Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Плеханов первый русский марксист кратко. Георгий валентинович плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Плеханов Г. В. и развитие марксистской теории Плеханов Георгий Валентинович (29.11.1856 - 30.5.1918) был выдающимся дея телем русского, международного социалистического и рабочего движения, экономист, философ, теоретик и пропагандист марксизма. Изучение опыта революционного движения рабочего класса, а так же трудов основоположников научного социализма вызвали переворо т во взглядах П. в 1830-83 П. постепенно отходит от ортодоксального народничес тва и переходит на позиции марксизма. Этот период насыщен поисками объек тивных основ социалистического движения, его задач и перспектив развит ия в России и на Западе. В Женеве П. создал первую российскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда" к-рая по словам В. И. Ленина, -"... тео ретически основала социал-демократию и сделала первый шаг на встречу ра бочему движению". Был автором ее программных документов и перевел на рус ский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. П. установил тесные свя зи со многими представителями западноевропейского рабочего движения, участвовал в работе второго интернационала (1889 г.) , встречался и был близок с Энгельсом. Выступил против либерального народничества, ревизионизма и оппортунизма. С 1900 П. принял участие в основании первой общеросс. марксис тской газеты "Искра", в разработке проекта Программы РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903) , входил в редакцию газ. "Искра" и журн. "Заря". После 2-го съезд а перешел на позиции меньшевизма, став одним из его лидеров. В 1903-17 в деятель ности П., в его мировоззрении появились существенное противоречие: с одн ой стороны, П. меньшевик встает на путь тактического оппортунизма и выст упает против ленинского курса на социалистическую революцию в России; с другой стороны, в философии П. - воинствующий материалист - марксист, борющ ийся против буржуазно-идеалистической философии, "... крупный теоретик, с г ромадными заслугами в борьбе с оппортунизмом, Бернштейном, философами а нтимарксизма, - человек, ошибки коего в тактике 1903 - 1907 гг. не помешали ему в ли холетье 1908-1912 гг. воспевать "подполье" и разоблачать его врагов и противнико в... " Одной из крупных работ П. была книга "Наши разногласия" (1885) , получившая в ысокую оценку Энгельса. П. показал глубокие экономические преобразован ия, связанные с развитием капитализма во всех областях экономической жи зни. Отмечая ошибочность теории народников о "невозможности" развития ка питализма без внешних рынков, все стороны обосновали положение марксиз ма, что капитализм в своем развитии сам создает себе рынок. Социальной ба зой развития капитализма считал разорение крестьян и кустарей, классов ое расслоение деревни. Народническим теориям крестьянского социализма П. противопоставил научный анализ реальных путей развития капитализма в России. Такую постановку вопроса высоко оценивал Ленин, который также считал несостоятельной народническую теорию особого капиталистическ ого пути развития России. Критикуя экономическую концепцию В. П. Воронцова, П. показа л примитивизм экономической доктрины либерального народничества, его отступление от революционных традиций народничества 70-х годов и непоним ание объективных законов экономического развития. П. вскрыл ошибочност ь взглядов либеральных народников по обширному кругу вопросов - в теории стоимости, теории воспроизводства, теории экономических кризисов. Крит ика П. либерального народничества в 90-х г. XIX в. и борьба Ленина против этого т ечения мелкобуржуазного социализма стали важной предпосылкой победы м арксизма в России. Велики заслуги П. в борьбе против "экономизма" и струвизма. Борьба П. против этих течений оппортунизма велась в различных аспектах - философском, социологическом, политэкономическом. Гл. внимание П. уделял эконом. обоснованию теории научн. социализма П. подчеркивал что социали зм как цель есть "... полное отрицание современного общества ", а социализм к ак движение есть "... стремление, практическое приближение к этой цели". Кри тикуя струвистскую теорию смягчения социально-экономический противор ечий по мере развития капитализма, П. показал что осн. противоречие капит ализма обостряется и в этом состоит предпосылка грядущей социальной ре волюции пролетариата. П. исходил и того что окончательное решение социал ьного вопроса может дать лишь классовая борьба. В вопросах политэкономи и П. в основном стоял на марксистских позициях, многое сделав для обоснов ания и пропаганды экономической теории марксизма. В частности отделяя п редмет политической экономии как научное развитии производительных от ношений, он внес существенное уточнение различая собственно производс твенные отношения социально-экономические, и отношения производственн о-организационные относящиеся к общественной организации производите льных сил. В теории капитала и прибавочной стоимости, составляющей к раеугольный камень экономической теории марксизма, четко проводил раз личие между трудом и рабочей силой, на этой основе открывая сущность кап италистической эксплуатации. П. занимал марксистские позиции и с этих по зиций выступил с критикой оппортунизма в области политической экономи и, хотя допускал иногда неточные формулировки. Вместе с тем в меньшевист ский период деятельности П. допустил ряд серьезных теоретических ошибо к. В частности недооценивал степень остроты противоречий между помещик ами и крестьянами, принижая революционные способности крестьянства, ро ль вооруженного восстания как средства борьбы. П. как теоретик марксизма внес огромный вклад в защиту и пр опаганду экономического учения Маркса, в развитие русской экономическ ой мысли.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ишимский государственный педагогический институт
Им. П.П.Ершова

Кафедра истории и социально- гуманитарных наук

Русский марксизм. Г.В. Плеханов.

ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Шарапова Юлия Андреевна
Студентка 3 курса дневного отделения
Филологического факультета гр.1091.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Палюда И.А.

Ишим 2011 г.

Содержание
Введение………………………………………………………… ……….3
Русский марксизм………………………………………………………. 4
Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации марксовского идейного наследия:
А) Критика программных установок народников и переход к научному социализму……………………………………………..… ….5
Б) Плеханов о преждевременности социалистической революции в России……………………………………………………………… ….....6
В) Взгляды Плеханова на диктатуру пролетариата…….….7
Г) Политическое завещание Плеханова…………………….8
Заключение…………………………………………………… …………11
Список литературы…………………………………………………… …12

Введение
«Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной интеллектуальной жизни общества. В истории человечества, пожалуй, еще не было такой научной теории, которая сказала бы столь большое влияние практически на все области социального и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «классиков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформировать новое понимание общественного развития ». Марксистское мировоззрение сформировало социальное и политическое мышление по наиболее фундаментальным вопросам. Практически большинство современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение.
Цель данной работы - анализ, социальной теории К. Маркса, влияние ее на русский марксизм: легальный марксизм.
Объект исследования: марксистская социальная теория.
Предмет исследования: марксизм Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, как различные версии в интерпретации марксовского идейного наследия.
Задачи данной работы:
1. Определить место и значимость, которые оказала теория К.Маркса на формирование взглядов Г.В.Плеханова и В.И. Ленина;
2. Раскрыть сущность марксизма Г.В. Плеханова и марксизма В.И.Ленина, показать какое влияние эти идеи оказали на судьбу России.
Актуальность данной темы очевидна, марксистская теория продолжает занимать важное место в современной жизни общества. Несмотря на существенные различия в терминологии и методологии теоретики интересуются, по существу, одним и тем же теоретическими проблемами. Это живая область знания об обществе.

Русский марксизм.
С марксизмом в России познакомились еще в 50-х гг. XIX века, но лишь в царствовании Александра III. Т. е. с 80-х гг., эта теория приобретает самостоятельное значение в русской мысли. Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), сосредоточенный на аграрных отношениях и судьбах общины, видевший главную революционную силу в крестьянстве, оказался не в состоянии решить новые проблемы.
В 60-70-х гг. марксистские идеи были достоянием одиночек. В 80-е гг. марксизм стал идейным знаменем группы «Освобождение труда» - кружка бывших народников, эмигрированных в Западную Европу. К концу века русский марксизм становится зрелым течением политической мысли, имеющим свою социальную базу в лице социал-демократического рабочего движения.
Плеханов первым среди русских социалистов доказывал примеримость марксизма к условиям России. В утверждении в странах буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу. Главная теоретическая заслуга Плеханова - критика программных установок народничества. В 1883 года он опубликовал брошюру «Социализм и политическая борьба», а в 1885 году - «Наши разногласия». В этих работах, обобщая новые явления социально-экономической жизни России, Плеханов демонстрирует идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс, утопический характер их социалистической теории. Стремления к мирной реформистской деятельности получили признание и в среде российской оппозиции. Их выразителями наряду с либеральными народниками стали легальные марксисты, экономисты, а впоследствии, хоть и не в полной мере, меньшевики.
Легальные марксисты - П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, назывались так потому, что действовали в рамках цензуры, - критиковали либеральное народничество, помогая преодолевать иллюзии особого пути России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они доказывали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом отношении их поддерживал Плеханов. Но отрицания народничества, крестьянского социализма стало для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму. Струве в конечном итоге сформулировал свою политическую позицию как консервативный либерализм.

Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации марксовского идейного наследия.
А). Критика программных установок народников и переход к научному социализму.
Плеханов первым среди русских социалистов доказывал применимость марксизма в условиях России. В утверждении в стране буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.
Главная теоретическая заслуга Плеханова - критика программных установок народничества. В 1883 году опубликовал брошюру «Социализм и политическая борьба», и в 1885 году - «Наши разногласия». В этих работах, обобщая новые явления социально-экономической жизни России, Плеханов демонстрирует идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс, утопический характер их социалистической теории. Критики народничества и вместе с тем обоснованию марксизма посвящена одна из лучших книг Плеханова - «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». (1895 г.), а также ряд больших статей, в том числе «К вопросу о роли личности в истории» и «О материалистическом понимании истории».
«Плеханов пришел к выводу о несостоятельности народнических воззрений на политическую борьбу и государства тезиса о примате социального над политическим. Он прямо ставит вопрос о захвате власти угнетенными массами: «Сама логика вещей выдвигает их на путь политической борьбы и захвата государственной власти, хотя они и задаются целью экономического переворота». Рабочий класс, рассуждает Плеханов, «знает, что государство есть крепость, служащая оплотом и защитой его притеснителем, крепость, которой можно и должно овладеть, которую можно и должно перестроить в интересах своей собственной защиты, но невозможно обойти, полагаясь на ее нейтралитет». Плеханов пришел к выводу, что освобождение трудящихся - это путь длительной и суровой борьбы, что революция станет последним актом в многолетней классовой борьбе, которая становится сознательной лишь постольку, поскольку делается политической борьбой.

Плеханов пришел к марксизму, к научному социализму, преодолевая различные концепции немарксистского социализма. Это очень важный момент, так как он объясняет исключительную «чувствительность» Плеханова к любым отклонениям от научного социализма.
«Научный социализм - это теория, выводит социализм из уровня развития и характера производительных сил. Все другие мотивы: несправедливость устройства жизни, страдания обездоленных, сочувствие к угнетенным - ничего не значит для научного социализма. Социализм - по научной теории - необходим объективно, так как именно такое устройство общества будет отвечать новому способу добывания человечеством материальных благ, нужных для жизни. Социализм необходим не всегда, а только на определенном этапе развития. И обратно. Социализм перестает быть неизбежным, если в развитии производства ослабляются факторы, вызывающие необходимость социалистического устройства. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей базы в сфере производства.
Научный социализм подчеркивает, что пролетариату принадлежит будущее не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан с соответствующим будущему развитию цивилизации типом производства. И обратно, пролетариат перестанет быть прогрессивным, если тип производства, с которым он связан, перестанет быть главным для развития человечества.
Выводы Плеханова о неготовности России к социализму целиком базируется на концепции научного социализма.
Б). Плеханов о преждевременности социалистической революции в России.
В 80 -х. гг. он писал об авангардной роли пролетариата в предстоящей социалистической революции «Пролетариат, - писал он, - это динамит, с помощью которого история взорвет русское самодержавие». Затем, в начале XX века Плеханов пришел к обоснованию тезиса о незрелости России для такой революции, о неготовности русских рабочих для создания социализма, об отсутствии у него союзника среди крестьянства, о необходимости соглашения с либералами, в силу буржуазного характера предстоящей революции, и в дальнейшем длительного капиталистического развития России.
«Плехановские оценки большевиков с 1905 года подводят к заключению, что социализм, полученный в результате октябрьских событий 1917 года, - не случайность, а закономерность, генетически заложенная в преждевременном захвате власти. «Обновленный царский деспотизм на коммунистической подкладке», предсказал Плеханов задолго до утверждения культа личности Сталина. Еще в 1904 году Плеханов, говоря о последствиях захвата власти партий большевиков, взявший на вооружение принцип демократического централизма, писал: В ее рядах очень скоро не осталось бы места ни для ученых людей, ни для заключенных бойцов, в ней остались бы лягушки, получившие, наконец, желанного царя, да центральный журавль беспрепятственно глотающей этих лягушек одну за другой». Решая вопрос о преждевременности или своевременности захвата власти, Плеханов опирался, прежде всего, на Маркса, согласно которому социализм является необходимым результатом объективного экономического развития, он демонстрировал развитием материальных производственных сил. В таком экономически отсталом государстве, как Россия, «о социалистическом перевороте не могут говорить люди, хоть немного усвоившие учение Маркса».
Плехановская концепция о несоответствии производительных сил и производительных отношений «наоборот», когда производительные отношения не отстали от производительных сил, а напротив, определили их - блестящий ответ всем, кто хотел осуществить социализм немедленно. Главный вывод Плеханова - сегодня реальны и возможны только отдельные меры социалистического типа - целиком сохранят свое значение для начала XXI века. Г.В. Плеханов, призывая стоять на позициях научного социализма, страхует социал-демократию как от любых задержек с применением мер социалистического типа, так и от любых забеганий вперед в этой области.
В) Взгляды Плеханова на диктатуру пролетариата.
Собрания о закономерностях социалистической революции определяют взгляды Плеханова на диктатуру пролетариата. По его мнению, диктатура пролетариата нужна не столько для разрушения политического господства эксплуататорских классов, сколько для устранения анархии производства и «сознательной организации всех функций социально-политической жизни». Она не должна иметь ничего общего с диктатурой группы революционеров (партии). Речь идет о политическом отношении класса, имеющего необходимый опыт и воспитание, осознающего свою силу и уверенного в победе. «До тех пор, пока рабочий класс не развился еще до решения своей великой исторической задачи, обязанность его сторонников заключается в ускорении процессов его развития, в устранении препятствий, мешающих росту его силы и сознания, а не в придумывании социальных экспериментов и вивисекции».
Плеханов утверждал марксизм посредством отрицания всей суммы господствовавших среди народников идей. В отличие от Ленина, он не боролся за «наследство», подверг его критике до самых корней так, что и сам признавался позднее, что «перекритиковал» Чернышевского как основной источник народнических предрассудков. На место абсолютизированной Чернышевским и народниками русских пионер русского марксизма поставил западную модель политической теории. «… Теория русской самобьеткости становится синонимом застоя и реакции, а прогрессивные элементы русского общества группируются под знаменем осмысленного западничества», «им по необходимости придется перейти на почвы современного социализма».
Этот «Современный социализм», т.е. представления западной социал-демократии рубежа веков, Плеханов и группа «Освобождении труда» предложили России. Видимо, он все же пренебрегли спецификой своей страны. Сторонники Плеханова в острой политической борьбе уступили перспективу Ленину и большевикам, заменившим народнический «русский социализм», «русский марксизм». Плехановская критика позиции большевиков с теоретической точки зрения не лишена оснований, его прогнозы о судьбах демократии в России подтвердились. Но противопоставить большевикам реальную программу действий Плеханов и меньшевики не смогли, что сделало их маргиналами в революционных событиях, потрясших Россию в начале XX века.
Г) Политическое завещание Плеханова.
В начале XXI века публикуется «Политическое завещание» Г.В. Плеханова. В нем присутствуют самые последние идеи Плеханова, которые он высказал после возвращения в Россию.
По мнению известного ученого, публициста и общественного деятеля, президента фонда Плеханова - Гавриила Попова, в тексте «Политического завещания» есть три «пласта» анализа марксизма. Первый он назвал ортодоксальным. Плеханов горячо подчеркивал, что «общество до настоящего времени развивается в основном по Марксу». Расчет численность пролетариата. Усиливается если не абсолютное, то относительное обнищание масс. Растут пороки капитализма. Словом идет процесс, итогом которого должны стать диктатура пролетариата и социализм. Второй - ревизионистский. Плеханов не был бы Плехановым, если бы не отметил принципиально новые моменты. И эти новые моменты Плеханов - как настоящий сторонник теории научного социализма - связывает с развитием общества, производства, связывает с радикально новой производительной силой, при Марксе еще малозначительной.
и т.д.................

Группа «Освобождение труда». Жестокие удары и разочарования, которые испытали революционные народники на рубеже 70—80-х годов, заставили их многое переосмыслить и переоценить. Некоторые из них начинали испытывать разочарование в революционных возможностях крестьянства. Взоры вчерашних «деревенщиков» обращались в сторону рабочего класса и марксизма, тем более, что социалистческое движение на Западе в это время приняло марксистскую окраску.

Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плехано в, в прошлом бакунист и глава «Черного передела ». К нему примкнули другие члены этой организации, оказавшиеся за границей, — В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. В 1883 г., собравшись в Женеве, они объединились в группу «». Через два года состав группы стал еще меньше: Дейч был задержан германской полицией и выдан русским властям, а молодой Игнатов умер от туберкулеза. Плеханов, руководитель группы, оказался и основным ее работником. Перейдя на марксистские позиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперь он считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на «красную и холодную стороны » (на богатых и бедняков), а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе — полный распад и исчезновение общины. Г.В.Плеханов недооценивал ее жизнестойкость.

Вопреки народникам, заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, писал Плеханов в новых своих работах, будет промышленный пролетариат. Плеханов полагал, что между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть более или менее длительный промежуток. Он предостерегал от «социалистического нетерпения », от попыток форсирования социалистической революции. Самым печальным их последствием, писал он, может стать установление «обновленного царского деспотизма на коммунистической подкладке ».

Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов «красным призраком социализма» : в борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Плеханов колебался по вопросу о «диктатуре пролетариата» . Этот пункт марксистского учения, как известно, впоследствии сыграл весьма печальную роль. В одних работах Плеханова он присутствует, а в других отсутствует.

Главную свою задачу группа видела в пропаганде марксизма в России и в сплочении сил для создания рабочей партии. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык. Группа издавала «Рабочую библиотеку », составлявшуюся из научнопопулярных и агитационных брошюр. По мере возможности они переправлялись в Россию.

С появлением группымарксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в острой борьбе с ним унаследовало многие его черты.

Марксистские кружки в России. Появление в России первых работ Плеханова вызвало взрыв возмущения среди народников. Плеханова обвиняли в «оскорблении святыни », «отступничестве », «переходе на службу реакции ». Устраивались торжественные сожжения его книг.

Тем не менее для распространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. Крестьянство было по-прежнему пассивно, а на фабриках то там, то здесь бастовали рабочие. В России стали появляться марксистские кружки. Один из первых под руководством болгарского студента Д. Благоева возник в 1883 г. — почти одновременно с плехановской группой. Между ними установилась связь. Члены благоевского кружка, петербургские студенты, начали пропаганду среди рабочих. В 1885 г. Благоева выслали в Болгарию, но его группа просуществовала еще два года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Плеханов Г.В. - ос новоположник марксизма в России

Плеханов Георгий Валентинович (1856, деревня Гудаловка Тамбовской губернии - 1918)- родился в мелкопоместной дворянской семье. В 1873 окончил Воронежскую военную гимназию, в 1874 поступил в Петербургский горный институт, но завершить образование не успел.

Его политическая деятельность началась с 1875 года, когда Плеханов установил связи с революционерами - народниками. Воспитанный в образованной семье с передовыми взглядами на освободительных идеях А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова молодой Плеханов не мог остаться в стороне от политической жизни того времени. В известной революционной народнической организации «Земля и воля» он играл крупную роль, вел пропаганду среди рабочих Петербурга.

В 1979 году после раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел» Плеханов возглавил организацию «Черный передел». Он выступал против тактики политических заговоров и индивидуального террора как средства свержения самодержавия. В январе 1880 года, преследуемый правительством, Плеханов эмигрировал за границу и жил до 1917 года в Швейцарии, Франции и др. странах.

В эмиграции Плеханов изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, знакомился с западно-европейским рабочим движением. Г.В.Плеханов перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Эта работа составила, как признавал сам Плеханов, эпоху в его жизни, она явилась переломным этапом в его идейном развитии. К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма. Плеханов стал первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и смелым защитником научного социализма. Осенью 1883 года он основывает первую русскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда».

Эта группа положила начало распространению марксизма в России. Г.В.Плеханов первым в России рассмотрел вопросы о характере предстоящей в России революции, об исторической миссии пролетариата в руссом революционном движении, выдвинув перед русскими революционерами задачу образования рабочей социалистической партии.

С первых шагов группа «Освобождение труда», стояла на позициях пролетарского интернационализма, рассматривала русское революционное движение как часть международного рабочего движения. Во втором проекте программы русских социал-демократов Плеханов писал, что будущая социалистическая революция будет иметь международный характер. «Отсюда вытекает,- писал Плеханов,- солидарность интересов производителей всех стран, признанная и провозглашенная еще Международным товариществом рабочих».

В июле 1889 года в Париже состоялся первый конгресс II Интернационала. Плеханов от имени русской социал-демократической партии выступил с речью на этом конгрессе. «Силы и самоотвержение наших революционных идеологов могут быть достаточны для борьбы против царей как личностей, но их слишком мало для победы над царизмом как политической системы».

В 1895году Плеханов знакомится в Швейцарии с Лениным и устанавливает связи с Петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1900-1903 г. Плеханов принял участие в организации и руководстве газетой «Искра». Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно- демократической революции в социалистическую. У нас до недавнего времени считалось, что Плеханов, отойдя от позиций, занимаемых на II съезде, пошел на примирение с меньшевиками, стал лидером меньшевизма, отступил от марксизма по многим программным и тактическим вопросам, не понял особенностей новой эпохи - империализма и пролетарских революций. Но вот что пишет о Плеханове Л.Г. Дейч. Он убеждает, что Плеханов никогда не уклонялся от раз избранного им пути. От первой брошюры «Социализм и политическая борьба», вплоть до последней статьи, продиктованной им.

Плеханов стремился содействовать развитию классового сознания рабочих, он также предостерегал своих последователей от всякого рода необычных и нецелесообразных планов. Плеханов был верен положению классического марксизма о том, что старое общество уступает место новому социальному строю лишь тогда, когда оно исчерпывает возможности собственного развития, когда в его недрах созреют предпосылки для этого нового строя. Россия, доказывал он, страдает не только от того,» что в ней есть капитализм, но также от того, что он в ней недостаточно развит». В таких условия нелепо призывать рабочих, беднейшую часть крестьянства к низвержению капитализма и овладению ими политической властью.

Социальная организация производства не найдет объективной опоры, а правительство, которое попыталось ее осуществить, вынуждено будет прибегнуть к насилию и в конечном счете либо выродиться в новую «социалистическую касту», стоящую над обществом, либо будет смещено противодействующей стихией. Плеханов придерживался общепринятого в марксистской среде взгляда на историческую последовательность: капитализм - предпосылки социализма - социалистическая революция - социализм. Плеханов не находил смысла в городских и крестьянских восстаниях, отмечая их бесплодность и малую революционность.

Даже для ХХ века Плеханов не видел предпосылок революционного движения крестьянства. Народовольческому тезису о захвате власти заговорщиками Плеханов противопоставил марксистские положения о завоевании власти рабочим классом как о высшей форме классовой борьбы. Из анализа общественных отношений сделал вывод о том, что Россия стоит накануне не социалистической, а буржуазно-демократической революции.

Последовавшие события - разгон первой и второй Государственной думы и наступившая затем продолжительная реакция (1907-10г.г.), сопровождавшаяся столыпинским террором, вполне подтвердили правильность задолго перед тем сделанного Плехановым прогноза.

Известие о Февральской революции 1917 года, застало Плеханова в Италии, где давно страдавший туберкулезом, он проводил зимние месяцы. Несмотря на плохое состояние здоровья, Плеханов участвовал в заседаниях Совета народных депутатов. В статье "О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен" Плеханов резко выступил против Апрельских тезисов Ленина и курса большевиков на подготовку и проведение социалистической революции, так как не видел объективных условий для нее. Сейчас известны его слова, относящиеся к июню 1917 года:"...Русская история еще не смолола той муки из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма..."

На совещании в Москве в августе 1917 года (встреча представителей торгово-промышленной буржуазии и русской революционной демократии) Плеханов сказал представителям левых, социалистических партий: "Россия переживает теперь капиталистическую революцию, а потому рабочему классу захватывать всю полноту политической власти совершенно неуместно. Не может быть такой капиталистической революции, в которой не было бы капиталистов. Раз нам предстоит пережить еще более или менее длинный период капиталистического развития, то надо помнить, что этот процесс является двусторонним, причем на одной стороне будет действовать пролетариат, а на другой - буржуазия. Тот и другой класс должен искать путь для экономического и политического соглашения".

Плеханов указывал при каких обстоятельствах может восторжествовать революция, а страна быть спасенной от разгрома, обращался с такими призывами: "Расширяйте социальную основу своей политической власти, привлекайте в свою среду действительных представителей торгово-промышленного класса. Сим победите!"

В качестве неизменного последователя Маркса и Энгельса Плеханов вслед за своими учителями считал необходимой коалицию, раз производственные условия не допускают еще диктатуру пролетариата. Поэтому он писал: "Коалиция нужна для избежания гражданской войны. Коалиция нужна для упрочения того, что было завоевано революцией. Коалиция нужна для устранения той грозной хозяйственной разрухи, борьба с которой не может быть успешно ведома силами одной революционной демократии". плеханов политический революционный

Политическая платформа Плеханова в то время сводилась к следующему:во-первых, поддержка Временного правительства, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами, осуждение корниловщины, война до победы. И, конечно же, Плеханов резко осуждает большевиков. Он бросает Ленину упреки в том, что он собирает под свои знамена "разнузданную чернорабочую чернь", строит свои псевдореволюционные планы на недоразвитости "дикого, голодного пролетариата".

В дальнейшем Плеханов осудил такие шаги молодого Советского правительства, как роспуск Учредительного собрания и заключения Брестского мира. Однако принять участие в борьбе с Советской властью и войти в состав контрреволюционного правительства, как предлагал ему Б.Савинков, наотрез отказался.

Выводы

Плеханов внес ценный вклад в марксистскую науку в вопросах о роли личности в истории, о соотношении экономики и идеологии, о взаимоотношении различных форм общественного сознания.

В работе «К вопросу о личности в истории» Плеханов обогащает марксистскую аргументацию, делает шаг вперед в разработке одной из центральных проблем исторического материализма - о роли производителей материальных благ, народных масс и личности в истории, особенно рабочего класса в классовой борьбе.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    К. Маркс и Ф. Энгельс как главные идеологи коммунизма, анализ деятельности мыслителей. Общая характеристика теории общественно-экономических формаций, разработанной К. Марксом. Рассмотрение особенностей "Манифеста Коммунистической партии", основные цели.

    реферат , добавлен 19.04.2013

    Изучение биографии и политической деятельности Геннадия Андреевича Зюганова, главы Коммунистической партии России. Активное участие в Русском национальном соборе. Влияние философии на мировоззрение политика. Анализ его статей и публицистических работ.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Краткая история создания российской политической партии "Единая Россия". Основные стратегии, дата основания, лидер, идеология, лозунг, трактовка символики партии. План политической и экономической программы второго президента России Владимира Путина.

    презентация , добавлен 25.07.2012

    Ознакомление с понятием и основными признаками политической партии. История основания и идеология Всеукраинского объединения "Свобода" и партии "УДАР". Политические слоганы и символика ВО "Батькивщина", коммунистической партии и Партии Регионов.

    презентация , добавлен 10.04.2014

    Карлсбадский съезд, принятие декларации о средствах и методах достижения социализма. Разногласия между большинством партии во главе с Зелигером и Райхенбергскими левыми о недопустимости использования "диктаторского насилия" во внутрипартийной политике.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Теория общинного социализма как основа идеологии революционного народничества, Деятельность кружков и организаций "Террористический манифест", "Народная Воля" и "Земля и Воля", их борьба за права личности, политические свободы, равенство и братство.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    История становления политической партии - группы единомышленников, представляющей интересы части народа, ставящей целью реализацию своей политической программы путем завоевания государственной власти. Функции политической партии, требования к регистрации.

    презентация , добавлен 21.06.2015

    Значение перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый российский марксист Г.В. Плеханов и его работы "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия". Исследования Туган-Барановского в области инвестиционной теории циклов.

    доклад , добавлен 18.06.2009

    Влияние марксизма на формирование политической культуры Германии. Социал-демократизм как неотъемлемая составляющая современной политической культуры Франции. Социальные протесты как проявление непосредственной демократии в политической культуре.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2016

    Структура, политические воззрения и деятельность основных политических партий России в начале ХХ века: кадетов, эсеров, черносотенцев, октябристов, социал-демократов. Характерные черты и функции современных политических партий, признаки их классификации.

Одним из первых русских марксистов был Г.В. Плеханов . Он рассматривал марксизм как целостную философию, а не политическое движение, и утверждал, что марксизм неразрывно связан с материализмом и диалектикой: только марксизм раскрывает закономерный характер исторического процесса и не только выявляет экономическую необходимость, но и показывает, как с ней справиться.

Плеханов вёл полемику с народниками: лишь та личность поведёт за собой народные массы, которая осознает их интересы и выразит их стремления, укажет путь достижения общественных целей. Кроме того, Плеханов указывал, что Россия уже вступила на путь капитализма, а значит, переход к социализму - задача не крестьянства, а рабочего класса.

А теперь о мыслях В.И. Ленина . Ленин был убеждён, что вся история философии - борьба материализма и идеализма. Материализм в области познания - это теория отражения : наши ощущения - это субъективные образы объективного мира, позволяющие составить правильное представление об объекте и применять его на практике.

Ленин разграничил научные представления о материи и её философское понимание. Философия ограничивается признаками объективности материи и её доступности для органов чувства, а другие её свойства исследует наука.

Социально-политические мысли, добавленные Лениным к марксизму: 1. Выделение империализма как новой стадии капитализма, на которой вместо свободной конкуренции возникают монополии. 2. Идея о перерастании буржуазной революции в социалистическую из-за наступления в России революционной ситуации). 3. Выделение социализма как переходной стадии к коммунизму: как утверждал Ленин, коммунизм "... может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм" .

Если кто-то ещё не понял, в марксизме-ленинизме социализм и коммунизм - не одно и то же: коммунистическое общество - общество свободных и сознательных трудящихся, в котором действует общественное самоуправление. При социализме сохраняется государство, представляющее собой диктатуру пролетариата и охраняющее общественную собственность на средство производства.

Билет 34:Вопрос о сущности техники в философии ХХ в.
Философия техники - исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» вышла в свет в 1877 году.Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 год.) также посвятил "философии техники". В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 год.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования.
Основные идеи
В основе техники лежит органопроекция, т. е. техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.
Техника - это путь к новым горизонтам бытия.
Философы техники
Энгельмейер, Петр Клементьевич (1855-1939) - техника как инструмент прогресса.
Эспинас, Альфред (1844-1922) - отстаивал идею сакрального происхождения техники.
Чиммер, Эберхард (1873-1940) - техника как инструмент освобождения.
Дессауэр, Фридрих (1881-1963) - техника как инструмент сотворчества человека Богу.
Мамфорд, Льюис (1895-1990) - историк техники.
Ортега-и-Гассет, Хосе (1883-1955) - техника как реализация человека.
Хайдеггер, Мартин (1889-1976) - техника как способ самораскрытия бытия.
Эллюль, Жак - определение техники как «тотальности методов, рационально направленных на эффективность».

Билет 35: Основные формы и диалектика бытия.
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относятся такие вопросы как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?
В зависимости от их решения философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т.д.
В зависимости оттого, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование и оба эти течения в философии представлены в равной степени великими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими течениями в философии определяется персональными предпочтениями, связанными с образованием, воспитанием, системой разделяемых ценностей, общим складом мышления.
Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием.
Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. И одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.
По способу существования бытие разделяется на два мира: материальный природный мир, и мир сознания, внутренний мир человека.
Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов.
Особую категорию представляет бытие социального – так как он существует в природном, но создано людьми.
«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира крайне абстрактное понятие.

Билет 33. Толстой и Ильин о роли насилия и ненасилия в обществе
Наиболее известными философами, работавшими над темой о принципе ненасилия, были Л.Н. Толстой и М. Ганди. Но так как тема достаточно популярна и актуальна, она была замечена и разобрана другими философами и учеными в разные века. Тему о принципе ненасилия поднимали Д.Раскин, И.А. Ильин, Теодор Адорно, В.Д. Губин, М.Л. Кинг и многие другие, чьи труды будут упомянуты в реферате.
Принцип ненасилия.
Ненасилие - концепция, признающая необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, ставящая в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности.
Ненасилие не отрицает эту жизненно важную, оборонительную воинственность, но преобразует ее в позитивное, ненасильственное средство обороны в решении конфликтов.
Цель ненасилия - не достижение победы над противником или врагом, но в преодолении несправедливости, в решении конфликтов и посредством этого в создании условий для всех.

И.А. Ильин пишет: "Сама идея о возможности сопротивления посредством непротивления даруется человечеству и оказывается применимой тогда и постольку, когда и поскольку общий родовой процесс обуздания зверя в человеке грозою и карою ("Ветхий завет") создает накопленный и осевший итог обузданности и воспитанности, как бы экзистенц - минимум правосознания и морали, открывающий сердца для царства любви и духа ("Новый завет")" . Человеческая жизнь, сориентированная на эти идеи, приблизится к основанному на справедливости миру.
Ненасилие может выступать как практически эффективный опыт действия и как принципиальная позиция. Уяснение различия этих двух аспектов ненасилия - практического и принципиально - мировоззренческого - имеет важное значение для понимания его природы.
Философия ненасилия может быть нормативной или ненормативной. Ненасилие как общезначимая социальная позиция определяется разными мотивами: моральными и внеморальными, а другими словами принципиальным и прагматическим ненасилием.

Философия Толстого.

Л. Н. Толстой создал оригинальное религиозно-нравственное учение, получившее название толстовства. Ненасилие в точном смысле слова как отказ от насилия означает, что человек не берется быть судьей другим людям, ибо это прерогатива бога. В данном случае речь идет не о том, чтобы вообще отказываться от оценки (суда) других людей, а о том, чтобы не оценивать (не судить) людей как людей, чтобы не покушаться на их свободу, нравственное достоинство само их право самим определять свою жизнь. Тем самым человек относится к другим как к братьям. Брат не судит брата. Это делает отец.

Придя к выводу о ненасилии как истине любви, Толстой со всей решительностью ополчается на государственное насилие. Как бы ни оценивать анархизм Толстого, ему нельзя отказать в последовательности. Ненасилие, продуманное до конца, не только предполагает отрицание государственного насилия, но делает это в первую очередь, поскольку здесь идет речь о чем-то большем, чем факты насилия, - о праве на насилие.

Толстой видел разницу между различными проявлениями насилия - например, между насилием разбойника с большой дороги и насилием государственных деятелей (царей, президентов, генералов и т. д.). Оправдать нельзя никакое насилие. Но если насилие разбойника хоть как-то можно понять, то насилие государственного деятеля понять нельзя, не говоря уже об его оправдании - оно много хуже, т. к. претендует на узаконивание, в том числе и нравственное. Разбойник с большой дороги, как правило, понимает, что он делает что-то недостойное, он не выставляет своего душегубства напоказ, не мобилизует разум для его оправдания. Разбойник на троне гордится насилием, изображая его как благо, требование разума. И этим он отвратителен вдвойне.

В представлении Л. Толстого, зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем еще в больших масштабах, чем прежде. И так происходит до бесконечности - до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло, в том числе, и от права на самооборону. Но главное не в самом этом отказе от мести, а в том просветленном чувстве, которое движет нравственно совершенным человеком - в чувстве любви ко всем людям без исключения.


Похожая информация.


Похожие публикации