Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей Интеллектуально мнестические нарушения лечение

e) Нарушение мнестических процессов при поражении лобных долей мозга

Нарушение мнестических процессов наблюдается при различных по локализации поражениях мозговой коры. Однако характер этих нарушений в различных случаях оказывается неодинаковым.

Как мы уже видели выше, нарушения мнестических процессов, возникающие при поражениях корковых отделов слухового, зрительного, кожно-кинестетического анализаторов, носят, как правило, очень (специальный характер, составляя неотъемлемую часть сензорных и гностических нарушений. Так, мнестические расстройства в случаях поражения левой височной области выступают наиболее отчетливо в сфере акустических (или акустико-речевых) следов, успешно компенсируясь сохранными зрительными или тактильными следами, а в случаях поражения затылочных и затылочно-теменных отделов мозга имеют преимущественно характер зрительных или зрительно-пространственных дефектов при возможности компенсации их системой слуховых или двигательных следов. Как мы видели выше, даже нарушения следовых процессов более высоких уровней деятельности продолжают в этих случаях сохранять специальный характер; компенсация дефектов за счет сохранных анализаторов остается во всех этих (случаях основным принципом восстановительного обучения.

Мы еще не знаем, насколько этот принцип преимущественного страдания мнестических процессов определенной модальности распространяется на случаи поражения лобных отделов мозга. Возможно, что нарушение прочности интероцептивных и двигательных следов выступает здесь с большей отчетливостью, но исследование этого остается еще делом будущего.

Мы позволим себе остановиться специально на нарушении мнести-ческих процессов при поражении лобных долей мозга потому, что нарушение избирательного строения деятельности, которое типично для больных с поражением лобных долей мозга, приводит к отчетливым нарушениям не только гностических, но и мнестических процессов этих больных. Глубокое нарушение процессов произвольного запоминания является не менее существенным симптомом поражения лобных долей мозга, чем нарушение произвольного действия или избирательного осмысленного восприятия.

Дефекты мнестических процессов в виде нарушения отсроченных реакций отмечались уже исследователями, изучавшими животных после экстирпации лобных долей. Характерно, что нарушения отсроченных реакций проявлялись особенно отчетливо в тех случаях, когда в интервале между условным сигналом и реакцией на животное действовали посторонние раздражители. В опытах, протекавших в условиях устранения побочных раздражителей, избирательные отсроченные реакции сохранялись значительно лучше (Мишкин, 1957; Прибрам, 1959 и др). Нарушения мнестических процессов у больных с поражением лобных долей мозга изучены относительно подробно и наблюдаются уже при их клиническом исследовании.

Больные с тяжелым «лобным синдромом», протекающим на фоне общего снижения тонуса коры, могут проявлять грубые дефекты памяти в виде нарушения избирательности следов, о чем мы уже говорили выше.

Такие больные узнают подошедшего к ним врача, однако это «узнавание» очень часто оказывается недостаточно точным: нередко достаточно одного какого-либо общего признака (очки, цвет волос и т. π), чтобы больной принял врача за другого человека. Аналогичные факты можно наблюдать и при воспроизведении прежних словесных связей. Так, например, вместо действительного адреса больной может назвать город, где он жил когда-то раньше, или город, название которого близко к искомому по звучанию. Влияние побочных (более упроченных или сходных по какому-либо звену) связей оказывается часто настолько сильным, что у больных этой группы становится невозможным собрать даже самый элементарный анамнез. При этом особенно грубо страдает система следов, (связанных с личными переживаниями больного.

Характер нарушения мнестических процессов при поражении лобных долей мозга выступает, однако, с особой отчетливостью при специальном экспериментально-психологическом исследовании процессов произвольного запоминания. Эти процессы обнаруживают заметные дефекты даже у тех больных с поражением лобных долей мозга, у которых нет выраженных общемозтовых симптомов. Однако эти дефекты неодинаково проявляются при исследовании разных сторон мнестиче-ской деятельности. Узнавание раз показанного объекта у данных больных обычно более сохранно, чем активное воспроизведение.

Больные даже с относительно массивным «лобным синдромом» могут назвать показанную им картинку или найти ее среди нескольких других. Однако стоит расширить объем предлагаемого материала или поставить больных в условия, требующие переключения с одних систем связей на другие, чтобы увидеть, как легко поддаются мнастические процессы влиянию патологической инертности (раз возникших следов или побочных связей. Так, например, при тяжелой патологии лобных долей мозга больной, однажды назвав предъявленный ему (рисунок, все остальные рисунки обозначает тем же названием, не корригируя своих ошибок.

Однако с особенной отчетливостью нарушение селективности систем связей выступает в опытах с активным воспроизведением материала.

Как мы уже видели выше (см. II, 5, в), больные с тяжелым «лобным синдромам», легко выполняющие единичное задание (например, нарисовать круг или крест), часто заменяют выполнение нового задания персеверацией прежнего действия. Даже те больные, которые выполняют единичные задания без труда, при расширении объема заданий (например, нарисовать серию фигур) дают признаки смешения следов новой и предшествующей инструкции. Аналогичные факты можно получить у этих больных и в классических опытах с воспроизведением ряда из 4-5 предложенных слов или цифр (после однократного предъявления).

Больные с поражением лобных долей мозга легко воспроизводят заданные им ряды из 3-4 слов или цифр. Однако если после однократного воспроизведения (ряда предъявить им ряд других слов или цифр или изменить порядок тех же элементов, то у больных обнаруживаются грубые нарушения β воспроизведении нового ряда. Следы прежнего ряда оказываются инертными и начинают мешать воспроизведению новых вариантов. Адекватное воспроизведение нового ряда заменяется повторением старых шаблонов.

Этот факт можно особенно отчетливо видеть, если, предложив больному с поражением лобных долей мозга запомнить и воспроизвести предложенный ряд из 3-4 слов, затем перейти к запоминанию второго ряда из такого же числа слов. Нередко инертные следы прежнего ряда вмешиваются в воспроизведение последующего, и больной начинает воспроизводить серию слов, состоящую частично из элементов первого, частично - из элементов второго ряда. В еще большей степени этот дефект выявляется, если после заучивания второго ряда слов больному предлагается возвратиться к воспроизведению первого ряда. В этом случае инертность прежних следов часто оказывается настолько велика, что больной воспроизводит смешанный ряд, включающий контаминацию из элементов обоих рядов.

С особенной отчетливостью эти дефекты могут проявиться у больных с поражением лобно-височных отделов мозга или у больных, у которых синдром поражения медиальных отделов мозга протекает на фоне общего снижения селективности психических процессов (см. II, 2, ж).

От описанных выше явлений инертности, наблюдающихся у больных с моторной афазией, эти факты отличаются тем, что больные с выраженным «лобным синдромом», как правило, совершенно не учитывают ошибочности воспроизводимых ими слов и не исправляют неверно воспроизводимого ряда.

Особенно отчетливо выступает патология мнестической деятельности при поражении лобных долей мозга в опытах с заучиванием материала, состоящего из большого числа элементов (например, из 10-12 слов или цифр).

Если нормальному испытуемому в целях запоминания несколько раз подряд предъявляется подобный ряд, он, чтобы лучше выполнить эту задачу, сравнивает данный ряд с воспроизведенным, обращает специальное внимание на пропущенные слова, постепенно увеличивает число заученных слов и т. п.

Больной с выраженным «лобным синдромом» дает совершенно иную тактику выполнения этого задания. Как правило, он сразу удерживает лишь небольшое число слов или цифр (не больше 3-4) и при дальнейшем предъявлении образца продолжает повторять те же элементы, не сличая своих результатов с заданным рядом. Если он один раз допускает какую-либо ошибку, то инертно продолжает повторять ее без всякой коррекции. Весь дальнейший процесс запоминания представляет собой чаще всего простое воспроизведение непосредственно удерживаемой группы без всяких активных попыток расширения числа удержанных элементов. Поэтому «кривая запоминания» приобретает характер «плато», остановившегося на низком уровне (3-4-5 удержанных слов или цифр), не обнаруживая никакой тенденции роста. На рис. 104 мы приводим несколько подобных кривых, взятых нами из опытов, проведенных Б. В. Зейгарник.

Рис. 104. «Кривая запоминания» у нормальных испытуемых и у больных с поражением лобных отделов мозга (по Б. В. Зейгарник). Кривые показывают результат запоминания ряда из 10 слов при последовательных 10 предъявлениях. По абсциссе - номера опытов (I-X); по ординате - количество удержанных слов (0-10)

Нарушение активного характера мнестических процессов у больных с поражением лобных долей мозга проявляется и в том глубоком изменении «стратегии» запоминания, которое выступает у этих больных в опытах с заучиванием. Как было показано выше в опытах Хоппе (1930), нормальный испытуемый, приступающий к выполнению опреде-ленного задания, формулирует для себя определенный «уровень требований», учитывая успех или неуспех своих прежних действий. Так, запомнив 6 слов, такой испытуемый не берется при следующем повторении ряда сразу запомнить 10 или 12 слов. Не выполнив соответствующего намерения, он не повышает дальнейших требований к себе, прежде чем успешно не оправится с предшествующей задачей.

Такая «стратегия» уровня требований, как правило, сохраняющаяся при поражениях задних отделов мозга, резко нарушается у больных с «лобным синдромом». Динамика «уровня требований» при этом поражении извращается по сравнению с нормой, и на вопрос, сколько слов больной берется запомнить, он продолжает повторять одну и ту же цифру, не согласуя ее с уже достигнутыми результатами. Рис. 105 приводит пример такого патологического изменения динамики «уровня требований» у больных с поражением лобных долей мозга, раскрывающий еще одну существенную сторону нарушения мнестической деятельности этих больных.

Рис. 105. Динамика «уровня требований» при заучивании слов у больного с «лобным синдромом»

Глубокое нарушение структуры мнестической деятельности больных с поражением лобных долей мозга выступает с особенной отчетливостью в опытах с так называемым опосредствованным запоминанием.

Еще 30 лет назад А. Н. Леонтьев (1931) показал, что развитие процессов запоминания в детском возрасте идет по пути выработки все более и более сложных форм опосредствования, под которыми он понимал использование вспомогательных связей с целью лучше запомнить тот или иной материал. Предложенный им метод давал возможность объективно исследовать этот процесс использования вспомогательных связей и измерить его эффективность. Существо опыта заключается в том (см. III, 11, в), что испытуемому Предлагается запомнить ряд слов, каждый раз выбирая какую-либо картинку или делая на бумаге условную заметку. Просматривая затем отобранные картинки или сделанные заметки, испытуемый должен восстанавливать в памяти образованную им вспомогательную связь и с помощью этой связи воспроизводить требуемое слово.

Опыты, проведенные с помощью этой методики над больными с поражениями задних (височных и теменно-затылочных) отделов мозга, показали, что использование вспомогательных связей для процесса запоминания остается у них принципиально сохранно. Более того, на использовании таких вспомогательных связей у данных больных можно строить процесс восстановительного обучения (А. Р. Лурия, 1948).

В отличие от этого больные с поражением лобных долей мозга дают в данных опытах совсем иные результаты. Процесс образования вспомогательных связей, которые должны в дальнейшем сыграть роль средства для воспроизведения заданного слова, глубоко нарушается, и даже возникшая ассоциативная связь между заданным словом и картинкой, как правило, не используется такими больными. Поэтому последующее предъявление картинки не возвращает их к нужному слову, а чаще является лишь источником для появления побочных ассоциаций.

Опыты с опосредствованным запоминанием у больных с поражением лобных долей мозга показывают, таким образом, что основной дефект мнестической деятельности в этих случаях связан с тем, что у них страдает не столько само возникновение словесных связей и ассоциаций, сколько избирательное использование этих связей соответственно с поставленной перед больным задачей.

Таким образом, нарушение структуры мнестической деятельности, использующей для запоминания ряд вспомогательных средств, оказывается важным признаком нарушения высших психических процессов при поражении лобных долей мозга.

На ряде особенностей нарушения осмысленной памяти, характерных для больных с массивным «лобным синдромом», мы еще остановимся ниже.

Мнестическая деятельность — это способность мозга фиксировать, запоминать любую информацию, и в нужный момент воспроизводить. Человеческий мозг имеет хорошо развитую способность воспроизводить факты и события точно.

Но у некоторых людей случаются мнестические расстройства. Почему это происходит и как их корректировать будет рассмотрено в статье.

Мнестическая деятельность человека. Особенности

Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.

Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  1. Узнавание материала. Необходимо внимательное чтение или слушание материала, чтобы остался какой-то след в мозге.
  2. Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  3. Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и ассимилируются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее усвоенному материалу, и помеченному как важный, те знания стираются. Это необходимо для того, чтобы не возникало внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  4. Воспроизведение. Тот материал, который успешно интегрировался в общую картину мира, построенную мозгом, надежно хранится в долгосрочной памяти.

На обработку новой информации нужно довольно много времени. Мало кто из людей имеет феноменальные мнестические способности, чтобы быстро схватить и навсегда запомнить что-то. Мозг к тому же тратит невероятно много энергии.

Особенность мнестической деятельности в том, что механизм восприятия всегда в работе. Но чтобы новые нейронные связи сформировались, в организме должно быть достаточно белка и нейромедиаторов: дофамин, серотонин. Кроме этого, необходимо не менее 8 часов сна, чтобы мозг отдохнул и мог также успешно концентрироваться на систематизации усвоенного.

Виды памяти. Кратковременная и бессрочная память

Мнестическая деятельность — это особая активность мозга, которая позволяет научится держать в голове большие объемы информации длительно; оперировать понятиями.

Память делят по модальности на моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Есть деление также на произвольную и непроизвольную.

Память по длительности хранения разделяют мгновенную, краткосрочную и долгосрочную, или бессрочную. Информация, попадающая в краткосрочную память, при постоянном фиксировании внимания на этом материале и многоразовом повторении, переходит в долгосрочную.

Интеллектуально-мнестическая деятельность

Запоминание тесно связано с И тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

Мнестическая деятельность — это способность обучатся новому, адаптироваться к изменяющейся реальности. Если много лет работать на одной работе и выполнять стандартные требования, интеллект снижается. Человек должен постоянно что-то изучать, интересоваться новыми веяниями науки, иметь развивающее хобби.

Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на - "плохо" и "хорошо", "выгодно" - "невыгодно". Они воспринимают абсолютно все.

Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не зазубривание.

Мнестическая деятельность - это развитие. Как только личность перестает тренировать свой интеллект, устанавливать новые связи между нейронами, запускается механизм старения мозга и всего организма.

Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти

Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.

Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.

Методы исследования памяти

Как было сказано, память бывает произвольной и непроизвольной; а по срокам хранения — краткосрочной и долгосрочной. Чтобы изучить свойства непроизвольной памяти, испытуемым предлагали выполнить не тяжелую работу. А по окончании ее выполнения, просили рассказать об основных этапах, о том, что запомнилось наиболее ярко.

Краткосрочную память исследуют более подробно. Испытуемых проверяют на возможность запомнить разные по модальности объекты, на длительность сохранения этой информации. А также важен объем краткосрочной памяти. У каждого субъекта эти свойства особенные. Но исследования позволяют выделить общие закономерности — почему мы помним хорошо одни мысли и факты, и почему забываем другие.

Классический метод исследования памяти придумал психолог Для испытания памяти он предложил использовать слоги, абсолютно лишенные смысла. Невозможность провести какие-либо ассоциации, применить свои интеллектуальные способности дает возможность определить чистый объем "технической памяти". То есть тот резервуар в мозге, где хранятся сведения лишь для какой-нибудь срочной задачи.

Нарушения памяти. Причины

Когда человек при исследовании не может запомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности. Причинами сбоев в памяти могут быть физиологические нарушения либо психологические.

Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, приводящим к ухудшению способности воспринимать, анализировать и запоминать информацию^

  1. Истощенность нервной системы стрессами или неврозом.
  2. Тяжелые нарушения лобных долей мозга вследствие травмы или инсульта.
  3. Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), повлиявших на структуру мозга.
  4. Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  5. Врожденные аномалии мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  6. Неспособность к регуляции внимания, отсутствие целенаправленного усилия.

Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежит продолжительный невроз или нарушения внимания лечатся с помощью психолога. Но более серьезные нарушения нуждаются в длительном лечении. Причем поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже становится невозможно.

Дислексия из-за нарушений памяти у детей

Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Коррекция

Проблемы с запоминанием негативно отражаются на учебе и карьере. Что сделать, чтобы улучшить память? Есть несколько приемов коррекции мнестической деятельности:

  • Если человек работает с информацией, ему нужно постоянно высыпаться.
  • Делать паузы в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и "перегрузиться".
  • Организовывать материал, чтобы его было легче осознать и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
  • Использовать ассоциации при обучении.
  • Чаще вспоминать стихи, которые учили в школе.

Для улучшения способности к запоминанию, рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

Если есть серьезные нарушения в функционировании коры мозга из-за травм, необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.

Снижение памяти и интеллекта становилось очевидным по мере восстановления сознания у 53 больных. Можно было условно различить нарушения: 1) абстрактного познания (вербальной памяти, речи, мышления); 2) чувственного познания (образной памяти, восприятия пространства и времени).

При первых особо страдала вербальная (слухоречевая) память, было замедленным осмысление текущей ситуации. Больные забывали названия предметов, но были способ­ны описать их форму, цвет, назначение и т.д. Как правило, выявлялось осознание собст­венной беспомощности. Проявлялась даже эмоциональная реакция на эти нарушения. Больные могли применять приемы компенсации - записи в дневниках о необходимых действиях и т.д.

При вторых грубее были выражены эмоционально-личностные изменения. Преоб­ладали благодушие вплоть до эйфории, снижение критики - до анозогнозии. Больны^ быстро забывали только что увиденное, услышанное, а также ощущения - осязатель­ные, вкусовые, обонятельные и т.д. Отсутствовала активная установка на восстановле­ние сниженных психических процессов. ,

Отнесение имеющихся у одного больного нарушений к одному из описанных вари^ антов было затруднительным, так как часто присутствовали признаки обоих вариан-» тов, поэтому анализировалась частота отдельных компонентов интеллекту ально-мне- стического снижения.

Наличие нарушений памяти, не достигающих степени КС, установлено у 44 бо.ть*| ных; элементы моторной, сенсорной, акустико-мнестической афазий -у 27; наруше- ^ ние чувства времени, установленное при помощи оригинальной методики оценкм| и воспроизведения временных интервалов, - у 12; аспонтанность с выраженным жением инициативы, произвольного начала поведения - у 38; заметное замедл психической деятельности - речи, мышления, движений - у 34; резкое снижение тики - у 32.

Была нарушена память не только на текущие события, только что сообщен информацию, но и на события, предшествовавшие или следующие за ОЧМР: р кон- и антероградная амнезии. Их протяженность была различной (табл. 7.3). Они час оставались устойчивыми и после более или менее полного восстановления психиче­ской деятельности и социального статуса.

Таблица 7.3. Распределение больных по протяженности промежутков, охваченных ретроградной, конградной и антероградной амнезиями
Промежуток времени Число раненых с соответствующей длительностью амнезий (%) [
конградной и антероградной ретроградной
Не было 5(7%) 28 (42%)
До 1 сут. 9 (13%) 17 (25%)
1-6 сут. 6 (9%) 0(0%)
7-13 сут. 10(15%) 0(0%)
14-21 сут. 9(14%) 0(0%)
22-60 сут. 6(9%) 1(2%)
Свыше 2 мес. 7(11%) 8(12%)
Неизвестно 15 (23%) 13(19%)

Из-за трудностей ретроспективного разграничения в таблице объединены такие виды амнезии как: 1) конградная - выпадение воспоминаний о событиях, происходив­ших в тот отрезок времени, когда больной находился в состоянии неясного - угнетен­ного, выключенного сознания, и 2) антероградная - отсутствие (исчезновение) воспо­минаний о событиях, происходивших после прояснения сознания. Эти виды амнезии оставались постоянными, не сокращаясь в дальнейшем.

Протяженность ретроградной амнезии - отсутствия воспоминаний о событиях, происходивших вокруг больного и с ним самим до ОЧМР, - приведена на момент по­следнего осмотра. Отрезок прошлого времени, охваченный ретроградной амнезией, уже резко сокращен по сравнению со временем первых ее проявлений в отдельных на­блюдениях значительно - от 10 лет до нескольких часов, непосредственно предшест­вовавших ОЧМР. Такая уже определившаяся в своих границах амнезия, как правило, (оставалась в дальнейшем постоянной.

Сбои в работе ЦНС, вызванные различными врожденными или приобретенными заболеваниями, и снижение внимания из-за нарушения психики влияют на способность сохранения и воспроизведения информации, которая является основой разумной деятельности человека.

В результате разрушения механизма памяти развиваются прогрессирующие психические отклонения. Такие синдромы имеют общее название интеллектуально-мнестических расстройств. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и лакунарными.

Виды интеллектуальных и мнестических нарушений

В основе классификации лежат , включающие в себя:

  • — невозможность выделить главные события от второстепенных при повышенной запоминаемости;
  • — ослабление памяти в целом;
  • ретроградную амнезию – утрата воспоминаний, предшествующих началу заболевания;
  • фиксационную амнезию – отключение кратковременной памяти;
  • – постепенное стирание памяти.

Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.

Корсаковский синдром

Дегенерация лобной и лобно-височной корковой зоны вызывает . – это последствия , повреждения среднего мозга (клеток черной субстанции), наследственности и повторяющихся травм головного мозга.

– результат из-за атеросклероза, сердечной недостаточности.

Начало провоцируется различными факторами:

  • атеросклеротическим поражениям;
  • новообразованиями головного мозга ();

К этим симптомокомплексам относят Корсаковский синдром, дементный синдром, синдром олигофрении .

При Корсаковском амнестическом синдроме - на первый план выступает нарушение памяти на текущие события (фиксационная амнезия) . Факты давно прошедших лет обычно сохраняются в памяти больного, в то время как непосредственная реальность не фиксируется . Больные не могут запомнить только что встречных лиц, найти свою палату, постель, не помнят числа, времени года, места нахождения. Они не в состоянии воспроизвести только что услышанную речь или содержание недавно прочитанного. Больные компенсируют отсутствие памяти на текущие события различными вымыслами или воспоминаниями событий, имевших место в прошлом.

Для таких больных характерны малоподвижность, повышенная утомляемость, раздражительность . Грубого нарушения интеллектуальной деятельности у них не наблюдается, так как память удерживает все ранее приобретённые знания, опыт, профессиональные навыки.

Корсаковский синдром наблюдается при алкоголизме, старческих психозах, травматических поражениях головного мозга.

Деменция (приобретённое слабоумие) - проявляется стойким снижением умственных способностей, интеллекта . Развивается в результате атрофических процессов в коре головного мозга, на поздних стадиях эпилепсии, при злокачественных формах шизофрении, вследствие тяжёлых черепно-мозговых травм, нейроинфекций. Слабоумие может быть тотальным (полным) и лакунарным (частичным).

При тотальном слабоумии - у больных наряду с полным отсутствием критической оценки своего состояния нарушается способность приобретать новые знания и навыки . Их суждения и умозаключения непоследовательны, поверхностны, память грубо нарушена, этические нормы долга, морали теряются. Растормаживаются инстинктивные влечения: появляются гиперсексуальность, прожорливость, циничность на фоне общей беззаботности, благодушия . Профессиональные навыки сохраняются несколько дольше. В быту больные беспомощны и нуждаются в постороннем уходе.

Тотальное слабоумие наблюдается при прогрессивном параличе, старческих психозах .

Локунарное слабоумие - затрагивает лишь отдельные сферы психической деятельности: память, внимание . Больные в процессе производственной деятельности замечают снижение своих умственных способностей, критически оценивают это состояние и нередко обращаются за медицинской помощью. У них в первую очередь теряется способность к счёту, запоминанию дат, имён, текущих событий. Быстро истощается активное внимание, появляются раздражительность, наклонность к аффективным реакциям.

Лакунарное слабоумие встречается при атеросклерозе сосудов головного мозга, гипертонической болезни, при опухолях и сифилисе мозга .

В тяжёлых случаях деменция может прогрессировать. Заключительной её стадией является психический маразм - полный распад психической деятельности, утрата возможности контакта с окружающими, полное исчезновение интересов и побуждений к деятельности . Такое состояние сочетается обычно с признаками общего маразма - физическим истощением, трофическими расстройствами, появлением пролежней.

Синдром олигофрении (врождённое слабоумие, малоумие) - представляет собой задержку умственного развития в результате поражения головного мозга плода в пренатальном периоде или же в первые три года жизни ребёнка . В основе олигофрении лежит множество причин как наследственного характера (хромосомные аномалии, резус-несовместимость, обменные нарушения), так и экзогенного (инфекции, различные интоксикации, травмы).

Похожие публикации