Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Сложение занятие для дошкольников. Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание

Цель:

Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.

Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.

Закрепить названия времен года, названия месяцев.

Упражнять в порядковом счете.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант.

Формировать умение группировать предметы по определенным признакам, определяя эти признаки и ориентируясь по схеме.

Формировать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вводная часть

Воспитатель. - Дети, послушайте загадку:

«Семь братьев возрастом равные, а именами разные.» (Дни недели )

Сколько всего дней недели? Кто хочет их назвать?

Какой первый? Седьмой? Пятый?

Среда по порядку какой день недели? А суббота?

Какой сегодня день недели? Какой он по порядку? (Вторник)

Воспитатель. -Сегодня Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Скажите, а зачем нам нужна математика?

Ответы детей.

Тогда давайте выполним несколько ее задач, чтобы проверить свои знания.

1 задание

Первое о чем она хотела бы узнать - знаете ли вы времена года .

Какое сейчас время года?

Сколько всего времен года? Назовите их.

А сколько месяцев в каждом времени года?

Назовите осенние, зимние, весенние и летние месяцы.

Сколько всего в году месяцев?

Королева Математика хотела бы проверить, всем ли хватит задач на столах.

Дети считаются парами.

Королева Математика предлагает новые задачи. (Дети садятся за столы)

Основная часть

Следующая задача от королевы:

2 задание

Составление примеров по рисункам.

Какие математические знаки нужны для решения примеров?

Когда мы используем знак «+»? (Когда выполняем прибавление или увеличиваем количество)

А когда используется знак «-»? (Когда вычитаем, или уменьшаем количество)

Какой еще знак нам нужен? (=)

Королева Математика хотела бы вам напомнить правила сложения и вычитания.

Чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить еще часть и найти целое.

Чтобы выполнить вычитание надо от целого отнять часть и получить оставшуюся часть.

Кто изображен на рисунке?

Сколько было котят?

Сколько прибежали? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их всего стало?

Почему Вы считаете, что следует добавлять?

Как можно это записать в виде примера? математика в детском саду

Составим пример по следующему рисунком.

Сколько птиц было в кормушке?

Сколько полетело? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их осталось? Улетели все птицы или только часть из них? Как найти вторую часть, если мы знаем сколько было всего птиц?

Почему Вы считаете, что следует отнимать?

Как можно это записать в виде примера?

А теперь выполните самостоятельно задачи, которые у вас на столах. (Составление примеров по рисункам) (Воспитатель проверяет правильность выполнения и предлагает проверить друг друга)

Королева Математика довольна вашей работой и она решила пригласить вас на прогулку в «Геометрический лес», но прежде чем мы туда пойдем, она хотела бы, чтобы вы узнали кто в нем живет.

3 задание

Графический диктант «Кто в лесу живет».(сложность подбирается)

Двигайтесь от точки по схеме.

Воспитатель предлагает помочь друг другу. (Детям, которые справились раньше других предлагается раскрасить рисунок)

Как вы думаете, кто в лесу живет?

Да, это волк. Он приглашает нас на лесную поляну.

Физкультминутка «Лесная полянка»

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём,

А потом гулять пойдём.

(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)

4 задание

Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»

В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:

1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.

2 аллея - деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.

3 аллея - деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.

Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею.

Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?

Воспитатель. - Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Но она хотела бы спросить у вас...

Итог. Рефлексия

Какие задачи вам больше всего понравились?

А какие задачи выполнить было сложнее?

Кому помогали сегодня на занятии?

Данные об авторе

Смирнова В.Ю.,

Место работы, должность:

Воспитатель старшей логопедической группы высшей квалификационной категории

Город Москва

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Обучающие задачи: 1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. 2. Познакомить со знаком «-». 3. Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения. Развивающие задачи: 1. Развивать диалогическую речь. 2. Развивать внимание, логическое мышление, память. 3. Развивать познавательную активность, любознательность. Воспитательные задачи: 1. Формировать навыки сотрудничества на занятии. 2. Формирование коммуникативных навыков. 3. Продолжать формировать навыки самооценки. Коррекционные задачи: 1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. 2. Развивать навык согласования имен существительных с числительными.

Используемое оборудование:

Материалы к занятию:

Демонстрационный - 5 картинок с изображением головных уборов (3 синих и 2 красных шапки); знаки « - » и « = ».

Раздаточный - набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а двадругих из половин); набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы.

Краткое описание:

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Ход занятия:

1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель:

Дети, нам в группу необходимо приобрести одежду для кукол, пособия для занятий и, конечно, какую-нибудь новую игрушку. Я предлагаю сходить сегодня в магазин за покупками. Вы хотите пойти?

Дети: Да!

Воспитатель: Во что же мы будем складывать наши покупки? Что нам необходимо взять с собой?

Дети: Давайте возьмем сумку или пакет!

Воспитатель: Хорошо.

(воспитатель берет сумку)

Для того чтобы нам оказаться в магазине, вы должны назвать любой предмет зимней одежды.

(Дети называют предметы зимней одежды и проходят к столам, садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и в магазине!

2. Удаление из группы предметов ее части (вычитание).

Дидактическая игра «Отдел головных уборов». Формирование представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком « - ». Развитие навыков согласованияимен существительных с числительными. Развитие внимания, логического мышления.

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались в отделе, где продаются головные уборы. Посмотрите, что лежит на полке?

Дети: На полке лежат шапки.

Воспитатель: Сколько всего шапок лежит на полке?

Дети: На полке лежат 5 шапок.

Воспитатель: Нам необходимо купить 2 шапки для наших кукол. ……., возьми с полки 2 шапки и положи ихв сумку.

(ребенок берет с полки 2 шапки и кладет их в сумку)

Воспитатель: Спасибо! Сколько шапок осталось?

Дети: На полке осталось 3 шапки.

Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, сколько шапок было на полке?

Дети: На полке было 5 шапок.

Воспитатель: А какого цвета были шапки?

Дети: 3 синих и 2 красных шапки было на полке.

Воспитатель: Молодцы! Итак, ребята, посмотрите, что у нас получилось:

(воспитатель восстанавливает ситуацию с помощью моделей)

Сколько было всего шапок?

Дети: Было 5 шапок.

Воспитатель: Что произошло потом?

Дети: Мы купили 2 красные шапки. Убрали их с полки в сумку.

(воспитатель ставит модели красных шапок в первый маленький мешок и маркером проводит «волшебные ниточки»)

Воспитатель: Что осталось?

Дети: Осталось 3 синих шапки.

(воспитатель ставит модели синих шапок во второй маленькиймешок)

Воспитатель: Значит, - все шапки в большом мешке - мы разложили на две части: то, что взяли, и то, что осталось.

Воспитатель: Как можно назвать действие, которое мы выполнили?

(воспитатель дает детям высказаться)

Общепринятое название этого действия - вычитание. Обозначают его с помощью знака « - ».

(воспитатель ставит маркером знак « - »)

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько шапок осталось в большом мешке?

Дети: Осталось 3 синих шапки.

Воспитатель: Сравните их с теми, что мы положили во второй маленький мешок. Какой знак можно между ними поставить?

Дети: 3 и 3 - одинаковое количество. Значит знак « = ».

Воспитатель: Молодцы!

(воспитатель ставит маркером знак « = »)

Воспитатель: Покажите целое, первую часть, вторую. Почему на первом месте самый большой мешок?

Дети: Потому, что первый мешок - «целое».

Воспитатель: Почему два других мешка меньше, чем первыймешок?

Дети: Эти два мешка - «части».

Воспитатель: Молодцы! Мы сделали первую покупку! Пойдем теперь в другой отдел магазина за пособиями для занятий.

3. Закрепление представлений о смысле вычитания.

Дидактическая игра «Отдел учебных пособий». Закрепление представлений о смысле вычитания. Развитие памяти, внимания.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе учебных пособий», на которых лежит раздаточный материал: набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а двадругих из половин))

Воспитатель: А вот и пособия, которые понадобятся нам для занятий. Что это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Красные квадраты и зеленые круги.

Воспитатель: Выложите все геометрические фигуры на большой лист. Большой лист будет у нас большим мешком. Это целое.

Маленькие листы бумаги - это маленькие мешки, части. В них мы будем класть геометрические фигуры из большого мешка.

Отложите из большого мешка в маленький мешок красный квадрат. Какие фигуры останутся для второго маленького мешка?

Дети: Желтые круги.

Воспитатель: Сколько желтых кругов?

Дети: 4 желтых круга.

Воспитатель: Молодцы! Значит, эти 4 желтых круга у нас остались для второго маленького мешка.

Выложите во второй маленький мешок, то, что осталось. Расставьте знаки.

Покажите целое, первую часть, вторую. Посмотрите внимательно, если мы из целого отнимем одну часть, то, что произойдет?

Дети: Останется другая часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы заметили очень важное свойство вычитания: если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть.

Теперь мы сделали и вторую покупку. Давайте, сложим все геометрические фигуры в сумку, теперь они будут в нашей группе.

4. Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения.

Нам пора идти в следующий отдел магазина. А давайте по пути зайдем в игровую комнату и поиграем.

(звучит «Песня Буратино», дети проходят в игровую комнату)

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел!

Чтобы нам его достать, надо на носочки встать!

5. Повторение.

1) Дидактическая игра «Отдел одежды». Закрепление пространственных отношений. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Развитие навыка согласованияимен существительных с числительными.

Давайте пройдем в следующий отдел, в котором продают одежду.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе одежды», на которых лежит раздаточный материал: набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы)

Воспитатель: Посмотрите, вся одежда перемешалась! Давайте, разложим ее аккуратно.

Дети: Давайте!

Воспитатель:

Положите шарф в верхний левый угол.

Шапку положите в правый нижний угол.

Пальто положите в левый нижний угол.

Варежки положите посередине листа.

(Дети работают с раздаточным материалом)

Молодцы, вся одежда теперь у нас лежит аккуратно!

Давайте сосчитаем нашу одежду:

Одна шапка, две шапки…..пять шапок.

Один шарф, два шарфа…...пять шарфов.

Одно пальто, два пальто…пять пальто.

(Дети считают одежду вслух)

Молодцы! Давайте купим здесь пальто для нашей куклы.

(Дети кладут пальто в сумку)

2) Дидактическая игра «Отдел игрушек». Работа в тетрадях. Закрепление знаний свойств предметов.

Воспитатель: Вот мы и дошли до самого любимого отдела в магазине. Это отдел, в котором продают игрушки.

(Дети проходят за столы, на которых лежат рабочие тетради.Находят в тетрадях страницу 23, № 5).

Воспитатель: Выберите игрушку, которая вам больше всего нравиться. Найдите геометрические фигуры, которые использовал художник, при рисовании этой игрушки, и раскрасьте в заданный цвет.

(Дети выполняют задания в рабочих тетрадях)

Воспитатель: А теперь здесь мы купим игрушку нам в группу.

(Дети покупают игрушку медведя)

Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.

Игрушка медведь: Как я рад, что вы меня забрали из магазина. Я уже заждался. Какие отделы магазина посетили, и что там делали?

Дети: Мы были в отделах «Головные уборы», «Учебные пособия», «Одежда» и «Игрушки».

Мы познакомились с новым действием вычитание.

Игрушка медведь: А как выполняют это действие?

Дети: Из целого отнимают часть, и остается другая часть.

Игрушка медведь: Как интересно. Нарисуйте дома, мне, пожалуйста, картинки, где спрятаны круг, квадрат. А я с удовольствием их буду искать.

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем наших кукол покупками. А медведя познакомим с другими нашими игрушками.

(Дети надеваютновую одежду на кукол и играют с медведем)

Наталья Глебова
«Знак минус, вычитание». Конспект занятия по математике в старшей группе

НОД Познание в старшей группе

Тема «Знак минус , вычитание »

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество»

Цели :

1. Познакомить детей с математическим знаком минус , формировать умение решать примеры на вычитание .

2. Развивать любознательность, связную речь.

3. Умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы, развивать интерес к математике .

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в страну Знаний в город Математику . Как вы уже знаете, в этом городе живут различные цифры, геометрические фигуры и математические знаки . С одним жителем этого города, мы сегодня с вами познакомимся . Знакомьтесь это знак МИНУС . Вот как он выглядит. При появлении минуса всё уменьшается , идет на убыль или совсем исчезает.

Минус любит все отрицать . Иногда его называют знаком отрицания . Сравните утверждения и отрицания

Этого мальчика зовут Егор – это утверждение или отрицание

Он не Егор – это утверждение или отрицание

Я люблю мороженое (утверждение)

Я не пойду гулять (отрицание)

Это не слон (отрицание)

Это жираф (утверждение)

А теперь девочки придумают любое утверждение, а мальчики отрицание.

Ребята, вы заметили, что отрицание всегда всё превращает в противоположное.

Давайте с вами поиграем. Назовите, одним словом

Небыстрый (медленный)

Нетихий (громкий)

Нечистый (грязный)

Неглупый (умный)

Незлой (добрый)

Небольшой (маленький)

Нетяжёлый (легкий)

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сядь.

Истории, в которых участвует минус тоже можно записывать числами.

На столе лежало семь яиц. Мышка бежала, хвостиком махнула, пять яиц упало и разбилось. Сколько яиц осталось на столе? (правильно два)

А записывается это так

А теперь ребята, я запишу примеры, а вы придумаете и нарисуете к ним истории.

(работа в парах)

Дети рассказывают свои истории (по желанию)

Воспитатель предлагает детям рассказать, что нового они узнали. Подводит итог, благодарит детей за работу.

Литература

Е. В. Соловьёва. Математика и логика для дошкольников

Айша Курбанова
Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи :

Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме цвете предметов;

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материал к занятию :

Демонстрационный –картинки птиц, кошек, зайчат, белки, орехи, геометрические фигуры (два набора, в каждом – по 1прямоугольника желтого и по 3 круга -красного, по 3 треугольника-оранжевого, 2 овала-белого, 2 круга-коричного цвета). Модели «мешков» , карточки со знаком «+» и «=» .

Раздаточный – набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры, модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила куклу Машу. Она была очень грустная и попросилась к нам в гости. Вы знаете, какая она любознательная? Её сказочные друзья загадали ей загадку, но она не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможете Маше?

Дети : Поможем.

Воспитатель : Сейчас я прочту вам загадку послушайте внимательно и ответьте .

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс» , то, без сомнения,

Это действие … (дети - «сложение » ) – слайд 1

Сегодня тема нашего занятия «сложение » . Если отгадаете загадку, то вы узнаете каким знаком выражается сложение .

А этот «крестик» каждый знает :

Сложить он цифры помогает .

Ответит каждый карапуз,

Что этот знак зовётся. (дети : плюс) - слайд 2

Воспитатель : Ребята, Маша вместе с вами хочет узнать, что такое сложение .

А хотите я вам расскажу историю?

Жил-был во дворе воробей. – слайд 3.

Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети вынесут ему крошки. – слайд 4.

Однажды утром он прилетел на рябину и видит : сидят там вот такие гости. –слайд 5. - трех снегирей

Кто это?

Дети : Снегири.

Они прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей : ««Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят : «Не гони нас воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем.» Не стал воробей жадничать. «ладно, ешьте-говорит,- а мне дети из садика хлебных крошек принесут» . Так и остались они вместе на рябине.

Сколько на рябине снегирей? (дети - три)

Сколько воробьев? (дети один)

Как можно назвать воробья и снегирей одним словом? (дети – птицы) .

Сколько всего птиц на дереве? (ответы детей - 4)

Как вы узнали (сложили )

Молодцы, правильно! Сложение обозначается знаком плюс (показ) .

Посмотрите, сколько птиц сидят на ветке. Что получилось в результате сложения ? (1воробей и 3 снегиря – всего 4 птицы)

Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 прямоугольнику и по 3 круга, карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 прямоугольник, а во второй 3 кружка. На доске все действия дублируются.

Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 прямоугольник)

Что лежит во втором мешке? (3 кружка)

- Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 прямоугольник и 3 кружка)

Что мы сделали с фигурками?

Дети : Собрали, сложили , объединили их в общий большой мешок.

Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, сложили .

Давайте еще раз вспомним все сначала.

Что было в первом мешке? (один прямоугольник) – это первая часть.

Что было во втором мешке? (три кружка) – это вторая часть.

Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

На доске на столах у детей появляется картина

Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 1 прямоугольник и 3 кружка, и справа 1 прямоугольник и 3 кружка. Суммы равны).

Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

Физкультминутка :

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

А теперь давай поиграем и решим веселые задачки.

Первая задача : Три игривых рыжих кошки

Сели рядом у окошка

Тут две кошки подбежали

Сколько кошек вместе стало? (дети – пять) .

Воспитатель : Как вы узнали (дети сложили )

Молодцы, правильно! Сложение обозначается каким знаком (дети плюс) .

Слайд -6. - Посмотрите, сколько кошек сели рядом у окошка. Что получилось в результате сложения ? (дети было 3 кошки и 2 подбежали – всего стало 5 кошек) . Правильно молодцы.

А теперь решаем остальные задачи самостоятельно. У вас на столах лежат геометрические фигуры и модели мешков. Я сейчас вам прочитаю задачку, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Какими геометрическими фигурами мы можем заменит орехи? (дети - желтыми кружочками, а белочек (оранжевыми треугольниками, зайчат (белыми овалами, медвежат (коричневыми кругами) .

Вторая задача : Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орехов мелких

Вот еще лежит один

Ну и белка! Вот хозяйка

Ты орешки сосчитай – ка!

Воспитатель : Ну, что у вас получилось.

Дети : Мы сложили две части и получили одно целое – шесть орешек. – слайд 7

Воспитатель : Правильно теперь вы знаете как можно получить одно целое.

Третья задача : Вот задумал еж друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат

Двух зайчат и трех бельчат

Посчитайте поскорей

Сколько у ежа гостей?

Дети : Мы сложили три части и получили одно целое – семь гостей. –

Молодцы ребята справились вы с заданием.

Итог :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Вам понравилось? (да)

Нашей гостье тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо!

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение ) Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +) . Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД по математике для старшей группы ДОУ. Тема «В сказку с тетушкой Козой» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Школа №30» (дошкольный уровень) КОНСПЕКТ.

Конспект кружкового занятия в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание». Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: - Закреплять навыки количественного.

Конспект занятия по математике для детей старшей группы по сказке «Теремок» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить количественный и порядковый счёт,порядковые числительные. 2. Сравнить предметы по величине. 3. Закрепить.

Конспект занятия по математике для старшей группы «Знакомство с числом 10» Цель. -познакомить детей с цифрой 10, учить ее записывать; -закреплять знания цифр в пределах 10? -продолжать учить ориентироваться по плану.

Тема занятия: Задачи на сложение и вычитание.

Цели:
Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия;
Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел;
Учить детей решать задачи на смекалку (построение фигур, составленных из палочек) ;
Развивать умение планировать полный или частичный ход решения;
Представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек.

Задачи:
Закрепить представление о геометрических фигурах, знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представление о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношении смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10 в разных размерах, таблица с изображением тарелки, на которой сделаны разрезы, 7 цветных изображений конфет; доска, мел.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Предварительная работа: игры «Назови и покажи», «Проделки Шапокляк».

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Ход занятия

«Назови и покажи»

Назовите и покажите числа от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.

— Какое число идет до 5? (4? 3? 2?)
— Какое число идет после 7 (8? 9?)
— Почему 7 идет после 6? (3 после 2?)
— Почему 8 идет до 9? (6 до 7?)

Звучит песня Чебурашки из мультфильма «Чебурашка и Гена».

— Ребята, вы слышите, кто-то поет. Кто это?

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там Чебурашка Гена.

— Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел? Узнаете их?

Чебурашка рассказывает детям, что с ними случилось.

«Проделки Шапокляк»

Гена и Чебурашка путешествовали поездом. На одной из станции Шапокляк решила сорвать путешествие и отцепила некоторые из вагончиков. Какие это вагончики? Назовите их номера.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Подтянись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»

— Ребята, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить. А наши гости Гена и Чебурашка будут следить и тоже учиться решать задачи.
— Посмотрите, сколько конфет в тарелке. («В тарелке 6 конфет»)
— Я положу в тарелку еще 1 конфетку. Составьте задачу про то, что я сделала.

Вызванный ребенок рассказывает задачу.

— Что мы знаем? Сколько было конфет? Сколько конфет я положила?
— Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько конфет стало в тарелке — это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Мы знаем, сколько было конфет, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать.
Больше или меньше стало конфет после того, как я положила в тарелку еще 1 конфетку?
— Правильно, конфет стало больше. Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7. Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит 2 детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу. В тарелке было 7 конфет, 1 конфетку я дала Сереже. Придумайте задачу.
— Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало конфет в тарелке после того, как я дала 1 яблоко Сереже?
— Верно, конфет стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получится 6. Сколько конфет осталось в тарелке? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?

«Назови фигуры»

— Ребята, назовите эти геометрические фигуры.
— А теперь, скажите, сколько на картинке кружочков? (9)
— Сколько овалов? (7)
— Сколько треугольников? (8)
— Сколько квадратов? (8)
— Каких фигур больше? Больше, чем какие фигуры?
— Каких фигур меньше? Меньше, чем какие фигуры?
— А каких фигур поровну?

«Задание с палочками»

— Ребята, отсчитайте 4 палочки и сложите из них квадрат.
— А теперь, подумайте, какую палочку надо переложить на другое место, чтобы получить стульчик?
— Отсчитайте 6 палочек и сложите из них домик. Подумайте, какие 2 палочки надо переложить, чтобы получился флажок. Когда вы решите, как переложите палочки, и представите, что флажок получится, выполняйте задание.
— Ребята, скажите флажок, который получился у вас, похож с этими флажками.
— Из каких цветов состоит флаг России, Татарстана? Молодцы!
— А давайте, мы наши флажки подарим нашим друзьям – Чебурашке и Гене.
— Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что понравилось?

Похожие публикации