Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Киевское княжество форма правления. Великое княжество киевское


Киевское княжество
Киевское княжество до середины XII в. занимало обширное пространство на Правобережье Днепра: почти весь бассейн реки Припяти, а также бассейны более мелких рек-Тетерева, Ирпеня и Роси. Позднее города Туров и Пинок отделились от Киева и объединились в Турово-Пинское княжество, а земли западнее Горыни и Случи отошли к Волынской земле.
Оно хотя и утратило свое значение политического центра русских земель, однако, Киев сохранил свою историческую славу "матери русских городов". Оставался он и церковным центром русских земель. Но главное. Киевское княжество продолжало оставаться средоточием наиболее плодородных земель на Руси; Днепр по-прежнему оставался крупнейшей водной артерией восточных славян, хотя и потерял свое значение "европейской дороги". Здесь сосредоточивалось наибольшее количество крупных владельческих вотчинных хозяйств и находилось наибольшее количество пахотных земель. В самом Киеве и городах Киевской земли - Вышгороде, Белгороде, Василеве, Турове, Витичеве и других по-прежнему трудились тысячи ремесленников, чьи изделия славились не только на Руси, но и далеко за ее пределами. Киевское княжество занимало обширные пространства на правобережье Днепра, почти весь бассейн реки Припяти, на юго-западе его земли граничили с Волынским княжеством. С юга, юго-запада и юго-востока Киев по-прежнему охранялся полосой городов-крепостей.
Смерть Мстислава Великого в 1132 году и последующая борьба за киевский престол между Мономаховичами и Ольговичами стала поворотным пунктом в истории Киева. Именно в 30-40-е годы XII в. он безвозвратно потерял контроль над Ростово-Суздальской землей, где правил энергичный и властолюбивый Юрий Долгорукий, над Новгородом и Смоленском, боярство которых само начало подбирать себе князей.
После смерти сына Мономаха Мстислава Великого (1132 год) Киев был яблоком раздора между князьями и аре ной многочисленных усобиц до 1169 года, когда войска владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского взяли приступом столицу Древнерусского государства. Город был сожжен и разграблен ратниками Боголюбского. Киевлян оно частью истребили, частью увели в плен. Значение Киева как политического центра русских земель стало подать.
После очередной борьбы киевский престол переходит к князю Святославу Всеволодовичу, внуку Олега Черниговского. Именно его описывает автор "Слова" как могучего и властного князя, бывшего авторитетом для всех русских земель. Именно он урезонивал своего двоюродного брата молодого северского князя Игоря, героя "Слова о полку Игореве", повременить с походом на половцев и дождаться сбора общерусских сил. Однако Игорь Святославич, сын Святослава Ольговича и внук знаменитого Олега Черниговского, не внял голосу осторожных князей и без подготовки двинулся в степь, что и обрекло его на поражение.
Для Киевской земли остались в прошлом большая европейская политика, дальние походы в сердце Европы, на Балканы, Византию и на Восток. Теперь внешняя политика Киева ограничивается двумя направлениями: продолжается прежняя изнуряющая борьба с половцами. Кроме того, новым сильным противником становится мужающее с каждым годом Владимиро-Суздальское княжество, которое при Юрии Долгоруком захватило Переяславль и теперь угрожало Киеву и с северо-востока, и с юго-востока.
Если половецкую опасность киевским князьям удавалось сдерживать, опираясь на помощь других княжеств, которые сами страдали от половецких набегов, то справиться с северо-восточным соседом было труднее. После смерти Юрия Долгорукого владимиро- суздальский престол перешел к его сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому, который в 60-е годы уже предъявил права старшего князя на Киев, где правил в то время один из потомков Мономаха. Владимиро-суздальский князь подступил к Киеву в 1169 году со своими союзниками, другими князьями. После трехдневной осады дружины осаждавших Киев князей ворвались в город. Впервые в своей истории Киев был взят "на щит" и не внешними врагами, не печенегами, торками или половцами, а самими же русскими.
Несколько дней победители грабили город, жгли церкви, убивали жителей, уводили их в плен, грабили частные дома и монастыри. Как говорил летописец, были тогда в Киеве "на всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные".
Однако гроза миновала и Киев, несмотря на этот жестокий разгром, продолжал жить полнокровной жизнью столицы крупного княжества. Здесь сохранились прекрасные дворцы и храмы, сюда, в киевские монастыри сходились паломники со всей Руси. Киев отстроился после пожара и поражал приходящих сюда людей своей красотой. Здесь писалась общерусская летопись. Наконец, именно здесь было создано "Слово о полку Игореве".
Андрей Боголюбский, подчинив себе Киев и получив официально титул великого князя киевского, туда не переехал; он отдал киевское княжение сначала своему брату Глебу, а после его смерти смоленскому князю Роману Ростиславичу (1172 год). Спустя два года Роман прогневил Андрея отказом выдать киевских бояр, заподозренных в убийстве Глеба Юрьевича, и был изгнан в Смоленск. Но в том же году жертвой боярского заговора стал сам Боголюбский, и Роман снова занял Киев. В 1177 году великий князь черниговский Святослав Всеволодович заставил его удалиться в Смоленск, где он скончался в 1180 году.
Известной стабильности и благополучия Киевское княжество добилось при уже упомянутом Святославе Всеволодовиче (1180 - 1194), который делил власть в княжестве со своим соправителем Рюриком Ростиславичем. Святослав Всеволодович совершил победоносный поход против половецкого хана Кобяка в 1183 году. Так киевские бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских кланов и избегали очередной междоусобицы. Когда умер Святослав, то Рюрик Ростиславич до начала XIII в. делил власть с претендовавшим на киевский трон Романом Мстиславичем Волынским, праправнуком Мономаха.
Затем между соправителями началась борьба. И снова в киевские дела вмешался владимиро-суздальский князь, на этот раз знаменитый Всеволод Большое Гнездо, брат убитого к этому времени Андрея Боголюбского. В ходе борьбы враждующих сторон Киев несколько раз переходил из рук в руки. В конце концов победивший Рюрик сжег Подол, разграбил Софийский собор и Десятинную церковь - русские святыни. Его союзники половцы грабили киевскую землю, уводили людей в плен, в монастырях изрубили старых монахов, а "юных черниц, жен и дочерей киевлян увели в свои становища". Так грабил город его недавний правитель. Затем Роман захватил Рюрика в плен и постриг его и всю его семью в монахи. А вскоре погиб и новый победитель: он был убит поляками во время охоты, так как заехал слишком далеко во время пребывания в своих западных владениях. Это было в 1205 году. В огне междоусобной борьбы один за другим гибли русские князья, горели русские города.
Владимиро-Суздальское княжество.

В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха - Юрий (1125-1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея - осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия - Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.


Галицко-Волынское княжество. Галицко-Волынское княжество с его плодородными почвами, мягким климатом, степным пространством, перемежающимся с реками и лесными массивами, было центром высокоразвитого земледелия и скотоводства. Активно в этой земле развивалось промысловое хозяйство. Следствием дальнейшего углубления общественного разделения труда было развитие ремесла, что вело к росту городов. Крупнейшими городами Галицко-Волынского княжества были Владимир-Волынский, Перемышль, Теребовль, Галич, Берестье, Холм. Через галичские и волынские земли проходили многочисленные торговые пути. Водный путь из Балтийского моря в Черное проходил по рекам Висла - Западный Буг - Днестр, сухопутные торговые пути вели в страны Юго-Восточной Европы. По Дунаю шел сухопутный торговый путь со странами Востока. В Галицко-Волынской земле рано сложилось крупное княжеское и боярское землевладение.
До середины XII века Галицкая земля была разделена на мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир Володаревич объединил их, перенеся столицу в Галич. Наивысшего могущества Галицкое княжество достигло при сыне Владимира Ярославе Осмомысле (1151-1187), получившем это прозвище за высокую образованность и знание восьми иностранных языков. Ярослав Осмомысл обладал непререкаемым авторитетом как во внутрирусских делах, так и в международных.
После смерти Осмомысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность ее объясняется относительной слабостью галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского. Огромные вотчины галицких бояр и многочисленные слуги-вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, так как последние, имея меньшую вотчину, не могли из-за нехватки земель увеличивать количество служилых людей, своих сторонников, на которых опирались в борьбе с боярством.
По-иному дело обстояло в Волынской земле, ставшей в середине XII века родовым владением потомков Изяслава Мстиславича. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина. Увеличивая за счет раздач земель число служилых людей, волынские князья начали борьбу с боярством за объединение галицких и волынских земель, усиление своей власти. В 1189 году волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. В 1203 году он занял Киев.
Под властью Романа Мстиславича объединились Южная и Юго-Западная Русь. Период его правления отмечен усилением позиций Галицко-Волынского княжества внутри русских земель и на международной арене. В 1205 году Роман Мстиславич погиб в Польше. Галицкое боярство начало длительную и разорительную междоусобную феодальную войну, длившуюся около 30 лет. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, которые захватили Галицкую землю и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба боярства против польских и венгерских захватчиков. Эта борьба послужила основой для консолидации сил в Юго-Западной Руси. Князь Даниил Романович, опираясь на горожан и своих служилых людей, сумел укрепить свою власть на Волыни, а в 1238 году взять Галич и вновь объединить галицкие и волынские земли. В 1240 году он взял Киев и объединил снова Южную и Юго-Западную Русь. Экономический и культурный подъем Галицко-Волынского княжества в годы правления Даниила Романовича был прерван нашествием Батыя.
Новгородская феодальная республика. В Новгородской земле, в отличие от других русских земель, установилась боярская республика. Это была одна из самых развитых русских земель. Ее основная территория располагалась между Ильмень-озером и Чудским озером, по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мсты. Территория Новгородской земли делилась на пятины, которые в свою очередь в административном отношении делились на сотни и погосты. На границах Новгородской земли военно-опорными пунктами были Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки, Юрьев. Через эти города проходили важные торговые пути. Самым крупным из этих городов был Псков, который к концу XII века стал фактически самостоятельной республикой. С XV века жители Новгородской и Ростово-Суздальской земли начали активную колонизацию земель Карелии, по реке Двине, вокруг Онежского озера и Северного Поморья. В результате колонизации в состав Новгородской земли вошли карелы, водь, заволочская чудь (финно-угорские племена). Саамы (ныне народность Карелии) и ненцы платили Новгороду дань, в основном пушниной.
Новгород был крупнейшим торгово-промышленным центром. Город был расположен в средоточии торговых путей, которые связывали Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Активная торговля велась с Волжской Булгарией, восточными странами. Новгород, в котором археологами найдены остатки немецкого торгового двора, был крупным центром торговли с Прибалтикой, Скандинавией, северонемецкими городами, заключившими в XIV веке торговый и политический союз Ганза.
Ремесленное производство Новгорода отличалось широкой специализацией. В целом ремесленники работали на заказ, но кузнецы, ткачи, кожевники и представители ряда других специальностей уже в это время начинали работать на рынок как на внутренний, так и на внешний. Река Волхов делила Новгород на две стороны - Софийскую и Торговую. Город делился на пять концов - районов. Концы делились на улицы. Ремесленники и купцы создавали свои уличанские по профессиям сотни и братчины. Наиболее значимым по влиянию на жизнь Новгорода было купеческое объединение "Иванское сто", купцы которого вели торговлю медом и воском. Несмотря на большой процент торгово-ремесленного населения, основой экономики Новгородской земли было земледелие. Правда, климатические условия не давали возможности получать высокие урожаи.
В Новгородской земле рано сложилось боярское землевладение. Все плодородные земли были фактически перераспределены между боярами, что препятствовало созданию крупной княжеской вотчины. Ее складыванию также не способствовало положение князей, присылаемых в качестве князей-наместников. Это ослабляло позиции князя в борьбе с новгородским боярством, фактически превратившим князя в военно-полицейскую силу.
Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136 года. Восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича за "небрежение" городских интересов. В Новгороде установился республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде стало собрание свободных горожан - владельцев дворов и усадеб в городе - вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославском дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения - феодально-зависимые, кабальные люди, не имевшие права голоса. Они бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирались посадник, тысяцкий, архиепископ. Посадник вершил управление и суд, контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. Дабы сделать новгородскую епископию своим союзником, боярство в 1156 году добилось выборности архиепископа, который не только возглавлял церковь в Новгороде, но также ведал казной республики и ее внешними сношениями.
Пять концов были самоуправляющимися, территориально- административными и политическими единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские старосты. Нижней ступенью новгородской организации и управления были объединения "уличан", жителей каждой улицы, возглавлявшихся выборными старостами, избиравшимися на уличанских вече. Вечевой строй Новгорода был формой феодальной "демократии", где демократические принципы народного представительства, гласности и выборности должностных лиц создавали иллюзию народовластия. Фактическая власть в республике находилась в руках боярства и верхушки купечества. За всю ее историю должности посадников, тысяцких и кончанских старост занимали только представители элитной знати, называвшейся "300 золотых поясов". "Меньшие", или "черные", люди Новгорода подвергались произвольным поборам со стороны "лучших" людей, т.е. боярства и верхушки привилегированного купечества. Ответом на это были частые восстания простых новгородцев. Самым крупным из них было восстание 1207 года против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников.
Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость против соседских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальского, стремившихся подчинить себе богатый и вольный город. Новгород был форпостом обороны русских земель от агрессии немецких и шведских феодалов-крестонсцев.
Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия). Всю феодальную Русь мы должны представить себе как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но неправильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отождествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжения варяжских отрядов, и неурядицы княжеских распрей, и несколько войн с половецкими ханами. К концу XII века русские княжества выросли настолько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы. Беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.
2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде. Право вещное, наследственное, обязательственное
Русская Правда и другие источники не знают единого общего термина для обозначения этого права. Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогда различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»). Для обозначения принадлежности вещи использовались термины: мой, твой, его и т.д. В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси - весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника 11 История государства и права России. Учебник для вузов / Под ред. Чибиряева С.А. - М.: Былина, 1998. С. 21..
Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры (о ней чуть позже). За причиненный имуществу ущерб назначался штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и т.д. Причем можно утверждать, что охрана частной собственности усиливается от Краткой Правды к Пространной: если в первой величина штрафа зависела только от вида и количества украденного скота, то в последней (ст. 41-42) она определяется и местом совершения преступления (украден ли скот из закрытого помещения или с поля).
Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью. В Русской Правде ей посвящено всего несколько статей (ст. 70-72 Пр. Пр., ст. 34 Кр. Пр.), в которых устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной (пчельника) межи. О том, кому принадлежит земля (князю, феодалу или крестьянину), закон молчит. Большой размер штрафа вызвал предположение ряда исследователей о феодальном владении, скорее всего, княжеском. Но есть и другое мнение, что это могла быть межа любого конкретного индивидуального хозяйства или общих владений деревни, а значительный размер штрафа - лишь показатель уважения законодателем прав землевладельца.
Тем не менее, Русская Правда в первой своей редакции не знает недвижимости как предмета сделок между живыми или на случай смерти, из-за земли ещё не возникало споров. Отношение к ней поначалу, как считал М.Ф. Владимирский-Буданов, было не юридическое, а фактическое. Землю занимали для скотоводства или земледелия, пользовались ею, пока она не истощалась, и переходили на другом участок. Первый же, по восстановление производительных сил, становился достоянием другого лица. Существует также предположение, что поскольку каждое отдельное лицо было членом общины (или рода), именно община выступала в качестве юридического лица, в том числе и в праве владения землей. И лишь со временем, в результате войн, выделения богатых общинников, дружинников и торговцев, появления капиталов, личное начало одолевает общинное и появляется индивидуальная собственность на землю.
Это мнение не является, однако, единственным. Ряд учёных, напротив, полагает, что укрепление общинных порядков последовало за индивидуализацией хозяйства и явилось результатом фискальной политики Московского государства.
Как бы то ни было, можно смело утверждать, что в XII в. земельная собственность существовала в виде княжеского домена (ряд сел принадлежали княгине Ольге уже в X в.), боярских и монастырских вотчин, общинной и семейно-индивидуальной собственности. Очевидно, уже тогда существовали и внутрифеодальные договоры о земле и нормы, регулировавшие землевладельческие отношения. Но о том, как они выглядели, можно судить только по более поздним источникам.
Самым древним способом приобретения права собственности на землю была заимка - завладение свободной землей, без строгого определения границ (а «куды соха, топор и коса ходили») владения. Главным же основанием существования права собственности на землю стали давность владения и труд (мы увидим это далее в нормах Псковской судной грамоты). Позднее к заимке прибавляются другие способы: прямой захват общинной земли, княжеские раздачи земель дружинникам, тиунам и церкви, и, наконец, купля.
Обязательство представляет собой правоотношение, возникающее между лицами либо вследствие обоюдной ноли (из договора), либо вследствие правонарушения (деликта). В любом случае, лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывается совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Но в Русской Правде ещё не существовало отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового. Четкие границы между ними будут определены позднее в процессе формирования отраслей гражданского и уголовного права. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Кр. Пр). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12-13 Кр. Пр) 11 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1999. C. 188..
Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, хотя ещё не существует ни самого термина «договор», на определения его понятия. Очевидно, что под договором понимали соглашение двух или нескольких лиц (контрагентов), в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. Для заключения договора стороны (субъекты) должны были отвечать следующим требованиям: возраста, правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы (или доброй воли). Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы.
Поначалу договоры были, как правило, словесные, с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договор мены - один из самых древних; из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было не достаточно). Договор мены или купли-продажи мог быть расторгнут, если обнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качества вещи, или признан несостоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имел права собственности на проданную вещь.
Заем - следующий вид договора, он оформлял право заимодавца на личность должника, вплоть до продажи неисправного должника в рабство. Предметом займа могли быть деньги (куны), мед, жито, семена, скот и др. вещи. Русская Правда знает несколько видов займа: 1) Простой заем, предполагавший возврат долга с процентами, которые назывались резом (с занятых денег), наставим (с меда), присопом (с жита). Проценты были велики и делились на годовые, третные и месячные. Размер годовых равнялся 20 (1 к 5), третные и тем более месячные были ещё выше. Нарушение договора, неисполнение обязательств, вело к потере свободы. 2) Своеобразной формой займа было закупничество или так называемый самозакладный заем и заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора 11 Сырых В.М. История государства и права России - М.: Юристъ, 1999. C. 198..
Поклажа - передача вещей на хранение. Русская Правда предполагала, что в случае утайки какой-то их части и обвинения в этом хранителя он очищался от него принятием присяги (клятвы).
Договор личного найма влёк за собой право нанимателя на личность наймита, что, в конечном счете, приводило к холопству. Это разновидность самозакладного займа, в котором имеет место задаток, некая сумма найма, уплачиваемая в двойном размере в случае, если наймит захочет оставить своего хозяина до срока («Правосудие Митрополичье»).
Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отмечали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.
Согласно выражению «если без языка умрет» 11 Томси нов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права IX в. - 1917 г. - М.: Зерцало, 1999. C. 69., завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы - отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).
Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.
Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души). Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «А матерня часть детям ненадобна, - гласит закон, - кому мать захочет, тому и отдаст» 11
и т.д.................

В 882 г. Киев захватил новгородский кн. Олег и перенес в него столицу Руси. При его приемниках, Игоре и Святославе границы государства существенно расширились.

Столица - г. Киев, современная столица Украины.

Киев - один из древнейших русских городов.

В 882 г. Киев захватил новгородский кн. Олег и перенес в него столицу Руси. При его приемниках, Игоре и Святославе границы государства существенно расширились.

В кровавой усобице за великодержавную власть столкнулись сыновья Святослава; в этой борьбе двое из них, Ярополк и Олег, погибли, и киевский стол захватил их младший брат Владимир. На какое-то время Владимир I, умный и решительный государственный деятель, пользовавшийся поддержкой боярства, сумел сконцентрировать в своих руках верховную власть и положить конец начавшимся было феодальным распрям.

Правление Владимира Святославича (980-1015) было временем расцвета Киевской Руси. Разоренная военными предприятиями Святослава, страна оказалась беззащитной перед угрозой нашествия печенегов и остро нуждалась в крепкой власти. Взяв бразды правления и разорив печенежские вежи, Владимир завершил объединение восточнославянских племен вокруг Киева, создал довольно эффективный государственный аппарат, издал законы, несколько ограничивающие произвол местных феодалов и т.д. Введение Владимиром в 988 г. христианства на Руси также было крупнейшим политическим актом того времени, так как церковь активно поддерживала правящий класс и была сильным идеологическим оружием в руках киевского князя.

Владимир Святославич скончался в 1015 г., оставив после себя многочисленных сыновей, жаждавших власти и "отчин". Непосредственная угроза из степи была ликвидирована, возрастание торговли и ремесел вело к бурному росту городов. Да и боярство, на время успокоившееся после исчезновения печенегов, перестало нуждаться в киевском князе, всецело замыкаясь на своих "местных" интересах. Попытки освободиться от власти Киева начались еще при жизни Владимира, когда в 1015 г. его сын Ярослав, сидевший в Новгороде, отказался платить ежегодную дань. Разгневанный Владимир стал собирать войска для похода на мятежный Новгород, и только его внезапная смерть предотвратила столкновение отца с сыном. В последовавшей после этого многолетней феодальной войне погибли почти все потомки Владимира 1, и власть в государстве перешла к одному из его уцелевших сыновей Ярославу.

Время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) было периодом дальнейшего расцвета Древнерусского государства и в то же время началом его конца. Ярослав получил обескровленную длительной войной, разоренную страну, готовую в любой момент распасться на части и сделаться легкой добычей как внешних, так и внутренних врагов. Тонкий дипломат и политик, новый киевский князь не брезговал ни хитростью, ни открытой военной силой, чтобы навести порядок в своей державе. Это было делом нелегким, так как против него постоянно поднимались феодалы, помнившие "свободные времена" Святополка Окаянного. Однако Ярослав Мудрый сумел, как и при столкновении со Святополком, добиться поддержки боярства, особенно новгородского, а также горожан, уставших от феодальных смут. Это и была та сила, которая смогла в конце концов оказать помощь великому князю в его объединительной политике. Но борьба за раздел страны еще только начиналась. В 1021 г. против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав Изяславич, захвативший Новгород; мир с ним был куплен ценой серьезных "торговых уступок Полоцку. В 1024 г. в Киевщине появился тмутараканский князь Мстислав Владимирович с огромным русско-кавказским войском. В битве под Лиственом Ярослав и его варяжская дружина были разбиты наголову, но Мстислав не вошел в Киев, а занял Чернигов и предложил брату начать переговоры. В 1026 г. Ярославу не осталось ничего другого, как согласиться на предложение брата на "полюбовный" раздел государства по Днепру; Киев и Правобережье остались за Ярославом, а Черниговщина и Левобережье отошли к Мстиславу. Так впервые после Рюрика Киевская Русь оказалась официально поделенной на две части. Правда, когда в 1036 г. Мстислав Владимирович скончался, не оставив наследников, Русская земля опять соединилась под рукой Ярослава Мудрого, однако начало дробления в государственном масштабе было положено.

В 1054 г. со смертью Ярослава Мудрого начался новый, переломный этап в истории Руси, вызванный бурным экономическим ростом периферийных центров и стремлением феодалов к политической независимости. По завещанию Ярослава, Древнерусское государство было поделено между его старшими сыновьями на Киевскую, Переяславскую и Черниговскую земли; в результате такого деления великий князь фактически потерял права на Переяславщину и Черниговщину. Начался так называемый "триумвират Ярославичей", на некоторое время обеспечивший относительное единство Русской земли и даже, вследствие все более обострявшихся социальных противоречий, вызвавший появление законодательного свода - "Правды Ярославичей", впоследствии переделанной в "Пространную Русскую Правду". Однако, как и следовало ожидать, единство сыновей Ярослава оказалось недолгим, и в стране с новой силой вспыхнули раздоры. К этому времени Русская земля оказалась перед угрозой нового степного нашествия - половецкого.

Непрекращавшиеся феодальные столкновения, набеги половцев, постоянные перемещения князей из города в город, произвол княжеских наместников - все это создавало в стране крайне напряженную и нестабильную обстановку. В этих условиях, когда государство оказалось на грани гибели, непрерывные феодальные смуты стали приобретать характер настоящего бедствия. Это понимала и наиболее здравомыслящая часть русской правящей верхушки, среди которой постепенно начал выделяться Владимир Всеволодович Мономах. В 1097 г. по инициативе Мономаха в г. Любиче собрался феодальный съезд, задача которого состояла в том, чтобы покончить с княжескими "перемещениями" по Руси, закрепив за ними "отчины", осудить одного из главных зачинщиков смут- Олега Святославича и, самое главное, добиться единства сил, чтобы противостоять половцам. На съезде был впервые провозглашен новый принцип династического деления Русской земли: "Каждо да держит отчину свою". Сразу же после Любичского съезда, однако, в стране с новой силой вспыхнули усобицы, временно прекратившиеся только в 1100 г., когда в Витичеве собрался новый княжеский съезд. И все же значение съезда в Любиче было огромно. Впервые в русской истории земли навеки закреплялись за определенным княжеским родом, причем не по праву старшинства, а по праву наследования от отца к сыну, что юридически гарантировало относительный порядок, так как делало князей "оседлыми" и заинтересовывало их в своей личной вотчине. Однако это, в свою очередь, ослабляло власть великого князя, ибо неизбежно вело к обособлению и борьбе за передел земель.

Разрешить эту ситуацию великокняжеская власть, слабевшая с каждым годом, не могла. И опять единственной силой, которая в это критическое время могла спасти страну, оказалось боярство. Постепенно влияние бояр на Руси сделалось настолько сильным, что они начали влиять даже на решения княжеских съездов. Особенно же возросла их роль в конце XI-начале XII в., когда злоупотребления княжеских тиунов стали сказываться не только на крестьянских, но и на боярских интересах, поскольку нарушался иммунитет их вотчин. Понимая это, Мономах всячески старался привлечь на свою сторону наиболее влиятельную боярскую группировку- киевскую; он достиг этого прежде всего своими удачными походами на половцев.

В 1113 г., после смерти Святополка Изяславича, в Киеве вспыхнуло народное восстание. Горожане и смерды изгоняли тиунов, громили княжеские и боярские дворы. Напуганное этим, киевское боярство поспешило провозгласить великим князем Владимира Мономаха, единственного, кто в тот момент мог положить конец кризису. Княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха (1113 -1125) - последний стабильный период в истории Киевской Руси, когда русские князья, презрев смуты, объединились вокруг великокняжеского стола. Сразу же после вокняжения Мономах издал законы, несколько смягчавшие положение народных масс, а также сделал ряд уступок купечеству. Кроме того, он предпринял ряд успешных походов в степь, разгромил половецкие орды и обеспечил стране долговременную безопасность от набегов кочевников.

Время шло, исчезла половецкая опасность, затихли феодальные споры, и Киевская Русь, управляемая железной рукой Мономаха, казалось, вновь стала единой и монолитной. Но это впечатление было обманчиво, так как с устранением внешней угрозы и с дальнейшим экономическим ростом периферийных центров постепенно пропадала необходимость и в единодержавии. Все быстрее росли, крепли и обособлялись такие города, как Чернигов, Новгород, Смоленск и т.д., а сам Киев постепенно отходил на второй план. Так шла своеобразная подготовка к новой политической форме существования страны.

После смерти Владимира Мономаха (1125) единство Русской земли еще некоторое время сохранялось при его сыне Мстиславе (1125-1132), но в 1132 г., после смерти Мстислава Владимировича, Древнерусское государство распалось на 15 княжеств и феодальных республик, фактически обособившихся от Киева. Однако само Киевское княжество, хотя и сильно уменьшилось в размерах и потеряло прежнее политическое значение, продолжало существовать.

По смерти Ярополка Владимировича (1139) Киев захватил черниговский князь Всеволод Ольгович. После него управлять городом стал его брат Игорь, но киевляне сместили его и призвали к себе Изяслава, внука Владимира Мономаха. Почти весь период своего княжения последний вед упорную борьбу с суздальским князем Юрием Долгоруким, несколько раз сгонявшим Изяслава с его стола. При преемниках Изяслава Владимировича шла длительная борьба за киевский стол между смоленскими и черниговскими князьями, и город несколько раз переходил из рук в руки, подвергаясь, как и вся Киевская земля, многократному разорению. В этот же период Киев попал в сферу интересов Андрея Боголюбского, захватившего его в 1169 г. и посадившего в нем своего брата Глеба, а затем управлявшего Киевской землей с помощью своих "подручников" Ростиславичей. Однако усобицы все продолжались, и постепенно Киев утратил всякое значение, великое княжение окончательно переместилось в Северо-Восточную Русь, туда же переместился и центр митрополии. Само Киевское княжество, потеряв всякий авторитет в глазах как Северной, так и Южной Руси, стало просто одним из небольших многочисленных уделов Русской земли.

В 1224 г. киевская рать была разбита на р. Калке, а в 1240 г. Батый разорил Киевщину и сжег Киев, после чего княжество пришло в окончательный упадок.

В первой половине XIV в. Киев попал в зависимость от Литовского великого княжества. После 1362 г. на киевском столе утвердился сын Ольгерда Владимир, которого в 1392 г. сменил другой Ольгердович - Скиргайло. После смерти последнего Витовт фактически ликвидировал Киевский удел, посадив там своего наместника. Лишь в 1443 г. Киевское княжество, отданное в управление Александру (Олелько), сыну Владимира Ольгердовича, было восстановлено в своих относительных правах. Однако после смерти последнего Казимир, великий князь литовский, ограничил наследственные права киевских князей, отдав Киев Семену Олельковичу лишь в пожизненный удел, а после его кончины опять посадил в городе литовского наместника.

В начале XVI в. Киевская земля, утратив все признаки независимости, стала одной из провинций Польско-Литовского государства.

Список правителей

882 - 912 Олег Вещий Новгородский

912 - 945 Игорь I Старый Киевский

945 - 972 Святослав I Киевский

972 - 980 Ярополк I Святославич Киевский

980 - 1015 Владимир I Святославич Святой Киевский

1015 - 1016 Святополк I Владимирович Окаянный Киевский

1016 - 1018 Ярослав I Владимирович Мудрый Киевский

1018 - 1019 Святополк I Владимирович Окаянный Киевский

1019 - 1054 Ярослав I Владимирович Мудрый Киевский

1054 - 1067 Изяслав I (Дмитрий) Ярославич Киевский

1068 - 1069 Всеслав Брячиславич Полоцкий

1069 - 1073 Изяслав I (Дмитрий) Ярославич Киевский

1073 - 1076 Святослав II Ярославич Киевский

1077 - 1077 Всеволод I Ярославич Киевский

1077 - 1078 Изяслав I (Дмитрий) Ярославич Киевский

1078 - 1093 Всеволод I Ярославич Киевский

1093 - 1113 Святополк II (Михаил) Изяславич Киевский

1113 - 1125 Владимир II Всеволодович Мономах, вел.кн Киевский

1125 - 1132 Мстислав I Владимирович Великий Киевский

1132 - 1139 Ярополк II Владимирович Киевский

1139 - 1139 Вячеслав Владимирович Киевский

1139 - 1146 Всеволод II Ольгович Киевский

1146 - 1146 Игорь II Ольгович Киевский

1146 - 1149 Изяслав II Мстиславич Киевский

1149 - 1151 Юрий I Владимирович Долгорукий Киевский

1151 - 1154 Вячеслав Владимирович Киевский

1154 - 1154 Ростислав I Мстиславич Киевский

1154 - 1155 Изяслав III Давыдович Киевский

1155 - 1157 Юрий I Владимирович Долгорукий Киевский

1157 - 1158 Изяслав III Давыдович Киевский

1159 - 1162 Ростислав I Мстиславич Киевский

1162 - 1162 Изяслав III Давыдович Киевский

1162 - 1168 Ростислав I Мстиславич Киевский

1168 - 1169 Мстислав II Изяславич Киевский

1169 - 1169 Глеб Юрьевич Киевский

1169 - 1170 Мстислав II Изяславич Киевский

1170 - 1171 Глеб Юрьевич Киевский

1171 - 1171 Владимир III Мстиславич Мачешич Киевский

1171 - 1173 Роман I Ростиславич Киевский

1173 - 1173 Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо Владимирский

1173 - 1173 Рюрик II Ростиславич Киевский

1174 - 1174 Ярослав II Изяславич Луцкий

1174 - 1174 Святослав III Всеволодович Киевский

1175 - 1175 Ярослав II Изяславич Луцкий

1175 - 1177 Роман I Ростиславич Киевский

1177 - 1180 Святослав III Всеволодович Киевский

1180 - 1182 Рюрик II Ростиславич Киевский

1182 - 1194 Святослав III Всеволодович Киевский

1194 - 1202 Рюрик II Ростиславич Киевский

1202 - 1202 Ингварь Ярославич Луцкий

1203 - 1203 Рюрик II Ростиславич Киевский

1203 - 1205 Роман II Мстиславич Великий Владимиро-Волынский

1205 - 1205 Ростислав II Рюрикович Киевский

1206 - 1206 Рюрик II Ростиславич Киевский

1206 - 1207 Всеволод III Святославич Чермный Киевский

1207 - 1210 Рюрик II Ростиславич Киевский

1210 - 1214 Всеволод III Святославич Чермный Киевский

1214 - 1214 Ингварь Ярославич Луцкий

1214 - 1224 Мстислав III Романович Старый Киевский

1224 - 1235 Владимир IV (Дмитрий) Рюрикович Киевский

1235 - 1236 Изяслав IV Владимирович Киевский

1236 - 1238 Ярослав II Всеволодович Владимирский

1238 - 1240 Михаил II Всеволодович Святой Киевский

1240 - 1240 Ростислав III Мстиславич Смоленский

1240 - 1246 Михаил II Всеволодович Святой Киевский

1246 - 1263 Александр I Ярославич Невский Владимирский

1263 - Иван Иванович Путивльский

1300/3 - Владимир Иванович Путивльский

1324 Святослав (Станислав) Киевский

1324 - 1362 Федор Киевский

1362 - 1395 Владимир Ольгердович Киевский

1395 - 1396 Свидригайло (Болеслав) Ольгердович Друцкий

1396 - 1399 Иван Борисович Киевский

1443 - 1454 Александр (Олелько) Владимирович Киевский

1454 - 1471 Семен Александрович Киевский

Генеалогия русской знати

Среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в. на территории Руси, наиболее крупными были Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче, Владимиро-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме, Полоцкое с центром в Полоцке, Смоленское с центром в Смоленске. Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были не только исторические территории еще старых племенных княжений, но и новые территориальные приобретения, новые города, которые выросли в землях этих княжеств за последние десятилетия.

Киевское княжество

Оно хотя и утратило свое значение политического центра русских земель, однако Киев сохранил свою историческую славу «матери русских городов». Оставался он и церковным центром русских земель. Но главное, Киевское княжество продолжало оставаться средоточием наиболее плодородных земель на Руси; Днепр по-прежнему оставался крупнейшей водной артерией восточных славян, хотя и потерял свое значение «европейской дороги». Здесь сосредоточивалось наибольшее количество крупных владельческих вотчинных хозяйств и находилось наибольшее количество пахотных земель. В самом Киеве и городах Киевской земли — Вышгороде, Белгороде, Василеве, Турове, Витичеве и других по-прежнему трудились тысячи ремесленников, чьи изделия славились не только на Руси, но и далеко за ее пределами. Киевское княжество занимало обширные пространства на правобережье Днепра, почти весь бассейн реки Припяти, на юго-западе его земли граничили с Волынским княжеством. С юга, юго-запада и юго-востока Киев по-прежнему охранялся полосой городов-крепостей.
Смерть Мстислава Великого в 1132 г. и последующая борьба за киевский престол между Мономаховичами и Ольговичами стала поворотным пунктом в истории Киева. Именно в 30—40-е годы XII в. он безвозвратно потерял контроль над Ростово-Суздальской землей, где правил энергичный и властолюбивый Юрий Долгорукий, над Новгородом и Смоленском, боярство которых само начало подбирать себе князей.
После очередной борьбы киевский престол переходит к князю Святославу Всеволодовичу, внуку Олега Черниговского. Именно его описывает автор «Слова» как могучего и властного князя, бывшего авторитетом для всех русских земель. Именно он урезонивал своего двоюродного брата молодого северского князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве», повременить с походом на половцев и дождаться сбора общерусских сил. Однако Игорь Святославич, сын Святослава Ольговича и внук знаменитого Олега Черниговского, не внял голосу осторожных князей и без подготовки двинулся в степь, что и обрекло его на поражение.
Для Киевской земли остались в прошлом большая европейская политика, дальние походы в сердце Европы, на Балканы, Византию и на Восток. Теперь внешняя политика Киева ограничивается двумя направлениями: продолжается прежняя изнуряющая борьба с половцами. Кроме того, новым сильным противником становится мужающее с каждым годом Владимиро-Суздальское княжество, которое при Юрии Долгоруком захватило Переяславль и теперь угрожало Киеву и с северо-востока, и с юго-востока.
Если половецкую опасность киевским князьям удавалось сдерживать, опираясь на помощь других княжеств, которые сами страдали от половецких набегов, то справиться с северо-восточным соседом было труднее. После смерти Юрия Долгорукого владимиро-суздальский престол перешел к его сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому, который в 60-е годы уже предъявил права старшего князя на Киев, где правил в то время один из потомков Мономаха. Владимиро-суздальский князь подступил к Киеву в 1169 г. со своими союзниками, другими князьями. После трехдневной осады дружины осаждавших Киев князей ворвались в город. Впервые в своей истории Киев был взят «на щит» и не внешними врагами, не печенегами, торками или половцами, а самими же русскими.
Несколько дней победители грабили город, жгли церкви, убивали жителей, уводили их в плен, грабили частные дома и монастыри. Как говорил летописец, были тогда в Киеве «на всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные».
Однако гроза миновала и Киев, несмотря на этот жестокий разгром, продолжал жить полнокровной жизнью столицы крупного княжества. Здесь сохранились прекрасные дворцы и храмы, сюда, в киевские монастыри сходились паломники со всей Руси. Киев отстроился после пожара и поражал приходящих сюда людей своей красотой. Здесь писалась общерусская летопись. Наконец, именно здесь было создано «Слово о полку Игореве».
Известной стабильности и благополучия Киевское княжество добилось при уже упомянутом Святославе Всеволодовиче, который делил власть в княжестве со своим соправителем Рюриком Ростиславичем. Так киевские бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских кланов и избегали очередной междоусобицы. Когда умер Святослав, то Рюрик Ростиславич до начала XIII в. делил власть с претендовавшим на киевский трон Романом Мстиславичем Волынским, праправнуком Мономаха.
Затем между соправителями началась борьба. И снова в киевские дела вмешался владимиро-суздальский князь, на этот раз знаменитый Всеволод Большое Гнездо, брат убитого к этому времени Андрея Боголюбского. В ходе борьбы враждующих сторон Киев несколько раз переходил из рук в руки. В конце концов победивший Рюрик сжег Подол, разграбил Софийский собор и Десятинную церковь — русские святыни. Его союзники половцы грабили киевскую землю, уводили людей в плен, в монастырях изрубили старых монахов, а «юных черниц, жен и дочерей киевлян увели в свои становища». Так грабил город его недавний правитель. Затем Роман захватил Рюрика в плен и постриг его и всю его семью в монахи. А вскоре погиб и новый победитель: он был убит поляками во время охоты, так как заехал слишком далеко во время пребывания в своих западных владениях. Это было в 1205 г. В огне междоусобной борьбы один за другим гибли русские князья, горели русские города.


Согласно данным археологических раскопок, поселения людей на территории современной Киевской области существовали уже 15 – 20 тысяч лет назад. Начиная со второй половины V века эти земли стали центром полянского союза племён. "Повесть временных лет" называет имена основателей Киева – легендарных братьев (в честь которого, собственно, и назван город), Щека и Хорива и их сестру Лыбидь, однако не указывает дату его основания. В 1982 году было отпраздновано 1500-летие Киева, однако многие учёные полагают, что город был заложен не ранее VIII-IX веков. В 882 году , придя с дружиной из Новгорода, обнаружил на берегу Днепра хорошо укреплённое поселение, в котором правили то ли полянские князья, потомки , то ли варяги, отпущенные на все четыре стороны . Захватив Киев, перенёс в него свою столицу.

Первые триста лет истории Киевского княжества – это история Древнерусского государства, Киевской Руси. Потомки , разделив Русскую землю, правили ею сообща, а самый старший из них по установленной традиции княжил в Киеве и носил титул великого князя. Прочие сидели в других городах согласно старшинству. После смерти великого князя киевский стол должен был отходить следующему по старшинству в роду, а остальные князья перемещались в более "престижные" города согласно своему положению в "лествице". На практике такой порядок просуществовал недолго. Старшинство оказалось лишь одним из аргументов в борьбе за великий стол, а главным аргументом стала сила. Прочие же княжества превратились в наследственные уделы. Как единое государство, Киевская Русь существовала до смерти в 1015 году. Более-менее удачные попытки объединения русских земель были предприняты и . Но после смерти последнего процесс распада Руси стал уже необратимым. Киевское княжество стало ареной междоусобной борьбы между Мстиславичами, остальными Владимировичами и черниговскими Ольговичами. Это время характерно существованием в Киеве любопытной системы двоевластия, когда бояре приглашали на стол одновременно представителей двух враждующих ветвей. Один из них, старший, сидел в Киеве, а другой, младший – в Вышгороде или Белгороде. Князья-соправители вместе ходили в походы и проводили согласованную внешнюю политику.

Немаловажным фактором, оказавшим влияние на историю южнорусских княжеств, в том числе и Киевского, было соседство со степью. В результате Киевские великие князья были вынуждены тратить силы не только на междоусобицы, но и на борьбу со степняками-кочевниками, в первую очередь, половцами.

К XII веку Киевское княжество было одним из основных культурных центров Руси. В Киеве существовали школы, библиотеки, создавались летописи, произведения духовной и светской литературы. Высокого уровня достигли живопись и прикладное искусство. Однако значение Киева как политического центра Руси стало ослабевать. Великокняжеский титул ещё оставался лакомой приманкой для князей, однако как государство Киевское княжество перестало представлять из себя значимую величину. На первый план стали выходить княжества Северо-Восточной Руси. Ярким свидетельством падения авторитета Киева стал эпизод, произошедший в 1169 году. Владимиро-Суздальский князь , заняв Киев, отдал его на разграбление своим дружинникам как вражеский город. А затем, заполучив великокняжеский титул, вернулся во Владимир, тем самым "отделив" формальный титул от конкретного места.

Даже после разграбления Киева суздальцами местные князья продолжали носить титул "Великих", хотя от былого величия мало что осталось. Вокруг Великого стола продолжались междоусобицы, в которых участвовали, в основном, южнорусские князья – смоленские, черниговские, волынские да галицкие. Правители Северо-Восточной Руси были больше озабочены обустройством своих земель.

Как и другие русские города, Киев сильно пострадал во время татаро-монгольского нашествия в 1240 году - в нём едва насчитывалось двести домов. Киевская земля опустела, и об истории города в последующие столетия сохранилось куда как меньше сведений. Всё чаще и чаще Киев оставался без собственного князя – городом правили бояре либо митрополит.

Наконец, в середине XIV века Киев был захвачен литовцами (дата этого события в разных источниках варьируется от 1319 до 1362 года). С 1397 года править городом стали не князья, а наместники. Как удельное княжество Киев был восстановлен только около 1442 году. Но после смерти последнего князя в 1471 году в город был вновь прислан наместник, воевода Мартин Гаштольд. Несмотря на протесты горожан, Киевское княжество прекратило своё существование.

Легендарные киевские князья

VI век?

Киевские князья


ок. 864-882

Киевские великие князья

882-912
912-945

945 – ок. 960
ок. 960-972
972-978 или 980
978 или 980-1015
(1) 1015-1016
(1) 1016-1018
(2) 1018-1019
(2) 1019-1054
(1) 1054-1068
1068-1069
(2) 1069-1073
1073-1076
(1) 1076-1077
(3) 1077-1078
(2) 1078-1093
1093-1113
1113-1125
1125-1132
1132-1139
(1) 1139
1139-1146
1146
(1) 1146-1149
(1) 1149-1150
(2) 1150
(2) 1150
(2) 1150-1151
(3)
(3)
1151-1154

(1)
1154
1154
(1) 1154-1155
(3) 1155-1157
(2) 1157-1159
(2) 1159-1161
(3) 1161
(3) 1161-1167
1167-1169
(1) 1169
(2) 1169-1170
(2) 1170-1171
1171
(1) 1171-1173
1173
(1) 1173
(1) 1173-1174
(1) 1174-1175
(2) 1175
(2) 1175-1177
(2) 1177-1180
(2) 1180-1182
(3) 1182-1194
(3) 1194-1202
(1) 1202-1203
(4) 1203-1204
1204-1205
(5) 1205-1206
(1) 1206
(6) 1206-1207
(2) 1207
(7) 1207-1210

Киевское княжество - одна из образовавшихся в результате распада Киевской Руси удельных земель. После смерти князя Ярослава Мудрого в середине XI века княжество начало обосабливаться и к 30-м годам XII века стало абсолютно самостоятельным.

Его территория охватывала исконные земли древлян и полян по реке Днепр и ее притокам (Тетереву, Припяти, Ирпени и Роси). В его состав также входила часть левобережья Днепра напротив Киева. Все это современные земли Киевской и Украины и южная часть Беларуси. На востоке с княжеством граничило Переяславское и Черниговское княжество, на западе - Владимиро-Волынское, на юге к нему вплотную примыкали

Благодаря мягкому климату и здесь интенсивно развивалось земледелие. Также жители этих земель активно занимались скотоводством, охотой, рыболовством и пчеловодством. Достаточно рано здесь произошла специализация ремесел. Особое значение приобрело «древоделие», кожевенное и гончарное ремесла. Залежи железа позволяли развивать кузнечное ремесло.

Важным фактором было то, что через Киевское княжество проходил путь «из варяг в греки» (от Византии до Балтики). Поэтому в Киеве рано сформировался влиятельный слой торговцев и ремесленников.

С IX до X века эти земли были центральной частью Древнерусского государства. Во время княжения Владимира они стали ядром великокняжеского домена, а Киев - церковным центром всей Руси. Хоть киевский князь уже не являлся верховным собственником всех земель, но был фактическим главой феодальной иерархии, считался «старшим» по отношению к другим князьям. Это был центр Древнерусского княжества, вокруг которого концентрировались все остальные уделы.

Однако такое положение имело не только положительные стороны. Очень скоро киевские земли превратились в объект напряженной борьбы между отдельными ветвями В борьбу также включились могущественные киевские бояре и верхушка торгово-ремесленного населения.

До 1139 года на киевском престоле восседали Мономашичи: после Мстислава Великого к власти пришел его брат Ярополк (1132-1139), а затем Вячеслав (1139). После этого престол перешел в руки захватившего его силой черниговского князя Всеволода Ольговича. Правление Ольговичей было совсем недолгим. В 1146 году власть перешла к (представителю Мономашичей). В 1154 году ее захватила суздальская ветвь Мономашичей был на киевском престоле до своей кончины в 1157 году). Затем власть опять перешла к Ольговичам, а в 1159 вернулась к Мстиславичам.

Уже с середины XII века политическое значение, которое до этого имело Киевское княжество, стало уменьшаться. Одновременно проходил распад его на уделы. К 1170-м годам уже выделились Котельническое, Белгородское, Трепольское, Вышгородское, Торческое, Каневское и Дорогобужское княжества. Киев перестал играть роль центра русских земель. В это же время Владимирские и Галицко-волынские прилагают максимум усилий, чтобы подчинить себе Киев. Периодически им это удается и на киевском престоле оказываются их ставленники.

В 1240 году Киевское княжество оказывается под властью Батыя. В начале декабря после отчаянного девятидневного сопротивления он захватил и разгромил Киев. Княжество подверглось опустошению, оправиться после которого так и не смогло. С 1240-х годов Киев находится в формальной зависимости от князей владимирских (Александра Невского, затем Ярослава Ярославича). В 1299 году из Киева во Владимир была перенесла митрополичья кафедра.

Похожие публикации