Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Англия накануне революции 17 века кратко. Война с Шотландией и поражение английского абсолютизма

Англия накануне революции

Основной конституционный вопрос о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба практически во всех парламентах Якова I , сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их? А в области внешней политики - должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах?

Ответ оппозиции был однозначен: верховная власть принадлежит не королю вне парламента, а королю в парламенте, т. е. получившему поддержку обеих палат. Яков I , как мы видели, наоборот, в соответствии со своей доктриной абсолютной власти короля считал своим «бесспорным» правом обходиться в обоих случаях без «совета» парламента и, более того, подтвердил эту доктрину на практике, не созвав после роспуска парламента в 1611 г. (если не считать безрезультатного и краткосрочного парламента 1614 г.) вплоть до 1621 г. ни одного парламента. Это была по существу новая для Англии форма абсолютной монархии, которая имитировала «французский образец». Однако в 1621 г. Якову I все же пришлось созвать парламент из-за финансовых трудностей двора. Неэффективная налоговая система, сопротивление графств, недообложение многих доходов, отсутствие независимых от местных властей королевских агентов, с одной стороны, и мотовство двора - с другой, не обеспечивали короне финансовую независимость от парламента. В ответ на обращение короля за поддержкой палата общин подвергла острой критике деятельность правительства, и прежде всего систему монополий. Однако особой остроты конфликт с короной достиг, когда речь зашла об испанском браке принца Уэльского Карла .

Как мы убедились, с этим вопросом были связаны весьма животрепещущие экономические, политические и религиозные интересы широких слоев английского общества. В ответ на петицию парламента, содержавшую резкие выпады против системы монополий во внутренней политике и против сближения с Испанией - во внешней, а также требования мер для защиты «истинной религии», Яков I снова развил уже знакомую нам теорию, согласно которой права и вольности парламента являются не ее «наследственным достоянием», а «актом королевской милости», которой он может быть в любой момент лишен. Когда же палата общин, протестуя против подобного толкования ее прав и привилегий, заявила, что обсуждение всех вопросов, касающихся короны, государства, защиты религии,- ее «старинное и неотъемлемое право», король на заседании Тайного совета и в присутствии наследника престола собственноручно вырвал текст меморандума из журнала палаты общин, с тем чтобы устранить возможность использования его «двусмысленных выражений» в будущем в качестве прецедента. Естественно, что парламент был тотчас же распущен.

Однако в 1624 г. Яков I был вынужден снова созвать парламент. Теперь, после провала испанского брака, король, оказавшийся в безвыходном финансовом положении (Лондон ему отказывал в дальнейших займах, в результа- те торгового кризиса сократились доходы от пошлин), на сей раз «просил» «свободных и искренних советов» от обеих палат. Палату общин об этом не пришлось долго просить. На этот раз Яков I выслушал весьма горькие упреки оппозиции, в которых как бы суммировались все нелепости его внутренней и внешней политики, в частности он дал согласие на решение парламента уничтожить монополию купцов-авантюристов, объявив свободный вывоз из страны крашеных и отделанных сукон. Однако, как только он получил от парламента долгожданные «субсидии» (так именовались вотированные им налоги), тотчас же обнаружилась привычная для политики Стюартов «двойная игра»: спустя лишь несколько месяцев после обещаний Якова I не заключать без ведома и согласия парламента договоров с иностранными государствами он, не колеблясь, заключил секретное соглашение с Францией о браке принца Уэльского Карла и Генриетты-Марии. В результате вопреки требованиям парламента Англия - протестантская страна - должна была получить королеву-католичку, двор которой стал центром католических интриг.

Конфликт между королем и парламентом разгорелся с новой силой в первые же годы правления Карла I и достиг своего апогея в связи с подачей палатой общин королю знаменитой «Петиции о праве» (1628 г.). Приняв петицию и дав сперва на нее положительный ответ, король вскоре прервал сессию парламента, мотивируя этот акт «неприемлемым для королевской прерогативы» содержанием «Петиции». В ней обращает на себя внимание историка одна важная особенность революционной идеологии XVII-XVIII веков - иллюзорная «древность прав и свобод», которые оппозиция отстаивала в противовес абсолютистским притязаниям короны. Так, составители «Петиции о праве», ссылаясь на Великую хартию вольностей (и толкуя, мягко говоря, новаторски, в духе » современного им положения вещей, этот сугубо феодальный по содержанию документ), оказывались в положении толкователей прошлого с позиций желаемого в настоящем, проще говоря - творцов исторических мифов, посредством которых юристы оппозиции обосновывали революционные по сути притязания парламента ссылками на «исконные» и «преемственные» привилегии. Естественно, что в этом свете устремления и действия короны, наоборот, оказывались «узурпацией», «неслыханным нововведением», «нарушением древней конституции» страны. Для иллюстрации того, какую роль играло осовременивание истории в аргументах оппозиции, приведем лишь два примера.

Известно, что статья 39-я Великой хартии вольностей, на которую ссылались составители «Петиции», содержит утратившую к тому времени смысл чисто феодальную формулу: «И не пойдем на него, и не пошлем на него»,- она, разумеется, была полностью опущена. Зато слова «ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения» не только были полностью воспроизведены, но и дополнены: «Никто не может быть лишен своей собственности, или вольностей, или доходов». Иначе говоря, наряду с земельной собственностью была включена в качестве неприкосновенной также собственность предпринимателей и купечества.

Не менее характерен и другой пример того же порядка. Палата общин протестовала против взимания так называемого потонного и пофунтового сборов (т. е. пошлин) без разрешения парламента. Ее составители усматривали в этом сборе «изобретение» советников короля. И в подтверждение его «незаконности» снова приводилась статья Великой хартии, содержащая формулу «sine commune consilio regni» (без общего совета королевства). Не ясно ли, что подставить под нее «без общего согласия, выраженного в акте парламента» значило снова-таки наполнить чисто феодальное установление чуждым ему, т. е. современным, содержанием? Когда осенью сессия парламента возобновилась, ведущее место в прениях заняли религиозные дела. В ответ на заявление Карла I , что он стоит выше церковного собора и запрещает на будущее время «ученые изыскания» по вопросам религии, видя в них корень зла и источник распрей, палата общин приняла резолюцию, в которой католицизм объявлен наиболее грозной опасностью. Особо подчеркивалась пагубность католической пропаганды при дворе. Конфликт между парламентом и королем разгорелся с новой силой.

2 марта 1629 г. король приказал прервать заседания парламента до 10 марта. Было много оснований опасаться, что эта акция превратится в роспуск парламента. Поэтому в тот момент, когда спикер палаты общин поднялся со своего места и направился к выходу, два члена палаты подбежали к нему и силой водворили его на место - без спикера палата заседать не правомочна. В спешном порядке было предложено принять следующие постановления: 1) всякий, кто привносит папистские новшества в англиканскую церковь, должен рассматриваться как главный враг этого королевства; 2) всякий, кто советует королю взимать пошлины без согласия парламента, должен рассматриваться как враг своей страны; 3) всякий, кто добровольно платит не утвержденные парламентом налоги, должен быть объявлен предателем свобод Англии. Без обсуждения палата единогласно приняла эти предложения, и ее члены покинули зал заседаний. У двери их встретил вооруженный отряд, посланный королем для разгона палаты. Парламент был тотчас распущен. Это было первое открытое проявление ослушания общинами воли короля, предвестник грядущей бури.

В целом политический кризис 20-х годов справедливо характеризуется в историографии как период, когда инициатива перешла к палате общин. В эти годы оппозиция в палате общин достаточно окрепла, чтобы не только влиять на мнение большинства членов палаты, но и противопоставить процедурным ухищрениям короны собственные контрмеры, гарантировавшие ей инициативу в постановке вопросов и ходе парламентских дебатов.

Так практика превращения заседания палаты в заседание Комитета всей палаты избавила ее от требования обязательного присутствия спикера (назначавшегося королем) в зале заседаний. Вместо него появился председатель Комитета, избранный из его же среды. Место прежних лидеров палаты (обычно из состава членов Тайного совета с целью контролировать и направлять ход дебатов в пользу короны) в палате общин постепенно заняли собственные авторитетные лидеры, которые вели за собой большинство членов парламента. Палата общин утвердила за собой право проверки правомочий вновь избранных членов парламента, самостоятельно решая спорные вопросы.

Наконец, в процедуре импичмента, т. е. выдвижения обвинений против должностных лиц двора в палате общин, влекшей за собой судебное разбирательство в палате лордов, создавались предпосылки принципа ответственности правительства перед парламентом. О том, в какой степени палата общин сознавала свою силу, чтобы претендовать на действенный контроль над деятельностью правительства, свидетельствует хотя бы уже упоминавшаяся нами «Протестация» палаты общин в 1621 г., где значилось: «Свободы, изъятия, привилегии и юрисдикция парламента являются древним и несомненно прирожденным правом и наследием подданных Англии... Неотложные дела, затрагивающие короля, государство и оборону страны, а также церкви Англии и поддержание и издание законов... являются вопросами, подлежащими обсуждению в парламенте».

И все же из этого не следует, что парламент оспаривал суверенитет короля вне парламента и, более того, что он формально притязал на часть его. В действительности же, отстаивая право участвовать в обсуждении наиболее важных вопросов государственной политики (в том числе тех, которые в тюдоровскую эпоху еще рассматривались как исключительная сфера королевской прерогативы), парламент стремился к сужению ее. В этом, несомненно, отражалась возросшая смелость палаты общин перед лицом монарха,- смелость, находившаяся в прямой связи с возросшей финансовой зависимостью короля от вотируемых парламентом субсидий.

Правомерно возникает вопрос: если палата общин настолько «осмелела», что потребовала от короля «отчета» по вопросам, относившимся по традиции к прерогативе короны, то откуда же палата общин черпала аргументы для обоснования тезиса о «захватах» и «новациях» в отношениях с парламентом со стороны короны? Дело в том, что с развитием и усложнением как внутренней, так и международной жизни появилась обширная область общественных и политических отношений, ранее не известных традиции, регулировавшей границы суверенитета короля. Именно на этой «спорной территории» главным образом и завязывался конституционный конфликт между парламентом и первыми Стюартами.

Наконец, отмечая растущую организованность и смелость парламентской оппозиции абсолютизму в условиях политического кризиса 20-х годов, нельзя упускать из виду одно важное обстоятельство: прямо или косвенно, но «смелость» парламентских ораторов, организовавших сопротивление палаты общин притязаниям первых Стюартов, отражала нараставшую в народных низах города и деревни волну недовольства и брожение, то и дело прорывавшиеся в открытых волнениях и мятежах. Среди последних нетрудно различить голодные бунты, восстания, связанные с лишением бедноты традиционных способов существования и так называемых заповедных (коронных) лесов в одних графствах и на «ничейной» земле - в так называемой равнине болот (в связи с распродажей в первом случае и осушением частными предпринимателями во втором), и, наконец, волнения на почве огораживаний общинных земель. Так, в начале 20-х и в 30-х годах голодные бунты в связи с дороговизной хлеба отмечались в Сомерсете, Уилтшире, Гемпшире, Беркшире, Сассексе, Гертфордшире и Сеффоке.

Всего между 1585 и 1660 гг. в стране было зафиксировано около 40 мятежей на этой почве. О восстании против огораживаний в 1607 г. в среднеанглийских графствах уже упоминалось. Его средоточием являлись графства Уорикшир, Носемптоншир и Лейстершир, где в те годы лендлорды с особым рвением уничтожали общинные права крестьян. Характерно, что ядро восставших составляли безнадельные жители деревни, для которых эти права являлись главным подспорьем их деревенского быта. Аналогичным образом, когда в 1626-1632 гг. началось наступление на общинные права обитателей в так называемых королевских лесах, по западным графствам прокатились массовые волнения безнадельного люда, известные под названием «Западное восстание». Наконец, в 1640-1641 гг., т. е. с началом заседаний так называемого Долгого парламента, крестьянские выступления против огораживаний были зафиксированы не менее чем в 26 графствах.

Итак, с роспуска парламента в марте 1629 г. началось единоличное правление короля без парламента (1629-1640). В начале этого эксперимента Карла I казалось, что абсолютизм выиграл сражение. Ряды политической оппозиции поредели: в 1633 г. в Тауэре умер Элиот. В том же году скончался популярный в среде противников абсолютизма «по французскому образцу» известный юрист сэр Эдуард Кок, защитник компетенции судов общего права от «захватов» со стороны судов королевской прерогативы (так называемой Звездной палаты, Канцлерского суда и др.). Видный деятель оппозиции Томас Вентворт перешел на сторону короля, став его ближайшим советником. Основы политики, дававшей Карлу I возможность править страной без парламента, т. е. в конечном счете находить способы пополнения казны, не прибегая к его субсидиям, были заложены, как мы видели, еще в период десятилетнего беспарламентского правления его отца - Якова I : продажа титулов и должностей, судебные штрафы за уклонение от принятия рыцарского звания, за нарушение законодательства против огораживаний, за нарушение «лесных» законов, торговля монопольными патентами, принудительные займы и вымогательство «даров», манипулирование пошлинами. Все это в условиях определенного подъема хозяйственной конъюнктуры давало в мирное время возможность сводить бюджет короля, не прибегая к парламентским субсидиям. Именно по этой причине «мирная политика» первых Стюартов казалась благом для слоев, которые извлекали выгоду из нее, и «предательством национальных интересов» в глазах истых пуритан и противников абсолютизма, остро критиковавших, в частности, равнодушие двора к судьбам протестантизма в Европе.

Но и в правление «бережливого» Карла I финансовые запросы двора даже в «мирное время» превосходили его доходы. В 1631 -1635 гг. последние составляли в среднем 600 тыс. ф. ст. в год. Однако задолженность казначейства при этом достигла 1 млн. ф. ст. Дело в том, что с каждым годом возрастали недоимки. Купцы все чаще отказывались платить не утвержденный парламентом потонный и пофунтовый сборы.

В этих условиях наибольшие надежды возлагались двором на сбор «корабельных денег» - старинной повинности прибрежных графств снаряжать для обороны страны определенное число кораблей, превращенной теперь, в 1634 г., в денежный платеж. В 1635 г. король уже потребовал «корабельных денег» не только от прибрежных, но и от внутренних графств. Если бы этот замысел удался, король получил бы в свое распоряжение «узаконенный традицией» и, следовательно, независимый от согласия парламента постоянный налог общегосударственного характера и тем самым навсегда освободился бы от необходимости созывать парламент.

Эту опасность хорошо сознавали сохранившие верность прежним идеям деятели оппозиции. На всю страну прогремело дело богатого сквайра Джона Гемпдена, привлеченного к суду за отказ уплатить причитавшуюся с него по данному обложению сумму. Дело Гемпдена содействовало распространению сопротивления этой новой форме внепарламентского обложения. Так, если в 1636 г. в казну не поступило лишь 3,5 % ожидавшейся суммы «корабельных денег», то в 1637 г. этот процент достиг уже 11, а в 1638 г.- 61.

В то же время два советника короля, сэр Томас Вентворт, граф Страффорд, и архиепископ Лод, в порыве преданности короне разожгли два опаснейших очага сопротивления ей - в Ирландии и Шотландии.

В качестве лорда - наместника Ирландии Страффорд своей религиозной политикой в этой стране со сложной конфессиональной структурой населения хотел добиться «единообразия веры» по английскому образцу. С этой целью он создал суд «Высокой комиссии», задачей которой было не столько насаждение протестантизма, сколько взимание штрафов с «рекюзантов» (католиков), дабы облегчить дефицит лондонской казны. Этой же задаче отвечало требование принесения присяги королю как главе церкви - оно относилось к землевладельцам, чиновникам, докторам, адвокатам и др. Неуплата штрафов или отказ от присяги грозили земельными конфискациями. На напоминание об угрозе мятежа Страффорд цинично заявил: «Чем больше мятежников, тем больше конфискаций». Наконец, одной из важных целей лорда-наместника было создание в Ирландии постоянных вооруженных сил, которые можно было бы использовать как в Ирландии, так и по усмотрению Лондона вне Ирландии, проще говоря - в Англии. В целом политика Страффор-да ускорила взрыв ирландского восстания 1641 г., ставшего прелюдией гражданской войны в Англии.

Столь же печальными для судеб абсолютизма Стюартов были последствия политики архиепископа Лода, преследовавшего цель насадить религиозное «единообразие» в Шотландии, что означало угрозу заменить в ней пресвитерианское церковное устройство (утвердившееся здесь в результате Реформации) англиканским, отмеченным, как мы видели, многими «родимыми пятнами» католицизма в церковной организации и обрядности. Однако опасения религиозного толка не были единственной причиной последующего развития событий. Знать и джентри скорее ими воспользовались, чтобы выразить свое недовольство. По настоянию Карла I шотландский парламент принял билль, затрагивавший кровные интересы этих слоев: им создавалось юридическое основание для возможной по воле короля как главы церкви конфискации владений, в прошлом принадлежавших церкви, но затем оказавшихся в руках знати и джентри. Теперь они решили воспользоваться охватившим широкие массы населения недовольством церковной политикой Лондона, с тем чтобы отвести от себя нависшую опасность.

В ответ на попытку Лода ввести в 1637 г. в Шотландии англиканскую литургию шотландские пресвитериане заключили религиозный союз - «национальный ковенант» - и взялись за оружие. Именно в Шотландии в ходе начавшейся англо-шотландской войны 1639- 1640 гг. был нанесен первый серьезный удар английскому абсолютизму. Впоследствии шотландские ковенантеры сыграли большую роль в победоносном для парламента развитии военных операций в первой гражданской войне в самой Англии. Когда шотландская армия в 1639 г. вступила в северные графства Англии, ее военное превосходство над армией Карла I стало очевидным. И причина его заключалась не только в наличии в первой опытных военачальников, закаленных в сражениях Тридцатилетней войны (генерал Лесли и др.), но и в полной негодности наспех собранной, плохо снаряженной и еще хуже оплачиваемой армии англичан.

Но самое любопытное в данной ситуации заключалось в том, что поражению сил Карла I несказанно обрадовалась оппозиция королю в самой Англии. Характерно, что по случаю победы шотландцев в Лондоне была устроена иллюминация. Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент; он оказался более чем кратким (13 апреля - 5 мая 1640 г.). Открывая после одиннадцатилетнего перерыва парламент, Карл I взывал к «национальным чувствам» англичан и всячески поносил «изменников» - шотландцев. С целью пробудить патриотизм членов парламента была оглашена секретная переписка шотландцев с королем Франции. Однако вожди оппозиции указали, что, по их мнению, главная опасность заключалась не в «измене» шотландцев, а в угрозе английской свободе и вольностям парламента, исходившей от короля и его советников.

Вместо того чтобы удовлетворить просьбу короля - предоставить ему субсидии для ведения войны с шотландцами, палата общин приступила к рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления. Было заявлено, что до тех пор, пока не будут проведены реформы, исключающие в будущем возможность злоупотребления правами прерогативы, палата общин не намерена вотировать какие-либо субсидии королю. После роспуска этого столь строптивого парламента положение Карла I стало еще более критическим. Начатая вторая «епископская война» с шотландцами закончилась позорным поражением королевских сил, шотландцы захватили Ньюкасл-на-Тайне и прилегающие северо-восточные территории Англии.

Все клонилось к тому, что без нового парламента двору не удастся выпутаться из военного и политического кризиса. Об этом просили в обращении к королю 12 пэров. На севере Англии находились две армии, содержание которых требовало от казначейства сумм, намного превышавших его платежные возможности. Осознав безвыходность положения, Карл I согласился наконец внять «советам», исходившим от его окружения. В октябре прошли выборы нового парламента, а 3 ноября 1640 г. открылись его заседания. Этому парламенту суждено было стать Долгим. С началом его заседаний началась по сути новая глава английской истории - история Великой социальной революции.

Введение

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

Процесс становления буржуазного государства и права шел разными путями и неодинаковыми темпами в зависимости от конкретно-исторических особенностей отдельных стран. Становление буржуазного государства и права означало большой исторический прогресс, приводило к воплощению идеи конституционализма и народного суверенитета. Это выразилось в установлении республиканского строя или замене абсолютной монархии на конституционную.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

В науке выделяются следующие основные черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Так основной задачей данной работы является рассмотрение преобразование происходивших в государственном строе Англии в XVIII-XIXвв.

Период перехода Англии, как первой страны осуществившей буржуазную революцию, будет актуальным на протяжении всего существования человечества, в связи с важностью данного преобразования государственного строя и необходимостью изучения опыта предшествующих поколений, для предупреждения ошибок в настоящем.

В связи с выше сказанным, можно сказать, что главной целью данной работы является изучение самого важного революционного движения, направленного на реформирование государственного устройства в Англии в XVII – XIX вв.

При написании данной работы использовались труды многих российских и белорусских ученых. Среди них особо следует отметить работу Крашениковой Н.И. и Жидкова О.А., которые рассматривают все вопросы, выделяемые в данной работе. Они дают подробную характеристику революций XVII в., описывают переход к конституционной монархии, а также освещают развитие избирательного права. Черниловский З.М. кратко описывает историю буржуазной Англии, при этом заостряет внимание на выделении кабинета министров из под отчетности короля. Томсинов В.А. дает общий обзор Англии и останавливается на мнениях различных ученых по данной теме и останавливается на понятиях которые эти ученые вводят. Омельченко О.А. раскрывает в своей книге лишь вопрос утверждения конституционной монархии и её эволюцию в XVIII-XIXвв. Таким образом многие авторы рассматривают в своих книгах период становления буржуазного государства в Англии, однако, как правило, автор рассматривает какую-либо определенную сторону этого вопроса.

Глава 1 Революции XVII в. И изменения в государственном строе Англии.

Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия "Великий мятеж" и "Славная революция", обе из которых были вызваны недовольством политическим строем. Идеологическую оболочку революций составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для социальных движений средневековья. Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Великой французской буржуазной революции.

Основными причинами, вызвавшими возникновение революционных движений, стали:

    Правительственная опека над производством товаров и их продажей, стала сказываться на ограничении числа подмастерьев и учеников, что было вызвано тем, что крестьянам и их детям при переселении в города предлагалась только низкооплачиваемая работа, то есть они выступали как дешевая рабочая сила.

    Постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами.

    Предметом острой критики становится система управления страной: внесудебная юстиция, сосредоточенная в политических трибуналах ("Звездной палате", "Высокой комиссии"); постоянные насилия над судами общего права; солдатские постои в домах частных лиц; жалкое состояние вооруженных сил, особенно военно-морского флота; игнорирование парламента; злоупотребления всесильного и бесчестного фаворита, герцога Бекингама и т. д.

    Недовольство вызывает женитьба наследника престола Карла 1 на французской принцессе - католичке. Протестантская Англия подозревает короля в тайном папизме, то есть намерении возвратить страну к католической вере .

Таким образом, причин для возникновения буржуазной оппозиции абсолютизму было более чем достаточно. Политические интересы буржуазии толкали ее к захвату власти.

Основная особенность английской буржуазной революции обусловлена своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил, которая проявляется в выступлении буржуазии против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Такой раскол английского дворянства и переход его большей части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом. Что придало английской революции незавершенный характер, обусловило ограниченность социально-экономических и политических завоеваний.

Основной показатель незавершенности революции в экономической сфере - сохранение крупного землевладения английских лендлордов и решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной аристократией при определяющей роли последней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последовавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции в конечном счете обеспечили господствующее положение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую .

Однако основная борьба в данной революции происходила в парламенте, когда сложившаяся оппозиция переходит в наступление на правительство. Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля (роялисты) – представители "старого" феодального дворянства и английского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви. Лагерь оппозиции режиму объединял новое дворянство и буржуазию под общим названием "пуритане". Они выступали за буржуазные преобразования под знаменем "очищения" англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, не зависимой от королевской власти. Такая религиозная оболочка требований буржуазии, объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: просвитериан, индепендентов и левеллеров.

Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа просвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Просвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или "конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых стал О. Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктатуру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте "Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы "общего права". Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские-элементы города и деревни. Они выступили с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма .

Как и во всех революциях в зависимости от слоёв составляющих основную часть определенного течения, выделяются направляющие элементы, на которые данное течение основано. Так для пресвитериан главной задачей была только ограничение королевской власти и утверждение во главе церковно-административных округов наиболее состоятельных граждан. Такие требования были вызваны засильем крупной буржуазии. Индепенденты состояли из представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии и добивались признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести и свободы слова. Левелеры, представлявшие интересы ремесленников и крестьян, выдвигали идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин и т.д.

Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом "Петиции о праве", содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Существенная часть программы была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма она была преобразована в Петиции о праве 1628 г. Которая сформулировала ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы:

1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента";

2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги;

3) армия не размещалась на постой в дома жителей;

4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно законам и вольностям страны" .

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции - о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Именно через такие требования буржуазия, как имеющий класс, стремилась ограничить и защитить свои накопления.

Поскольку петиция апеллировала к старинной "Хартии вольностей", Карл I был вынужден утвердить "Петицию о праве" как закон. Но в 1629 г. он распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого "беспарламентского" правления. В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Все действия короля этого периода можно рассматривать как период полного королевского произвола, который привел страну в кризис. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией в 1640 г. король был вынужден вновь обратиться к парламенту. С этого момента принято начинать хронологию английской революции.

В связи с выше перечисленными событиями, можно утверждать, что английская буржуазная революция явилась не единовременным событием, а следствием долго нарастающих противоречий, а так же проявлением королевского произвола. То есть это было своеобразным средством защиты от этого произвола.

В целом историю английской революции принято делить на четыре этапа:

2) первая гражданская война (1642 - 1646),

3) борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649),

4) индепендентская республика(1649 -1653) .

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1653), господствующее положение заняли просвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд – фаворит короля и архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. В это же время у короля Карла 1 отнимается командование армией, что ограничивает короля средствами воздействия на массы. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парламент должен был созываться по крайней мере один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению.

Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Таким образом, Долгий парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма. Законными судами объявляются суды "общего права" (и суд канцлера). Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость.

Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять . Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).

На первом этапе революции главную роль играет парламент с преобладание пресвитерианской части. Данный период можно назвать временем гарантий существования парламента, так как издаются документы гарантирующие невозможность повторения беспарламенского правления. Также парламент наделяется широкими правами и тем самым ограничивает королевскую власть в области воздействия на массы по средствам армии и ограничением в исполнительной власти. Объявляется независимой судебная власть. Все эти действия приводит к установлению принципа независимости двух ветвей власти.

В отчаянной попытке остановить революцию Карл 1 лично является в нижнюю палату с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу. Заранее предупрежденные, они находят себе надежное укрытие в Сити, деловом центре Лондона. Тогда Карл оставляет Лондон и переселяется в маленький Оксфорд. На его стороне остаются "верные" лорды, некоторая часть коммонеров (членов палаты общин), значительная часть офицерского корпуса. Возникают два одновременно действующих правительства - в Лондоне и Оксфорде .

Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642 г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем "Ордонанс о милиции", согласно которому командующие народным ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед парламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля.

В так называемой "Протестации", принятой летом 1642 г., парламент вновь потребовал утверждения королем "Ордонанса о милиции" и своих требований, выдвигаемых ранее относительно осуществления некоторых прерогатив исполнительной власти:

    о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента,

    о несменяемости судей "до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом",

    о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия .

Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий.

В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в распродажу. В результате этих мер значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских держании и превращении их в свободные держания "на общем праве", т. е. фактически в частную собственность владельцев. Таким образом, было осуществлено одностороннее решение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству.

При этом был сохранен копильгольд, как форма держания земли, однако к рестьяне-копигольдеры не стали собственниками земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам.

Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645 г., который был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников, вводилась строгая дисциплина и ответственность перед военным судом. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.

В итоге военных поражений в 1646 году Карл 1 вынужден был сдаться шотландцам, а те переправили его парламенту. В связи с тем, что ранее парламентскому правительству удалось договориться с шотландцами об урегулировании религиозного конфликта. Парламент обещал ввести в Англии такую форму богослужения, которая приближалась к кальвинистской .

Сочтя и войну и революцию оконченной, Долгий парламент, руководимый крайне правыми элементами выразил намерение избавиться от армии, пугавшей растущим в ее рядах радикализмом.

Однако ни войну, ни революцию назвать окончившимися никак нельзя было, так как, несмотря на успешные ограничения церкви и монархии, такая часть населения как крестьяне не была удовлетворена первым этапом революции, а так же в связи с тем, что в парламенте стало проявляться противоборство между просвитерианами и основной массой индепендентов. В итоге открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне.

Конфликт армии и парламента разрешился государственным переворотом. Ему предшествовало "Народное соглашение" между индепендентами и левеллерами. Оно заключало в себе целую программу действий:

    роспуск Долгого парламента;

    новые выборы с участием всех мужчин;

    равное представительство в парламенте от графств;

    равенство всех перед законом и т. д.

В декабре 1648 года армия оккупирует Лондон. Полковник Прайд, действуя по поручению Кромвеля, производит насильственную чистку парламента. Так политическая власть перешла в руки индепендентов и из 90 "вычищенных" 40 человек было арестовано. В конце концов осталось 100 послушных армии депутатов.

В том же декабре в палату был внесен законопроект о суде над королем, которого обвиняли в нарушении законов страны, в ведении войны против народа. Лорды (то есть та часть верхней палаты, которая осталась в Лондоне) единодушно отвергли этот билль. Тогда нижняя палата принимает (4 января 1649 г.) резолюцию, примечательную как по теоретическому содержанию, так и по практическим результатам. Суть ее - в признании верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще (в том числе королем):

1. Народ, находящийся под властью бога, есть источник всякой справедливой власти.

2. Избранная народом палата общин имеет высшую власть в государстве.

3. То, что палата общин объявит законом, то и будет таковым, несмотря на возражения лордов и короля" .

Вслед за тем принимается решение о создании особого верховного суда из 135 человек, которому поручается решение судьбы Карла 1. Осуществив некоторое давление, Кромвель добивается смертного приговора королю. 30 января 1649 года Карл 1 был казнен.

В 1649 году английская буржуазная революция достигает своей высшей точки. Вслед за казнью Карла 1 последовала ликвидация палаты лордов и самой монархии. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "Представители Народа в Парламенте". Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.

Установление республики - наиболее демократической в существующих условиях формы правления - стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением "протектората".

В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта Конституции, названного Орудие управления. Данная Конституция заключала в себе отрицание принципов "Народного соглашения". Признавалась законодательная власть парламента, сосредоточенная в одной палате. Годовая сессия парламента должна была длиться не менее 5 месяцев, а беспарламентское правление не могло продолжаться более трех лет. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (в 100 раз больше, чем до революции – 200 фт. ст.) . Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля. А государственный совет, как непосредственный орган управления страной, назначался лордом-протектором.

Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими законодательными полномочиями, также он заведовал системой судов. Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов.

Главной опорой протектора оставалась армия и военно-морской флот. Для их содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха .

По существу, "Орудие управления", закрепив режим единоличной власти, определило обратное движение от республики к монархии. Таким образом, борьба длившаяся почти пол столетия ни к чему не привела, единственное изменением которое произошло за эти 40 лет стало то, что вместо наследственной монархии к власти пришли те у кого было больше военной силы. Так же был перечеркнут весь парламентский опыт Англии, связанный с взиманием налогов не иначе как с согласия парламента, "опыт", служивший орудием парламента в его сношениях с королями. "Орудие управления" создало единоличную диктатуру, но по своей сути это была диктатура буржуазии и нового дворянства.

Тема 11. Возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.).

11.1 Английская революция XVII века: основные этапы. Конституционные акты Англии XVII-XVIII вв.: HabeasCorpusAmendmentAct1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г.

11.2. Становление и развитие США. Конституция США 1787 г.: основные принципы, государственный строй. Билль о правах.

11.3. Великая Французская революция. Конституционное законодательство Великой Французской революции XVIII в.: Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.: история создания, государственный строй Франции; Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г.

11.4. Развитие буржуазного государства в Германии. Конституция 1871 г. Влияние революции 1848 г. на дальнейшее развитие германского конституционализма.

Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это была последняя революция, проходившая под "религиозным знаменем", так как основным идейным требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и восстановление "старинных вольностей и обычаев".

Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля(роялисты) - представители"старого" феодального дворянства и английского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви. Оппозиция объединяла новое дворянство"джентри" и буржуазию. Так как противники абсолютизма выступали с лозунгами "очищения" английской церкви, завершения реформации и вывода церкви из-под королевской власти, то их стали именовать"пуритане".

Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения:

1) пресвитериане - движение объединяло крупную буржуазию и верхушку "джентри", которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.

2) Индепенденты - выражали интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.

3) Левеллеры - выделились в ходе революции из лагеря индепендентов, объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном манифесте" 1647 г.: народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе "огораживания", реформа общего права.


В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на зем­лю и предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма и значительного распространения не получили.

Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом "Петиции о праве", содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Поскольку петиция апеллировала к старинной "Хартии вольностей", Карл I был вынужден утвердить "Петицию о праве" как закон. Но в 1629 г. он распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого "беспарламентского" правления. Это был период полного королевского произвола, приведшего страну в состояние кризиса. В 1640 г. Карл I был вынужден снова созвать парламент. С этого момента принято начинать хронологию английской революции. В целом историю английской революции принято делить на четыре этапа: 1) конституционный (ноябрь1640-август 1642г.), 2) первая гражданская война (1642 - 1646), 3) борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649), 4) индепендентская республика(1649 -1653).

[Подробнее о событиях этого времени см.: История государства и права зарубежных стран. Ч.II. М., 1991.]

Наивысшей точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных побед, пленения и казни Карла I Англия была объявлена республикой. Палата лордов упразднялась, высшей властью стала палата общин. Высшим исполнитель­ным органом стал Государственный совет. В его задачи входило противодействовать восстановлению монархии, руководить вооруженными силами страны, устанавливать налоги, проводить внешнюю политику и руководить торговлей.

Но в скором времени в республике устанавливается диктатура вождя английской революции О.Кромвеля. В конце 1653 г. конституция, так называемое "Орудие управления", юридически закрепила его власть, объявив Кромвеля пожизненным лордом-протектором. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и исполнительная власть. Существовал и однопалатный парламент, но высокий имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до революции) существенно ограничивал его влияние. Государственный совет, как непосредственный орган управления страной, назначался лордом-протектором.

По существу, "Орудие управления", закрепив режим единоличной власти, определило обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила эти события.

В 1660 г. была реставрирована королевская власть Стюартов. Новый король - Карл II, хотя и гарантировал в"Бредской декларации" новой господствующей элите сохранение статус-кво и отказ от преследований, тем не менее стал активно проводить политику восстановления прежних абсолютистских порядков. При его сыне Якове II эта политика приняла настолько открытый антибуржуазный характер, что правящие круги, в целях самосохранения, организовали дворцовый переворот, прозванный "славной революцией". С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

Юридическое выражение этого мы видим в принятии трех законов, носивших конституционный характер (Хабеас Корпус Акт, Билль о правах, Акт об устроении).

Хабеас Корпус Акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями), принятый в 1679 г., был призван ограничить возможность тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой подданный,задержанный за уголовное деяние, исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление, имел право обратиться в суд (лично или через представителей) с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус. Судья должен был выдать такой приказ арестованному через должностное лицо (тюремщика, шерифа), в чьем ведении находился арестованный. Получив приказ, эти лица должны были в течение суток доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить заключенного под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего явиться в ближайшую сессию суда для рассмотрения дела.

Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в тюрьмах заморских владений Англии.

За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.

Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности.

В "Билле о правах" (1689 г.) утверждалось верховенство парламента в законодательной и финансовой политике, в этом проявилось его главное предназначение. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю с петициями.

"Акт об устроении", принятый в 1701 г., кроме разрешения вопроса о порядке престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского содержал еще два важнейших положения. Во-первых, вводился так называемый принцип контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра. Во-вторых, устанавливался принцип несменяемости судей. С этого времени отстранить судью от должности можно было только по решению парламента. По существу, это означало отделение суда от исполнительной власти.

Таким образом к XVIII в. в Англии были заложены основные принципы буржуазного государства, как-то: верховенство парламента в области законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей. Дальнейшее развитие буржуазного государства в Англии шло по пути конституционных реформ.

Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиесякак "конституционный прецедент". Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Развитие органов государственной власти Англии этого периода идет по двум направлениям: возвышение роли парламента и становление кабинета министров. К концу XVIII века парламент сосредотачивает в своих руках контроль не только за законодательной, но и за исполнительной властью, а английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед парламентом. Такое правительство стало именоватьсяответственным правительством и является отличительным признаком парламентской системы, сложившейся в Англии к концу XVIII века.

Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной политической системы, возвышение исполнительной власти.

В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте вигии тори, выражавшие интересы соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии:

либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре Англииконсервативная партия постепенно превращается в политическую партию крупной промышленной и финансовой буржуазии.Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и политическое влияние.

В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы (профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной партиями.

В конце XIX - начале XX в. английский парламент превращается в орудие в руках правительства, располагающего большинством в парламенте. Организационная структура, партийная дисциплина, а также процедуры, ограничившие свободу прений в парламенте, дали возможность правительству определять направления работы палаты общин и подчинить ее своим интересам.

Важной мерой усиления роли правительства было и принятие в 1911 г. Акта о парламенте, ограничивающего полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет он становился законом и без одобрения палаты лордов.

Во второй половине XIX века в Англии была проведена реформа местного самоуправления, в ходе которой были созданы однотипные представительные органы в городах и графствах, а реальная власть перешла из рук аристократии к буржуазии.

Кроме того, в результате судебной реформы все высшие суды, созданные еще при феодализме, были объединены в единый Верховный суд, состоявший изВысокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

Английская революция 17 века многими историками называется гражданской войной или же буржуазной революцией. Ведь за несколько лет английское государство превратилось в конституционную монархию с очень сильным парламентом, который и открыл доступ к власти представителям буржуазного сословия.

Английская революция была не только борьбой против монарха. Наблюдалось и противостояние религий — между пуританами и приверженцами англиканской церкви постоянно происходили стычки. Вспыхивали также постоянные мятежи среди шотландцев и ирландцев.

Причины Английской революции

После смерти Елизаветы Тюдор страна оказалась в весьма сложном положении. Стоит отметить, что в последние годы правления великой королевы мнение парламента практически не бралось в расчет. Но взгляды знати резко изменились после того, как трон занял Яков Английский, который считал, что монарх — единственный, кто имеет право управлять государством.

Обстановка еще больше накалилась после коронации Карла І, который придерживался политических взглядов отца. Во-первых, король стремился объединить Англии и Шотландии, а это не вызвало энтузиазма ни у одной стороны. Во-вторых, он пытался править без помощи Палаты лордов. За первые пять лет правления монарх созывал и распускал парламент трижды, после чего и вовсе отказался от его помощи на 11 лет.

Кроме того, Карл женился на католичке, что не могло остаться незамеченным пуританами, которые всеми силами старались искоренить на территории страны даже малейшие ростки католицизма.

В связи с шотландским восстанием в 1642 году, Карл созвал парламент, который известен истории как «долгий». Монарх не смог распустить и бежал в Йорк.

Английская революция и ее последствия

В результате мятежа знать и члены парламента разбились на два лагеря. Кавалеры поддерживали богом данную власть монарха. К королю присоединилась большая часть знати со всей страны, что вначале давало ему некоторое военное преимущество. Другая же часть населения — круглоголовые — поддерживала идеи конституционной монархии и власти парламента. Большая часть круглоголовых состояла из пуритан во главе с Оливером Кромвелем.

Сначала войскам Кромвеля было трудно противостоять тренированной кавалерии. Тем не менее, преимущество было на стороне круглоголовых. В 1644 году состоялась битва при Мартон-Муре, в результате которой Кромвель завладел практически всей частью Северной Англии.

Уже в 1645 году была сформирована армия нового образца, которая состояла исключительно из профессиональных, подготовленных солдат. В том же году произошло сражение при Несби, которое окончательно закрепило власть круглоголовых.

В 1649 году Карл Первый был схвачен и казнен. В том же году Англия была провозглашена конституционной монархией.

Тем не менее, правительство вряд ли могло претендовать на звание конституционного. Уже в 1653 году объявил себя лордом (протектором), на территории Англии царила военная диктатура.

Лишь после смерти Кромвеля парламент принял решение возобновить статус монархии. Историки считают, что после восхождения на престол сына казненного монарха Английская революция завершилась окончательно. В 1660 году был коронован Карл Второй.

Итоги Английской революции

Основная цель восстания была достигнута — Англия превратилась в конституционную монархию. В дальнейшем был сформирован сильный парламент, что значительно уменьшало власть Теперь к управлению государством имели доступ и представители буржуазии.

Была провозглашена и что значительно улучшило состояние государственной казны, а также ослабило Голландию, которая считалась главным соперником Англии.

1. Поземельные отношения в Англии накануне революции.

2. Две аграрные программы, сложившиеся накануне революции.

3. Аграрное законодательство пресвитериан.

4. Аграрная политика индепендентской республики и Протектората.

5. Аграрный вопрос и Ирландия.

Источники и литература

Английская буржуазная революция XVII в. / Под ред. Е. А. Косминского и Я. А. Левицкого. М., 1954. Т. 1.

Законодательство английской революции 1640-1660 гг. / Сост. Н. П. Дмитревский. М., Jl., 1946. С. 200, 235-248.

Лавровский В. М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII в. М., 1973. C. 5-10.

Кислица Н. А. Английская буржуазная революция XVII в. Практикум. М.,…. С. 224-227.

Архангельский С. И. Аграрное законодательство Великой английской революции. Ч. 1-2. М., Л., 1935-1940.

Архангельский С. И. Крестьянские движения в Англии в 40-50-х годах XVII века. М., 1960.

Барг М. А. Народные низы в Английской буржуазной революции XVII века. М., 1967.

История Ирландии / Отв. ред. Л. И. Гольман. М., 1980. С. 90-91, 108-111, 114-117.

Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII в. М., 1958.

Савин А. Н. Лекции по истории английской революции. М., 1937.

Татаринова К. Н. Очерки по истории Англии 1640-1815. М., 1958.

Характеризуя особенности аграрного строя Англии накануне революции, определите основные формы земельной собственности и держаний, категории сельского населения. Наличие иерархии держаний определило формирование различных аграрных программ. Первая связана с требованием ликвидировать верховную собственность короля на рыцарское держание и была сформулирована в Меморандуме Парламента 1609. Яков I отказал в удовлетворении этого требования. Вторая аграрная программа отражала интересы вторичных держателей и предполагала превращение копигольда в крестьянскую собственность. Анализируя аграрное законодательство и этапы его реализации в ходе революции (утверждение новых форм собственности) ответьте на вопрос, почему в Англии сохранилось крупное землевладение. Это связано с условиями распродаж в ходе революции: размеры продаваемых участков, цена, сроки выплат. Утверждение крупного землевладения с использованием наемного труда обеспечило высокую экономическую эффективность сельского хозяйства и приток резервной рабочей силы в промышленность. Это законодательство привело к исчезновению мелкого землепользования.

Тема 3. Конституционное строительство сша в конце XVIII в.

а) идеи просветительской философии во вводной части Декларации;

б) разоблачение колониальной политики Англии в Декларации;

в) провозглашение независимости.

2. «Статьи Конфедерации» – первая конституция США.

3. Конституция 1787 г.:

а) структура центральных органов власти;

б) принцип федерализма;

в) оценка 10 дополнений к конституции («Билль о правах»).

Источники и литература

Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов. М., 1959. С.68-71, 77-86.

Аптекер Г. А. Американская революция. 1763-1783. М., 1962.

Война за независимость и образование США / Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1978.

Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М., 1969.

Иванов Р. Ф. Франклин. М., 1972.

История США: В 4-х т. М., 1983. Т.1. (1607-1871 гг.)

Каленский В. Г. Мэдисон. М., 1981.

Каленский В. Г. “Билль о правах” в конституционной истории США. М., 1983.

Конституция США: история и современность. М., 1988.

Лафитский В. И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре федерации. М., 1993.

Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.

Никифоров А. С., Савельев В. А. Конституция США – кодекс буржуазной демократии // Вопросы истории. № 9. 1977. С.80.

Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.

Романова М. И. Война за независимость североамериканских колоний и британский парламент. 1765-1775 годы // Новая и новейшая история. № 1. 2008. С. 110-129.

Севостьянов Г. Н., Уткин А. И. Томас Джефферсон. М., 1976.

Согрин В. В. Идейные течения в американской революции XVIII в. М., 1980.

Согрин В. В. Основатели США. Исторические портреты. М., 1983.

Согрин В. В. Политическая история США. М., 2001.

Ушаков В. А. Америка при Вашингтоне. Л., 1982.

Фурсенко А. А. Американская буржуазная революция XVIII века. М., Л., 1960.

Ширяев Б. А. Политическая борьба в США, 1783-1801. Л., 1981.

Яковлев Н. Н. Вашингтон. М., 1976.

Соединенные штаты Америки стали первым опытом реализации идей Просвещения в государственном строительстве. Широкое распространение теории общественного договора (вариант Д. Локка), теории естественных прав человека в значительной мере объяснялось близостью этих идей и положений протестантских ковенантов. Приступая к анализу Декларации независимости, необходимо вспомнить основные теоретические положения европейского и американского Просвещения и найти их отражение в документе, объяснить некоторые особенности в формулировках Декларации.

Североамериканское государство возникло как союз государств, и на протяжении нескольких десятилетий в политической истории США сохранялась проблема федерализма, т.е. вопрос о степени контроля федеральной власти над штатами, форм взаимодействия ветвей власти. Решение этих вопросов в конституционных актах и политической практике зависело от соотношения сил различных политических направлений и толкований понятия «федерализм».

Похожие публикации