Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Царь нимрод. Нимрод и ложная религия

Герой, воитель-охотник и царь.

По родословию, приведённому в книге Бытие , - сын Куша и внук Хама . Упоминается как «сильный зверолов перед Господом »; его царство помещено в Месопотамии (Быт. 10:9,10). В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни , крайняя жестокость, идолопоклонство, преследования Авраама , соперничество с Богом .

С VIII века арабы приписывали Нимроду руины различных древних месопотамских городов. За одним из них, открытым археологами в XIX веке древним городом Калху, закрепилось название по имени Нимрода - Нимруд .

Нимрод и Вавилонская башня

В Библии Нимрод упоминается как царь, владения которого составляли «Вавилон , Эрех , Аккад и Халне в земле Сеннаар » (Быт. 10:10), но прямо не утверждается, что Вавилонская башня строилась во время его царствования (упоминание раннешумерского города Эреха/Урука и Аккада, которые прекратили играть существенную роль после III тысячелетия до н. э., указывает на древность предания). Впервые предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия , явно опиравшегося на длительную устную традицию. Нимрод описан как необычайно жестокий и гордый правитель, добившийся от своего народа полного подчинения и повелевший возвести башню - символ гордыни и отречения от Бога. Эта легенда получила развитие в арабской историографии (Ат-Табари и Абу-ль-Фида) и со временем вошла в европейскую традицию.

Нимрод и Авраам

В Коране

Также сведения о царе Нимроде содержатся в Коране, где приводится его беседа с пророком Ибрахимом (Авраамом):

«Ужель не видел ты того,
Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге
за то, что царством одарил его Аллах?
И Ибрахим сказал:
„Поистине, Господь мой - Тот,
Кто жизнь и смерть дарует“.
Но тот сказал: „Дарую я и жизнь, и смерть“.
Ответил Ибрахим:
„Поистине, Господь повелевает Солнцу
Восходить с востока -
Ты с запада вели ему взойти“.
Так был в смущение повергнут тот,
Кто пренебрег Господней верой.
Аллах не направляет тех, кто нечестив».

В армянской мифологии

Немрут, в армянской мифологии иноземный царь , вторгшийся в Армению . Есть легенда, что чтобы возвеличить себя, Немруд воздвиг на вершине горы великолепный дворец необычайной высоты. Решив убить бога, чтобы занять его место, Немруд поднялся на крышу дворца и прицелился из лука в небо. Бог подставил большую рыбу под стрелу, пущенную Немрудом. Увидев кровь, Немруд и его приближённые возликовали, уверенные, что бог убит. Бог разгневался - ударила молния, и Немруд вместе с дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, из которой образовалось озеро. Гора стала называться Немрут (современный вулкан Немрут расположен у западного берега озера Ван , в его кратере находится озеро). По другому варианту, Немруд создал гору из земли, чтобы, поднявшись на неё, вступить с богом в борьбу, но бог низвергнул его в недра земли.

Отождествление в древнеармянской литературе Бэла , соперника Хайка , с библейским Нимродом привело к возникновению мифа, где вместо Немруд выступает Бэл. Деспот Бэл с многочисленными войсками вторгся в Армению, но был разбит. Труп Бэла, убитого армянским царём, подняли на вершину горы и сожгли. По воле бога оставшийся от него пепел превратился в воду, а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели.

Нимрод в литературе и культуре

  • В «Божественной комедии» Данте изображает Нимрода в виде великана, охраняющего девятый круг ада. Он постоянно нечленораздельно бормочет, что, видимо, является отсылкой к смешению языков, вызванному строительством Вавилонской башни.
  • Нимрод в царском одеянии изображён на картине Питера Брейгеля-старшего «Вавилонская башня» (Венский вариант).
  • Нимрод - статуя, вырезанная из нубийского песчаника израильским скульптором Ицхаком Данцигером в 1939 году. Статуя находится в коллекции скульптур Музея Израиля в Иерусалиме (Израиль) .
  • Педро Кальдерону принадлежит auto sacramental (литургическая драма) «Вавилонская башня», в которой Нимрод предстаёт в традиционном образе гордеца, тирана и богоборца.
  • Вольтер в философской повести «Царевна Вавилонская» упоминает лук Нимрода, который должны натянуть претенденты на руку и сердце царевны.
  • Нимрод - слово, употребляемое в сборнике «Сердца в Атлантиде» Стивена Кинга в качестве ругательства.
  • Nimrod. - пятый студийный альбом панк-группы Green Day
  • Нимрод - мощнейший робот, когда-либо созданный Мастером Форм для уничтожения мутантов во вселенной Людей X.
  • Музыкальное произведение Эдуарда Элгара Энигма-вариации . Содержит 14 вариаций для оркестра, вариация 9 адажио называется Нимрод, и в Британии часто исполняется на похоронах. (Хотя каждая вариация посвящена кому-то из друзей композитора, вариация 9 Нимрод отсылает к имени воителя-охотника, царя Нимруда, поскольку друг композитора имел фамилию Jaeger (нем. Jäger - охотник).)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]
  • Нимрод неоднократно упоминается в романе Майкла Суэнвика «Драконы Вавилона». Необходимо заметить, что в книге события, касающиеся правления Нимрода, значительно расходятся с классическими легендами.
  • Нимрод - корабль Эрнеста Шеклтона , во время его экспедиции к Южному Полюсу .
  • Нимврод - песня группы Башня Rowan .
  • HS.801 «Nimrod» - британский турбореактивный многоцелевой самолёт.
  • Al-Namrood - антиисламская black-metal группа из Саудовской Аравии, играющая в стиле Ориентал .
  • Нимрод - звероловное судно космобиолога Маартена Трооста из книги Александра Рудазова «Зверолов».
  • Нимрод - кличка животного нового вида, выращенного одним из главных героев телесериала «Поверхность»
  • Nimrod - песня группы The Foreshadowing

Напишите отзыв о статье "Нимрод"

Примечания

Источники

  • Нимрод // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нимрод

– Вас интересуют книги, Мадонна Изидора?..
«Мадонной» в Италии звали женщин и девушек, когда при обращении им выражалось уважение.
У меня похолодела душа – он знал моё имя... Но зачем? Почему я интересовала этого жуткого человека?!. От сильного напряжения закружилась голова. Казалось, кто-то железными тисками сжимает мозг... И тут вдруг я поняла – Караффа!!! Это он пытался мысленно меня сломать!.. Но, почему?
Я снова взглянула прямо ему в глаза – в них полыхали тысячи костров, уносивших в небо невинные души...
– Какие же книги интересуют вас, Мадонна Изидора? – опять прозвучал его низкий голос.
– О, я уверенна, не такие, какие вы ищете, ваше преосвященство, – спокойно ответила я.
Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще.
– Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
Караффа улыбался... А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте... Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой... Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли... В какой-то степени я даже уважала его...
Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
– Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха... Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»...
И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу...
Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь... Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
– Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор...
Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел... Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь...
– Разрешите Вас покинуть, Ваше преосвященство? – даже не надеясь на положительный ответ, осторожно спросила я.
– К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
– Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...
– Великий дух зарождается в малом теле, мадонна Изидора. Даже святой Иисус когда-то был ребёнком. Я буду очень рад навестить Вас! – и изящно поклонившись, Караффа удалился.
Мир рушился... Он рассыпался на мелкие кусочки, в каждом из которых отражалось хищное, тонкое, умное лицо....
Я старалась как-то успокоиться и не паниковать, но почему-то не получалось. Моя привычная уверенность в себе и в своих силах на этот раз подводила, и от этого становилось ещё страшней. День был таким же солнечным и светлым, как всего несколько минут назад, но в мою душу поселился мрак. Как оказалось, я давно ждала появления этого человека. И все мои кошмарные видения о кострах, были только предвестием... к сегодняшней встрече с ним.
Вернувшись домой, я тут же уговорила мужа забрать маленькую Анну и увезти её куда-то подальше, где злые щупальца Караффы не могли бы её достать. А сама начала готовиться к самому худшему, так как точно знала, что его приход не заставит себя долго ждать. И не ошиблась...
Через несколько дней, моя любимая чернокожая служанка Кея (в то время было очень модно заводить чернокожих слуг в богатых домах) доложила, что «его преосвященство, кардинал, ожидает меня в розовой гостиной». И я почувствовала, что что-то произойдёт именно сейчас...
Я была одета в светло-жёлтое шёлковое платье и знала, что этот цвет мне очень идёт. Но если и был один единственный человек на свете, перед которым мне не хотелось выглядеть привлекательной, то это уж точно был Караффа. Но для переодевания не оставалось времени, и пришлось выходить именно так.
Он ждал, спокойно опершись на спинку кресла, изучая какую-то старую рукопись, коих в нашем доме находилось несметное количество. Я «надела» на себя приятную улыбку и спустилась в гостиную. Увидев меня, Караффа почему-то застыл, не произнося ни слова. Молчание затягивалось, и мне казалось, что кардинал вот-вот услышит, как по предательски громко стучит моё испуганное сердце... Но вот, наконец-то, раздался его восторженный, хриплый голос:
– Вы потрясающи, мадонна Изидора! Даже это солнечное утро проигрывает рядом с вами!
– Вот уж не думала, что кардиналам разрешается говорить дамам комплименты! – с величайшим усилием продолжая улыбаться, выдавила я.
– Кардиналы тоже люди, мадонна, и они умеют отличать прекрасное от простоты... А где же ваша чудесная дочь? Смогу ли я насладиться сегодня двойной красотой?
– Её нет в Венеции, ваше преосвященство. Она с отцом уехала во Флоренцию, навестить её больного кузена.
– Насколько я знаю, в данный момент в вашей семье нет больных. Кто же так внезапно заболел, мадонна Изидора? – в его голосе звучала неприкрытая угроза...
Караффа начал играть открыто. И мне не оставалось ничего, как только встречать опасность лицом к лицу...

Официальные сведения
Страна Израиль
Основатель Осман аль-Азиз
Дата основания 1229 год

Общие сведения о крепости Нимрод


В конце марта 2011 года я посетил крепость Нимрод на севере Израиля, вблизи его границы с Ливаном и Сирией. В настоящее время крепость Нимрод входит в одноименный национальный пар к, расположенный на вершине горного хребта высотой 815 м одного из склонов горы Хермон. Хребет спускается на запад по направлению к Баниас и возвышается к востоку по направлению по направлению к г. Хермон.
Согласно Википедии
, буклету, выдаваемому посетителям Национального парка Нимрод и имеющимся там стендам, крепость была построена около в 1227-1229 гг. губернатором Дамаска Аль-Моатисом и его младшим братом Османом Аль-Азизом, племянником Сала а-Дина, чтобы предупредить возможные попытки атаки на Дамаск во время Шестого крестового похода. Она была названа Калаат аль-Субейба, "Замок на Большой Скале" на арабском языке. В 1230 году крепость была расширена и заняла весь горный хребет.
В 1253 г. крестоносцы пытались захватить крепость, но не смогли этого сделать. Монгольское вторжение в Сирию и Святую землю семью годами позднее едва не привело к разрушению крепости. Однако, армия мамлюков смогла остановить монголов. Один из выдающихся мамлюкских главнокомандующих в той битве, Бейбарс, объявил себя мамлюкским султаном и передал крепость в подчинение своему второму командиру Билику. Новый начальник крепости начал широкую строительную кампанию. Когда было закончено строительство, Билик увековечил свою работу и прославил имя султана в 1275 году надписями на камне
с высеченным львом, символом султана. После смерти Бейбарса, его сын устроил убийство Билика, опасаясь его власти.
В конце XIII века, после завоевания мусульманами портового города Акко
и в конце правления крестоносцев в Святой земле, крепость потеряла стратегическое значение и пришла в упадок. В XV в. она служила захватившим эту землю туркам в качестве тюрьмы для повстанцев, а потом и вовсе была покинута.
Считается, что крепость была разрушена землетрясением в XVIII веке.

Евреи называют это место крепостью Нимрода в память о Нимроде
, библейском царе, который по преданию жил в этих местах: "Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. " (Быт.10:8-9)

***

Вот этим, пожалуй, и исчерпывалась информация, которая мне была известна до поездки в Нимрод. Негусто, и в ней не было ничего такого, что предвещало бы сенсацию.

Если бы не даманы? Как я обнаружил мегалиты

Но не тут-то было. Мы с братом обошли почти всю крепость Нимрод и не обнаружили в ней ничего такого, чего прежде не видели. На выходе из подземного тоннеля наше внимание привлекли даманы. Их было много, они ничего не боялись и охотно нам позировали. В погоне за снимками для пополнения своих личных коллекций мы перелезали с глыбы на глыбу и… тут-то все и началось. Забравшись на одну глыбу, я обратил внимание на ее правильную прямоугольную форму, потом заметил, что и другие глыбы имеют явно искусственное происхождение. Затем обратил внимание на стены - их нижняя часть разительно отличалась от верхней, и представляла собой типичный пример мегалитической кладки , правда выполненной из блоков не очень большого размера. Внимательное изучение стены привело меня к заключению, что она ничем не отличается от фрагментов нижней части мегалитической стены Храмовой горы (Иерусалимский археологический парк).

Безжалостный убийца. Беспощадный правитель. Главный идолопоклонник. Это лишь некоторые из “имен”, которыми меня называют. И это нормально, я привык к такому. Я даже признаю, что заслуживаю их. По крайней мере, некоторых из них.

Однако, прежде чем вы начнете меня так называть, справедливо было бы, чтоб вы узнали обо мне побольше…

Молодость Нимрода

Я родился в странное время, вскоре после потопа.(1) Мой дедушка Хам укрылся от него в ковчеге, и после того, как земля вернулась к своему изначальному состоянию, вместе со всей семьей получил заповедь плодиться, размножаться и наполнять землю. Обстановка тогда была свежей, и люди созрели для новых идей. Думаю, я почувствовал это, еще когда был ребенком, и это заложила семена для некоторых интересных нововведений, которые я ввел позже.

Будучи самым младшим ребенком, я удостоился особого отношения своего отца. Если вы читали вступительные главы книги Берешит, вы, вероятно, знаете о том, что Бог сделал для Адама и Хавы специальные одежды. Ну, они каким-то образом потомки сохранили их, и эти одежды даже пережили Потоп, после чего были украдены у моего прадедушки Ноаха дедушкой Хамом, а тот в свою очередь передал их в наследство моему папе – Кушу. И поскольку я был его любимцем, он доверил их хранение и использование именно мне.(2)

Одно можно сказать наверняка – они помогли мне с приобретением популярности. Почему-то у животных была довольно странная реакция на эти одежды: увидев их, они беспомощно падали к моим ногам. Как вы можете себе представить, охотничьи соревнования были для меня не очень сложной задачей, и прежде, чем я об этом узнал, у меня появилось довольно много преданных поклонников.(3)

Тора сосредотачивается на моей охотничьей доблести, описывая меня так:

«Он был богатырь-ловец пред Богом; поэтому говорится: «Как Нимрод, богатырь-ловец пред Богом».(4)

Что означает с «пред Богом»? На языке Торы это значит что-то вроде «по всему миру»(5) . В наши дни историки написали бы: «Он был самым великим охотником своего времени», что, разумеется, является описанием, которого я отнюдь не стыжусь. (Есть некоторые другие интерпретации слов «пред Богом», мы дойдем до них позже).

Я знаю, что вы все слышали обо мне всякие нехорошие истории, но, по иронии судьбы, я начинал как весьма набожный религиозный человек.(6) На самом деле практически все люди тогда были религиозными.(7) Воспоминания о Потопе в моем поколении были еще свежи – я родился только через 95 лет после его окончания, и, поверьте, никто не хотел повторения этого ужасного стихийного бедствия.

Моя накидка, принадлежавшая когда-то Адаму, также пригодилась для религиозных целей. Я выходил охотиться на животных и приносил их в жертву Всесильному. Помните, что меня называли «охотником пред Богом»? Некоторые комментаторы толкуют это, имея в виду религиозный период моей жизни, когда я еще не успел свернуть с правильного пути и служил Всевышнему.(8)

Власть и религия

Увы, желанию властвовать свойственно овладевать умами и сердцами людей, и я не стал исключением. К 40 годам я был де-факто лидером племени Куш и стал большим человеком. Примерно в то время наши двоюродные братья, потомки моего двоюрного дедушки Йефета, решили объявить нам войну и я, возглавив армию, победил их. Порабощенные йефетиты начали служить нам, а я стал царем того, что в то время было большей частью современной цивилизации.(9)

Сейчас люди хорошо знакомы с таким понятием, как царь. Один человек руководит всеми остальными – напрямую или через министров – и каждый из народа выполняет его приказы. Но в мои дни и раньше такая модель была чем-то неслыханным, и я горжусь тем, что представил эту фантастическую новую идею миру.(10) А поскольку мои намерения были не совсем альтруистичны, и я использовал свое новшество для продвижения самого себя. Хотя разве на на моем месте кто-то поступил бы иначе? Тем более, что я был настоящим лидером.

Наступил момент, когда Бог оказался мне больше не нужен, и я принял смелое решение встать на Его место. Мне не потребовалось много сил и времени, чтобы убедить всех встать на мою сторону, и тогда образовалась новая религия: нимродизм.(11)

Вот несколько моментов, которые мы воплотили в жизнь, чтобы заложить основу нового движения:

1) Мы построили огромный храм – высотой аж в несколько этажей – с огромным троном на самом верхнем уровне. Я сидел на нем и любезно предоставлял всем приходящим в храм и проходящим мимо возможность увидеть их новое божество.(12)

2) По всему огромному царству мы воздвигли реалистичные статуи в мою честь. Поклонение моему образу стало частью ежедневного ритуала всех людей.(13)

3) Мы начали строить башню, которая должна была достигнуть небес, чтобы обеспечить нам захват власти и на небесах.(14) (Подробнее об этом позже, в «Вавилонской башне»).

Когда люди говорят, что в Торе есть намеки на всё происходящее в мире, они не преувеличивают. Слова «Нимрод был богатырь-ловец пред Богом» понимается некоторыми как ссылка на мои впечатляющие способности убеждения: я смог убедить («загнать в ловушку») людей восстать против Всевышнего («пред Богом»).(15)

Рождение Авраама

Примерно в то же время мы все переехали в Шинар, который некоторые ассоциируют с Шумером (где-то в современном южном Ираке). 16 Высота этой местности относитеьно уровня моря была значительно ниже, чем у прилегающих районов, и, по легенде, те, кто погиб во время Потопа, были вымыты на сушу именно там. На самом деле, так это место и получило свое название – «Шинар» означает «вытряхнуть», потому что туда были «вытряхнуты» все трупы. Казалось, что это идеальное место для создания новой цивилизации. 17

Вот интересная история, которая в конечном итоге сформировала большую часть современного мира:

В то время моим главным советником был мудрый человек по имени Терах. Он был вдумчивым и преданным мне подданным, и я высоко оценил его мнение. На празднике по случаю рождения у Тераха сына мы обратили внимание, что на небе стали происходить странные вещи. Одна большая звезда вдруг пролетела по горизонту, поглощая все другие звезды на своем пути.

У моих астрологов было только одно объяснение: эта звезда символизировала новорожденного Авраама, которому суждено в будущем “проглотить” всех нас и стать новым властителем. У меня не было выбора: Аврааму придется умереть.

Несмотря на то, что Теах меня уважал, конечно, его было непросто убедить в моем решении, и даже все богатства мира не заставили бы его сдвинуться с места в этом вопросе.

«Представь следующий сценарий», – рассуждал он. «Допустим, мне предложили огромную сумму денег, чтобы я продал личную лошадь царя; ты бы предложил мне согласиться на такую сделку?» Это было бы просто смешно; деньги в наше время не были проблемой, а моя лошадь была мне очень дорога. «но ведь это именно то, о чем ты меня просишь», – заключил Терах. «Что могут сделать деньги, разве они способны заменить мне моего собственного сына?»

Что ж, потребовалось небольшое принуждение (и угроза), пока Терах не встал, наконец, на мою сторону. Он принес мне новорожденного, и я без колебаний приказал раздавить его нежный череп, устранив таким образом потенциальную угрозу.

По крайней мере, так я думал. Только через 50 лет я понял, что Терах обманул меня и принес тогда вместо Авраама ребенка одного из своих рабов. 18 Представьте себе, как бы мир выглядел сегодня, если бы мальчик, которого я убил, и правда был Авраамом…

Вавилонская башня

После этого небольшого происшествия я наслаждался спокойствием и гармонией на протяжении 25 лет, а мое царствование в Шинаре не подвергалось никаким опасностям. 19 Все люди между собой хорошо ладили, почти как семья, 20 и все мы говорили на одном языке. 21 Все так бы и оставалось, если бы не гениальное предложение некоторых из моих советников: (22) «Давайте построим башню до небес и так увековечим в истории память о себе».

Блестящая идея, не так ли?

В свою защиту у них было несколько веских причин для создания такого зиккурата:

  1. Почему вдруг Бог и дальше должен единолично распоряжаться небесами? Мы тоже вполне заслуживаем того, чтобы влиять на то, что там происходит.(23)
  2. Судя по всему, небеса обрушиваются каждые 1656 лет, как это было в год Потопа. Построив такую башню, мы могли бы предоставить дополнительную поддержку небу и укрепить его, став для него своеобразной колонной.(24)
  3. С помощью высочайшей башни в мире мы бы стали бесспорными лидерами среди всех народов и никогда бы не боялись новых вторжений на территорию своего царства.(25)

Идея быстро распространилась, и охваченные энтузиазмом волонтеры и рабочие стали записываться к нам тысячами. Не успели мы оглянуться, как началось строительство, а рабочая сила насчитывала примерно 600 тысяч человек. 26 Мысль о башне настолько сплотила народ, что, кажется, в это дело были вовлечены все жители нашего государства, а некоторые историки полагают, что в нем участвовали даже такие уважаемые личности, как Ноах, Шем и Аврам.(27)

Большинство людей этого не знают, но однако же на строительство ушло более 20 лет.(28) Это было здание невероятных масштабов; некоторые утверждают, что подъем с нижнего этажа до верхнего занимал больше года! Похожее на нездоровую одержимость стремление людей заниматься этим зданием заставило их потерять все отголоски человечности, а потому упавший с башни кирпич становился более серьезной трагедией, чем упавший человек.(29)

Все мы знаем конец этой истории. На протяжении всех этих лет Всевышний наблюдал за нами, а затем разрушил все одним махом. Языки народов смешались, мы не могли больше нормально общаться и слаженно работать, здание было разрушено, и все мы оказались рассеяны по разным частям света.(30)

Я остался в районе Месопотамии и основал еще несколько городов.(31) Один из городов я назвал Бавель (Вавилон), что означает «путаница» – как свидетельство о той путанице, которая произошла, когда башня была разрушена.(32) Затем я построил Эрех, широко известный как Урук(33) , Аккад(34) и Кальне, который идентифицирован Талмудом как Нофар-Нинфи(35) или Ниппур. В моем новом царстве меня называли Амрафель – «тот, кто становится причиной падения» – довольно уничижительное имя, ссылающееся на физическое и моральное падение всех тех, кто участвовал в строительстве башни, за которую я отвечал.(36)

Возвращение Авраама

Прошло два года после разрушения башни, и жизнь медленно возвращалась к своему привычному ритму.(37) А затем пришли «хорошие» новости: я узнал, что когда-то Терах меня обманул, и его сын Авраам все еще жив.

Видимо, он решил вернуться домой и перевернуть весь город вверх дном. Он начал что-то вроде крестового похода против идолопоклонства и уничтожал идолов везде, где мог их найти.

Не хочу детально описывать историю, которую все и так хорошо знают. Вам не составит труда найти ее в других источниках.

Но вот краткая версия:

Я заключил Авраама под стражу, и было решено, что он заслуживает смерти. Мы три дня раскаляли печь и бросили его в нее так, что его руки были связаны веревками за спиной. Однако произошло чудо, и Авраам спокойно прогуливался внутри печки, как будто ничего не происходило и все так и должно быть, а единственной вещью, которая сгорела, стала веревка, связывающая его руки.

Что ж, так и быть, я расскажу о нескольких менее известных деталях этой истории:

  1. Не только Аврама, я бросил в печь: его брат Харан тоже попал в нее. Понимаете, я был настолько в ярости от того, что меня обманули, что искал возмездия для любого, кто был замешан в преступлении. По-видимому, Терах обмолвился, что идея обменять Авраама на другого ребенка принадлежала Харану. Я думаю, вы все можете согласиться с тем, что смерть Харана не была необоснованной.
  2. Увидев все чудеса, которые Бог сделал для Авраама, я понял, что он и правда особенный человек, а потому решил осыпать его подарками. Помимо прочего, я дал ему и двух моих слуг, имя одного из которых Они и другого Элиэзер, который впоследствии стал известен как самый преданный слуга Авраама и выполнял для него очень важные поручения.(38)
  3. Некоторые источники утверждают, что я получил свое имя Амрафель именно в результате этой истории. Ведь я попытался заставить Авраама пасть на колени перед идолом и потому получил этот “почетный титул”.(39)

Снова Авраам

Аврам оказался достаточно серьезной проблемой, поэтому я очень наделся, что мне больше не придется придется иметь с ним дело. Что ж, пожалуй, вы можете представить себе мое разочарование и досаду, когда через два года после инцидента с печью Аврам снова навестил меня, на этот раз во сне.

Я стоял рядом со своими людьми возле той же печи, в которую когда-то бросил Авраама, когда появился его образ, размахивающий мечом, и начал двигаться в нашу сторону. Когда мы хотели от него убежать, он бросил яйцо в мою голову, и оно превратилась в огромную реку, в которой утонули все мои люди. Кроме меня выжило только трое министров, которые внезапно оказались облаченными в царские одежды. Затем река высохла и снова превратилась в яйцо. Яйцо треснуло, и из него вылупился цыпленок, который мигом вспорхнул ко мне и начал клевать мои глаза. В этот жуткий момент я проснулся.

Посыл сна был ясен: история с Авраамом еще не окончена. И это повергло меня в уныние и злость одновременно.

Когда мои люди прибыли в дом Авраама, чтобы арестовать его, он уже сбежал. Очевидно, Элиэзер предупредил его, что нужно спасаться из города. Он перехитрил меня – снова.(40)

Военное унижение

Я собираюсь закончить свою историю двумя военными кампаниями, которые закончились унизительным поражением. Первая была в 2013 году от сотворения мира, через тринадцать лет после побега Авраама, а вторая – в 2021 году, еще девять лет спустя.

Когда-то у меня был неплохой генерал по имени Кедорлаомер, который после инцидента с Вавилонской башней отделился от нас и стал царем Элама. Давно желанная и наконец обретенная власть вскружила ему голову, и он растянул свои границы до области Сдома, взяв под свой контроль пять народов.

Все шло хорошо для него в течение 12 лет, и его провинции исправно выплачивали ему налоги. Однако настало время, когда эти народы устали от гнета и организовали всеобщее восстание против Кедорлаомера.

Чувствуя его слабость, я воспользовался возможностью вернуть себе популярность в этом регионе. Я собрал всю свою армию, численностью в 70 000 человек и объявил войну своему бывшему генералу. И вот что оказалось слишком унизительно: имея всего 5000 человек, он одержал решающую победу, а я оказался его пленником. 41

Фактически все соседние государства попали в его подчинение, что привело меня к следующему военному унижению.

После 13 лет беспорядков в своей увеличившейся в размерах империи, Кедорлаомер решил подавить восстание Сдома раз и навсегда. Он призвал всех своих “союзников” (на деле подчиненых) участвовать в масштабных военных действиях, и мы отправились сражаться с Сдомом, нашими пятью царями против их четырех.

Что ж, и в этой истории не обошлось без Аврама! Он услышал о том, что его племянник Лот, который жил в то время в Сдоме, был взят в плен, и собрал всех своих людей, чтобы спасти его. Как всегда, с ним произошло чудо, и небольшая группа людей смогла победить нас. Мы были вынуждены бежать и вернулись домой униженными.(42)

Мое падение

Я всегда считал себя самым жестоким воином в истории и, откровенно говоря, не подозревал, что когда-нибудь найду себе подобного. Тем не менее, когда я постарел, начались разговоры о новой восходящей звезде. Оказалось, что один из внуков Аврама, Эсав, сошел с праведного пути и снискал довольно-таки неплохую репутацию для себя в кнаанейском криминальном мире.

То, как он узнал о моей особенной накидке, доставшейся мне от Адама, до сих пор точно неясно, но одно можно сказать наверняка: Эсав был решительно настроен забрать ее себе. И пролить для этого сколько-то крови не казалось для него помехой.

В общем:

Мы были в охотничьей экспедиции и попали в засаду, устроенную самим Эсавом. В силу возраста мое уже не такое сильное тело не соответствовало его юношескому духу – Эсаву тогда было всего 13 лет – и в конечном счете он превзошел меня и одолел. И, конечно же, он завладел моей накидкой.(43)

Похоже, что пророчества были правы все это время, но не так буквальны, как я мог представить. Кто бы мог подумать, что моя смерть придет из рук внука Авраама?

Хронология событий:

1656 (2015 г. до н.э.): Потоп Ноаха

1751 (1920 г. до н.э.): Рождение Нимрода

1791 (1900 г. до н.э.): Нимрод восстает против Бога и становится царем в Вавилоне

1948 (1813 г. до н.э.): Рождение Авраама

1973 (1788 г. до н.э.): Начинается строительство Вавилонской башни

1996 (1765 г. до н.э.): Вавилонская башня разрушена

1996-2008 (1765-1753 гг. до н.э.): Города Сдома служат Кедорлаомеру

2009-2022 (1762-1749 гг. до н.э.): Города Сдома восстают против Кедорлаомера

2013 (1758 г. до н.э.): Нимрод объявляет войну против Кедорлаомера и проигрывает

2022 (1749 г. до н.э.): Война пяти царей против четырех царей

2123 (1638 г. до н.э.): Нимрод убит Эсавом

Сноски

  1. Согласно Сефер ха-Яшар, Нимроду было 40 лет, когда началось его правление в Вавилоне. Это был 1791 от сотворения мира (Меор Эйнаим, цит. в Седер ха-Дорот), и таким образом, годом его рождения считается 1751, что спустя 95 лет после потопа, который окончился в 1657.
  2. Пиркей д’рабби Элиэзер 24.
  3. Там же; Сефер ха-Яшар
  4. Берешит 10:9.
  5. Рамбан, Берешит 10:11.
  6. Сефер ха-Яшар. См. Торат Коаним, Бехукотай 26:14, где Нимрод описывается как тот, кто «знал своего хозяина и намеренно восстал против Него», указывая, что было время, когда он действительно знал своего хозяина, то есть Всевышнего. См. Тора Шлема, Берешит 10:9, сноска 23, где эта связь проведена.
  7. См. Раши, Берешит 10:8, где утверждается, что Нимрод начал восстание против Всевышнего. В комментарии на Берешит 10:11 Рамбан объясняет, что это относится к восстанию после потопа, потому что восстание до потопа уже приписывается Эношу.
  8. Ибн Эзра, Берешит 10:9. Рамбан отвергает интерпретацию Ибн Эзры, утверждая, что она расходится с традициями Хазаля в отношении Нимрода. См. Тора Шлема, Берешит 10:9, где можно найти компромисс между мнением Ибн Эзры и мнением Хазаля на основе источников, приведенных в сноске 6.
  9. Сефер ха-Яшар.
  10. Рамбан, Берешит 10:9.
  11. Рамбан, Берешит 10:9.
  12. Мидраш ха-Гадоль, Берешит 11:28.
  13. Шальшелет ха-Кабала, цит. в Седер ха-Дорот.
  14. Берешит 11.
  15. Таргум Йонатан без Узиэль, Берешит 10:9; Берешит Раба 37:2.
  16. Берешит 11:2; Шальшелет ха-Кабала, цит. в Седер ха-Дорот.
  17. Йерусалимский Талмуд, Брахот 4:1; Берешит Раба 37:4.
  18. Сефер ха-Яшар; Мидраш ха-Гадоль, Берешит 11:28.
  19. Авраам (Аврам) родился в 1948 году от сотворения мира, а строительство башни началось не раньше 1973 года (Седер ха-Дорот).
  20. Берешит Раба 38:6; Танхума Яшан, Ноах 24.
  21. Иерусалимский Талмуд, Мегила 1:9. Здесь упоминается другое мнение: тогда человечество говорило на 70 разных языках и все люди могли понимать все эти 70 языков, поэтому проблемы с взаимопониманием не возникало (Корбан ха-Эда).
  22. По мнению многих мидрашей, это другие люди предложили построить башню. Берешит Раба 38:8 утверждает, что это были (потомки) Мицраима, которые предложили эту идею (потомкам) Куша. В Танхума, Ноах 18 сказано, что Куш предложил это Путу, а Пут Кнаану. В Пиркей д’рабби Элиэзер 24, тем не менее, упомянуто, что это было предложение самого Нимрода. Это также подразумевается в Талмуде, Хулин 89a, где стих «Давайте построим город» приписывается Нимроду. Таргум Йонатан без Узиэль, Берешит 10:11, объясняет, что Нимрод вообще не был вовлечен в строительство, а оставил Вавилон Ашуру, чтобы никак не ассоциироваться с башней.
  23. Берешит Раба 38:6.
  24. Там же.
  25. Пиркей д’рабби Элиэзер 24; Сефер ха-Яшар.
  26. Сефер ха-Яшар.
  27. Ибн Эзра, Берешит 11:1.
  28. Строительство башни началось в 1973 году от сотворения мира, пока она не была разрушена Богом в 1996 году, через двадцать три года (Седер ха-Дорот).
  29. Сефер ха-Яшар.
  30. Берешит, 11:5.
  31. Сефер ха-Яшар.
  32. Берешит, 11:9.
  33. В Талмуде, Йома 10a, этот город идентифицируется как Урихут, который, как предполагается исследователями, является древним месопотамским городом Урук. См. также Берешит Раба 37:4, где Эрех идентифицируется как Харан.
  34. Берешит Раба 37:4 идентифицирует его как Нецивин (Нисибис).
  35. Талмуд, Йома, там же. В Берешит Раба 37:4 он идентифицирован как Ктесифон, город на восточном берегу Тигра.
  36. Сефер ха-Яшар. Талмуд и Мидраш ссылаются на другие причины, по которым его имя было изменено, которые обсуждаются далее в этой статье.
  37. Сефер ха-Яшар утверждает, что Аврааму было 50, когда он вернулся домой. Во времена разрушения Башни ему было 48 лет.
  38. Сефер ха-Яшар.
  39. Талмуд, Эрувин 53a.
  40. Сефер ха-Яшар.
  41. Сефер ха-Яшар.
  42. Берешит 14.
  43. Талмуд, Бава Батра 16b; Берешит Раба 65:12. Однако см. там же 63:13, что Нимрод собирался убить Эсава из-за накидки, который тот украл у него, а это означает, что Нимрод все же не погиб от руки Эсава и продолжал жить дальше.

После потопа

Прошло много лет и у сыновей Ноя появилось множество детей, давших, в свою очередь, жизнь своим детям. Вскоре землю опять населяло множество людей. Все пришедшие в мир люди были потомками трех сыновей Ноя и их жен (Быт 9:19).

Годы шли, а число людей все увеличивалось. В то время все люди на земле говорили на одном языке. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннар долину и поселились там (Быт 11:1-2). Люди начали строить дома, амбары, склады и другие сооружения. Прежде города распространялись по долине в длину. Все больше и больше семей сами выбирали себе место для жилья. Таким образом, так же как и до потопа, люди предпочитали перемещаться большими группами.

Деревьев и камней на этой территории было мало. Наверное, ни один из великих городов так бы и не был построен, если бы земля не давала материала, пригодного для изготовления великолепных кирпичей. Кирпичи изготовлялись из влажной глины, которую закладывали в формы, а затем обжигали их на солнце или на огне. И люди стали использовать кирпичи вместо камней, а земляную смолу вместо извести (Быт 11:3). И сказали они: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».

Это было неугодно Богу. Он знал, что из того, что люди начнут собираться вместе в переполненных зданиях ничего хорошего не выйдет. Он создавал людей, чтобы они жили в полях, лесах, горах, возле рек, даже в пустынях или на островах среди моря. Кроме того, люди, собравшиеся в массу, были более склонны к тому, чтобы преступать Закон Божий. Господь сказал Ною и его детям, что люди должны расселиться по всей земле.

Нимрод становится героем

В это время в человеческой истории появляется человек, который происходил от одного из сыновей Ноя, Хама. Точнее, это был праправнук Ноя, которого звали Хуш.

Имя же Нимрод, если судить по Словарю еврейского языка Стронга, означает восстание или храбрец .

Евреи также могли ассоциир овать его имя с восстанием, и поэтому это слово вошло в употребление именно в данном значении. Вместе с тем, Нимрод на самом деле соответствовал своему имени, если оно действительно означало восстание .

Однако, е г о имя могло происходить и от имени Нинурта, которое принадлежало богу войны в Месопотамии, также называемого стрелой , или могучим героем , культ которого был широко распространен во втором тысячелетии до Рождества Христова. Его имя также прослеживается позже в именах ассирийских правителей, в частности первого ассирийского царя, который правил всем Вавилоном – Тукулти Нинурты І (годы жизни 1246-1206 до Рождества Христова). Недавно ученые в своих исследованиях пытались доказать, что имя Нинурта пошло именно от этого царя. На самом деле, это утверждение не имеет под собой оснований, так как противоречит историческому ходу событий. Более вероятным является то, что имя этого царя произошло от имени Нимрод, а культ Нинуса, еще одного восточного бога, возможно, связан с именем Нинурты. Но имена и Нинурты, и Нинуса, скорее всего, произошли от имени библейского Нимрода.

Некоторые исследователи, придерживающиеся атеизма, утверждают, что на основании того, что Нимрод являлся сыном Хуша, Нимродом могли называть фараона Аменофиса ІІІ (1411-1375). Это основывается на том факте, что сыновья Хуша эмигрировали из Месопотамии в Эфиопию. Тем не менее, они, скорее всего, пришли из Куссу , что на востоке Месопотамии, в то время, как некоторые сыновья Хуша прошли дальше на восток к бассейну реки Инд, на территорию нынешнего Пакистана, а потом еще дальше – на территорию теперешней Индии.

Ассирию называли землей Нимрода, и ним были основаны такие города как Вавилон, Эрех, Аккад, и Халне в земле Сеннар, которая позже получила название земли Шумеров. Из этой земли вышел Асур и построил Ниневию, один из самых могущественных городов ассирийцев, во времена расцвета Ассирийской Империи даже являвшейся столицей государства. Эти места сейчас являются территорией Ирака или граничат с ним.

В Библии говорится. Что Нимрод был «сильным звероловом пред Иеговой (или Господом)», что означало огромного, сильного и свирепого человека. Поскольку он был известен как удачливый охотник на диких животных, которые нападали на людей, он стал героем, а позже соответственно стал во главе своих соплеменников (Быт 10:8-9). Как и многие другие в то время, Нимрод конечно же знал о Законах Божьих, но ненавидел их. Но, также как и многие введенные в заблуждение люди в наши дни, Нимрод полагал, что не сможет наслаждаться жизнью в полной мере, если будет следовать этим заповедям. Он установил для себя свои собственные законы, и старался убедить других следовать им.

Нимрод возглавил тех людей, которые собрались вместе в главном городе земли Сеннар. Наверняка тогда существовали семьи, которым не нравилось то, как руководил Нимрод, но когда на город нападали дикие животные, именно Нимрод и его воины выходили на защиту города. Позже Нимрод построил стену, защищавшую растущий город. Именно в этих действиях проявился его характер сильного вождя, который и привлек большое количество людей в его город и под его руководство.

Прошло очень много лет с тех пор, как из небольшого поселения Вавилон превратился в огромный город. Это был первый большой город, возникший на земле после потопа. это было таким чудом, что люди приходили издалека, чтобы посмотреть на массу зданий и высокие стены крепости. В честь города Бабель или Вавилон земля вокруг позже получила название Вавилония Быт (10:10). Это название имеет аккадианские корни и означает «ворота к богу» (смотри комментарии к Бытие 10:10 и 1:9).

Нимрод дает начало идолопоклонству

Нимрод стал человеком, внушающим наибольший страх на земле. С ростом Вавилона росло и его могущество. Он создавал законам, согласно которым вавилоняне должны были подчиняться его правительству, а не законам Бога, которого чтил Ной. Нимрод говорил своему народу, что они должны поклоняться Сатане, обожествляя тленные предметы, такие как солнце, змеи и тому подобное (Рим 1:21-23).

Именем вавилонского бога было Вил или Ваал, что означает хозяин или господин . Еще его называли Меродах, и он являлся вавилонским «Богом Войны» (Иер 50:2). В еврейском языке его именем было Ваал. Он являлся супругом богини солнца Ашторет или Истар, или Астарты, в честь которой и был назван праздник Пасхи (Истер от англ. Easter). Среди других идолов Вил считался главным. Нимрод пытался укрепить свою власть, объявив себя верховным жрецом Вила или Ваала и Меродаха. Таким образом, в Вавилоне появились ложные доктрины, которые нашли отражение практически во всех религиях мира. Многие миллионы людей сейчас, стремясь к тому, чтобы жить по закону Божьему, на самом деле следуют древним традициям поклонения идолам и языческим обрядам, которые родились еще в Вавилоне. Люди, называющие себя христианами, празднуют вавилонские праздники солнцестояния, называя их Рождеством и Пасхой, последний из которых берет начало с праздника богини Истер (Астарты), чей супруг умер в пятницу, а воскрес в воскресенье. Именем этого супруга у разных народов в разных тайных культах было Аттей на западе, Адонис или Орфей, или Дионис у греков, Бахус (Вакх) у римлян.

Вавилонская башня

Одним из способов Нимрода для удержания своего влияния на людей и сплочение их было строительство башни таких размеров, чтобы он смогла вызывать благоговение и восхищение всего мира. Это должен был стать храм солнца, сооружение, выше которого на земле еще не было построено, и находиться он был должен в центре мирового господства (Быт 11:5).

Над закладкой лишь одного фундамента рабы трудились очень долгое время. Затем понемногу башня устремлялась к небу. Замысел Нимрода о построении чудовищное по своим размерам сооружение посреди долины постепенно приводился в исполнение.

Бог решил вмешаться. Он понял, что строительство вавилонской башни станет лишь началом. Неконтролируемое знание сможет достигнуть такого уровня, что за предоставленные Сатане для правления миром шесть тысяч лет, земля будет полностью разрушена самими же людьми. Представьте, что бы могло произойти, если бы люди, подобные Нимроду могли бы тогда создать такое оружие, какое мы имеем сейчас! Итак, системе идолопоклонства в Вавилоне должен был быть положен конец, а языки людей смешаны, поскольку человеческое знание прогрессировало с такой быстротой, что люди разрушили бы планету задолго до того, как закончился бы отрезок времени, данный Сатане для правления на земле.

Смешение языков

Господь сказал: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11:5-6). Вдруг с людьми, работавшими над строительством, что-то произошло. Они начали обвинять друг друга в том, что другой не может четко объяснить, что он хочет. Одни говорили на одном языке, другие – на другом. Чем меньше они понимали друг друга, тем больше спорили. Их споры переходили в драки. Строительство прекратилось (Быт 11:7-8). Бог смешал языки для того, чтобы сделать невозможной дальнейшее сооружение башни из-за отсутствия взаимопонимания. Башня получила название «Вавилонской» от слова «Вавил», что означало «смешение» на языке, на котором говорил Ной, которое сохранило это значение и до настоящего времени.

Не понимая теперь речи своих соседей, многие семьи, жившие в Вавилоне или его окрестностях, покинули город, чтобы жить в отдаленных уголках страны. Это стало исполнением Божьего завета (Быт 10:25 и Втор 32:7-8). То, что Бог смешал языки, разделив людей, нанесло сильный удар по планам Нимрода по скорейшему росту его царства и установлением контроля над людьми, их обычаями, поведением и традициями.

Но в течение последующих нескольких лет когда некоторые из людей покинули Вавилон и начали населять землю, число тех, кто остался, неудержимо росло. Кроме того, в Вавилоне также останавливалось множество странников.

Замыслы Нимрода о правлении землей

С течением времени во времена правления Нимрода на земле Сеннар в Вавилонии возникли другие города. Границы его владений расширились. Сыновья Хуша, его отца, путешествовали по всему континенту Азии и Европы, спускались дальше, на территорию Египта и Эфиопии на Африканском континенте. И везде они несли греховную традицию поклонения дьяволу в облике змеи или бога-солнца. Нимрод утверждал, что лишь Сатана обладал таинственным знанием, которое мог открыть своим последователям только он сам. Для изучающих Библию имя Нимрода соотносится с именем «Петра» или Потаха , эта взаимосвязь возникает на основании первоначального значения корня этого слова – «открывающий» в языках х алде йских , в авилон ских , а позже и в еврейском.

В то же время многие из обитателей земли не имели ничего общего с системой взглядов, созданной Нимродом. Некоторые племена поселились так далеко от Вавилонии, что даже не слышали о приходе идолопоклонства. Другие вообще не придавали значения вере.

Но небольшое количество людей все же не отступили от своего Создателя. Сим, один из сыновей Ноя, возглавил эту группу последователей Бога. Многие годы они боролись с той волной идолопоклонства, которая распространялась из Вавилона.

Сим был младшим сыном Ноя, следовательно, Нимрод был его внучатым племянником. Миссией Сима, как священника Всевышнего, была в том, чтобы противостоять влиянию Нимрода.

О смерти Нимрода ничего доподлинно не известно. Известно только то, что Сим пережил его на много лет. Лоно церкви Сима находилось в Иерусалиме, где многие цари становились первосвященниками и получали имена Мельчизедек или Адонай-зедек, что означало Мой царь это праведность или Мой Бог это праведность . Позже Авраам платил десятину Симу или одному из его первосвященников в Иерусалиме.

Смерть Нимрода стала неожиданностью для его последователей. Они не понимали, как и почему было позволено умереть первосвященнику бога-солнца. Многие утратили веру в своего героя, а сама религиозная доктрина Нимрода начала терять свое влияние.

Но Сатана не собирался оставлять своих попыток отвернуть людей от их Создателя. Он собирался использовать смерть Нимрода для того, чтобы, шокировав людей, вновь вернуть их к идолопоклонству. По замыслу Сатаны язычество должно было не только вернуть утраченные позиции в то время, но и завоевать популярность еще на долгие тысячелетия!

Жена Нимрода

Чтобы понять, что же произошло, мы должны познакомиться с женой Нимрода, которую называли Иштар или Истер. В Библии она упоминается как Астарта. Многие называют ее Семирамидой. Ее культ, преисполненный похоти, все еще сохранился на крайнем юге Африки – в Уганде (ср. Фразер Золотой сук , 275). Символом Семирамиды является золотой голубь, она также известна под именами Фригийской Сивиллы или Сирийской Атаргаты. Имя Атаргатис является греческим вариантом имени супруги Ваала, которому поклонялись в Тарсе, что является территорией сегодняшней Сирии. Когда-то ее имя звучало как Атех-атех и обозначало богиню Тарсы. Ей поклонялись на севере, в долине реки Евфрат, на территории, называемой Иерополис- Бамбис (Фразер там же ).

Со смертью ее мужа правление государством перешло в ее руки. Но Семирамида боялась потерять контроль над своими подчиненными, так как многие из них уже не верили в то, что Нимрод являлся тем солнцеподобным, которым он себя представлял. Она знала, что должно произойти какое-то чудо, что-то, что преисполнит людей священного трепета и докажет, что Нимрод действительно являлся богом.

Через какое-то время после смерти Нимрода, Семирамида родила сына. Это и было нужно этой низкой женщине для претворения в жизнь своего алчного плана. Она объявила, что у ее сына нет земного отца, и что он появился на свет от волшебного луча от великого бога-солнца. Его стали называть сыном Нимрода, который пришел на смену своему отцу.

Для некоторых эта чудовищная ложь показалась немыслимой. Тем не менее, царице удалось взять под контроль свое государство. Все большее количество людей считало Нимрода сыном Бога. Более того, Семирамиде начали поклоняться как матери Бога. Ее называли «Девой Матерью» или «Богиней Неба» (Иер 7:18; 44:17-19, 25). Она стала первой в мире религиозной правителницей. Отсюда берет начало культ Сивиллы как Матери богини на Среднем Востоке.

Эти события происходили более четырех тысяч лет назад. Но это было лишь началом языческих верований, влияние которых было настолько сильным, что даже теперь некоторые люди поклоняются «Богине Неба», которой на самом деле никогда не существовало.

Из-за действий Сатаны все эти языческие идолопоклоннические символы, обычаи, доктрины и традиции перемешались с библейскими таким образом, что многие люди, сами того не зная, следуют им и теперь. Это «тайное знание», называемое так в Библии, все еще скрывает истину от многих, кто действительно хочет прийти к Богу.

Языческие традиции в наши дни

В Писании Бог говорит нам не следовать традициям идолопоклонства (Иер 10:2 и Втор 12:30-31). С другой стороны многие духовные лидеры говорят нам, что не праздновать 25 декабря означает следовать языческой традиции. Этот день праздновался теми древними язычниками, которые считали этот день днем рождения сына Матери Неба, связанной с Нимродом и богом солнца!

Семирамида и ее последователи утверждали, якобы 25 декабря ночью из мертвого пня в Вавилоне выросло вечнозеленое дерево, а сам Нимрод каждый год тайно приходит на землю, чтобы оставить под этим деревом свои дары. Это было началом того, что сейчас мы празднуем как Рождество. Санта Клаус появится позже, но об этом речь пойдет в другой статье. Смотри статью Почему мы не празднуем Рождество [ДБ24] .

Рождение Семирамиды или Истер также находит свое отражение в религиозных празднествах во всем мире. Существует ошибочное мнение о том, что еще до потопа с небес было послан дух, появившийся из огромного яйца, которое было брошено в Евфрат. Этой богиней в яйце Истар (Easter egg в переводе с английского означает пасхальное яйцо) был никто иной как Семирамида.

Название Истер встречается и в каноническом переводе Библии на английский - Версии Короля Джеймса (Деян 12:4), но оно ошибочно заменено переводчиками словом, обозначающим еврейскую Пасху (в русском переводе - Пасха). Пасха являлась одним из тех праздников, которые должны отмечаться по воле Господа, в то время как Пасхальное Воскресенье с его языческими традициями празднования рассвета является полностью языческим праздником (1Кор 5:7-8). Смотри те также статью Святые дни Бога [ДБ22] .

Сейчас становится понятным, каким образом Сатана с помощью Нимрода и Семирамиды заставил человечество поверить в ложь (Откр 12:9), как когда-то заставил Еву.

Другие действующие лица этой истории так же несут ложь, например, бог Аттей, который якобы являлся единственным Богом, который одновременно являлся и Сыном, и Отцом. Он был убит на дереве, затем сошел в ад в пятницу, а воскрес в воскресенье. Это является основой для теперешней пасхальной истории, не имеющей, как оказывается, ничего общего с тем, что произошло с Христом во время еврейской Пасхи. Отсюда же берет начало доктрина о триедином Боге, которая активно поддерживается традиционным христианством.

Эта ложная система взглядов, которую мы называем Мистицизмом, получила отражение во всех мировых религиях.

Тем не менее, Сатане не всегда будет позволено вводить в заблуждение человечество. Скоро придет время, когда он будет лишен власти на тысячу лет (Откр 20:1-3). Все ложные религии будут искоренены. Тогда человечество и узнает настоящую истину, которая так долго была сокрыта от него.

Нимрод

Нимро́д (Не́мрод , Не́мврод ; др.-евр. נִמְרוֹד ‎ - букв. «восстанем») - в Пятикнижии , агадических преданиях и легендах Ближнего Востока герой, воитель-охотник и царь.

По родословию, приведённому в книге Бытие , - сын Куша и внук Хама . Упоминается как «сильный зверолов перед Господом »; его царство помещено в Месопотамии (Быт. ). В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни , крайняя жестокость, идолопоклонство, преследования Авраама , соперничество с Богом .

С VIII века арабы приписывали Нимроду руины различных древних месопотамских городов. За одним из них, открытым археологами в XIX веке древним городом Калху, закрепилось название по имени Нимрода - Нимруд .

Нимрод и Вавилонская башня

В Библии Нимрод упоминается как царь, владения которого составляли «Вавилон , Эрех , Аккад и Халне в земле Сеннаар » (Быт. ), но прямо не утверждается, что Вавилонская башня строилась во время его царствования (упоминание раннешумерского города Эреха/Урука и Аккада, которые прекратили играть существенную роль после III тысячелетия до н. э., указывает на древность предания). Впервые предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия , явно опиравшегося на длительную устную традицию. Нимрод описан как необычайно жестокий и гордый правитель, добившийся от своего народа полного подчинения и повелевший возвести башню - символ гордыни и отречения от Бога. Эта легенда получила развитие в арабской историографии (Ат-Табари и Абу-ль-Фида) и со временем вошла в европейскую традицию.

Нимрод и Авраам

В Коране

Также сведения о царе Нимроде содержатся в Коране, где приводится его беседа с пророком Ибрахимом (Авраамом):

«Ужель не видел ты того,
Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге
за то, что царством одарил его Аллах?
И Ибрахим сказал:
„Поистине, Господь мой - Тот,
Кто жизнь и смерть дарует“.
Но тот сказал: „Дарую я и жизнь, и смерть“.
Ответил Ибрахим:
„Поистине, Господь повелевает Солнцу
Восходить с востока -
Ты с запада вели ему взойти“.
Так был в смущение повергнут тот,
Кто пренебрег Господней верой.
Аллах не направляет тех, кто нечестив».

В армянской мифологии

Немрут, в армянской мифологии иноземный царь , вторгшийся в Армению . Есть легенда, что чтобы возвеличить себя, Немруд воздвиг на вершине горы великолепный дворец необычайной высоты. Решив убить бога, чтобы занять его место, Немруд поднялся на крышу дворца и прицелился из лука в небо. Бог подставил большую рыбу под стрелу, пущенную Немрудом. Увидев кровь, Немруд и его приближённые возликовали, уверенные, что бог убит. Бог разгневался - ударила молния, и Немруд вместе с дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, из которой образовалось озеро. Гора стала называться Немрут (современный вулкан Немрут расположен у западного берега озера Ван , в его кратере находится озеро). По другому варианту, Немруд создал гору из земли, чтобы, поднявшись на неё, вступить с богом в борьбу, но бог низвергнул его в недра земли.

Отождествление в древнеармянской литературе Бэла , соперника Хайка , с библейским Нимродом привело к возникновению мифа, где вместо Немруд выступает Бэл. Деспот Бэл с многочисленными войсками вторгся в Армению, но был разбит. Труп Бэла, убитого армянским царём, подняли на вершину горы и сожгли. По воле бога оставшийся от него пепел превратился в воду, а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели.

Нимрод в литературе и культуре

  • В «Божественной комедии» Данте изображает Нимрода в виде великана, охраняющего девятый круг ада. Он постоянно нечленораздельно бормочет, что, видимо, является отсылкой к смешению языков, вызванному строительством Вавилонской башни.
  • Нимрод в царском одеянии изображён на картине Питера Брейгеля-старшего «Вавилонская башня» (Венский вариант).
  • Нимрод - статуя, вырезанная из нубийского песчаника израильским скульптором Ицхаком Данцигером в 1939 году. Статуя находится в коллекции скульптур Музея Израиля в Иерусалиме (Израиль) .
  • Педро Кальдерону принадлежит auto sacramental (литургическая драма) «Вавилонская башня», в которой Нимрод предстаёт в традиционном образе гордеца, тирана и богоборца.
  • Вольтер в философской повести «Царевна Вавилонская» упоминает лук Нимрода, который должны натянуть претенденты на руку и сердце царевны.
  • Нимрод - слово, употребляемое в сборнике «Сердца в Атлантиде» Стивена Кинга в качестве ругательства.
  • Nimrod. - пятый студийный альбом панк-группы Green Day
  • Нимрод - мощнейший робот, когда-либо созданный Мастером Форм для уничтожения мутантов во вселенной Людей X.
  • Музыкальное произведение Эдуарда Элгара Энигма-вариации . Содержит 14 вариаций для оркестра, вариация 9 адажио называется Нимрод, и в Британии часто исполняется на похоронах. (Хотя каждая вариация посвящена кому-то из друзей композитора, вариация 9 Нимрод отсылает к имени воителя-охотника, царя Нимруда, поскольку друг композитора имел фамилию Jaeger (нем. Jäger - охотник).)
  • Нимрод неоднократно упоминается в романе Майкла Суэнвика «Драконы Вавилона». Необходимо заметить, что в книге события, касающиеся правления Нимрода, значительно расходятся с классическими легендами.
  • Нимрод - корабль Эрнеста Шеклтона , во время его экспедиции к Южному Полюсу .
  • Нимврод - песня группы Башня Rowan .
  • HS.801 «Nimrod» - британский турбореактивный многоцелевой самолёт.
  • Al-Namrood - антиисламская black-metal группа из Саудовской Аравии, играющая в стиле Ориентал .
  • Нимрод - звероловное судно космобиолога Маартена Трооста из книги Александра Рудазова «Зверолов».
  • Нимрод - кличка животного нового вида, выращенного одним из главных героев телесериала «Поверхность»
  • Nimrod - песня группы The Foreshadowing

Напишите отзыв о статье "Нимрод"

Примечания

Источники

  • Нимрод // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нимрод

Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.

Похожие публикации