Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Научнотехническая разведка. Научно-техническая разведка ссср Законодательная база российской внешней разведки

В середине 80-х годов в конференц-зале на 800 мест штаб-квартиры ПГУ КГБ в Ясенево прошла очередная партийная конференция. В президиуме сидели руководители разведки и курировавший ее представитель ЦК КПСС. Очередной начальник НТР, но не истинный ее руководитель, бодро докладывал о достижениях. Отчитываться было о чем. Но почему-то он особо выделил работу над спецзаданием ЦК партии по добыванию технологии производства высококачественного мороженого.

Подуставшие от пустой болтовни разведчики дремали или негромко обсуждали свои дела. После сообщения об успешном выполнении «спецзадания по мороженому» зал разразился неистовыми аплодисментами.

А зачем вообще нужна научно-техническая разведка современной России? Добывать секреты производства ширпотреба? Так ведь этим должны заниматься те, кто его производит - частные компании. Пусть они и воруют, как это принято во всем мире. Если взять машиностроение, то здесь большинство производителей - негосударственные компании или находятся на грани банкротства. Маловероятно, что им помогут западные технологии. Нужны соответствующее оборудование, высококвалифицированные кадры, время и деньги. А ничего из вышеперечисленного, скорее всего, у них нет. Остается сфера военно-промышленного комплекса. Здесь сильны позиции государства, которое что-то производит и даже продает за рубеж. Правда масштабы и возможности уже не те, что были в СССР.

Однако говорить о том, что с развалом Советского Союза и радикальными изменениями в сфере отечественного ВПК роль и необходимость отечественной военно-технической разведки стала минимальной - не совсем верно. Дело в том, что Россия всегда использовала научный потенциал других стран для прорыва в отдельных наукоемких областях. Достаточно вспомнить эпоху Петра I, начало XX века или период индустриализации. В Советском Союзе, когда возникала необходимость срочно реанимировать отечественный ВПК, то кроме инвестиций в науку и производство происходила мобилизация «рыцарей плаща и кинжала».

Директор ЦРУ У. Уэбстер заявил в феврале 1990 года, что КГБ продолжает расширять свою разведывательную деятельность, «особенно в Соединенных Штатах, где возросло число попыток вербовок людей, обладающих техническими знаниями или допущенных к технической информации».

В Западной Европе Управлению «Т» удалось получить данные из Италии по системам тактической радиоэлектронной связи «Катрин», разработанной для НАТО в начале 90-х годов, а также использовать группу западногерманских хакеров для проникновения в базу данных Пентагона и других научно-исследовательских и военно-промышленных компьютерных систем.

В начале 90-х годов линия «X» упорно пыталась проникнуть в Японию и Южную Корею, сосредоточив все усилия на этом регионе.

Не следует забывать и о том, что НТР не прекратила свою деятельность и в годы рыночных реформ. Конечно, масштабы операций уже не те, что были раньше, да и ресурсы ограничены, но система продолжает работать. Этот режим можно условно назвать «автосохранением», но в любой момент он может быть активизирован и запущен на полную мощность.

Более того, согласно статье 5 Федера льно го закона от 10 января 1996 года №5-ФЗ «О внешней разведке», определены следующие цели разведывательной деятельности для Службы внешней разведки РФ:

Обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в экономической, оборонной и научно-технической областях;

Содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

В статье 11 данного закона обозначены сферы деятельности каждой из разведок. Для СВР среди прочих указаны экономическая, военно-стратегическая и научно-техническая сферы. А для ГРУ - военно-техническая сфера.

Еще важный момент - список тех, кому предоставляется добытая разведкой информация. Этот перечень содержится в 14-й статье Закона:

«Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом Российской Федерации федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Руководители и другие должностные лица федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятий, учреждений и организаций, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы, которым предоставляется разведывательная информация, несут устанавливаемую Федеральным законом ответственность за разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники указанной информации».

Таким образом, руководители предприятий могут получать интересующую их информацию по научно-технической и военно-технической тематике.

Первый заместитель директора СВР А. А. Щербаков говорил: «Мы тесно контактируем с российскими министерствами и ведомствами, причем не только с ведущими. С некоторыми из них у нас соглашения о сотрудничестве. Формы - участие в межведомственных совещаниях и специальных правительственных комиссиях, экспертные оценки законопроектов, участие в семинарах и конференциях, регулярное предоставление ведомствам интересующей их информации».

А вот что сказал о роли своего подразделения один из руководителей Управления научно-технической разведки СВР РФ: «Одна из задач НТР - отслеживание тенденций и достижений зарубежной науки и техники с точки зрения угроз появления новейших средств вооруженной борьбы, прежде всего оружия массового поражения, и как следствие этого - нарушение сложившихся соотношений сил в мире. Сейчас НТР уделяет серьезное внимание исследованиям разработок в области „критических технологий“. Это наше направление созвучно с деятельностью Института критических технологий, организованного в 1991 году при Управлении научно-технической политики Белого дома США.

НТР анализирует завершенные зарубежные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) военно-прикладного характера, выявляет перспективные особенности перспективных образцов, беспристрастно оценивает сильные и слабые стороны иностранных систем оружия, отслеживает технические новинки, передовые инженерные решения и т. д. Особое внимание уделяется технологии производства.

Важность этой работы, надеюсь, понятна. Создав новое оружие, наши конструкторы должны быть уверены, что оно в состоянии выполнять свои функции, окажется эффективнее зарубежного. В мирное время сопоставлять качество отечественного и зарубежного вооружения можно только с помощью разведки…

…Примерно с 1987 года у нас начались трудности с валютой. Произошли большие изменения в структурах, на которых мы базируемся. Поэтому можно сказать так: в настоящий период НТР усиливает свою деятельность по анализу перспективности тех или иных технологий для промышленности России в свете ее реструктуризации. По ряду направлений мы снижаем активность, прежде всего по добыче образцов новой техники. Связано это с финансовыми проблемами и отсутствием у части отраслей конкретных программ развития».

Из этого следует, что необходим орган, который координировал бы усилия добывающих организаций - СВР и ГРУ и передачу полученной информации заинтересованным лицам. В Советском Союзе эти функции выполняла Государственная военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР, но в 1991 году она прекратила свое существование.

Начнем с того, что Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 года № 665 была организована Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. Можно утверждать, что в какой-то мере - это возрожденная ВПК Советского Союза, но решающая множество задач, которые были несвойственны ее предшественнице.

Согласно «Положению о Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам» это постоянно действующий орган, который обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях разработки предложений по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам и обеспечению обороны и государственной безопасности.

В своей деятельности данная организация «руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением».

Основные задачи Комиссии:

«а) подготовка предложений по реализации единой государственной политики в области обеспечения обороны и государственной безопасности, по развитию оборонного промышленного комплекса, военно-технического сотрудничества и выполнению международных договоров Российской Федерации по сокращению и ограничению вооружений;

б) разработка предложений по сохранению и дальнейшему совершенствованию военно-промышленного потенциала страны;

в) организация эффективного взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций по вопросам обеспечения обороны и государственной безопасности;

г) разработка предложений по сбалансированному материально-техническому обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также оснащению их вооружением и военной техникой».

Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач:

«а) определяет приоритетные направления в области обеспечения обороны и государственной безопасности;

б) рассматривает вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций по вопросам обеспечения обороны и государственной безопасности;

в) рассматривает проекты государственной программы вооружения, федеральных целевых программ создания вооружений и военной техники, а также предложения по развитию, реструктуризации, конверсии оборонного промышленного комплекса и его научно-технологической базы, оперативному оборудованию территории Российской Федерации в целях обороны страны;

г) рассматривает и разрабатывает предложения по проекту федерального бюджета, связанные с определением расходов на обеспечение обороны и государственной безопасности;

д) рассматривает проект государственного оборонного заказа и разногласия между федеральными органами исполнительной власти, возникшие при его формировании, а также предложения по его корректировке;

е) рассматривает и разрабатывает предложения о расходовании средств резерва Правительства Российской Федерации, создаваемого в рамках государственного оборонного заказа для финансирования непредвиденных работ;

ж) рассматривает предложения по развитию военно-технического сотрудничества, выполнению международных договоров в области сокращения и ограничения вооружений, вопросы организации работ по утилизации и ликвидации вооружений и военной техники, контроля за экспортом вооружений и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

з) рассматривает предложения по планам перевода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также по планам создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

и) взаимодействует в установленном порядке с Администрацией Президента Российской Федерации, Советом безопасности Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, палатами Федерального собрания Российской Федерации, а также с организациями и должностными лицами по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

к) рассматривает ход реализации решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам и обес-. печению обороны и безопасности».

Оценить реальные возможности Комиссии Правительства Российской Федерации можно, если внимательно просмотреть список ее членов. Вот кто входил в нее в июне 2000 года:

Касьянов М. М. - Председатель Правительства РФ (председатель Комиссии),

Клебанов И. И. - заместитель Председателя Правительства РФ (заместитель председателя Комиссии),

Кудрин А. Л. - заместитель Председателя Правительства РФ - министр финансов РФ (заместитель председателя Комиссии),

Адамов Е. О. - министр РФ по атомной энергии,

Газизуллин Ф. Р. - министр имущественных отношений РФ,

Греф Г. О. - министр экономического развития и торговли РФ,

Григоров С. И. - председатель Гостехкомиссии России,

Дондуков А. Н. - министр промышленности, науки и технологий РФ,

Канторов В. Ф. - начальник Административного департамента аппарата Правительства РФ,

Квашнин А. В. - начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель Министра обороны РФ,

Коптев Ю. Н. - генеральный директор Росавиакосмоса,

Куделина Л. К. - заместитель Министра финансов РФ,

Кушаль М. Л. - заместитель директора ФПС России,

Лаверов Н. П. - вице-президент Российской академии наук (по согласованию),

Матюхин В. Г. - генеральный директор ФАПСИ,

Михайлов В. А. - начальник Департамента оборонного комплекса аппарата Правительства РФ (ответственный секретарь Комиссии),

Михайлов Н. В. - статс-секретарь - первый заместитель министра обороны РФ,

Московский А. М. - заместитель секретаря Совета безопасности РФ (по согласованию),

Нелезин П. В. - заместитель министра внутренних дел РФ,

Николаев А. И. - председатель Комитета Государственной думы по обороне (по согласованию),

Ноздрачев А. В. - генеральный директор РАВ,

Пак 3. П. - генеральный директор Росбоеприпасов,

Поспелов В. Я. - генеральный директор Россудостро-ения,

Проничев В. Е. - первый заместитель директора ФСБ России,

Рейман Л. Д. - министр Российской Федерации по связи и информатизации,

Ренов Э. Н. - первый заместитель министра юстиции РФ,

Сергеев И. Д. - министр обороны Российской Федерации,

Симонов В. В. - генеральный директор РАСУ,

Царенко А. В. - начальник ГУСП,

Шапошников Е. И. - помощник Президента РФ (по согласованию),

Щербаков А. А. - статс-секретарь - первый заместитель директора СВР России.

Если говорить о тех, кто работает непосредственно с агентурой («в поле»), то по понятным причинам эта тема остается закрытой для обсуждения на страницах открытых изданий. Поэтому оценить реальное количество офицеров внешней разведки, занятых в сфере НТР в отдельно взятой западноевропейской стране невозможно.

Хотя на страницах открытых изданий высказано множество мнений на этот счет. Приведем лишь одно. По мнению бывшего сотрудника КГБ О. Гордиевского, в Эстонии могут работать четыре российские спецслужбы: внешняя разведка (СВР), военная разведка (ГРУ), контрразведка (ФСБ), электронная и радиоразведка (ФАПСИ). Гордиевский приводит примерное «штатное расписание»: четыре человека для политической разведки, три для контрразведки, два для технологической разведки и один для экономической. Кроме этого, должны быть агент для обслуживания шпионов, приезжающих в страну инкогнито или по поддельным документам, сотрудник, работающий с компьютерами, и сотрудник, отвечающий за радиоразведку, а также водитель, шифровальщик и агент, обеспечивающий отсылку закодированных сообщений. Численность сотрудников ГРУ в Эстонии Гордиевский оценивает в 11 - 12 человек. Всего получается около 30 российских разведчиков в Эстонии. Гордиевский также считает, что главной базой разведопераций является российское посольство, так как это «самое безопасное место». Но для всех агентов там не хватит места. Те, кто не работает в посольстве, должны будут приезжать в страну, прикрываясь деловыми поездками. В западноевропейских странах эту цифру можно увеличить, например, в полтора-два раза.

О большинстве операций отечественной разведки, проведенных после 1985 года, рассказывать еще рано. Ограничимся лишь некоторыми примерами.

Несколько лет назад самолет «Гольфстрим-II» был приобретен ОАО «Сибирская нефтяная компания» («Сибнефть»), но через какое-то время попал в один из ангаров НИИ ВВС. Известно, что данная машина не предназначена для эксплуатации в условиях суровой российской зимы и требует специально оборудованного теплого ангара для хранения.

8 августа 1999 года генеральная прокуратура Германии подтвердила факт ареста двух своих граждан по подозрению в разведывательной деятельности в пользу Российской Федерации. Официальный представитель Генпрокуратуры в Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг) Эва Шюбель сообщила, что федеральное ведомство по охране конституции (контрразведка) задержало 52-летнего инженера фирмы «Ленкфлугкерпер-Зюзтеме ГмБХ» и его 39-летнего сообщника, которые якобы передавали российской разведке секретные документы. По сведениям мюнхенского журнала «Фокус», немцы добывали для Москвы секретные данные о ракетной технологии, применяемой при разработке сверхсовременного истребителя EF-2000 «Еврофайтер».

Один из последних трофеев - истребитель EF-2000 «Еврофайтер»

20 февраля 2001 года из Швеции поступили сообщения об аресте человека, которого подозревают в шпионаже в пользу России и еще одной страны, которая не называется. Пока дело окутано тайной. Журналистам не удалось выяснить ни имя, ни даже" национальность предполагаемого разведчика. Вот как развивались события после того, как в выпусках вечерних телевизионных новостей объявили о произошедшем.

Директор по связям с общественностью крупнейшего в мире шведско-швейцарского электротехничеого концерна «АББ Повер Систем» подтвердил, что задержанный работал на их предприятии. По сообщениям шведской государственной службы безопасности (СЭПО), сразу же после задержания министерство обороны Швеции было уведомлено о том, что деятельность подозреваемого не была связана с военной сферой.

В пресс-службе концерна не назвали имени и должности задержанного, сообщили только, что он работал в Швеции и, по всей вероятности, имеет шведское гражданство, а также что руководство предприятия давно подозревало своего сотрудника в шпионаже.

В интервью одной из местных газет «Нюа Людвик Тид-нинг» шеф безопасности «АББ Повер Системе» Б. Флинт подтвердил, что задержан мужчина, работавший на одном из предприятий концерна в шведском городе Людвик. Другие газеты: «Дагенс нюхетер», «Афтонбладет» и «Экс-прессен» писали, что подозреваемый в шпионаже работал в пользу СССР, а затем и России в течение 22 лет.

Ведущий дело подозреваемого в шпионаже глава прокуратуры Стокгольма Т. Линдстранд обратился в суд Стокгольма с ходатайством о предоставлении задержанному адвоката. При этом, как сообщили в суде, в ходатайстве ничего не говорилось о стране, в пользу которой работал сотрудник «АББ Повер Системе». В нем лишь сказано, что задержанный подозревается в шпионаже в период с 1979 года по 18 февраля 2001 года.

СЭПО и ведущий дело прокурор Т. Линдстранд от комментариев отказались и не сообщили никаких подробностей относительно личности задержанного.

Глава шведской службы безопасности СЭПО Я. Даниэльсон подтвердил лишь, что началось предварительное следствие. Пока оно находится в начальной, по выражению главы спецслужбы, «крайне чувствительной» стадии, чтобы сообщать какие-то его подробности. Известно, что уже проведены первые допросы в присутствии адвоката. Сообщение об аресте шпиона появилось всего за месяц до запланированного визита В. В. Путина в Швецию на саммит Совета Европы. У шведов есть еше время, чтобы раскрутить скандал до необходимой точки кипения.

Западные агентства отмечают, что начинающийся в Швеции шпионский скандал, в котором могут быть замешаны российские спецслужбы, - первый со времен «холодной войны»: в 1979 году швед С. Берглинг был осужден на пожизненное заключение за шпионаж в пользу СССР. Но это не значит, что с тех пор в Швеции не арестовывали российских разведчиков. Так, три года назад из годового отчета СЭПО, выдержки из которого попали в прессу, стало известно, что в 1997 году власти Швеции выслали двоих граждан Восточной Европы за шпионаж. Один из них оказался гражданином России. Но никакого скандала не последовало: высылка была произведена без огласки, потому что шведская сторона не хотела осложнений с Москвой.

А вскоре стали известны первые подробности о задержанном сотруднике «АББ Повер Системе» в городе Людвик. Профессия подозреваемого (он занимался техническими разработками в области передачи электроэнергии) позволяет предположить, что речь идет о промышленном шпионаже. По данным газеты «Экспрессен», он начал работать на российскую разведку еще в 1979 году, а последние несколько месяцев за ним велась активная слежка. По роду своей деятельности задержанный имел доступ к различным секретным документам концерна, много путешествовал по миру и вполне мог передавать сотрудникам российских спецслужб информацию технического характера.

«АББ Повер Системе» поставляет на мировой рынок генераторные установки и оборудование для передачи электроэнергии на большие расстояния. Напомним, что системы энергоснабжения всегда считались стратегическими объектами.

Но представитель СЭПО сообщил для печати, что подозрения в шпионской деятельности сотрудника концерна не касаются вопросов обороны и военных секретов Швеции. До сих пор неизвестно, на какое государство работал подозреваемый. Вечером 20 февраля о чрезвычайном происшествии были проинформированы лидеры всех парламентских партий, после чего лидер Христианско-демократической партии А. Свенсен и секретарь Левой партии - коммунисты Швеции Г. Шуман заявили представителям прессы, что речь идет о шпионаже в пользу России. Это заявление вызвало немедленную отповедь со стороны министра юстиции Т. Будстрёма, заметившего, что лидерам партий не пристало делать необдуманные заявления, не имея точной информации.

Некоторые наблюдатели отмечают, что демонстративная поимка шпиона произведена как бы в продолжение подготовленного Недавнего отчета СЭПО, в котором утверждалось, что размах российского промышленного шпионажа в Швеции возрастает год от года, несмотря на отсутствие военной угрозы России со стороны Швеции.

22 февраля подозреваемый сотрудник промышленного концерна «АББ Повер Системе», чьи имя и должность не разглашаются, был освобожден. По словам его адвоката, у обвинения «было недостаточно улик». А глава прокуратуры Стокгольма Т. Линдстранд выступил с заявлением для прессы, в котором заметил, что следствие в отношении этого человека будет продолжено.

Представители секретной полиции Швеции подтвердили, что человек задержан по подозрению в шпионской деятельности, нанесшей серьезный ущерб безопасности государства. Если это будет доказано, ему грозит пожизненное заключение.

Как заявил Т. Линдстранд, «в интересах следствия никаких дополнительных данных пока решено не раскрывать». Ничего нового не сказали и на предприятии, где работал арестованный, впрочем, так же, как и во всех других ведомствах в России и Швеции, которые могли быть знакомы с делом. Адвокату арестованного было запрещено предавать огласке данные следствия.

Но в прессе вскоре было названо имя задержанного - Ч. Нордблом. В представительстве «АББ Повер Системе» подтвердили, что «представители СЭПО действительно задержали по подозрению в промышленном шпионаже сотрудника концерна Ч. Нордблома, по некоторым данным, действительно работавшего на российскую разведку», однако «еще рано давать какую-либо оценку случившемуся».

А 18 февраля 2001 года в Вашингтоне был задержан агент ФБР, обвиняемый в том, что в течение последних десяти лет сотрудничал с разведкой России.

Агент ФБР Р. Ханссен был задержан в воскресенье в своем собственном доме после того, как оставил в близлежащем парке «пакет» для связного. По версии следствия, он мог предоставлять России информацию, касающуюся методов ведения США электронного наблюдения. Возможно, он также подтверждал информацию, предоставляемую другим российским агентом, сотрудником ЦРУ О. Эймсом. Напомним, что Эймс сообщал сведения о людях, сотрудничавших с разведслужбами США во всем мире.

В чем официально обвиняется Роберт Ханссен? Ниже приводится перевод показаний сотрудника ФБР С. Плута, представленных под присягой в суде по делу против Р. Ханссена.

«Результаты этого расследования на данный момент указывают на существование обоснованных причин считать, что гражданин США Роберт Филип Ханссен, начиная с 1985 года и до сегодняшнего дня, вместе с агентами Союза Советских Социалистических Республик и его преемника, Российской Федерации, проводили шпионскую деятельность против Соединенных Штатов в пользу иностранного государства, а именно Советского Союза и России.

Собранные доказательства показывают, что с 1985-го и до нынешнего года Ханссен, которого КГБ/СВР называло агентом Б, совершил следующее: он выдал нескольких информаторов разведывательных служб США. Трое таких информаторов были выданы Ханссеном и бывшим офицером ЦРУ Олдричем Эймсом, что привело к аресту информаторов, заключению их в тюрьму. Двое были расстреляны.

Ханссен выдал этих людей для того, чтобы укрепить собственную безопасность и продолжать шпионаж против США.

Он передал агентам иностранного государства большое количество секретных документов США, включая программу 4 МАСИНТ (радиотехническая и радиолокационная разведка) - гриф «совершенно секретно», программу США по агентам-двойникам - гриф «секретно», программу ФБР по агентам-двойникам - гриф «совершенно секретно», руководство по потребностям разведывательных служб США в будущем - гриф «совершенно секретно», доклад о вербовочных операциях КГБ против ЦРУ - гриф «секретно», отчет о деятельности КГБ по сбору информации о некоторых ядерных программах США - гриф «совершенно секретно», доклад ЦРУ о первом управлении КГБ - гриф «секретно», засекреченный доклад с анализом иностранных угроз одной из секретных государственных программ США - гриф «совершенно секретно».

Он передавал сведения о технических аспектах деятельности разведслужб США. Это включало технологию по электронному слежению и описание целей в разведслужбах США.

Он также передал сведения о целой технической программе огромного значения для США. В других случаях он передавал сведения о возможностях разведслужб США, включая описания отдельных объектов.

Он передал большой объем данных о деятельности ФБР, оперативной технологии, источниках, методах и мероприятиях против КГБ/СВР. Он консультировал КГБ/ СВР в отношении методов защиты от наблюдения ФБР и предупреждал КГБ/СВР о недопустимости проведения мероприятий, ъъ. которыми наблюдало ФБР.

Он передал" КГБ материалы по секретному расследованию ФБР агента Ф. Блока. В результате СВР предупредило Блока о ведущемся расследовании, что привело к невозможности его продолжить. Деятельность Ханссена продолжается и в настоящее время. Ханссен продолжает наблюдать за сигнальным тайником СВР. Такие проверки он проводил много раз в декабре 2000 года, январе и феврале 2001 года. В ходе недавнего обыска его машины были обнаружены ряд секретных документов, сведения о недавнем расследовании и предметы из сигнальных тайников.

Мы также обнаружили, что Ханссен продолжает попытки определить, стало ли им интересоваться ФБР. Он проверяет регистры ФБР, пытаясь найти свое имя, адрес и указания на расположение тайников.

В ходе своей шпионской деятельности Ханссен много раз общался с сотрудниками КГБ/СВР. В этом заключении процитировано 27 писем, которые он послал КГБ/СВР. Приводится описание 33 свертков, которые сотрудники КГБ/СВР оставили для Ханссена в тайниках, а также описание 22 свертков, которые Ханссен оставлял в тайниках для сотрудников КГБ/СВР.

Данный документ приводит записи двух телефонных разговоров, которые Ханссен вел с сотрудниками КГБ. Здесь описано содержание 26 дискет, которые Ханссен передал КГБ/СВР, а также 12 дискет, которые КГБ/СВР передал агенту Б. Ханссен предоставил КГБ/СВР более 6000 листов документов.

За свои услуги КГБ/СВР Ханссен получил более 600 тысяч долларов, которые были выплачены наличными и в бриллиантах. В течение двух последних лет КГБ/СВР информировало Ханссена, что на его депонентском счете в одном из московских банков лежит около 800 тысяч долларов».

Подозрение, что Ханссен сотрудничает с разведкой России, возникло после того, как внутреннее расследование обнаружило присутствие шпиона среди сотрудников ФБР. Несколько позже в распоряжение спецслужб США попал некий секретный российский документ, укрепивший эти подозрения.

Перед своим задержанием Ханссен работал в штаб-квартире ФБР в Вашингтоне, осуществляя наблюдение за посольством России. Ранее он должен был осуществлять наблюдение за правительственными делегациями России в Нью-Йорке. Также в его основные обязанности, в частности, входила доставка секретной документации из Федерального бюро расследований в Государственный департамент США и наоборот. Как сообщили бывшие и нынешние сотрудники американского Госдепартамента, доставку такой документации Ханссен курировал с 1995 года по январь 2001 года. Это давало ему возможность ознакомиться с информацией обо всех возможных действующих в США агентах контрразведки и с другой секретной документацией. Как заявил один из бывших сотрудников Госдепартамента, у Р. Ханссена были возможности человека, «находящегося в кондитерской, где, кроме него, нет ни души, и могущего взять все, что ему заблагорассудится». По информации ФБР, это доказывает и находка, сделанная в машине обвиняемого. Там был найден пакет с грифом «секретно», адресованный бывшему директору службы разведки Госдепартамента США.

Р. Ханссен стал самым «компьютеризированным» шпионом, которого только ловили в Америке. Представители ФБР сообщили, что в своей шпионской деятельности Ханссен использовал флэш-карты, дискеты, органайзер «Palm Pilot» и средства компьютерного шифрования для того, чтобы назначать своим связным встречи и передать более 6000 листов секретных документов.

Несколько раз Ханссен, которому изрядно надоело бродить по грязным паркам и лесам для того, чтобы оставить в условленном тайнике очередную передачу, пытался убедить свое российское руководство, что им следует провести модернизацию и перейти на более совершенные органайзеры «Palm Pilot VII», которые позволяют поддерживать беспроводную связь.

Таким образом Ханссен мог бы непосредственно пересылать секретные документы своим связным, что избавило бы его от ненужных перемещений, компрометирующих встреч, лишних свидетелей и улик.

Всего, по сведениям ФБР, Ханссен передал российской стороне 26 дискет, используя при этом «очень хитрый трюк»: секретные сведения, которые содержались на дискетах, были записаны в разделах, невидимых для операционных систем «Windows».

ФБР США стало известно имя офицера американской армии, которого пытался завербовать обвиненный в шпионаже в пользу России бывший агент бюро Р. Ханссен.

В переписке Ханссена, найденной в ходе расследования дела о шпионаже и адресованной, как считает следствие, российским спецслужбам, «старый друг» агента подполковник Д. Хошауэр дважды упоминается как объект вербовки. Как считает ФБР, российские спецслужбы пытались завербовать Хошауэра в начале 90-х годов, однако тот отказался от сделанного ему предложения и рассказал о случившемся своему руководству. Как заявили официальные источники, близкие к следствию, подполковник был допрошен ФБР, причем Хошауэр сам связался с бюро вскоре после ареста Ханссена. Как считают в ФБР, допрос Хошауэра показал, что подполковник, по всей видимости, не имеет отношения к шпионскому скандалу.

На момент написания книги дело еще не было передано в суд.

А вот другой скандал, в Японии, уже завершился.

7 марта 2001 года окружной суд Токио приговорил бывшего капитана 3-го ранга военно-морских сил Японии С. Хагисаки к 10 месяцам тюремного заключения. Он обвинялся в передаче военных секретов посольству России.

Следствие доказало, что 30 июня 2000 года Хагисаки передал сотруднику российского посольства В. Богатен-кову копии материалов, касающихся системы подготовки военнослужащих сил самообороны и перспектив развития систем связи и коммуникации. Эти материалы суд признал «стратегически важными». В обвинительном заключении говорится, что действия подсудимого подорвали доверие народа к силам самообороны Японии.

Хагисаки не отрицал свою вину и просил прощения за то, что поставил под угрозу безопасность японцев. Он пояснил, что за служебные документы ему передавали не только деньги, но и материалы о Военно-Морском Флоте бывшего СССР. Эти материалы офицер хотел использовать в своей магистерской диссертации.

Охота за чужими технологиями продолжается…

В последнее время в России активно обсуждаются направления модернизации экономики, имея в виду создание принципиально новых инновационных сфер деятельности, уточнение приоритетов развития и др. Думается, к инновационной модернизации ближе те, у кого больше средств на инновации и инвестиции. В реальности такие средства - у иностранных компаний США, стран ЕС, Японии, Республики Кореи, Китая и др., с которыми российским компаниям конкурировать все труднее.

Обратимся, например, к южнокорейском практике.

Ныне Республика Корея производит чуть меньше половины всех новых кораблей мира по тоннажу, подавив европейских конкурентов и Японию, доминировавшую в XX веке. Одна только верфь Hyundai спускает на воду новое крупное судно каждые четыре дня. Корейцы скупили ведущие европейские верфи, где производят, например, десантные корабли типа «Мистраль», а также крупнейшие в истории круизные лайнеры класса Oasis. В электронике флагманом корейской экономики служит Samsung, ставший глобальным IT-лидером, обогнав HP, IBM, Nokia и др.

Более интересно, что расходы на науку в Корее - одни из самых высоких в мире. В абсолютном выражении в 2000-2008 годах они увеличились в 2,5 раза, достигнув цифры в 27,5 млрд. долл. Доля ВВП на науку выросла в 2000-2008 годах с 2,3 до 3,4% (в России на НИОКР многие годы направляется около 1,1% ВВП).

Достижение конкурентных целей наукоемкого южнокорейского бизнеса отчасти обеспечивается и глубоким изучением в университетах английского языка с привлечением специалистов из США и Великобритании. Более того, Пхоханьский университет науки и технологий (POSTECH) полностью перешел на английский. Этот частный вуз был основан в 1987 году и тесно связан с металлургической корпорацией POSCO.

В отличие от Республики Корея и других наукоемких стран в России последовательно деградирует даже наукоемкий ВПК.

Источником инноваций в России становится значительный импорт новых машин, оборудования и материалов. Выступая в марте 2010 года в Госдуме вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что в стране неблагополучное положение с выпуском отечественных комплектующих: «В оборонке - 35% российских комплектующих, а 65% - иностранных. В гражданке - 10% отечественных комплектующих и уже 90% иностранных».

ЦИФРЫ НЕ РАДУЮТ

В целом Россия в два-три раза отстает от развитых стран мира по уровню затрат на НИОКР. По этому показателю Россия занимает всего лишь 31-е место в мире. Страны-лидеры - Израиль (4,68%), Швеция (3,6%), Южная Корея (3,4%), Финляндия (3,46%), Япония - (3,44%), США (2,68%), Франция (2,08%).

По мнению многих влиятельных российских экспертов, Минфин РФ должен кардинально изменить политику финансирования сферы науки и техники. Также следует ввести известные в развитом мире рычаги для стимулирования корпоративного финансирования НИОКР.

По мере материализации научного продукта и его вхождения в серийное производство возрастает роль промышленного шпионажа с добычей технической документации и описания технологических процессов.

Для крупных компаний России возникает необходимость организации собственных служб ведомственной конкурентной разведки (вне деятельности спецслужб СВР, ФСБ, ГРУ). Здесь автор, в частности, за создание в ГК «Росатом» ведомственной атомной внешней разведки.

Создание в 1999 году в МИФИ своего Института международных отношений (ИМО) - добротный мостик в атомные страны мира. Речь идет о «пионерской» подготовке атомщиков с углубленной языковой подготовкой (два иностранных языка) по специальности «Международные отношения» (федеральный междисциплинарный образовательный стандарт 350200), специализация «Международное научно-технологическое сотрудничество»). Часть студентов ориентирована на работу в системе МИР РФ.

Примечательно, что почетным президентом ИМО МИФИ является академик Е.М.Примаков.

Этот опыт нуждается в передаче в ряд других инновационных технических университетов страны.

Информация о деятельности и секретах конкурирующих иностранных разведок (особенно США, Китая, Израиля и др.) периодически проникает в открытые зарубежные и российские источники информации. Но шпион - это очень рискованная профессия. В США даже кража деловых секретов квалифицируется как федеральное правонарушение с наказанием исполнителей лишением свободы до 15 лет и штрафом до 500 тыс. долл. Утешает, что пойманные ценные тайные агенты быстро обмениваются и возвращаются в свою страну.

Приобретение ценной научно-технической информации, документации и даже опытных образцов комплектующих происходит разными способами. По данным специального обследования фирм Германии (2007), примерно в 15% случаев конкуренты хакерскими способами подключались к внутренним базам данных. Кроме того, велась «прослушка» спецслужбами конкурентов. В 20% случаев имела место нелояльность собственных сотрудников. В 18,7% случаев сотрудники компаний оказывались завербованными фирмой-конкурентом или же зарубежной спецслужбой в целях передачи им закрытой информации. Иногда продажей информации занимаются бывшие работники фирмы. Согласно исследованию, в нелояльности по отношению к собственной компании чаще всего замечены делопроизводители (31,3%), квалифицированные рабочие (22,9%) и менеджеры (17,1%).

ПРИНЦИПЫ РАЗВЕДКИ

Для квалифицированной характеристики основных принципов организации в России внешней разведки следует обратиться к базовому Федеральному закону «О внешней разведке», который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписан президентом РФ Ельциным 10 января 1996 года № 5-ФЗ.

Закон РФ имеет пять самостоятельных глав: 1. Общие положения (ст.1-9); 2. Организация деятельности органов внешней разведки (ст.10-16); 3. Правовое положение и социальная защита сотрудников органов внешней разведки и лиц, оказывающих содействие этим органам (ст. 17-23); 4. Контроль и надзор за деятельностью органов внешней разведки (ст. 24-25); 5. Заключительные положения (ст. 26).

Ст. 2 закона определяет содержание «разведывательной деятельности». Это есть: 1) добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; 2) оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

С учетом проблем «инновационной модернизации» в условиях присоединения России к ВТО приведенные правовые нормы кажутся весьма не точными по существу целей нашей внешней разведки (см. ст. 5 закона «Цели разведывательной деятельности). Внешняя разведка лишь отчасти должна быть ориентирована на обеспечение национальной безопасности и обороны страны. Ее роль для перехода к «инновационной экономике» пока недооценивается.

Именно внешняя научно-техническая разведка помогает на отдельных стратегических направлениях быстро сократить техническое и технологическое отставание.

По информации Сергея Лещенко, бывшего офицера КГБ, перевербованного американцами, «Служба Т» (техническая разведка) в СВР России имеет три подразделения: оперативный отдел руководит деятельностью агентов за рубежом и в России; аналитический отдел занимается координацией собранной информации, составляет списки иностранных компаний и выпускаемой ими продукции; исследовательский отдел сортирует собранную информацию и направляет ее в соответствующие министерства, компании и исследовательские институты РАН.

КОМПЬЮТЕРЫ И ХАКЕРЫ

Ускоренное развитие информационных технологий в мире, включая Интернет, модифицирует методы внешней разведки, поскольку приводит к большей доступности даже специально защищаемой информации.

Такой полезной «информационной работе» надо учить почти всех студентов уже на третьем курсе. Вопрос об использовании полученных навыков будет решаться работодателями.

В каждый данный момент фундаментальная и прикладная наука (по сферам научного поиска) имеет типичный информационный массив:

а) учебники (иногда с грифами секретности) описывают общую характеристику научного уровня, уже достигнутого данной научной дисциплиной;

б) монографии приводят итоги систематического рассмотрения наиболее крупных или перспективных научных проблем;

в) аналитические обзоры характеризуют актуальные научные проблемы, наиболее интенсивные направления и методы научного поиска, а также достигнутые результаты;

г) научные статьи содержат описания объектов, способов и методов научного исследования и полученные конкретные результаты;

д) научные сообщения (письма в редакции журналов, выступления на научных конференциях и др.) информируют научное сообщество о новых научных фактах, требующих дополнительной проверки и осмысления, о зарождении новых областей научного поиска, спорных гипотезах и даже новых теориях.

Часть такой информации существует лишь на электронных носителях.

Методы внешней разведки совершенствуются с использованием новой специальной техники, информационных технологий, особенно Интернет, куда тяготеющие к профессиональному диалогу ученые и инженеры, как ни странно, стремятся открыто разместить наиболее ценные статьи. Дело в том, что научные статьи, выложенные в открытый доступ, цитируются в работах других ученых чаще, чем статьи, доступ к которым возможен только за деньги, независимо от того, по какой причине авторы решили пойти на этот шаг.

Параллельно с требуемым пересмотром нашей финансовой политики для сферы высшего образования РФ и ряда ведущих технических университетов возникают свои сложные организационные и этические вопросы.

Должен ли ученый или инженер получать спецподготовку для ведения возможной научно-технической разведки?

Можно ли в вузе создать нужную мотивацию к такой деятельности?

Как и на какой основе осуществлять сближение высшей школы с внешней разведкой?

Изучение английского, японского, китайского и других языков - это лишь часть проблемы подготовки креативных ученых и инженеров в ведущих технических университетах России.

Некоторые ведущие технические университеты следует срочно передать соответствующим отраслевым ведомствам (в том числе в «Роскосмос») и отдельным корпорациям, чтобы не было большой беды. Это отчасти неформально произошло с МФТИ и МИФИ, благодаря чему они продолжают оставаться сильнейшими исследовательскими университетами страны.

В целях улучшения качества подготовки специалистов для наукоемких отраслей промышленности, особенно ВПК и атомной промышленности, также следует усилить внимание отраслевых ведомств, госкорпораций и учреждений РАН к организации стажировок и производственной практики студентов ведущих технических университетов и колледжей. Конечно, инновационные университеты в большой мере нуждаются в зарубежных стажировках студентов и аспирантов. Потому в структуре бюджетных расходов предприятий и научных организаций Минфину РФ надо предусмотреть выделение специальной статьи расходов по обеспечению такой профессиональной подготовки студентов высших и средних учебных заведений.

В качестве первого шага на пути интеграции внешней разведки и высшей школы РФ представляется необходимым введение общего учебного курса «Конкурентная разведка», но деликатная практическая разведывательная деятельность подходит лишь части будущих ученых, конструкторов и технологов, организаторов производства наукоемкой продукции.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Научно-техническая разведка должна в большей мере стать объектом высшего образования в технических университетах. В свою очередь, СВР, ФСБ и ГРУ нуждаются в потенциале высшей школы и российской науки, особенно РАН.

2. Промышленный корпоративный сектор России с его службами конкурентной разведки, будучи включен в разведывательное государственно-частное партнерство, может повысить свою инновационную активность и конкурентоспособность (в том числе - на внешних рынках).

3. Сегодня важно найти новые решения по большей интеграции работников инновационной сферы, включая технические университеты и др., и российских разведывательных структур в целях существенного наращивания потенциала российской внешней научно-технической разведки.

4. Нужна организация в структуре ведущих российских технических университетов научно-учебных кафедр Службы внешней разведки России (как головного разведывательного ведомства).

5. Целесообразно введение для технических и иных ведущих университетов и отраслевых вузов России общеобразовательного курса «Конкурентная разведка» и соответственно разработать и утвердить ряд ФГОС ВПО (по основным специализациям).

Научно-техническая разведка

На XX съезде КПСС Никита Хрущев, кроме того, что разоблачил «культ личности» Иосифа Сталина, в качестве положительных примеров развития советской науки и техники назвал три фундаментальных направления: решение проблемы получения атомной энергии, новые шаги в укреплении обороноспособности страны и создание электронно-вычислительной техники.

Тем самым советский лидер признал естественной ситуацию, когда активно использовались украденные чужие секреты. Наиболее ярко это проявилось в создании первой советской атомной бомбы. Можно долго спорить о величине вклада советской разведки, но то, что она сыграла значительную роль в развитии атомной сферы, подробного доказательства не требует.

С укреплением обороноспособности тоже все понятно. Вспомним многочисленные конструкторские бюро, работавшие в советской зоне оккупации Германии, и активную работу отечественной разведки в военно-технической сфере в военные и первые послевоенные годы.

Третье направление - электронно-вычислительная техника. Следует заметить, что, например, серийное производство ЭВМ первого поколения, построенных на электронно-вакуумных лампах, началось в СССР в 1954 году и отставало от США примерно на три года.

Это позволило советским конструкторам вычислительной техники регулярно посещать иностранные компании, часто с целью заимствования ноу-хау. Так, архитектура машины «Атлас» Манчестерского университета (Великобритания) была использована при проектировании отечественной БЭСМ–6. Успех этой модели был обеспечен благодаря использованию западных передовых идей.

Наступление эпохи научно-технической революции требовало совершенно другого подхода - международной кооперации в сфере научно-технического сотрудничества. Однако президент Академии наук СССР Александр Николаевич Несмеянов заявил на XX съезде КПСС прямо противоположное:

«Пока мы находились позади техники и науки передовых капиталистических стран, мы могли лишь заимствовать достижения зарубежной техники и осуществлять применение открытых иностранными учеными явлений и законов природы для развития своей техники. По мере выхода нашей науки и техники на передовые позиции мы сможем рассчитывать только на себя, на свой „научный задел“.

Нам необходимо поэтому в шестой пятилетке усиленно развивать теоретическую науку и, я сказал бы, науку фундаментальную, в первую очередь физико-математический, химический, биологический комплексы наук. Они должны проложить дорогу в неизведанное будущее новой технике и производству в целом. В этом - основная задача науки и Академии наук».

Среди основных направлений научно-технического развития Советского Союза в период 1956–1960 годов были названы:

Максимальное использование конструкторскими и проектными организациями достижений отечественной и зарубежной науки и техники;

Осуществление широкомасштабных мероприятий по повышению технического уровня производства во всех отраслях промышленности на основе дальнейшего развития электрификации, комплексной механизации и автоматизации, внедрение новейшего высокотехнологического оборудования и передовой технологии, широкая замена и модернизация оборудования.

Как видим, речь снова идет об использовании зарубежного опыта. Понятно, что «новейшее высокотехнологическое оборудование» можно было получить только на Западе. Каким путем - не столь важно в данном контексте. Главное, что в его разработке не будут участвовать отечественные ученые.

На XXII съезде КПСС Никита Хрущев в Отчетном докладе сформулировал задачи по овладению рубежами технического прогресса: быстрейшее и наиболее полное использование его результатов; учет и хранение зарубежного опыта; широкое развитие специализации и координации; ускорение темпов комплексной механизации и автоматизации производства. По мнению докладчика, передовая техника представляет собой неотъемлемое звено «коммунистической экономики». Подход сохранился. И даже смена вождей не смогла ничего изменить.

На XXIII съезде КПСС в своем докладе Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин констатировал наличие неоправданного разрыва между теоретическими исследованиями и конструкторской разработкой. А это, по мнению Центрального Комитета, вело к отставанию СССР в освоении мировой компьютерной революции, в технологии производства, в экономике, планировании, учете, проектно-конструкторских разработках, научных исследованиях.

В семидесятые годы прошлого века Советский Союз не только занимал лидирующие позиции по количеству украденных и успешно внедренных иностранных технологий, но и имел самую совершенную систему государственного промышленного шпионажа. Она функционировала по тем же законам, что и другие отрасли отечественного производства или науки. История ее формирования и эволюции - тема для отдельной книги.

Основные принципы функционирования системы были заложены еще в двадцатые годы прошлого века и оставались неизменными на протяжении всего периода существования СССР. Менялись правители и названия организаций, но постоянной оставалась сама схема. Может быть, она сохранилась бы и в современной России, но конверсия и рыночные реформы почти полностью разрушили отечественный военно-промышленный комплекс.

Первый принцип - добывается только заказанная информация. Если в царской России кража чужих технологий носила хаотичный характер, то большевики первым делом упорядочили этот процесс. Это позволило эффективно использовать скудные ресурсы - временные, материальные, людские. Был учтен неудачный опыт Германии во время Первой мировой войны. Несмотря на то что противник располагал великолепной многочисленной «пятой колонной» в царской России, он так и не смог воспользоваться этим преимуществом. Дело в том, что если бы все эти люди начали активно поставлять информацию, то в Берлине просто физически не смогли бы оперативно обрабатывать весь поток, а тем более на его основе принимать определенные решения.

Советская разведка с момента своего создания начала привлекать к составлению заданий для своих сотрудников и их агентов специалистов. Например, вопросник, составленный в начале двадцатых годов прошлого века для агентурной сети во Франции, продолжал использоваться лет десять. Ведь там были «вечные» вопросы, ответы на которые интересовали специалистов постоянно.

Второй принцип - целенаправленность. Задание должно быть выполнено любой ценой. Для большинства советских разведчиков эта догма стала одним из главных принципов. Поэтому искались любые, самые изощренные способы добычи секретной информации. Подкуп, шантаж, кража. Часто в роли «рыцарей плаща и кинжала» выступали обычные люди. В стране, где «государством может управлять даже кухарка», это не считалось необычным поступком. Особенно распространено это явление было в 30–40-е годы.

Третий принцип - многоликость. Профессиональный разведчик мог скрываться под маской дипломата, сотрудника аппарата международной организации (например, ООН), представителя одного из внешнеторговых объединений или просто гражданского специалиста или ученого. Его коллега без специальной подготовки мог работать кем угодно, а о его тайной жизни знало только два или три человека из КГБ, один из которых курировал работу «добровольного помощника».

Четвертый принцип - конспиративность и централизованность. Крайне редко представители «закрытых» НИИ или КБ общались с теми, кто добыл заказанную ими информацию. И дело не только в скромности «бойцов невидимого фронта», но и в оптимизации труда. Например, сразу три организации, КГБ, ГРУ и Министерство внешней торговли, занимались добычей оборудования, которое было запрещено к ввозу в страны Восточной Европы. К этому следует добавить еще несколько структур, которые добывали информацию легальными путями. Один из них - анализ иностранных технических журналов. По статистике эта процедура позволяет удовлетворить потребность в информации на 90 %. Поэтому все потребители заранее подавали заявки на необходимую информацию в свои министерства и ведомства. Затем военно-промышленная комиссия готовила сводный перечень вопросов и раздавала его всем органам добычи. Аналогичным путем происходило распределение.

Тем самым удавалось сохранить в тайне друг от друга имена потребителей и добытчиков. Это позволяло свести до минимума ущерб при предательстве представителя ВПК или разведки. С другой стороны, военно-промышленная комиссия могла контролировать все процессы в области государственного промышленного шпионажа, при этом и ей не были известны источники информации и результаты внедрения той или иной технологии.

30 июня 1954 года было принято решение ЦК КПСС «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей». В соответствии с ним перед подразделениями научно-технической разведки ставилась задача добывания документальных материалов по важнейшим открытиям и военным изобретениям в области атомной энергии, реактивной техники, радиолокации и образцов новейшей техники.

В конце шестидесятых годов прошлого века у 10-го отдела (научно-техническая разведка) ПГУ КГБ было семь приоритетных направлений, которые определил его руководитель Л. Р. Квасников: ядерное, авиакосмическое, электронное, медицинское, химическое, по разной технике и информационно-аналитическое (выполнение заказов различных ведомств). Каждое направление в Центре курировали два-три сотрудника.

В начале семидесятых годов прошлого века по предложению председателя КГБ Юрия Андропова была разработана советская разведывательная доктрина. В этом документе говорилось о задачах научно-технической разведки:

« добывает секретную информацию о ракетно-ядерном вооружении стран - главных противников и их союзников по военно-политическим блокам, о других средствах массового уничтожения и средствах защиты от них, а также конкретные данные о перспективных направлениях в науке, технике и технологии производства в ведущих капиталистических государствах, использование которых могло бы способствовать усилению военно-экономического потенциала и научно-технического прогресса Советского Союза;

Своевременно выявляет и прогнозирует новые научные открытия и тенденции развития зарубежных науки и техники, могущие привести к существенному скачку научно-технического и военного потенциала или созданию новых видов оружия, способного радикально изменить сложившиеся взаимоотношения в мире;

Анализирует, обобщает и через соответствующие ведомства реализует добытые разведывательные материалы по теоретическим и прикладным исследованиям, созданным и действующим системам оружия и их элементам, новым технологическим процессам, вопросам военной экономики и систем управления».

«проведении активных операций разведка, в зависимости от конкретных условий, использует не только свои силы, специфические методы и средства, но и возможности КГБ в целом, других советских учреждений, ведомств и организаций, а также вооруженных сил».

В области специальных операций, где «используются особо острые средства борьбы», применяются в качестве одного из средств

«захват и негласная доставка в СССР лиц, являющихся носителями важных государственных и иных секретов противника, образцов оружия, техники, секретной документации».

В семидесятые годы прошлого века научно-техническая разведка продолжала оставаться одним из приоритетных направлений работы КГБ. Об этом свидетельствует такой факт. Американская легальная резидентура финансировалась крайне скудно. Поясним, что речь идет о расходах на содержание аппарата, а не на оплату услуг источников секретной информации. Одна из проблем - автотранспорт. Сотрудники были вынуждены покупать автомобили за свой счет. Машины из служебного автопарка в первую очередь использовались в мероприятиях политической и научно-технической разведки.

В начале восьмидесятых годов прошлого века в Управление «Т» ПГУ КГБ служило около 1000 человек. Из них 300 работали за рубежом в легальных резидентурах, а остальные трудились в Центре.

Охота за западными технологическими секретами велась не хаотично, а по заранее разработанному плану. Существовал перечень вопросов, на которые советские специалисты хотели получить исчерпывающие ответы. Они охватывали все, начиная от технологий и заканчивая отдельными узлами определенной модели аппаратуры.

Разведывательный план хранился в помещениях, занимаемых легальными резидентурами за рубежом, в строгой секретности. Он представлял собой объемный альбом, выполненный на специальной толстой бумаге. Все листы сшивались, чтобы предотвратить пропажу той или иной страницы. Применялась также их двойная нумерация. Каждый офицер советской разведки, прежде чем воспользоваться планом, заполнял специальный формуляр, где указывал причину, по которой ему понадобился документ.

Кроме этого, существовал список западных компаний - объектов оперативного интереса советской разведки. Если офицеры, работающие по линии «КР» (внешняя контрразведка), обязаны были приложить максимум усилий для проникновения в спецслужбы стран вероятного противника, то для сотрудников НТР такими организациями были промышленные предприятия. Сотрудников этих компаний, которые имели доступ к секретным документам, нужно было вербовать вне зависимости от того, поможет или нет потенциальный источник секретной информации выполнить годовой разведывательный план.

По США этот список состоял на начало 80-х годов из 32 позиций:

1. «Дженерал электрик»;

2. «Боинг»;

3. «Локхид»;

4. «Рокуэлл интернейшнл»;

5. «Мак-Доннелл-Дуглас»;

6. «Вестингауз Электрик»;

32. «Пан-Америкэн уорлд эйруэйз».

Хотя на самом деле объектов повышенного внимания у советской разведки было значительно больше. Ведь в стране 11 000 предприятий так или иначе были связаны с оборонной промышленностью. Это более 4, 5 миллиона рабочих и служащих. Из них 900 000 имели допуск к 19, 6 миллиона секретных документов в 1984 году.

Для Франции он выглядел так:

1. «Аэропасьяль»;

2. «Дассо»;

3. «Снеема»;

4. «Матра»;

5. «Тисон»;

6. «Понар».

Расскажем теперь о результатах научно-технической разведки в семидесятые годы прошлого века.

В 1973 году по линии Управления «Т» ПГУ КГБ было получено 26 000 документов и 3700 «образцов». Несмотря на то что лишь часть из них носила секретный характер, там были и совершенно секретные материалы о ракете «Сатурн», космических миссиях «Аполлона», о ракетах «Посейдон», «Онест Джон», «Редай», «Роланд», «Гидра» и «Змея», документация по широкофюзеляжному реактивному самолету «Боинг 747» и компьютерная технология, впоследствии скопированная при создании компьютера «Минск–32».

Согласно данным, взятым из Отчета о работе Комитета госбезопасности за 1975 год (этот документ был подготовлен для ЦК КПСС), в министерства и ведомства было направлено около 29 000 материалов и 4287 типов образцов. В соответствии с заданиями Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам реализовано около 13 000 материалов и 2000 образцов. По заданиям Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике реализовано 857 материалов и более 30 типов образцов.

«Добытая разведкой информация по актуальным военно-стратегическим и научно-техническим вопросам способствовала принятию Инстанцией решения о проведении в нашей стране научных исследований по принципиально новым проблемам, выработке позиций Советского Союза на международных переговорах. Часть добытых материалов использована советской промышленностью и наукой для решения важных задач оборонного и народнохозяйственного значения, в результате чего сэкономлены значительные государственные средства».

В 1976 году сотрудники центрального аппарата и зарубежных резидентур, работавшие по линии научно-технической разведки, сосредоточили свои усилия:

«…на добывании секретной информации об основных направлениях развития фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в США, других капиталистических странах и КНР, их усилиях по созданию принципиально новых и качественному совершенствованию существующих видов оружия.

В соответствии с заданиями Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам реализовано более 14 500 материалов и около 2 тысяч типов образцов. В Министерство обороны СССР направлено 899 материалов, по заданиям Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, реализовано 980 материалов и 13 типов образцов…».

В 1977 году:

«…в соответствии с заданиями Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам реализовано свыше 14 тысяч материалов и более 1850 типов образцов, в Министерство обороны СССР направлено 800 материалов; по заданиям Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике реализовано 1273 материала и 93 типа образцов.

В ЦК КПСС направлено 28 обобщенных записок по наиболее важным проблемам, связанным с совершенствованием стратегических вооружений в США, других странах НАТО и КНР, в частности о создании нейтронной бомбы и развитии ракетного двигателестроения в США, планах НАТО по созданию нового поколения авиационных ракет и другим вопросам.

Добыто также значительное количество информации и образцов новой техники для народного хозяйства. По оценке соответствующих министерств и ведомств, использование этих материалов позволит государству сэкономить значительные средства в иностранной валюте».

За период с 1972 по 1977 год Управление «Т» ПГУ КГБ СССР получило 140 000 документов научно-технического характера и свыше 20 000 «образцов» Добытая документация позволила сэкономить более миллиарда рублей для советской экономики и ускорила научные исследования в ряде областей науки и техники на период от двух до шести лет.

В 1975 году, по неполным данным, в странах Западной Европы имелось:

Легальная резидентура Количество сотрудников, работавших по линии НТР Количество находящихся у них на связи агентов
Белград 3 Нет данных
Берн 3 Нет данных
Бонн 15 9
Брюссель 7 4
Копенгаген 6 7
Женева 3 2
Гаага 3 1
Хельсинки 6 2
Лиссабон 2 Нет данных
Лондон 9 9
Осло 3 0
Париж 22 22
Рим 9 10
Стокгольм 7 1
Вена 19 29
Кельн Нет данных Нет данных
Карлсхорст Нет данных 59

В 1978 году:

«Научно-техническая разведка обеспечивала добывание информации об изменениях в военно-экономическом и научно-техническом потенциале ведущих капиталистических стран, прежде всего США, о военно-технических планах противника, состоянии и тенденциях развития за рубежом военно-прикладных и других отраслей науки и техники. Добыто значительное количество материалов о создании и совершенствовании стратегических систем оружия в США, других империалистических государствах и Китае, научных исследованиях в странах Запада в области новых видов оружия массового поражения, электроники, авиационной и ракетно-космической техники, энергетики и т. п.

В министерства и ведомства СССР направлено 33 500 материалов и около 3000 образцов. В соответствии с заданиями Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам реализовано свыше 18 000 материалов и 1600 образцов, в Министерство обороны направлено свыше 1400 материалов. По заданиям Государственного комитета СССР по науке и технике реализовано более 7300 материалов и 959 образцов…

По важным научно-техническим проблемам направлено 34 аналитических записки в ЦК КПСС. Доложено более 900 срочных сообщений оперативного характера».

С 1974 года по 1979 год в операциях по линии НТР в странах Европы участвовало сотрудников легальных резидентур: Белград - 4; Берн - 6; Бонн - 9; Брюссель - 10; Кельн - 13; Копенгаген - 13; Женева - 7; Гаага - 6; Хельсинки - 10; Лиссабон - нет данных; Лондон - нет данных; Осло - нет данных; Париж-36; Рим - 17; Стокгольм - 19; Вена - 38.

В 1980 году были получены документальные материалы и образцы по важным проблемам экономики, науки, техники США, других ведущих капиталистических стран, а также КНР. Особое внимание было уделено освещению вопросов, касающихся состояния и тенденций развития военно-прикладных отраслей науки и техники, работ в области создания и совершенствования стратегических систем оружия, развития ядерной энергетики, ракетно-космической техники, радиоэлектроники.

«В соответствие с заданиями и главными задачами Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам реализовано около 14 тысяч материалов и 2 тысячи типов образцов. Полностью выполнена 361 заявка ВПК. В Министерство обороны СССР направлено 1500 материалов».

В 1980 году 61,5 % информации ВПК поступили из американских источников (некоторые из них находились за пределами США); 10,5 % - из Западной Германии; 8 % - из Франции; 7,5 % - из Британии __% - из Японии.

В 1980 году ВПК выдал ориентировки для 3617 «поисковых заданий», из которых 1085 были выполнены в течение года, что содействовало реализации 3396 советских проектов в области НИОКР. Управление «Т» ПГУ КГБ было главным поставщиком информации.

«По советским оценкам, использование документации об американском истребителе F–18 и производстве радаров сэкономило пять лет исследований и 35 млн рублей (в 1980 году стоимость исследований составила бы 55 млн долларов США), куда включены запланированная стоимость рабочей силы и другие издержки на разработку. Что касается экономии рабочей силы, то она, вероятно, составила свыше тысячи человеко-лет научных исследований и явилась самым удачным за все время использования западной технологии.

Документация по РЛС огневой наводки для F–18 послужила основой для РЛС управления перехватом нижнего обзора для последнего поколения советских истребителей. Американская методика компонентных конструкций, алгоритмы БПФ, использование функций обзора местности и техника повышения разрешающей способности в режиме реального времени приводились в качестве ключевых элементов, используемых в советских аналогах….

Еще одним успешным проектом, который стал возможным благодаря НТР, было создание советского двойника авиационной радарной системы „АВАКС“ и бомбардировщика „Блэкджэк“, скопированного с американского В1-В».

Из книги Запретная археология автора Бейджент Майкл

Техническая алхимия Алхимики упорно трудились в своем ремесле. Ими, без сомнения, были разработаны многие из известных технологических приемов и лабораторных методов работы с веществом. Безусловно, это они разработали химическое оборудование. Они различали между собой

Из книги Проект Россия. Выбор пути автора Автор неизвестен

Часть четвертая ТЕХНИЧЕСКАЯ Вступление Вторая Мировая война. Битва под Москвой. Сибирский пехотный полк. Командир обращается к солдатам: «Пехота, требуются добровольцы для десанта с самолета». Весь полк, как монолит, ра-а-аз, делает шаг вперед. Командир помолчал, и

Из книги История русской водки от полугара до наших дней автора Родионов Борис Викторович

Глава IV. Техническая революция XIX в. и алкогольные дистилляты Мы идем своим путемПрежде чем двинуться дальше, в послереволюционную Россию, еще раз взглянем на век девятнадцатый, но под несколько иным углом зрения. Мы уже говорили, что научно-техническая революция этого

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Техническая сторона связи Бизнесмен, затевающий свое частное дело, находил для себя крышу – человека, к которому всегда можно обратиться за помощью, когда тебя, к примеру, шантажируют неизвестные люди или кто-то из твоих партнеров задолжал тебе крупную сумму. Для таких

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Техническая разведка 24 декабря 1991 г. Борис Ельцин подписал указ о создании новой силовой структуры – Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, вышедшей из недр переставшего существовать КГБ СССР. Ведомству

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 3. Материально-техническая культура Когда в корейской или отечественной литературе речь идет о развитии материальной и духовной культуры ранней Кореи, то указывают на процесс, состоявший из трех основных этапов: 1) частичное заимствование культуры из Китая; 2) ее

Из книги Совершенно секретно: БНД автора Ульфкотте Удо

Техническая разведка Ни один отдел БНД не ведет себя более скрытно, нежели «техническая разведка». 1450 сотрудников этого отдела весьма неохотно позволяют заглядывать в свои карты. Они считаются «супер-ищейками» БНД. Добыча сведений, обработка сведений и расшифровка

Из книги История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции автора Нефедов Сергей Александрович

7.1. Военно-техническая революция второй половины XIX века Как отмечалось выше, в середине XIX столетия промышленная цивилизация совершила решающий прорыв в военной технике: было освоено производство нарезных ружей, штуцеров. Английские и французские штуцеры времен

Из книги Необходимое руководство для Агентов Чрезвычайных Комиссий автора Крылов В В

Техническая часть Во главе технической части стоит также заведующий агентурой.1. При получений сведений от агента о необходимости ареста, обыска, ревизии, выемок заведующий агентурой пишет соответствующее требование на право производства данной операции;2. В

Из книги Зарождение добровольческой армии автора Волков Сергей Владимирович

Техническая рота Предполагаемое разворачивание Добровольческой организации в армию требовало начать сбор и формирование кадров будущих воинских частей специального назначения: саперных, телеграфных, железнодорожных, броневых, авиационных и др. Начало было положено в

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№161 Из доклада начальника Научно-уставного отдела Штаба РККА А.А. Бурова начальнику Штаба РККА М.Н. Тухачевскому о состоянии научно-исследовательской и уставной работы в РККА 19 января 1927 г.Сов. секретноПосле двухмесячной работы и изучения считаю необходимым представить

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

3. Научно-техническая революция в СССР 3.1. Ускорение темпов научно-технического прогресса. В качестве центральной в период реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального

Из книги Люди в черном. Непридуманные истории о судействе начистоту автора Хусаинов Сергей Григорьевич

Техническая зона Техническая зона, описанная в Правиле 3 (Решение 2) Международного совета, обозначается, в частности, при проведении матчей на стадионах, где имеются специально отведенные места для размещения технического персонала и запасных.Технические зоны на

Из книги Характерные черты французской аграрной истории автора Блок Марк

III. Техническая революция Сущность технической революции, которая должна была дать новый толчок борьбе против общинных сервитутов, можно выразить в нескольких словах: уничтожение того, что один агроном, Франсуа де Нефшато, называл «позором паров». Отныне земле, привыкшей

Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов Выше мы имели уже случай заметить (гл. I, § I), что сельскохозяйственные писатели, разделяя системы сельского хозяйства по главному рыночному продукту, относят к особому типу заводскую или техническую систему

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Техникализация, Техническая эпоха Когда необходимо быть особо точным, я предпочитаю использовать термины, производные от слова «технический». Термин «техникализированный» очень близок по смыслу слову «индустриализированный», однако помимо промышленности он касается

Похожие публикации