Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

10 заповедей объяснение для детей. Разработка урока "Нравственный закон

«Я – Господь, Бог твой, пусть не будет у тебя других богов»

Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!

Вторая заповедь

«Не делай себе идолов. Не поклоняйся и не служи им»

Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!

Третья заповедь

«Не произноси Имени Господа впустую»

Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!

Четвертая заповедь

«Помни день субботний! Посвяти его Богу!»

С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться.
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен.

Пятая заповедь

«Почитай родителей!»

Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят вниманья!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

Шестая заповедь

«Не убивай!»

Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!

Седьмая заповедь

«Не прелюбодействуй!»

Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета.

Восьмая заповедь

«Не кради!»

Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это будет всем известно.

Пусть не сразу, не сейчас
Все узнают тайну эту.
Бог покажет белу свету,
Явно за обман воздаст.

Девятая заповедь

«Не лги и не произноси ложного свидетельства на ближнего!»

Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести.

Десятая заповедь

«Не желай ничего, что принадлежит другому!»

Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех понесёшь Божье наказанье.

(42 голоса : 4.6 из 5 )

Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях. Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.

  1. «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».

Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

  1. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

  1. «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».

  1. «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему ».

Это значит, что должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но этот день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».

  1. «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

  1. «Не убий ».

Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».

  1. «Не прелюбодействуй ».

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».

  1. «Не укради ».

Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».

  1. «Не лжесвидетельствуй ».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».

  1. «Не пожелай ничего чужого ».

Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

«Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании».

(Иакова 1:25)

Божий закон для человека

Легко ли вам представить мир, в котором нет преступности? Наверно, нет, особенно если вам приходится ежедневно читать и слушать, и видеть преступления всякого рода - кражи, вооруженные нападения и грабежи, убийства, мошенничество. Специалисты говорят о новом, если можно сказать, качественном уровне преступности.

Преступления совершались в мире всегда, но еще не было такого времени, когда преступность так ловко скрывалась бы под маской законности и так умело избегала законной кары, как в наши дни.

Когда нравственный уровень народа падает настолько, что уважение к законам теряется, невольно возникает мысль, что в мышлении общества не все в порядке. Чем объяснить такое неуважение к законам, и где люди научились этому?

Воспитание начинается в семье; это - первая школа ребенка. Если научить детей, что закон Божий - Его заповеди - следует выполнять, что этот закон запрещает красть, убивать, обманывать, распутничать, оскорблять старших, - то молодежь, вступая в жизнь, будет иметь моральную опору, достаточную для понимания гражданских законов и их выполнения. И, наоборот, если научить молодое поколение, что закон Божий не нужен, или что он вовсе отменен, и его можно безнаказанно нарушать, то молодежь потеряет всякое уважение не только к закону Божьему, но и ко всем законам вообще. Одно вытекает из другого. Как можно, не считаясь с законом Божьим, в то же время требовать уважения к законам, созданным людьми?

Известно, что детям нужен образец для подражания. Но кто будет их этическим, нравственным и духовным идеалом? Родители часто ругаются, ссорятся и обманывают друг друга. А дети видят все это. Пьянство, драки и разводы оставляют глубокие раны в их сердцах. Кто научит детей отличать хорошее от плохого, если родители не могут или не хотят сделать это? Наивно полагать, что это способна сделать школа. Сегодня перед нами стоит вопрос: кто определяет, что хорошо, а что плохо? Ведь порой даже хорошие люди могут судить предвзято.

Критерий добра и зла

Без критерия добра и зла вне нас самих, мы можем оправдать практически все. Мы можем украсть, чтобы выбраться из трудного положения; совершить измену, если нам кто-то понравился, и убить человека, стоящего на нашем пути. Библия напоминает нам, что мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо.

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25).

Давным-давно Бог указал нам путь к обществу без преступлений. Если бы люди всегда следовали им, то преступности не было бы! В любом уголке Земли люди чувствовали бы себя в полной безопасности!

10 заповедей счастья

У горы Синай Господь дал всему человечеству 10 заповедей счастья. Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился все сильнее и сильнее» (Исход 19:18-19).

Бог хотел вручить Свой закон в необычной обстановке, чтобы величественная торжественность соответствовала возвышенной сути этого закона. Необходимо было запечатлеть в сознании народа, что ко всему, связанному со служением Богу, следует относиться с величайшим благоговением.

Божье присутствие было столь величественно, что весь народ трепетал. Наконец, раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий, звучащий из густой тьмы, скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять заповедей. Принципы Десятисловия распространяются на всё человечество, они были даны всем как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27).

И сказал Бог
;

1-я заповедь : «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

3-я заповедь : «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

5-я заповедь : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь : «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего - значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого - значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, - дух ненависти, мести, злобные чувства - являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь : «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз - изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель - сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено на личности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь : «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», - решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

В этот раз Создатель впервые дал людям Свой закон в письменной форме, сам же закон существовал вечно.

Закон, правивший от Адама до Моисея

Ещё до Синая, даже до Адама и Евы вечный и неизменный критерий правды был основой Божьего небесного управления.

Этот закон управлял и ангелами. Они были свободны и могли выбирать - исполнять закон Божий или игнорировать его и восстать против него. Сатана и его ангелы решили поступать «по-своему», по своим собственным законам. Это восстание привело их к изгнанию с небес на землю.

Но оставались ангелы, решившие следовать за Богом и остались верны Его закону: «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Псалом 102:20).

В Едемском саду Адам и Ева знали о законе Божьем, потому что согрешив, почувствовали вину и стыд. Они поняли, что ослушались Бога, взяв не принадлежавшее им и решив следовать за другим «богом». Когда Каин разгневался на то, что Бог принял жертву брата Авеля, а не его жертву, Господь спросил: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Бытие 4:6-7).

Закон Божий должен был существовать в то время, ибо сказано: «Где нет закона, нет и преступления» (Римлянам 4:15). Преступление... есть нарушение какого-либо закона.

Задолго до Синая Авраам знал и соблюдал Закон Божий. Бог сказал, что благословит Авраама и его потомков «за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие 26:5).

Не может существовать порядка и управления без закона. Гармоничного, счастливого, безопасного общества без законов не бывает. Но недостаточно высечь заповеди на камне или написать на стене, а важно их исполнять: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

Основой для соблюдения заповедей является любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40).

Закон - отражение Божьего характера

«Закон Господа совершен» (Псалом 18:8), как совершенен Его характер. Закон есть отражение Божьего характера, неизменяемого характера! «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Малахии 3:6).

Любое изменение закона привело бы его к несовершенству. Но закон совершенен, поэтому он неизменен. Эту истину имел в виду Христос, когда сказал: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Луки 16:17).

Нередко верующих спрашивают: «Как вы можете жить свободно и счастливо, будучи ограничены законом Божьим, который лишает вас многих радостей жизни?»

Мы строим ограждения на мостах и горных дорогах, чтобы не упасть вниз. Так и Бог дал нам Свой закон, чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути.

«О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Второзаконие 5:29).

Творец дал человеку Свой закон ещё по одной причине: «Ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20).

Апостол Павел подтверждает эту мысль: «...я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Римлянам 7:7).

Одну африканскую принцессу подданные уверяли, что её красота непревзойдённа. Но однажды путешествующий торговец продал ей зеркало. Взглянув в него, она ужаснулась собственному уродству и разбила зеркало на мелкие кусочки!

Закон Божий подобен зеркалу, и мы, глядя в него, подобно той африканской принцессе, можем быть недовольны увиденным, ибо закон указывает на грех в нашей жизни. Мы не можем изменить своего положения, если попытаемся уничтожить или игнорировать закон. Несовершенство останется таковым!

Закон Божий указывает на наши грехи и помогает нам почувствовать нужду в Спасителе. Когда мы принимаем Христа своим Спасителем, Он обещает нам прощение и силу соблюдать Его заповеди, ибо Он заверил: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их...» (Евреям 8:10).

Величайшее проявление любви и послушания воле Божьей имело место однажды тёмной, холодной ночью в саду под старым оливковым деревом. Кровавый пот стекал по челу Сына Божьего. Так Он страдал, в молитве обращаясь к Своему Небесному Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).

Судьба человечества висела в тот момент на волоске. Виновный мир должен был либо обрести спасение, либо погибнуть. Решится ли Иисус отбросить желание жить и взойдёт ли на Голгофу?!

Он мог бы стереть кровавый пот со лба и заключить: «Пусть грешник сам отвечает за последствия своих грехов».

Но Он позволил прибить Себя к кресту, чтобы человек получил прощение. В тот миг, когда ставка была столь велика, Христос окунул перо Своей любви в пурпурные чернила Своей крови и написал «прощён» против наших с вами имён!

Голгофский крест будет вечным напоминанием о той цене, которую заплатил Бог, чтобы удовлетворить требования нарушенного закона и спасти виновное человечество. Если бы закон можно было изменить или отменить, в Голгофской смерти Христа не было бы необходимости.

Бог отдал Своего Сына на крестную смерть, и Святое Писание говорит, что Христос «Своей Кровию... приобрел вечное искупление» (Евреям 9:12).

УРОКИ 7,8

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Лк.10:27.

Сегодняшний урок мы начнем игрой. Давайте назовем ее «Мы – законодатели». Итак, вы плывете на океанском лайнере. Начинается шторм. Вы со своими семьями и друзьями оказываетесь выброшенными на необитаемый остров. Изо дня в день вы смотрите на безбрежный океан в надежде, что появится какое-то судно. Наконец, вы начинаете осознавать, что, возможно, здесь предстоит прожить долгие годы. Приходит к вам и понимание того, что необходимы законы, по которым вы будете жить на этих самых островах. Законы – это правила, которые люди должны выполнять. Они есть в каждой стране. Как называется свод законов, по которым живут россияне? Правильно. Конституция.

А кто может сказать, от чего зависит будущее общества, его сила?

Даня: «Во главе государства должен стоять умный человек».

Умный человек может быть одновременно тираном (жестоким).

Родион: «Государство должно иметь хорошо обученную армию, чтобы с ним считались. В стране должен быть большой золотой запас».

У нас хорошо обученная армия, но в ней иногда оскорбляют честь и достоинство новобранцев. А золотой запас, как показывает исторический опыт, может быть разворован.

Будущее любого общества – и нашей страны тоже - зависит от нравственного облика подрастающего поколения. Из вашей среды вскоре выдвинутся духовные и политические лидеры. Вы пополните ряды общественных деятелей, рабочих, создадите свои семьи. Какими будете вы – таким будет и общество, в котором вы живете; такими будут и армия, и президент, и благосостояние народа.

Итак, делимся на три команды. Каждая команда обитает на своем острове. Каждой команде после десятиминутных рассуждений – размышлений предстоит сформулировать основной принцип, или девиз, под которым будут создаваться законы на ее острове. Результаты обсуждений будут докладывать капитаны команд.

Филипп: «На нашем острове будет действовать принцип – «Наивысшее благо для наибольшего числа людей».

А кто из твоих островитян знает, что есть наивысшее благо для человека? Апостол Павел, например, некогда почитал за благо «жестоко гнать Церковь Божию и опустошать ее». Гал.1:13,23. Он говорит о себе: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин». Дея.22:4. Когда же к нему пришло духовное прозрение, он понял, что то, что он принимал за благо, было страшным заблуждением, ошибкой. Апостол Павел глубоко раскаивался в содеянном и позже писал, что он, некогда гнавший христиан, «ныне благовествует веру, которую прежде истреблял». Гал.1:23. Видите – даже Апостол Павел ошибался в определении, что есть благо.

Ваня: «Наша группа провозгласила принцип: «Все решает большинство».

Воплощая свой принцип на практике, вы, возможно, столкнетесь с такими проблемами:

1. Обладает ли меньшинство какими-либо правами?

3. Ваня, а что если большинство решит, что именно ты должен нырять в кишащий акулами океан, чтобы добыть пищу? Смех.

Андрей: «А наш девиз такой: «Делай то, что тебе нравится, что доставляет удовольствие». Оживление в классе. Ваня: «Я, пожалуй, переберусь на твой остров». Дружный смех.

А задумывались ли вы над тем, что то, что сегодня доставляет удовольствие, завтра может обернуться страданием? Курильщику доставляет удовольствие процесс курения, возможная расплата за это – рак легких. Состояние опьянения, вызывающее эйфорию (приподнятое настроение), оборачивается на следующий день тяжким похмельем (болезнью). Употребление наркотиков, создающих кратковременную иллюзию счастья, приводит к полному разрушению организма и ранней смерти. Любители много и вкусно поесть расплачиваются утратой стройности, ожирением и т.д.

Сергей: «Ну и как же тогда нам жить на этих островах? По каким законам»?

Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам историю об Александре Смите, вынужденном поселиться, как и вы, на одном из островов Тихого океана.

28 апреля 1798 года вспыхнул мятеж на военном британском корабле «Баунти». Причиной мятежа (восстания) явилось жестокое обращение капитана с матросами. Мятежники в количестве 9 человек высадились на острове Питкэрн. 8 человек умерли от употребления самодельного спирта. В живых остался только один моряк, и это был Александр Смит. На острове, кроме него, жили аборигены – шестеро мужчин, десять женщин и девочка пятнадцати лет. Смит случайно наткнулся на Библию и прочитал ее. Я думаю, на Смита произвели сильное впечатление слова из книги пророка Исайи. «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Ис.48:17». Бывший мятежник воспринял эти слова как обращение Бога лично к нему и принял Божие водительство.

В результате началось моральное и духовное перерождение этого человека. По вечерам он собирал вокруг себя аборигенов и читал им Библию.

Смит решил создать с аборигенами общество, которое жило бы по законам, изложенным в библейском учении. Каждое сообщество людей выбирает эталон (образец), в соответствии с которым строит свои нравственные и духовные основы.

Через 20 лет остров Питкэрн случайно обнаружили два военных британских корабля. Экипажи кораблей нашли на острове христианскую общину в полном смысле этого слова. На Питкэрне не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных; не было сумасшедшего дома, потому что там не было сумасшедших. Не было там и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности, как там. Отличительными чертами населения острова являлись миролюбие, высокая нравственность и благочестие.

Арина: «А какой принцип лежал в основе тех законов, по которым жило население этого острова»?

Прочтите стих из Евангелия от Луки, написанный на доске, и сами ответьте на этот вопрос.

Филипп: Эти принципы - «Любовь к Богу и ближнему». Да. Любовь к Богу и ближнему - основа десяти заповедей, по которым жило население острова.

Лиза: «А что такое «заповедь»?

Слово «заповедь» означает «правило, служащее руководством для кого-нибудь или чего-нибудь». Десять заповедей – это нравственный закон, духовная «конституция» для всего человечества. Настя: «А как они появились»?

На прошлом уроке мы узнали о том, что евреи, наконец, совершили исход из Египта, где пробыли в рабстве четыреста лет. В стране пирамид они постоянно видели грубое идолопоклонство. Не только видели, но и сами иногда принимали в нем участие. Бог повел их на юг, к горе Синай, чтобы там обучить Свой народ, подготовить

его к высшей ступени религиозной жизни. Он дал израильтянам заповеди, религию, благодаря которым нация рабов стала светом в духовном отношении для народов древнего мира. Бог даровал Синайское законодательство народу через Моисея. Лиза, кто такой Моисей?

Лиза: »Моисей – вождь еврейского народа. Он провел израильтян посуху через Красное море к горе Синай».

Да. 10 заповедей размещались на двух каменных скрижалях. «Скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии». Исх.32:16. Обращаю внимание детей на репродукцию картины Рембрандта «Моисей и скрижали» и на репродукции картин Юлиуса Шнорра.

Бог Ветхого Завета предстает Богом страшным и, в Его святости, недоступным.

Илья: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась.

И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Исх.19:18,19.

«И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти». Исх.19:12.

«И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него». Исх.19:21.

«Весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали». Исх.20:18.

В Евангелии раскрывается Бог уже доступный и простой, но какой ценой! Он стал Человеком и через это отдал Себя во власть злобы и неправды земной. Он отдал Себя на распятие.

Слова, из которых состоят заповеди, просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что составили основу нравственности для всего человечества. Давайте последовательно ознакомимся с ними. Дети поочередно читают текст из книги «Исход», глава 20, стихи 1 – 17.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. . . Не поклоняйся им и не служи им
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмый – суббота Господу Богу твоему
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
  6. Не убивай
  7. Не прелюбодействуй
  8. Не кради
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Первые четыре заповеди учат, каким должно быть отношение человека к Богу.

Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой». Он говорит нам: « . .это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей». Втор. 32:39. Надо понять и принять всеобъемлющую невидимую основу жизни. Отвержение невидимого Бога - результат духовного невежества.

Заповедь, предостерегающая от поклонения кумирам (идолам), я думаю, вам тоже понятна. Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня.

Пророк Иеремия говорит о том, как изготовляются идолы-«боги», которым поклоняются язычники. «. . .вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,

Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.

Они как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра сделать не в силах». «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников». Иерем.10:3-5, 2.

Заповедь, призывающая нас не произносить имя Господа напрасно, означает, что мы не должны произносить имя Господа механически, поверхностно, без чувства благоговения, почитания. «Свято и страшно имя Его!», - восклицает царь Давид. Пс.110:9.

Соблюдение субботы прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, но теперь этот обычай был подтвержден законодательно. Бог установил в истории Израиля для народа день отдыха. День покоя был задуман не только для того, чтобы человек мог расслабиться физически. Это было время для единения с Богом. Свободное время для единения с Богом. Человек не должен пренебрегать духовной стороной своей жизни. В первом столетии христианской эры возникло празднование не субботнего, но воскресного дня.

Почтение к родителям (пятая заповедь) издавна считалось нравственной обязанностью детей. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» Пр.30:17. Моисей наставляет свой народ: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их;… Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя». Втор.21:18,21.

Дети: «Ого, ничего себе»!

Да, это – грозные ветхозаветные предостережения детям, пренебрегающим послушанием родителям. Новый Завет также призывает к повиновению отцу и матери и почитанию их.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Ефес.6:1. В отчем доме отец и мать обучают своих детей повиновению. Не научившийся повиновению дома, будет пренебрегать дисциплиной в школе, на работе, в государстве. Обзаведется семьей, но и к супруге будет относиться неуважительно. Он не будет почитать Бога. Иисус Христос «был в повиновении» у земных родителей, и поэтому позже Он смог обратиться к Богу со словами: «Отче наш, Сущий на Небесах, да святится имя Твое. . «.

А что означает «почтение» к родителям?

Родион: «Надо быть вежливыми с ними. Слушаться их»

Это правильно. Но надо понимать, что почтение – это не холодная вежливость, но сердечное отношение. Родителям нужна душевная теплота. Делитесь с ними своими радостями и печалями. Чем старше будут становиться ваши родители, тем более они будут нуждаться в вас. Именно в вас, в вашем внимании. Это так просто – прикоснуться к человеку, погладить его, спросить, как у него дела, как настроение, сказать ему: «Я люблю тебя». Рассказать о какой-то проблеме, попросить совета. Эти ваши действия улучшат физическое и духовное состояние ваших родителей. Любовь творит чудеса: утоляет печали, исцеляет болезни.

Родителей не выбирают. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Господь сказал Израилю: «Проклят злословящий отца или матерь свою». Втор.27:16. Бывает так, что человек конфликтует с матерью, обижает ее, а потом сокрушается: «И почему у меня в жизни так много неприятностей, неудач»? И не понимает, что это – результат того, что он нарушил духовный закон, запрещающий злословить мать. С посторонними о родителях тоже надо говорить уважительно. Почтение должно выражаться и в словах, и в делах.

Иосиф, будучи наместником Египта, не только позаботился о пропитании своего отца в голодное время, но при встрече «поклонился ему лицем своим до земли». Быт.48:12.

Царь Соломон при встрече с матерью «встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его». 3 Царств 2:19. Иисус Христос в последние мучительные мгновения своей земной жизни, будучи на кресте, заботился о Той, Которая родила Его.

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». Ин. 19:25-27.

Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймете, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью. Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя короля Лира, отвергнутого своими двумя дочерьми, такие слова:

«Дуй, зимний ветер, дуй,

Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.

Насколько больней, чем быть укушенным змеей,

иметь неблагодарного ребенка».

А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.

И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы». Что посеешь – то и пожнешь. Вот вам пример. Сын ведет отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я вел отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведет тебя по этой же дороге».

Шестая заповедь - «не убивай». Эта заповедь направлена на защиту жизни человека в обществе. Человеческая жизнь свята. Никто не вправе отнять ее у другого по собственному желанию. Жизнь – это дар Божий, и только Он властен над ней. Лишить жизни себя или другого – значит попытаться занять место Бога. Человека можно убить не только оружием, но и клеветой, раздражением, гневом. Причиной многих несчастий и пожаров, приведших к человеческим жертвам, явились небрежность и халатность. Будем помнить, что наша небрежность, клевета, несправедливый поступок могут превратить нас в убийц.

Заповедь « не прелюбодействуй» (не нарушай верность) провозглашает защиту семьи, утверждает святость брачных уз. Господь сотворил мужчину и женщину. Приготовил для них прекрасный дом – Эдемский сад. Там было все необходимое для человеческой пары. Благословил их. Весь мир был храмом Господа, а Священником был Он Сам.

Господь установил правила брака, от исполнения которых зависит счастье супругов, будущее детей, благосостояние каждого поколения. Человек, разрушающий семью, разрушает будущее общества. Брак взят Господом под защиту. В Израиле прелюбодеяние (нарушение верности супругу, супруге) каралось смертной казнью. "Да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка». Лев.20:10. Прелюбодеев забивали камнями. Брак – это пожизненная связь между одним мужчиной и одной женщиной. Оправданием для развода может послужить только неверность одного из супругов.

«Не кради»! Кража – это воровство, хищение чьей-либо собственности (частной или государственной). Господь говорит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга». Лев.19:11.

«Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему». Пр.11:1. Воровство в Синайском законодательстве заклеймено как преступление.

«Всякий, кто крадет, истреблен будет». Зах.5:3.

Приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется в конце дней своих». Иерем. 17:11.

Кража – это не только ограбление банка, инкассатора, но и уклонение от уплаты налогов, воровство яблока из чужого сада и просто бесплатный проезд. След на совести остается один и тот же.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Чем совершеннее наша духовная жизнь, тем меньше мы судим других, а больше себя. Эта заповедь борется со словесными прегрешениями. Дар речи – главный признак человека. При помощи слов можно сделать много добрых дел: утешить скорбящих и болящих, выступить в защиту справедливости, благовествовать Христово Евангелие. Нельзя использовать дар слова со злыми намерениями – для унижения, оскорбления человека, чернения его репутации. Ложное свидетельство – это не только ложь в суде, но и распространение ложного слуха. Клевета причиняет людям настоящие страдания. Человек, распространяющий клевету, теряет уважение людей. «Кто разглашает клевету, тот глуп». Пр.10:18.

Старайтесь избегать суждений о других людях, когда в этом нет необходимости. Помните, что суд над людьми – это, в основном, дело Господа.

Новый закон не только осуждал внешнее злое дело, он проникал глубже и осуждал саму мысль злую, заповедав «не пожелай» ничего такого, что противоречит основным законам нравственности. Грех появляется тогда, когда кто-то хочет, не приложив своего труда, присвоить принадлежащее другому имущество. Желание необходимо пресечь в самом начале, когда оно еще слабо.

Филипп: «А если не жить по заповедям - тогда что?».

Прочти нам стихи из Второзакония, главы 11, стихи 26-28.

Филипп: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:

Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,

А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня».

Подробно о последствиях исполнения заповедей Божиих или отвержения их мы будем говорить на следующем уроке. Домашнее задание: выучить десять заповедей.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

1. «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене».

2. «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им».

Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, т.е. поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Кроме грубого идолопоклонства есть ещё более тонкие грехи против второй заповеди - это любостяжание, чревоугодие, гордость, к которой относится также тщеславие.

3. «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе».

Эта заповедь запрещает нам употреблять имя Божие напрасно, т.е. без нужды, в пустых и суетных разговорах, а тем более употреблять его для подтверждения какой-либо лжи.

4. «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему».

Эта заповедь повелевает нам как в день воскресный, так и во всякие праздники посещать храмы Божии для воздаяния Богу той чести, которую тварь обязана воздавать Творцу, не отлагая сего ни по каким причинам, кроме тяжкой болезни. Против сей заповеди грешат те, кто из-за лености или других причин не посещают храмы Божии, а также те, кто посещают храмы без благословения. Те же, кто в праздники позволяют себе нескромные зрелища и развлечения, весьма оскорбляют святость праздников.

5. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

Эта заповедь научает нас искренно и нелицемерно любить и почитать своих родителей и им во всём повиноваться, питать и покоить их во время болезни и старости. Под именованием родителей следует также понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей: государственная власть и Отечество, пастыри и учители духовные, старшие по возрасту, благодетели, начальствующие в разных отношениях.

6. «Не убий».

Этой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Кроме телесного убийства есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззаконие и тем самым подвергает его душу смерти духовной. Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, беречь его жизнь и благосостояние. В этой связи мы должны делать следующее: помогать бедным, служить больным, утешать печальных, облегчать положение несчастным, быть милосердными, со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно. Грешат против этой заповеди те, кто, предавшись страстям, расстраивают своё здоровье или безрассудно лишают себя жизни.

7. «Не прелюбы сотвори».

Этой заповедью запрещается всякое греховное угождение плоти.

8. «Не укради».

Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью: грабительство, или отнятие чужой вещи насилием явно; воровство, или похищение чужой вещи тайно, присвоение чего-либо чужого хитростью, обманом; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; мздоимство (взяточничество). Когда запрещаются эти грехи, то через это приписываются следующие добродетели: безкорыстие, верность, правосудие, милосердие к бедным.

9. «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна».

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь. Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное; ложное свидетельство кроме суда, когда на кого-либо клевещут заочно или кого-то в лицо порицают несправедливо.

10. «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего».

В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а десятая заповедь воспрещает всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть во всех видах есть главный грех против этой заповеди. Десятая заповедь налагает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца, быть всем довольным.

http://www.pravpiter.ru

Похожие публикации