Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Урок -проект по окружающему миру "Природные зоны России". Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России» Сообщение по окружающему миру природные зоны

Тест «Природные зоны России»

Инструкция для учащихся

На выполнение работы отводится 45 минут. В заданиях 1-14 нужно выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. В заданиях 15, 16 ответы необходимо записать в указанном месте.

Внимательно читай формулировку заданий. Если ты не знаешь ответ, пропусти задание и переходи к следующему, вернёшься к пропущенному, если останется время.

Если ты ошибся и хочешь исправить ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который ты считаешь верным.

Вариант 1

1. К северу от зоны тундры находится природная зона:

3) арктических пустынь

4) пустынь

2. Какое животное не встречается в Арктике?

2) пингвин

олений мох - … - белая сова:

1) лемминг

3) серый журавль

4. В зоне тундры расположен заповедник:

1) Остров Врангеля

2) Алтайский

3) Уссурийский

4) Таймырский

5. Самую большую территорию зоны лесов занимают:

1) широколиственные леса

2) хвойные леса

3) смешанные леса

4) вечнозелёные леса

6. В тайге не растёт:

3) кипарис

7. Основное занятие населения степей:

1) земледелие

2) оленеводство

3) птицеводство

4) рыболовство

8. Характерный цвет окраски большинства животных степи:

4) коричневый

9. Какое из перечисленных животных нуждается в особой охране?

1) степной жаворонок

2) журавль-красавка

3) степная гадюка

10. В пустыне:

1) короткое прохладное лето

2) короткая суровая зима

3) жаркое продолжительное лето

11. Причиной возникновения подвижных песков является:

1) перевыпас

2) неумеренное орошение

3) браконьерство

4) загрязнение почв

12. Черноморское побережье Кавказа - это:

1) субтропики

3) полупустыня

4) лесостепь

13. Вечнозелёным растением не является:

3) кипарис

4) магнолия

14. Основная экологическая проблема, характерная для всех природных зон:

1) свалки мусора

2) загрязнение воды

3) вырубка лесов

4) браконьерство

Запиши в ответе выбранные цифры

Вариант 2

1. К югу от тундры находится природная зона:

2) субтропиков

3) арктических пустынь

2. Какое животное не встречается в зоне лесов?

2) тетерев

3. Вставь пропущенное звено в цепь питания

ковыль - … - степной орёл:

3) кузнечик

4. В зоне степей расположен заповедник:

1) Ростовский

2) Алтайский

3) Уссурийский

4) Таймырский

5. Самую большую территорию зоны степей занимают:

1) широколиственные леса

2) безлесные участки

3) смешанные леса

4) вечнозелёные леса

6. В тундре не растёт:

1) морошка

2) голубика

3) земляника

4) брусника

7. Основное занятие населения тундры:

1) земледелие

2) оленеводство

3) птицеводство

4) рыболовство

8. Характерный цвет окраски большинства животных пустынь:

4) песочный

9. Какое из перечисленных животных обитает в пустыне?

2) журавль-красавка

3) степная гадюка

10. В субтропиках:

1) короткое прохладное лето

2) короткая суровая зима

3) умеренно жаркое лето

4) ярко выражены все четыре времени года

11. Причиной засоления почвы является:

1) перевыпас

2) неумеренное орошение

3) браконьерство

4) загрязнение почв

12. Вечная мерзлота характерна для природной зоны:

3) Арктики

4) лесостепи

13. Растением Арктики является:

1) лиственница

2) полярный мак

3) кипарис

14. Причина смены природных зон:

1) вращение Земли вокруг своей оси

2) хозяйственная деятельность человека

3) вращение Земли вокруг Солнца

4) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

Каждое верно выполненное задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 - в 2 балла.

18 баллов - оценка «5»;

17 - 13 баллов - оценка «4»;

12 - 9 баллов - оценка «3»;

Менее 9 баллов - оценка «2».

Использованная литература

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.- М.: ВАКО, 2017.

Окружающий мир. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/Сост. Ситникова Т. Н. - М.: ВАКО, 2016.

Галина Бабикова
НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам»

НОД по окружающему миру на тему «»

Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Бабикова Г. А.

Тип занятия : актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия : занятие-викторина.

Цель : формирование целостного представления о природных зонах . Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон : Арктика, Жаркие страны, Смешанный лес.

Методические приемы : беседа, игра.

Предварительная работа : Рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме, беседа, дидактические игры.

Задачи :

Образовательные : обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять ранее полученные знания. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Развивающие : развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать фонематический слух

Воспитательные : воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык работы в команде. Воспитывать любовь к природе .

Средства : презентация «Путешествие по природным зонам » , для показа, разрезные картинки (Арктика, буквы, предметы для сборки макетов природных зон (Арктика, смешанный лес, изображения животных Африки и Антарктиды, жарких стран, смешанного леса, клей, салфетки, музыка для входа. Конверты для вкладывания заданий, эмблемы, табло для начисления баллов.

Ход викторины:

Дети под музыку входят в зал, берут из коробочки эмблемы и делятся на команды. (на экране слайд №1)

- Воспитатель : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я рада, что мы снова вместе и не стоим на одном месте. Нам с вами некогда скучать, ну что пора игру начать. Но прежде чем начать игру я вам про правила скажу. Итак :

1. Чтоб команда победила, работать дружно, сообща и не ссориться сгоряча;

2. Вместе хором на вопросы не отвечать, не кричать, только по одному отвечать;

3. Друг друга слушать, не перебивать, уметь подождать, а потом дополнять;

4. За игрой следит жюри, ох и строгие они, если команда правильно отвечает, ей баллы начисляют, если плохо себя ведет, баллы отчисляют, а за неправильный ответ баллов нет.

Представление команд «Снежинка» и «Солнышко»

Разминка.

Воспитатель : Ребята, что такое природная зона ? Какие природные зоны вы знаете ?

Ответы детей : Часть земли с определенным климатом, растениями и животными; Пустыня, тропики, Арктика, Антарктида, смешанный лес, тундра, …

Воспитатель : Молодцы! А наша викторина начинается, в Путешествие по природным зонам отправляемся .

1. ЗАДАНИЕ : Перед вами две природных зоны Африка и Антарктида сейчас вам, придется заселить эти природные зоны животными , Команда снежинка будет заселять Антарктиду, а команда солнышко будет заселять Африку. Будьте внимательны, у вас в конвертах находятся животные, которые живут в других природных зонах , их надо оставить на столе и сказать, почему они лишние.

Дети под музыку наклеивают животных на мольберты с природными зонами .

Объясняют, каких животных они не наклеили, обосновывают ответ.

Воспитатель : Молодцы с заданием справились, двигаемся дальше.

2. Задание. Прятки.

Воспитатель : -А теперь животные решили с вами поиграть в прятки сейчас на экране будут появляться спрятанные животные, а вы должны отгадать кто же изображен на экране. (Слайды с замаскированными животными)

3. Загадки

Воспитатель : Третий конкурс мозговой, нужно думать головой, кто загадки отгадает тот и баллы получает.

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебры)

В зоопарке я найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (Бегемот)

Вылупился из скорлупки,

У него большие зубки,

Нравом он не очень мил,

Любит погружаться в Нил. (Крокодил)

Полюбуйтесь поскорей!

Перед вами - царь зверей,

Всколыхнулась чудо-грива,

Шелковиста и красива. (Лев)

Панцирь - это не рубашка,

Это домик, в нем не страшно.

И хозяйка смотрит гордо -

Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан. (Жираф)

Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон)

Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан

И, за хвост на них повиснув,

Уплетала я банан. (Обезьяна)

4. Подвижный.

Воспитатель : А теперь давайте немного подвигаемся наши животные

проголодались и просили их покормить. Для этого, вам нужно быстро собрать

для них фрукты. Каждому участнику команды, брать только по одному фрукту,

положить его в корзину, победит та команда, которая соберёт фрукты быстрее.

Воспитатель : -Хорошо, молодцы, все животные остались сытыми и довольными.

А теперь настало время подумать головой и ответить на мои вопросы : Вопрос первой команде : Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?

Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д.

Воспитатель : Вопрос второй команде Смогли бы эти животные жить на севере?

Ответы детей нет

Воспитатель Почему?

Ответы детей на севере холодно, а у этих животных нет теплого меха, им нечего будет есть.

5. Молодцы, а теперь внимание на экран игра кто лишний и почему?

6. Собери слово Африка и Север.

7. Блиц опрос для капитанов команд каждому капитану будут задаваться вопросы отвечать надо быстро, не задумываясь ответ должен быть ДА или НЕТ за каждый правильный ответ 1 балл

Блиц вопросы

1. Лев хищное животное? (ДА)

2. Белый медведь живёт в Африке?

3. В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)

4. Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)

5. Верблюд может долго находиться без воды? (ДА)

6. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)

7. Дом волка - это дупло? (НЕТ)

8. Белый медведь ест малину? (НЕТ)

9. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)

10. Тигр большая кошка? (ДА)

11. Крокодил живет в воде? (ДА)

12. Обезьяны питаются бананами? (ДА)

Вы отлично справились с заданием

8. Домашнее задание Мини-рассказ о животном.

Молодцы, а сейчас послушаем членов жюри, они скажут, сколько баллов набрала каждая команда.

Отчет жюри

Воспитатель :

Ой, какие молодцы,

Все трудились от души,

А теперь черед настал,

Наградить всех кто играл!

Награждение победителей.

Публикации по теме:

Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости страницы! За окнами уже весна, но мне хотелось бы вспомнить уходящую зиму, ведь она принесла.

Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Лунтика в Хвалынский заповедник» Цель: познакомить детей с Хвалынским заповедникам; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей.

Тема: «Овощи». Цели: - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; - расширять.

УРОК-ИГРА

«Путешествие по природным зонам России»

Тип урока : нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока : Урок-путешествие.

Цели урока:

Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

Закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

Познавательный интерес;

Творческую активность;

Умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

Умение работать с картой.

Воспитывать:

Бережное отношение к природе;

Взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

Повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России»? листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Активное участие в беседе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Интересная игра сегодня у нас

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

(Презентация. Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока, формулирование целей урока

Ребята, с каким большим разделом в курсе окружающего мира мы знакомились с вами в течение месяца? (Природные зоны России)

После изучения большого раздела следует всегда… (обобщающий урок)

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

(Презентация. Слайд 2)

Какова же наша задача на этом уроке? (Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме Природные зоны Росси).

(Презентация. Слайд 3)

Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

Почему в целом свете нет роднее совей страны? (Россия – наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить).

Правильно, Россия – наша Родина!

Итак, смелее в путь по природным зоны нашей страны!

(Презентация. Слайд 4)

Какие предметы должен имеет при себе путешественник, отправляясь в поход? Компас, карту, воду палатку и т.д.)

(Презентация. Слайд 5)

Вспомним основные условия успеха каждого ученика

1.Быть внимательным, самостоятельным.

2.Не оставлять вопрос без ответа.

3.На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.

Вспомним правила работы в парах и правила работы в группах.

Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. (Презентация. Слайд 6)

Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

3. Актуализация знаний.

Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.

«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране (За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

а) с запада?

б) с севера?

в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4. Самое глубокое озеро России

Байкал

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

Арктика

Лесная

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.

4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Работа в группах.

Учитель:

Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 7)

Наша цель: обобщить знания о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, всего их 4. Ваша задача: определить зону по признакам, указанным на карточках. Но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Одна из них лишняя. Будьте внимательнее. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

(Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)

Доска:

Черноморс.

Тундра

Арктика

Пустыня

Лесная

Степь

Природная зона

Положение зоны


климат


Занятие населения


Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах).

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)

А в какой же природной зоне живем с вами мы? (В зоне смешанных лесов)

5.Физкультминутка.

- Мы с вами углубляемся в леса России, которые занимают большую часть нашей страны. Закроем глаза, вслушаемся в звуки леса.

По родному краю дружно мы шагаем.

(марш на месте)

Справа от нас – зелёный луг. (поворот)

Слева от нас находится лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»

(Презентация. Слайд 8)

6. Обобщение знаний о растениях природных зон.

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:

лишайник

дуб

ягель

лиственница

каштан

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений.

    Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.

    У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.

    Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих хвойных сородичей полностью раздевается на зиму

    Высокое растение, достигает 35 метров в высоту. Долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.

    Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

(Презентация. Слайд 9)

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.

(Презентация. Слайд 10)

Правильный ответ: 1-лишайник

3-лиственница

Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием

7. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

Играем в игру «Рассели животных по природным зонам. Работаем в парах. (Презентация. 11 Слайд)

(Учащиеся, получившие карточки «Зоологическая игра». Учащиеся животных расселяют по соответствующим зонам.)

Проверка:

Учитель:

Карточка у учащихся

Кит арктическая пустыня рысь

Богомол субтропики суслик

Косуля тундра дельфин

Лось степи корсар

Лемминг зона лесов глухарь

Кобылка пустыни ушастый ёж

Северный олень жук скарабей

Тупик тюлень

Ответы:

    Арктика – кит, тюлень, тупик

    Субтропики - богомол, косуля, дельфин

    Тундра – лемминг, северный олень

    Степи – кобылка, суслик

    Зона лесов – рысь, глухарь, лось

    Пустыни - корсар, ушастый ёж, корсар

Проверка: (Презентация. Слайд.)

Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)

Кто не согласен? Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 12)

Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

Работаем в парах. Используя материал учебника, заполните таблицу.

«Заповедники и национальные парки России».

Название

Где находится

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской области по берегу Оки)

Дрофиный питомник

Зона степей

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.

(Презентация. Слайд 13)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.

Учитель:

Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

9. Взаимосвязь с уроками литературного чтения.

(Презентация. Слайд 14)

Мы прибываем на станцию «Поэтическая». Вспомните и назовите поэтов, писавших о природе России. (А.С. Пушкин, С.Есенин, А.Некрасов, А.Фет, А.Бунин, Ф.Тютчев).

Закрасьте 1 клеточку если вам удалось вспомнить поэтов

10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Презентация. Слайд 15)

Мы добрались с вами до станции Всезнаек!

Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)

17-23 клеточки – «4»,

9-16 клеточек – «3»)

(Презентация. Слайд 16)

Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?

На какой из станций Вам особенно было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке... Они получают эмблему «Юный знаток России»

10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 17)

Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б) « Знаток России» Выполнить задание в тетради на печатной основе стр.64

В) « Сам себе художник” Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России» .





Зона Арктических пустынь. Природа арктических пустынь Зона Арктических пустынь. Природа арктических пустынь Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.


Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60 градусов. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60 градусов.




Животные арктических пустынь Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры откладывают яйца прямо на голые уступы скал. На некоторых островах можно увидеть очень красивых птиц с необычными клювами тупиков.


Заповедник «Остров Врангеля» Заповедник «Остров Врангеля» Этот арктический остров расположен между Восточно- Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П. Врангеля. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей. Одно из удивительных животных заповедника овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он со хранился в Северной Америке. И сейчас учёные решили снова поселить его у нас на острове Врангеля.


Тест «Арктика» 1.Природная зона арктических пустынь расположена: 1.Природная зона арктических пустынь расположена: 1)на островах Тихого океана 1)на островах Тихого океана 2)на островах Индийского океана 2)на островах Индийского океана 3)На островах Северного ледовитого океана 3)На островах Северного ледовитого океана 2. В Арктике для растений и животных сложились.. 2. В Арктике для растений и животных сложились.. 1) суровые условия 1) суровые условия 2) комфортные условия 2) комфортные условия 3. В ледяной зоне растут… 3. В ледяной зоне растут… 1) кедры, берёзы, черёмуха 1) кедры, берёзы, черёмуха 2) лишайники, мхи, полярный мак 2) лишайники, мхи, полярный мак 3) бузина, орешник, айва 3) бузина, орешник, айва 4. В Арктике обитают животные: 4. В Арктике обитают животные: 1) бобры, нутрии, хомяки 1) бобры, нутрии, хомяки 2) волки, белые медведи, рыси 2) волки, белые медведи, рыси 3) моржи, тюлени, белые медведи 3) моржи, тюлени, белые медведи 5. Найди верную цепь питания: 5. Найди верную цепь питания: 1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь 1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь 2) водоросли – рачки – сайки – тюлени 2) водоросли – рачки – сайки – тюлени


Тундра Природа тундры Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесная равнина. Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесная равнина.


Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по многу дней свирепствует пурга. Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по многу дней свирепствует пурга. Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь.


Растения тундры В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Олений лишайник, или ягель служит основной пищей для северных оленей. Олений лишайник, или ягель служит основной пищей для северных оленей. Очень красива тундра весной. Очень красива тундра весной.


Животные тундры Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие птицы белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие птицы белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. Белая куропатка растительноядная птица. Летом её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перья­ми до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь. Белая куропатка растительноядная птица. Летом её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перья­ми до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь. Белая coва - птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток. а особенно на грызунов леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство. Белая coва - птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток. а особенно на грызунов леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.


От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, потом­ство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды. От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, потом­ство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды. На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение. На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение.


Замечательный обитатель тундры дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, на­пример, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных. Замечательный обитатель тундры дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, на­пример, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.


Таймырский заповедник. На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под охрану. На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под охрану. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Хорошо чувствуют себя и завезённые сюда овцебыки. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Хорошо чувствуют себя и завезённые сюда овцебыки. В заповеднике гнездятся редкие птицы краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнёзда недале­ко от гнёзд сокола- сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов... В заповеднике гнездятся редкие птицы краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнёзда недале­ко от гнёзд сокола- сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов...


Тест «Тундра» 1.Зона тундры расположена... 1.Зона тундры расположена... а)севернее арктических пустынь; а)севернее арктических пустынь; б)южнее арктических пустынь. б)южнее арктических пустынь. 2.Тундра расположена... 2.Тундра расположена... а)на равнинах; а)на равнинах; б)на возвышенностях; б)на возвышенностях; в)в горах. в)в горах. 3.Растения тундры... 3.Растения тундры... а)высокие с мощными корнями и широкими листьями; а)высокие с мощными корнями и широкими листьями; б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 4.К тундровым растениям относятся... 4.К тундровым растениям относятся... а)верблюжья колючка, саксаул, кактус; а)верблюжья колючка, саксаул, кактус; б)кедр, осина, пальма; б)кедр, осина, пальма; в)карликовая ива, мох-ягель, черника. в)карликовая ива, мох-ягель, черника. 5.В тундре обитают... 5.В тундре обитают... а)тюлени, моржи, киты; а)тюлени, моржи, киты; б)песцы, лемминги, волки; б)песцы, лемминги, волки; в)верблюды, лошади, коровы. в)верблюды, лошади, коровы. 6.Укажи верную цепь питания: 6.Укажи верную цепь питания: а)растения - лемминги - полярные совы; а)растения - лемминги - полярные совы; б)комары, мошки полярные куропатки песцы; б)комары, мошки полярные куропатки песцы; в)растения кречеты - волки. в)растения кречеты - волки.


Зона лесов Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. В лесной зоне выпадает довольно много осад­ков. Поэтому для роста и развития растений до­статочно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веще­ствами, чем в тундровой. В лесной зоне выпадает довольно много осад­ков. Поэтому для роста и развития растений до­статочно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веще­ствами, чем в тундровой.


Растения тайги Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья ель, сосна, лиственница пихта, кедровая сосна её часто называют просто кедром) менее требовательны к теплу. Они хорошо растут северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.


Животные тайги Кедровка одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Кедровка одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселяться. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселяться. Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки. Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.


Летяга родственница белки, по размерам меньше её. В отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но летать, точнее, планировать на немалое расстояние до метров! Роль крыльев у неё покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами. Летяга родственница белки, по размерам меньше её. В отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но летать, точнее, планировать на немалое расстояние до метров! Роль крыльев у неё покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами. Соболь хищник. Его основная добыча грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, и тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны. Но из- за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя. Соболь хищник. Его основная добыча грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, и тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны. Но из- за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя.


Смешенные и широколиственные леса Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благо­приятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные дере­вья. Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким дере­вьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широко­лиственными, в отличие от мелколиственных, к ко­торым относят берёзу, осину.



Тест «Природная зона лесов» 1.Природная зона лесов состоит из... 1.Природная зона лесов состоит из... а) пяти частей;б) двух частей; а) пяти частей;б) двух частей; в) трех частей; г) одной части. в) трех частей; г) одной части. 2.Самую большую территорию занимают... 2.Самую большую территорию занимают... а) смешанные леса;б) хвойные леса; а) смешанные леса;б) хвойные леса; в) широколиственные леса. в) широколиственные леса. 3.Лесным исполином называют... 3.Лесным исполином называют... а)благородного оленя; а)благородного оленя; б)лося; в)медведя. б)лося; в)медведя. 4.В Красную книгу занесены следующие животные лесной 4.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: полосы: а)овцебык, морж, розовая чайка; а)овцебык, морж, розовая чайка; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. 5.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: 5.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а)овцебык, морж, розовая чайка; а)овцебык, морж, розовая чайка; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.


Зона степей Постепенно лесная зона сменяется зоной степей. Постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Почвы в зоне степей очень плодородные. Почвы в зоне степей очень плодородные.


Растения степей. Почвы в зоне степей очень плодородные Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них тюльпан, ирисы цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отмирают, почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Другие растения ковыль и типчак иначе приспособлены к степным условиям и переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.


Животные степей. Разнообразны насекомые степной зоны. Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Живут и степной зоне различные бабочки, пчёлы и шмели и другие насекомые-опылители. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Живут и степной зоне различные бабочки, пчёлы и шмели и другие насекомые-опылители. Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Красавка самый мелкий из журавлей. Как показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она довольно хорошо, но ещё лучше бегает на длинных, сильных ногах. Красавка самый мелкий из журавлей. Как показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она довольно хорошо, но ещё лучше бегает на длинных, сильных ногах.


В степной зоне много грызунов, например В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь открытое место. По этому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах. сусликов, хомяков. Степь открытое место. По этому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах. Грызунами питаются хищные птицы и звери Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица степной орёл настоящее украшение природы! Довольно часто встречает самый ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов. Грызунами питаются хищные птицы и звери Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица степной орёл настоящее украшение природы! Довольно часто встречает самый ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами степная гадюка. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами степная гадюка.


Тест «Зона степей» 1.Зона степей расположена на... нашей страны: 1.Зона степей расположена на... нашей страны: а) севере;б) востоке;в) юге. а) севере;б) востоке;в) юге. 2.На карте природных зон зона степей закрашена... цветом: 2.На карте природных зон зона степей закрашена... цветом: а) розовым;б) зеленым; а) розовым;б) зеленым; в) желтым;г) коричневым. в) желтым;г) коричневым. 3.К степным птицам относятся... 3.К степным птицам относятся... а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б)ястребы, кедровки, сойки; б)ястребы, кедровки, сойки; в)журавли-красавки, дрофы, пустельги. в)журавли-красавки, дрофы, пустельги. 4.Для растений степи характерны:... 4.Для растений степи характерны:... а)стелющиеся корни, крупные листья; а)стелющиеся корни, крупные листья; б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки в)корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. в)корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 5.В степи по вине человека появились следующие 5.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:... экологические проблемы:... а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей. выпас оленей.


Зона пустынь В России пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обшир­нее полупустыни, которые находятся между сте­пью и настоящей пустыней. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура вол духа в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. В России пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обшир­нее полупустыни, которые находятся между сте­пью и настоящей пустыней. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура вол духа в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя! Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!


Растения пустынь Одно из самых известных растений пустыни верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Этим и объясняется название растения. Одно из самых известных растений пустыни верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Этим и объясняется название растения. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Такую же «работу» выполняет в пустыне джузгун. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми вы ростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же «работу» выполняет в пустыне джузгун. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми вы ростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.


Животные пустынь Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают. Да ещё как! До 3 метром бывают у них прыжки. Это раз в 20 больше длины тела зверька! Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают. Да ещё как! До 3 метром бывают у них прыжки. Это раз в 20 больше длины тела зверька! Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать со скоростью до 80 километров в час! В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать со скоростью до 80 километров в час!


В пустыне немало пресмыкающихся, например песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая. Очень интересна ящерица- круглоголовка. Она способна в момент опасности почти мгновенно зарываться в песок. Приспособленность животных пустыни к условиям жизни заметна не только в их внешности, но и в поведении. Днём многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам вы ходят на поиски пищи. Те животные, которые всё-таки кормятся днём, обычно держатся в теми растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им до статочно той влаги, которую они получают, поедая растения.


Заповедник «Чёрные Земли» Заповедник «Чёрные Земли» Этот район в Республике Калмыкия издавна по­лучил название «Чёрные Земли», потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной. Кроме того, тут растёт много полыни с тёмными веточками, которая добавляет в пейзаж черноты. Заповедник создан на этих землях в 1990 году. В заповеднике «Чёрные Земли» есть участки полупустынь, пустынь, а также красивое озеро Маныч-Гудило. Каких только животных тут ни увидишь! Это и журавль-красавка, и дрофа, и сайгак, и ушастый ёж, и тушканчики, и лисичка-корсак. Водятся здесь уже знако­мые нам пресмыкающиеся песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка... А на озере обитают во­доплавающие птицы: лебеди, гуси, утки. Этот район в Республике Калмыкия издавна по­лучил название «Чёрные Земли», потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной. Кроме того, тут растёт много полыни с тёмными веточками, которая добавляет в пейзаж черноты. Заповедник создан на этих землях в 1990 году. В заповеднике «Чёрные Земли» есть участки полупустынь, пустынь, а также красивое озеро Маныч-Гудило. Каких только животных тут ни увидишь! Это и журавль-красавка, и дрофа, и сайгак, и ушастый ёж, и тушканчики, и лисичка-корсак. Водятся здесь уже знако­мые нам пресмыкающиеся песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка... А на озере обитают во­доплавающие птицы: лебеди, гуси, утки.


Тест «Пустыни» 1. В пустыне В пустыне... а)жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; а)жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; б)короткое прохладное лето и длинная суровая зима; б)короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в)ярко выделяются все четыре времени года. в)ярко выделяются все четыре времени года. 2.В пустыне... 2.В пустыне... а)выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; а)выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; б)выпадает малое количество осадков; б)выпадает малое количество осадков; в)чаще всего осадков не бывает. в)чаще всего осадков не бывает. 3.Растения пустыни... 3.Растения пустыни... а)высокие, широколиственные; а)высокие, широколиственные; б)невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; б)невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; в)невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. в)невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. 4.Животные пустыни... 4.Животные пустыни... а)в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; а)в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; б)крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; б)крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; в)в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. в)в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. 5.К растениям пустыни относятся: 5.К растениям пустыни относятся: а)ковыль, полынь, тюльпан; а)ковыль, полынь, тюльпан; б)морошка, брусника, черника; б)морошка, брусника, черника; в)колосняк, солянка, джузгун. в)колосняк, солянка, джузгун.


Субтропическая зона ПРИРОДА ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побе­режья Кавказа. Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побе­режья Кавказа. Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Здесь распо­ложена субтропическая зона, протянувшаяся уз­кой полосой по побережью Чёрного моря. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы «заглядывает» и дарит настоящее чудо южной природы. Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Здесь распо­ложена субтропическая зона, протянувшаяся уз­кой полосой по побережью Чёрного моря. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы «заглядывает» и дарит настоящее чудо южной природы. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров.


Растения субтропиков. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодо­родны, а растительность богата. В лесах на скло­нах гор растут широколиственные деревья дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город­ских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодо­родны, а растительность богата. В лесах на скло­нах гор растут широколиственные деревья дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город­ских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.


Животный мир Черноморского побережья Кавказа Прекрасны насекомые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточке цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев Прекрасны насекомые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточке цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол, который поджидает добычу мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук, жужелица кавказская, которая питается улитками. Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек. Из крупных животных назовём живущую в лесах косулю. притаился хищный богомол, который поджидает добычу мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук, жужелица кавказская, которая питается улитками. Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек. Из крупных животных назовём живущую в лесах косулю.




Тест «Черноморское побережье Кавказа» 1.Субтропики России - это... 1.Субтропики России - это... а)обширная зона в центре страны; а)обширная зона в центре страны; б)обширная зона на востоке страны; б)обширная зона на востоке страны; в)небольшая зона на побережье северных морей; в)небольшая зона на побережье северных морей; г)небольшая зона на побережье Черного моря. г)небольшая зона на побережье Черного моря. 2.На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: 2.На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: а)бук, каштан; а)бук, каштан; б)ель, сосна; б)ель, сосна; в)ольха, липа. в)ольха, липа. 3.На Черноморском побережье обитают: 3.На Черноморском побережье обитают: а)пчелы, комары, мошки; а)пчелы, комары, мошки; б)цикады, богомолы, олеандровые бражники; б)цикады, богомолы, олеандровые бражники; в)шмели, кобылки, жуки-чернотелки. в)шмели, кобылки, жуки-чернотелки. 4.В Черном море у побережья обитают: 4.В Черном море у побережья обитают: а)киты, морские черепахи, тюлени; а)киты, морские черепахи, тюлени; б)медузы, крабы, морские коньки; б)медузы, крабы, морские коньки; в)крокодилы, анаконды, котики. в)крокодилы, анаконды, котики. 5.В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: 5.В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: а)кипарисы, пальмы, магнолии; а)кипарисы, пальмы, магнолии; б)липы, джузгун, маки; б)липы, джузгун, маки; в)полынь, типчак, ель. в)полынь, типчак, ель.

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
  1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

  1. Изучение нового материала

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

  1. Физкультминутка

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

  1. Обобщение пройденного материала

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

  1. Домашнее задание

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.

Похожие публикации