Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Презентация к уроку по истории изобразительного искусства на тему "Художественная культура первобытного мира. Каменный век: Мезолит


Новокаменный век Новый каменный век- неолит продолжался с 5 до 3 тысячелетия до н.э. В этот период на берегах Ангары и Лены, на побережье Байкала жило уже много племен. Археологи открыли на территории области 500 стоянок периода неолита. Кроме поселений, обнаружено около 300 неолитических могильников, в некоторых из них было по 3-5 погребений, а в отдельных -до 40 и более. Уникальный могильник обнаружен на территории стадиона « Локомотив» в Иркутске, в его погребениях найдено до 1000 разнообразных предметов, характеризующих хозяйство, культуру и религиозные воззрения живших тогда людей.


Человек научился делать новые орудия труда и усовершенствовал старые. К деревянной основе лука снаружи стали прикреплять две костяные пластинки. Это значительно повышало его упругость и пробивную силу. Охотничьими орудиями были также копья с острыми наконечниками и ножи треугольной формы. Для изготовления оружия и орудий труда вместо кремнистого сланца стали употреблять зеленый нефрит- очень прочный и вязкий камень, который почти не поддавался раскалыванию. Нефрит распиливали пилами из серого песчаника и шлифовали. Одно из немногих в мире месторождений нефрита находится в Саянских горах, по верховьям Иркута, Китоя и Белой. С топором, сделанным из нефрита, человек смелее ходил на дикого зверя, мог быстрее и прочнее возводить жилища, всевозможные изгороди, ловушки для зверей. Несколько позднее человек при помощи топора и тесла научился делать плоты, лодки и другие средства передвижения. На охоте человеку помогала собака. Люди рвали черемшу, собирали карлик, дикую гречку, выкапывали клубни саранск.


Возрастало значение рыболовства. Первобытный человек использовал длинную палку, на конце который прикреплялись два или три костяных острия, и такой острогой на мелких перекатах он бил осетров и другую крупную рыбу. Люди научились плести сети для ловли рыбы. Это подтверждают найденные во время археологических раскопок каменные грузила. Зимой рыбу ловили в проруби с помощью каменных рыбок- приманок или гарпунов. Изобретение сложного лука позволило неолитическому человеку более эффективно охотиться на животных, создавать запасы пищи на зимний период. Это привело к изготовлению глиняной посуды(керамики). Керамика делалась лепным способом, без гончарного круга, который в Прибайкалье появился довольно поздно. Самые ранние неолитические круглодонные сосуды имеют на внешней поверхности рельефные оттиски мелкоячеистой плетеной сетки. Более поздние сосуды покрыты штриховыми или шнуровыми линиями.


Древние люди нашего края в качестве временного жилья нередко использовали пещеры. Наибольшее их количество сохранилось до нашего времени по берегам Байкала, Ангары, Лены и их притоков. В некоторых пещерах обнаружены остатки очагов, кострищ, каменные орудия, черепки глиняной посуды, фигурки рыб из камня и кости. Наиболее интересными являются пещеры, расположенные в 60 км от Нижнеудинска по реке Уде. В них обнаружены кости вымерших животных: шерстистого носорога, пещерного медведя и других. Общая длина пещер достигает 500 м.


Шишкинские писаницы археологический памятник, состоящий из наскальных рисунков, выполненных в период от эпохи позднего неолита до XIX века. Комплекс расположен вдоль берега реки Лена, вблизи поселка Качуг Иркутской области. Он насчитывает более трех тысяч рисунков, а его протяженность составляет около 3,5 километров. На скалах изображены различные животные, мифические существа, картины о путешествиях, военных походах и праздниках. Фигуры нарисованы охрой, либо выбиты на скале. Петроглифы находятся под угрозой уничтожения, в первую очередь в результате вандальной деятельности человека.


Стоянки неолита найдены на западном побережье Байкала. Наиболее полно изучены следы человека в бухте Саган- Заба. На белокаменной скале можно увидеть древних воинов, лебедей, оленей, шаманов, взрослых и детей, семьями и в одиночку, в различных позах и положениях. Писаницы Саган- Заба рассказали о том, как жили люди, чем занимались.


Основной фигурой наскальных изображений был лось. Рисунки наносились на скалу красной краской- охрой или прочерчивались каким- то острым предметом, затем выбивались по контуру или вышлифовывались. Возле «писаных скал», начиная с неолита, совершались жертвоприношения.


Средняя продолжительность жизни в то время колебалась в пределах 30 лет. Рост человека составлял см. Это были физически сильные люди. Главенствующее положение в роде занимала женщина, к ее советам прислушивались все члены рода. Женщины занимались собирательством, изготовлением одежды, выделкой шкур, приготовлением пищи. Главной заботой женщины было продолжение рода, воспитание здоровых и умелых детей. Деления на бедных и богатых еще не было, но к концу ново каменного века появляются захоронения, в которых больше орудий труда и средств для охоты. Очевидно, это были захоронения вождей племен, шаманов или умелых охотников. Итак, в период неолита хозяйственный уклад остается охотничье-рыболовецким, совершенствуются орудия труда, появился сложный лук, стали делать глиняную посуду, главенствующее положение продолжала занимать женщина, укреплялись родственные связи.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    История возникновения оригами. Черно-белая пейзажная живопись. Роспись стен как вид изобразительного искусства. Керамика эпохи неолита. Виды чайной церемонии. Современная японская архитектура. Особенности синтоистских храмов. Техника цветной ксилографии.

    презентация , добавлен 26.08.2015

    Общие черты культуры новокаменного века. Способы обработки камня и кости. Охотничьи племена эпохи неолита. Возникновение земледелия и скотоводства. Развитие родоплеменного строя. Неолитические племена Европы и Средней Азии в V-IV тысячелетиях до н.э.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Азильская культура. Наскальная живопись, пещерное искусство. Древнейшие памятники искусства Северной Европы. Онежские и беломорские петроглифы. Мегалиты. Стоунхендж, его назначение по сей день остается загадкой. Древняя керамика. Статуэтки и фигурки.

    реферат , добавлен 11.01.2009

    Особенности мышления и мифология первобытного общества. Взаимосвязь мифологии с религией. Находки ученых, свидетельствующие о зачатках искусства в Палеолите. Памятники культуры мезолитического населения Европы. Прикладное искусство эпохи неолита.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Происхождение искусства. Игровая теория происхождения первобытного искусства. Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства. Хронология каменного века. Нижний (ранний), поздний палеолит, мезолит, неолита. Общекультурное значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2008

    Характер архитектуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства волжских булгар. Традиции строительства срубных, каркасно-плетневых и глинобитных домов. Политическое значение культовых строений - мечетей. Художественная керамика, обработка кости.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

Неоли т (греч. νέος - «новый» + λίθος - «камень») - новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

Определяющими элементами неолитической культуры являлись глиняная посуда (керамика), лепившаяся от руки, без гончарного круга, каменные топоры, молотки, тёсла, долота, мотыги (при их производстве применялись пиление, шлифовка и сверление камня), кремнёвые кинжалы, ножи, наконечники стрел и копий, серпы (изготовлялись методом отжимной ретуши), микролиты и рубящие орудия, возникшие ещё в мезолите, всевозможные изделия из кости и рога (рыболовные крючки, гарпуны, наконечники мотыг, долота), и из дерева (долблёные челны, вёсла, лыжи, сани, рукоятки разного рода).

Неолитические поселения располагались, прежде всего, поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, - вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Скара. Брей

Распространились кремнёвые мастерские, а в конце неолита - даже шахты для добычи кремня и в связи с этим межплеменной обмен сырьём. Возникли примитивные прядение и ткачество. Характерные проявления неолитического искусства - разнообразный вдавленный и расписной орнамент на керамике, глиняные, костяные, каменные фигурки людей и животных, монументальные расписные, врезанные и выдолбленные Наскальные изображения (писаницы, петроглифы). Погребальный обряд становится более сложным; сооружаются могильники. Захоронения бывают 2 видов: полное погребения, и погребение черепов(головавместилище души). ф

В эпоху Неолита начинают строиться города. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. Стали появляться армии и профессиональные воины. Началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т. д. Можно сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

Духовная жизнь Из-за распространения с/х деятельности на первый план выходит женщина, устанавливается матриархат. Распространяются культы растений. Плоды и злаки- суть божества. Земледелиепроцесс творчества. То же- металлургия. Возделывание металлауподобление богам. (У Шумеров- «ан-бар» , «ан» -небо, «бар» -огонь) Появляются идолы, мужчины для перехода во взрослую жизнь проходят обряд инициации.

Слайд 1

Текст слайда:

Неолит

Prezentacii.com

Слайд 2


Текст слайда:

Новые системы координат

В эпоху неолита человек вышел из пещеры
и начал осваивать открытые пространства.

Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве.

Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево.

Произошло формирование языка.

Появились абстрактные мышление и понятия.

Просветление

Слайд 3


Текст слайда:

Новая модель мира

В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).

Точка первотворения содержит в себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка.

Солнцегриб

Из серии «Жернова времени»

Слайд 4


Текст слайда:

В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев).

Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл).

Бог Дагда

Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах
о первочеловеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.

Слайд 5


Текст слайда:

Слово. Миф. Сказка

В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок.

К этому периоду относятся:
мифы творения;
циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные);
мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной.

Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно.

Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.

Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает:
запрет;
нарушение запрета;
кару;
путешествие в иной мир;
испытание;
возвращение с дарами.

Слайд 6


Текст слайда:

Обряды. Танцы

Постоянные элементы обряда:
культ природы (использование
символических растений);
огня (очистительные действия);
еды (совместные трапезы);
магия слова и звука (шумное
поведение);
гадания;
ритуальный смех.

Так же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом.

Танец Солнца

Слайд 7


Текст слайда:

Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837

Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания

Танец алеутов

Танец долганов

Слайд 8


Текст слайда:

Орнаментальные «тексты»

Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира,
а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов.

Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде
Вознесеновка, Нижний Амур

Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье

Сосуд
эпохи неолита

Фрагменты
ямочно-гребенчатой керамики

Дипилонская
ваза

Слайд 9


Текст слайда:

Японская веревочная керамика неолита – дземон

В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос.

Керамика периода трипольской культуры

Слайд 10


Текст слайда:

На основе архетипа Мирового древа
в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует единство мотива (категория пространства) и ритмико-метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич).

Мировое дерево

Слайд 11


Текст слайда:

Мегалитическая архитектура

В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез.

Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ.

В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы.

Курган Нью-Гнейндж Ирландия

Менгир
Бретань, Франция

В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы.

Дольмен «Большой Кичмай». Краснодарский край

Дольмен «Волконский». Северо-Западный Кавказ

Слайд 12


Текст слайда:

Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли.
Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря.

Кромлех в Стоунхендже Великобритания

Реконструкция (forums.civ.org.pl)

Слайд 13


Текст слайда:

Совпадение пространства вселенной
с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий.

Стела из Керносовки. Украина

Состояние становления космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.

Слайд 17


Текст слайда:

В оформлении статьи использованы картины
художника Юрия Лисовского

Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство» № 2/2012

Похожие публикации