Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Диджериду своими руками из трубы пвх. Как сделать диджериду из пластиковой трубы своими силами

12:13 pm - Мифы о диджериду
В последнее время, взявшись за поиск интересной и более-менее авторитетной информации про Yidaki обнаружила что противоречия встречаются на каждом шагу. Кто говорит, что чем тоньше стенки риду. тем лучше. кто-то говорит совсем обратное, как и про гладкость внутренней поверхности, диаметр раструба и мундштука и про многие другие превратности диджеридустроительства и искусства игры. Вот решила пока просто привести пример вроде как развинчивания мифов про диджериду. При этом нужно всегда помнить, что у каждого мастера есть свои приемы и секреты и если то-от говорит, что делать так - лучше всего, то это не значит что кто-то сможет найти вариант ещё лучше этого. Так что это является опытом одного украинского мастера с одного хорошего украинского сайта про диджериду.
  1. относительно диджериду из пластика
    • пластик должен быть толстостенным, приблизительно от 2мм. Это нужно для того чтоб вибрирующие стенки не гасили колебаний воздуха
    • пластик должен быть ПВХ - сделать с ПП трубой что-то красивое нереально (изменить геометрию, сделать раструб)
    • пластик должен быть 5см диаметром. длина 1-1.5м максимум. У меня почти все инструменты метровые.
  2. заблуждение “Эвкалипт - это круто!”

    Почитайте пожалуйста тексты (их много!!!) на самом крупном и уважаемом австралийском сайте продающим диджериду - http://www.didjshop.com. Вот в частности:

    MYTH: “The finest playing didjes are authentic, Aboriginal-crafted didgeridoos”
    FACT: While there are undoubtedly many fine playing didgeridoos made by Aboriginal people, one needs also be aware that there are many poor playing didgeridoos made by Aboriginal people. While we totally support everyone buying a didgeridoo that is made by an Aboriginal person, this is not really an indication of the sound quality of the didgeridoo.

    В части, которая описывает физику инструментов - очень хорошие подсказки для тех кто хоть немного понимает в физике. Последние лет 5 появилось несколько очень хороших и обширных исследований диджериду, в основном кафедры Прикладной Физики Университета Нового Южного Уэльса (www.phys.unsw.edu.au). Кстати на сайте кафедры очень много информации по акустике муз. инструментов, изложенной в форме которая понятна даже тем кто в физике ни бум-бум:)

  3. к вопросам о физике, акустике, породам дерева, толщине стенок

    тут мне как физику совсем грустно стало:)

    1. колеблется воздушный столб. Задача стенок - держать “форму воздушного столба”
    2. эффекты стенок есть следующие:
      • трение воздуха о стенки
      • пористость материала
      • колебания стенок и излучение звука стенками

    Чем плотнее дерево и толще стенки, тем лучше резонанс, тем меньше энергии теряется на пористость, тем выше собственная резонансная частота дерева и тем меньше звука излучают стенки
    И тут есть два момента - колебания стенок и излучение нужно максимально уменьшать. Именно из-за них появляются характерный “гул” из хреновых пластиковых труб с тонкими стенками.
    А вот с пористостью и трением… Тут все очень интересно:) Дело в том, что в исследованиям диджей самые худшие были те, у которых… пористость и трение были минимальными! Да, изначально исследовались “не-сувенирные” инструменты из эвкалипта, то есть у всех инструментов был приличный звук - это значит что дерево УЖЕ твердое, и “лохмотья” внутри не висят. Не все так “просто” как я пишу, но суть такая, что если взять хороший инструмент (уже хороший) и покрыть его к примеру изнутри лаком, уменьшив пористость, трение, увеличив твердость… Можно здорово ухудшить инструмент.
    Оригинальные австралийские инструменты - внимание - не покрываются никаким лаком!

    Толщину стенок уменьшают (обстругивая ствол!) для того чтобы инструмент весил меньше. Равномерная толщина стенок (на что некоторые советуют обращать внимание) - вообще глюк какой-то:) Что, термиты по вашему “равномерно” выгрызают ствол изнутри, или аборигены могут промерять толщину стенки по всей длинне диджериду с тем чтоб “где много” убрать лишнее?:) Главное чтоб стенки не были слишком тонкими, но это “слишком” очень сильно зависит от материала инструмента (например стеклопластиковый инструмент может быть толщиной стенки около 1мм и при этом звучать очень звонко и резонансно).

    Да, и последний хинт - там же, на сайте, в исследовании - инструменты тем лучше чем больше диаметр канала. Как выходной (на раструбе) - так и ВХОДНОЙ! сразу после мундштука! Самые высококлассные имеют входной диаметр от 5 до 8см… Так что думайте сами:)
    Информация в этом пункте - не мои “умозрения”, а выводы сделанные из прочтения *научных* статей по исследованию аккустики диджериду. Каждый желающий может прочитать эти статьи и сделать свои выводы (ссылки я привел выше).
    Да, и еще - “обертона” возникают не на неровностях или геометрии канала:) Не говорите ерунды, почитайте минимум литературы на том же сайте. Хотя с геометрией канала они связаны, и в диджериду - очень нетривиальным образом.

  4. по поводу бамбука - на основе 4хлетнего опыта изготовления бамбуковых флейт
    • заблуждение “Бамбук боится перепадов температур”
      Бамбук боится НЕ перепадов температур! он боится перепадов влажности и мороза. “возле батареи” бамбук высыхает, на морозе - трещит, в не зависимости от того -1 градус или -20. Обвязка хорошая спасает инструмент, хотя трещины и появляются они не сквозные и их можно просто промазать клеем (в нормальных условиях они сами и затягиваются, клей будет держать потом).
    • заблуждение “Бамбук слишком ровный, идеальный изнутри - поэтому звук хуже”
      Я не встречал еще ни одного ствола бамбука, у которого была бы идеально ровная внутренняя поверхность:) это какой-то наверное элитный сорт?:) У бамбука всегда есть перегородки их невозможно идеально хорошо убрать. И самое главное - это НЕ НУЖНО. Обычно проблема “сувенирных” бамбуковых диджей наоборот, в том что очень много перегородок остается. Тут поможет вычищение их (но не под “0″). Кроме того в местах перегородок канал бамбука ВСЕГДА уменьшается, не только на перегородке но и сантиметра на 2-3 в обе стороны от нее (очень плавно и на глаз незаметно).
      Кроме этого бамбуковый ствол почти всегда меняется в диаметре по длине - в верхней своей части он расширяется вниз, но при самом корне может сужаться. Посмотрите на бамбуковые флейты сякухати, которые делаются из прикорневой части.
    • заблуждение “бамбук звучит не так мощно потому что у него нет раструба”
      чем больше диаметр “на выходе” тем громче звук. Не важно, расширяется канал или нет - есть раструб или нет. Громкость зависит именно от диаметра на выходе - цилиндрического диджа или раструба. Бамбуковые диджи с 8-9см диаметром… это ОООО!

Этот самоучитель для тех, кто хочет научиться играть на диджериду . Предлагаем вашему вниманию систему простых упражнений, благодаря которым вы сможете научиться самому главному при игре на этом удивительном и редком инструменте - получить основной тон и освоить непрерывное дыхание . Если вы будете выполнять все рекомендации, то очень скоро сможете перейти из разряда новичков в настоящие профессионалы.

Попытаемся научить вас играть на диджериду, избежав самых распространенных ошибок. Поделимся практическими советами, исходя из опыта тех, кто уже освоил этот инструмент. Если будете внимательны, то ваш путь в освоении диджериду будет гораздо короче и намного продуктивнее.

На диджериду играют не только при помощи губ, языка, щёк, диафрагмы, но и добавляют свой собственный голос. Именно поэтому мышцы щек и диафрагмы должны быть крепкие. Мышцы же губ напротив должны быть расслабленными.

Как рождается звук в диджериду?

Для этого губы должны быть «вставлены» в мундштук инструмента и образовывать мягкое вибрирующее соединение. Именно через губы, которые должны постоянно вибрировать, надо непрерывно подавать воздух в диджериду. Губы очень важны при игре, ими надо научиться управлять. Воздух проходит через вибрирующие губы и в свою очередь рождает вибрацию диджериду. Так образуется основной тон, а все остальные действия призваны создавать общую музыкальную картину. Каждый инструмент уникален, так как имеет собственный тембр, неповторимый, как и тембр человеческого голоса. Добавляя голос во время игры, можно создать прекрасную музыку. Тренируйте органы дыхания и губы, это основа игры на диджериду. Такие тренировки не из легких, они не совсем обычны. Так, мышцы щёк нужны людям лишь для того, чтобы удерживать во рту пищу. Диафрагма, также необходимая для игры на диджериду, при обычном дыхании задействована лишь на 25 процентов. Расслабить губы просто только на первый взгляд. Однако существуют специальные упражнения для укрепления или расслабления определенных органов.

Получение основного тона

Струя воздуха подается в диджериду через расслабленные вибрирующие губы.
  1. Диджериду в стороне от вас

    Все внимание на губы. Необходимо слегка отпустить нижнюю челюсть, а рот приоткрыть. Положение губ такое, как будто вы хотите сказать «тпру». В этом положении губы сильно расслаблены, вибрируют от малейшей струи воздуха. Произнесите несколько раз «тпру», обращая внимание на губы. Следующий этап – вместе с «тпру» поджимаем мышцу под нижней губой. Губы при этом вибрировать не прекращают, они расслаблены. Нам нужно лишь немного сократить отверстие между губами. Добивайтесь автоматизма в действиях и лишь после этого берите диджериду. Инструмент надо подносить к расслабленным губам. Теперь попробуйте внутри диджериду произнести «тпру». Диджериду должна загудеть, запеть свой основной тон. Если не получается извлекать основной тон из диджериду, попробуем другое действие.
  2. Диджериду стоит в стороне. Вы перед зеркалом

    Пусть воздух мысленно пройдет путь от вдоха через нос до выдоха через губы. Не забывайте, что губы должны все время оставаться расслабленными. Подышите так некоторое время. Дышите с выдохом «тпру» громко, чтобы губы как бы «сплющились». Это упражнение важно для расслабления рта. Теперь попробуйте поднести диджериду к губам. Чем свободнее и «расплющеннее» ваш рот внедряется в дидж, тем лучше. Попробуйте произносить вибрирующие звуки, но теперь внутри инструмента. Продолжайте упражнение, пока диджериду не загудит. Если звука нет, то можно попробовать следующее действие.
  3. Диджериду стоит в стороне

    Внимание на рот. Его надо постараться превратить в так называемый «пятачок», а затем произносить «тпру». Если вы замечаете, что при игре звуки в диджериду как бы стопорятся, то это означает, что губы расслаблены не достаточно. В таком случае надо повторить упражнение с начала.
  4. Подносим диджериду

    Первый звук, выдуваемый из диджериду, является его основным тоном. Надеемся, вы оцените его божественное звучание, но это еще «сырой» звук. Он очень слаб. Его необходимо укреплять и развивать.

Совет: не спешите получать основной звук, это свидетельствует о ваших неправильных действиях при начале игры на инструменте. Наша цель на данном этапе совсем другая – научиться правильно «устанавливать» губы и управлять диафрагмой. Мы выдыхаем воздух через расслабленные вибрирующие губы в диджериду. При этом нам нужно сделать вдох, а диджериду должен звучать. То же самое должно быть и при выдохе – инструмент все время должен звучать.

Циркулирующее дыхание

  1. Правильный вдох и диафрагмальное дыхание

    Внимание на крылья носа. Пытаемся сознательно раскрыть крылья носа до предела. При этом действии раскрываются и каналы носа. Пытаемся мысленно проследить точку перехода канала из носа в глотку. Искомая точка находится чуть ниже уголков глаз. Делаем короткий и быстрый вдох через эту точку. Этот вдох называют ещё вдохом через гайморовые пазухи. Именно такой вдох нужен для диджериду. Важно, чтобы этот вдох был очень коротким и сильным. Это достигается постоянными тренировками.
  2. Внимание на животе

    Надо надуть живот. Для этого делаем короткий и быстрый вдох. Руку следует положить чуть ниже солнечного сплетения. Во время выдоха помогаем рукой выдавливать воздух. При выдохе живот надо посильнее втянуть. Проделайте это упражнение несколько раз. Теперь уберите руку и повторите дыхательное упражнение мышцами диафрагмы. Именно такое дыхание нужно для музыканта.
  3. Внимание на диафрагме

    Необходимо проделать короткий и быстрый вдох и такой же выдох. Сознательно сокращаем диафрагму. Затем надо делать медленный вдох и такой же медленный выдох. Дышать так, как тренировались в предыдущих упражнениях. В идеале надо научиться чередовать короткие вдохи-выдохи с длинными.
    Следующее упражнение - подышать «диафрагмой» очень быстро. Такое дыхание напоминает работу кузнечных мехов. Сначала дышим по такой схеме: живот наполнен – вдох, живот втянут – выдох. Работа диафрагмы при этом напоминает насос. Проделать не меньше семи раз.
    Теперь дышим более быстро, выдыхая через рот. Схема следующая: вдох - наполняем живот, выдох – удар диафрагмой. Губы расслаблены, чтобы сказать « фрр»… Теперь дышим медленно – наполняемся воздухом, выдох медленный – медленно сокращаем диафрагму, выдох через расслабленные губы – со звуком «фррр». Это упражнение надо делать как можно дольше.
    Вдыхая через гайморовы пазухи, мы как бы наполняемся воздухом. Выдох может быть быстрым или медленным. В первом случае выталкиваем воздух ударом, быстрым сокращением диафрагмы. Во втором случае медленно выдавливаем воздух диафрагмой. Не забывайте расслаблять губы, это очень важно. Данное упражнение позволит укрепить диафрагму и доведёт диафрагмальное дыхание до автоматизма.
    Если у вас возникают трудности с дыханием такого типа, помогайте себе рукой. Положите руку на область пупка и надавливайте в момент выдоха с нужной вам скоростью и силой.
  4. Внимание на губах

    Попробуем немного опустить нижнюю челюсть, рот при этом приоткрывается. Вдыхаем через гайморовы пазухи, надуваем живот. Выдох должен быть медленным, через расслабленные губы с нашим фирменным звуком «фрр». Старайтесь добиться наибольшей расслабленности губ. Только после этого упражнения можно подносить диджериду к губам.
    Легко и неглубоко вставляем наш расслабленный рот в дидж. Делаем вдох, выдыхаем в инструмент, который начинает вибрировать, гудеть, издавать основной тон. Играя на диджериду, можно ощутить связь с мирозданием. Техника «вдох-выдох» - это волна единства с миром. Главное – научиться правильно дышать, так как техника игры на диджериду требует именно непрерывного (но при этом диафрагмального) дыхания. Непрерывное или циркулирующее дыхание – это и есть наш непрерывный выдох и основа игры на диджериду.

Непрерывное дыхание

Важно научиться непрерывному дыханию, которое должно подаваться через расслабленные вибрирующие губы. Конечно, одновременно вдыхать и выдыхать невозможно. Однако можно сделать некий запас воздухав пространстве щек. Выталкивая воздух мышцами щек и языком, можно сделать короткий и быстрый вдох через нос. Это и есть принцип непрерывного дыхания.
Теперь попробуем освоить технику непрерывного или циркулирующего дыхания .

  1. Играем с воздухом во рту

    Надуем воздухом щеки и подышим через нос. Не бойтесь, это очень легко. Теперь попытаемся «пополоскать» воздухом рот. Дышим при этом через нос. Это упражнение помогает нам обнаружить два независимых пространства – нос и рот. Выполняя эти действия, обратим внимание на язык. Выполняя дыхательные упражнения, надо заметить, что язык упирается в небе и разделяет пространства рта и носа. Теперь произнесите звук «к» и обратите внимание на то, как язык легко и быстро умеет касаться своим корнем нёба.
    Сделаем еще один вид дыхательных упражнений. Схема такая: вдох через нос, а выдох через рот. Нижняя челюсть должна быть отпущена, а рот приоткрыт. Сознательно проконтролируйте действия языка. В момент вдоха через нос язык прикасается своим корнем к нёбу, а в момент выдоха язык опускается в полость рта и не прикасается к нёбу.
    Если мы дышим чрез нос, то язык «прилеплен» к нёбу постоянно. Когда мы дышим через рот, язык к нёбу не прикасается. Следующий этап – дышим так: вдох делаем ртом, а выдох носом. Только на выдохе язык прилипает к нёбу. Это упражнение помогает узнать свой язык, который играет роль переключателя и разделителя пространств носа и рта. Одновременно совершать и вдох и выдох мы не можем, а вот дышать то носом, то ртом мы умеем, в чём мы и убедились. При этом связь языка с носом такова: если вдох или выдох совершаются через нос – язык упирается в нёбо. При дыхании через рот язык свободно расположен в полости рта.
    При игре на диджериду язык совершает следующие действия – в момент вдоха он касается неба, затем опускается, «переключая» систему нос-рот на выдох через рот. Все эти действия совершаются очень быстро.
    В момент вдоха через нос рол щек – выдавить воздухв диджериду, чтобы он продолжил гудеть в момент короткого вдоха. Далее воздух подается уже из легких – обычный наш выдох через расслабленные губы. Действия с языком, щеками нужно проделывать непринужденно и непрерывно. Если мышцы щёк развиты и послушны, то ими легко можно выдавить воздух изо рта. Делаем такое упражнение: надуваем щеки воздухом, а затем выдавливаем его. Нижняя челюсть при этом приопущена, а губы расслаблены. А теперь предположим, что наши мышцы щёк не умеют сами выдавливать воздух.
  2. Синхронизация

    Внимание на щеки – надуваем их. Теперь выдавливаем воздух при помощи рук со звуком «пух-пух-пух». Проделываем это упражнение несколько раз. Теперь попробуем усложнить упражнение. На третий «пух» мы должны коротко и быстро вдохнуть через нос. Важно синхронизировать вдох с третьим «пух». Язык при этом корнем упирается в нёбо. Надо добиться синхронизации движений. Заметьте, что на первых двух «пух» язык не касается нёба. В момент вдоха он своим корнем касается неба, а потом опускается. Последнее действие должно быть проделано быстро.
  3. Фундаментальное упражнение

    Убираем руки. Считаем «раз-два-три» и одновременно три раза выдавливаем воздух мышцами щек. На третий выдох делаем одновременно и короткий вдох через нос. Это упражнение укрепляет мышцы щёк и автоматизирует вдох. Стоит помнить, что вдох должен быть через гайморовые пазухи, а живот наполнен воздухом. Нижняя челюсть немного приотпущена, рот пятачком, губы расслаблены и вибрируют.
  4. Берем диджериду

    В расслабленные губы вставляем диджериду. Напомним, что для расслабления губ достаточно произнести звук «тпру» или «фррр». На третьем выдохе «пух» делаем вдох. Если вы всё делаете правильно, то на каждый «пух» в диджериду должен раздаваться какой-то звук. Этот звук похож на рык. Если по каким-то причинам звука нет, то проблема в зажатости губ. Снова и снова расслабляем губы. Звук должен получиться ровный и крепкий.
  5. Основной тон и «танцы языка и щёк»

    Подносим диджериду к губам и на одном вдохе поем наше «ту». При игре можно совершить колебание щекой. Попробуем сделать это движение в конце «ту». «Ту» - звучим, а заканчиваем «ту» ударом щеки, всплеском. В момент этого удара надо сделать быстрый вдох через нос. При этом наш рот свободно и расслабленно помещён в диджериду. Схема такая – «тууу» - в конце плеск плюс вдох. После этого попробуем продолжить основной тон. Так мы добиваемся непрерывного дыхания. Может возникнуть следующая проблема - после короткого и быстрого вдоха произойдет маленькая остановка в подаче воздуха из легких в диджериду. В данном случае все дело в языке. Он касается нёба не так быстро, как нам нужно. Значит, мы должны его немного потренировать.
  6. Тренировка языка

    Это упражнение надо выполнять без диджериду. Необходимо с максимально возможной скоростью говорим «ту-ту-ту-ту» и «ку-ку-ку-ку». При этом обращаем большое внимание на язык. При произнесении «ту-ту-ту» средняя часть языка касается неба. При «ку-ку-ку» язык касается нёба своим корнем. Надо произносить эти слоги как можно быстрее, это тренирует язык. Теперь делаем так: вдох, основной тон «туу», колебание щекой, удар щекой одновременно с коротким вдохом–плеском и снова основной тон. Так мы добиваемся непрерывного дыхания.
  7. Осмысление непрерывного дыхания

    При игре на диджериду мы совершаем короткий вдох через нос, наполняемся воздухом, живот надувается. В момент вдоха язык касается неба. При выдохе диафрагма сокращается. Воздух из легких подается в диджериду через расслабленные губы. Если воздух в легких заканчивается и нам нужно сделать вдох через нос, мы оставляем часть воздуха в щеках. Затем мы быстро выдавливаем воздух из щёк и одновременно совершаем короткий вдох через нос. Наполняемся воздухом. Выдыхаем, сокращая диафрагму через расслабленные губы-пятачок.
  8. Дыхание

    Рекомендуется выполнять упражнение без диджериду. Рот должен быть приоткрыт. Делаем в быстром темпе следующее упражнение - короткий вдох через нос, выдох через рот. На выдохе опускаем нижнюю челюсть и совершаем короткий вдох через нос. Вдохи и выдохи делаем без пауз.
  9. Непрерывное дыхание. Второй способ

    Это упражнение делаем с инструментом. Схема следующая - Вдох. Основной тон – туу. Вдох. Теперь вместо протяжного «тууу» произносим отрывисто «ту, ту, ту, ту». Одновременно с четвертым «ту» сокращаем диафрагму. Одновременно с этим сокращаем мышцы щёк и делаем короткий вдох через нос. Чередуем протяжное и короткое «ту». При этом мышцам щёк достаточно совершить лёгкое колебание.

И напоследок главный совет – не отчаивайтесь, если что-то не получается сразу. Тренируйтесь, не останавливайтесь на достигнутом, и уже скоро вы будете удивлять своих поклонников отличной игрой на диджериду.

Диджериду – это этнический музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Инструмент, возможно, ещё более древний, чем варган и бубен. Почитать о нём (и послушать) можно здесь: http://overtone.ru/didjeridoo/

Выглядит он примерно так:

С тонкой стороны в него дудят, а с широкой стороны раздаётся гудение, рычание, крякание, квакание, и различные другие трудноописуемые звуки.

Впервые я увидел это чудо первобытной техники пару лет назад в магазине с затейливым ассортиментом “Белые облака”, когда выбирал себе варган. Варган – отдельная история, которая выходит за рамки этого поста. Я попробовал немного подудеть в диджериду, представленный на витрине, и его басовитое звучание в буквальном смысле потрясло меня. С тех пор меня не покидала мысль купить такую дурацкую штуковину и научиться играть на ней, непонятно правда – зачем. Немного останавливала цена. Простой диджериду из бамбука стоит около 1000р, а деревянный – порядка 6-8 тыс.рублей.

Аборигены делали этот инструмент из ствола эвкалипта, у которого сердцевина была выгрызена термитами, а также из бамбука. Современные умельцы делают диджериду из дерева примерно так: находят дерево подходящего размера и формы, распиливают (или раскалывают) его вдоль на две половинки, и выдалбливают их изнутри. Потом склеивают, раскрашивают – и готово. Но это слишком сложно, да и не очень нужно для новичка.

Первый свой диджериду я сделал из картонной трубы, оставшейся от какого-то рулонного материала. Труба была достаточно тонкая, края – неудобные, но на ней получалось немного дудеть основным тоном (в тот момент я не задумывался о том, что из неё можно ещё и извлекать какие-то обертона). Народ на работе, услышав непонятные звуки, недоумевал, а один товарищ, увидев, как я играю на этой штуке, попросил “отсыпать травы”. 🙂

Конечно, эвкалипт, выгрызенный изнутри термитами – довольно редкая в наших краях вещь. Зато у нас легко можно найти другие материалы несколько более техногенного свойства. В итоге мне удалось сделать несколько разных диджериду:

В статье “Во что дудеть, товарищи?” на сайте overtone.ru описывается, из чего можно сделать диджериду, пригодный для начинающего. И ещё, летом на фестивале “Пустые Холмы” я встретил у костра около варганной сцены (вот где происходило самое интересное) двух музыкантов с диджериду, один из которых посоветовал мне купить в хозяйственном магазине канализационную трубу диаметром 4 см, и оплавить один из концов трубы с загибанием стенок внутрь так, чтобы диаметр оказался примерно 28-30 мм. Через какое-то время я пошёл в магазин OBI за материалом. Канализационная труба из ПВХ 1 м толщиной 4 см стоила около 40 рублей. Конец трубы, в который предполагается дудеть, оплавил на газовой плите и кое-как загнул внутрь. Получилось немного неровно, но вполне сносно. Потом мне на глаза подвернулась 30-сантиметровая труба такого же диаметра, завалявшаяся после какого-то из ремонтов. Я, недолго думая, удлиннил инструмент с её помощью, звук получился более басовитый и “сочный”, и результат мне понравился.

Потом труба подверглась небольшим “улучшениям”, в частности, я немного расширил выходное отверстие, для этого пришлось разогреть трубу на газу, и надеть на стеклянную бутылку. Чтобы ПВХ не приварилась к стеклу, я предварительно смазал бутылку подсолнечным маслом. И ещё, я чуть-чуть погнул и помял трубу – для эксперимента: может быть, она будет звучать немного иначе. Разницы пока не заметил.

Получившийся в результате диджериду – на фотографии справа:

Немного криво оплавились края трубы:

Немного расширен раструб:

Update 14.12.2010
Тут Ярослав, создатель сайта “Украинский диджериду” , пишет, что трубы, которые я купил – вовсе не ПВХ, а на самом деле – полипропилен, и они хуже звучат. Я посмотрел на сайте производителей (Sinikon и Политэк) и убедился, что это действительно так. Серые трубы для внутренней канализации делаются из полипропилена. А трубы из ПВХ – коричневые, но они начинаются от диаметра 110 мм. Я недавно был на строительном рынке, и мне не удалось с ходу найти трубу именно из ПВХ нужного мне диаметра. Буду искать дальше – может быть, она на самом деле звучит совсем иначе, даже интересно.

Следующий экспериментальный инструмент был сделан из картонной трубы от рулонного материала, но с более толстыми стенками, и большего диаметра (около 5 см). Такая труба нашлась опять-таки в магазине OBI, но бесплатно. Был выбор труб разной ширины из достаточно плотного и толстого картона, я выбрал самую широкую, и похоже, зря. Длина трубы была 150 см. Мундштук сделал из воска. Для этого я купил на рынке в лавке пчеловода большую восковую свечу за 60 рублей, разогрел под горячей водой, и половину свечи загнул в кольцо, а другую половину растопил на водяной бане в пластиковой баночке (чтобы не пачкать нормальной посуды). Край трубы пропитал воском, вставил в него кольцо, придал ему нужную форму, чтобы внутренний диаметр был около 28-30 мм, и наплавил снаружи воск так, чтобы кольцо держалось.

Один товарищ, посмотрев на эту трубу, назвал её “косяком”.

“Косяк” оказался не очень удачным. При его длине 150 см звук получился совершенно умопомрачительно низкочастотным, но чтобы заставить его дудеть, нужно было выдыхать в него слишком много воздуха, и для игры не хватало дыхания. Циркулярное дыхание (с непрерывным выдохом) у меня вообще на этой трубе не получалось. Чтобы добиться приемлемого звучания, Я отрезал от трубы сначала 5 см, потом ещё 10, потом ещё, звук стал более высоким, но расход воздуха не изменился. Звучание было глуховатым и невыразительным, обертона слабо выражены. Кроме того, я поэкспериментировал с диаметром отверстия в мундштуке, уменьшил его до 25 мм, и оказалось, что с таким диаметром стало практически невозможно дудеть. Мундштук из воска немного прилипает к губам, и при продолжительной игре может деформироваться – не очень хороший вариант.

Причина высокого расхода воздуха – вероятно, большой диаметр трубы. Возможно, структура материала тоже играет роль – из-за того, что стенки поглощают колебания, обратное давление немного снижается. Это гипотеза, не подтверждённая практикой – для полноты эксперимента надо найти где-нибудь такую же картонную трубу толщиной 3-4 см.

Картонная труба – на фотографии слева:

Так выглядит мундштук из воска:

Играть на диджериду дома, на радость соседям, не очень гуманно. К тому же, вы рискуете тем, что вас может выгнать ваша собственная жена из вашего же дома. И я решил, что практиковаться надо на природе – в ближайшем лесу. Я давно хотел сделать разборный инструмент, который можно взять с собой в любое место, или просто носить в рюкзаке, не напрягаясь. В метро с длинной трубой ходить не очень удобно, а ещё я её часто забывал в разных местах (правда, когда я возвращался, она всегда была на месте). Для походного сборного диджериду я купил 5 труб длиной 30 см, диаметром 5 см. Решил попробовать, что получится из трубы большего диаметра. Начинающим всё-таки настоятельно рекомендую 4-сантиметровые трубы – на них играть проще чисто физически.

На обучении нам предлагали “учебные” пластиковые диджериду такого же диаметра, но с деревянным мундштуком. Сначала я пытался оплавить и загнуть трубу на огне, но у меня не очень получилось, и в результате я отпилил оплавленный конец, и сделал мундштук из дерева. Для этого нужно вырезать из доски кругляшок диаметром чуть больше внутреннего диаметра трубы, запрессовать его внутрь, и просверлить в нём отверстие диаметром 28-30 мм. Затем нужно немного закруглить края (хотя форма мундштука – очень индивидуальная вещь), отшлифовать, и покрыть лаком или маслом.

У меня завалялось несколько дощечек из красного дерева “сапели” толщиной 2 см, но под рукой не было коронки по дереву подходящего диаметра, поэтому я выпилил из дерева угловатую заготовку, вкрутил в центр болт, зажал в дрели, и стал обрабатывать грубой наждачной бумагой. Опыт показал, что эффективнее всего получается, если обхватить заготовку наждачной бумагой вокруг, но бумага очень быстро нагревается, и чтобы не обжечь руку, нужно в процессе немного перемещать наждачную бумагу вдоль оси. После того, как я сточил заготовку до нужного диаметра, я просверлил фрезой на 30 мм отверстие, получилось немного кривовато, и примерно на 1 мм больше. Отверстие мне показалось великоватым. Для слеующего эксперимента я купил сверло по дереву диаметром 28 мм.

Результат – в собранном виде вы его видели в предыдущих постах, на фотографии он – в середине, а в сложенном виде он легко помещается в рюкзак:

Мундштук выглядит вот так:

Полученный в результате диджериду – немного непривычный, и в нём немного больше расход воздуха, чем в моём первом, из ПВХ 4-сантиметрового диаметра (но всё же меньше, чем в картонном). Длина трубы получилась около 123 см, но в местах соединений её можно немного раздвигать, и звук будет становиться ниже. Я с удивлением обнаружил, что у меня немного получается играть на нём серединой рта, в то время как на предыдущем у меня получалось играть только боковой частью рта. Видимо, так влияет форма мундштука, а может быть, сказывается практика. Мундштук пока ещё остаётся немного шероховатым, его надо будет покрыть каким-нибудь лаком (осталось только выбрать наиболее экологически безопасный лак для этого) и отполировать, либо пропитать обычным подсолнечным маслом. Звучит примерно так же, как 4-сантиметровый, возможно, чуть мощнее, играть немного сложнее.

Хочу выразить огромную благодарность Петру “Raghu” Никулину за обучение , и примеры, как сделать этот музыкальный инструмент своими руками.

Похожие публикации