Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

А другие сели между припятью и двиной. О происхождении и расселении восточных славян

О РАННЕЙ ИСТОРИИ СЛАВЯН И ВАРЯГАХ НА РУСИ

(Перевод с древнерусского)

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где те­перь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами свои­ми, где кто сел на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: бе­лые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и при­тесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли, поляки, дру­гие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные -поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и на­звались полянами, а другие - древлянами, потому что се­ли в лесах, а еще другие сели между Припятью и Дви­ною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Дви­ну и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славя­нами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назва­лись северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а вверховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти вхо­дят в Ильмен, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озе­ра впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вы­текает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Варяжское. Из этого же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским. <...>

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) 1 были уже, поляне, и жили они родами на своих местах, управляясь каждые своим родом. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ны­не называется Щековица, а Хорив на третьей горе, ко­торая прозвалась по нему Хоривицей. И построили горо­док во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сегодня в Киеве.


Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевоз­чиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днеп­ра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Однако, ес­ли бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем, Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, - не знаем только к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему, как гово­рят, тот царь, при котором он приходил. Когда же он воз­вращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил небольшой город, и хотел обосноваться в нем со своим родом, но не дали ему близживущие. Так и доны­не называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скон­чались.

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних, про­изошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в вер­ховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смо­ленск. Именно там сидят кривичи, от них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говоря­щая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новго­родцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие назы­ваться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы,- эти говорят на своих языках. <…>

В те времена существовали и обры, воевавшие против царя Ираклия и чуть было его не захватившие. Эти обры воевали и против славян и примучили дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запречь коня или вола, но приказывал впречь в телегу три, четыре или пять жен и вести его - обрина. И так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: «Сгинули как обры»,- их же нет ни племени, ни потомства. <...>

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже гово­рили, были из славянского рода и только после назва­лись полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вя­тичи-от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с ро­дом своим по Оке, от него получили свое название вяти­чи. И жили между собою в мире поляне, древляне, се­веряне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохра­нились города их и доныне. <...>

Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителя­ми; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невес­той, но приводят ее накануне, а на следующий День при­носят за нее - что дают. А древляне жили звериным обы­чаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все не­чистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды, А радимичи, вятичи и северяне имели общий обы­чай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков и у них не бы­вало, но устраивались игрища между селами, и сходи­лись на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские пес­ни и здесь, умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраи­вали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и стави­ли на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вя­тичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе уста­навливающие закон. <...>

Вслед за тем, по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары сидящими на го­рах этих в лесах, и сказали: «Платите нам дань». Поля­не, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю и к своим старейшинам, и сказа­ли им: «Вот, новую дань захватили мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили тек «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, ост­рым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-ни­будь собирать дань и с нас, и с иных земель». И сбылось это все. <...>

В год 6367. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с всех кривичей, а хозары брали с полян, и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма. <…>

В год 6370. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них прав­ды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И по­шли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свей (шве­ды), а иные норманны и англы, а еще иные готландцы,-вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а поряд­ка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус- на Белоозере, а тре­тий- Трувор -в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею, властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому По­лоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих го­родах- находники, а коренное население в Новгороде - славяне, в -Полотске - кривичи, в Ростове - меря, в Бе­лоозере- весь, в Муроме -мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родствен­ники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со сво­им родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хозарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, со­брали у себя" много варягов и стали владеть землею полян Рюрик же в это время княжил в Новгороде. <...>

В год 6387. Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу - родичу своему,- отдал ему на руки сына Иго­ря, ибо был тот еще очень мал. <…>

Повесть временных лет. - М.; Л., 1950. - Ч. I. - С. 207-219.

По горам этим - т. е. Киевским (где жил летописец); озеро ве­ликое Нево -Ладожское озеро; Варяжское море - Балтийское море; Понт море - Черное море; Оковский лес располагался на Валдайской возвышенности; -море Хвалисское - Каспийское море; дреговичи жили между Припятью и Западной Двиной; Клещино озеро - Плещееве дзеро в Ярославской области; обры -авары, кочевой тюркоязычный народ (в Европе первое известие о них относится к 558 г. н. э.; хазары - кочевой тюркоязычный народ, создавший в середине VII з. раннефеодальное государственное образование - Хазарский каганат (прекратило существование к концу X в:); и по белке от дыма - дань взималась и мехами от каждой семьи (от дыма); поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву - начало легенды о призвании варягов на Русь; данное место в летописи служит ос­новным «аргументом» антинаучной так называемой «норманской теории» происхождения государственности на Руси.


Прим. переводчика.

До 1700 г. счет на Руси велся по византийской эре от так на­зываемого сотворения мира (1 сентября 5508 г. до н. э.). Для пере­вода на современное летосчисление следует из даты, указанной в ис­точнике, вычесть 5508 (с учетом употреблявшегося стиля - 5507 или5509).

В середине I тысячелетия н. э. от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги стали жить племена восточных славян. Их известно полтора десятка. Каждое племя - это совокупность родов, занимающая определенную, достаточно небольшую область. «Повесть временных лет» так описывает места проживания племен:

«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

… а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.

…только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов.

И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».

То есть, если посмотреть на карту, в VIII–IX веках племена славян располагались так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

«Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».

По тексту видно, что благоволит Нестор к полянам, а остальные племена не так хороши для него, но ведь и летопись была написана в земле полян.

" Повесть временных лет" - первый дошедший до нас русский летописный свод и первый памятник отечественной литературы. " Повесть временных лет" составлена в 1113 г. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в переработке 1116 г, сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нашего времени дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде.

Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто стал в Киеве первым княжить и как возникла Русская земля. Славяне пришли и сели по Днепру.

Так начнем повесть сию.

Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по реке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим

именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась ``славянская"". Поляне жили отдельно по горам, что ныне слывут Киевскими. И был тут путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно выйти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на полдень. А Двина из того же леса течет, а идет к полуночью и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалиссы, а по Двине - в Варяги, из Варяг до Рима. А Днепр втекает в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петров.

Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь, узнал он, что от

Корсуни близко до устья Днепра, и захотел пойти в Рим, и пришел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:

Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей.

Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.

Пришел к славянам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каковы их обычаи и как моются и хлещутся в банях - и дивился на них. И пошел в Варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:

Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, разожгут их докрасна, и разденутся донага, и обольются квасом кожевенным, и возьмут прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною и так оживут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и так совершают омовенье себе, а не мученье. Те же, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп. Поляне жили отдельно и управлялись своими родами. И были три брата: один, по имени Кий, и другой - Щек, а третий - Хорив, и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая нынче зовется Щековица, а Хорив - на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя брата своего старшего и назвали его Киевом. Был кругом города лес и был бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне в Киеве и до сего дня. Некоторые же, несведущие, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: ``На перевоз, на Киев"". Если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, этот царь. Кий, вернувшись в свой город Киев, тут и кончил жизнь свою, и братья его, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь тут же скончались. После смерти Кия, Щека и Хорива род их стал держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От них же произошли кривичи, которые сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск, там и сидят кривичи, от них же и северяне. На Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине-озере меря же. А по Оке-реке, где она впадает в Волгу, мурома, у нее свой язык, и у черемисы свой язык, и у мордвы свой язык. Вот кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, после же называемые волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, Пермь, Печора, Ям, Литва - эти говорят на своих языках. Радимичи же и вятичи от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой Вятко, и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко с родом своим на Оке, от него прозвались вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый - свой нрав. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне. Вот почему греки называли их ``Великая Скифь"". В те же времена были и обры. Эти обры воевали против славян и покорили дулебов, также славян. И творили обры много зла женам дулебским: если поедет куда обрин, то не давал запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь трех, четырех или пятерых жен в телегу и везти его - обрина. И так мучили дулебов. Были же обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, и умерло все, и не осталось ни единого обрина. И есть поговорка на Руси до сего дня: ``Погибли как обры"". После смерти трех братьев стали обижать полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары на горах этих, в лесах, и сказали:

Посовещались поляне и дали им от дыма по мечу. И отнесли хазары мечи к князю своему и к старейшинам своим и сказали им:

Вот, нашли мы новую дань.

Те же спросили:

Откуда?

Они же ответили:

В лесу, на горах, над рекою Днепром.

Опять спросили старцы хазарские:

А что дали?

Они же показали мечи.

И сказали старцы:

Не добрая это дань, княже. Мы доискались ее оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи: придет день, когда они будут собирать дань и с нас и с иных земель. И сбылось все: сперва властвовали, после же над самими властвуют, ибо владеют русские князья хазарами и до нынешнего дня.

В лето 6360 (852), когда начал царствовать в Греции Михаил, стала

прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе

приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.

Вот с этой поры начнем и числа положим.

Земля наша велика и обильна.

В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали, дань с чуди, и со славян новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и

начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе:

Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.

И пошли за море, к варягам, к Руси. Те варяги называли себя Русью, как другие зовутся свеи, а иные норманны, другие готы, так и эти. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь:

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.

И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю Русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - люди новгородские от рода варяжского, а прежде были славяне.

После же двух лет умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах - пришельцы, а первое население в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и теми всеми владел Рюрик.

Было у Рюрика два мужа, Аскольд и Дир.

Было у Рюрика два мужа, не родичи его, но бояре, Аскольд и Дир. И

отпросились они в Царьград с родом своим. И пошли они по Днепру, и когда

плыли мимо, увидели на горе городок. И спросили:

Чей это городок?

Тамошние же жители ответили:

Было три брата - Кий, Щек и Хорив, они построили городок этот и

умерли, а мы, их род, тут сидим и платим дань хазарам. Аскольд и Дир остались в городе том, собрали у себя много варягов и

начали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

Начали братья Кирилл и Мефодий составлять славянскую азбуку.

Был един народ славянский: и те славяне, что сидели по Дунаю,

покоренные уграми, и моравы, и чехи, и ляхи, и поляне, которых теперь называют Русь. Для них ведь, первых, для моравов, созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у Руси, и у болгар дунайских.

Когда славяне жили уже крещеными, князья их, Ростислав, Святополк и Коцел, послали к царю греческому Михаилу, говоря:

Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и

поучил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от того не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им речи славянских князей. И сказали философы:

Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык, Кирилл и Мефодий.

Царь, узнав об этом, послал в Солунь ко Льву, говоря:

Пошли к нам скорей сыновей своих, Кирилла и Мефодия.

Лев вскоре послал их и, когда они пришли, сказал им:

Прислала ко мне послов Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги.

И уговорил их царь и послал в Славянскую землю. Когда же братья Кирилл и Мефодий пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь, и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.

А славянский язык и русский - одно, ибо от варягов прозвались Русью, а сперва были славяне. Хотя и назывались полянами, ибо в поле сидели, но у них была славянская речь, а язык славянский - един.

Это будет мать городам русским.

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу - родичу своему и отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

В лето 6390 (882). Пошел Олег, взяв с собой много воинов: варягов,

чудь, славян, мерю, весь, кривичей - и пришел к Смоленску, и принял власть в городе, и посадил мужей своих. Придя к горам к Киевским, узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И послал сказать Аскольду и Диру:

Мы - гости, идем в Греки от Олега и от княжича Игоря. Выходите к

нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру:

Не князья вы, и не княжеского рода, но я княжеского рода.

А когда вынесли Игоря, сказал:

Вот он, сын Рюрика.

И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли их на горе, где ныне Ольмин двор. На той могиле Ольма поставил церковь святого Николы. А Дирова могила за церковью святой Ирины.

И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег:

Это будет мать городам русским.

И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и

Радимичами.

Были у Олега варяги и славяне, и прочие, прозывавшиеся Русью.

Этот Олег начал города ставить и установил дани славянам, и кривичам, и мери; установил и варягам давать дань от Новгорода триста гривен в лето, мира ради, что и давали варягам до смерти Ярослава.

В лето 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их,

брал с них дань по черной кунице. В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян и победил северян, и возложил на них дань легкую - и не дал им платить дань хазарам, говоря:

Я их противник, и вам ни к чему им платить.

В лето 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая:

Кому дань даете?

Они же ответили:

Хазарам.

И сказал им Олег:

Не давайте хазарам, но платите мне.

И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

В лето 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки ``Великая Скифь"". И с этими со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду. Греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожег. А тех, кого брали в плен, одних иссекали, других же мучили, иных расстреливали, а иных в море бросали. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги. И поведал Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:

Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.

И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не

принял Олег вина, ибо оно было отравлено. Испугались греки и сказали:

Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от бога.

И приказал Олег грекам давать дани на две тысячи кораблей, по

двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег:

Сшейте для Руси паруса из поволок, а славянам - полотняные.

И было так. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, показуя

победу, и пошел от греков. И подняла Русь паруса из поволок, а славяне - полотняные, и разодрал их ветер. И сказали словене:

Возьмем свои холщовые паруса, не дали славянам парусов из поволок.

И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и

всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными. И поставил Владимир кумиры на холме. И начал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Стрибога, и Симаргла, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими. Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы, как богу. Идите к болгарам, к немцам и к грекам, испытайте веру их. В лето 6494 (986). Пришли болгары Махметовой веры и немцы от папы из

Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о добре и зле, о бытии всего мира. И запали Владимиру на сердце слова эти. Но он хотел еще узнать обо всех верах и сказал:

Подожду еще немного.

В лето 6495 (987). И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им:

Вот приходили ко мне болгары, говоря: ``Прими закон наш"". После

приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, они хулили все законы, а свой восхваляли. Что же вы посоветуете, что ответите? И сказали бояре и старцы:

Знай, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь

доподлинно узнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, кто, как служит Богу. И была люба речь князю и всем людям: избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им:

Идите к болгарам, к немцам, и к грекам, испытайте веру их.

Пошли русские послы к болгарам, к немцам и к грекам. Когда они

возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:

Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними. И обратился к послам: Говорите перед дружиною. Они же сказали:

Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в

них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в Язычестве. Сказали же бояре:

Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей. И спросил Владимир:

Где примем крещение?

Они же сказали:

Где тебе любо.

Пошел Владимир на Корсунь, город греческий. И когда прошел год, в лето 6496 (988), пошел Владимир с войсками на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам:

Если не сдадитесь, то буду стоять хоть три года.

Они же не послушались того.

Владимир, подготовив войско свое, повелел присыпать насыпь к городским стенам. Но корсуняне, подкопав стену городскую, выкрадывали насыпанную землю и носили ее к себе, ссыпая посреди города. Воины же Владимира насыпали еще больше, а Владимир стоял. И вот муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, так написав на ней: ``За тобою с востока источники, из них вода идет по трубам в город. Перекопай их и перейми воду"". Владимир, услышав об этом, тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал сказать к царям греческим, было тогда два царя в Царьграде:

Вот взял я ваш город славный. Слышал же я, что у вас есть сестра

девица; если вы не отдадите ее за меня замуж, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу.

И, услышав это, опечалились цари. И послали Владимиру весть такую: ``Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если ты крестишься, то и сестру нашу получишь, и с нами единоверен будешь. Если же не хочешь этого сделать, то не можем выдать ее за тебя"".

Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей:

Скажите царям так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи. Рады были цари, услышав это, и послали к Владимиру, говоря:

Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе.

Ответил же Владимир:

Кто придет с сестрою вашею, пусть и крестит меня.

И стали цари просить сестру свою, Анну, говоря ей:

Иди за Владимира, может быть, ты избавишь Греческую землю от лютой войны. Видишь ли, сколько зла наделала Русь грекам? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни. Она же не хотела идти, говоря:

Как в полон, иду, лучше бы мне здесь умереть.

И едва принудили ее цари. Она же с плачем попрощалась с ближними своими, села в корабль и пошла через море. И прибыла в Корсунь, и вышли корсуняне к ней с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. Епископ же корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит та церковь в Корсуни посреди города, где собираются корсуняне на торг. Палата же Владимира стоит рядом с церковью и до сего дня, а царицына палата - за алтарем. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут. Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа. Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, что и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и о которых невежды мнят, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пошел в Киев. Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры – одних велел порубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. ``Велик ты, Господи, и чудны дела твои!"" Вчера еще был, чтим людьми, а сегодня поругаем! Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:

Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет

пороги, то оставьте его.

Они же исполнили, что им было велено. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:

Если не придет, кто завтра на реку креститься - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом.

Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:

Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре.

Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, стеная:

Увы, мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я мнил иметь жилище и

веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не

мучениками, а неведовавшим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь. Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди. И по другим городам начал ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере. Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани. И сказал Владимир:

Нехорошо, что мало городов около Киева.

И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. Ибо была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их. В лето 6497 (989). Задумал Владимир создать церковь пресвятой Богородице и послал привести мастеров от Греков. И начал ее строить, и когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских попов, дав ей все, что взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты. И сказал так:

Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов.

И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. В лето 6499 (991). Владимир заложил град Белгород и набрал в него много людей из иных городов, ибо любил город этот.

(Рассказы Начальной русской летописи / Пер. с древнерусского языка Т.Н.Михельсон; научн. ред. Д.С.Лихачев. Новосибирск, 1991. С. 6 - 16, 36 - 42.)

Норики, кто они такие? Летописец этой неожиданной фразой как бы указывает от кого произошли славяне - от нориков, более того, сами норики и есть славяне. И такое племя действительно существовало в районе Верхнего Дуная, между верхним течением Дравы и Дунаем (частично эта страна Норик располагалась на территории нынешней Австрии, а другой частью в северных районах бывшей Югославии. Норики хорошо известны по античным источникам, и это племя было, скорее всего, кельтским или венедским. Необходимо отметить, что античные источники, говоря о венедах и кельтах, подчеркивали общность их обычаев. Здесь же проживали и руги, которых многие исследователи (А. Г. Кузьмин и В. В. Фомин, А. В. Назаренко) считают однозначно руса-ми. Кстати сказать, многие западноевропейские источники называют ругами именно русов, так называли французы жену их короля Анну, дочь Ярослава Мудрого.

Йожко Шавли, как и многие другие исследователи, считает, что норики «были выходцами из народа венетов и состояли в родстве с другими венетскими народностями», что подтверждает «и то обстоятельство, что всеми ими почиталось одно и то же божество - бог солнца Белин (Велен, Веленус), которого отождествляли с Аполлоном; он был общим для всех» . Интересно, что у балтийских славян был бог по имени Белобог. Так что указание летописца на нориков далеко не случайно и может указывать на вполне реальные факты происхождения славян от кельтов - венедов. Оба народа не сильно отличались друг от друга, если не были единым. Скорее всего, близкие друг другу кельты и венеды Норика пошли в дальнейшем своим путем исторического развития и последние стали родоначальниками славянских племен. В том числе и на южном побережье Балтики.

«Много времени спустя расселились славяне по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по всей земле и прозвались своими именами, где кто на каком месте поселился. Так, одни, придя, поселились по реке именем Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. И еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, притесняя их, эти славяне перешли и поселились на Висле. И прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, а другие ляхи - лютичи, иные - мазовшане, иные - поморяне. Так же и эти славяне пришли и поселились по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, поскольку селились в лесах, а еще другие поселились между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные расселились по Двине и прозвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой. Те же славяне, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами (славянами) и построили город, и назвали его Новгородом. А другие расселились по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, и грамота его прозвалась "славянской"» (рис. 27).

Интересно, что летописец утверждает: живущие на Дунае славяне (может быть, речь идет о нориках?) были вытеснены в Повисленье кельтами-волохами, откуда, судя по всему, и расселились по южным берегам Балтийского моря, дав начало многим племенам балтийских славян: лютичам и поморянам. Летописец обоснованно считает их родственниками ляхов (поляков). Археологическим подтверждением этому служит наличие кельтско-славянской пшеворской культуры в регионе Повисленья. Именно эта культура и стала базовой для многих славянских племен (рис. 28).

Вполне логично, что летописец не называет здесь вагров - они были описаны ранее под именем варягов. Дальше летописец не зря описывает водные торговые пути - путь «из варяг в греки» и Великий волжский путь, которые играли важнейшую, если не определяющую роль в развитии Древней Руси. Именно этим путем двигались балтийские славяне, основывая свои торговые поселения. Интересно также, что летописец назвал в этом отрезке единственный город - именно Новгород.

«Поляне же жили обособленно по горам этим. Тут был путь "из Варяг в Греки" и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати войдешь в Ильмень, озеро великое; а из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (так тогда называли Ладожское озеро. - С.Ц.), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно пройти до Рима и можно пройти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно пройти в Понтморе, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так и из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалиссы, а дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю Варягов, а от Варягов до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по нему учил, как сказано, апостол Андрей, брат Петра»


Предков славян (протославян) можно предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны рек Одры, Вислы, Днепра (Центральная и Восточная Европа). Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки балтийских племен на севере, протоиранские (скифские) племена на юге и юго-востоке. Время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и на юго-западе - с фракийскими.

По своему языку протославяне относились к большой семье так называемых индоевропейских народов, населявших Европу и часть Азии до Индии включительно. В течение I тыс. до н.э. протославяне расселились в разных направлениях от своей исторической “прародины”, что в дальнейшем предопределило не только выделение их из обширного индоевропейского массива, но и позднейшее разделение на восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую ветви.

В первых веках нашей эры на обширных лесных и лесостепных землях Восточной Европы обитало, вероятно, уже несколько сотен славянских земледельческих племен. Античные авторы I - VI вв. н.э., более поздние византийские и арабские источники называют эти племена венедами, антами и собственно славянами. Из письменных упоминаний, богатого археологического наследия сегодня известно довольно много об образе жизни восточных славян, их общественном строе, быте и верованиях.

VI-IX вв. в истории восточнославянских племен вслед за Б. А. Рыбаковым можно, безусловно, определить, как период третьего подъема. В его недрах вызрели предпосылки к возникновению мощнейшего раннефеодального государства - Киевская Русь, объединившего половину восточнославянских племен.

Так же, как и все славянские племена, восточные славяне в VI-IX вв. находились на стадии трансформации общинных отношений в раннефеодальные. Этот процесс был усилен мощными миграционными процессами предшествовавшего периода Великого переселения, в результате чего упрочились контакты восточных славян с племенами, народами и государствами их окружавшими; происходило взаимопроникновение и взаимообогащение различных культур.

Основным письменным источником, сообщающим нам о завершающем периоде этногенеза восточных славян, является «Повесть временных лет». Вот как представляет его Нестор, всемерно подчеркивая этническую общность славянского мира.

Спустя много времени, - пишет Нестор, - сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назывались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами. Иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назывались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Как видим, летописец весьма точно определяет ареал расселения восточных славян, указывая территории обитания отдельных племен, а точнее - уже племенных союзов {древлян, полян, дреговичей, полочан). Сведения Нестора были в целом подтверждены последующими археологическими и лингвистическими исследованиями. У каждого из племенных союзов восточных славян имелись элементы государственности в форме княжеской власти.

Но это были еще не княжества, а протогосударственные образования, находящиеся под властью племенных вождей. Часть названий племенных союзов, как мы видим, отражают географические, природные особенности территорий их обитания. Поляне жили в полях, древляне - в лесах, северяне - на северо-востоке от полян и т.д.

Можно предполагать, что топонимические корни названий перечисленных племенных союзов свидетельствуют о преобладании у них территориального единства над родовыми связями. Отсюда логичным представляется ведущая роль этой группы славянских племен (прежде всего полян и росов, называвшихся так по реке Рось, приток Среднего Днепра), в создании Киевской Руси, как, по всей видимости, наиболее развитых с точки зрения элементов государственности. Название второй многочисленной группы племенных союзов происходило от имени рода племенных вождей, что свидетельствовало о преобладании родовых, а не территориальных связей (радимичи, кривичи, вятичи, тиверцы и др.).

Несколько отличается взгляд Л. Н. Гумилева на проблему генезиса государственности и происхождение названия Руси. Он не без некоторого основания полагал, что славяне и русы (или по различным источникам, рутены, росы, руги) - различные народы. Ученый склонен был видеть в русах племя древних германцев, от которых вел родство Рюрик.

Однако этот сюжет уже выходит за рамки настоящей главы. Нам же важно отметить, что к моменту образования государственности у славян на границах их территорий обитали воинственные племена, с большой долей вероятности германского происхождения. Реконструируя отношения славян и воинственных русов, Гумилев писал:

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг - в низовья Дуная, где попали в зависимость от герулов Одоакра (дальнейшая судьба этой ветви нам неизвестна). Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.

Так или иначе, но Гумилевская реконструкция позволяет сделать заключение о том, что славяне находились в состоянии постоянных военных действий, а это обстоятельство, как мы неоднократно отмечали, ускоряло процесс формирования элементов государственности.

По всей видимости, в VI-VII вв. в районе Среднего Поднепровья сложился крупный союз лесостепных славянских племен, который и дал название Руси. Первоначально, в соответствии с данными Нестора, в его состав вошли поляне, древляне, дреговичи, полочане и словени. С течением времени этот союз продвинулся на север вплоть до Балтики и на юг к Черноморскому побережью, на запад и восток, включая часть и неславянских племен, которые перечисляет Нестор «чудь, меря, весь, мурома, черемисъ, мордва, пермъ, печера, ямъ, литва..». К X в. утверждается название Русь в отношении обширной территории Киевского государства.

Значительно позднее происходит выделение родственных русскому восточнославянских народов украинского и белорусского, что было отражением этнических особенностей племенных культур славян, составивших Киевскую Русь, а также их пограничным положением, и известным отличием исторических судеб.

Немалый интерес представляет история возникновения будущей столицы Руси - Киева. Вот как летописец повествует об этом:

И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сиде же Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о большом разнообразии восточнославянского мира, включавшего в себя, по разным оценкам, в VI-IX вв. до 200 этнически близких племен, постепенно консолидировавшихся в племенные союзы и государство. Тем более представляется ценным рассказ Нестора о прародине Киевской Руси - княжестве Кия, возникшем, по всей видимости, во второй половине VI - начале VII вв.

Важный источник сведений о быте, роде занятий, культуре восточных славян периода перехода к государственности - сочинения византийских, арабских, среднеазиатских, персидских авторов.

На основании совокупности данных можно говорить, что к моменту возникновения Киевской Руси у восточных славян произошли значительные сдвиги в развитии базовых отраслей хозяйства: земледелии, ремеслах (кузнечном, гончарном, кожевенном, ювелирном и др.), градостроительстве, традиционных промыслах (охоте, рыболовстве, бортничестве и др.); участились внешнеторговые контакты и т.д. Вместе с этим происходили процессы имущественного расслоения, повсеместного выделения племенной знати, захватывавшей рычаги управления племенами и их объединениями (княжество Кия), наряду с сохранявшимися вечевыми институтами коллективного управления.

Период VI-IX вв. завершает процесс выделения восточных славян в самостоятельную этническую группу народов. К моменту возникновения Киевской Руси многочисленные славянские племена не только объединены в крупные племенные союзы, но и имеют опыт государственной жизни.

Некоторое, хотя и не бесспорное, представление о масштабах восточнославянского мира дают авторы энциклопедии «Народы России». По экспертным оценкам, - отмечают они, - в Древнерусском государстве к моменту его возникновения насчитывалось 3,0-3,5 млн. человек. Таким образом, этногенез восточных славян занял длительный период, начало которого можно отнести к I тыс. до н.э. Чрезвычайная сложность процесса формирования этноса, отсутствие необходимых данных позволяют судить о его ходе лишь в общих чертах.



Похожие публикации