСубъективная сторона Каждый человек – биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни коренится в самой жизни. Человек осознает принадлежность к конкретно- историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга, творении добра и др.

Задается множеством вопросов. Однако есть один, который интересует человечество больше, чем остальные. В чем заключается смысл жизни? Философы, психологи и священнослужители пытались ответить на этот вопрос, но ни один из ответов не оказался универсальным.

Что говорили проповедники мировых религий

В чем же состоит цель и Обществознание дает такое определение: это мысленный ориентир, имеющийся у каждого. Именно поэтому можно смело утверждать, что у разных людей смысл жизни будет разным. Например, Христос проповедовал о том, что смысл жизни человека заключается в служении Богу и в том, чтобы обрести вечную жизнь после смерти.

Будда верил, что главной целью человеческого существования является жизнь, прожитая в гармонии. Обрести ее можно, только если отказаться от любых желаний и от ненависти. Пророк Мухаммед говорил о том, что в понимании божественных истин состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание дает верное определение цели существования. У каждого человека она будет зависеть от собственных взглядов, религиозных предпочтений, сложившегося миропонимания.

Взгляд философов

Платон справедливо замечал, что жизнь, которая не исследуется человеком, «не стоит того, чтобы жить». Стало быть, согласно мнению философа, именно в постижении закономерностей бытия и состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание - это предмет, который помогает школьнику сравнить несколько различных теорий, выбрать для себя ту, которая больше подходит его собственным взглядам на мир. Еще один философ Фридрих Ницше связывал цель жизни со смертью Бога или же потерей веры в универсальные законы Вселенной, в космический порядок.

Альбер Камю считал, что цель своего бытия человек создает своими руками, принимая те или иные решения. Однако никто не смог дать прямого и четкого ответа на вопрос о том, в чем цель и смысл жизни человека. Обществознание является наукой, которая вбирает в себя знания из нескольких смежных областей - философии, религии, социологии, психологии. Именно поэтому так важно уделить должное время изучению этой дисциплины. Ведь она является синтезом тех знаний, которые уже получены человеком в разных сферах исследований. Для современных людей смысл нередко заключается в воспитании достойных детей, саморазвитии, улучшении этого мира.

Зачем искать смысл бытия?

Почему же столь многие занимаются поиском цели и смысла жизни человека? Эссе по обществознанию поможет учащемуся разобраться в этом непростом вопросе. В работе можно упомянуть о том, что никто не хотел бы согласиться с тем, что бытие является бессмысленным. Человек всегда стремился отыскать «смысл своего бытия» - то, что поможет его обогатить. И далеко не всегда этим способом сделать являются материальные блага. Достигнув определенного уровня благосостояния, человек все равно может испытывать ощущение глубокой внутренней пустоты.

Основное определение

Кратко цель и смысл жизни человека (обществознание - основной предмет в школе, который занимается изучением такого рода вопросов) можно описать так: это выбор, который человек делает самостоятельно и осознанно. Он может быть рассмотрен в трех временных измерениях - прошлом, настоящем и будущем. Нужно учитывать и то, что возможность реализовать смысл своего бытия во многом зависит от тех внешних условий, в которых живет человек. Обязательным является наличие определенных демократических свобод. Например, крепостные крестьяне не могли реализовывать смысл своего бытия, поскольку они не обладали этими возможностями.

Обретение смысла жизни: пример

В сочинении по обществознанию «Цель и смысл жизни человека» школьник может упомянуть тот факт, что основными смыслообразующими компонентами для большинства людей являются возможности творить, служить другим людям, реализовывать свои таланты и способности, жертвовать собой во имя великой цели. Нередко основным компонентом выступает возможность сделать что-то для другого человека. Наглядно это может проиллюстрировать история одного электрика, который в 30 лет заболел неизлечимой болезнью. Всю свою жизнь он ругался с окружающими, любил выпивать. Когда жить ему осталось всего несколько месяцев, он был в полном одиночестве. Все свое время электрик проводил перед телевизором.

Служение обществу - возможность обрести смысл

В конце концов он решил посвятить немного из оставшегося времени своей жизни, служению другим людям. Он предложил свои услуги по починке системы кондиционирования в одном из общественных центров неподалеку. Через несколько недель он избавился от страха перед смертью, так как к нему постоянно приходили люди, с ним здоровались по имени, приносили ему пищу.

Он обрел смысл, поиском которого занимался всю жизнь. Человек понял, что стоит сделать что-нибудь для других людей, чтобы почувствовать свою нужность, значимость своей жизни. И каждый из нас обладает такой потребностью. Даже если жизнь сложилась относительно благополучно, мы испытываем желание сделать что-то для тех, кто не входит в наш семейный круг. Человеку нужно чувствовать, что он вносит вклад в жизнь общества.


ВВЕДЕНИЕ

1. Смысл жизни

1.1 Три уровня высших ценностей

2.1 Бессмысленность

2 Осмысленность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В данной контрольной работе я решила рассмотреть проблему смысла жизни, так как считаю ее актуальной для человека на любом этапе возрастного развития. Смысл - это то, чем человек воодушевляется для жизни - может быть найден и в старости, и в болезни, и в ситуации, кажущейся тупиковой. «Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя». Проблему смысла жизни изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. В различные эпохи проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько. Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. В современной христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы. Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание. Поэтому, категорию «смысл жизни» можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

1. Смысл жизни


Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Франкл показывает в своих работах, что смыслоутрата и типичная для нее депрессия настигает как индивидов, находящихся в условиях крайних лишений, так и тех, кто сыт, благополучен и чьи интересы и амбиции во многом удовлетворены. Характерной для современного западного общества стала именно разочарованность людей состоятельных, которым, казалось бы, жить да жить в свое удовольствие. Видимо, проблема упирается здесь в то, что удовлетворение низших, чисто материальных потребностей еще не дает смысла жизни, и человеческая душа высших ценностей, прикосновения к предельным основаниям действительности, ответа на «последние» вопросы. Человек не только «психика», но и дух.

Смысл понимается В. Франклом как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремится человеческая душа, и из его работ можно вынести несколько важных тезисов для понимания роли смысла в человеческой жизни:

Стремление к смыслу - ценность для выживания. Собственно, когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние цели и ценности, то достояние, которое у него было. Это случается в условиях войны, вражеского плена, крутого изменения судьбы, утраты близких и т. д. Индивид бывает подорван физически и морально неблагоприятными переменами в своей жизни, и тогда, как показывает Франкл, поиск и нахождение нового смысла или актуализация прежних смыслов может помочь человеку выжить, - сохранить себя физически и психически, выдержать все трудности: бедность, болезнь, враждебность окружения. У Ф. Ницше есть такое высказывание «У кого есть «зачем» жить, может выдержать почти любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.

Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл нельзя дать, его нужно найти. Это невозможно, потому что смысл - не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла - не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

Смысл может быть найден, но не может быть создан. Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он - результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.

Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных. Необходимо отметить, что отношения смысла и счастья не симметричны. Если счастье невозможно без смысла, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судьбы. Хотя, переживание смысла связано с положительными эмоциями, оно не гарантирует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета. Смысл жизни можно видеть в борьбе «до победного конца», в терпеливом и смиренном выполнении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, то есть в «вещах» трудных. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не приходится по чисто объективным причинам. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Другой вопрос, что когда его нет, то его трудно обрести. Зато когда он есть, его ничем не одолеешь.


1 Три уровня высших ценностей


Итак, каким же образом смыслы живут и функционируют в культуре? Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях.

Первый уровень - ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в XX веке существовали государства, практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами «светской религии»: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как в высшую «земную правду», определяющую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень - ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Этнонациональные ценности: традиции, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального лица народа. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь.

Третий, очень богатый по содержанию уровень представлен ценностями личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включаются здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, творчество, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми. В восточных культурах особо ценным является созерцание, эстетическое отношение к миру.

В реальной жизни все виды ценностей - а значит, и смыслов - тесно связаны и переплетены, они не отстоят механически друг от друга, составляют единый сплав.

Чем более иерархическим и деспотическим является общество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои «высшие ценности». Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться: они делают это, порой превозмогая себя, во имя Господа или Родины, во имя того, что и другие считают важным и значимым.

Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей. Собственно, распространение рыночного общества практически на всю планету, широкая демократизация во многих странах, утрата массовым сознанием религиозности привели к кризису старых смыслов, поставили многих людей перед непривычным и непонятным для них поиском: поиском смысловым.

Однако «смыслы, задаваемые обществом через ценности», - это еще не вся полнота смысла. В свое время советский психолог А.Н. Леонтьев много внимания уделил «личностным смыслам» - той интерпретации, которую претерпевают в индивидуальном сознании «смыслы внешние», официальные. Мы можем принять провозглашаемого обществом Бога как своего, как «внутреннее Ты», а можем не принять. Можем испытывать гордость по поводу целостности неделимого государства, а можем не испытывать.

Смысл так или иначе связан с внешним, но он у каждого - свой.


2. Осмысленность и бессмысленность


Смысл - то, чем человек воодушевляется для жизни - может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.

Смысл - это не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл - всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное (мы не зря сказали выше, что без него человек не может быть счастливым). Сравним коротко состояние осмысленности и бессмысленности, чтобы лучше понять, в чем именно выражается «наличие смысла жизни».


1 Бессмысленность


Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

Скука. Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блеклые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука - это дефицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.

Депрессия, тоска, раздражение.

Отсутствие значимых целей. Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.

Собственная незначительность, ненужность в субъект-субъектных отношениях, личностное одиночество, покинутость и оставленность другими людьми.

Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.

Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.

Так как либо сами цели эти «бессмысленны», либо, по крайней мере, остается нерешенным и спорным вопрос об их «осмысленности», - вся человеческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, наподобие кружения «белки в колесе», набора бессмысленных действий, которые неожиданно, вне всякого отношения к этим целям, ставимым человеком, и потому тоже совершенно бессмысленно, обрываются смертью.


2 Осмысленность

философский смысл жизнь экзистенциальный

Наличие смысла жизни описывается через такие моменты как:

Спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес - две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего «интересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.

Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла проявляется в радости, которая, на первый взгляд, может казаться беспричинной. На самом же деле смысл является важнейшим ее источником. Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.

Целеустремленность. Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережитых как свои, желанные, значимые. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние.

Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Чувство единения и гармонии. Осмысленность основывается на идентификации со «своим кругом», на переживании единых взглядов и интересов. Люди, которые потеряли всякий «свой круг» и которым нет «для чего» и «для кого» жить, теряют смысл жизни, а с ним и всякий жизненный пафос. Другой вопрос, что идентификация может быть разной: можно отождествлять себя не только с современниками, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью «интеллектуальных сил эпохи» и утверждать своей жизнью некоторые ценности, характерные для этого «незримого колледжа». В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности.

Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную жизнь, как бы придает ей солидность, направленность, оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он «вправе быть» и «вправе быть таким, как он есть».

Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

«Жизнь человека по своей сути никогда не может быть бессмысленной. Человеческое существование полно смысла до самого конца - до самого последнего вздоха». Смысл - это то, чем человек воодушевляется для жизни - может быть найден и в старости, и в болезни, и в ситуации, кажущейся тупиковой. «Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«Жизнь человека по своей сути никогда не может быть бессмысленной. Человеческое существование полно смысла до самого конца - до самого последнего вздоха».

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя. Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Сегодня человек во всем мире особенно тяжело страдает от ощущения утраты смысла. Вакуум смысла при наличном бытие рождает неврозы или безразличие, апатию или агрессию, а в конечном счете ведет к душевному или реальному самоубийству. Без стремления к высшему содержанию жизнь оказывается тяжкой обузой и суетой.

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения. Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшее - это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни. Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Золотухина-Аболина Е.В. Современная Этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. - Ростов н/Д., изд. центр «МарТ», 2000. - с. 441

.Коваль Б. И. Смысл жизни (мнения и со-мнения). - М.: ООО «Соверо - Принт», 2001. - с. 493

.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль. - с.252

.Маслоу А. Психология бытия.- М., 1997. - с. 304

.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - с.368

.Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. - с. 576


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Похожие публикации