Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Краткое содержание повести степь. Антон чехов - степь

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в данной статье, является одним из самых известных произведений автора. Оно было написано в 1888 году. В основу легли авторские впечатления, сформировавшиеся под влиянием путешествия по Приазовью, состоявшегося годом ранее. Некоторые исследователи, в том числе и родной брат писателя по имени Александр, считают произведение автобиографическим. Напечатана эта повесть впервые была в том же 1888 году в популярном журнале "Северный вестник".

О чем?

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание это подтверждает, одно из увлекательнейших ранних произведений автора. С ним он, по сути, дебютировал в большой литературе. Именно это произведение Чехова стало первым, отмеченным многочисленными критиками. После "Степи" Чехова стали воспринимать как полноценного автора. Современники отмечали, что совершенный им прорыв означает начало новой жизни писателя.

"Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в этой статье, привлекает читателя, в первую очередь, не действием. Ее главное преимущество заключается в удивительно точном и прекрасном описании окружающей природы и внутреннего мира русского человека.

Чехов в повести "Степь", краткое содержание которой не может не заинтересовать читателя, с особой нежностью и любовью описывает все, что встречается на его пути. Это отношение к окружающему миру ярко выделяется на лице одного из главных героев - Егорушки, который чувствует эти места. Каждый взмах крыла пролетающей мимо птицы приводит его в искренний восторг. Можно с уверенностью сказать, что это чувствовал и сам автор, когда побывал в этих местах.

Выдающий русский писатель

"Степь" Чехова в кратком содержании позволяет в полной мере составить представление о раннем этапе творчества отечественного прозаика. Сам автор появился на свет 1860 году в Ростовской области. Он родился в городе Таганроге. Им было написано огромное количество произведений. Многие из них - совсем небольшие по формату, зато они наполнены глубоким смыслом. Это рассказы, повести и пьесы. На сегодняшний день Антон Павлович Чехов считается одним из величайших российских писателей не только в нашей стране, но и во всем мире.

Примечательно, что писательскую карьеру Чехов успевал совмещать с врачебной практикой. Лечением людей он занимался практически всю свою жизнь, порой, считая себя, в первую очередь, врачом, а не писателем. Известно его знаменитое выражение о том, что медицину он считает своей законной супругой, а вот литература для него только любовница. Но от связи с ней он не в состоянии отказаться.

Его по праву называют новатором в литературе. В своих произведениях он часто использовал неожиданные ходы. Его творчество оказало значительное влияние на будущее развитие литературы. Новаторские ходы можно встретить как раз в повести "Степь" Чехова. Краткое содержание позволит узнать о них больше.

Сюжет

В самом начале повести появляется персонаж Иван Иванович. Он на повозке везет своего любимого малолетнего племянника в город. Там подростку предстоит учиться в гимназии. Зовут мальчишку Егорушкой. Их сопровождает священник, настоятель местной церквушки. Он - добрый и отзывчивый, но в то же время практичный человек, что сразу заметно.

Егорушке грустно ехать в гимназию, потому что он покидает свой родной дом. Подозревает, что надолго. В пути им встречается множество различных людей. Например, привлекательная графиня Драницкая, состоятельный купец Варламов, семья евреев.

Так неспешно развивается сюжет у Чехова в "Степи". Краткое содержание, природа в котором должна играть одну из главных ролей, не может передать главных особенностей этого произведения, которые как раз и заключаются в описании окружающего мира.

Рассказывая об этой повести своим знакомым, Чехов отмечал, что рассчитывает с ее помощью открыть глаза сверстникам, показав, какой величественной и красивой оказывается окружающая их природа. Как прекрасны нетронутые просторы, которые так и ждут, чтобы какой-нибудь живописец их запечателел.

Путешествие купца, священника и племянника

Теперь подробнее взглянем на самих персонажей. Краткое содержание повести Чехова "Степь" позволяет их достаточно подробно изучить. Отец Христофор, настоятель местного храма, невысок ростом, ему уже 80 лет. Длинные сплетающиеся волосы постоянно развиваются на ветру. В город вместе с Иваном Ивановичем Кузьмичевым и Егорушкой он отправился, чтобы помочь в продаже шерсти на ярмарке.

В центре повествования, конечно же, находится Егорушка. Это мальчишка 9 лет. Он совсем еще ребенок, не до конца готовый оторваться от родного дома на такое длительное время. Но родители непреклонны - ему предстоит учиться в гимназии, получать хорошее образование, которое должно обеспечить ему безбедную жизнь.

Иван Иванович - его дядя. Мать приходится сестрой Кузьмичеву. Ольга Ивановна осталась вдовой после смерти отца Егорушки, коллежского секретаря. Она считает важным, чтобы Егорушка поступил в гимназию в крупном городе, где у него будет больше перспектив и возможностей.

Отец Христофор

Мальчик расстроен своим отъездом, с опаской ждет того, с чем встретится в новом большом и незнакомом городе. Священник пытается его поддержать всяческими способами. Он начинает ему рассказывать про свою молодость и учебу. Оказывается, что он был весьма образованным человеком, которому прочили большое будущее. У него была превосходная память, он блестяще знал историю, географию, арифметику, несколько иностранных языков.

Но родители не поддержали его в желании продолжать обучение и поступать в университет. Ему пришлось довольствоваться карьерой священника. Егорушке же выпадает отличный шанс реализовать все, о чем он мечтает.

Правда, с ним не согласен Кузьмичев. Он считает, что отдать Егорушку в гимназию в большом городе - не более, чем прихоть его сестры. Он уверен, что племянник способен и дома обучиться всему необходимому.

Остановка на ночлег

В дороге, встречаясь с различными людьми, у некоторых из них герои останавливаются, чтобы отдохнуть и набраться сил. На ночлег они располагаются у еврея Моисея Моисеевича, который старается всем угодить. Даже мальчику приносит вкусный пряник из своих запасов.

В доме, где они останавливаются, помимо хозяина, живут его жена и дети. А также брат Соломон. Он - гордый человек, который не обращает внимания ни на деньги, ни на положение в обществе окружающих его людей. Поэтому в жизни ему приходится непросто.

Визит графини

Важным эпизодом повести становится приезд на постоялый двор графини Драницкой. Кузьмичев считает, что она - глупая женщина, однако при этом всех привлекающая своей красотой.

После выясняется, что Егоушка заболел в дороге. В городе его устраивают жить у старой подруги его матери. Одним словом, повесть насыщена интересными захватывающими событиями. Прочтите, и вы сами в этом убедитесь.

Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье - свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски». Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.

Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник - настоящие «господа». Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.

Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».

Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком... Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.

Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.

Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле - это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.

По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.

Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?»

© П. В. Басинский

Чехов - русский талантливый писатель - никогда не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Об авторе

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганрог Ростовской области. Чехов написал множество невероятных произведений: рассказов, повестей, пьес и т.д. Сегодня Антона Павловича Чехова считают одним из самых величайших писателей мира "большой литературы".

Следует отметить, что знаменитый русский писатель успешно совмещал писательскую деятельность с врачебной. Практически всю свою жизнь Чехов лечил людей. Сам автор любил говорить, что медицину он считает своей законной супругой, а литература для него - любовница, от связи с которой он не может отказаться.

Антона Павловича можно назвать "новатором" в литературе: в своих произведениях он создавал уникальные ходы, которые в значительной мере повлияли на произведения будущих писателей.

Наверное, нет такого человека, который не читал бы ни одного произведения этого талантливого писателя. Одним из таких произведений является повесть А. П. Чехова "Степь". Анализ повести позволяет выявить некоторые новаторские "ходы" писателя.

Автор любил отпускать свои мысли и записывать этот "нескончаемый поток сознания". "Степь" Чехова, краткое содержание которой приводится в данной статье, отражает один из известных приемов Чехова - его умение уйти от ответа в произведении: автор считал, что писатель не должен отвечать на вопросы, а должен задавать их, тем самым заставляя читателей задуматься о важных жизненных вещах.

Повесть "Степь" Чехова: краткое содержание

"Степь" (Чехов Антон Павлович) - это произведение, которое стало дебютом писателя в литературе. Именно оно принесло тогда еще молодому Антону Павловичу Чехову первое признание критиков его как состоявшегося автора. Современники автора писали, что прорыв, который он совершил, станет началом новой жизни автора, в которой все то и дело будут говорить: "Смотрите! Это - тот самый А. П. Чехов!" "Степь", краткое содержание которой приводится в данной статье, трогает читателя не действом. Повесть трогает читателя другим. Здесь приводится трогательное описание и руссского человека (коим был и А. П. Чехов). Степь (краткое содержание повести представлено ниже) автор описывает с особым благоговением, с особенной любовью. Эту любовь читатель видит на лице героя повести Егорушки, который букально чувствует каждый шолох веточки, каждый взмах крыла пролетающей птицы... Все то, что чувствовал Чехов А. П. "Степь", краткое содержание по главам которой сегодня легко можно найти при желании, необходимо читать в оригинале. Только так можно понять и прочувствовать произведение.

"Степь" Чехова: краткое содержание истории путешествия настоятеля церкви, купца и его племянника

На старой бричке из уездного города N отправились Иван Иванович Кузьмичёв вместе с о. Христофором, настоятелем церкви в данной губернии, который был невысокого роста с длинными волосами 80-ти лет от роду. В путь они собрались для того, чтобы продать шерсть. С ними в дорогу отправился племянник Кузьмичёва, его звали Егорушка. Это был мальчик 9 лет, совсем еще ребенок. Его мать, сестра Ивана Ивановича, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря, настояла на том, чтобы её сын поступил в гимназию в другом, более масштабном городе и стал образованным человеком. Перед путниками открывается вид на город и церковь, в которую Егор ходил вместе с матерью на службу. Мальчик очень расстроен, он не хочет уезжать. Отец Христофор решил поддержать ребёнка, вспоминая свою юность и ученье, он был достаточно образованным человеком с хорошими задатками, у него была отменная память, прочитав несколько раз текст, он уже знал его наизусть, хорошо знал языки, историю, арифметику. Но родители не поддержали его стремление учиться дальше, поэтому о. Христофор ученье дальше продолжать отказался. А у Егорушки ещё вся жизнь впереди, и ученье пойдет ему на пользу. Кузьмичёв же, наоборот, считает прихоть сестры необоснованной, ведь племянника он мог научить своему делу и без образования.

В гостях у помещика Варламова

Кузьмичёв и о. Христофор стремятся догнать самого богатого и наиболее влиятельного в уезде помещика Варламова. Для временного ночлега путники остановились в скромном жилище Моисея Моисеича, еврея по национальности. Он старается угодить гостям в максимальной степени, даже Егорушке достался пряник. В доме Моисея Моисеича кроме его семьи (жены и детей) проживает его брат Соломон. Гордый человек, на которого деньги и положение в обществе не оказывают ни малейшего влияния. Отец Христофор, с вою очередь, жалеет молодого человека, Кузьмичев же относится к нему презрительно, а родной брат не понимает его.

Появление графини Драницкой

Гости (Иван Иванович и о. Христофор) решили пересчитать деньги во время чаепития. В это время постоялый двор посетила знатная особа, графиня Драницкая. Иван Иванович считает ее довольно глупой особой, у которой только ветер в голове. Не считает странным то, что поляк Казимир Михайлыч всячески намеревается обвести ее вокруг пальца.

Знакомство Егорушки с новыми людьми

После Кузьмичев и отец Христофор отправляются в путь, решив оставить Егорушку с другими обозчиками в надежде догнать их позже.

В пути Егорушка знакомится с разными людьми, у него складывается о них свое особое впечатление. Со стариком Пантелеем, у которого часто болят ноги, он имеет привычку пить воду из лампадки; Емельяном, относительно спокойным человеком; по фамилии Дымов, отец часто посылает его с обозом, чтобы тот не был уж слишком избалован; Васей, некогда имевшим прекрасный голос, к сожалению, из-за болезни связок так, как раньше, петь он больше не мог; Кирюхой - молодым человеком, не имеющим практически никаких особенностей. Всех этих людей объединяет одно - они когда-то жили намного лучше, боязнь бедности принудила их идти работать в обоз.

Описание русской степи

Особое внимание автор повести уделяет живописной природе русской степи, достаточно красочно описывая ее. Егорушка по мере путешествия как будто с новой, совершенно незнакомой ему стороны узнает русский народ. Даже он, в силу своего ещё маленького возраста понимает, что рассказы Пантелея о его, якобы, жизни на севере России и старой работе кучера более похожи на выдумку, чем на правду. Вася, парень, обладающий соколиным зрением, видит степь намного шире, чем остальные люди. Мимо него ничего не ускользает, он наблюдает поведение животных, в естественной среде их обитания. Он обладает некоторыми «звериными качествами», и многие сочтут его не похожим на большинство людей. Кроме Пантелея, Егорушка побаивается практически всех мужиков, а особенно Дымова, который невыносимо страдает от избытка сил и убивает ни в чем не повинного ужа.

Болезнь Егорушки

В дороге путников настиг сильный дождь с грозой, вследствие этого Егорушка заболел. Приехав в город, о. Христофор проявляет истинную заботу к мальчику, стараясь улучшить его общее состояние. В то время как родной дядя мальчика Кузьмичев считает это ещё одной проблемой. Его голова забита другим, он жалеет о том, что продал дома шерсть не так выгодно, как это удалось сделать недавно. О. Христофор вместе с Иваном Ивановичем продали свой товар по достаточно высокой цене. В свою очередь об о. Христофоре можно сказать, что он выступает самым гармоничным героем повести, в котором стоят ниже любви к Богу и стремления к знаниям.

В гостях у Тоскуновой

Дом близкой приятельницы матери мальчика, Тоскуновой Настасьи Петровны, выступает его следующим пристанищем на время учебы в гимназии. Женщина живет там со своей внучкой. Интерьер квартиры достаточно прост, радует глаз множество свежих цветов, и повсюду видны образа. Кузьмичев Иван Иванович справился со всеми возложенными на него делами. Документы в гимназию поданы, скоро начнутся экзамены на поступление, и для совсем еще юного Егорушки также начнется новая, не знакомая для него дорога в неизведанный мир. Каждый из взрослых, Кузьмичев и о. Христофор, выделили своему подопечному гривенник и оставили его впредь на попечительство Тоскуновой. Мальчик как будто предчувствует то, что встреча с этими людьми в его жизни не повторится. Он не может понять причину своей грусти: все, что пришлось пережить в дни его детства, теперь останется в далеком прошлом.

Для него теперь открывается дверь в совершенно другой, не знакомый ему мир. Каким он будет, никому не известно. Мальчик сильно расплакался, сидя на лавочке, таким образом словно «встречая» все то новое, что ждет его впереди.

Резюмируя статью ""Степь" Чехова: краткое содержание повести", хочется отметить, что каждый, кто уважает творчество автора, должен прочесть данную повесть в оригинале. Не зря все-таки современники автора высоко оценили сие произведение. Действительно, "Степь" Чехова в кратком изложении никоим образом не передает все те ощущения, которые получает читатель при погружении в оригинальный вариант повести.

Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье - свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне ещё не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски». Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.

Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдаёт пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник - настоящие «господа». Кроме жены и детей в его доме живёт его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.

Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «...молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».

Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком... Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.

Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.

Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле - это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.

По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.

Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приёмные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него... Какова-то будет эта жизнь?»

Пересказал

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

  1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями. Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.
  2. Вася наделён особым слухом и зрением, поэтому у него свой, не доступный никому мир. Вася тих, смирён. Он единственный из всех персонажей воспринимает «музыку» степи: различные перепевы птиц, переклички сусликов, перезвоны, стрёкот и жужжание насекомых.
  3. Не все персонажи замечают окружающую природу и пытаются к ней приблизиться. Так, человеком дела предстаёт Варламов . Как челнок, постоянно передвигается он по степи, озабоченный своими делами. Ему чуждо чувство любования природой, он постоянно «кружит» по дорогам в поисках своей выгоды. И невольно возникает образ человека-коршуна.
  4. Под стать ему по своей деловой хватке дядюшка Егорушки – Иван Иваныч Кузьмичов . Он постоянно думает о прибыли, лицо его всегда сосредоточено, и других эмоций не выражает. Человек однообразный. Однообразие и равнодушие ко всему позволяют провести параллель со степными грачами, которые также равнодушны ко всему происходящему вокруг.
  5. Есть в повести и неравнодушные люди: Пантелей, Емельян, Дымов . Но каждый из них ощущает себя в природном мире по-своему. Как не разгуляться в степи богатырским натурам! Именно к таким былинным молодцам относится Дымов. Но разве идти за обозом в степи – это его стезя? Некуда выплеснуть эту силушку, потому он и озорничает. Но, главное, душа у него добрая. Он готов раскаяться в содеянном, попросить прощения. Такие характеры, скорее, относятся к трагическим.
  6. Пожалуй, самый трагический характер в повести – Емельян. Болезнь лишила его голоса. Раньше он был певчим в церковном хоре. Душа его поёт, а недуг не позволяет развернуться и обрекает человека на одиночество и страдания.
  7. Персонажем, живущим в согласии с современной жизнью, является Пантелей , имеющий свою философию, которую он передает Егорушке. Старик считает, что счастливым станет только тот человек, у которого есть три ума: от матери, от учения и от хорошей жизни. Последнего ума найти на свете сложно, поэтому нет и счастливых людей.
  8. Описание степи

    Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

    Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

    Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

    Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

    Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

    Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

    Образы и символы

    Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

    Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

    Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

    Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

    Темы

    Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

    1. сострадание к человеку, природе;
    2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;
    3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;
    4. поиск своего места в жизни;
    5. жизнь и смерть;
    6. любовь к своей Родине.

    Проблематика

    Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

    Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

    На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

    Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

    Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

    Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Похожие публикации