Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности год. Состав бухгалтерской (бюджетной) отчетности, представляемой в налоговые органы организациями государственного сектора (получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями)

Бухгалтерская отчетность - это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В законе дается такое определение: "Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства". Это определение содержится в Федеральном законе России "О бухгалтерском учете".

Отсюда следует, что бухгалтерская отчетность должна давать полную картину о финансовом состоянии организации за конкретный период.

Законом 402-ФЗ о бухгалтерском учете установлено, что бухгалтерская отчетность должна быть :

  • Достоверной. Она должна содержать правильные сведения и давать реальное представление о финансовом положении компании.
  • Полезной. Полезность определяется критериями уместности, надежности, сравнимости и своевременности. Полной.
  • Существенной. Она должна включать существенные показатели, то есть те, которые имеют влияние на принятие экономических решений.
  • Нейтральной. Нейтральность подразумевает объективность и исключает одностороннее представление интересов той или иной группы.
  • Последовательной.
  • Полной.

В России бухгалтерская отчетность на законодательном уровне регулируется законом 402-ФЗ, Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), а также частично - Налоговым кодексом РФ. В мире действуют Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО - IFRS), и в России с 1998 года действует специальная программа по приведению российской отчетности в соответствие с МСФО.

В практическом плане бухгалтерская отчетность - это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям - коммерческим, бюджетным, страховым и прочим. Это:

  • бухгалтерский баланс.
  • отчёт о финансовых результатах.
  • отчёт об изменениях капитала.
  • отчёт о движении денежных средств.

Ниже мы рассмотрим особенности составления и представления бухгалтерской отчетности.

Что касается индивидуальных предпринимателей (ИП) , то они не обязаны сдавать бухгалтерские отчеты, как не обязаны вести бухучет. Их основная задача - налоговый учет и отчетность. Также есть предприятия, к которым установлены упрощенные требования по ведению учета и сдаче отчетности по бухгалтерии. Ниже мы также рассмотрим все эти аспекты.

Кто обязан вести бухучет и сдавать отчетность?

Бухгалтерская отчетность - это результат бухгалтерского учета организации. Таким образом, бухгалтерскую отчетность обязаны формировать и сдавать все те субъекты предпринимательства, которые по законодательству должны вести бухгалтерский учет. А обязанность эта закреплена в Законе "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ (статья 6).

По умолчанию вести бухгалтерский учет обязаны все субъекты предпринимательства. Но есть несколько исключений.

Так, освобождены от ведения бухучета :

  • Индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД, ЕСХН.
  • Индивидуальные предприниматели на патентной системе.
  • Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения, уплачивающие НДФЛ.
  • Филиалы иностранных организаций в РФ, если они ведут учет по законодательству своей страны.
  • Участники проекта "Сколково".
  • Субъекты малого предпринимательства. Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников - не более 250 человек, годовой доход - не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале.
  • Некоммерческие организации.

Подробнее об упрощенном ведении учета и сдаче отчетности читайте в соответствующем разделе данного справочного материала.

Обязанность сдавать отчетность также закреплена в Налоговом кодексе РФ (статья 23), где сказано, что налогоплательщики обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС по месту нахождения организации.

Главные правила бухгалтерской отчетности

Есть несколько базовых правил, которым должен соответствовать бухгалтерский отчет. Их можно найти в нескольких нормативных документах: Законе 402-ФЗ, ПБУ 4/99, Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (им установлены формы отчетности). Это:

  1. Язык отчета - только русский.
  2. Валюта, используемая в отчете, - только рубли.
  3. Детализация денежных сумм - в тысячах рублей без десятичных знаков либо в миллионах рублей без десятичных знаков (если обороты большие).
  4. Числовые показатели - в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, что раскрывается в Пояснениях к балансу.
  5. Никаких помарок или исправлений в отчете быть не может.
  6. Пустых граф оставлять нельзя. Если значения для той или иной графы нет, то ставится прочерк.
  7. Если число - отрицательное, то оно указывается в круглых скобках. Для вычитаемых показателей применяется то же правило.
  8. Статьи бухгалтерской отчетности оцениваются по правилам, установленным ПБУ.
  9. Зачет между статьями активов-пассивов, прибылей-убытков не допускается.
  10. Данные бухгалтерского отчета за 2016 год должны быть сопоставимы с данными за 2015 и более ранние годы. Если это не так, то нужно их корректировать.

    Состав годовой бухгалтерской отчетности 2016

    Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих компаний должна включать:

    • Бухгалтерский баланс;
    • Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);
    • Отчет об изменениях капитала;
    • Отчет о движении денежных средств;
    • пояснительные записки к балансу и отчетам;
    • аудиторское заключение - в случае, если организация подлежит обязательному аудиту.

    Формы бухгалтерского баланса и вышеупомянутых отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

    Внимание! Для страховых и кредитных организаций установлены свои формы отчетности. Подробнее о них - см. в соответствующих пунктах данного справочного материала.

    Сроки сдачи годовой отчетности

    Статья 23 НК РФ говорит о том, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.

    Если 31 марта попадает на субботу или воскресенье, то сдать отчетность можно в следующий за ними понедельник. В 2017 году этот день выпадает на пятницу, так что никакого переноса срока не будет.

    Поскольку сдавать отчет можно разными способами, то встает вопрос, как именно будет считаться дата сдачи отчета:

    • Если отчетность отправлена по почте ценным письмом с описью вложения - такой датой считается день ее почтового отправления. Он указывается на почтовом штемпеле, проставляемом работником почты на описи вложения.
    • Если отчетность представлена лично - такой датой считается дата ее подачи. Эту дату налоговый работник должен указать на экземпляре отчетности или ее копии, которая остается у налогоплательщика. Дата ставится вместе с росписью сотрудника ИФНС, подтверждающей получение налоговым органом отчета от организации.
    • Если отчетность представлена в электронном виде - датой отправки считается дата, указанная в подтверждении отправки, т.е. в электронном документе, сформированном оператором связи или налоговым органом.

    ВАЖНО! Сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал или месяц) в налоговую инспекцию не нужно.

    ПБУ и МСФО

    ПБУ и МСФО - это стандарты бухгалтерского учета. В чем отличие?

    ПБУ - это аббревиатура для "Положения о бухгалтерском учете". Это стандарты бухгалтерского учета России, регламентирующие порядок учета активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. ПБУ - это внутренние документы России, они принимаются Минфином РФ и действуют для коммерческих небанковских организаций (для банков и кредитных организаций используются положения, принимаемые Центробанком РФ).

    Сегодня действуют 24 ПБУ, все они обязательны к применению при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухучета.

    МСФО (IFRS) - аббревиатура для "Международных стандартов финансовой отчетности". Эти стандарты принимает организация "Совет по Международным стандартам финансовой отчётности" (IASB), расположенная в Великобритании.

    МСФО обязательны к применению в некоторых странах Европы, а также почти для всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

    В России действует программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н в нашей стране введены в действие 63 документа: сами стандарты МСФО и разъяснения к ним.

    Кто подписывает бухгалтерский отчет?

    Подпись руководителя на годовой бухгалтерской отчетности организации обязательна. С мая 2015 года Минфин исключил подпись главного бухгалтера на отчете (ранее она также ставилась в обязательном порядке).

    Формы бухгалтерской отчетности коммерческих организаций

    1. Бухгалтерский баланс (форма 071001) - состоит из 5 разделов: Внеоборотные активы, Оборотные активы, Капитал и резервы, Краткосрочные и Долгосрочные обязательства. Форма баланса заполняется построчно, в каждой строке приводятся показатели на отчетную дату отчетного периода, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря предпредыдущего года.
    2. Отчет о финансовых результатах (отчет и прибылях и убытках) - форма 0710002. В нем отражается информация о доходах и расходах организации, а также о ее прибылях и убытках за отчетный период и аналогичный период предыдущего года (это установлено в ПБУ 4/99).
    3. Отчет об изменении капитала (форма 0710003) - показывает движение капитала организации за отчетный и два предыдущих года.
    4. Отчет о движении денежных средств (форма 0710004) - показывает потоки денежных средств и их эквивалентов в организации за отчетный год и предыдущий год.
    5. Пояснительная записка к Бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах - эти документы могут оформляться как таблицей, так и текстом. В случае оформления таблицей, организация сама устанавливает содержание этих пояснений.

    Все эти формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

    Субъекты малого предпринимательства также используют формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, утвержденные этим же приказом Минфина.

    Бухгалтерский отчет и учет в упрощенном порядке

    Закон 402-ФЗ о бухучете разрешает некоторым организациям (в том числе субъектам малого предпринимательства) вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в упрощенном порядке. В то же время указанные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.

    По упрощенной схеме могут вести учет:

    • Участники проекта "Сколково".
    • Субъекты малого предпринимательства.
    • Некоммерческие организации.

    Законом отдельно оговорено, кто не имеет права вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную отчетность. Это:

    1. организации, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;
    2. ЖК, ЖСК и МФО;
    3. кредитные потребительские кооперативы;
    4. государственные организации;
    5. политические партии;
    6. коллегии адвокатов, адвокатские бюро, палаты и консультации;
    7. нотариальные палаты;
    8. некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

    Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства

    Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников - не более 250 человек, годовой доход - не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале (есть несколько вариантов).

    Субъекты малого предпринимательства сдают только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Также им дано право добавлять в отчет финансовые показатели только по группам статей без детализации.

    Что касается собственно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, то все они перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015. Это:

    • Ведение учета без двойной записи.
    • Сокращенный план счетов.
    • Упрощенная система регистров учета.
    • Возможность не применять некоторые ПБУ.
    • Кассовый метод учета доходов и расходов.
    • Оценка финансовых вложений по их первоначальной стоимости (то есть без последующей переоценки).
    • И некоторые другие детали.

    Бухгалтерский учет и отчетность участников "Сколково"

    На учет и отчетность для этой категории компаний распространяются те же правила, что применяются и к малым предприятиям.

    Бухгалтерский отчет некоммерческих организаций

    Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для НКО перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 (это письмо относится только к НКО!). Они в целом повторяют те же правила, которые установлены Информацией Минфина № ПЗ-3/2015 для малых предприятий (см. выше по тексту), с некоторыми незначительными изменениями.

    Годовой бухгалтерский отчет некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

    В Отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о поступлении в НКО средств, предназначенных для обеспечения ее уставной деятельности, и о целевом использовании этих средств в соответствии с утвержденным бюджетом или финансовым планом. Отчет также содержит данные об остатке этих средств на начало и конец отчетного периода (года).

    Форма, по которой НКО составляют этот отчет, может быть двух типов:

    1. общеустановленная форма 0710006
    2. упрощенная форма 0710006.

    Вторую, упрощенную, могут использовать те некоммерческие организации, которые ведут учет по упрощенной схеме (имеют на это право согласно закону 402-ФЗ).

    Первую, общую, применяют все остальные. Либо, по желанию, ее также могут использовать и "упрощенцы".

    Обе формы утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

    Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций

    Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений регулируется отдельными нормативными актами. Она отличается от отчетности коммерческих компаний. Более того - для разных типов бюджетных учреждений эта отчетность тоже разная, хотя и имеет схожие принципы и черты.

    Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

    Казенные учреждения при составлении отчетности руководствуются другим документом - Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

    Общие требования к отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений таковы:

    • Отчетность составляется по итогам календарного года.
    • Данные, отраженные в отчетности, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств.
    • Отчет должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером и может быть сдан как на бумаге, так и в электронном виде.

    Отчетность необходимо сдавать по следующим формам:

    • Баланс учреждения (форма 0503730 - для бюджетных и автономных, форма 0503130 - для казенных учреждений)
    • Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503710 - для бюджетных и автономных, форма 0503125 - для казенных учреждений)
    • Справка по заключению счетов бюджетного учета (форма 0503725 - для бюджетных и автономных, формы 0503110 и 0503111 - для казенных учреждений)
    • Отчет об исполнении плана/бюджета (форма 0503737 - для бюджетных и автономных, формы 0503127, 0503317 и 0503117 - для казенных учреждений)
    • Отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738 - для бюджетных и автономных, форма 0503128 - для казенных учреждений)
    • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503721 - для бюджетных и автономных, форма 0503121 - для казенных учреждений)
    • Пояснительная записка (форма 0503760 - для бюджетных и автономных, форма 0503160 - для казенных учреждений)
    • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184 - только для казенных учреждений)
    • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120 - только для казенных учреждений)
    • Отчет о движении денежных средств (форма 0503123 - только для казенных учреждений)
    • Отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (форма 0503124 - только для казенных учреждений)
    • Разделительный баланс (форма 0503230 - только для казенных учреждений)
    • Консолидированный отчет о финансовых результатах (форма 0503321 - только для казенных учреждений)
    • Консолидированный отчет о движении денежных средств (форма 0503323 - только для казенных учреждений)

    Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций

    Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций - особенная. Она регулируется нормативными документами Банка России. Основополагающими документами являются "Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П) и Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности". Внимание!

    Новые формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, которое отменило ранее действовавшее Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.

    В числе новых форм отчетности:

    • 0409120 "Данные о риске концентрации", разработанная в целях оценки экономического положения кредитных организаций с учетом риска концентрации;
    • 0409171 "Сведения для расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций";
    • 0409702 "Информация о неисполненных сделках", разработанная в целях ведения статистики и оперативного мониторинга системных рисков финансовой системы, связанных с неисполнением отдельных видов сделок на финансовых рынках.

    Также уточняются требования к формированию показателей отчетных форм и порядку их представления в Банк России.

    Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.

    Аудит бухгалтерской отчетности

    В ряде случаев законом установлено, что организация обязана проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Список случаев, когда это обязательно, установлен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В частности, аудит обязателен:

    • для всех АО (акционерного общества);
    • для компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
    • для кредитных организаций, фондов, участников рынка ценных бумаг, страховых и клиринговых компаний;
    • для организаторов азартных игр и операторов лотерей;
    • для СРО (саморегулируемых организаций);
    • для государственных компаний и корпораций;
    • для ряда конкретных компаний (Ростех, Росатом, Агентство по страхованию вкладов, Роскосмос и т.д.);
    • а также если объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

    Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, но прилагается к ней. Аудиторское заключение организация обязана предоставить в орган государственной статистики и опубликовать его вместе со своей годовой отчетностью.

    Инвентаризация

    Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана провести инвентаризацию. Это обязательство распространяется на все компании вне зависимости от их режима налогообложения или организационно-правовой формы. Задача инвентаризации - обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Для этого в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации.

    Такая инвентаризация - плановая. Для ее проведения руководитель должен утвердить положение об инвентаризации. Сроки проведения такой инвентаризации - с 1 января по 31 декабря отчетного года.

    Годовая инвентаризация проводится по всем активам и обязательствам компании, проверка - сплошная.

    Есть и другие причины проведения инвентаризации, внеплановые. Они установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Федеральным законом 402-ФЗ и ПБУ 4/99). Это:

    • смена материально ответственных лиц;
    • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации;
    • ликвидация или реорганизация организации.

    Порядок проведения инвентаризации

    • Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
    • Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
    • Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица
    • Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)
    • Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств
    • Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
    • Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации
    • Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

    Составляем годовой отчет с Консультант Плюс

    Разработчики справочной правовой системы Консультант Плюс традиционно выпускают ежегодный аналитический материал "Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности". Этот материал обычно включает очень подробные разъяснения о формировании бухгалтерского отчета за год, с примерами, комментариями, образцами заполнения форм документов и т.п.

    Уникальный инструмент, заложенный в этом материале, - раздел "Взаимоувязка показателей" поможет еще раз проверить свой готовый отчет на корректность деталей.

    От Консультант Плюс.

Значительная часть изменений, внесенных в Инструкции о порядке составления, представления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее – , ) и , обусловлена изменениями порядка применения бюджетной классификации, а именно – исключением кодов КОСГУ из кода классификации расходов бюджета начиная с исполнения бюджетов в 2016 году.

НАША СПРАВКА

На официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы" (подраздел "Учет и отчетность") размещены проекты контрольных соотношений для квартальной бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

В первую очередь изменения коснулись порядка формирования отчетности, содержащей сведения о кассовом исполнении бюджета участниками бюджетного процесса, а также сведения о кассовом исполнении Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями. Так, из положений исключено требование о формирования Отчета об исполнении бюджета (форма 0503127) в разрезе кодов статей (подстатей) КОСГУ. При этом изменения не коснулись самой формы Отчета об исполнении бюджета (форма 0503127).

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Актуальные вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства.


Скорректирован также порядок составления Сведений об исполнении бюджета (форма 0503164), формируемых на основании Отчета (форма 0503127): из состава кода бюджетной классификации, указываемого в графе 1 разделов "Расходы бюджета" и "Источники финансирования дефицита бюджета", начиная с 2016 года исключен код главы по БК ().

Для бюджетных и автономных учреждений состав Пояснительной записки (форма 0503760) дополнен Сведениями об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (форма 0503295) (). Сведения (форма 0503295) содержат обобщающую информацию по всем видам деятельности учреждения и представляются учреждениями ежеквартально. Информация о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения раскрывается в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (форма 0503760).

Отдельно остановимся на тех нововведениях, которые должны учитывать все государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные) при подготовке отчетных форм в 2016 году.

В целях отражения сумм отложенных обязательств раздел "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" Отчета о бюджетных обязательства (форма 0503128) и Отчета об обязательствах учреждения (форма 0503738) дополнены соответствующей строкой 911.

Из состава форм, представляемых в составе Пояснительной записки (форма 0503160, форма 0503760), исключены Сведения по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей (форма 0503176, форма 0503776) , ).

Изменены формы Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169, форма 0503769) – отчет дополнен графами для детализации показателей, характеризующих уменьшение и увеличение задолженности, в том числе по неденежным расчетам ( , ).

В целях отражения аналитической информации о движении просроченной дебиторской и кредиторской задолженности Сведения (форма 0503169, форма 0503769) дополнены соответствующим разделом 3.

Начиная с 2016 года Сведения (форма 0503169) формируются получателями бюджетных средств раздельно по видам деятельности (бюджетная деятельность, средства во временном распоряжении) ().

ВНИМАНИЕ

Не забудьте, что по общему правилу показатели бухгалтерской (бюджетной) отчетности в 2016 году формируются с учетом переноса показателей по счетам на 1 января 2016 года, произведенного в межотчетный период согласно положениям письма Минфина России от 14 марта 2016 г. № 02-07-07/14989.

Отражение возврата дебиторской задолженности прошлых лет и возврата остатков субсидий в отчетности бюджетных и автономных учреждений

Уже начиная с отчетности за 2015 год операции по восстановлению расходов прошлых лет, произведенных в отчетном периоде, в Отчете (форма 0503737) не подлежали отражению в строках, детализирующих строку 200 раздела "Расходы учреждения" Отчета (форма 0503737), а отражались обособленно – в строке 300 Отчета (форма 0503737).

В то же время до внесения изменений в Инструкцию № 33 Приказом № 199н оставался не урегулированным порядок отражения в Отчете (форма 0503737) операций по возврату неиспользованных остатков субсидий, полученных учреждениями в прошлом году и возвращенных в отчетном периоде. При этом ранее специалисты финансового ведомства указывали: операции по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями отражался в разделе "Доходы учреждения" Отчета (форма 0503737) по строке 104 со знаком "минус" (см., в частности, ).

Начиная с 2016 года порядок отражения операций по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов прошлых лет в Отчете (форма 0503737) и Отчете (форма 0503723) не позволяет квалифицировать указанные операции в качестве "доходных" и "расходных" операций.

Так, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытых к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" и 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", операции по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов прошлых лет подлежат отражению:

  • в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (форма 0503737) ();
  • в разделе "Изменение остатков средств" Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) (п. 55.1 Инструкции № 33н).

Исходя из положений п. 55.1 Инструкции № 33н учет на забалансовых счетах 17 и 18 операций по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов должен быть организован, в том числе и в разрезе кодов КОСГУ (510 и 610).

Порядок отражения на забалансовых счетах 17 и 18 указанных операций в разрезе аналитических данных по видам поступлений и выбытий положениями , и не установлен. Соответственно, такой порядок желательно определить в рамках формирования учетной политики учреждения.

Отчет об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737)

Изменения, внесенные в порядок формирования Плана ФХД и от 17 декабря 2015 г. № 201н, повлекли изменения порядка формирования Отчета об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737). были внесены изменения, касающиеся как самой формы Отчета об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737), так и порядка отражения отдельных показателей Отчета (форма 0503737). При этом алгоритм формирования Отчета (форма 0503737) остался прежним.

При формировании Отчета (форма 0503737) следует учесть следующие изменения:

Подробнее с особенностями составления Отчета (форма 0503737) и примерами его заполнения Вы можете ознакомиться в материалах "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В бланке формы отсутствует "привязка" к конкретным кодам статей (подстатей) КОСГУ строк, детализирующих:

  • строку 010 раздела "Доходы";
  • строку 200 раздела "Расходы";
  • строки 520 и 620 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения".

Формирование показателей отчета по строкам осуществляется с указанием:

  • кода аналитической группы подвида доходов – в разделе 1 Отчета (форма 0503737);
  • кода видов расходов – в разделе 2 Отчета (форма 0503737);
  • кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов – в разделе 3 Отчета (форма 0503737).

При отсутствии показателей строки не формируются.

Раздел "Источники финансирования дефицита средств учреждения" дополнен строкой 590 "Движение денежных средств", отражающей сумму показателей:

"Движение денежных средств", отражающей сумму показателей:

  • строки 591 "Поступления денежных средств прочие" (формируется на основании показателей по возврату сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет;
  • строки 592 "Выбытия денежных средств прочие" (формируется на основании показателей по выбытию денежных средств при перечислении денежных обеспечений, а также возврату остатков субсидий прошлых лет).

В строке 910 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" подлежит отражению сумма возвращенных остатков субсидий прошлых лет. Ранее отражаемые в строке 910 суммы восстановленных расходов прошлых лет подлежали отражению в строке 950 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет".

Несмотря на исключение кодов КОСГУ из классификации расходов бюджета, КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации РФ и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Отчет о движении денежных средств (форма 0503123)

В 2016 году в составе бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета представляется Отчет о движении денежных средств (форма 0503123) (п. 146-150.2 Инструкции № 191н).

ВНИМАНИЕ

Отчет (форма 0503123) формируется в разрезе кодов статей (подстатей) КОСГУ и содержит обобщающие данные о движении денежных средств:

  • на счетах, открытых в кредитных организациях;
  • на лицевых счетах в казначейский органах;
  • в кассе учреждения.

В целях корректного формирования Отчета (форма 0503123) на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" и 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", получателем бюджетных средств в рамках учетной политики должен быть организован аналитический учет поступлений и выбытий в разрезе кодов КОСГУ. Отчет (форма 0503123) включает следующие разделы:

  • раздел 1 "Поступления" (отражается информация о поступлениях денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
  • раздел 2 "Выбытия" (отражается информация о выбытиях денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
  • раздел 3 "Изменение остатков средств" (отражается информация об увеличении и уменьшении остатков денежных средств по текущим инвестиционным, финансовым операциям, включая операции со средствами во временном распоряжении);
  • раздел 4 "Аналитическая информация по выбытиям" (отражается детализированная в разрезе кодов раздела, подраздела классификации расходов бюджета информация по выбытиям, отраженным по строкам 220 и 310 раздела 2 "Выбытия").

ПРИМЕЧАНИЕ

При формировании Отчета (форма 0503123) следует учитывать, что суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет не включаются в показатель строки 052 раздела 1 "Поступления", а подлежат отражению в строке 421 раздела 3 "Изменение остатков средств". В бюджетном учете и отчетности возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается по коду 510 КОСГУ.

Показатели в граформа 5 "За аналогичный период прошлого финансового года" Отчета (форма 0503123) подлежат заполнению начиная с отчетности за 2017 год.

Отчет о движении денежных средств учреждения (форма 0503723)

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений, представляемой начиная с 2016 года, дополнен Отчетом о движении денежных средств учреждения (форма 0503723), порядок формирования которого установлен п.п. 55.1, 55.3 Инструкции № 33н.

ВНИМАНИЕ

В соответствии с Отчет о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) представляется начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2016 года. Кроме того, Минфином России подготовлен проект изменений в , согласно которым Отчет (форма 0503723) подлежит формированию в составе полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности (см. подп. "а" п. 1.3 Приложения № 4 к проекту приказа Минфина России "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации").

Основанием для отражения показателей в Отчете (форма 0503723) являются аналитические данные по по видам поступлений и выбытий, отраженные на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам:

  • 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";
  • 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (для автономных учреждений);
  • 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации;
  • 0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации";
  • 0 201 34 000 "Касса";
  • 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".

Отчет (форма 0503723) содержит обобщающие показатели по всем видам деятельности учреждения, сгруппированные по разделам:

  • раздел 1 "Поступления" (отражаются поступления денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов);
  • раздел 2 "Выбытия" (отражаются выбытия денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов);
  • раздел 3 "Изменение остатков средств" (отражается увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также курсовая разница);
  • раздел 4 "Аналитическая информация по выбытиям" (отражается детализированная информация по выбытиям, отраженным по строкам 220, 310 раздела 2 "Выбытия").

ПРИМЕЧАНИЕ

Показатели в граформа 5 "За аналогичный период прошлого финансового года" Отчета (форма 0503723) подлежат заполнению начиная с отчетности за 2017 год.

Анна Шершнева ,
эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Для удобства бухгалтера, который регулярно сдает отчетность по предприятию в налоговую инспекцию, мы составили подробный календарь того, когда, в какой форме и какие документы нужно предоставить в 2016 году. График сдачи очень важен, любая просрочка и затягивание процесса может обернуться штрафными санкциями со стороны контролирующих органов, т.к. это - прямое нарушение действующего законодательства.

11.01.2016

График предоставления подотчетной документации в электронном виде и в письменном формате по состоянию на 2016 год

Наименование отчетности

Последний срок сдачи отчетности в 2016 году

При какой среднесписочной численности работников за 2015 год отчетность сдается в 2016 году только в электронном виде*

Статья по теме

Отчетность в Фонды

4-ФСС за 2015 год в ФСС

свыше 25 человек

Форма 4 ФСС. Образец, бланк

РСВ-1 за 2015 год в ПФР

25 человек и более

Форма РСВ-1. Образец, бланк

4-ФСС за отчетные периоды 2016 года в ФСС

свыше 25 человек

Форма 4 ФСС. Образец, бланк

РСВ-1 за отчетные периоды 2016 года в ПФР

25 человек и более

Форма РСВ-1. Образец, бланк

Ежемесячные отчеты в ПФР начиная с апреля 2016 года

Не позднее 10 числа следующего месяца

25 человек и более

Ежемесячная отчетность в ПФР

Отчетность в налоговую инспекцию

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2015-й) в налоговую инспекцию

Свыше 100 человек**

Среднесписочная численность бланк 2016

Сообщение о невозможности удержать у налогоплательщика НДФЛ

Свыше 25 человек

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ

Декларация по транспортному налогу (ИП не сдают)

Свыше 100 человек

Декларация по транспортному налогу — образец заполнения, бланк

Декларация по земельному налогу (ИП не сдают)

Свыше 100 человек

Готовится к публикации

Бухгалтерская отчетность (также один экземпляр нужно отправить в органы статистики)

Без ограничений

Баланс при УСН за 2015 год

Отчет о финансовых результатах при УСН за 2015 год

Декларация по УСН организаций

Свыше 100 человек

Декларация по налогу на имущество организаций (ИП не сдают)

Свыше 100 человек

Декларация по налогу на имущество

Справка 2-НДФЛ

Свыше 25 человек

Вопросы и ответы по 2-НДФЛ

Декларация по УСН предпринимателей

Свыше 100 человек

Декларация по УСН в 2016 году

Декларация по НДС

В электронном виде при любой численности работников***

Декларация по НДС

Декларация по ЕНВД

Свыше 100 человек

Декларация по ЕНВД

Ежеквартальные расчеты по НДФЛ по форме 6-НДФЛ

Свыше 25 человек

6-НДФЛ в 2016 году

Обращаем ваше внимание на несколько важных примечаний, которые нужно учитывать при составлении и предоставлении документов:

* Чтобы иметь возможность сдавать налоговую отчетность на бумаге, нужна определенная численность работников на предприятии. В другом случае можно самостоятельно выбрать более удобный вариант сдачи документов - в электронном или бумажном формате.

** Как только количество официально зарегистрированных наемных работников превышает установленный законодательством лимит в 100 человек, предприниматель не имеет больше права находиться на упрощенной системе налогообложения.

*** В общем и целом развитие компьютерных технологий требует электронной подачи отчетности относительно НДС. В исключения входит подача декларации налоговым агентом. Кто он? Это - лицо, которое может не вносить взнос по НДС согласно категорий, установленных в Законе. К налоговым агентам не относятся экспедиторы, посредники (третьи лица) и застройщики, предоставляющие от своего имени счаста-фактуры и принимающие эти счета, представляя интересы другой стороны.

Еще один небольшой нюанс - торговля в столице подразумевает оформление деятельности в отделении ИФНС, срок, в течение которого вы должны это сделать, обозначен 5 днями после даты обложения объекта торговым сбором. Халатное отношение к своевременному уведомлению или просрочка наказываются штрафными санкциями, составляющими 10% от прибыли за время торговли, когда уведомление работники госслужбы уже должны были получить на руки, если сумма слишком мала, она все равно доводится до минимального размера пени - 40000 рублей.

Когда в 2016 году сдавать отчетность в ПФР

Месяц, за который сдается отчет

Крайний срок представления

Апрель 2016

Май 2016

Июнь 2016

Июль 2016

Август 2016

Сентябрь 2016

Октябрь 2016

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

13.09.2016

За нарушение сроков сдачи отчетности руководителя или главного бухгалтера оштрафуют, а не соблюдение сроков сдачи налоговых деклараций повлечет за собой штрафы, накладываемые на организацию.

Ответственность за это нарушение сроков представления налоговых деклараций предусмотрена в статье 119 Налогового кодекса РФ. Причем независимо от срока опоздания с декларацией размер штрафа – 5% от неуплаченной суммы налога, но не более 30% от неперечисленной суммы налога по декларации и не менее 1000 рублей.

За нарушение сроков представления декларации фирмы на руководителя или главного бухгалтера наложат штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ). Протоколы об этих административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов
(п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Чтобы вас не оштрафовали соблюдайте все сроки сдачи отчетности и уплаты налогов.

Организации на общей системе налогообложения сдают отчетность ежемесячно, ежеквартально, по итогам 9 месяцев и за год.

Налоговая отчетность в 2017 году в ФНС и фонды

Отчетность Куда сдавать Периодичность сдачи отчетности и сроки
Декларация по НДС В ФНС

Налоговый период для НДС – квартал.

Декларацию по НДС организации сдают по итогам каждого квартала: за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Уплата НДС производится равными долями в течение
3 месяцев, следующих за отчетным кварталом. Оплачивайте НДС до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом.

Сроки и порядок подачи декларации, а также сроки уплаты НДС установлены НК РФ: статья 163, статья 174.

Декларация по налогу на прибыль В ФНС

Декларация по налогу на прибыль сдается ежеквартально.

В 2017 году декларацию по налогу на прибыль нужно сдавать:

Организации, которые ежемесячно осуществляют авансовые платежи по налогу на прибыль, обязаны предоставлять декларации ежемесячно не позднее
28 числа месяца следующего за отчетным.

Сроки и порядок подачи декларации, а также сроки уплаты авансовых платежей и налога установлены в статьях 287 и 289 НК РФ.

Декларация по налогу на имущество В ФНС

Для налога на имущество установлен налоговый период – календарный год.

Для налога на имущество, который исчисляется из кадастровой стоимости, отчетными периодами являются: I, II и III кварталы календарного года.

Для налога на имущество, который исчисляется из его среднегодовой стоимости, отчетными периодами являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сроки отчетности, порядок уплаты налога на имущество и авансовых платежей устанавливаются субъектами РФ.

Порядок отчетности и уплаты налога на имущество регулируется НК РФ: статья 386, статья 383.

Декларация по транспортному налогу В ФНС

Порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавливаются субъектами РФ. Дата уплаты налога не может быть установлена позднее 1 февраля.

Отчетность и порядок уплаты транспортного налога регулируются НК РФ: статья 357, статья 363.

Декларация по земельному налогу В ФНС

Порядок и сроки уплаты земельного налога устанавливаются субъектами РФ. Дата уплаты налога не может быть установлена позднее 1 февраля.

Отчетность и порядок уплаты транспортного налога регулируются НК РФ: статья 388, статья 397.

Форма 6-НДФЛ В ФНС

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

Отчетность по налогу на доходы физических лиц в 2017 году по форме 6-НДФЛ представляется ежеквартально.

Форму 6-НДФЛ нужно сдавать в 2017 году:

Годовой расчет по форме 6-НДФЛ сдается не позднее
1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Единый расчет по страховым взносам В ФНС

Единый расчет по страховым взносам сдается в ФНС ежеквартально, начиная с первого квартала 2017 года: по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года.

Отчетность сдают все организации, у которых есть работники.

Единый расчет по страховым взносам сдается в ФНС
в 2017 году:

Этот расчет почти полностью заменил отчетность
4-ФСС.

Форма 2- НДФЛ В ФНС

Отчет по налогу на доходы физических лиц по форме
2-НДФЛ сдается сдается 1 (один) раз в год.

Справка 2-НДФЛ за 2016 год должна быть сдана в ФНС до 03.04.2017.*

Справка 2-НДФЛ за 2017 год должна быть сдана в ФНС до 02.04.2018.*

Если численность сотрудников более 25 человек, отчетность сдается в электронном виде. Если менее 25 – в бумажном виде.

Порядок сдачи отчетности регулируется НК РФ: пункт 2 статьи 230.

Сведения о среднесписочной численности В ФНС

Организациям необходимо представить сведения
о среднесписочной численности работников
до 20 января 2017 года. Сведения предоставляются
1 (один) раз в год.

Форма 4-ФСС В ФСС

В 2016 году все ООО с сотрудниками в штате отчитывались в ФСС по итогам квартала, полугодия,
9 месяцев и года.

В 2017 году отчет по форме 4-ФСС нужно сдать один раз.

Отчет по форме 4-ФСС за 2016 год сдается:

Вместо отчета по форме 4-ФСС введен Единый расчет по страховым взносам работников, который нужно сдавать в ИФНС, начиная с 1 квартала 2017 года.

Расчет взносов на обязательное страхование от несчастного случая на производстве и профзаболеваний В ФСС

В 2017 году в ФСС нужно сдавать ежеквартально Расчет взносов на обязательное страхование от несчастного случая на производстве и профзаболеваний. Расчет нужно сдавать в ФСС, начиная с 1 квартала 2017 года:

По итогам 2016 года подобный расчет предоставлять не нужно, так как он сдается в составе формы 4-ФСС (см выше).

Подтверждение основного вида деятельности В ФСС

Для подтверждения основного вида экономической деятельности предоставляются документы:

Заявление;

Справка-подтверждение;

Копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год, кроме малых предприятий;

Расчет взносов на обязательное страхование от несчастного случая на производстве и профзаболеваний.

Это требование утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55.

Отчет по форме РСВ-1 В ПФР

В 2017 году отчет по форме РСВ-1 нужно сдать в ПФР только 1 (один) раз за 2016 год.

Крайний срок сдачи РСВ-1 за 2016 год: не позднее 15.02.2017 в бумажном виде;

Не позднее 20.02.2017 в электронном виде.

В 2017 года ежеквартальные отчеты по форме РСВ-1 сдавать в ПФР не нужно. Вместо РСВ-1 нужно сдавать Единый расчет по страховым взносам в ФНС.

Отчетность по форме СЗМ-М В ПФР

Отчетность в ПФР в 2017 году по форме СЗВ-М сдается не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

*Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Бухгалтерская отчетность в 2017 году в ФНС и Росстат

**Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Сроки сдачи отчетности ООО на УСН в 2016 году

Компании на упрощенной системе налогообложения сдают декларацию по НДС, если их деятельность входит в список исключений, указанных в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ. В других случаях компания-упрощенец не сдает декларацию по НДС.

Компании на упрощенной системе налогообложения не освобождены от сдачи отчетности в ПФР, ФСС и ФНС.

В ФНС нужно подавать сведения о среднесписочной численности и справки по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. С ФСС нужно отчитываться за 2016 год по форме 4-ФСС, а далее в 2017 году нужно сдавать Единый расчет по страховым взносам в ФНС.

Отчетность упрощенцев по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, 4-ФСС, РСВ-1 ничем не отличается от отчетности организаций на общей системе налогообложения. О порядке отчетности мы написали выше, смотрите детально в таблице.

Кроме того, организация на УСН, обязана отчитаться и уплатить транспортный и земельный налог, если у неё на балансе есть имущество, подпадающее по объекты налогообложения.

Бухгалтерскую отчетность компания на упрощенной системе налогообложения сдает так же, как и компания на ОСНО.

Отчетность Куда сдавать Сроки и порядок отчетности
Декларация по УСН В ФНС

Декларация по УСН за 2016 год должна быть представлена не позднее 31.03.2017 либо в бумажном, либо в электронном виде.

На 2 апреля 2018 года перенесен срок сдачи, так как, если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий, праздничный, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Порядок и срок сдачи декларации по УСН установлен в статье 346.23
НК РФ.

Налог за 2016 год нужно перечислить в бюджет до 31.03.2017.

Срок уплаты авансовых платежей компанией на УСН:

Сроки уплаты авансовых платежей установлены в пункте 7 статьи 346.21 НК РФ.

Похожие публикации