Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Дуалистическая монархия кратко. Что такое дуалистическая монархия? Это пережитки прошлого или наше настоящее? Признаки дуалистической монархии

Дуалистическая монархия

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ (лат. dualis - двойственный) - разновидность конституционной (ограниченной) монархии, характеризующаяся отделением законодательной власти от исполнительной. В основе дуалистических и парламентарных форм правления лежат идеи Ж.-Ж. Руссо о единстве верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

Заметный подъем авторитета парламента вызвал к жизни политическую теорию смешанной монархии, в частности, учение Дж. Фортескье об особой форме суверенитета в Англии, которым король и парламент облечены совместно: монарх не должен самочинно обременять подданных налогами, изменять и вводить новые законы без согласия парламента.

Д.м. появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он:

Наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство;

Формирует правительство;

Издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом;

Имеет правоотлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит);

Может распустить парламент.

Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.

Д.м. существовала в Германии, Турции, многих других странах. В настоящее время смешанная форма парламентарной и Д.м. с преобладанием элементов второй существует в Марокко, Иордании, а в Таиланде, Непале, Малайзии - смешанная форма с преобладанием элементов парламентарной монархии.

Лит.:

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 1996. С. 307–309, 323;

Левина М.И. Борьба английского парламента за верховную власть в XVII в. Историко-правовые расследования: Россия и Англия. М., 1990. С. 43;

Сравнительное конституционное право/Ред. кол. А.И. Ковлер. В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М., 1996. С. 460;

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 31–32.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

17. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ Форма правления – это организация верховной власти гос-ва, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов гос-ва между собой. Основные формы правления – монархия и республика. Чрезвычайные формы

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Конституционная монархия КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и

Из книги Все о Великобритании автора Иванова Юлия Анатольевна

Монархия МОНАРХИЯ (греч. monarchia - единовластие) - наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель - монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и

Монархия Британия - страна традиций, и одна из самых сильных традиций - это монархия. Вглядываясь в современную британскую монархию, мы сталкиваемся с явным противоречием между основным законом и реальностью.Подданные Ее Королевского ВеличестваЕсли формально

Из книги автора

Британская монархия в лицах АННА (Anne) (1665–1714). Королева Великобритании и Ирландии в 1702–1714 годах. Младшая дочь Якова II и Анны Хайд. Последний представитель династии Стюартов. Родилась 6 февраля 1665 года. Анна была воспитана в протестантских традициях. Поэтому во время т. н.

«Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».

Мишель де Монтень, французский философ эпохи Возрождения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Россия – в прошлом монархическая держава, и идеи монархизма о том, что нашей стране необходим «царь-батюшка», что это заложено в менталитете, довольно уверенно высказываются по сей день.

Монархия – это древняя форма государственного устройства, сохраняющаяся сегодня в различных интерпретациях в 44 странах мира.

ХХ век серьезно подорвал положение монархического режима (самая популярная форма правления сейчас — ), но все же эта форма власти так и не была стерта с политической карты мира.

Раскрывая понятие монархии, мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. Откуда взялись первые монархи?
  2. Что такое монархия и какие ее виды известны?
  3. Каким образом монархия уживается с демократическими принципами?
  4. Как монархизм продолжает свое существование в российском сознании?

Монархия - это древнейшая форма правления

Сам термин происходит от латинского слова monarchia, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого μοναρχία, что в переводе означает «единовластие » (слово μόνος — это «одиночный, единый», а слово ἀρχή — это «власть, господство»). Собственно, после этого можно даже не давать определение этому режиму правления, хотя лишним не будет.

Монархия - это государство, главой которого является монарх. Власть монарх может быть неограниченной (абсолютная монархия) либо ограниченной (конституционная).

Определений может быть много и, чтобы было понятнее, приведу еще одно:

Человек с древнейших времен выстраивал иерархию в своей группе. Отец в семье, вождь в племени – еще в родовых объединениях зарождаются прообразы будущих монархов.

Изначально такие главы родовых племен несли функции хранителя ритуальных и сакральных обрядов, они общались с потусторонним миром, и их власть сводилась к выполнению различных ограничений и запретов.

Например, японский император обязан был несколько утренних часов просиживать в неподвижной позе, чтобы привлечь в страну гармонию и мир, любое его движение могло спровоцировать войны, землетрясения, пожары и прочие катаклизмы.

Подобные сакральные требования к монархам частично сохранились, но, конечно, уже не в той мере, как это было в древности. От былого остался, пожалуй, жесткий протокол, которому подчинено общение простых смертных с коронованными особами.

По принципу наследования престола различают три вида монархий :

Монархические режимы существовали на разных континентах, в очень разных странах, поэтому титулы монархов многочисленны: император (сегодня остался только японский император – его величество Акихито), король, царь, князь, герцог, султан, хан, эмир, шах, фараон и др.

Примерами стран , где до сих пор сохранились монархи могут служить: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.

Слово «монархия» пришло из древнегреческого языка (μοναρχία – единовластие). Так называют форму правления, при которой верховная власть полностью или с ограничениями принадлежит одному человеку – монарху.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде « » относит монархию к одной из трех «правильных» политических форм правления. Извращением этого политического режима он называет тиранию.

Монархия по Аристотелю – это власть одного в интересах граждан, тирания – власть одного в собственных интересах.

Характерными признаками монархической формы правления можно условно назвать три составляющих:

  1. Единоличный пожизненный глава государства.
  2. Наследственный переход власти.
  3. Отсутствие у монарха .

Но каждый из этих принципов может быть нарушен, в истории множество таких примеров.

Монархический режим, будучи древнейшей формой правления, имеет массу разновидностей , большинство из которых в настоящее время не существует.

Также имеется несколько способов их классификации. Например, по объёму ограничений накладываемых на монарха различают:

  1. Абсолютную монархию
  2. Конституционную (она делится еще на парламентскую и дуалистическую).
  3. Теократическую

Давайте все основные виды монархического правления рассмотрим отдельно.

Абсолютная монархия

Приходит на смену сословно-представительной монархии как форма усиления института государства, на востоке же этот вид государственного управления складывался в обход демократических проявлений, например, халиф в странах Аравийского полуострова единолично правил страной при помощи своих советников – шейхов.

Абсолютная монархия – это такой политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, единолично и без ограничений управляющего государством. Такой вид монархии бывает только наследственным.

Чем же отличается абсолютная монархия от сословной (о последней читайте ниже)?

Абсолютная монархия
Монарх делит власть со специальным органом, состоящим из представителей определенных сословий. Единоличная власть монарха с опорой на армию и бюрократический аппарат (чиновников, назначенных по принципу преданности монарху).
Монарх не вправе принимать государственные решения без согласия представительного органа. На принимаемые монархом решения никто и ничто не влияет, хотя он может учитывать интересы определенных сословий.
Соблюдаются права граждан внутри своих сословий, монарх не может наказывать неугодных по своему усмотрению. Монарх может отправить в опалу любого неугодного без суда и следствия.

Конституционная (ограниченная) монархия

Абсолютная монархия склонна к перерождению в произвол и тиранию. Со временем пришло понимание, что абсолютную власть необходимо ограничивать, таким образом, в результате буржуазно-демократических революций на смену абсолютизму приходит конституционная монархия .

При таком государственном устройстве ограничения верховной власти монарха . Различают два вида ограниченной монархии :

  1. Дуалистическая . Несмотря на конституционные ограничения, монарх сохраняет обширные полномочия. Он не может принимать законы, но вето и право роспуска законодательного органа. Органы исполнительной власти формирует монарх.

    Современные страны с дуалистической монархией – Монако, Люксембург, Кувейт, Лихтенштейн, Иордания, Марокко.

  2. Парламентская . Монарх фактически выполняет представительские функции, власть сосредоточена у правительства и парламента. Такой вид монархии схож с парламентской республикой. Законодательная власть в таких государствах принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Власть монарха ограничена во всех сферах. По сути, монарх является символом единства нации.

    Примеры современных парламентарных монархий – Великобритания, Япония, Дания, Бельгия, Испания и проч.

Наиболее яркий и классический пример конституционного монархического правления – . Почему же Англия стала называться конституционной парламентской монархией?

После революции и Гражданской войны в Англии в 1649 году был казнен король Карл I. Эти события повлекли за собой , которая продержалась до 1660 года.

Из-за смуты, начавшейся в 1658 году после смерти Кромвеля, лидера Английской революции, аристократия и дворянство приняли решение восстановить монархию Стюартов, и на престол взошел сын убитого Карла I — Карл II.

Но восстановленная монархия претерпела значительные изменения. Стюарты стремились восстановить абсолютизм власти, это привело к «Славной революции» 1688 года, когда династия Стюартов сменилась Виндзорами.

В 1689 году был принят знаменитый Биль о правах , утверждающий верховенство парламента в законодательной власти. После принятия Закона о престолонаследии в 1701 году, уточняющего особенности наследования короны и ограничения власти короля, в Англии окончательно сформировалась конституционная парламентская монархия.

Сословная и сословно-представительная монархия

Этот вид монархического устройства власти развился в сословных обществах, причем в зависимости от географии монарх мог принадлежать к разным сословиям.

На востоке цари относились ко второй касте воинов. В западных странах монарх, наоборот, стоял над сословиями. Это имело положительное действие, так как глава государства мог разруливать межсословные споры, находясь над конфликтующими сторонами.

Сословно-представительная монархия возникла с ростом государств. Так же, как прямая демократия становится невозможной в многонаселенном государстве, сословная монархия с увеличением населения и территорий вынуждена становиться представительной.

Власть короля сочеталась с участием представителей сословий в управлении государством, составлении законов.

Становление сословно-представительной монархии связывают с упадком феодального строя, по сути – это сословная монархия в сочетании с демократией и аристократией (по классификации Аристотеля).

Расцвет этой формы правления в Западной Европе приходится на XIII-XVI века. Первые представительные сословные органы – , созванный впервые в 1265 году, Генеральные штаты во Франции (первый созыв в 1302 году), Земский собор на Руси и др.

Теократическая и другие виды монархий

Патриархальная (традиционная) монархия

Монарх в традиционном обществе воспринимается как отец своих подданных. Эта древнейшая разновидность монархии берет истоки в патриархальной семье, которая состояла из нескольких поколений родственников по отцовской линии.

Сакральная монархия

Монарх играет роль жреца. Эта разновидность тесно связана с патриархальной монархией, так как зачастую глава патриархальной семьи одновременно был и жрецом, выполняющим сакральные функции.

Отличается от сакральной тем, что жреческие функции заменяются духовными, религиозными. Монарх воспринимается как проводник Бога и законы, принимаемые им, соответствуют . Гражданские законы являются частью религии, церковь поглощает государство, сливается с ним.

В эпоху Средневековья большинство европейских монархий были полностью или частично теократическими, так как подчинялись папе римскому.

Сегодня подобная разновидность государственного правления сохранилась в Ватикане (абсолютная теократическая выборная монархия) и Саудовской Аравии.

Деспотическая монархия

Деспот (от древнегреческого δεσπότης) – господин, повелитель. При деспотии монарх воспринимается как господин своих подданных. Такой вид монархии был распространен в государствах Древнего Востока и Африки. Складывался он , где подданные считались войском своего монарха-военачальника.

В эпоху Просвещения в XVII-XVIII веках понятие деспотия приобрело негативный оттенок, так как использовался французскими просветителями (Монтескье, Дидро и др.) для критики абсолютной монархии.

Царизм в истории России и Третьеиюньская монархия

Монархия в России на протяжении практически всей своей истории была абсолютной, хотя в XVI-XVII веках еще присутствовали некоторые элементы сословно-представительных органов. Но они не имели реальных возможностей и юридических прав ограничивать самодержавие , хотя в кризисных ситуациях выходили на первый план.

Российскую монархию принято называть самодержавием – это название идет из Византии, так перевели византийский термин «автократия».

Первым самодержцем объявил себя Иван III, имея в виду свою автономию и независимость. Династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, а при Петре I, провозгласившем создание Российской империи, русский царь стал называться императором .

Переход от абсолютной к ограниченной монархии произошел в России после революции 1905 года, когда власть императора была ограничена от 17 октября.

В 1906 году была создана Государственная Дума , без одобрения которой не мог быть принят ни один закон. Такой курс на конституционную монархию продержался в России недолго. 3 июня 1907 года произошел переворот, Дума была распущена, члены ее социал-демократической фракции арестованы, избирательный закон 1905 года заменен на «бесстыжий», бесцеремонно продвигающий монархические интересы.

Так Николай II и П.А. Столыпин создали «третьеиюньскую монархию», которая пыталась восстановить абсолютизм самодержавной власти. Фактически Государственная дума продолжила свою работу, но практически она являлась «карманной», полностью отражавшей интересы правительства и монарха.

«Третьеиюньская монархия » стала предвестником краха самодержавия в России. Через 10 лет в результате революции монархический строй в стране сменился на советскую республику.

Любопытно, что Россия до сих пор не смогла до конца преодолеть своей исторической тяги к абсолютной монархии. Голоса сторонников монархизма звучат все сильнее, поговорка «Царь хороший, бояре плохие» не исчезла из сознания русского человека. Формально Россия — президентская республика, но российская политика имеет явные черты абсолютной монархии.

И не скажу, что это плохо. В эпоху перемен демократические режимы работают слишком медленно и не поспевают за быстро меняющейся обстановкой. А сейчас идет слом пятисотлетнего доминирования запада и темпы такие, что самым оптимальным является единоначалие. Демократия же хороша в спокойные времена, которые уж закончились и не понятно, когда еще наступят.

Страны-монархии

Как уже говорилось выше, в мире осталось 44 страны, где правят монархи. Визуально их можно увидеть на приведенной ниже карте.

Более детально посмотреть все страны с таким строем можно на приведенном ниже рисунке:

Обратите внимание, что страны разбиты по видам монархического режима, который в них установлен. По сути, у нас остались только представители конституционной (парламентской и дуалистической), абсолютной и теократических монархий. Последний вид, по сути, представлен лишь одним квазигосударством.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое абсолютизм - его признаки, просвещенный абсолютизм Екатерины 2 и причины его исчезновения Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие) Что такое демократия (демократический режим) Что такое государство (понятие) - его сущность, признаки, функции, формы и теории возникновения Что такое власть Что такое легитимность простыми словами Суверенитет - это то, что делает государство государством Что такое пролетариат - его миссия и реализация идеологии

В дуалистических монархиях (Кувейт, Бахрейн) король делит свои законодательные полномочия с избираемым высшим представительным органом.

В конституциях этих стран взаимоотношения короля и законодательного органа власти определены достаточно четко: так, Конституция Кувейта прямо закрепляет, что законодательная власть принадлежит эмиру и Национальной ассамблее, исполнительная - эмиру,

Совету министров и министрам, а судебная власть - судам, которые осуществляют ее в соответствии и в пределах, установленных конституцией от имени эмира (статья 53). Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций». Премьер- министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность и перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности. В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Он может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета, но, если Национальная ассамблея повторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.

В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию Бахрейна в 2011 г., парламент имеет право обращаться к монарху с просьбой об отставке министров и премьер-министра; требовать отчета от главы правительства и частично контролировать деятельность правительства на предмет ее соответствия национальным интересам. Король должен консультироваться с главами избранного парламента и назначенного Консультативного совета перед роспуском законодательного органа. Только избираемая палата имеет право голосовать по вопросу о доверии премьер-министру и вручать свое решение королю, который будет принимать окончательное решение об отставке премьер-министра.

Примером дуалистической монархии является и Кувейт, где эмир конституцией 1962 г. провозглашен «главой государства», который приносит присягу перед Национальной ассамблеей перед вступлением в должность. Правителем Кувейта, носящим официальный титул «Его Величество Эмир Государства Кувейт», может быть только прямой потомок Мубарака ибн ас-Сабаха. Принадлежность к роду ас-Сабахов является обязательной и для наследного принца (шейха), который назначается указом эмира с одобрения Национальной ассамблеи.

Исторический опыт династии ас-Сабахов принципиально отличается от саудовского, так как их утверждение у власти не было связано напрямую с религиозным фактором, они не претендовали на родственную связь с Пророком Мухаммедом и не совершали военные походы для расширения территории своего государства. Поэтому статья 6 конституции провозглашает, что «система правления в Кувейте - демократическая, суверенитет принадлежит народу (аль-умме) - источнику всех властей». Система управления в этом государстве функционирует на принципе разделения властей, которые «осуществляют сотрудничество друг с другом» и «не могут передавать все или часть своих полномочий, определенных в конституции».

Законодательная власть по конституции принадлежит эмиру и Национальной ассамблее (Маджлис аль-умма) , а исполнительная власть - эмиру и кабинету министров. Судебную власть от имени эмира осуществляют суды «в границах, установленных конституцией». Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций».

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность и перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности, при этом министры - члены Национальной ассамблеи - в голосовании по вотуму недоверия не участвуют.

Отставка премьер-министра осуществляется декретом эмира и влечет за собой отставку всего кабинета. Вопрос о недоверии премьер- министру не подлежит обсуждению в Национальной ассамблее. Тем не менее, если Национальная ассамблея примет решение, что не может далее сотрудничать с этим премьер-министром, вопрос о доверии премьеру передается на рассмотрение главы государства. В этом случае эмир может или освободить премьер-министра от занимаемой должности, или распустить Национальную ассамблею. В случае роспуска Национальной ассамблеи, если вновь избранная Национальная ассамблея решит большинством голосов, что она также не может сотрудничать с упомянутым премьер-министром, то эмир должен отправить его в отставку и сформировать новый кабинет.

Эмир может распустить Национальную ассамблею путем издания обоснованного декрета, однако по одному и тому же основанию Национальная ассамблея не может быть распущена дважды. В случае роспуска выборы в новую Национальную ассамблею должны состояться в период, не превышающий двух месяцев со дня ее роспуска. За всю историю независимого развития Кувейта парламент распускался 4 раза: в 1976 (был восстановлен только в 1981 г.), 1986 (парламента не было до 1990 г.), 1991 и в 1998 гг.

Эмир созывает своим декретом Национальную ассамблею на очередную сессию в октябре каждого года, однако статья 86 оговаривает, что если такого декрета не последует до 1 октября, то Национальная ассамблея собирается в третье воскресенье октября, в 9.00 часов утра. Эмир может созвать Национальную ассамблею на чрезвычайную сессию и продлить работу очередной или чрезвычайной сессии.

В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Эмир может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета. Если Национальная ассамблея повторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.

Эмир назначает губернаторов (как правило, представителей правящей династии) в провинции и крупные города страны, кандидатуры которых утверждаются Национальной ассамблеей. Муниципальные советы в провинциях и городах избираются, а их председатели и заместители назначаются правительством.

Эмир является главнокомандующим вооруженными силами; он назначает и увольняет высших офицеров в соответствии с законом; объявляет своим декретом «оборонительную войну»; «наступательная война» запрещена. Эмир объявляет о введении в стране чрезвычайного положения путем издания декрета, который представляется в Национальную ассамблею в течение 15 дней после его издания. Если объявление чрезвычайного положения происходит в период, когда Национальная ассамблея распущена, декрет должен быть представлен новой ассамблее на ее первой сессии. Продление срока чрезвычайного положения может состояться, только если за это проголосует большинство членов Национальной ассамблеи; при этом вопрос о продлении чрезвычайного положения ставится каждые 3 месяца. Если декреты эмира не представлены в Национальную ассамблею, они прекращают свое действие без дополнительного решения по этому вопросу.

Эмир заключает договоры путем издания декрета и передает их в Национальную ассамблею. Договор вступает в законную силу после его подписания, ратификации и опубликования в «Официальной газете». Однако договоры о мире и союзах, договоры, касающиеся территории государства, его суверенитета и природных ресурсов, публичных или частных прав граждан, договоры о торговле и мореходстве, договоры, влекущие дополнительные расходы, не предусмотренные государственным бюджетом, а также договоры, предусматривающие изменение законодательства Кувейта, вступают в силу только на основании специально принятых законов.

Определенная специфика статуса главы государства имеется в Катаре и Омане, где парламент отсутствует, однако Совет шуры (Консультативный совет) в Омане уже трансформирован в двухпалатный орган, который избирается подданными и обладает правом законодательной инициативы, так же как и в Катаре. Иногда этот тип монархии определяют как «совещательный парламентаризм».

В Катаре законодательная власть осуществляется Советом шуры, который одобряет общую политику правительства, бюджет страны и осуществляет контроль над исполнительной властью (статья 76 конституции 2003 г.). Совет шуры состоит из 45 членов, 30 из которых избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, а 15 человек назначаются эмиром из министров или других лиц. На эмира возложена исполнительная власть, которую он осуществляет при помощи Совета министров.

Эмир назначает премьер-министра, а по его предложению - остальных министров, освобождает их от должности и принимает отставку. Эмир правомочен учреждать и организовывать министерства и другие правительственные органы и определять их функции, а также консультативные органы, которые будут оказывать ему помощь в управлении и контроле. Статья 121 конституции устанавливает, что Совет министров осуществляет полномочия «высшего исполнительного органа и руководит всеми внутренними и внешними делами, входящими в его юрисдикцию, в соответствии с Основным законом и действующим законодательством». Эмир может потребовать от премьер-министра и министров представить отчет по любому вопросу государственного значения, находящемуся в пределах его полномочий.

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за осуществление общей правительственной политики, а каждый из них - индивидуальную ответственность перед эмиром за осуществление своих полномочий и выполнение обязанностей. Конституция Катара предусматривает и определенную роль премьер-министра, который «председательствует на заседаниях Совета министров, организует эти заседания и контролирует координацию работы различных министерств с целью достижения единства и гармонии правительственных органов» (статья 125).

  • Кувейтские историки утверждают, что идеи представительной власти в страненачали пробивать себе дорогу еще в начале 1920-х годов XX в., когда при эмире былсформирован первый Консультативный совет (Маджлис аш-шура), состоявший из 12весьма уважаемых в стране людей. В 1938 г. было сформировано Законодательноесобрание, сходное по своим функциям с современным парламентом, однако этот органпросуществовал всего 6 месяцев.

Дуалистическая монархия - это ранняя разновидность, первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии.

Ограниченная монарxия - этo фoрма правления, в которой суверенитетом облaдают два субъекта одновременно - монарх и нaрoд. Границы суверенитета каждого их них опредeляют нoрмы государственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными.

В дуалистической монархии мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделение законодательной власти от исполнительной. При этом монарх сохраняет за собой всю полноту исполнительной власти.

В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право - цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять её непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Для дуалистической монархии не характерна конструкция «король в парламенте». Напротив, паpламент имeeт довольно скромный статус. Иногда его расценивают как орган, действуюший при монархе. Пaрламент порой oфициaльно считaется совещательным учреждением, дополняющим королевcкую власть при издании законов, - например, Законодательный совет в Брунее.

То есть, разделение властей при данной форме правления можно расмматривать как урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного или резолютивного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит (лат. veto - запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Обычно в дуaлистических монархиях не упоминают вслyx o нaличии дополнительного источника власти - народного суверенитета. Принято считать монарха полновластным субъектом. Вместе c тем, само сущeствование избиpаемого пapламента пpедполагает, что власть венценосного глaвы государствa не безраздельна.

В дуaлистической монархии может сложиться некоторый политичеcкий бaланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правoвое верховенство монарха, лишь частично огpаниченное вольностями и свoбодами подданных, прерогативами представляющего их парламента.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Этo право дает главе государства возможность политического маневра, выбора наибoлее благоприятных для себя условий парламентскoй работы.

Наконец, в дуaлистических монархиях нередко сyщественная часть депутатского корпуса не избирается, a назначается. Это позволяет монарху иметь своих сторонников в депyтатской среде. Например, в Свaзиленде король назначает половину сенаторов и 20% состaва нижней пaлаты; в Тaиланде, Иордании - назначается сенат в полном составe. B королевстве Тонга из 29 мест в парламенте 11 зaкреплены за королем и членами его правительства, причем ещё 9 мест зaнимают представители знати и только ocтавшиеся 9 депyтатов предстaвляют простых подданных.

Монарх является для правительства высшей политической инстанцией. Министры нaxодятся на службе y монарха. Дуалистической монархии не свойственна министерcкая ответственность пеpeд депутатами. Монарх самocтоятельно производит назначения в состав правительcтва или доверяет право нaзначения первому министру. Разногласия c парламентом не обязывают правительство и отдельных министpов к yxоду в отставкy.

B дуaлистической монарxии обычно не используется инститyт контрассигнатуры, хотя и здесь не oбходится бeз исключений. Притом контрассигнатура не огpaничивaет главу гocyдаpcтвa в политических решениях, кaк этo происходит в парламентских формax правления. B коpoлевcтве Иордания «монарх неправомочен издавать указы без контрассигнатуры членов правительства, что не означает собствeнно связывaние вoли короля правительствoм». Пpoсто, подписывая акты кoроля, кабинет беpет на себя ответственность за возможные негативные поcледствия принятыx решений.

Внешнеполитическую деятельность контpолирует монарх. Вмеcте c тем, если международные договоры предполагaют установление новых обязанностей, ограничение свобод подданных, влекут появление финансовыx обязательcтв государства и дополнительныx расходов, oни, как правило, подлежат ратификации в парламенте.

Итак, политическое господство главы гocударства очевидно. Есть ли основания в таком слyчае говорить o дуaлизме власти? Пpи всем могyществе короля, парламентские полномочия нельзя считать простым yкрaшением гoсударственного стpоя. Дело в том, что финансовые вопросы и правa подданных имеют исключительно политическое значение.

Монарх может принимать какие угодно решения, но наиболее действенными и желаемыми бывают именно те, что прямо обязывают население государства. А именно их приходится согласовывaть c парламентом.

Власть становится peaльной, если ей доступны материaльные ресурсы и возможность расходовать, распределять их. А в вопросах бюджeта и нaлогов монарх должен договaривaться с парламентом.

В дуaлиcтической монархии парламент вырабатывает дополнительные, иногда весьма эффективныe, спocобы yчастия в политике. Если y парламента нет пpавa законодательной инициативы, он может использовать скрытую инициативy. Депyтаты вправе обратиться к монарху с адресом (посланием), в котором излагаются их мнения, просьбы o принятии целесообразных решeний. Монарх, конечно, может проигнорировать парламентский адрес, но тогда и депутаты откaжyтся сотpудничать в ним, одобрять предложенные монархом законы.

Правительство вынуждено yчитывaть настроения депутатов и нередко встyпaет в контакт c парламентом, его комитетами и фракциями. B рeзультате депутаты получают фактичeскyю возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формaльно они внocятся в парламент монархом и пpавительcтвом.

Монapx, может быть, и имеет формальное правo по своему усмотрению вступить в войну, oднакo военные успехи завиcят от финансирования боевых действий, которое, в свою очередь, осуществляется с участием парламента.

Mонарх может не считaться c депyтатами и назначать враждебных парламентy министров. Но, не способные к компромиссам, члены правительcтва встpетят такoе противодействие в парламенте, что их административные начинания подвергнутся рискy из-за недостатка финансов, саботажа предлагаемых ими законопроектов.

Политические претензии такого, в общем-то слабого, парламента могут оказаться настолько неудобными для монарха, что он иногда нарушает государственное пpaво, pискyет cвоим авторитетоми силой pаспускает законодательный оргaн на неoпределенный сpoк. Если бы c парламентом можно было не считатьcя, у королей Лесото, Иордании, Кувейта и глав других дуалистических монархий не возникло бы необходимости распускать его и возращаться к абсолютизму.

Исходя из сказанного следует, что как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Таким образом, дуалистическая монархия - это государство, где наряду с политически господствующим монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями.

В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. стран). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.

Дуалистическая монархия

Конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистическая монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вета на закон. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Марокко, Свазиленд, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии).

В Российской империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905 года до 1917 года. Также дуалистическая монархия была в Японии в последней трети 19 века.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. странах). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.

По традиционному устройству

Древневосточная монархия

Первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией. Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

Феодальная монархия

Разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существует две основных социальных группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. С точки зрения марксистской теории феодализм - общественно-экономическая формация, приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капиталистической 4 .

Раннефеодальная монархия

Форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).

В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).

С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.

Вотчинная монархия

Разновидность монархии и этап развития феодальных государств, следующий за феодальной раздробленностью в узком смысле слова (феодальной анархией, аристократическим строем) и предшествующий сословно-представительной монархии. Основными чертами вотчинной монархии являются:

закрепление верховной власти за одним из крупных феодалов и его потомством, прекращение выборов монарха крупными феодалами.

восстановление фактического лидерства главы государства.

начало централизации и создания национального государства в союзе с мелкими и средними феодалами (см. рыцарь, боярин), а также с третьим сословием.

существование совета представителей вассалов при главе государства, в который впоследствии (при переходе к сословно-представительной монархии) допускаются делегаты от третьего сословия.

Классическими вотчинными монархиями являются Англия и Франция XII-XIII веков.

Признаки вотчинной монархии наблюдаются во Владимиро-Суздальском княжестве начиная со второй половины XII века, когда младшие Юрьевичи с помощью горожан наносят решающее поражение старому боярству, влиявшему на порядок наследования. Монгольское нашествие на Русь вмешалось в естественный ход развития Руси, и следующий первый факт передачи верховной власти без учёта мнения крупных феодалов относится лишь к 1389 году. 5

Сословно-представительная монархия

Форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты, сейм и т.п.)

В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года, хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и все люди).

Теократическая монархия

Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Выборная монархия

Монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически - промежуточная форма правления между монархией и республикой.

По качеству монархической власти

    Истинная монархия - Это именно есть та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это же может случиться, во вполне чистом виде, только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

    Монархия деспотическая, или Самовластие - отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но и как реальное содержание народной души, с которой пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но как исключительное и недолговременное явление. Его существованию противодействуют все силы, какими живёт нация и сам Монарх. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию. Это - власть Верховная, но совершенно произвольная.

    Монархия абсолютная - абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Когда народ сливается с государством - власть государственная, выражая самодержавие народа, делается абсолютной. Тут монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет. Все власти, у него сосредоточенные, суть власти народные, ему только переданные временно или на веки, или наследственно. Но как бы ни давалась эта власть, она все-таки есть народная, по тому самому, что она абсолютна. 6

Достоинства и недостатки монархической формы правления

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию - миссию символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

Одним из достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии.

Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств.

Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности.

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами аристократией или демократией.

Заключение

В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.

Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона - Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.

Похожие публикации