Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Рибо внимание. Рибо Т

Психолог, родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против спиритуализма т. н. эклектич. школы (В. Кузен и др. ) , господствовавшей во франц. философии и психологии сер. 19 в. , Р. попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии - английской с её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870 , рус. пер. 1881) и немецкой с её атомизмом («Совр. герм. психология», 1879 , рус. пер. 1895) - сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психич. процессы и в целом. В отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. « »: «... болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое » (цит. по кн. : Экспериментальная психологич. в. 1-2, 1966 , с. 49) . Это во многом определило всей идущей от Р. во франц. психологии (П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж. Фаве-Бутонье) . Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию (Мак-Дугалл идр. ) .

В рус. пер. : Болезни личности, М., 1887 ; Характер, СПБ , 1899 ; Психология внимания, СПБ , 1897 ; Эволюция общих идей М., 1898 ; Психология чувств. СПБ , 1898 ; Философия Шопенгауэра, СПБ , 1899 ; Аффективная , СПБ , 18992; Опыт исследования творч. воображения, СПБ , 1901 ; Логика чувств. СПБ , 1905 ; О страстях, Од., 1912 ; Память в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 19123; Воля в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 1916.

Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961 , № 2; Dugas L., Le phalosophe Th. Hibot, P., 1924.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Ribot)

Теодюль Арман ( . 18 дек. 1839, Генган, Северная Франция – . 9 дек. 1916, Париж) – . психолог; основатель самостоятельной психологии во Франции, в качестве методов которой он различает: 1) ; 2) самонаблюдения; 3) сравнительный. В сферу психологического исследования Рибо включает и патологические формы духовной жизни. Он отклоняет психически-несознательного как романтическую выдумку и рассматривает как побочное нервных процессов. В ряде монографий он дал психических феноменов. Осн. произв.: «L"heredite psychologique», 1873; "Les maladies de la memoire», 1881; «Psychologie de Г attention», 1888; «Des sentiments», 1896; «L"emagination creatrice», 1902.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

РИБО́

(Ribot), Теодюль Арман (18 дек. 1839 – 9 дек. 1916) – франц. психолог, ; основоположник французской научной психологии, представитель материалистич. направления ассоциационизма. Проф. философии в лицеях Везуля и Лаваля, а затем проф. общей и эксперимент. психологии в Сорбонне и Коллеж де Франс; основатель (1876) первого во Франции психологич. журнала "Revue philosophique" ("Филос. обозрение"). Согласно Р., психология должна быть наукой объективной, генетической, патологической и сравнительной, ее предметом является изучение конкретных фактов психич. жизни в процессе ее развития в норме и патологии. На основе изучения расстройств памяти, воли, внимания Р. установил закономерностей психич. жизни человека и положил начало всемирно известной франц. психопатологич. школе (А. Бине, Ш. Фере, П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон и др.). Важное в психологич. взглядах Р. занимает социальной обусловленности психич. процессов и качеств человека. Особенно значительны заслуги Р. в области психологии чувств и эмоций, хотя иногда у него проявлялись биологизаторские тенденции. Он впервые в истории психологии развил науч. положения об эмоц. памяти, о логике чувств и непроизвольном внимании, объясняя эмоций и чувств условиями существования, социальными отношениями и обществ. опытом людей. Ряд положений и закономерностей, установленных Р. в области психологии чувств, памяти, мышления, внимания, воображения, имеют науч. и для совр. психологии.

Соч.: Essai sur les passions, P., 1907; La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. – Совр. англ. психология (Опытная школа), М., 1881; Болезни памяти, СПБ, 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни воли, СПБ, ; Болезни личности, СПБ, ; Совр. герм. психология (Опытная школа), СПБ, 1895; Исследования аффективной памяти, СПБ, 1895; О чувственной памяти, Каз., 1895; Психология внимания, К.–X., 1897; Психология чувств, СПБ, 1898; Эволюция общих идей, К.–X., 1898; Характер, СПБ, 1899; Философия Шопенгауера, СПБ, 1899; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, .

Лит.: Тутунджян О. М., Жизнь и психологич. Т. Р., в кн.: Сб. науч. тр. научно-исслед. психологич. лаборатории (Ереванский гос. пед. ин-т им. X. Абовяна), т. 3, Ереван, 1961; его же, Т. Рибо (1839–1916), "Вопр. психологии", 1961, No 2; Janet P., L"oeuvre psychologique de Th. Ribot, "Journal de Psychologie normale et pathologique", 1915, an. 12, No 4; Dugas L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Centenaire de Th. Ribot. Jubilé de la psychologie scientifique française, Agen, 1939.

О. Тутунджян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "РИБО" в других словарях:

    - (фр. Ribot) французская фамилия. Известные носители: Александр Феликс Жозеф Рибо французский политик и государственный деятель, неоднократно возглавлял кабинет министров Франции. Марк Рибо американский гитарист и композитор, студийный… … Википедия

    Рибо, Александр (1842 1923) французский буржуазный политический деятель; по профессии адвокат. В 1878 г. был избран в палату депутатов. Начиная с 1890 г., занимал ряд министерских постов. В 1890 1892 гг. был министром иностранных дел; в 1895 г.… … 1000 биографий

    РИБО - регистрационная информация банковской отчётности фин. Источник: http://www.buhsmi.ru/lenta/237876/ … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган, 9.12.1916, Париж), французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой… … Большая советская энциклопедия

    РИБО - (Ribot) Теодюль Арман (1839 1916) французский психолог, основоположник совместно с И. Тэном концепции природного эксперимента (опытного направления) во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Моносахарид из группы пентоз, присутствующий во всех живых клетках, например в составе РНК … Медицинская энциклопедия

    рибоїд - а, ч., орн. Чорний лелека … Український тлумачний словник

    рибо - [ربا] а. суд, фоидае, ки қарздиҳанда аз қарзгиранда меситонад, судхӯрӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Рибо Т.

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ (Рибо Т. А. Психология внимания. СПб., 1892)

Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 297-300
ВВЕДЕНИЕ

До сих пор очень много занимались результатами вни­мания и весьма мало его механизмом. Именно эту последнюю сто­рону вопроса я намерен сделать предметом настоящего труда. Взятый даже в таких тесных рамках, вопрос о внимании пред­ставляется крайне важным, служа необходимым дополнением к теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если пред­лагаемый труд сколько-нибудь послужит к уяснению указанного пробела в современной психологии и вызовет у других желание заполнить его, цель наша будет достигнута.

Не задаваясь пока намерением определить, что такое внима­ние, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предполо­жение, что каждый с достаточною ясностью понимает значение этого слона. Гораздо труднее указать те границы, где начинается вни­мание и где оно кончается, так как оно заключает в себе все сту­пени, начиная от мимолетного внимания, уделенного жужжащей мухе, до состояния полного поглощения занимающим нас предметом. Сообразно с требованиями правильного метода наше изуче­ние должно быть направлено на те случаи, которые представля­ются наиболее резкими, типичными, т.е. на те, которые отлича­ются одним из двух следующих признаков: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоих этих признаков вни­мание достигает своего maximum"a. В отдельности продолжитель­ность внимания приводит к тому же результату путем накопле­ния: примером может служить тот случай, когда при свете несколь­ких электрических искр нам удается прочесть слово или разгля­деть лицо. Точно так же действительна сама по себе и интенсив­ность внимания: так, например, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить наряд соперницы. Слабые формы вни­мания не представляют для нас подходящего материала, и во вся­ком случае не с этих форм должно быть начато его изучение.

Задача этого исследования состоит в том, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующие положения:

Внимание является в двух существенно различных формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное, другая - внимание произвольное, искусственное.

Первая, позабытая большинством психологов, есть форма вни­мания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключи­тельно служившая до сих пор предметом их исследований, пред­ставляет собой лишь подражание, результат воспитания, дрессиров­ки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всеце­ло. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилиза­ции.

В обеих своих формах внимание не представляет собою «чисто духовного акта», совершающегося таинственным и неуловимым об­разом. Механизм его неизбежно должен быть признан двигатель­ ным, т. е. действующим на мускулы и посредством мускулов же глав­ным образом в форме известной задержки. Таким образом, эпигра­фом к настоящему исследованию может служить фраза, сказанная Маудсли: «Кто не способен управлять своими мускулами, не спосо­бен и ко вниманию».

Как в той, так и в другой форме внимание есть состояние ис­ключительное, ненормальное, ограниченное во времени, так как оно находится в противоречии с основным условием психической жиз­ни-изменяемостью. Внимание есть состояние неподвижное. Всяко­му из личного опыта известно, что если оно продолжается чрезмер­но долго, в особенности при неблагоприятных обстоятельствах, то вызывает постоянно возрастающую неясность мыслей, затем пол­ное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокруже­нием.

Эти легкие, мимолетные помрачения мыслей указывают на су­ществующий антагонизм между вниманием и нормальной психичес­кой жизнью. Что внимание стремится к единству сознания, состав­ляющему его сущность, об этом еще яснее свидетельствуют резкие случаи болезненного его проявления, которые мы намерены иссле­довать ниже, как в хронической их форме, т. е. в форме так назы­ваемых idees fixes, так и в их острой форме - в состоянии экстаза.

Теперь, не выходя из круга общих вопросов, мы можем опре­делить внимание с помощью этого резкого признака - стремления к единству сознания.

Если мы возьмем для примера здорового взрослого человека среднего умственного уровня, то заметим, что обыкновенный меха­низм его духовной жизни состоит из непрерывно сменяющих друг друга внутренних процессов, из ряда ощущений, чувствований, мыс­лей и образов, подвергающихся то взаимной ассоциации, то взаим­ному отталкиванию под влиянием известных законов. Собственно

говоря, это не цепь и не ряд, как часто выражаются, но скорее лучеиспускание в различных направлениях, проникающее в различ­ные слои, подвижный агрегат, который беспрерывно слагается, рас­падается и вновь восстанавливается. Всем известно, что механизм этот подвергся в наше время тщательному исследованию и что тео­рия ассоциации составляет один из наиболее твердо установленных отделов современной психологии. Мы не хотим этим сказать, что он вполне закончен; напротив, по нашему мнению, до сих пор ис­следователи обращали слишком мало внимания на роль аффектив­ных состояний, служащих скрытою причиною многих ассоциаций. Зачастую случается, что одна мысль вызывает другую не в силу сходства представлений, а в силу связанного с той или другой из них аффективного состояния, обусловливающего их взаимное родство 2 . Кроме того, остается еще свести законы ассоциации к зако­нам физиологическим, механизм психологический к механизму мозговому, который служит ему основанием; но мы еще далеки от это­го идеала.

Нормальное состояние - это множественность состояний сознания или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внима­ние есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу од­ного только состояния: это моноидеизм. Но необходимо в точности определить, в каком смысле мы употребляем этот термин. Сводится ли внимание к исключительно единому состоянию сознания? Мы должны ответить на этот вопрос отрицательно; самонаблюдение показывает нам, что оно представляет только относительный моноидеизм, т.е. что оно предполагает существование господствующей мысли, стягивающей вокруг себя только то, что к ней относится, и ничего более, и допускающей образование ассоциаций лишь в огра­ниченных пределах, постольку, поскольку они сосредоточиваются подобно ей на одном определенном пункте. Эта господствующая мысль по мере возможности эксплуатирует в свою пользу всю на-личную мозговую деятельность.

Бывают ли случаи абсолютного моноидеизма, когда сознание сводится к одному всепоглощающему состоянию, при котором механизмассоциаций безусловно останавливается? На наш взгляд, явление это встречается в крайне редких случаях экстаза, которыми мы займемся впоследствии; но во всяком случае нужно заметить, что такое состояние может быть только мимолетным, так как, будучи поставлено вне условий, существенно для него необходимых, сознание исчезает.

Итак, внимание (чтобы не повторяться более, мы напомним, ч-то наше исследование относится только к случаям вполне опреде­ленным и резким) состоит в том, что относительное единство со­знания, представляющее частный случай, заменяет собою множествен­ность состояний сознания и изменяемость, составляющие общее пра­вило. Сказанного, однако, недостаточно, чтобы определить внима­ние. Так, например, сильная зубная боль, припадок болезни почек, интенсивное наслаждение производят временное единство сознания, которое никоим образом не может быть смешано с понятием о вни­мании. Внимание требует объекта; это не чисто субъективное изме­нение, это - познавание, известное состояние ума. Отметим этот но­вый признак.

Чтобы отличать внимание от некоторых состояний, к нему приближающихся, о которых мы поведем речь в нашем исследо­вании (например, idee fixe), следует принять в расчет приспо­собление организма, которым оно всегда сопровождается и из ко­торого в значительной степени слагается, что мы и постараемся доказать. В чем же состоит это приспособление? Ограничимся пока беглым взглядом.

В случае непроизвольного внимания замечается сосредото­чение всего тела на объекте внимания: глаза, уши, иногда и руки сосредоточиваются на нем; все движения приостанавливаются. Личность захвачена, то есть все стремления данного лица, вся его наличная энергия направлены к одному и тому же пункту. При­способление физическое или внешнее служит признаком приспо­собления психического, то есть внутреннего. Сосредоточение есть сведение к единству, заменяющему рассеянность движений и при­нимаемых телом положений, которое характеризует нормальное состояние.

В случаях произвольного внимания приспособление тела ча­сто бывает неполное, перемежающееся, непрочное. Хотя движе­ния и приостанавливаются, но время от времени они снова по­являются. Организм сосредоточивается, но это происходит вяло и слабо. Перерывы в приспособлении физическом свидетельству ют о перерывах в приспособлении умственном. Личность захва­чена лишь отчасти и только по временам.

Прошу читателя извинить меня за ту неясность и неполно­ту, которые он заметит в этих кратких набросках. Подробности и доказательства, подтверждающие сказанное, он найдет ниже. Пока требовалось только выработать определение внимания, ко­торое я предлагаю в следующей форме: это умственный моно идеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.

До сихъ поръ очень много занимались результатами внимания и весьма мало его механизмомъ. Именно эту последнюю сторону вопроса я намеренъ сделать предметомъ настоящаго труда. Взятый даже въ такiхъ тесныхъ рамкахъ, вопросъ о внимании представляется крайне важнымъ, служа необходимымъ дополнениемъ къ теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если предлагаемый трудъ сколько-нибудь послужитъ къ уяснению указаннаго пробела въ современной психологии и вызоветъ въ другихъ желание заполнить его, цель наша будетъ достигнута.

Не задаваясь пока намерениемъ определить, что такое внимание, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предположение "что каждый съ достаточною ясностью понимаетъ значение этого слова. Гораздо труднее указать те границы, где начинается внимание и где оно кончается, такъ-какъ оно заключаетъ въ себе все ступени, начиная отъ мимолетнаго внимания, уделепнаго жужжащей мухе, до состояния полнаго поглощения заиимающимъ насъ предметомъ. Сообразно съ требованиями правильнаго метода, наше пзучение должно быть направлено на те случаи, которые представляются паиболее резкими, типичными, т.е. на те, которые отличаются однимъ пзъ двухъ следующнхъ признаковъ: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоихъ этихъ признаковъ внимание достигаетъ своего maximu"а. Въ отдельности продолжительность внимания приводитъ къ тому же резулътату путемъ накопления: примеромъ можетъ служить тотъ случай, когда при свете несколькихъ электрическихъ искръ намъ удается прочесть слово или разглядеть лицо. Точно такъ-же действительна сама по себе и интенсивность внимания: такъ напримеръ, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить нарядъ соперницы. Слабыя формы внимания не представляютъ для иасъ подходящаго материала, и во всякомъ случае не съ этихъ формъ должно быть начато его изучение.

Задача этого изследования состоитъ въ томъ, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующия положения:

Внимание является въ двухъ существенно различныхъ формахъ: одна изъ нихъ -- внимание непроизвольное, естественное; другая -- внимание произвольное, искусственное.

Первая, позабытая большинствомъ психологовъ, есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключительно служившая до сихъ поръ предметомъ ихъ изследований, представляетъ собой лишь подражание, результатъ воспитания, дрессировки, увлечения чемъ-либо. Будучи подвержено колебаниямъ и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, изъ котораго оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппаратъ, продуктъ цивилизации.

Въ обеихъ своихъ формахъ внимание не представляетъ собою "чисто духовнаго акта", совершающагося таинственнымъ и неуловимымъ образомъ. Механизмъ его неизбежно долженъ быть признанъ двигательнымъ , т.е. действующимъ на мускулы и посредствомъ мускуловъ-же, главиымъ образомъ, въ форме известной задержки. Такимъ образомъ, эпиграфомъ къ настоящему изследованию можетъ служить фраза, сказанная Маудсли: "кто неспособенъ управлять своими мускулами, иеспособенъ и ко вниманию".

Какъ въ той, такъ и въ другой форме внимание есть состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, гакъ-какъ оно находится въ противоречии съ основнымъ условиемъ психической жизни -- изменяемостью. Внимаиие есть состояние неподвижное. Всякому изъ личнаго опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, въ особенности при неблагоприятныхъ обстоятельствахъ, то вызываетъ постояннно возрастающую неясность мыслей, затемъ полное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокружениемъ.

Эти легкия, мимолетныя помрачения мыслей указываютъ на существующий антагонизмъ между вниманиемъ и нормальной психической жпзныо Что внимание стремится къ единству сознания, составляющему его сущность, объ этомъ еще яснее свидетельствуютъ резкие случаи болезненнаго его проявления, которые мы намерены изследовать ниже, какъ в хронической ихъ форме, т.е. въ форме такъ называемыхъ idees fixes, такъ и въ ихъ острой форме -- въ состоянии экстаза...

Теодюль Арман РИБО (1839--1916)

Выдающийся французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала "Философское обозрение". Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889).

На основе критического анализа основных направлений современной ему психологии Т.Рибо попытался сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. По его мнению, "...болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство". Это во многом определило характер всей идущей от Т.Рибо традиции во французской психологии (П.Жане, Ш.Блондель, А.Валлон и др.). Широкую известность получили его труды по проблемам памяти, произвольного внимания и воображения, психологии чувств и др. Книга "Эволюция общих идей", в которой Т.Рибо изложил результаты своих исследований в области эволюции умственных процессов, вышла в 1897 г. и через год была издана в России.

Т. Рибо – французский психолог и философ, родоначальник опытного направления в французской психологии.

Внимание определяется им как умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании, сопровождаемый непроизвольным (естественным) или произвольным (искусственным) приспособлением . Т. Рибо впервые в истории психологии внимания высказывает мысль о социальном, культурном происхождении высших форм внимания – произвольного (культурного, искусственного) внимания. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание – явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

Эта идея была «подхвачена» Л.С. Выготским и разработана в рамках его культурно-исторической теории.

В описании сущности внимания Т. Рибо подчёркивает исключительность, ограниченность во времени этого состояния, имея в виду то, что оно противоречит основному свойству психической жизни – её изменяемости. Внимание же – есть состояние неподвижное; оно – временная задержка бесконечной смены состояний сознания. Это состояние, в котором одна мысль как бы «стягивает» вокруг себя массу других мыслей; она и является объектом внимания.

Необходимые условия, являющиеся составными элементами внимания (не причина его и не его следствие) – движения. В качестве эпиграфа к своему исследованию Т. Рибо приводит высказывание: «Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и ко вниманию». «Без движений - нет внимания!», - восклицает он в другом месте своей статьи. Движения составляют объективную сторону внимания , его субъективная сторона – это отражение в сознании количества и качества мышечных сокращений, органических изменений. Внимание не является чисто духовной деятельностью; оно связано с вполне определёнными физическими условиями, действует через них, от них зависит.

Составные элементы внимания как состояния физического сводятся Т. Рибо к следующим группам:

Явления сосудодвигательные,

Явления дыхательные,

Явления двигательные, служащие для внешнего выражения – т.е. телодвижения.

Основная роль движений в акте внимания состоит в поддержании и усилении данного состояния сознания. Во всех актах внимания участвуют мускульные элементы – «действительные движения или движения в зародышевом состоянии» – «акт двигательный и акт задерживательный».

Произвольное внимание состоит главным образом в задерживании движения. Усилие, которое прилага­ется для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физио­логическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной уста­лостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не слу­чайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Произвольное внимание есть продукт искусства, воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь насильственно, под влиянием воспитания – всё равно, исходит ли оно от людей или от вещей.

Определение внимания, данное Т.Рибо внимание - есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума

Моторная (моторно-эмоционалъная ) теория внимания Т. Рибо . Автор указанной теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.

Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека. С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера, памяти и т.д. нескольких поколений одной семьи. Благодаря генограмме, в частности, установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.

Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм » (господство одной идеи в сознании ), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании ) или искусственным (при произвольном внимании ) приспособлением индивида.

Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, для которого как двигательные, так и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.

С учетом значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний для изучения механизмов внимания Р.С. Немов предлагает называть концепцию Т. Рибо психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное внимание также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями », «ломать голову », «глаза на лоб полезли ».

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо , состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной именно на них. Так, для органов чувств - зрения и слуха - внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением ими. В умении управлять движениями как раз и заключается секрет произвольного внимания.

Составляющие акта внимания:

1. аффект, эмоции ~ мотив: стремления, влечения, потребности + базовая мотивация, инстинкт самосохранения.

2. объект: ощущения, образы восприятия, представления, воспоминания, идеи.

3. движения - волевой акт:
у каждого представления есть моторный компонент, который можно возбудить или затормозить с помощью движения.

a. Сосудодвигательные (движения сужения/расширения стенок сосуда)

b. Дыхательные

c. Собственно движения

Виды внимания.

1. Естественное,непроизвольное.
Врожденное. Естественное внимание обеспечивает игру, сон, питание, самозащиту, размножение. Характерно для животных, маленьких детей, дикарей, наркоманов, гениев.
Аффект → очень силен, проявляется в чувстве эгоизма, симпатии, страха.
Объект → узкий круг, видоспецифичен. Объекты тесно связаны с аффектом, эта связь природная, естественная.
Движения → мало влияют, т.к. очень силен аффект.

2. Искусственное, произвольное.

Одновременно продукт и условие цивилизации. Ответвляется от естественного внимания. Его задача: сделать привлекательной то, что не имеет природной связи с базовой мотивацией, например трудовая деятельность.
Искусственная, отдаленная связь аффекта и объекта. Движения оказывают влияние на внимание.

Развитие внимания идет вслед за развитием личности, ее мотивационной сферы.

Фазы развития искусственного внимания:

1) Дрессура.
Эта фаза может быть у животных. С помощью внешних сил (в онтогенезе - это взрослый) происходит отклонение от естественных объектов на непривлекательные, но необходимые объекты. Опора на чувстве страха, симпатии, эгоизма; награда и наказание.

2) Подражание и самовоспитание.
Опора на чувстве соревнования, честолюбия, долга, практического интереса.
Внешние силы - коллектив. На этой фазе есть переживание усилия - в основном кожно-кинестетические ощущения + чувство неудовольствия.

3) Организованное, привычное внимание.
У человека формируется определенная мотивация к конкретным видам деятельности, например, влечение и любовь к труду.
Повторение фаз → появление привычки, усилия больше не прикладываются, привычка становится второй натурой. Мало связано с аффектом. Движения играют определяющую роль.

Похожие публикации