Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Портрет юсуповой в русском музее. Портреты Юсуповых - Никогда, никогда ни о чём не жалейте — LiveJournal

Накануне ХХ века княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заказала у модного художника Валентина Серова портреты всех членов семьи. Обычно Валентин Александрович "чванливых и богатых" не писал, но Юсуповой отказывать не стал: "Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости" . Ее рисовали многие художники, видимо было что-то в ней притягательное, завораживающее...

В.Серов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой 1900-1902

"Всюду, где появлялась мать, она приносила свет, её взгляд сиял добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особенных обстоятельствах... "

(Ф.Юсупов)

Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер. Зинаида осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии.

К. Робертсон Портрет князя Николая Юсупова 1840

(отец З.Н.Юсуповой)

Кристина Робертсон Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой 1840

(бабушка Зинаиды Николаевны, такая же красавица)

Винтерхальтер Ф.К. Потрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой 1858

(мать З.Н. Юсуповой)

К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных ". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло. Это была любовь с первого взгляда, а для Зинаиды Николаевны, что отмечали все, первая и единственная.

Зинаида Николаевна Юсупова в разные годы жизни

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. А через год у молодых родился первенец - Николай, названный так в честь деда. Мальчик рос молчаливым и замкнутым. Она всю жизнь помнила тот ужас, что охватил ее, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, обращенный к сыну, какой бы подарок он пожелал, получила недетский и ледяной ответ: "Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети ". Тогда Зинаида Николаевна растерялась, но вскоре выяснилось, что одна из мамок, приставленных к молодому князю, рассказала мальчику о нагайском проклятии.

Основателем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза. Желая вопреки воле большинства соплеменников замириться с Москвой и боясь за жизнь своих сыновей, он отослал их ко двору Ивана Грозного. В русской летописи сказано: "Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа ".

Старый хан не ошибся: еще не успели его сыновья добраться до Москвы, как его вероломно заколол родной брат. Когда же до Орды дошла весть, что сыновья Мурзы отказались от магометанства и приняли православие, одна из колдуний наложили на них проклятие. Согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода . Сбывалось оно неукоснительно. Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось - до двадцати шести доживал только один.

В. Серов. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой 1902

В. Серов. Портрет князя Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона 1903

Ею всегда увлекались, но она давала мало поводов для этого, т.к. была верной женой. Однажды в их роскошный особняк прямо в покои влетел всадник на арабском скакуне и на глазах у всех бросил к ногам княгини роскошный букет роз. Это был великосветский повеса и блестящий кавалер всех гостиных князь Витгенштейн, мечта многих дам, с юности влюбленный в Зинаиду Николаевну. Муж запретил ему появляться у них дома, и тогда князь таким экстравагантным способом доказал ей свою любовь.

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Юсуповым,

графом Сумароковым-Эльстон, сыновьями Николаем и Феликсом

Франсуа Фламенг Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском 1894

А княгиня занималась домом, вела все дела имения, к которым муж был равнодушен, воспитывала сыновей, к которым она была излишне терпелива и мягка. Сыновья на протяжении всей жизни считали ее своим другом и почитали ее лучшей из всех женщин на свете. Но никого не минет чаша страданий. Ее старший сын Николенька, так похожий на нее, был влюбчив. За 6 месяцев до своего 26-тилетия он погиб на дуэли, убитый мужем своей возлюбленной.

В. Серов. Портрет графа Николая Юсупова 1903

В. Серов. Портрет графа Феликса Юсупова 1903

В воспоминаниях Феликса Юсупова нетрудно заметить, что всю свою жизнь он ревновал мать к старшему брату. Тот, хотя и был внешне больше похож на отца, нежели на Зинаиду Николаевну, своим внутренним миром был схож с ней необычайно. Увлекался театром, музицировал, писал картины. Его рассказы печатались под псевдонимом Роков, и даже скупой на похвалу Лев Николаевич Толстой отметил однажды несомненную одаренность автора.

Окончив Петербургский университет, он получил диплом юриста. В семье заговорили о предстоящей женитьбе, но Николай неожиданно влюбился в Марину Александровну Гейден, которая уже была помолвлена с ротмистром Лейб-Гвардии Конного полка графом Арвидом Эрнестовичем Мантейфелем, и вскоре эта свадьба состоялась. Молодые уехали в путешествие по Европе, Николай Юсупов последовал за ними, дуэли было не избежать. И она состоялась... 22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга. Николай оба раза выстрелил в воздух... граф Мантейфель не промахнулся. Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться двадцать шесть лет.

"Раздирающие крики раздавались из комнаты отца , - спустя годы, вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду" .

"Тело поместили в часовне ", - пишет младший брат Феликс, к которому перешел титул князя Юсупова. Погребен был князь Николай Феликсович в подмосковном Архангельском. Потрясенные родители, похоронив старшего сына, строят в Архангельском храм-усыпальницу где должны были находить последний приют князья Юсуповы. Храм возводил известный московский зодчий Р. И. Клейн вплоть до 1916 года. Грянула революция, и храм никогда не принял под свои своды ни одного захоронения.

Усадьба Архангельское

Зинаида Николаевна Юсупова 1903

Когда на дуэли погиб Николай, Зинаиде Николаевне было под пятьдесят. Теперь все ее надежды оказались связаны с младшим сыном. Феликс Юсупов женился на княжне Ирине (1887-1970), дочери великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племяннице Николая Второго.

Феликс Юсупов и Великая княжна Ирина Романова

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в русском костюме

Для бала Романовых 1903 года

Маковский К.Е. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900-е

При этом на благополучии семьи подобная зыбкость рода никак не сказывалась. К 1917 году Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Им принадлежало 250 тыс. десятин земли, они были владельцами сахарных, кирпичных, лесопильных заводов, фабрик и рудников, ежегодный доход от которых составлял более 15 миллиона золотых рублей. А роскоши Юсуповских дворцов могли позавидовать великие князья. К примеру, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были обставлены мебелью казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по своему подбору соперничала с Эрмитажем. А драгоценности Зинаиды Николаевны включали сокровища, ранее принадлежавшие чуть ли ни всем королевским дворам Европы. Так, великолепная жемчужина «Пелегрина», с которой княгиня никогда не расставалась и изображена на всех портретах, принадлежала когда-то Филиппу II и считалась главным украшением испанской Короны.

Франсуа Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1894 г.

Интересно сравнить этот портрет модного французского художника с описанием, которое оставил Леонид Пастернак о портретируемой на голицынском рисовальном вечере княгине Юсуповой: "Я помню, кого мы рисовали... Это была одна из самых интересных женщин аристократического круга, просто, изящно одетая, только крупных жемчугов ожерелье служило ей украшеньем. Вся седая, что очень к ней шло, с молодым, здоровым и прекрасным цветом лица. Она была настоящей маркизой XVIII века, сошедшей со старинного портрета. При дворе ее называли "Сиянием", как нам потом сказала хозяйка дома. Это была княгиня Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон.. ."

Роскошный туалет княгини украшен крупной жемчужиной "Пелегрина", принадлежавшей некогда испанскому королю Филиппу II.

В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества... "

Зинаида Юсупова с Великой княгиней Елизаветой Федоровной

Зинаида Юсупова на отдыхе

В 1903 году Серов начал писать портреты князей Юсуповых, сначала работая в Петербурге, а потом в их родовом имении Архангельском под Москвой. Художник трудился над ними около двух лет. Любопытно, что в портретах Юсуповых не присутствует ни капли едкой иронии, ни желания выявить отрицательные или положительные свойства личности представителей богатейшей семьи. Владения Юсуповых были способны поразить чьё угодно воображение. Им принадлежали имения, заводы, нефтяные скважины, дворцы и бесценные предметы искусства. Ежегодный доход семьи превышал один миллион рублей.

Четыре портрета Юсуповых кисти Валентина Серова – Феликса Феликсовича, Зинаиды Николаевны и их сыновей Николая и Феликса, находятся в экспозиции Русского музея. Они восхищают, прежде всего, артистизмом исполнения, большим мастерством художника, тонко чувствовавшего индивидуальность каждого персонажа. Серов создавал эти портреты в состоянии подъёма. Этому немало способствовала доброжелательная атмосфера юсуповского дома.

Аристократический род Юсуповых ведёт своё начало от владетельного ногайского хана Едигея, жившего в конце XIV – начале XV века и служившего жестокому завоевателю Тамерлану. В XVI столетии глава рода перешёл на службу Ивану Грозному. В это время его красавица дочь, вдова двух казанских царей, Еналея, убитого своими же подданными и Саф-Гирея, погибшего в результате интриг - Сююмбике храбро выступила против завоевателя Казани, была пленена и с малолетним сыном Утемиш-Гиреем увезена в Москву. Отец не вступился за несчастную царицу, которую против её воли заставили выйти за касимовского князя Ших-Алея, судя по легенде, жестоко с ней обращавшегося. В ответ несчастная Сююмбике в гневе прокляла отцовский род, пожелав всем отпрыскам, за исключением кого-то одного, умирать по достижении двадцатишестилетнего возраста. Любопытно, что, в отчаянии брошенное проклятие царицы, в жизни стало сбываться. В XVIII веке семья Юсуповых была одной из самых знатных и богатых в России, однако из пятерых детей заслуженного птенца гнезда Петрова, князя Григория Дмитриевича, к началу царствования императрицы Елизаветы Петровны, остался один только сын, первенец, князь Борис Григорьевич Юсупов. Его братья и одна из сестёр, Мария, добровольно выбравшая монашескую келью, умерли к началу 1740-х годов. Вторая сестра, Прасковья, подруга цесаревны Елизаветы Петровны, вызвавшая на себя гнев императрицы Анны Иоанновны, была сослана в монастырь, подверглась допросам в Тайной канцелярии, после чего, насильно пострижена в одном из монастырей Сибири, где и нашла конец. По слухам, княжна Прасковья прибегала к колдовству, желая лишить жизни императрицу Анну Иоанновну и освободить трон для Елизаветы. Именно князь Борис выследил сестру и выдал Тайной канцелярии, затем, чтобы единолично завладеть огромнейшим приданым Прасковьи! Так это было, или не совсем так, но и в последующих поколениях, согласно проклятию красавицы Сююмбике, выживал только один наследник. Отразилось проклятие и на предпоследнем поколении семьи, к которому принадлежала княжна Зинаида Николаевна Юсупова, у которой была только одна сестра, княжна Татьяна, умершая до замужества. Княжну Зинаиду, красавицу и единственную наследницу юсуповского богатства, мечтали выдать за одного из владетельных европейских принцев. Первые российские женихи не решались делать ей предложение руки и сердца, поскольку боялись обвинения в корысти. В итоге, независимая красавица сама избрала себе в супруги гвардейского офицера графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Жених, конечно, не принц из волшебной сказки, но и он имел отношение к прусской королевской фамилии, точнее, косвенно к ней принадлежал, приходясь внебрачным внуком королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Он родился в результате любовной связи королевского отпрыска с графиней Тизенгаузен, внучкой М.И. Кутузова. После свадьбы Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна особым указом императора получили право на двойной титул и тройную фамилию. Брак оказался очень счастливым, в семье родились два наследника, Николай и Феликс. Несомненно, родители в тайне боялись пророчества, но ведь уже XX век на дворе! Несмотря на увлечение императора, императрицы и некоторых членов дома Романовых мистикой, их поклонением юродивым и пророкам, Юсуповы над этим только смеялись. Княгиня Зинаида Николаевна открыто принадлежала к партии ненавистников старца Григория Распутина.

Валентин Серов появился у Юсуповых в 1900-м году, когда оба сына уже выросли, и на здоровье не жаловались, а семья купалась в лучах счастья и вызвала восхищение даже у него, столь проницательного психолога. Серов отправился в подмосковную усадьбу Юсуповых, Архангельское, чтобы написать портреты супруга и сыновей Зинаиды Николаевны, летом 1903 года. Портрет княгини, на который ушло немало времени, у него, к этому времени, был уже написан, и заказчица понравился.

В августе 1903 года Серов пишет жене из Архангельского: « Не знаю, как и быть насчет своего приезда к вам. Думаю, что ты достаточно знаешь мою систему работать, вернее заканчивать портрет, а? Всегда кто-нибудь, либо модель (большей частью), либо я, должен уезжать, и, таким образом, произведения оканчиваются. Юсуповы остаются здесь в Архангельском до 7 сентября. Надо написать 3 масляных портрета (а может быть и 4) и 2 пастелью. В течение сего времени будут 2 экзамена и заседание Совета Третьяковской галереи, на что уйдёт у меня 3 дня.

Чувствую себя хорошо, работаю порядочно. В воскресенье вернулись князья. Кажется, вообще довольны моей работой. Меньшого написал, или, вернее, взял, хорошо. Вчера начал князя, по его желанию, на коне (отличный араб, бывший султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, - вполне понимаю… А вот старший сын не дался, т. е. просто его сегодня же начну иначе. Оказывается, я совсем не могу писать казенных портретов – скучно. Впрочем, сам виноват, надо было пообождать и присмотреться… Сегодня попробую вечером набросать княгиню пастелью и углем. Мне кажется, я знаю, как её нужно сделать, а впрочем, не знаю – с живописью вперёд не угадаешь. Как взять человека – это главное.

4 сентября. Ну-с, я вроде как бы окончил свои произведения, хотя, как всегда, я мог бы работать их, пожалуй, ещё столько или полстолько. Заказчики довольны. Смех княгинин немножко вышел. Пожалуй, удачнее всех, князь на лошади, может быть потому, что не так старался, - это бывает». 1

В других письмах Серов отмечает любезность и обходительность членов аристократического семейства, в особенности хозяйки, княгини Зинаиды Николаевны. Впрочем, современники единодушно поддаются её очарованию: «Зинаида Николаевна остаётся для всех её знавших совершенным типом очаровательной светской женщины… всякий, кто к ней приближался невольно подпадал под её очарование». «Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамляющими лицо, озарённое лучистыми серыми глазами». «Она была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты… И наряду с этими исключительными качествами она была сама скромность и простота». 2

Портрет княгини З.Н. Юсуповой

1900 – 1902 ГРМ СПб

Серов восхищался красивой, обаятельной, гостеприимной княгиней. Неудивительно, что портрет Зинаиды Николаевны вышел очень удачным. Валентин Александрович работал над ним долго. Княгиня охотно ему позировала, ни в чем не стесняла художника, выполняла его прихоти относительно выбора интерьера и наряда. Александр Бенуа в своих воспоминаниях пишет: Серов никогда и не скрывал, что его пленяют некоторые черты аристократизма, изысканные туалеты и обстановка, то есть всё, что отличается от «серой будничности, от тоскливой «мещанской» порядочности». Зинаиду Николаевну он помещает в модный интерьер. Княгиня, отнюдь не жеманница, сидит на атласном диванчике в изогнутой, какой-то извилистой, неудобной позе. Рядом с ней пристроился белый шпиц. Хрупкость и грация эти искусственны, беспокойны, тревожны. Кажется, что хозяйке салона, как и её собачке, «неловко» на скользкой атласной обивке дивана. Шпиц вот-вот соскользнёт на пол, и, встревоженный, но счастливый, будет прыгать по будуару, похожему на изящную бонбоньерку.

Однако… в светском портрете княгини Юсуповой впервые доминирует лицо! Глаза княгини сразу же находят глаза зрителя и встречаются с этим ошеломлённым слегка взором дерзнувшего приблизиться к её портрету. Серебристо-серые, эти глаза сияют с лица, словно две звезды. И вот вы уже захвачены обаянием их обладательницы. Современники находили сходство поразительным. Роскошный портрет с обилием изысканных аксессуаров – это подлинный портрет-картина. Серов пишет размашисто, широко, заставляя «играть» обстановку. Но красота живописи вовсе не затмевает характер героини портрета. К княгине Юсуповой художник относился с восхищением и не скрывал это, не смотря на скользящую лёгкую иронию. Перед нами портрет высокого психологического уровня - отнюдь не традиционный «гладкий» светский портрет. В 1903 году он имел успех на международной выставке в Берлине.

Портрет Князя Ф. Ф. Юсупова

Графа Сумарокова-Эльстона

верхом на лошади

1903 г . ГРМ

Выше были приведены слова самого художника из письма к жене, что князь Юсупов желал иметь портрет скорее лошади, чем свой собственный. Серова действительно больше интересовала, не сколько сама модель, сколько живописные задачи портрета. Психологическую характеристику князя он здесь словно опускает, и компенсирует характер блеском своей живописи. Впрочем, князь и не заслуживает отрицательной характеристики, ни в коем случае. Это человек чести, верный слуга царя и отечества, строгий, аккуратный, подтянутый военный. Взгляните с, каким достоинством восседает он на белоснежном арабском жеребце в парке подмосковного Архангельского! Белый китель, генеральская фуражка, скромно, в петличке, смотрится орденский крест. Правая рука важно упёрта в бедро, а левой князь сдерживает горячего жеребца. Ах, что за конь – как он косит огненным взглядом. Морда животного – в розоватой пене. Нетерпеливо жеребец переступает ногами. Как и на портрете великого князя Павла Александровича, конь смотрит на зрителя. 3 Торчащие уши придают коню беспокойное, нетерпеливое выражение, в отличие от спокойного хозяина. Что это он сидит на мне, как гора, тянет уздечку и не пускает вскачь?

Серов сам говорил, что ему от природы был пожалован «фотографический» глаз и как следствие, «здоровый реализм». Поведение модели подсказывало, диктовало ему своеобразную мизансцену, которой он добивался в течение множества часов и сеансов работы. В данном портрете князя Юсупова, Серов соединяет точность физиогномического сходства спокойного, твёрдого лица хозяина с боевым характером норовистого арабского жеребца, принадлежавшего ранее султану. И знатный всадник, и чистокровный конь, безусловно, вполне достойны друг друга.

Любовь Серова к нашим братьям меньшим проявляется в большинстве его работ. Много раз он писал собак и лошадей так, как будто это они являются главными героями портретов, а хозяева, скорее фоном для любимцев.

Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона,

впоследствии князя Юсупова.

1903 г . ГРМ

Младший сын Юсуповых шестнадцатилетний Феликс, именовавшийся тогда графом Сумароковым-Эльстоном, явился позировать Серову с любимым бульдогом, умным и преданным своему хозяину. Пёсик не отставал от Феликса, и общительный юноша охотно поведал Серову историю появления в семье бульдога: щенка привезли из Франции, когда, три года назад, Юсуповы посещали Всемирную выставку в Париже.

А что, если вы напишите его вместе со мной, любезнейший Валентин Александрович? Можно? – простодушно попросил Феликс.

И Серову было достаточно взглянуть в собачьи глаза и загореться желанием именно так и написать юного графа и его верного друга. Или, наоборот, бульдога вместе с хозяином. Серова заинтриговало сопоставление красивого, но холодного, будто сошедшего с греческого мрамора, лица юноши и очень выразительной, живой и умной морды бульдога.

Конечно! С радостью напишу вашего любимца! Очень люблю собак! - согласился художник.

Лёгкость общения, как было и в работе над портретом княгини, и здесь создавали самую благоприятную атмосферу для работы. Серов восхищался прекрасным подмосковным имением, художественными коллекциями Юсуповых и красотой летнего парка, где, начиная с Екатерины II , гостили все русские императоры. Феликс и пёс позировали Серову в вестибюле дворца в Архангельском, на фоне большой гипсовой скульптуры собаки. Вот и ещё одно сопоставление - живого пса и скульптуры, которое особенно подчеркивает ум, живость и преданность графского любимца.


Стройный, красивый Феликс, в чертах которого явно присутствуют восточные черты, доставшиеся ему от татарских предков, позирует в тёмно-серой, с лёгким сиреневым отливом, двубортной куртке, застёгнутой на все пуговицы. С ней удачно гармонирует черный атласный галстук. Этот наряд Серов сам выбрал в гардеробе юного графа, чтобы лучше выделить изнеженную, застывшую красоту этого русского Дориана Грея, по характеру весьма милого и даже доброго, но уже приобщившегося ко многим гадостям и порокам. Дерзкие шалости Феликса уже известны представителям высшего света: влечение к метаморфозам, превращениям в ресторанную певицу. Феликс обладал прекрасным голосом, пластикой и умом, но поскольку родился вторым сыном, то отсюда и комплексы, и желание хоть в чем-то да превзойти старшего брата Николая, наследника княжеского титула и огромнейшего богатства.

В период написания портрета, Феликсу ещё не известна своя судьба: он потеряет старшего брата и женится на племяннице императора Николая II великой княжне Ирине Александровне Романовой. Кроме этого, у него своя роль в истории России. В 1916 году Феликс Юсупов станет одним, если не сказать, главным, организатором убийства Григория Распутина. Тогда-то газетчики и вспомнят о его юношеском портрете «виртуозной кисти Серова, прекрасном, как портрет Дориана Грея». 4 Подчеркнуто-красивый образ Феликса, своеобразный «эстетизм» портрета, навевают воспоминания о герое Оскара Уайльда. Любопытную характеристику дал молодому Юсупову французский посол в России Морис Палеолог: «Князь Феликс Юсупов… одарен живым умом и эстетическими наклонностями, но его дилетантизм слишком увлекается нездоровыми фантазиями, литературными образами Порока и Смерти; боюсь, что он в убийстве Распутина видел, прежде всего сценарий, достойный его любимого автора Оскара Уайльда. Во всяком случае, своими инстинктами, лицом, манерами, он походил скорее на героя Дориана Грея, чем на Брута». 5 Однако портреты, написанный Валентином Серовым с князя Юсупова и придуманный Оскаром Уайльдом, при сопоставлении, носят зеркальный характер. В романе Уайльда портрет старился, менялся прекрасный облик Дориана Грея, а герой оставался неизменно молодым и красивым. Серов же навеки запечатлел и обессмертил красоту Феликса Юсупова, которому выпал долгий век в эмиграции. Он умер во Франции в 1967 году. А в 1903 году, работая над портретом юноши, Серов очень верно подметил свойственную красавцу самовлюбленность, и то, что свою красоту Феликс носит гордо, словно застывшую на лице маску.

Серов работал над портретом Феликса Юсупова в Архангельском около двух лет, с перерывами, вызванными отъездом юноши в Петербург на экзамены в частной гимназии Гуревича. Спустя многие десятилетия, уже стариком, Ф.Ф. Юсупов тепло вспоминал об этом светлом времени, охотно признавая, что беседы с художником Валентином Серовым оказали на него «глубокое духовное влияние».

«Его (В.А. Серова) восхищение перед Архангельским сблизило нас. После позирования, я уводил его в парк. Там, сидя на одной из моих любимых скамеек, мы вели откровенные разговоры, неоднократно беседуя по вопросам, глубоко меня волнующим. Будучи тогда юношей, я очень задумывался над той огромной ответственностью, которую накладывали на меня несметные юсуповские богатства. Я глубоко понимал и чувствовал, что чем больше мне дано, тем и больше от меня требуется. Серов же, человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих, своими долгими и дружескими беседами «оформил» все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума. И по мере того, как его художественная кисть заканчивала мой внешний облик на полотне – внутри меня созревал тот человек, каким я остался, и дружба Серова оставила во мне неизгладимое впечатление». 6

Так писал о великом русском художнике Серове русский Дориан Грей и убийца Распутина и, надо надеяться, что он был вполне искренен и правдив в своём рассказе.

Куда сложнее оказалась работа над портретом старшего сына Юсуповых – наследника княжеского титула Николая. Молодой человек держался высокомерно, замкнуто, позировал неохотно. Стена между ним и художником мешала работе, и продвигалась она медленно. Серов написал наследника титула и несметных богатств Юсуповых на нейтральном фоне, в светло-серой студенческой тужурке. Те же восточные черты, как и у Феликса, но более ярко выражены: черные татарские глаза, густые брови, смуглая кожа. Неизъяснимая загадка, невозможная тайна беспокоила Серова, не оттого ли портрет Николая Юсупова выглядит будто незавершенным.

Портрет князя Н.Ф. Юсупова,

Графа Сумарокова-Эльстона.

В 1908 году, спустя несколько лет, Серов узнал из газет о гибели молодого графа Николая Феликсовича на дуэли. Произошло это 22 июня в Санкт-Петербурге. Серов подумал тогда в первую очередь о несчастной княгине Зинаиде Николаевне. Какое горе для матери! Какое горе для всей семьи! Припомнил он и беседы с Феликсом, охотно рассказывавшим о большой дружбе с братом. Теперь Феликс – единственный наследник княжеского титула и фантастического богатства! Причина дуэли не была тайной для высшего света Санкт-Петербурга. Внешне холодный, князь Николай Юсупов вдруг страстно влюбился в чужую невесту. Но дело было не в том, что его избранница, Марина Гейден, обручена. Девушка происходила из благородного семейства, но кому это из российских дворян дано было тягаться с Юсуповыми?! Родители возлюбленной князя Николая, конечно же, понимали это и не хотели неравного союза. Они поспешили сыграть свадьбу, и молодая чета отправилась в свадебное путешествие за границу. И вот тогда-то молодой князь Николай Юсупов ступил на заведомо зыбкую почву: он бросился следом за возлюбленной и в Париже принялся ухаживать за чужой женой с большой горячностью, и с удвоенным ещё пылом. Оскорбленный муж, граф Арвид фон Мантейфель, был из числа высших гвардейских офицеров. Вызов на дуэль последовал. Стрелялись князь Юсупов и граф фон Мантейфель в Санкт-Петербурге, в глубокой тайне от всех, в первую очередь, от родителей. Николай выстрелил в воздух, Мантейфель его хладнокровно застрелил. В очередной раз сбылось проклятие Суюмбике.

Валентин Александрович поспешил на почту и послал телеграмму соболезнования во дворец Юсуповых на Мойке. Не смотря на огромную социальную дистанцию, семья Юсуповых стала близка художнику.

Вероятно, Серов в это время не мог не размышлять о дальнейшей судьбе Феликса, в первую очередь беспокоясь о том, прислушается ли теперь молодой князь данным ему советам, пойдёт ли по стопам щедрых меценатов, занимавшихся благотворительностью на пользу России, и о которых много рассказывал ему Валентин Александрович? Феликс тогда слушал очень внимательно, но когда же это было-то, в каком ещё нежном возрасте! В такие юные годы человека легко можно склонить, как на хорошее, доброе, так и на плохое, вплоть до злодейства. Естественно, Феликса ждут искушения, да ещё какие!
Серову, однако, об этом узнать суждено не было. Художник ушёл из жизни внезапно, утром 5 декабря 1911 года. Как и отца, Валентина Александровича Серова сразил «тихий убийца» - сердечный приступ. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 2, Л., 1971

5 Князь Феликс Юсупов. Перед изгнанием. Мемуары. М. 1993

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 1, 2, Л.,

Красавец-князь Феликс Феликсович Юсупов до сих пор поражает воображение многих дам и до сих пор остается одной из самых загадочных фигур в русской истории. Последний наследник одного из самых богатейших родов царской России, убийца Григория Распутина, он и в эмиграции был постоянно в центре внимания: тайны его семьи хотелось знать всем от журналистов до политиков. После Второй Мировой войны Феликс, видимо подводя итоги своей жизни, написал мемуары на французском языке, которые сейчас благополучно переведены на русский язык и доступны всем желающим. Очень интересный рассказ о семье Юсуповых, начинающийся с очень далеких времен еще от предков татар и заканчивающийся печальной ностальгией о покинутой навечно России... Что ж несколько интересных отрывков из мемуаров да фотографии еще раз позволят погрузиться в жизнь этого интересного человека и его окружения...

Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон

Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный. При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Семейная фотография Юсуповых - в детском платьице на руках у Зинаиды Юсуповой юный Феликс

Я родился четвертым мальчиком. Двое умерло во младенчестве. Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, - кричал я прохожим на улице, - какой я красивый!» Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер .

Феликс Юсупов "Мемуары"

Герб рода Юсуповых

Знаменитая прабабка Феликса Юсупова - Зинаида Ивановна, графиня де Шово. Портрет кисти Кристины Робертсон

В детстве посчастливилось мне знать прабабку мою, Зинаиду Ивановну Нарышкину, вторым браком графиню де Шово. Она умерла, когда было мне десять лет, но помню я ее очень ясно. Прабабка моя была писаная красавица, жила весело и имела не одно приключенье. Когда сын ее женился, она отдала молодым дом на Мойке, а сама поселилась на Литейном. Этот новый ее дом был точь‑в‑точь как прежний, только меньше... В 1925 году, живя в Париже в эмиграции, прочел я в газете, что при обыске наших петербургских домов большевики нашли в прабабкиной спальне потайную дверь, а за дверью - мужской скелет в саване… Потом гадал и гадал я о нем .

Феликс Юсупов "Мемуары"

Молодожены - Зинаида Николаевна Юсупова и Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон

Отец Феликса Юсупова, граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, генерал-лейтенант

«Прямою дорогой » - таков девиз Сумароковых. Мой отец оставался всю жизнь верен ему. И нравственно был выше многих людей нашего круга. Собой он был очень хорош, высок, тонок, элегантен, кареглаз и черноволос. С годами он погрузнел, но статности не утратил. Имел более здравомыслия, чем глубокомыслия. За доброту любили его простые люди, особенно подчиненные, но за прямоту и резкость порою недолюбливало начальство. В юности захотелось ему воинской карьеры. Он поступил в гвардейский полк и впоследствии командовал им, а еще позже стал генералом и состоял в императорской свите.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Юный Феликс на лошадке

Семейное фото Юсуповых: отец Феликс Феликсович Юсупов, мать Зинаида Николаевна Юсупова, старший сын Николай и младший сын Феликс

Зинаида Николаевна Юсупова

Серов В.А. Фрагмент портрета Зинаиды Николаевны Юсуповой 1900

Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с любимым шпицем

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова на фоне своего портрета кисти К.Е. Маковского 1900-е

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в русском костюме 1900-е

Матушку очень любило все императорское семейство, в частности сестра царицы великая княгиня Елизавета Федоровна. С царем матушка тоже была в дружбе, но с царицей дружила недолго. Княгиня Юсупова была слишком независима и говорила что думала, даже рискуя рассердить. Не мудрено, что государыне нашептали что‑то, и та перестала с ней видеться. В 1917 году лейб‑медик, дантист Кастрицкий, возвратясь из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел нам последнее государево посланье, переданное ему:

«Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупрежденья. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали ».

Феликс Юсупов "Мемуары"

Франсуа Фламенг Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в Архангельском 1894

Отвлечемся на этом месте от воспоминания Феликса Юсупова и почитаем то, что написано у Минарика Л.П. в книге "Экономическая характеристика крупнейших земельных собственников России конца ХIX - начала ХХ в. М., 1971" о богатствах Юсуповых: "В 1900 г. стоимость их имений, дач и домов составляла 21,7 млн руб., в том числе стоимость петербургских домов - 3,5 млн руб., московского дома - 427,9 тыс. руб., антрацитового рудника - 970 тыс. руб., сахарного завода - 1,6 млн руб., картонной и бумажной фабрик - 986 тыс. руб. В 1900 г. Юсуповым принадлежало 23 имения; крупнейшие из них оценивались: Ракитное - 4 млн руб., Милятинское - 2,3 млн руб., Климовское - 1,3 млн руб., Архангельское - 1,1 млн руб. К 1914 г. Юсуповы имели на 3,2 млн руб. ценных бумаг, хранившихся в Государственном дворянском, Московском купеческом, Азовско-Донском, Петербургском международном, Петербургском торгово-промышленном и Русском для внешней торговли банках ." Стоит помнить, что все эти капиталы обеспечивались в то время настоящим золотом, а не просто бумажками, кои мы сейчас имеем на руках.

Семейная фотография Юсуповых

Наши зимние и летние переезды оставались неизменны: зимой Петербург - Москва - Царское Село; летом Архангельское, осенью на охотничий сезон усадьба в Ракитном. В конце октября мы выезжали в Крым.
За границу мы ездили редко, зато частенько брали нас с братом родители в поездки по собственным заводам и именьям. Они были многочисленны и рассеяны по всей России, а иные столь далеко, что доехать до них нам не удалось никогда.

Феликс Юсупов "Мемуары"

В Архангельском среди крестьян. На заднем плане Феликс Юсупов

Сын и мать Юсуповы

На лето мы уезжали в Архангельское. Многие друзья ехали проводить нас, оставались погостить и загащивались до осени.Любил я гостей или нет - зависело от их отношения к архангельской усадьбе. Я терпеть не мог тех, кто к красоте ее был бесчувствен, а только ел, пил да играл в карты. Их присутствие я считал кощунством. От таких я всегда убегал в парк. Бродил среди деревьев и фонтанов и без устали любовался счастливым сочетаньем природы и искусства. Эта красота укрепляла, успокаивала, обнадеживала.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Семья Юсуповых на лестнице парка

Юсуповы в парке

Наконец у Архангельского нашелся обожатель в моем вкусе - художник Серов, в 1904 году приехавший в усадьбу писать с нас портреты. Это был замечательный человек. Из всех великих людей искусства, встреченных мною в России и Европе, он - самое дорогое и яркое воспоминанье. С первого взгляда мы подружились. В основе нашей дружбы лежала любовь к Архангельскому. В перерывах между сеансами я уводил его в парк, усаживал в лесу на свою любимую скамейку, и мы всласть говорили. Идеи его заметно влияли на мой юный ум. По натуре он был независим и бескорыстен и не мог скрыть того, что думает. Рассказал мне, что, когда писал портрет государя, государыня поминутно досаждала ему советами. Наконец он не выдержал, подал ей кисть и палитру и попросил докончить за него. Это был лучший портрет Николая II. В 17‑м, в революцию, когда озверевшая толпа ворвалась в Зимний, картину изорвали в клочки. Один клочок подобрал на Дворцовой площади и принес мне знакомый офицер, и реликвию эту я берегу, как зеницу ока.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Юный Феликс Юсупов

Феликс Юсупов позирует художнику Валентину Серову

Серов В.А. Портрет Феликса Юсупова

Феликс Юсупов спустя годы...

Серов был доволен моим портретом. Взял его у нас Дягилев на выставку русской живописи, организованную им в Венеции в 1907 году. Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Юная княжна Ирина Александровна Романова с братьями

Однажды на верховой прогулке под Кореизом увидел я прелестную девушку, сопровождавшую даму почтенных лет. Наши взгляды встретились. Она произвела на меня такое впечатление, что я остановил лошадь и долго смотрел ей вслед.

На другой день и после я проделал тот же путь, надеясь снова увидать прекрасную незнакомку. Она не появилась, и я сильно расстроился. Но вскоре великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна навестили нас вместе с дочерью своей, княжной Ириной. Каковы же были мои радость и удивленье, когда я узнал в Ирине свою незнакомку! На этот раз я вдоволь налюбовался дивной красавицей, будущей спутницей моей жизни. Она очень походила на отца, а профиль ее напоминал древнюю камею.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Князь Феликс Юсупов в русском костюме 1910

По возвращении в Англию получил я приглашение на костюмированный бал в Альберт‑Холл. Времени имелось довольно, и, успев съездить в Россию на каникулы, я заказал в Петербурге русский костюм из золотой с красными цветами парчи XVI века. Вышло великолепно. Кафтан и шапка расшиты были брильянтами, оторочены соболями. Костюм произвел фурор. В тот вечер со мной перезнакомился весь Лондон, а назавтра фотографию мою напечатали все лондонские газеты.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Феликс Юсупов в русском костюме

Зиму я провел в Петербурге с родителями. Огромным событием был отмечен для меня 1913 год. Великий князь Алексей Михайлович приехал однажды к матушке обсудить предполагаемый брак между дочерью своей Ириной и мной. Я был счастлив, ибо это отвечало тайным моим чаяньям. Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя. Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. Вскоре после возвращения из Крыма мы официально объявили о своей помолвке. Наконец был назначен день свадьбы: 22 февраля 1914 года в Петербурге у вдовствующей императрицы во часовне Аничкова дворца.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Князь Феликс Юсупов 1915

Великая княгиня Елизавета Федоровна не собиралась присутствовать на нашем бракосочетании. Присутствие монахини на мирской церемонии было, по ее мнению, неуместно. Накануне, однако, я посетил ее в Москве. Она приняла меня с обыкновенной своей добротой и благословила.

Государь спрашивал меня через будущего тестя, что подарить мне на свадьбу. Он хотел было предложить мне должность при дворе, но я отвечал, что лучшим от его величества свадебным подарком будет дозволить мне сидеть в театре в императорской ложе. Когда передали государю мой ответ, он засмеялся и согласился. Подарками нас завалили. Рядом с роскошными брильянтами лежали незатейливые крестьянские дары.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Свадебная фотография четы Юсуповых

Княгиня Ирина Александровна Юсупова в подвенечном платье

Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии Антуанетты. А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати - черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны - устроила всех .

Феликс Юсупов "Мемуары"

Князь и княгиня Юсуповы

Члены царской фамилии, бракосочетавшиеся с лицами некоролевской крови, обязаны были подписать отречение от престола. Как ни далека была от видов на трон Ирина, подчинилась и она правилу. Впрочем, не огорчилась.

Феликс Юсупов "Мемуары"

Здесь мы пропустим большое количество глав в Мемуарах Феликса Юсупова, касающихся убийства Распутина и политической ситуации в России того времени и сразу же перейдем к трагедии России году 1917, а вернее уже к 1918, к тому периоду, когда уже была уничтожена вся царская семья... Удивительно, но Феликсу Юсупову было отказано в праве защищать свое Отечество от большевиков...

Князь Феликс Юсупов

Мы с шурьями моими решили вступить в Белую Армию и подали просьбу о зачислении командующему, генералу Деникину. Нам было отказано. Причины - политические: присутствие родственников императорского семейства в рядах Белой Армии нежелательно . Отказ сильно расстроил нас. Мы горели желанием вместе со всеми офицерами‑патриотами принять участие в неравной борьбе с разрушителями отечества. В едином патриотическом порыве поднялись по России люди. Новую армию возглавило несколько военачальников. Имена генералов Алексеева, Корнилова, Деникина, Каледина, Юденича войдут в историю российскую, составив славу ее и гордость.

Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился.

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. Судьба распорядилась иначе - князем Юсуповым стал младший из сыновей Зинаида Николаевны и Феликса Феликсовича. Прославленный убийца "старца" Распутина был последним в роде - у него была только дочь и внучка.

Зинаида Николаевна обожала танцы. Придворные балы были ее страстью. Рассказывали, что, протанцевав "до упада" в Зимнем, она по приезде домой почувствовала предродовые схватки, и скоро на свет появился князь Феликс-младший, признававшийся, что танцором он был никудышным, тогда как ему предрекали славу первого светского кавалера.

Счастье, можно сказать, обошло стороной красавицу Зинаиду. Двое ее детей умерли в младенчестве, старший сын - Николай погиб на дуэли из-за какой-то пустой особы. Вместе с мужем она владела уникальными художественными коллекциями и не раз задумывалась об их судьбе, тем более что над родом Юсуповых тяготел какой-то рок. В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

После смерти старшего сына Зинаида Николаевна почти полностью посвятила себя благотворительности. Оказывала материальную помощь Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии, школам в имениях и т.д., церквям, столовым для голодающих в 1891-1892 гг. В 1883 г. выделяла пожертвования для семей черногорцев. В архиве Юсуповых сохранилась ее переписка с Елизаветой Федоровной - великой княгиней, известной благотворительницей по делам милосердия.

За свою патриотическую деятельность Зинаида Николаевна была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений. Среди них "Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра Ш ", Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество. Зинаида Николаевна была членом комитета по устройству музея изящных искусств в Москве и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил ее имя, а теперь просто стал безымянной частью картинной галереи.

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и скончалась собственной смертью в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия. Воспользоваться усыпальницей, сооруженной в Архангельском, никто из княжеского рода не успел.

Лучшие дня

В стиле «новой волны британского хеви-метала»
Посетило:75
Ветеран стэндап и скетч-шоу

«Чем больше дано вам, - повторяла она мне и брату, - тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».
Феликс Юсупов "Мемуары"

Зинаида Николаевна родилась в 1861 году в семье князя Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя древнейшего рода. Владелец заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб, поместий, он был неслыханно богат. Великий князь Гавриил Константинович Романов вспоминал о посещении Юсуповых в их крымском имении: «Мы как-то обедали у Юсуповых. Они жили по-царски. За стулом княгини стоял расшитый золотом татарин и менял ей блюда. Мне помнится, что стол был очень красиво накрыт…»

Но вся эта роскошь не мешала отцу Зинаиды Николаевны, гофмейстеру царского двора, прослыть щедрым, великодушным человеком. И судя по воспоминаниям современников благие дела были действительно важной частью его жизни.

Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных".

Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился...

Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность.

Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу... Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис....

Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз...

Его блистательная дочь унаследовала от отца все самое лучшее, в том числе умение отдавать. Умная, образованная, чуткая, нежная, она была одной из первых красавиц Петербурга, наряду с императрицей Марией Федоровной и княжной Ириной Александровной Романовой. Сияние, одним словом.

"Всюду, где появлялась мать, она приносила свет, её взгляд сиял добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особенных обстоятельствах..."
(Ф.Юсупов)

Когда тетка испанского короля инфанта Эулалия приехала в Россию, родители дали обед в ее честь в своем московском доме. О впечатлении, произведенном на нее матушкой, инфанта в своих «Мемуарах» пишет так:

«Более всего поразило меня празднество в мою честь у князей Юсуповых. Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля. В окнах дворца мрачный город и колокольни. Кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове - кокошник, по нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один - целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…»

«Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости».
Валентин Серов

На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Княгиня слыла известной благотворительницей и меценаткой.Только в Петербурге она выплачивала огромные деньги несколькимдесяткам приютов,больниц,гимназий, а во время войны содержала на свои средства санитарный поезд и лазареты.

В своих дворцах и имениях Юсупова организовала санатории и больницы для раненых...

"Я помню, кого мы рисовали... Это была одна из самых интересных женщин аристократического круга, просто, изящно одетая, только крупных жемчугов ожерелье служило ей украшеньем. Вся седая, что очень к ней шло, с молодым, здоровым и прекрасным цветом лица, - она была настоящей маркизой XVIII века, сошедшей со старинного портрета. При дворе ее называли "Сиянием", как нам потом сказала хозяйка дома. Это была княгиня Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон..."
Леонид Пастернак

Политики и министры ценили матушкину прозорливость и верность сужденья. Была она истинной правнучкой прадеда своего, князя Николая, могла бы держать политический салон. По скромности, однако, оставалась в тени, но тем вызывала к себе еще большее уваженье.

В 1917 году лейб медик, дантист Кастрицкий, возвратясь из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел нам последнее государево посланье, переданное ему:
«Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупрежденья. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».

О Феликсе Юсупове-младшем следует сказать несколько слов отдельно...

Он стал известной личностью после участия в убийстве небезызвестного Григория Распутина. Мать первой оправдала его:«Ты убил чудовище, терзавшее страну.Ты прав. Я горжусь тобой...»

Зинаида Николаевна будет трогательно гордиться сыном и дальше,всячески ему помогая даже тогда,когда он вступил в опасноы контакты с контрреволющионерами с целью свергнуть советскую власть.Зинаида Николаевна относилась к новой власти не агрессивно, но критически, так до конца жизни и не получив ответа на вопрос:зачем нужно было разрушать культуру страны,создаваемую столетиями?

В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и на семдесят восьмом году ушла из жизни в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия.

Такой была жизнь Зинаиды Николаевны Юсуповой - одной и самых обворожительных русских женщин рубежа 19 и 20 веков,столько сделавшей для государства Российского.

Портрет Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, князя Юсупова. 1903

Портрет графа Феликса Сумарокова-Эльстона.1903

p.s. История рода Юсуповых

Род Юсуповых очень древний. Его история уходит корнями в мусульманское Средневековье, в Багдадский халифат X века. Об этом говорят не только семейные предания, но и древний фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира».

Семейное дерево рода Юсуповых

Двенадцать поколений потомков Абу Бакра прожили на Ближнем Востоке. Они были султанами, эмирами, калифами на всем пространстве от Египта до Индии.

Один из них, третий сын правившего в Мекке султана Бабатюклеса — Термес, в XII в. отправился с преданными ему людьми на север и поселился между Доном и Волгой, а затем между Волгой и Уралом.

Его потомок — легендарный Едигей (1340-е-1419), союзник Тамерлана и убийца Тохтамыша, основал в начале XV в. Ногайскую Орду. Праправнук Едигея — хан Юсуф (1480-е-1555) 20 лет дру-жил и переписывался с Иваном Грозным. При нем Ногайская Орда достигла пика своего могущества, «Царь всея Руси» признавал ее суверенность и регулярно закупал у ногайцев выносливых степных лошадей — главное богатство кочевников. Однако, завоевав Казань, Грозный захватил в плен царицу Казанского царства Сююмбеку — дочь хана Юсуфа. Разозлившись, правитель Ногайской Орды захотел расторгнуть мирный договор с Русью. Этому помешал брат Юсуфа — Измаил. Он убил хана, а двух его сыновей, Иль-мурзу и Ибрагим-мурзу, Дмитрий Сеюшевич Юсупов-Княжево (?-1694) (Абдул-мурза), правнук Ногайского хана Юсуфа, принявший в 1681 г. православие, отослал в Москву как гарантию мира.

Иоанн IV пожаловал потомкам Юсуфа многие села и деревни в Романовской округе (сейчас — Тутаевский район Ярославской области). Так началась служба Юсуповых России.

Внук Иль-мурзы Абдул-мурза сражался за свою новую родину с Речью Посполитой, Османской империей и Крымским ханством. При царе Федоре Иоанновиче он во время Великого поста по незнанию накормил заехавшего в гости патриарха Иоакима гусем. Патриарх похвалил «рыбу», после чего Абдул-мурза похвастался своим поваром, который может гуся «под рыбу» приготовить. Иоаким и царь, когда узнал о случившемся, страшно разгневались. Абдул-мурза напряженно думал три дня и решил принять православие. В процессе обряда он получил имя Дмитрий и титул «князь» вместо татарского «мурза», был прощен и спасен от разорения.

В ту же ночь, по семейному преданию, во сне ему явился пророк Му-хаммед и проклял род Юсуповых за вероотступничество. Согласно проклятию отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Так и случилось...

_____________________

Что же касается легенды о древнем проклятии рода до самого его уничтожения, то оно, по рассказам старших Юсуповых, заключалось в следующем: все, кроме одного, наследники мужского пола во всех поколениях князей жили не более 26 лет. Пришло это проклятие с того исторического момента, когда потомки хана Юсуфа приняли христианство и были прокляты своими сородичами. И действительно, сколько бы детей ни рождалось в юсуповских семьях, порог 26-летия преодолевал лишь один наследник.

Марианна Морская

Похожие публикации