Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Что такое лейблы. Лейбл — что это такое? Определение, значение, перевод

В связи с возрастающим интересом к баттл рэпу и всей хип-хоп инжустрии в целом, представляем вам подробный понятийный аппарат (рэп словарь) по Рэпу, чтобы вы могли понимать то, о чём говорят МС в своих баттлах.

Автотюн – Программа обработки и коррекции голоса, используется для коррекции пения исполнителя по нотам. В рэпе стало именем нарицательным и отождествляет все программы коррекции голоса.

Андеграунд (underground - подполье, андерграунд) - ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму.

Акапелла - Записанный на микрофон текст, отдельно от минуса.

Баттл (Battle) - Соревнование между рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что,иное как дисс на оппонента. Баттлы делятся на онлайн баттлы (проходят в интернете) и лайвбаттлы (все происходит в живую).

Бит (Beat) - Барабанно-басовая партия минуса. Раньше читали под ударную партию, создаваемую бит-боксом либо постукиванием предметов. Изначально это слово употреблялось как такт в рэп музыке. На данный момент любую музыку под которую читают рэп, называют битом.

Битбокс - Бит, создаваемый исключительно при помощи рта, без использования музыкальных инструментов.

Битмейкер – Человек, который создает биты в специализированных программах, таких как Cubase, FL Studio и прочих. Хорошим уровнем создания битов является использование инструментов, записанных в живую и не использование сэмплов.

Биф (Beef) - Вражда между рэп исполнителями, тусовками или лейблами, сопровождающаяся дисами и за частую разборками в живую.

Бутлег (bootleg) - пиратская сборка треков, о которой исполнитель может даже никогда и не узнать.

Бэки – Дополнительно записанная аудио дорожка, где исполнитель произносит как правило только вторую часть строчки или выделяет рифмы и фразы.

Бэк вокалист – Человек, который помогает исполнителю на сцене. Как правило он произносит вторую часть строчки, для того, чтобы у исполнителя была возможность набрать в это время воздух.

Версус () - Один из двух самых популярных live баттлов России. Базируется в Санкт-Петербурге.

Гострайтер – Специалист, занимающийся написанием текстов за деньги.

Дабл-тайм - Читка вдвое быстрее ритма музыки. Яркими представителями данного стиля являются Ceza, Tech N9ne, FIKE, Dom1no и другие исполнители.

Двойные рифмы (Double-rhyme) - Окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма в следующей строке, так же двумя словами. То есть если первая строка имеет окончание “мозгом и сердцем”, значит нужно будет подобрать созвучие к слову “мозгом” и отдельное созвучие к слову “сердцем”. Например - “постер на дверцу” (мозгом - постер, сердцем - дверцу).

Дисс (diss, disrespect) - Трек, направленный на другого исполнителя или на кого-либо, что-либо с целью «опустить его». В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону оппонента и его близких, угрозы, шутки ниже пояса и прочее. Дисы часто используются в бифах.

ЕП (EP) - Небольшой альбом, размером как правило, до 7 песен.

Звукорежиссер – Специалист, который осуществляет сведение и мастеринг треков.

Индабаттл (Утконос) - Баттл, проходящий на портале indarnb.ru. Второй по масштабности баттл в России. Носит сленговое название «Утконос», по тому что отец главного организатора баттла (Snake), является владельцем сети магазинов Утконос.

Инструментал - Синоним общего значения слова бит

Кавер (cover) – Новая версия трека, записанная (перечитанная) другим исполнителем.

Капа - Сленговое название слова «акапелла».

Квадратные рифмы - Рифмы в тексте добавляются в конце строки, а у рифмующихся слов совпадают окончания. Пример «рука-мука», «гора-пора». Считается, что это самый простой способ рифмовки.

Концертный директор – Специалист, отвечающий за организацию концертов исполнителя.

Кранк (Crunk) - стиль южной рэп музыки, с повторяющимися фразами и быстрыми танцевальными ритмами.

Лайв (live) - Аудио или видео запись с концерта исполнителя. Как правило пометку live ставят в названии трека, что бы было понятно, что это не студийная версия, а запись с концерта.

Лейбл (label) - 1) Зарубежом лейблом является звукозаписывающая компания, обладающая правами на выпуск и распространение альбомов исполнителей. 2) В России лейблом называют рэп группы. Часто эта группа в первую очередь объединена студией.

Майк – Микрофон

Мастеринг - финальный этап работы над песней, который призван сделать хорошо сведенный микс громче, ярче, чище, прозрачнее и поставить его на один уровень с популярными коммерческими треками по уровню громкости. Так же на этом этапе можно исправить незначительные ошибки, допущенные при сведении.

Микс (mix) - несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Как правило, миксы составляются диджеями для разных целей (например, для включения по радио в тематических передачах). Обычно миксы состоят из треков, схожих по жанру, настроению и другим признакам. В среднем, длительность микса колеблется от 25 до 74 минут.

Микстейп (Mixtape) - 1) В иностранном рэпе это слово означает релиз, выпущенный из ремиксов или смикшированных треков. 2) В Русском рэпе микстейпом называют сборник треков, записанных на минусовки, незаконно взятые из чужих треков. Как правило микстейпы в России нарушают авторские права исполнителей. Также микстейпом называют сборник треков, записанных на минус, выложенный битмейкерами для общего пользования.

Минус - Синоним общего значения слова бит.

Независимый баттл - Баттл, проходящий на сайте hip-hop.ru, организаторами которого является не администрация форума, а сами форумщики.

Ноунейм (Noname) - Недостаточно популярный или неизвестный исполнитель, не обладающий «именем». Относительно объективным показателем в этом аспекте может являться количество аудио в vk и количество концертов, а так же количество посетителей, пришедших на концерт.

НР (Новый Рэп) - Самый масштабный новостной рэп паблик vk.

Ньюскул – Новый стиль хип-хопа, отличительными чертами которого являются использование фастфлоу, перебежек и различных плагинов и эффектов, таких как мелодин и автотюн.

Олдскул (Oldschool) – Ранний стиль хип-хопа, так же именуемый старой школой. Яркими представителями это стиля являются 2Pac, Wu-TangClan и Onyx. За частую это размеренная подача без использования множества эффектов и фастфлоу.

Официальный баттл - Баттл, проходящий на сайте hip-hop.ru, организаторами которого является администрация форума. Самый масштабный баттл России.

Панч, панчлайн (Punch) – Это лаконичная фраза / строка, призванная зацепить оппонента. Это может быть как яркая метафора, так и шутка ниже пояса. «Наличие оппонента необязательно. Это как добивка в анекдоте. Просто цепляющая фраза или строка»

Парт – Прописанная часть одного исполнителя на совместный трек.

Перебежки, ускорение - Основополагающая часть фастфлоу. Увеличение скорости чтения текста.

Пиар – Распространение творчества исполнителя или какой-либо информации и предложения услуг.

Подача - Эмоции, вложенные в читку, расставленные интонации, способ произношения слов, использование вокала, перебежки, ускорения и прочие специфические рэп приемы.

Продюсер – Специалист, полностью занимающийся продвижением исполнителя, занимаясь всеми юридическими и финансовыми вопросами. За частую, имя исполнителя (никнейм) продюсеры регистрируют на себя и когда исполнитель меняет продюсера он вынужден менять и никнейм так как все права на старый никнейм будут принадлежать старому продюсеру. По этой причине Loc-Dogвынужден был сменить свой ник на Лок Дог.

Промо (promo) - релиз для ознакомления с творчеством определенного исполнителя.

Релиз - Премьера альбома, трека, клипа или сборника

Ремикс (Remix) - Новая аранжировка уже выпущенного трека.

Рэпкор - поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.

Сведение - стадия работы над песней, во время которой производится совмещение записанных звуковых дорожек (инструменты, основной вокал, дубли и т.д.) в один звуковой файл при помощи различных устройств и приемов, таких как эквализация, компрессия, манипуляций с громкостью, размещение в пространстве, добавлении звуковых эффектов. Примечание: коррекция вокала, синхронизация дублей и бэков - это процесс в сведение не входящий, это предшествующий
сведению этап монтажа.

Свэг (swag) – Выражение крутости и индивидуальности.

Скилз (Skills) - Подача и различные виды построения рифм.

СловоСпб () - Один из двух самых популярных live баттлов России. Базируется в Краснодаре.

Составные рифмы - Окончание строки в следующей строке рифмуется сразу с несколькими словами. Пример: «Апокалипсис - А ты пока лечись»

Сторителлинг - трек, в котором излагается какая-либо история, при том последовательно описываются события, действия и поступки реальных, либо вымышленных героев.

Сэмпл – Относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса. На сэмплы накладывают биты.

Тейк – записанный фрагмент, попытка. Пример использования: Я записал это всё в один тейк, т.е. с одной попытки.

Трек (Track) - Синоним слова «песня» в рэпе.

Триоли - это музыкальный размер. В рэпе сейчас так принято называть читку с ломаными фишками, наподобие тангвиста, ускорений и т. д.

Тру (True) - Исполнитель, который читает правду, то есть то что он на самом деле думает, делает и то, что происходило в его жизни.

Утконос - Сленговое название Индабаттла.

Фастфлоу (FastFlow) - Стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях.

Фит (ft. или feat) - Означает, что это совместный трек двух или более исполнителей

Флейва (flave) – Тусовка, компания, группа или лейбл.

Флоу (Flow) - Скорость исполнения.

Фристайл (Freestyle) - Импровизация в рэпе. Чтение текста, сочиняемого исполнителем на ходу.

Фэйк (Fake) - Исполнители, чей текст основан на вранье. Характерной их чертой считается не умение «отвечать за слова».

Хайп - восторженные слухи, зачастую нарочно раздуваемые с маркетинговой целью.

Хасл - Любой вид заработка, связанный с рэпом или нарушением закона (продажа наркотиков и т.д.)

Хейтер - Слушатель осуждающий какое-либо творчество и имеющий к нему острую неприязнь.

Хоуми (Homie) - Друг или близкий человек.

Х.х.ру (хурма) - Один из самых популярных форумов, посвященный хип хоп культуре, hip-hop.ru.

Рынок звукозаписи проделал длинный путь от продаж грампластинок с записанными на них композициями до продаж альбомов исполнителей в интернет-магазинах и музыкальных сервисах.

Обозреватель сайт разобралась в основных тенденциях и узнала о работе звукозаписывающих компаний в мире развивающихся технологий.

Зарождение рынка звукозаписи

Конец 19 и начало 20 века навсегда изменили способы прослушивания музыки. Если раньше исполнителей можно было услышать в концертных залах, клубах и филармониях, то в начале 20 века получает массовое распространение радиовещание.

Затем случается ещё один переворот рынка звукозаписи - появление и массовая доступность граммофонов. Грампластинки позволяют каждому желающему услышать ту или иную композицию неограниченное число раз в любое удобное для него время. Этот период является отправной точкой истории звукозаписывающих лейблов: Columbia Records, Decca Records, Edison Bell, The Gramophone Company, Invicta, Kalliope и многих других.

По прошествии времени одни лейблы вливаются в большие компании, а другие остаются независимыми, делая ставку на небольшую аудиторию преданных слушателей.

Наиболее успешные исполнители создают свои собственные лейблы. Собственные звукозаписывающие компании открывали такие звезды, как The Beach Boys, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Eminem и многие другие.

Нажмите, чтобы увеличить

К концу 1980 годов в отрасли начинает лидировать так называемая «Большая шестерка лейблов звукозаписи» - EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA и MCA. К концу 20 века происходит слияние PolyGram и Universal Music Group, а также Sony Music и BMG. «Большая шестерка» превращается в «Большую четверку»:

  • Universal Music Group;
  • Sony Music Entertainment;
  • Warner Music Group.

Эта группа компаний до 2012 года, по разным оценкам, контролировала от 70% до 88% мирового рынка звукозаписи.

Звукозаписывающие компании в эпоху развития интернета

На заре рынка звукозаписи контракт с известным лейблом являлся необходимым условием успеха артистов, ведь вероятность стать известным широкому кругу слушателей была низкой даже для самых талантливых исполнителей. Подписание контракта помимо качественной записи на студии обеспечивало артисту внушительную рекламную кампанию и доступ к розничным магазинам, а саму студию - авторскими правами на запись.

Однако с появлением интернета, развитием пиринговых сетей и свободы информации всё большую популярность стали получать нетлейблы (интернет-лейблы) и звукозаписывающие лейблы.

Нетлейблы получили развитие с появлением цифровых форматов (МР3, WAV, FLAC и других). Использование этих форматов предполагает создание музыкальных записей приемлемого качества и небольшого размера. Нетлейблы редко занимаются раскруткой группы, организацией концертов и защитой прав. Владельцы данных компаний делают упор на распространении продукции через интернет и отказе от производства физических носителей.

Open-source-лейблы выпускают музыкальную продукцию под копилефт-лицензией, которая, в отличии от копирайта, разрешает свободное распространение и модификацию треков.

Самым известным файлообменным сервисом конца 20 – начала 21 века стал Napster. Основанная в 1999 году файлообменная сеть изменила музыкальную индустрию навсегда и закончила своё существование через два года после создания.

В отличие от других подобных однораноговых сетей, Napster имела центральный сервер и была прост в использовании. На сервере находились только информация о файлах, а сами файлы скачивались непосредственно с компьютеров пользователей.

Эти преимущества быстро принесли ему популярность, а в феврале 2001 года число уникальных пользователей достигло 26,4 млн. Однако такой успех не стал поводом для радости создателей сервиса.

Впервые обвинения в нарушении авторских прав предъявила Napster американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) ещё в декабре 1999 года. Фатальным для Napster стал иск большой четверки, который известен как «дело A&M Records против Napster». Несмотря на название, в качестве истцов все члены RIAA. Данное дело стало первым крупным случаем применения законов об авторском праве применительно к пиринговым файлообменным сетям.

Суд постановил, что Napster должен быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. В целях соблюдения запрета Napster закрыла сервис 1 июля 2001 года. В ходе процедуры банкротства компания передавалась из рук в руки и на сегодняшний день стала частью музыкального сервиса Rhapsody .

Несмотря на все возможности, которые новые технологии предоставили исполнителям, соотношение сил на мировом рынке звукозаписи осталось прежним. Но потерь в связи с пиратством и развитием цифровых форматов крупным лейблам избежать не удалось . Так в 2007 году продажи физических носителей упали на 17%, а доходы Universal Music и Sony Music на 11,7% и 27,7% соответственно.

Развитие интернета совершило очередной переворот в способах распространения музыки. В 2004 году выручка от продажи цифровой музыки составила $400 млн, а в 2011 году - $5,3 млрд . Однако это не означает, что старые форматы вскоре прекратят своё существование.

Отличным примером могут служить продажи виниловых пластинок. В 1997 году они составили $144 млн, в 2006 году достигли минимума в $34 млн, а в 2013 получили неожиданный рост и достигли $218 млн.

Инди-лейблы

К этому дню лейблы и исполнители создают специальные релизы, которые можно будет приобрести в розничных магазинах. Этот праздник отмечается на всех континентах, кроме Антарктиды. Если найти в списке магазин, поддерживающий праздник, и прийти туда, то можно попасть на выступления исполнителей, а также их встречи с поклонниками, диджей сеты, батлы, боди-арт фестивали и кухни на открытом воздухе.

Барабанное соло Дэйва Грола (бывший барабанщик Nirvana и гитарист-вокалист Foo Fighters) на Record Store Day

Праздник появился в 2007 году на встрече владельцев и сотрудников независимых магазинов звукозаписи. 19 апреля следующего года группа Металлика открыла праздник в Rasputin Music в Сан-Франциско.

В 2008 в празднике приняли участие США и Великобритания, однако в следующем году праздник стал по-настоящему международным. Его поддержали магазины Ирландии, Японии, Канады, Италии, Швеции, Норвегии, Германии и других стран, включая США и Великобританию. Менеджер по продажам Universal Music Марк Файдерб назвал Record Store Day «лучшим, что когда-либо происходило с независимыми магазинами звукозаписи».

Однако есть и другая сторона медали. Некоторые исполнители и общественные деятели подвергли праздник критике за то, что изначально он привлекал внимание к инди-лейблам, а теперь его захватили крупные звукозаписывающие компании.

Howling Owl и Sonic Cathedral - британские независимые лейблы - объединились , чтобы выступить против Record Store Day. В материале под названием «Почему Record Store Day умирает» на сайте Sonic Cathedral компании объясняют свою позицию: «Мы не можем конкурировать, поэтому мы не будем конкурировать. Праздник превратился в цирк, а мы будем там клоунами».

Entertainment Retailers Association - компания, стоящая за организацией Record Store Day в Великобритании, - ответила на критику, сказав: «Record Store Day всегда ставил своей главной целью поддержку независимых магазинов звукозаписи, но не независимых лейблов. Кроме того, три из четырех релизов, проданных на Record Store Day, принадлежат независимым компаниям. Едва ли это можно назвать предательством инди-лейблов. Мы знаем, что мы не идеальны, но, чёрт возьми, даже то, что есть на данный момент, намного лучше, чем мир совсем без Record Store Day».

Праздник отмечается ежегодно в третью субботу каждого апреля и в 2016 году назначен на 16 апреля.

Большая тройка лейблов звукозаписи

2012 год запомнился мировому рынку звукозаписи процедурой банкротства EMI. EMI Group была продана Universal Music Group, а EMI Music Publishing приобретена Sony Music Entertainment. «Большая четверка» стала «Большой тройкой».

Universal Music Group


Офис Universal Music Finland

Universal Music Group - американско-французская медиакорпорация, которая принадлежит французскому медиаконгломерату Vivendi SA. Является лидером среди лейблов «Большой тройки».

История Universal Music Group начинается с основания MCA (Music Corporation of America) в 1924 году. Всего лишь через пять лет после создания МСА становится крупнейшим агентством в мире, включающем более 700 клиентов: киноактеров, исполнителей, звёзд радио, продюсеров и режиссеров.

Десять лет спустя в Америке открывает свой филиал другой будущий «родитель» Universal Music Group - Decca. Компания быстро набрала популярность даже в период Великой Депрессии благодаря своему списку подписанных исполнителей и цене в 35 центов за одну музыкальную запись.

В 1962 году компания МСА происходит слияние с Decca, которой принадлежал контрольный пакет акций Universal Pictures. Во главе компаний находится Лев Вассерман, прославившийся контрактами с такими звёздами, как Лана Тернер, Кери Грант и Альфред Хичкок.

Этот год для Decca, помимо удачного слияния с МСА, запомнился ещё и прослушиванием группы The Beatles, которое впоследствии назовут одной из самых больших ошибок в истории популярной музыки. Прослушивание было назначено на 1 января, однако из-за сильного снегопада дорога вышла очень длинной. Кроме того, по приезде группы представитель отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар, Майк Смит настоял на использовании аппаратуры Decca, оценив аппаратуру The Beatles как некачественную.

Группа сыграла 15 композиций в течение часа. Несмотря ни на что, участники The Beatles и их менеджер были уверены, что контракт будет подписан, однако получили отказ. Официальной причиной отказа стало то, что «группы гитаристов выходят из моды». Эти слова стали печально известными для Decca, а сам Дик Роуи (глава отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар) запомнился как «человек, отказавший The Beatles».

В 1995 году компания Seagram приобрела МСА, и в 1996 году изменила название МСА на Universal Studios, а её музыкальное подразделение MCA Music Entertainment Group получило название Universal Music Group. В 2012 году после одобрения Европейской комиссии и Федеральной торговой комиссии UMG приобрела EMI. За покупку EMI боролся ещё один лейбл «большой тройки» - Warner Music - однако долгожданного слияние не произошло ни в 2006 году, ни в 2009 году.


Доходы Universal Music Group с 2004 года по 2014 год в миллиардах евро

Universal Music в 2014 году приняла участие в UNICEF Imagine Project

Громкие споры и критика

Взятки на радио (2006 год). UMG была обвинена во взятке радиостанции за проигрывание песен Ника Лэчи, Эшли Симпсон, Брайана МакНайта, Big Tymers и Линдси Лохан. Компания выплатила $12 млн в качестве компенсации

Злоупотребление цифровым копирайтом (2007 год). UMG обвинена в злоупотреблении законом о цифровом копирайте, руководствуясь которым компания пыталась удалить видео с Мишель Малкин. В данном видео Малкин критически отозвалась об Эйконе, назвав его женоненавистником. В конце концов, UMG отступила от претензий, однако видео оказалось недоступным в течение 10 дней.

В этом же году UMG была вызвана в суд за требование без разбора инцидента удалить домашнее видео длиной в 29 секунд, где ребенок танцует под песню Prince. Решением суда было установлено, что видео не нарушает авторских прав Universal.

Злоупотребление цифровым копирайтом (2011 год). В декабре сайт Megaupload опубликовал видео, в котором Канье Уэст, Snoop Dogg, Алишия Киз и Will.i.am хвалят ресурс. UMG заблокировала видео на YouTube, ссылаясь на закон о цифровом копирайте. Представитель Megaupload заявил, что все необходимые соглашения на съемку с каждым исполнителем были подписаны. По решению суда видео было возвращено на ресурс за отсутствием причин для удаления.

Низкие гонорары исполнителей (2015 год). На UMG подали в суд 7500 исполнителей, в том числе Чак Ди из Public Enemy, Whitesnake, Андрес Титус из Black Sheep, Рон Тайсон из The Temptations и Марта Дэвис из Motels за несправедливо низкие гонорары с начала продаж цифровых копий. Компания выплатила $11,5 млн для урегулирования спора.

Исполнители, работавшие с лейблом

  • Эйкон;
  • Эми Уайнхаус;
  • Duran Duran;
  • Guns N" Roses;
  • Джеймс Блант;
  • Джонни Кэш;
  • Канье Уэст;
  • Maroon 5
  • Рианна;

Sony Music Entertainment

Головной офис Sony Music Entertainment в Лос-Анджелесе

Sony Music Entertainment - американская звукозаписывающая компания, находящаяся на втором месте по степени влияния из «Большой тройки».

История Sony Music Entertainment начинается в 1929 году с основания American Record Corporation (ARC). Во времена Великой Депрессии ARC по бросовым ценам приобретала небольшие компании для получения доступа к их музыкальным каталогам. Эта стратегия, а также продажи трёх записей за $1 привели к продажам в размере 6 млн единиц музыкальной продукции в год.

Молодые группы обязательно проходят через три этапа подготовки: проведение концертов, запись демо и найм менеджера. Эти три шага направлены на достижение единственной цели — подписания на музыкальном лейбле.

Несмотря на развитие Интернета и изменившийся подход к распространению музыки, музыкальный лейбл остается самым верным и надежным способом показать свое творчество миру и заработать на этом денег.

Что такое музыкальный лейбл?

Музыкальный лейбл или звукозаписывающая компания — это компания, работающая на музыкальном рынке. Основная деятельность музыкальных лейблов состоит в заключении контрактов с исполнителями и их продвижении, а также производстве, записи и распространении музыкальной продукции.

Устройство музыкального лейбла

Организационная структура музыкального лейбла (звукозаписывающей компании).

Звукозаписывающие компании представляют собой матрешки-корпорации, внутри которых множество фирм поменьше. Получается такой конгломерат из десятков компаний, специализирующихся на музыке разных направлений. Во главе конгломерата стоит родительская компания, которой подчинена плеяда больших и маленьких дочерних фирм.

Среди множества звукозаписывающих компаний обычно выделяют Большую тройку лейблов. В нее входят самые крупные компании музыкального рынка: Universal Music Group, Sony Music Entertainment (Sony BMG) и Warner Music Group. Вместе эти компании контролируют 85% музыкального рынка США и около 70% мирового рынка музыки.

В состав каждой компании большой четверки входит огромное количество лейблов поменьше в США и других странах мира. Warner Bros. Records Inc, головная компания лейбла Warner Music Group, владеет лейблами Reprise Records, Maverick Records, Rhino Entertainment, Atlantic Records Group и еще десятками других. Японо-американская Sony BMG объединяет более 200 звукозаписывающих фирм, среди которых Columbia Records, RCA, Arista Records, Epic Records и многие другие компании.

Сколько всего музыкальных лейблов?

Размеры музыкальных лейблов разнятся. Встречаются как небольшие звукозаписывающие компании, управляемые одним-двумя музыкантами, так и огромные корпорации, насчитывающие тысячи сотрудников.

По данным журнала Billboard, в мире насчитывается более 2 000 зарегистрированных звукозаписывающих компаний. Количество независимых и небольших лейблов еще больше.

Музыкальный бизнес огромен. Успешные записи продаются многомиллионными тиражами и приносят компаниями миллиарды долларов.

В иерархии звукозаписывающих фирм, на самом верху находится CEO (от англ. Chief Executive Officer — главный исполнительный директор или просто директор) , управляющий всеми процессами и отделами компании. Каждый лейбл в составе корпорации имеет собственного руководителя, подчиняющегося CEO всего конгломерата.

У каждого руководителя есть несколько заместителей, отвечающих за конкретные отделы компании. В крупных музыкальных лейблах таких отделов обычно 11:

  1. A&R-отдел
  2. Художественный отдел
  3. Отдел развития исполнителей
  4. Коммерческий отдел
  5. Отдел по связям с компаниями
  6. Юридический отдел
  7. Отдел маркетинга
  8. Отдел новых медиа
  9. Отдел продвижения
  10. Отдел по связям с общественностью
  11. Отдел продаж

Структура музыкального лейбла разнится в зависимости от компании. Устройство лейблов может становиться проще или сложнее, особенно в тех случаях, когда какой-нибудь лейбл приобретает крупная звукозаписывающая компания.

A&R-отдел/Отдел исполнителей и репертуара

A&R-отдел (сокр. от англ. Artists and Repertoire) занимается поиском новых талантов. Сюда попадают демозаписи групп и исполнителей. В случае нахождения интересного музыканта, сотрудники должны уговорить руководство компании в необходимости «подписать» нового исполнителя.

Помимо поиска дарований, A&R-отдел всячески поддерживает исполнителей, с которыми уже заключены контракты. Сотрудники подразделения решают, кто будет продюсировать альбом группы, и где он будет записываться; ищут подходящих поэтов и композиторов, составляют треклисты пластинок. Дополнительно A&R-отдел выбирает песни для ротации на радио и телевидении и отслеживает успехи в продвижении музыканта.

Работа в A&R считается самой престижной в звукозаписывающей компании. Люди в A&R — связующее звено между музыкантами и всей звукозаписывающей компанией.

Художественный отдел (Art Department)

Художественный отдел музыкального лейбла отвечает за оформление альбомов и рекламной продукции. Здесь работают дизайнеры, разрабатывающие стилистику оформления всей музыкальной и сувенирной продукции музыкантов.

Отдел развития исполнителей (Artist Development)

Сотрудники отдела планируют стратегии развития исполнителей, подписанных на лейбле. Они сопровождают музыкантов в течение всего творческого пути, выбирая курс, по которому движется карьера исполнителя.

Согласно данным Music Biz Academy, в XXI веке в большинстве музыкальных лейблов не осталось отделов развития исполнителей. Формирование отношения к музыкантам как к продукту привело к тому, что такие подразделения переименовали в «Отдел развития продукции» («Product Development»). Вместе с этим изменился характер работы отдела.

Руководство лейблов считает, что развитие Интернета и изменение путей потребления музыки не позволяет заниматься долгосрочным планированием карьер исполнителей. В отличие от середины и конца XX века, сегодня планирование стратегий развития требуется на старте карьеры музыканта. Лейблы стараются как можно скорее вывести исполнителя в топ и привлечь к нему внимание, чтобы окупить вложенные средства.

При правильном старте, у публики сохраняется интерес к исполнителю довольно длительное время. Поэтому планирование долгосрочного развития уже не так важно.

Коммерческий отдел (Business Affairs)

Финансовая сторона музыкальной индустрии. Сотрудники отвечают за бухгалтерию, счета и финансы исполнителей и компании.

Отдел по связям с компаниями (Label Liasons)

Обычно состоит из нескольких человек. Эти люди — связующее звено между звукозаписывающей компанией и музыкальными магазинами.

Помимо контроля за поступлением музыки в торговые точки, сотрудники отдела анализируют рынок и выбирают самое подходящее время для выпуска альбома в продажу.

Юридический отдел (Legal Department)

Юристы отвечают за контракты между музыкальным лейблом, исполнителями и другими компаниями. Любые юридические споры, даже между исполнителями и самим лейблом, проходят через этот отдел.

Отдел маркетинга (Marketing Department)

Сотрудники отдела создают маркетинговые компании для каждого релиза лейбла. Они помогают координировать действия отделов продвижения, продаж и связей с общественностью.

Отдел новых медиа (New Media)

Отдел отвечает за любые новые аспекты музыкального бизнеса, включая продюсирование и продвижение видеоклипов исполнителей на YouTube.

Работники подразделения также помогают исполнителям вести аккаунты в социальных сетях. Дополнительно в их обязанности входит освоение новых мультимедийных площадок и технологий, помогающих в продвижении музыкантов.

Отдел продвижения (Promotion Department)

Основная задача отдела продвижения (пиара) — убедиться в том, что музыкант транслируется на радио. Сотрудники отдела получают новые песни исполнителей и отправляют их на радиостанции, что является залогом будущего благосостояния звукозаписывающей компании.

Другие подразделения сообщают отделу о выбранных стратегиях продвижения и советуют, как лучше продавать артиста. Совместно с отделом нового медиа продвиженцы участвуют в распространении музыкальных видео на телевидении и интернет-площадках.

Отдел по связям с общественностью (Publicity)

Работающие здесь люди следят, чтобы о новых и старых музыкантах говорили в СМИ. Отдел по связям с общественностью готовит и размещает публикации в газетах и журналах и контролирует освещение творчества исполнителей на телевидении и радио.

Многие музыканты дополнительно привлекают собственных журналистов и писателей, которые пишут об их творчестве и работают в сотрудничестве с этим отделом.

Отдел продаж (Sales)

Распространение музыки. Сотрудники отдела продаж общаются с музыкальными магазинами и площадками и поставляют новые релизы на полки магазинов.

Продажи активно сотрудничают с отделом продвижения и отделом по связям с общественностью, выбирая самое удачное время для старта продаж.

Объемы музыкального рынка

Мировой музыкальный рынок поделен между компаниями Большой тройки лейблов и группой независимых музыкальных компаний.

С 2005 года музыкальный рынок уменьшается. По данным аналитической компании IFPI в 2005 объем рынка составлял $20,7 млрд, а в 2015 уменьшился до $15 млрд, потеряв более 25% объема. В 2016 объем музыкального рынка составил $15,7 млрд.

Причины уменьшения очевидны — появление множества новых способов распространения музыки.


Объем музыкального рынка в 2005-2016 гг.

Как музыкальный лейбл находит новых музыкантов

В каждом музыкальном лейбле есть A&R-отдел — своего рода входные ворота в музыкальную индустрию. A&R считается самым престижным и важным отделом любой компании. Чтобы оценить важность, представьте, что вы были первым, кто открыл миру Мадонну, Aerosmith или Бритни Спирс.

Сокращение A&R означает «Artist and Repertoire» (Артисты и репертуар), хотя музыканты шутят, что правильнее расшифровывать аббревиатуру как «Attitude and Rejection», то есть «Отношения и отказ». Подписаться на музыкальном лейбле можно только попав в поле зрения этого отдела — других путей не существует.

До развития Интернета в 2000-е годы, музыканты отправляли записанные демо на кассетах и дисках в A&R-отделы лейблов. Работники отделов, в свою очередь, прослушивали присланные записи в надежде найти новое дарование.

Сегодня, когда количество ежедневно присылаемых демок исчисляется сотнями, такая практика сошла на нет. Шанс, что диск или флешка с песнями нового музыканта попадет в поле зрения ищейки лейбла равняется нулю. Сами же сотрудники A&R больше полагаются на мнение друзей, агентов, менеджеров и прочих работников индустрии, которые передают записи им лично в руки.

Каждый работник обладает собственным подходом к поиску новых имен. Том Дивайн, работающий в A&R подразделении Columbia Records уже более 20 лет, рассказывает, что в первую очередь прослушивает демозаписи от доверенных источников — друзей и партнеров по бизнесу. За счет долгого пребывания в индустрии, обратить на себя внимание Дивайна проще — достаточно найти того, кто с ним знаком, и заинтересовать этого человека.

Макс Гусс из Epic Records предпочитает самостоятельно изучать музыкальную индустрию на предмет свободных ниш на рынке, которые можно занять. Гусс отмечает, что ему интереснее искать исполнителей, делающих что-то новое, нежели работать с уже освоенными нишами.

Заинтересовать A&R-отдел — половина дела. Каждая ищейка несет персональную ответственность за нового музыканта, поэтому неудачи исполнителей могут стоить работнику должности. Исполнителям требуется не только заинтересовать поисковика, но и убедить его в своем успехе.

Попасть в музыкальный бизнес очень сложно, особенно для группы, у которой нет связей в индустрии. При наличии того, кто сможет поручиться за вас, попасть на лейбл становится проще. Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости его подписать, лейбл подключает к работе все остальные отделы.

Как группа или исполнитель попадают на лейбл

Посмотрим, что будет происходить с группой «Квадратные круги», желающей подписаться на лейбле. Прежде, чем музыканты заключат контракт со звукозаписывающей компанией, их должны заметить представители лейбла.

Поисковики из «Balls Records» отправляются на концерт, где выступает наша группа. Получив удовольствие от выступления коллектива, работники A&R-отдела убеждают руководство лейбла подписать контракт с Квадратными кругами. Это запускает процесс внедрения группы в музыкальную индустрию и активирует все остальные подразделения звукозаписывающей компании.

Следующим шагом для группы становится запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Balls Records выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи.

Параллельно этому, в работу включаются другие отделы звукозаписывающей компании. Balls Records выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. Пока дизайнеры, копирайтеры и художники работают, A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.

Музыкальному лейблу важно, чтобы Квадратные круги были должным образом представлены на федеральном, региональном и локальном уровне. Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.

По мере приближения даты выпуска альбома, отделы компании активно работают с прессой. На этом этапе лейблу важно, чтобы выход пластинки освещался должным образом. Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом Квадратных кругов разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.

Из чего складывается цена песни, сингла или альбома?

Согласно данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), на конечную стоимость песни, альбома, сингла и всего диска влияет множество факторов. В сравнении со стоимостью производства музыки, печать партии компакт-дисков не стоит практически ничего.

Подписание артиста подразумевает большой объем самой разнообразной работы. Музыкальный бизнес — это не только вечеринки и тусовки рок-звезд.

Почему лейблы никуда не денутся

Несмотря на развитие стриминговых сервисов и постоянные рассказы об изменении потребления музыки, лейблы не исчезнут. Музыкальная индустрия устроена так, что все участники заинтересованы в существовании друг друга.

Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки.

Вместе с этим, без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы.

Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще. Поэтому компании готовы на все ради повышения продаж.

Музыкальные лейблы-гиганты и независимые игроки

Чем труднее становилось попадание на крупный музыкальный лейбл, тем активнее развивались независимые звукозаписывающие компании. Тем не менее, независимых лейблов не много.

Открыть свой лейбл не сложно — намного сложнее его развивать. Искать новых исполнителей, записывать музыку, разрабатывать концепции продвижения и маркетинговые стратегии, а также общаться с представителями СМИ невероятно сложно, когда в твоей компании всего несколько человек. Часто в небольших звукозаписывающих компаниях функции нескольких отделов совмещает один сотрудник.

Это не значит, что независимый музыкальный лейбл не добьется успеха. Просто для его достижения потребуется намного больше работы.

По мнению сайта Record Labels & Companies Guide , инди-лейблы могут добиться успеха, если сфокусируют свои силы на определенном музыкальном жанре или местном рынке. Зачастую крупные компании могут не обращать внимания на интересных исполнителей местного масштаба, что открывает путь для инди-лейблов.

Независимый лейбл SubPop добился успеха, сосредоточившись на панке и грандже Сиэттла. GoKart Records зарабатывает на той же сцене в Нью Йорке. Alligator Records работает только с блюзом, в то время как Moonshine Records специализируется на электронной танцевальной музыке.

Развитие Интернета также играет на руку независимым компаниям. Небольшие звукозаписывающие фирмы продают музыку в Сети, не прибегая к более традиционным методам распространения релизов через музыкальные магазины.

Вместе с этим, музыкантам становится проще распространять свою музыку при поддержке даже инди-лейблов, с которыми они работают онлайн. Такие сайты, как College Music Journal представляют собой площадки, соединяющие независимые лейблы и начинающих музыкантов.

Молодые группы обязательно проходят через три этапа подготовки: проведение концертов, запись демо и найм менеджера. Эти три шага направлены на достижение единственной цели — подписания на музыкальном лейбле.

Несмотря на развитие Интернета и изменившийся подход к распространению музыки, музыкальный лейбл остается самым верным и надежным способом показать свое творчество миру и заработать на этом денег.

Что такое музыкальный лейбл?

Музыкальный лейбл или звукозаписывающая компания — это компания, работающая на музыкальном рынке. Основная деятельность музыкальных лейблов состоит в заключении контрактов с исполнителями и их продвижении, а также производстве, записи и распространении музыкальной продукции.

Устройство музыкального лейбла

Организационная структура музыкального лейбла (звукозаписывающей компании).

Звукозаписывающие компании представляют собой матрешки-корпорации, внутри которых множество фирм поменьше. Получается такой конгломерат из десятков компаний, специализирующихся на музыке разных направлений. Во главе конгломерата стоит родительская компания, которой подчинена плеяда больших и маленьких дочерних фирм.

Среди множества звукозаписывающих компаний обычно выделяют Большую тройку лейблов. В нее входят самые крупные компании музыкального рынка: Universal Music Group, Sony Music Entertainment (Sony BMG) и Warner Music Group. Вместе эти компании контролируют 85% музыкального рынка США и около 70% мирового рынка музыки.

В состав каждой компании большой четверки входит огромное количество лейблов поменьше в США и других странах мира. Warner Bros. Records Inc, головная компания лейбла Warner Music Group, владеет лейблами Reprise Records, Maverick Records, Rhino Entertainment, Atlantic Records Group и еще десятками других. Японо-американская Sony BMG объединяет более 200 звукозаписывающих фирм, среди которых Columbia Records, RCA, Arista Records, Epic Records и многие другие компании.

Сколько всего музыкальных лейблов?

Размеры музыкальных лейблов разнятся. Встречаются как небольшие звукозаписывающие компании, управляемые одним-двумя музыкантами, так и огромные корпорации, насчитывающие тысячи сотрудников.

По данным журнала Billboard, в мире насчитывается более 2 000 зарегистрированных звукозаписывающих компаний. Количество независимых и небольших лейблов еще больше.

Музыкальный бизнес огромен. Успешные записи продаются многомиллионными тиражами и приносят компаниями миллиарды долларов.

В иерархии звукозаписывающих фирм, на самом верху находится CEO (от англ. Chief Executive Officer — главный исполнительный директор или просто директор) , управляющий всеми процессами и отделами компании. Каждый лейбл в составе корпорации имеет собственного руководителя, подчиняющегося CEO всего конгломерата.

У каждого руководителя есть несколько заместителей, отвечающих за конкретные отделы компании. В крупных музыкальных лейблах таких отделов обычно 11:

  1. A&R-отдел
  2. Художественный отдел
  3. Отдел развития исполнителей
  4. Коммерческий отдел
  5. Отдел по связям с компаниями
  6. Юридический отдел
  7. Отдел маркетинга
  8. Отдел новых медиа
  9. Отдел продвижения
  10. Отдел по связям с общественностью
  11. Отдел продаж

Структура музыкального лейбла разнится в зависимости от компании. Устройство лейблов может становиться проще или сложнее, особенно в тех случаях, когда какой-нибудь лейбл приобретает крупная звукозаписывающая компания.

A&R-отдел/Отдел исполнителей и репертуара

A&R-отдел (сокр. от англ. Artists and Repertoire) занимается поиском новых талантов. Сюда попадают демозаписи групп и исполнителей. В случае нахождения интересного музыканта, сотрудники должны уговорить руководство компании в необходимости «подписать» нового исполнителя.

Помимо поиска дарований, A&R-отдел всячески поддерживает исполнителей, с которыми уже заключены контракты. Сотрудники подразделения решают, кто будет продюсировать альбом группы, и где он будет записываться; ищут подходящих поэтов и композиторов, составляют треклисты пластинок. Дополнительно A&R-отдел выбирает песни для ротации на радио и телевидении и отслеживает успехи в продвижении музыканта.

Работа в A&R считается самой престижной в звукозаписывающей компании. Люди в A&R — связующее звено между музыкантами и всей звукозаписывающей компанией.

Художественный отдел (Art Department)

Художественный отдел музыкального лейбла отвечает за оформление альбомов и рекламной продукции. Здесь работают дизайнеры, разрабатывающие стилистику оформления всей музыкальной и сувенирной продукции музыкантов.

Отдел развития исполнителей (Artist Development)

Сотрудники отдела планируют стратегии развития исполнителей, подписанных на лейбле. Они сопровождают музыкантов в течение всего творческого пути, выбирая курс, по которому движется карьера исполнителя.

Согласно данным Music Biz Academy, в XXI веке в большинстве музыкальных лейблов не осталось отделов развития исполнителей. Формирование отношения к музыкантам как к продукту привело к тому, что такие подразделения переименовали в «Отдел развития продукции» («Product Development»). Вместе с этим изменился характер работы отдела.

Руководство лейблов считает, что развитие Интернета и изменение путей потребления музыки не позволяет заниматься долгосрочным планированием карьер исполнителей. В отличие от середины и конца XX века, сегодня планирование стратегий развития требуется на старте карьеры музыканта. Лейблы стараются как можно скорее вывести исполнителя в топ и привлечь к нему внимание, чтобы окупить вложенные средства.

При правильном старте, у публики сохраняется интерес к исполнителю довольно длительное время. Поэтому планирование долгосрочного развития уже не так важно.

Коммерческий отдел (Business Affairs)

Финансовая сторона музыкальной индустрии. Сотрудники отвечают за бухгалтерию, счета и финансы исполнителей и компании.

Отдел по связям с компаниями (Label Liasons)

Обычно состоит из нескольких человек. Эти люди — связующее звено между звукозаписывающей компанией и музыкальными магазинами.

Помимо контроля за поступлением музыки в торговые точки, сотрудники отдела анализируют рынок и выбирают самое подходящее время для выпуска альбома в продажу.

Юридический отдел (Legal Department)

Юристы отвечают за контракты между музыкальным лейблом, исполнителями и другими компаниями. Любые юридические споры, даже между исполнителями и самим лейблом, проходят через этот отдел.

Отдел маркетинга (Marketing Department)

Сотрудники отдела создают маркетинговые компании для каждого релиза лейбла. Они помогают координировать действия отделов продвижения, продаж и связей с общественностью.

Отдел новых медиа (New Media)

Отдел отвечает за любые новые аспекты музыкального бизнеса, включая продюсирование и продвижение видеоклипов исполнителей на YouTube.

Работники подразделения также помогают исполнителям вести аккаунты в социальных сетях. Дополнительно в их обязанности входит освоение новых мультимедийных площадок и технологий, помогающих в продвижении музыкантов.

Отдел продвижения (Promotion Department)

Основная задача отдела продвижения (пиара) — убедиться в том, что музыкант транслируется на радио. Сотрудники отдела получают новые песни исполнителей и отправляют их на радиостанции, что является залогом будущего благосостояния звукозаписывающей компании.

Другие подразделения сообщают отделу о выбранных стратегиях продвижения и советуют, как лучше продавать артиста. Совместно с отделом нового медиа продвиженцы участвуют в распространении музыкальных видео на телевидении и интернет-площадках.

Отдел по связям с общественностью (Publicity)

Работающие здесь люди следят, чтобы о новых и старых музыкантах говорили в СМИ. Отдел по связям с общественностью готовит и размещает публикации в газетах и журналах и контролирует освещение творчества исполнителей на телевидении и радио.

Многие музыканты дополнительно привлекают собственных журналистов и писателей, которые пишут об их творчестве и работают в сотрудничестве с этим отделом.

Отдел продаж (Sales)

Распространение музыки. Сотрудники отдела продаж общаются с музыкальными магазинами и площадками и поставляют новые релизы на полки магазинов.

Продажи активно сотрудничают с отделом продвижения и отделом по связям с общественностью, выбирая самое удачное время для старта продаж.

Объемы музыкального рынка

Мировой музыкальный рынок поделен между компаниями Большой тройки лейблов и группой независимых музыкальных компаний.

С 2005 года музыкальный рынок уменьшается. По данным аналитической компании IFPI в 2005 объем рынка составлял $20,7 млрд, а в 2015 уменьшился до $15 млрд, потеряв более 25% объема. В 2016 объем музыкального рынка составил $15,7 млрд.

Причины уменьшения очевидны — появление множества новых способов распространения музыки.


Объем музыкального рынка в 2005-2016 гг.

Как музыкальный лейбл находит новых музыкантов

В каждом музыкальном лейбле есть A&R-отдел — своего рода входные ворота в музыкальную индустрию. A&R считается самым престижным и важным отделом любой компании. Чтобы оценить важность, представьте, что вы были первым, кто открыл миру Мадонну, Aerosmith или Бритни Спирс.

Сокращение A&R означает «Artist and Repertoire» (Артисты и репертуар), хотя музыканты шутят, что правильнее расшифровывать аббревиатуру как «Attitude and Rejection», то есть «Отношения и отказ». Подписаться на музыкальном лейбле можно только попав в поле зрения этого отдела — других путей не существует.

До развития Интернета в 2000-е годы, музыканты отправляли записанные демо на кассетах и дисках в A&R-отделы лейблов. Работники отделов, в свою очередь, прослушивали присланные записи в надежде найти новое дарование.

Сегодня, когда количество ежедневно присылаемых демок исчисляется сотнями, такая практика сошла на нет. Шанс, что диск или флешка с песнями нового музыканта попадет в поле зрения ищейки лейбла равняется нулю. Сами же сотрудники A&R больше полагаются на мнение друзей, агентов, менеджеров и прочих работников индустрии, которые передают записи им лично в руки.

Каждый работник обладает собственным подходом к поиску новых имен. Том Дивайн, работающий в A&R подразделении Columbia Records уже более 20 лет, рассказывает, что в первую очередь прослушивает демозаписи от доверенных источников — друзей и партнеров по бизнесу. За счет долгого пребывания в индустрии, обратить на себя внимание Дивайна проще — достаточно найти того, кто с ним знаком, и заинтересовать этого человека.

Макс Гусс из Epic Records предпочитает самостоятельно изучать музыкальную индустрию на предмет свободных ниш на рынке, которые можно занять. Гусс отмечает, что ему интереснее искать исполнителей, делающих что-то новое, нежели работать с уже освоенными нишами.

Заинтересовать A&R-отдел — половина дела. Каждая ищейка несет персональную ответственность за нового музыканта, поэтому неудачи исполнителей могут стоить работнику должности. Исполнителям требуется не только заинтересовать поисковика, но и убедить его в своем успехе.

Попасть в музыкальный бизнес очень сложно, особенно для группы, у которой нет связей в индустрии. При наличии того, кто сможет поручиться за вас, попасть на лейбл становится проще. Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости его подписать, лейбл подключает к работе все остальные отделы.

Как группа или исполнитель попадают на лейбл

Посмотрим, что будет происходить с группой «Квадратные круги», желающей подписаться на лейбле. Прежде, чем музыканты заключат контракт со звукозаписывающей компанией, их должны заметить представители лейбла.

Поисковики из «Balls Records» отправляются на концерт, где выступает наша группа. Получив удовольствие от выступления коллектива, работники A&R-отдела убеждают руководство лейбла подписать контракт с Квадратными кругами. Это запускает процесс внедрения группы в музыкальную индустрию и активирует все остальные подразделения звукозаписывающей компании.

Следующим шагом для группы становится запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Balls Records выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи.

Параллельно этому, в работу включаются другие отделы звукозаписывающей компании. Balls Records выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. Пока дизайнеры, копирайтеры и художники работают, A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.

Музыкальному лейблу важно, чтобы Квадратные круги были должным образом представлены на федеральном, региональном и локальном уровне. Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.

По мере приближения даты выпуска альбома, отделы компании активно работают с прессой. На этом этапе лейблу важно, чтобы выход пластинки освещался должным образом. Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом Квадратных кругов разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.

Из чего складывается цена песни, сингла или альбома?

Согласно данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), на конечную стоимость песни, альбома, сингла и всего диска влияет множество факторов. В сравнении со стоимостью производства музыки, печать партии компакт-дисков не стоит практически ничего.

Подписание артиста подразумевает большой объем самой разнообразной работы. Музыкальный бизнес — это не только вечеринки и тусовки рок-звезд.

Почему лейблы никуда не денутся

Несмотря на развитие стриминговых сервисов и постоянные рассказы об изменении потребления музыки, лейблы не исчезнут. Музыкальная индустрия устроена так, что все участники заинтересованы в существовании друг друга.

Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки.

Вместе с этим, без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы.

Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще. Поэтому компании готовы на все ради повышения продаж.

Музыкальные лейблы-гиганты и независимые игроки

Чем труднее становилось попадание на крупный музыкальный лейбл, тем активнее развивались независимые звукозаписывающие компании. Тем не менее, независимых лейблов не много.

Открыть свой лейбл не сложно — намного сложнее его развивать. Искать новых исполнителей, записывать музыку, разрабатывать концепции продвижения и маркетинговые стратегии, а также общаться с представителями СМИ невероятно сложно, когда в твоей компании всего несколько человек. Часто в небольших звукозаписывающих компаниях функции нескольких отделов совмещает один сотрудник.

Это не значит, что независимый музыкальный лейбл не добьется успеха. Просто для его достижения потребуется намного больше работы.

По мнению сайта Record Labels & Companies Guide , инди-лейблы могут добиться успеха, если сфокусируют свои силы на определенном музыкальном жанре или местном рынке. Зачастую крупные компании могут не обращать внимания на интересных исполнителей местного масштаба, что открывает путь для инди-лейблов.

Независимый лейбл SubPop добился успеха, сосредоточившись на панке и грандже Сиэттла. GoKart Records зарабатывает на той же сцене в Нью Йорке. Alligator Records работает только с блюзом, в то время как Moonshine Records специализируется на электронной танцевальной музыке.

Развитие Интернета также играет на руку независимым компаниям. Небольшие звукозаписывающие фирмы продают музыку в Сети, не прибегая к более традиционным методам распространения релизов через музыкальные магазины.

Вместе с этим, музыкантам становится проще распространять свою музыку при поддержке даже инди-лейблов, с которыми они работают онлайн. Такие сайты, как College Music Journal представляют собой площадки, соединяющие независимые лейблы и начинающих музыкантов.

Что такое "лейбл"?

Каждый музыкант однажды задает себе этот вопрос - зачем он занимается музыкой? Обычно это не приносит больших материальных благ, известности и даже большого морального удовлетворения. Однако именно эти факторы и являются побуждающим мотивом, чтобы организовывать группы, поступать в музыкальное училище, консерваторию, записывать свою музыку на любом доступном оборудовании и показывать всем друзьям и знакомым.

Однако, по мере увлечения и достижения некоторых высот профессионализма, становится ясно, что занятия музыкой - тяжелый и порой неблагодарный труд, требующий максимального погружения в предмет и истинной страсти. И за этот тяжелый труд хочется получать что-то большее, чем моральное удовлетворение или одобрительные отклики друзей и знакомых. На сегодняшнем этапе развития цивилизации, существует только три возможных способа получения дохода от занятий музыкой: найти себе спонсора, активно выступать на концертах, продавать свои записи. К сожалению, все три этих способа связаны с определенными трудностями.

Найти спонсора хотя и можно, но достаточно сложно. Наименьшие трудности на этом пути ожидают красивых девушек, желающих стать певицами Всем остальным придется существенно поднапрячься или поискать спонсора среди родных и друзей, и если только они не мультимиллионеры, на безбедную жизнь рассчитывать не приходится. Для того, чтобы безбедно прожить на доходы от выступлений, желательно регулярно собирать большие стадионы в различных мировых столицах, или хотя бы достаточно регулярно выступать в наиболее известных клубах в вашей местности. Однако в последнем варианте рассчитывать на сверхдоходы тоже не стоит. Наконец, самый лучший вариант - выпуск записей миллионными тиражами, или хотя бы тысячными, при этом желательно чтобы вашу запись не украли пираты и не стали ее тиражировать и продавать, сердечно поблагодарив вас за раскрутку.

Совершенно понятно, что последние два способа (концерты и записи) хотя и являются самыми доходными, однако требуют больших организационных затрат. Допустим, что организовать выступление в местных клубах по силу любому достаточно опытному музыканту. Однако организация большого концерта или турне по городам и весям вряд ли по силам одному человеку. Как ни странно, запись и выпуск альбома оказывается проще организационно и дешевле, и прибыль от продажи наиболее успешных дисков на порядок превосходит доходы от всех концертов. Более того, концерты в основном служат средством для раскрутки альбомов. Теперь вы понимаете, почему компании звукозаписи так активно борются с нелегальным копированием записей - это лишает их и музыкантов источников доходов.

Итак, лейбл (компания звукозаписи) - это практически агенты музыкантов, которые управляют их имуществом в виде музыкального произведения или записи исполнения, реализуют их в виде компакт-дисков и получают за это определенный процент.

Лейбл звукозаписи (англ. record label или просто лейбл) - бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио- и иногда видеозаписей (главным образом музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов) на носителях разных соответствующих форматов, среди которых виниловые пластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, SACD, DVD и др. Название происходит от бумажной этикетки (англ. label), содержащей общую информацию о записи, наклеиваемой на центр виниловых пластинок.
Большинство ведущих лейблов, так называемых мейджор-лейблов (англ. major label), принадлежит нескольким крупным многонациональным компаниям (Большая четвёрка лейблов звукозаписи), на долю которых приходится основной процент мирового музыкального рынка. Хотя в последнее время наблюдается всплеск независимых (от мейджоров) лейблов, так называемых инди-лейблов (англ. indie label), представляющих собой альтернативу мейнстриму от мейджор-лейблов. В то же самое время, между мейджорами и инди часто встречается сотрудничество на взаимовыгодных условиях, в частности, они могут выполнять по заказу друг друга те или иные этапы производства, распространения и продвижения музыки.
Сейчас с развитием интернет-технологий наблюдается большой всплеск так называемых нет-лейблов (англ. net label), которые распространяют музыку в цифровых звуковых форматах (главным образом MP3), предоставляя доступ к прямому скачиванию этих файлов. При этом нет-лейблы параллельно «нет»-релизам нередко выпускают ограниченные тиражи компакт-дисков и других популярных носителей информации, распространяя их в основном по обычной почте.

Что такое сетевой лейбл?

В наши дни независимые музыканты решают проблему записи тремя путями:

Лучший способ донести свою музыку до слушателей - звукозаписывающие лейблы. Надо отдать должное интернету, но всё же, работники этих компаний - профессионалы.
Они отлично разбираются в маркетинге, обладают необходимыми связями, разрабатывают стратегии продвижения музыки на рынке, пиаром, раскруткой на радиостанциях, брендингом, реализацией, регистрацией музыки в чартах, лицензированием, финансированием, и заключают грамотные сделки по всем перечисленным пунктам.
И Вы становитесь частью этой команды. Быть частью чего-либо лучше, чем не быть никем.

Второй способ - исходить из того факта, что мы живем в пост-лейбовом мире и можно всё сделать самому. Некоторые музыканты заключают контракты с лейблами и довольствуются этим, однако, в наше время можно выпустить релиз своими силами.
Это не значит, что Вы выпустите низкокачественный самопал, Вы - независимый музыкант и у Вас есть все средства, чтобы самостоятельно записывать, выпускать, распространять, продвигать свои записи и иметь с этого реальную прибыль.
Вы сохраняете за собой все авторские права и не должны ни с кем делиться заработком. Пусть Ваш стартовый капитал невелик, Вам это по силам.
Так что же это такое?
Несмотря на то, что есть ряд организаций, называющих себя сетевыми лейблами, существует очень большой разброс между тем, как они понимают свои функции, цели и задачи. Столь же сильно разнятся контракты, которые они предлагают музыкантам.
Некоторые из организаций, называющих себя сетевыми лейблами, по сути - посредники между Вами и компаниями-аггрегаторами (например, The Orchard или IODA). Некоторые из них просто добавляют Вам лишние расходы, сдирают процент за то, что Ваш барабанщик мог бы сделать за полчаса, воспользовавшись {TuneCore}.
Однако, существуют другие сетевые лейблы, в которых задействованы многие профессионалы музыкальной индустрии. Есть смысл задуматься о подписании контракта с такой фирмой. Директоры таких компаний – люди, прекрасно разбирающиеся в маркетинге, мастера сетевой рекламы и пиара. Они помогут Вашей музыке попасть к нужным людям.
Таким образом, сетевые лейблы за Вас занимаются самой трудной менеджерской работой. Сам релиз в большинстве случаев выпускается в цифровом виде (хотя, есть сетевые лейблы, занимающиеся выпуском музыки на CD или виниле).

Сетевые лейблы и авторские права
У некоторых сетевых лейблов весьма своеобразный подход к авторским правам: они пользуются лицензиями Creative Commons либо предлагают Вам на определенных условиях открыть свободный доступ к Вашей музыке. Другие более консервативны, однако, разделение прибылей во многом отличается от такового на обыкновенных лейблах.

Некоторые даже не требуют прав на смонтированную фонограмму вне зависимости от того, проводилась запись за их счет или нет. Вы просто оплачиваете звукозапись, авторские права на фонограмму остаются за Вами, а прибыль с продаж делится между Вами и сетевым лейблом пополам.
В общем и целом, это вполне выгодная сделка. Как-никак, авторские права остаются за Вами.

Аггрегатор – служба, собирающая информацию из различных источников, и организующая её под контролем собственного поискового интерфейса.

Издаться на лейбле.
Некоторые считают, что издание треков на лейбле, является конечной целью производства музыки. Но это не так. Это не соревнование, насколько быстро вы сможете этого добиться и сколько раз. Это действительно имеет значение, если вы написали по-настоящему хороший трек и хотите поделится им с миром.
Множество людей думает, что заключение рекорд-сделки – это что-то очень важное и имеет огромное значение. Часто лейбл просто выпускает mp3, который продается тиражем всего в несколько копий. Таким образом издание на лейбле сильно пепеоценено.
Поэтому не спешите. Делайте музыку потому что вам это нравится, и делайте музыку которую вам нравится делать. Вы обманываете сами себя, если пишите “определенную” музыку только для того, чтобы издаться на крупном лейбле. Как только вы поймете, что написали хороший трек и искренне думаете, что он заслуживает быть выпущенным, можете искать для него лейбл.

Кратко о EDM лейблах.
Лейблы – это компании и их цель – получать прибыль. Обычно ими руководит 1-5 человек. Наиболее распространены электронные (digital only) лейблы. Каждый месяц возникает около 10-100 новых лейблов, такое же количество выходит из бизнеса.

Хорошие лейблы предложат приемлемый и прозрачный контракт, в котором доход равномерно распределяется между ними и артистом. Они издают только те треки, которые соответствуют определенным стандартам и которые, по их мнению, будут хорошо продаваться. Они издают только то количество артистов, с которым могут справится. Они сделают профессиональный мастеринг трека, чтобы быть уверенными, что трек будет соответствовать их стандартам. Они будут продавать и раскручивать трек с помощью всех имеющихся у них ресурсов. Они во время платят авторские отчисления (роялити). Артисту, которого они издают, они, в основном, предлогают надежное и длительное сотрудничество.
Грустно говорить о том, как много лейблов, в наше время, не справляются с вышеперечисленными задачами. Вот почему так много артистов издают свой материал на различных лейблах в случайном порядке. Это нездоровая ситуация. Постарайтесь установить длительное сотрудничество с лейблом, на котором вы издаетесь.

Типы леблов.
Мэйджеры. (Международные медиа-группы).
Emi, Sony, Warner, Universal. Не существует других мэйджер лейблов. Все вместе они контролируют 70% рынка. Они издают музыку только артистов с высоким потенциалом. Типичный транс продюсер для них не интересен. И если один из этих лейблов лицензирует ваш трек для выпуска на компиляции, это не значит, что этот лейб является вашим релизером. Это разные вещи. Так что если вы отметите этот лейб как «ваш» на MySpace, вы лишь обманите сами себя.

Крупные/средние (основные независимые транс лейблы).
Armada, Anjunabeats, Blackhole, Vandit итд. Это утвердившиеся и хорошо известные имена на сцене. Обычно управляются широко известным продюсером/ди-джеем. Стоит отметить, что некоторые из них ежемесячно издают множество треков и, поэтому, имеют совсем немного ресурсов для вложения в отдельные треки.

Малые/электронные (менее известные и независимые).
Они могут быть основаны недавно или иметь очень ограниченное количество ресурсов. Они не всегда чем-либо хуже крупных лейблов! Однако среди них много и ненадежных. Некоторые из них «правильные», а некоторые совершенно не понимают того, что они делают.

Какой лебл выбрать.
Это может показаться сложным выбором, так как существуют сотни лейблов и есть из чего выбирать. Очевидно, что вам стоит начать с леблов, которые издают музыку, которая вам нравится. Вам не следует в случайном порядке слать свой трек на множество лейблов, в надежде, что один из них примет его. Это может привести к тому, что ваши треки будут изданы или, наоборот, отвергнуты множеством лейблов.
Больше – не значит лучше. Если лейбл, как Armada выберет ваш трек, это еще не значит что Armin собирается ставить его везде, где только возможно и включит его в компиляцию ASOT. Они могут потратить на ваш трек гораздо меньше ресурсов, чем потратил бы более мелкий лейбл. Известным ди-джеем не важно, на каком лейбле издан трек, чтобы играть его, главное чтобы он хорошо звучал.
Если ваш трек был принят более, чем одним лейблом, будьте терпеливыми и выберите, ту из сделок, которая принесет вам наибольшую выгоду. Многие совершают ошибку и заключают первую попавшуюся сделку, без тщательного ее рассмотрения.

Как только вы выбрали лейбл, и их условия вас устраивают – начинайте длительное сотрудничество с ним. Если же они увидят, что вы одновременно издаете свои треки на других лейблах, сотрудничество с вами может быть прекращено. Однако, если лейбл не относится к вам подобающим образом – покиньте его. Если все будут поступать так же, вскоре, мы избавимся от лейблов, которые не уважают своих артистов.
Если ваш трек был отвергнут многими лейблами, возможно, он просто недостаточно хорош, даже если какой-нибудь малый лейбл, все же, согласился его издать. В наши дни стандарты некоторых лейблов очень низкие. Если трек не нравится даже вам, просто оставьте его не выпущенным (unreleased). Вы не получите никакой пользы от выпуска плохого трека.

Почему стоит быть осторожными с малыми лейблами.
Электронный лейбл невероятно просто организовать. От десяти до ста новых лейблов появляется каждый месяц. Он может быть образован любым человеком в любом возрасте, с любым опытом (или вообще без него). Некоторые лейблы даже не зарегистрированы подобающим образом. Официальная регистрация происходит путем заполнения нескольких документов и небольшой оплаты (50-200 евро). Заключение договора дистрибуции с онлайн магазинами (itunes, beatport, cjdshop итд) полностью бесплатное, для этого нужно всего лишь заполнить несколько форм. Лейбл может быть основан и запущен в течении нескольких дней. Обычно годовой оборот малых лейблов составляет несколько сотен евро.

И в заключение, большинство малых электронных лейблов не имеют денег, знаний и контактов. Вы ничего не выиграете, заключая с ними контракт. Если же вы все же собрались сотрудничать с ними, по крайней мере, удостоверьтесь, как именно они будут раскручивать и продавать вашу музыку.

Работа с A&R-менеджером.
A&R-менеджер – это человек, который решает, будет ли лейбл издавать ваш трек или нет. Часто ему приходиться прослушивать несколько сотен треков в месяц, так что не ожидайте от него ответа, если только он не заинтересован в издании вашего трека.
Если же A&R заинтересован вашим треком, он сам свяжется с вами. Его работа заключается в проведении переговоров и ответе на все ваши вопросы. Если A&R-менеджер не отвечает на ваши вопросы должным образом или ведет себя небрежно – это знак того, что с этим лейблом лучше не иметь дел. Стоит заметить, что на рынке множество непрофессиональных A&R-менеджеров.

продолжение следует.. .

Похожие публикации