Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Вече — Большая советская энциклопедия. Какие вопросы решались на вече? В каком городе было вече

В древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В. принадлежала высшая законодательная и судебная власть . В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI в.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ВЕЧЕ" в других словарях:

    ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история

    - (от старославянского вет совет) народное собрание в древней и средневековой Руси 10 14 веков, созывавшееся для решения общих дел. Вече возникло из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства местная знать пыталась… … Политология. Словарь.

    Или вечье, ср., ·стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко… … Толковый словарь Даля

    См. совет... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вече парламент, совет, собрание Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ВЕЧЕ, веча, ср. (ист.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. || Место, где собирается вече. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Вече - (от русс, вещать говорить) народное собрание в Др. Руси в X XV вв., созывавшееся для обсуждения и решения важнейших гос ных вопросов (о войне и мире, о назначении высших должностных лиц и др.). В. происходит от племенных сходок, обсуждавших и… … Энциклопедия права

    Современная энциклопедия

    Народное собрание в древней и средневековой Руси в 10 14 вв. Наибольшее развитие в русских городах 2 й пол. 11 12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЕЧЕ, а, ср. На Руси в 1015 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовёт на в. | прил. вечевой, ая, ое. В. колокол. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Вече - ВЕЧЕ, народное собрание на Руси. Наибольшее развитие в русских городах 2 й половины 11 12 веков (Киев, Новгород и др.). Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договора с другими землями и т.д.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Вече. Альманах русской философии и культуры, № 3, 1995 , . Наш альманах издается в рамках Межвузовской научной программы "Русская философская мысль как основа возрождения российской нравственности" . Мы назвали его "Вече" . Это исконно русское слово;…
  • Вече. Альманах русской философии и культуры, выпуск 25, 1995 , . Вашему вниманию предлагается четвертый выпуск альманаха русской философии и культуры "Вече" за 1995 год…

Однако данная форма взаимоотношений между людьми настолько интересна, что стоит поговорить о ней поподробнее.

Определение

Слово «вече» происходит от таких однокоренных слов, как «ведать» (то есть «знать») и «вед» (то есть «совет»). Народное вече представляло собой форму народного совета в родоплеменном обществе, сохранившуюся в Древней и Средневековой Руси.

Часто такую форму совещания называют демократией по-славянски, когда по зову колокола на площадь приходили мужчины и путем прямого и открытого голосования решали, какого князя или воеводу поставить над своим городом, воевать ли с недругами или заключать с ними мир, платить дань или отступные и прочее.

Современные историки потому изучают форму «вече», что такое собрание уважаемых мужчин фактически осуществляло управление своей общиной на равных правах.

Задачи, которые стояли перед народным собранием

Первые русские летописи уже упоминают о том, что тот или иной князь был выбран на княжение с помощью вече, что такое правление этого князя является богоизбранным (Бог и народ в русском сознании всегда были связаны сильными узами). Историк И.Я. Фроянов полагает, что подобная форма управления присутствовала во всем древнерусском государстве, а не только в Новгороде и в Пскове.

Некоторые историки считают, что традиции вече были настолько сильны, что в период татаро-монгольского ига существовало определенное двоевластие, с одной стороны, князей назначал золотоордынский хан, но с другой, на некоторые должности выбирались ставленники веча. Таким образом, в обязанности князя входило собирать дань для хана, а в обязанности тех, кого назначило вече, - править народом. Постепенно князья забирали себе часть власти «вечников» (назначенных от вече людей), соперничали с ними, что приводило к недовольству горожан и народным бунтам.

Кто входил в вече? Вечевые традиции

По традиции, идущей еще от родоплеменного строя, в состав веча входили главы больших семей, а также главы родов. Постепенно, однако, в составе веча стали выделяться «великие» и «малые рода». Впоследствии мнение «малых родов» фактически перестало учитываться.

Кроме того, вечевые традиции использовались не только на большом городском вече, но и на малых уличных, где решались насущные вопроса для жителей улицы или нескольких домов.

Ученые находят черты сходства между древнерусским вече и аналогичными собраниями уважаемых старейшин в странах Европы. Например, такие собрания практиковались в Средневековой Англии (назвались они «витенагемот»), в Скандинавии («тинг»), в Пруссии (собрание старейшин) и прочее.

Древнерусское вече. Что такое «первоначальная русская демократия»?

Некоторые историки также считают, что под данным понятием подразумевалось не только вполне легитимное собрание горожан, привлеченных звуком колокола, но и бунтарские сходы людей, которые превращались в свержение князей и бояр, тем или иным образом не устраивающих рядовых граждан страны.

Отсюда становится понятно, что русское вече достаточно эффективно справлялось со своими функциями в эпоху и стала мешать развитию государства в период его централизации. Отсюда нелюбовь великих русских государей к подобного рода сборищам и наложение запрета на них (в истории известна печальная судьба двух русских городов - Новгорода и Пскова, в которых вечевые традиции были особенно сильными, эти города подвергались карательным экспедициям как со стороны Ивана III, так и его внука Ивана Грозного).

Почему древнерусское и средневековое вече прекратило свое существование?

Все историки сходятся во мнении, согласно которому народное вече перестало существовать в Средневековой Руси из-за того, что не выдержало конкуренции с княжеской властью. Подобная форма управления была невыгодна князьям, стремившимся к подчиняющемуся их власти. Поэтому беспощадную борьбу с такими собраниями вели русские монархи, начиная с 15 века.

При этом маленькие вече, которые собирались как сходы сельских общин, продолжали существовать в нашей стране вплоть до начала 20 века. После разрушения традиционного крестьянского уклада эти формы ушли в прошлое, однако на этапе коллективизации были заменены коммунистическими собраниями и пр.

На современном этапе существования России сильно видоизменившиеся формы вечевой демократии продолжают использоваться в управлении страной: существует выборная система назначения центральных органов власти, действует Государственная Дума, выборные органы местного самоуправления, поэтому можно сказать, что «великое вече» полностью не исчезло, его традиции живут в сознании русских людей, тесно сплетаясь с представлениями о справедливости и правде.

вече

или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг.

Площадь сборная, место сходки;

колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка?

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

вече

веча, ср. (истор.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.

Место, где собирается вече.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

вече

А, ср. На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовет на в. и прил. вечевой, -ая, -ое. В. колокол.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

вече

    Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X- XIV вв.).

    перен. Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вече

народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие - в русских городах 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до кон. 15 - нач. 16 вв.

Большой юридический словарь

вече

(от старослав. вет - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В. принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI в.

Вече

Ве́че - народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Форма народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения до христианизации и образования феодальной государственной власти раннефеодального общества. Вече собирали - для избрания воевод и князя на управление городом или краем, а также обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни, историческая форма прямой демократии на территории славянских государств дохристианского периода. Участниками вече могли быть «мужи» - главы всех общин, - старейшин и старшин сообщества. Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от авторитета или социального статуса.

Традиции народной демократии сохранились в северном регионе в Новгороде и Пскове до разгрома Иваном Грозным в 1569 году, когда были убиты городские старейшины, а вечевой колокол Новгорода лишён «языка». На Украине традиция вольностей вече сохранялась в форме Козацкой Рады Запорожской Сечи и западной модели самоуправления - Магдебургского права. Эти вольности были ликвидированы Екатериной II с ликвидацией гетьманщины и последней сечи переселением Дунайской Сечи на земли Кубани и Ставрополья «для порядка».

Функции веча некоторые историки сопоставляют со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом и собранием старейшин в древней Пруссии.

Вече (партия)

Вече - политическая партия Украины, прежнее название - «Конституционно-демократическая партия». Политическая партия "Вече" была зарегистрирована Министерством юстиции 14 мая 1993 г. и внесена в Реестр политических партий под №14.

Вече (значения)

Вече :

  • Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси.
    • Новгородское вече
  • Вече - нижняя палата парламента Югославии.

Вече (газета)

«Ве́че» - русская газета националистической и монархической направленности, издававшаяся в 1905 - 1910 годах.

Первый номер вышел в Москве 11 декабря 1905 года. Её основатель и фактический редактор-издатель - В. В. Оловеников. Формально же он числился секретарём редакции, а издателем была его жена. В «Вече» № 2 (18 декабря 1905 года) редактором-издателем назван некто В. Владимирович.

В начале 1908 года Оловенников тяжело заболевает и уезжает на лечение за границу, после чего газету начинают редактировать его близкие помощники: Ф. А. Слепов, а затем несколько номеров М. Д. Плетнёв. После смерти Оловеникова (февраль 1908) газету продолжала издавать его мать, обозначенная в выходных данных как «наследники В. В. Оловеникова».

В дополнение к газете в 1908 году печатался еженедельный журнал «Вече», где помещались литературные произведения и фотографии видных монархистов.

До получения издателем разрешения на выпуск газеты (сообщение о подании прошения на издание еженедельной газеты опубликовано в № 4 от 3 января 1906 года) «Вече» выходило в форме сборников. № 1 вышел с подзаголовком «Новая московская ежедневная политическая газета», № 2 - с подзаголовком «Московская политическая газета». В этом же номере было опубликовано объявление: «Газета „Вече“ будет выходить, когда нужно, ибо денег редактор-издатель не имеет; субсидий никаких не желает».

Главный материал № 6 от 19 января - «Счастливый день русского народа», посвящённом Высочайшему приёму Николаем II 23 декабря депутации Союза русского народа.

№ 7 от 23 января вышел под названием «Московское вече» . Норме привлёк внимание публикацией «Политическая речь еврейского раввина, читанная им около 30 лет назад». № 8 от 8 февраля вышел под названием «Наше вече».

Лишь с 13 февраля газета обретает окончательный формат, и с этого времени издаётся под названием «Вече. Общественная, политическая и литературная газета, с портретами, рисунками и карикатурами». «Вече» выходило сначала по понедельникам, затем два, и потом - три раза в неделю. Тираж временами достигал 25 тысяч экземпляров. После прихода в редакцию художника Л. Т. Злотникова каждый номер выходил с злободневными карикатурами, в основном, на евреев.

Антиеврейский настрой доминировал и в публикациях «Веча». В 1907 почти в каждом номере газеты публиковался лозунг «Прочь жиды - Русь идёт». Начиная с 3 октября 1908 года в каждом номере печатался аншлаг «Жиды должны быть выселены из России обязательно». Авторами статей и сотрудниками газеты были, в том числе, такие известные монархические деятели, как П. А. Крушеван, Н. И. Еремченко, М. Д. Плетнёв.

«Вече» публиковало много стихов, большинство из которых были тоже антиеврейской направленности. К примеру, «Вече» от 7 ноября 1906 года представило сочинение Д. Павлова «Вон из России!»: «Вон из России! Вон, Иуда! Довольно с нас твоих „свобод“, Беги, предатель злой, покуда Не возмутился весь народ!».

Главным материалом номера «Веча» от 7 декабря 1906 года было «Открытое письмо А. И. Дубровина митрополиту Антонию». В номерах, последовавших за этой публикацией, издатель помещал материалы, возвращавшие читателя к теме, которую поднял в этом письме глава Союза русского народа.

Санкции, накладывавшиеся на газету, были связаны в основном с перегибами в критике представителей власти - министров правительства и чинов местной администрации. Так, за публикацию в № 60 статьи «Накануне баррикад» , в которой служащие Петербургского градоначальства - «связанные с евреями поляки» - обвинялись в убийстве В. Ф.фон-дер Лауница, газету оштрафовали на 1000 рублей. Такой же штраф был вынесен за публикацию в № 61 (июль 1907) письма С. Ф. Шарапова с обвинениями в адрес министра финансов В. Н. Коковцова.

Из-за отсутствия средств с 10 марта 1909 года газету передали Московскому СРН, после чего она стала называться «Вече. Орган Московского Союза Русского Народа», а затем «Вече. Орган русских монархистов-союзников. Издание Московского Союза Русского Народа».

Переход газеты в руки протоиерея Восторгова вызвал конфликт: ряд бывших сотрудников Оловеникова, являвшихся политическими противниками протоиерея, публично заявили об отказе участвовать в издании. И хотя на протяжении 1909 года новые владельцы постоянно сообщали читателям о намерении перейти с 1910 года в режим ежедневной газеты, необходимого числа подписчиков набрать не удалось, и Московский отдел СРН свернул планы продолжения издания «Веча».

Единственный номер за 1910 год вышел 15 февраля, накануне второй годовщины со дня смерти основателя издания, В. В. Оловеникова. Газета вышла под заглавием «Вече. Еженедельная общественно-политическая газета». Объявляя в этом номере подписку на 1910 год, редактор-издатель Ф. А. Слепов писал, что «главное место в газете отводится удивительному чудовищному росту проснувшегося русского национального самосознания и самосохранения, вылившегося в Черносотенное Освободительное движение». Однако следующего номера газеты так и не вышло.

Вече (журнал)

«Вече » - самиздатский журнал православно-патриотического содержания. Издавался в СССР в 1971-1974 годах. Журнал выходил примерно каждые 3 месяца, с тиражом 50-100 экземпляров. Объём номера составлял около 300 страниц. Всего вышло 10 номеров.

Основателем и главным редактором журнала был русский историк и диссидент Владимир Николаевич Осипов. Среди постоянных авторов журнала были московский священник Дмитрий Дудко, писатели Леонид Бородин, публицисты Геннадий Шиманов, Анатолий Иванов, Светлана Мельникова, Михаил Кудрявцев, Михаил Антонов. Большой вклад в издание журнала внесла Адель Найденович, которая тогда являлась супругой Владимира Осипова.

Материалы нескольких номеров журнала «Вече» были переизданы за границей издательством «Посев» в серии «Вольное слово».

Примеры употребления слова вече в литературе.

Е, какво пък, Лев Абалкин, Лъвльо-Ревльо, сега вече знаем някои неща за тебе.

Ернст-Юлий Хорн, наставникът на Абалкин в училището за прогресори, вече не беше между живите.

Налага се да чакам до утре, а утре тя дълго ще си спомня кой беше този Лев Абалкин и после, като си спомни, с въздишка ще каже, че нищо не е чувала за него ето вече цели двайсет и пет години.

Сплошь и рядом, даже и не враждуя, особым станом становились на вече : мельники и хлебопеки, кожевники и сапожники, плотники и краснодеревцы, серебряники и алмазники, каменные здатели и живописцы, плиточники и ваятели-гончары, корабельники, грузчики, портные и суконщики, железники и кузнецы, бронники и оружейники, рудокопы и доменщики, мыльники и салотопы, вощаники и медовары.

Затем он собрал своего рода вече , на котором присутствовали старшие братья Асархаддона, а также ассирийские чиновники и представители народа, и спросил их, согласны ли они с назначением Асархаддона наследником престола.

Интересно би било да науча какво е отговорил душичката Леонид Андреевич на този изблик на ярост и презрително възмущение, И вече като резидент в Хонти през октомври 67 г.

Той буквално разцъфнал пред очите му и след два-три часа, сякаш нищо не е било, вече приемал гости.

Гласовете вече не се чуваха, само далече долу някой блъскаше капака на сметопровода.

Вышел на вече вой помост Евпатий, рассказал про угрозу Рязани и всей земле русской, поговорил с народом так, как привык говорить в родном городе на шумном рязанском вече .

С трудом узнавал Евпатий места, где еще недавно шумело народное вече , где пестрели разноцветные купола Соборной церкви, где стояли великокняжеские хоромы с нарядными теремами и высоким резным крыльцом, откуда, бывало, князь говорил с народом.

Челото на потока вече нахлу в пресечката отдясно, а потокът блика ли, блика, но ето че няколко кучета се отделят от глутницата и рязко свиват към нас - едри проскубани животни, измършавели, с кичури скапваща козина.

Плащът бавно се свличаше от гърба му, а той вече седеше на скамейката, разкрачил крака, опрял лявата си ръка на хълбока, а със свободната си дясна ръка хванал ефеса на позлатения си меч, забит в изгнилите дъски на пода.

Прошли те времена, когда щитники, замочники и кузнецы смещали епископов и вмешивались в дела государственного управления, когда на вече предстательствовали старшины цехов, истинные представители черного народа, и на них опирались бояре в борьбе за власть.

Днес вече всички разбраха, че да раздрусаш с ритници тези своего рода съвършени цивилизации е толкова безсмислено и безперспективно занимание, както да се опитваш да ускориш растежа на дървото - да речем на някой дъб, - като го дърпаш за върха.

В нея растяха огромни дървета с твърди бели дънери, каквито не се бяха запазили никъде в империята - нито в Ируканското херцогство, нито пък в търговската република Соан, която отдавна вече беше превърнала всичките си гори в кораби.

Вече (от славянского слова «совет») – народное собрание в древней и средневековой Руси, а также во всех восточнославянских племенах.

История вече

Вече было основным государственным органом у славянских племен во время того, как начало формироваться раннефеодальное общество, а славянские племена стали объединяться в единое государство. Основная функция вече заключалась в обсуждении всех важных общих дел племени, на нем решались вопросы, связанные с территорией, политической, культурной и общественной жизнью. Вече считается одной из форм ранней исторической прямой демократии на территории славян. Участниками вече могли быть «мужи» - то есть главы всех свободных семейств (а также племен, родов, поселений, княжеств и так далее). Права мужей в вече были равными в большинстве случаев, однако в некоторых племенах права зависели от социального положения мужа.

Подобные органы существовали также у скандинавов и англосаксов. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица Древнерусского государства.

С постепенным развитием феодализма постепенно начали отходить на задний план традиции военной демократии, решение всех государственных вопросов принимало более организованную форму, вече стали более крупными и принимали официальный статус государственного органа. Несмотря на это, само понятие «вече» в тот период относили практически к любому собранию людей, вне зависимости от того, являлось ли оно официальным (вече также могли называться стихийные собрания граждан для решения того или иного вопроса).

Первые упоминания о вече на Руси относятся к началу 10 века, однако в летописях упоминается наличие подобных собраний у славян еще в конце 8-9 веке. В том или ином виде вече просуществовало на Руси до 16 века.

Краткая характеристика вече

Сегодня историки расходятся в мнение о том, какую реальную силу имело вече. Некоторые считают, что, несмотря на то, что вече считается органом народовластия, реальной силы оно не имело, как правило, все самые важные государственные решения принимали князья и бояре. Другие говорят о том, что на раннем этапе развития Древней Руси вече имело огромное влияние и реальную политическую силу. Князья, которые также входили в вече, все же не обладали достаточной силой и средствами для того, чтобы саботировать принятые на собрании решения. В целом, на Руси в этот период существовало двоевластие – власть князя и власть вече.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными делами государства и самого князя. Князь же имел возможность самостоятельно взимать дань и распоряжаться рядом своих ресурсов, однако большая часть казны контролировалась собранием. Важно отметить, что именно вече занималось «призванием князя», то есть его выбором и могло поставить на престол только того человека, который был выбран на общем собрании.

Во всех землях, кроме Новгородской в вече могли входить так называемые свободные мужи – главы родов и семейств. Это накладывало определенный отпечаток, так с течением времени расслоение общества все больше усиливалось и в вече, по сути, входила лишь аристократия, которая могла себе это позволить. Однако это характерно лишь для позднего периода существования вече.

Следует отметить, что из-за отрывочности сведений о функционировании вече в древней Руси трудно сформировать единую четкую картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то официального документа, часто собиралось стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, могли сильно разниться в зависимости от региона. Так, своего наивысшего расцвета вече достигло в Новгородской земле, а позднее и отделившейся Псковской республике. На этих землях вече просуществовало в своей наивысшей форме вплоть до присоединения к Москве, в отличие от других княжеств, например, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского.

ВЕЧЕ, главнейшая форма самоуправления в Древней Руси. В летописях впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом - под 1016, в Киеве - 1068, во Владимире-Волынском - 1097, в Звенигороде - 1147, в Ростове - 1157, в Суздале - 1157, во Владимире на Клязьме - 1157, в Полоцке - 1159, в Переяславле - 1175, в Рязани - 1177, в Смоленске - 1185. В русских летописях понятие «вече» употребляется в двояком смысле: 1) всякой сходки для совещания о каком-либо вопросе и 2) народного собрания как органа, выражающего участие народа в верховной власти. У русских славян вече было везде, хотя не везде имело одинаковое влияние. Летописи дают скудные и отрывочные данные о вечевых собраниях, притом древнерусская жизнь не создала прочно и ясно установленных форм политической жизни. Участвовать в вече могли (но не обязаны были) все свободные домохозяева. Участие было непосредственное, представительство не допускалось. Могли участвовать жители не только главного города, в котором собиралось вече, но и тянувшей к городу волости, если в данный момент находились в городе; иногда жители главных пригородов призывались на вече в старший город. Вече собиралось и в пригородах, и тогда в нем могли участвовать жители старшего города, если оказывались в пригороде. Иногда вече собиралось вне города, так бывало во время походов, в которых принимало участие земское ополчение. Определенных сроков для созыва веча не было, оно собиралось по мере надобности. Созывал вече или князь, или иной орган власти; наконец, вече могло собраться и по инициативе самого народа. Народ мог не явиться на призыв князя и в то же время составить особое вече, иногда одновременно собиралось два веча.

Норм, определявших наименьшее число участвующих, при котором могло состояться вече, не было. Созывалось вече или колокольным звоном, или через особых рассыльных - биричей. Собрания происходили обычно под открытым небом. Точно определенных мест для собраний, по-видимому, не было, т. к. и в Киеве, и в Новгороде, о которых летописи дают наиболее известий, мест вечевых собраний было несколько. Некоторые ученые пытались разделить вече на законные и незаконные (в зависимости от того, кем созывалось вече и где оно собиралось). Другие историки считали законными и тайные веча, собиравшиеся «по дворам» частных лиц, но, хотя в летописи и употреблен для таких сборищ термин «вече», правильнее считать их просто совещаниями отдельных партий, т. к. они не имели характера всенародности и общедоступности.

Определенного порядка в ходе вечевых собраний, видимо, не было. Нет указаний на существование особого председателя. Созвавший собрание и открывал его. Говорить в собрании мог всякий, но руководство, естественно, принадлежало более почетным «лучшим» людям, боярам и старцам. При решении подсчета голосов не производилось. Для решения требовалось или единогласие, или такое подавляющее большинство, при котором протест меньшинства не имел бы значения. В случае равновесия борющихся партий вече могло распасться на два. Протоколов или каких-либо записей решений не велось; только в Новгороде, и то в позднейшую пору, вечевые решения оформлялись в виде вечевых грамот. Приводились в исполнение решения веча или князем и подчиненными ему органами, или самим вечем. Вечу принадлежала власть законодательная, и судебная власть, и административная власть.

При отсутствии строгого разграничения власти князя и веча оно часто вмешивалось в дела, которыми ведал обычно князь. Чаще всего деятельность веча сводилась к следующим полномочиям: 1. Избрание князя. Народ считал себя вправе призвать любого князя; хотя это право не всегда осуществлялось им (князья часто занимали столы по наследству или военной силой), оно признавалось и самими князьями, которые, если на занятие ими стола не было молчаливого согласия народа или если в их руках не было достаточной вооруженной силы, чтобы игнорировать мнение населения, считали нужным изучить согласие народа, урядиться с ним. Отсюда вытекало право веча заключать с князем «ряд» - договор. Эти договоры обычно не были облечены в форму грамот. Только со 2-й пол. XIII в. мы имеем письменные ряды с князьями, и те относятся к одному Новгороду. Вече могло, далее, изгонять неугодных ему князей, «показывать им путь от себя». Конечно, и это право осуществлялось только тогда, когда вече было достаточно сильно, а князь слаб. 2. Объявление войны. Князь мог затеять войну и без согласия веча, но тогда должен был вести ее на свой страх и на свои средства, не рассчитывая на поддержку земского ополчения, «воев», и при неудаче рискуя потерять свой стол. Вече могло, со своей стороны, взять на себя инициативу в объявлении войны и заставить князя принять в ней участие или заменить не соглашающегося князя другим, если чувствовало себя в силах сделать это. Вечу же принадлежало право требовать заключения мира, если оно считало продолжение войны невозможным для населения. 3. Вече вмешивалось, в особых случаях, в дела княжеского суда и управления и даже судило само непосредственно, особенно по делам, касающимся интересов всей земли.

Рис. 2. Новгородское вече изгоняет князя. Царственный летосписец
В Киеве при первых князьях вече не играло значительной роли. Но по смерти Ярослава, когда на Киевский стол объявилось много претендентов, вече выступило на первый план и на его долю выпадала часто решающая роль как в деле замещения княжеского стола, так и в отношениях между князем и землей. С упадком Киева падает и значение киевского веча. На юго-западе, на Волыни, вече в XII в. имело значительное влияние на дела, но с усилением княжеской власти роль его уменьшилась. В Галицком княжестве вече рано было подавлено княжеской властью, зато здесь развилось сильное боярство, которое, оказав князьям содействие в подавлении веча, в свою очередь, ограничило княжескую власть. В Северской земле, по-видимому, было известное равновесие между властью князя и вечем. Сильнее проявляло себя вече в Полоцкой и отчасти Смоленской землях. Но особенного развития достигло вече в Новгороде и Пскове, хотя и здесь его функции не выразились в строго определенных формах.

Иной была судьба вечевого уклада в Северо-Восточной Руси. В старых городах - Ростове и Суздале, вече первоначально имело такое же значение, как и в остальных русских городах. Однако под влиянием сильной великокняжеской власти роль веча здесь постепенно падала. Великокняжеская власть уже к к. XIV в. ликвидировала вечевые учреждения, хотя во время обострения социальной борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму веча (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, в Костроме и Н. Новгороде в 1304-05 и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгороде и Пскове, где он достиг наибольшего развития. С присоединением к Москве Новгорода (1478) и Пскова (1510) вече было повсюду упразднено.

Похожие публикации