Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Парк екатерининский боковой вход во дворец. Царское село

Признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец , можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.

В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга .

Вход в Екатерининский парк в летнее время платный, в отличие от Александровского , куда можно попасть свободно. Лучшее время для посещения - летом в хорошую погоду, либо в сезон золотой осени.

Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, в которых расположены интересные объекты – павильоны и террасы, пруды и памятники.

Екатерининский парк - режим работы в 2019 г.

Парк открыт:

  • май - июль с 7:00 до 23:00
  • август с 7:00 до 22:00
  • сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.

Кассы работают с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00.

Екатерининский парк - стоимость билетов в 2019 г.

  • Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 19 октября):
    • для взрослых - 150 руб.
    • для детей до 16 лет - бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов - 80 руб.
    • для пенсионеров РФ и Белоруссии - 40 руб.
  • В зимний период (с 20 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный .

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи - амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции .

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж , уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора - Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову» . Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Из истории

До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.

В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.

Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе , здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».

В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна . Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.

Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.

Большой Екатерининский дворец расположился в одноимённом парке. Екатерининский парк состоит из двух основных частей: регулярного Английского сада и Пейзажного парка. Посреди всего этого разбросаны многочисленные постройки и скульптуры. Продолжим прогулку по Царскому Селу.

В летнее время, чтобы попасть в парк, необходимо купить в кассе билет за 100 рублей. При входе можно ознакомиться с картой и основными достопримечательностями:


Территория парка довольно велика - его площадь чуть более ста гектаров. Поэтому при совместном осмотре дворца и прогулке по парку необходимо отводить целый день.

Здесь можно встретить большое количество скульптур:

Вплотную к Екатерининскому дворцу примыкает Камеронова галерея. Она была изначально построена в 1784-1787 годах по проекту архитектора Ч.Камерона по задумке Екатерины II для прогулок.


Камеронова галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя.


Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают прозрачность.


Во внутреннем дворе галереи расположен Фрейлинский сад.









Очередная группа азиатских туристов фотографируется на фоне дворца:


Павильон "Верхняя ванна" расположен на берегу Зеркального пруда. В XVIII веке Верхнюю ванну называли "Мыльня их высочеств". Она была построена в 1777-1779 годах архитекторами В.И. и И.В. Неёловыми в стиле раннего классицизма. До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.


С этой возвышенности хорошо видна часть пейзажного английского парка:






Скульптурная аллегория "Мудрость (Добродетель), попирающая порок":

Скульптурная аллегория "Патриотизм":




Через Рыбный канал, впадающий в Большой пруд, перекинут Горбатый мост:


На берегу самого крупного водоёма в парке, да и в городе, - Большого пруда расположен Грот. Он построен в 1753-1757 годах по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли. На заднем плане виднеется Камеронова галерея:


Павильон "Зал на острову" находится, в соответствии с его названием, на острове Большого пруда. Он был построен в конце 1740-х годов по проекту С.И.Чевакинского. В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Для этого рядом с ним была построена небольшая кухня, уничтоженная в начале XX века. В настоящее время в павильоне ведутся реставрационные работы, после завершения которых "Зал на острову" будет использоваться для размещения временных выставок и проведения концертов.


Чесменская колонна поставлена посредине Большого пруда в честь победы русского флота в 1770 году в Чесменском сражении над турецким флотом. Она была сооружена в 1771-1776 годах по проекту архитектора А.Ринальди и скульптора И.Г.Шварца. 22-метровая колонна из олонецкого розового мрамора стоит на четырёхгранном гранитном основании. Ствол колонны завершён аллегорической скульптурой: бронзовый орёл ломает турецкий полумесяц. На противоположном берегу - Турецкая баня.


Один из павильонов Адмиралтейства, выстроенного в голландском стиле в 1773 году по проекту В.И.Неёлова для Екатерины II, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. Сейчас эти павильоны используются для размещения временных выставок.

Перед Адмиралтейством установлена скульптурная композиция "Ночной дозор" по одноименному полотну Рембрандта. Солдаты больше похожи на мушкетёров:


Возможно, это Д"Артаньян, которому уже до блеска натёрли левую руку:






Еще одна скульптурная композиция воссоздана по картине нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего - "Слепцы":


Отправимся дальше вокруг Большого пруда. Изредка встречаются скамейки для отдыха.




Турецкая баня - последний построенный павильон Екатерининского парка, был возведён архитектором И.А.Монигетти в 1852 году.


Баня была возведена в память о войне России с Турцией 1828-1829 годов.



Во время прогулки по парку можно встретить необычную постройку - пирамиду. Она была построена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неёлова. В 1774 году разобрана и в 1782-1783 годах отстроена заново Ч.Камероном. По некоторым данным, с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, не дошедшими до наших дней.


Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая по склону холма в направлении пруда, стала вымывать ложбину, и чтобы предотвратить высыхание Верхних прудов, решено было создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И.К.Герард.


Сохранился ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды. В числе осуществлённых - Красный (Турецкий) каскад, представляющий собой плотину с двумя сужающимися кверху "готическими" башенками по сторонам.



Около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Он поставлен над узкой протокой, которая соединяет Большой пруд с несколькими прудами, вырытыми в 1769-1770 годах. Мост является копией Мраморного моста из Уилтонского парка в Англии. Постройка фундамента Мраморного моста датируется 1773 годом. Через год, в 1774 году, мост был собран из готовых деталей в Царском Селе мастером В.Тортори.






Вскоре дорога привела меня к так называемому Большому Капризу. Он находится на стыке двух парков: Екатерининского и Александровского. Большой Каприз представляет собой насыпную гору - пандус с аркой, переброшенной над Баболовской дорогой.


Большой Каприз построен в 1772-1774 годах по общему замыслу архитектора А.Ринальди, впоследствии осуществленному В.И.Неёловым при непосредственном руководстве работами инженера И. Герарда.

К сожалению, проход по Капризу был закрыт, поэтому пришлось только оглядеться по сторонам.


Главный арочный проем имеет ширину 5,25 метра и высоту 7 метров.

Китайская беседка, которую ещё называют Скрипучей, строилась с 1778 по 1786 год. Работы по возведению этого нетипичного павильона для парка начались в один момент со строительством Китайской деревни. Руководил постройкой зодчий В.Неёлов, а сам проект разработал архитектор Ю.Фельтен.








Осмотрев Китайскую беседку, отправимся дальше.


Встречаются в парке и безголовые скульптуры:

На самом деле это всё, что осталось от Кухни недалеко от Концертного зала. Кухня была сооружена по проекту Дж.Кваренги в 1785-1786 годах.

Вход в сам Концертный зал бесплатен. Он был построен в 1780-х годах архитектором Д.Кваренги.

Первоначально павильон называли "Храмом Дружбы", но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться "Музыкальным" или "Концертным" залом.


Заглянем внутрь. Интерьеры павильона выполнены в соответствии с канонами строгого классицизма.





И тут можно встретить безголовые скульптуры.

Статуя Нервы - римского императора. Отлит в 1852 году.


Прогулка по Екатерининскому парку мы закончим около фонтана "Девушка с кувшином". Статуя была выполнена в 1816 году известным скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лафонтена "Молочница, или Кувшин с молоком" и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сейчас бронзовый оригинал "Девушки с кувшином" помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Продолжение следует...

Достопримечательности

32209

Царское село - это целый музейный комплекс, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII и XIX веков. Три прекрасных парка, роскошная царская резиденция и несколько павильонов в самых разных архитектурных стилях - все наполнено изысканным очарованием ушедшей эпохи. А еще Царское село - это прежнее название города Пушкин, в котором тоже есть на что посмотреть и где погулять. Предлагаем вам 10 лучших мест, которые надо обязательно посетить в Царском селе.

Музей, Достопримечательность, Дворцово-парковый ансамбль, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Екатерининский дворец представляет собой грандиозное сооружение в стиле русского барокко. Когда-то на позолоту его фасада ушло 100 килограммов червонного золота!

Большой зал дворца и «золотая анфилада» парадных залов поражают роскошью отделки. Нельзя обойти вниманием и всемирно известную Янтарную комнату, возрожденную трудом самых лучших реставраторов России. Волшебные интерьеры и редкие предметы прикладного искусства передают дух елизаветинской и екатерининской эпох. Экспозиция дворца рассказывает о творчестве выдающихся архитекторов и художников XVIII и XIX веков.

Екатерининский дворец не такой большой, как кажется, когда смотришь на него со стороны, пройти его с экскурсией можно за каких-нибудь 40 минут. Но лучше не спешить, вооружиться аудиогидом, путеводителем и собственной фантазией. Только представьте, как по этим комнатам ходила модница-императрица Елизавета, в гардеробе которой было 15 тысяч платьев! И как строго смотрела на изящные завитушки местного декора Екатерина Великая, называвшая этот дворец «взбитым кремом».

Входной билет во дворец стоит для взрослых граждан РФ 500 рублей. Его можно купить, предъявив входной билет (120 рублей) в Екатерининский парк.

Музей открыт с 10.00 до 18.00. Выходные дни: вторник и последний понедельник каждого месяца.

Читать полностью Свернуть

Парк, Музей, Достопримечательность

Неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего, два главных - Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Во всяком случае, именно голландские мастера Роозен и Фохт распланировали сад в начале 1720 года. Впрочем, здесь себя проявили многие выдающиеся архитекторы: так, знаменитый Бартоломео Франческо Растрелли построил в парке павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную горку.

На территории Екатерининского парка расположены десятки архитектурных сооружений: от величественных дворцов и мраморных монументов до многочисленных павильонов, мостиков, экзотических построек, придающих парку неповторимый характер. Все эти объекты достойны пристального внимания. На знакомство с богатствами Екатерининского парка потребуется целый, а то и несколько дней. Но если в вашем распоряжении только час-другой, непременно загляните хотя бы в Агатовые комнаты.

По Екатерининскому парку проводится масса экскурсий, в том числе прогулки на электромобилях и в конных экипажах.

Читать полностью Свернуть

Парк, Достопримечательность, Дворцово-парковый ансамбль, Памятник архитектуры

Александровский парк площадью около 200 гектаров примыкает к Большому Царскосельскому (Екатерининскому) дворцу со стороны парадного плаца (двора). Главный вход расположен напротив Екатерининского дворца. В парк также можно пройти через ворота, расположенные у Александровского дворца, или по дороге, проходящей через Большой каприз.

Александровский парк делится на регулярную (Новый сад) и пейзажную части. И то и другое - шедевры паркового искусства.

Одним из лучших образцов классицизма в мировой архитектуре является Александровский дворец. Он был построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. К сожалению, попасть внутрь здания сейчас нельзя, потому что интерьеры находятся на реставрации до 2018 года. Однако ничто не мешает полюбоваться дворцом снаружи.

Александровский парк открыт круглосуточно. Вход в него бесплатный. Проводятся платные экскурсии на электромобилях и лошадях.

Читать полностью Свернуть


Именно здесь с 1811 по 1817 год воспитывался молодой Пушкин, здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность лицейскому братству. Ныне в помещениях Царскосельского лицея находится музей - один из четырех филиалов Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выпуска. На основе архивных материалов были восстановлены Большой зал, Газетная комната, Библиотека, учебные классы, спальни воспитанников.

Интерьеры передают особую атмосферу Царскосельского лицея, о которой с большой теплотой отзывались многие выдающиеся выпускники этого учебного заведения. Среди них, помимо самого А.С. Пушкина, дипломат А.М. Горчаков, поэты А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер, адмирал, историограф русского флота Ф.Ф. Матюшкин, декабрист И.И. Пущин.

В музей можно купить билет за 200 и за 120 рублей. В первом случае можно пройти по всем помещениям лицея вместе с экскурсоводом. По билету за 120 рублей вы можете самостоятельно ознакомиться с экспозицией и погулять в небольшом лицейском садике.

Музей открыт с 10.30 до 18.00. Касса закрывается в 17.00.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

Еще одно место, связанное напрямую с именем великого русского поэта - дача А.С. Пушкина. Здесь, в одноэтажном деревянном здании, во многом сохранившем свой первозданный архитектурный облик, также располагается музей.

Пушкин захотел обзавестись дачей в 1831 году. Поэт снял восемь комнат в доме, принадлежавшем А.К. Китаевой, где прожил вместе с молодой женой восемь месяцев.

Интерьеры дачи были воссозданы по воспоминаниям современников. В мезонине дома располагается кабинет поэта, в котором были написаны «Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и многие другие произведения. Особый раздел экспозиции посвящается бывавшим здесь Карамзину и Жуковскому: в Царском селе они довольно часто навещали своего ученика и воспитанника.

В доме очень уютно и по-своему красиво. Прогулка по комнатам позволяет прикоснуться к истории русской культуры.

Музей открыт с 10.30 до 18.00. Касса закрывается в 17.00. Выходные дни - понедельник и вторник.

Билеты стоят 50 рублей или 100 рублей, если вы хотите, чтобы вам провели экскурсию.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Государева ратная палата - это не только редчайший памятник архитектуры неорусского стиля, но и единственный в России музей Первой мировой войны.

Само по себе здание, построенное в 1914 году, представляет собой довольно сложный комплекс причудливых строений. За образец были взяты новгородские и псковские постройки XIV-XVI веков. В итоге Ратная палата обрела форму неправильного многоугольника с внутренним двором.

Интересно, что в Ратной палате изначально собирались разместить музей, но не Первой мировой войны, а истории русских войск. Однако после начала войны с Германией в 1914 году, Николай II повелел устроить музей текущей войны, а главными экспонатами, по замыслу императора, должны были стать портреты георгиевских кавалеров. В советские время музей был закрыт. Восстановить его удалось только в 2014 году. Сейчас в палате действует постоянная экспозиция «Россия в Великой войне».

Посетить Ратную палату можно с 10.00 до 18.00, каждый день, кроме среды и последнего четверга месяца. Стоимость билетов для взрослых посетителей - 300 рублей.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

В 2016 году в Александровском парке открылся павильон «Арсенал», где была размещена экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия». Собрать эту уникальную коллекцию помогли специалисты Государственного Эрмитажа.

Павильон «Арсенал» был построен в 1834 году, по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа. Здание в неоготическом стиле прячется в глубине Александровского парка и представляет собой архитектурную фантазию на тему древних замков.

Центральное помещение павильона - это восьмиугольный Зал рыцарей. Здесь в XIX веке размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей Николаю I. Для ее осмотра выдавались билеты, то есть, по сути, «Арсенал» стал первым в России публичным музеем оружия.

Больше семидесяти лет «Арсенал» простоял в полуразрушенном состоянии. Но теперь здесь очень богатая экспозиция. Помимо предметов из собственной коллекции, музей приобретал на аукционах ценные предметы европейского вооружения и снаряжения XVI–XVII веков, в том числе доспехи, шлемы, алебарды, мечи.

«Арсенал» открыт каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Стоимость билетов - 250 рублей.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Федоровский городок - это комплекс жилых и хозяйственных построек в неорусском стиле, напоминающих посад в крепостных стенах. Комплекс строили с 1913 по 1918 год. Образцом служил Царский дворец в селе Коломенское. Городок создали для проживания церковнослужителей и военных. Он был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб, которые состояли из нескольких палат и теремов, обнесённых оградой. Крепостная стена в некоторых местах носила, кроме декоративного, и функциональный характер, так как служила переходом между зданиями.

Дом причта, трапезная, Императорский павильон, Ратная палата и казармы императорского конвоя, офицерский и солдатский лазареты, здание канцелярии, хозяйственные постройки - все имеет единое стилевое решение и представляет собой крайне любопытный архитектурный памятник. На территории Федоровского городка также находится Феодоровский собор, нижний храм которого был домовой церковью царской семьи.

Читать полностью Свернуть

Академический проспект 12-18, Пушкин

Парк, Достопримечательность

Замечательные образцы парковых композиций в духе позднего барокко были созданы к середине XVIII века в летней царской резиденции, расположенной к югу от столицы. Ее владелица — Елизавета Петровна — решила затмить великолепием новых царскосельских дворцов и садов другие пригородные ансамбли.

Старая усадьба, принадлежавшая Екатерине I, была основана в 1708 году на месте шведской Сарской мызы. В 1716 году строятся каменные палаты, хозяйственные дворы, заложен плодовый сад, устроены охотничьи угодья. В 1719-1723 годы садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом был заложен регулярный увеселительный сад с террасами, липовыми шпалерами, каналами, двумя декоративными бассейнами и прудом на речке Кузьминке. Центральная аллея сада и ее продолжение на северо-запад от дворца к Зверинцу предопределили основную композиционную направленность ансамбля на много лет вперед.

Опытный зодчий М. Г. Земцов разработал программу радикальной реконструкции сложившейся усадьбы, но ему не суждено было ее осуществить. После смерти Земцова его ученики и последователи А. В. Квасов и С. И. Чевакинский успешно вели строительство дворца и парковых сооружений, а также Нового, или Верхнего, сада, расположенного между дворцом и Зверинцем. Завершение строительства дворца, причем уже в новой трактовке его объемно-пространственного решения и барочного декора фасадов, выпало на долю Ф.-Б. Растрелли.

Окончание строительства было отмечено праздником 30 июля 1756 года, который совпал с другим событием, имевшим важное военно-политическое значение — победами русских войск в Пруссии. В Царское Село были доставлены военные трофеи. С этого момента его залы и парки стали свидетельствовать не только о достижениях русского искусства, но и об успехах русского воинства. В дальнейшем сложилась традиция отмечать многочисленные победы русского оружия установкой в парке обелисков и других торжественных монументов.

Полным ходом шли работы и по реконструкции Старого сада и расширению всего паркового комплекса. В одну осевую композицию протяженностью 1,2 километра были объединены Старый сад, дворец, Новый сад и Зверинец.

Размах работ в период 1740-1750-х годов был огромным. Строительство велось на многих участках царской резиденции, на них трудились сотни каменщиков, землекопов, садовых рабочих, возчиков. Во дворцах и павильонах работали русские крепостные мастера - лепщики, живописцы, резчики. В Царское Село везли строительный материал - кирпич, уральский мрамор, тосненский и пудостский камень, лес. Сюда непрерывным потоком доставляли на повозках крупномерные деревья - липы, дубы, клены, иноземные экзотические растения. Так рядом со столицей возникал крупнейший дворцово-парковый комплекс.

Одним из шедевров русской садово-парковой архитектуры середины XVIII века считается царскосельский Эрмитаж. В нем ярко выражены все наиболее характерные черты эпохи зрелого барокко, что стилистически объединяет его с главным элементом ансамбля — Большим дворцом. Эрмитаж был поставлен на открытой площадке, облицованной мрамором «в шахмат», в центре пересечения десяти радиально расходящихся аллей, в окружении канала и балюстрад, образовавших в плане вычурную фигурную рамку.

К центральному, перекрытому восьмигранным куполом двухэтажному объему главного зала примыкали четыре симметричных «кабинета». Фасады павильона, чрезвычайно пластичные, покрытые сложным архитектурным декором, представали перед зрителем в разных ракурсах, причем с каждой из радиальных аллей раскрывалась лишь часть фасада. Эрмитаж (архитекторы М. Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, С. И. Чевакинский) являл собой яркое, праздничное зрелище, был щедро украшен скульптурой, имел богатую полихромную раскраску: белые архитектурные детали и позолоченная скульптура на сине-зеленом фоне. Большие оконные проемы, отражающиеся в многочисленных зеркалах, росписи стен и плафонов, резные цветочные гирлянды, вазы, живописные изображения архитектуры — все это связывало интерьеры с парковым пейзажем, иллюзорно растворяло одно в другом. Вместе со своим окружением Эрмитаж представлял великолепный пример синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и садово-паркового искусства.

В 1749 году на берегах Большого пруда строится Грот. Композиционная роль этого сооружения (архитектор Ф.-Б. Растрелли) заключается, прежде всего, в том, что он органично связывает Старый сад с пространством Большого пруда, как бы выводит его замкнутые внутренние пространства по новой поперечной оси на широкий простор озера и одновременно акцентирует юго-западный «фасад» сада. Скульптуры дельфинов и нереид, купол, изображающий фонтан, фигуры морских божеств - все это говорит о водной тематике этого павильона.

Непрерывно изменялся и обогащался облик аллей, боскетов и террас в Старом саду. Но его планировочная структура оставалась неизменной. Как и прежде, к дворцу примыкала верхняя терраса, которая имела плоскостное решение. В поле зрения преобладали сложные цветочные партеры, огибные дороги. Далее располагались стриженые боскеты, водные зеркала в вычурном барочном обрамлении. Следующие террасы были засажены в основном плодовыми деревьями. Завершала композицию эрмитажная березовая роща. Однако сложный рисунок дорог и аллей вокруг Эрмитажа, каскады Нижних прудов и, конечно, сияющие позолотой павильоны придавали Старому саду совершенно новый, праздничный, парадный облик. Функции эрмитажной рощи усложнились, это был уже не только сад для уединения и размышления, но и место пышных приемов, развлечений придворной знати. То же относится и ко многим другим частям парка - Зверинцу, островам Большого пруда.

В 50-60-х годах XVIII века крупные парковые павильоны доминировали в пространстве. Вся система визуальных взаимосвязей была в те годы иной, чем в более поздний период. Дворец (как и Эрмитаж) свободно просматривался со многих точек молодого еще сада. Из окон дворца открывалось все пространство сада, включая и Большой пруд. С другой стороны, плотные боскеты создавали малые камерные пространства, почти полностью изолированные, тогда как сегодня, несмотря на то что деревья разрослись, взгляд свободно проникает в подкронное пространство на значительную глубину. Ведущей породой в садах Царского Села была в тот период, бесспорно, липа, а дополняющей - дуб. Липа наилучшим образом соответствовала местному климату, почвам и в то же время превосходно переносила стрижку. Большую роль играли также шпалеры из тиса, самшита.

В Старый сад было свезено множество беломраморных, свинцовых и позолоченных скульптур из парков Петербурга, принадлежавших ранее опальным царедворцам и государственным деятелям - А. Д. Меншикову, А. И. Остерману и др. Он становился, так же как и ранее Летний сад, музеем скульптуры. Выполненные в динамических формах барокко фигуры античных богинь и героев удовлетворяли познавательные интересам публики, прославляли гражданские добродетели. Большинство скульптур были созданы лучшими итальянскими мастерами — П. Баратта, Л. Дзордзони, Д. Бонацца и др. Мраморные скульптуры экспонировались на наиболее выгодном для их осмотра фоне, образованном мелкой фактурой стриженой листвы, в зеленых нишах, которые служили им своеобразной рамкой и контрастно их оттеняли.

Одновременно проводились работы и в Новом саду. Его территория, квадратная в плане, была окружена глубоким каналом. Каменная стена с бастионами по углам окружила Зверинец. В центре Зверинца по проекту С. И. Чевакинского построили нарядный павильон Монбижу. Композиционная роль его во многом аналогична эрмитажной: находясь на продолжении главной оси (но только в противоположном северо-западном направлении) и на пересечении 6 радиальных просек, он архитектурно активизировал все пространство Зверинца. Павильон напоминал Эрмитаж и внешне: это был двухъярусный восьмигранный объем под куполом, с барочной отделкой интерьеров и фасадов. Он также был окружен каналом.

Территория Нового сада членилась на 4 боскета размером 200x200 метров, причем каждый из них имеет свой собственный облик: в боскете Карусель — это искусственные прудки, в боскете Грибок — 37 беседок, боскет Парнас до сих пор украшает высокая искусственная гора конусовидной формы, центральное место в четвертом боскете занимал театр.

Границы паркового ансамбля расширяются и переносятся к ручью Вангази. Были также предприняты работы по дальнейшему развитию водной системы за счет использования источников в 6 км к северо-западу от дворца. Для этого пришлось прорыть Виттоловский канал. Это позволило не только поднять уровень воды и увеличить площадь Большого пруда, придать ему более четкие геометрические контуры, но и создать целый ряд водоемов, в том числе цепочку каскадных прудов за Эрмитажем, на ручье ниже старой плотины.

На северном берегу пруда Растрелли строит увеселительный павильон Катальной горы. Известный изобретатель А. К. Нартов выбрал место и разработал техническую часть этого сложного сооружения. Оно было поставлено на холме, открытом в сторону пруда, имело два специальных «катальных» форса, к которым В. И. Неелов позже пристроил третий, достигавший острова в центре пруда. Катальная гора была уникальна и не имела аналогов в Европе.

Дальнейший переход проектирования в руки А. Ринальди, И. В. Неелова, Д. Кваренги, Ч. Камерона не привел к резкому разрыву с замыслами их предшественников. Екатерининский период формирования ансамбля ознаменовался его территориальным развитием, появлением новых элементов. От регулярного принципа к пейзажному, от стремления подчинить, упорядочить природу с помощью архитектуры до идеализации «натуры», подражания ей — такими путями шло формирование Царского Села в 60-90-е годы XVIII века.

Доминанта ансамбля — Большой дворец сохранил и усилил господствующее положение. Проходящая через него центральная планировочная ось «северо-запад—юго-восток» длиною более километра продолжала играть ведущую роль в плане огромного дворцово-паркового комплекса. Но то новое, что было создано здесь, придавало ансамблю большое стилистическое и пейзажное разнообразие, художественно-историческую глубину.

В 1770-х годах на берегах Большого пруда, переделанных «под природу», возникает ряд новых парковых сооружений. Их положение и роль в ансамбле была предопределена В. И. Нееловым. По его проекту строятся Палладиев мост (старое название — Сибирская мраморная галерея), комплекс Адмиралтейства. Архитектор Ю. Фельтен воздвигает монументальную башню Руину, призванную отметить победу в русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов. С ее верхней площадки, расположенной на высоте 21 метр, открывался широкий вид на парк. А. Ринальди устанавливает Чесменскую, или Ростральную, колонну, а также Кагульский обелиск и Морейскую колонну. Эти сооружения и монументы завершили создание одной из самых интересных архитектурно-ландшафтных композиций царскосельского ансамбля.

Во второй половине 1770-х годов вновь центр внимания устроителей парка перемещается к Старому Екатерининскому саду. К счастью, он не подвергся радикальной перестройке, сохранив в целом регулярный характер планировки. Но в нем появилось много новых черт в духе времени: заменена каналом каменная стена сада (это позволило раскрыть виды на парадные фасады служебных зданий, расположенных вдоль Набережной улицы), сделаны более отлогими берега двух малых прудов на третьей террасе, устроены каскады на Нижних прудах, рядом с ними насыпана Трифонова горка (названа по имени мастера, работавшего в Царском Селе в 1740—1770 годах, — Трифона Ильина). Этот искусственный холм обсажен высокими деревьями, и в их тени на вершине устроена «китайская» беседка. И. В. Неелов (сын В. И. Неелова) строит в Старом саду Верхнюю и Нижнюю ванны, а также Эрмитажную кухню у южного входа в сад.

К западу от Большого дворца возникает архитектурно-ландшафтный комплекс, выполненный в модном китайском стиле. Он включил в себя Большой каприз, Китайскую деревню, Скрипучую беседку, Китайский театр, Китайские мосты на Крестовом канале и другие садовые сооружения (проекты В. И. и И. В. Нееловых, Ю. Фельтена, А. Ринальди, Ч. Камерона, реализованы в основном в 1782—1798 годах). Улицу «деревни» образовывали десять стилизованных гостевых домиков, а на центральной площади расположилась восьмиугольная пагода («обсерватория»), стены которой были орнаментованы на восточный манер.

Комплекс «китайских» построек являлся продуктом широко распространенного в Европе тех лет увлечения искусством Дальнего Востока, оказал сильное влияние на русское паркостроение. Царское Село было самым крупным по масштабам примером создания садовых павильонов в стиле шинуазри. На первых этапах развития пейзажной планировки такие постройки рассматривались чуть ли не как обязательные для дворцового или усадебного парка.

Из сохранившихся доныне «китайских» построек наибольший интерес представляет Большой каприз — земляная гора, имеющая форму насыпи с большой и малой арками и беседкой-пагодой в центральной части. Это монументальное сооружение тесно увязано с планировкой всего парка: большая арка фиксирует направление на Большой дворец, а малая ориентирована на поперечную ось Нового сада, которая в дальнейшем была закреплена портиком Александровского дворца. Таким образом, это парковое сооружение играет роль связующего элемента между двумя архитектурными доминантами ансамбля.

В это же время на прилегающей южной территории парка Д. Кваренги строится ряд садовых сооружений, среди них Концертный зал, купальня, Кухня-руина, зал на острове (реконструкция), Гатчинские ворота (вместе с А. Ринальди).

Летом 1779 года Екатерина II, мечтавшая о греко-римской «рапсодии» в своем царском саду, привлекает к работам по реконструкции дворца и парка шотландского архитектора Чарльза Камерона, два десятилетия изучавшего древнеримские и ренессансные постройки в Италии. Этот выбор не случаен, он полностью отвечает уже осознанной перемене в стилевой направленности. Замечательный архитектор-историк, Камерон проявил тонкое понимание паркового искусства, пейзажных закономерностей. Одновременно с работами по Царскому Селу он строит в соседнем Павловске, на берегах Славянки, Храм Дружбы, Колоннаду Аполлона и дворец наследника престола и во всех работах показывает те новые возможности, которые открываются в художественном взаимодействии строгих форм классической архитектуры с живописно организованным пейзажем. Камерон работал в тесном контакте с ботаником, ученым-садоводом и мастером-парковедом Иоганном Бушем, имевшем самое прямое отношение к пейзажным композициям и Царского Села, и Павловска. Семья Буша, в том числе его помощник-сын и дочь, вышедшая замуж за Камерона, находилась в Царском Селе с 1775 года.

Камерону сразу же поручается проект Концертного зала на острове Большого пруда. Немедленно вслед за этим он приступает к строительству терм наподобие античных.

Большое значение для царскосельского ансамбля имели и другие работы по расширению и перестройке Екатерининского дворца, в особенности строительство Агатового павильона и пандуса (1780—1795). Комплекс преобразил южную часть дворца и прилегающую парковую территорию. Это был качественно новый уровень взаимосвязи архитектуры с окружающим ландшафтным пространством, основанный на их взаимопроникновении. Открытая легкая галерея для прогулок с широкой великолепной лестницей, терраса висячего сада и длинный пандус самым непосредственным образом связывали дворец с прудом, дубовой рамповой аллеей, ведущей к Гатчинским (Орловским) воротам, открывая эффектные виды на новый пейзажный парк и террасы Старого сада.

Важным фактором дальнейшего развития Царского Села стало строительство по проекту Д. Кваренги Александровского дворца (1792—1796), что в дальнейшем определило структуру всей северной части ансамбля. Дворец, выходящий своим строгим и простым (по сравнению с Екатерининским дворцом) фасадом на поперечную просеку — «блезир» Нового сада, закрепил чуть ли не единственную поперечную композиционную ось ансамбля в направлении с северо-востока на юго-запад и явился центром нового планировочного района парка, освоенного несколько позже, в начале XIX века. Однако этот дворец, в отличие от Екатерининского, уже не подчиняет себе пространство сада, а лишь композиционно дополняет его. Величественная полуротонда на западном фасаде эффектно замыкает перспективу широкой аллеи, но зодчий не ставит себе целью превратить дворец в еще одну доминанту парка, спорящую с дворцом Растрелли. Такой прием характерен для периода, когда идея подчинения природы архитектуре уже была отвергнута.

Серьезный этап в развитии ансамбля — формирование пейзажных садов, окружающих Александровский дворец с запада, севера и востока, по проекту, разработанному с большим мастерством И. В. Нееловым в 1792 году (древесные посадки производил И. Буш). Главным мероприятием стало сооружение трех связанных друг с другом прудов со свободными плавными очертаниями, окруженных живописными рощами, лужайками.

Ансамбль территориально развивается и за счет закладки новых парков. Так, в 1783-1785 годах И. В. Неелов строит западнее Царского Села близ деревни Баболово у речки Кузьминки Баболовский дворец и разбивает вокруг него пейзажный сад с прудом. Позже здесь будет создан и большой парк площадью свыше 300 гектаров.

В длительной истории царскосельского ансамбля периоды подъема сменялись годами упадка и разорения. После смерти Екатерины Павел I распространил свою неприязнь к матери и на ее любимую летнюю резиденцию. Все неоконченные работы в Царском Селе с 1796 года приостанавливаются, многие предметы декоративного убранства переносятся в Михайловский дворец, Гатчину и Павловск. Китайская деревня частично разобрана на строительный материал. Многие статуи, ранее украшавшие парк, бесследно исчезли. Коллекцию античных статуй, установленных на пандусе, перенесли в Павловск, который теперь становится центром развития паркового искусства России.

Музей заповедник «Царское Село» – наверно одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Думаю, практически каждый турист, посещавший Северную столицу, был здесь.

Царское Село – это прекрасные парки, роскошные дворцы – огромная территория, пронизанная историей дореволюционной России.

За что я люблю Царское Село

Я бывала тут много раз. Это место приятно посещать вновь и вновь. Больше всего мне нравится прогуливаться по Екатерининскому парку. Более подробно я рассказывала о нем в . Он делится на регулярный и пейзажный парки. Для меня более интересна его последняя часть, а вот для красивых фотографий, конечно, и большей популярностью у туристов пользуется Регулярный парк. Его строгая симметрия и обилие всевозможных украшений производит наиболее яркое впечатление на гостей Села.

Но наиболее всего Царское Село известно своими дворцами. Конечно же, в первую очередь – Екатерининский дворец. Его роскошь и красоту сложно передать словами. Это нужно видеть! Богатство и шик той эпохи как нельзя лучше передает убранство и внешний вид дворца.


Конечно, Александровский дворец менее помпезный. Но он привлекает гостей совсем другим. Если Екатерининский дворец более официальный, его залы и комнаты не производят впечатления, что здесь когда-то жили (более подробно о Екатерининском дворце я рассказывала ), то внутреннее убранство Александровского дворца, сохранившиеся предметы интерьера заставляют поверить и окунуться в домашнюю жизнь императорской семьи.


Мне посчастливилось побывать во дворце еще до его закрытия. Наибольшее впечатление на меня произвел кабинет Николая II.


Очень уютная и по настоящему домашняя обстановка царит во всех комнатах. Легко представить, что всеми сохранившимися до наших дней вещами (а их очень много), пользовались в повседневной жизни члены семьи Романовых. Отдельно о дворце читайте .

Теперь окунемся в историю, я расскажу вам о том, как появилось Царское Село. А затем перечислю все самые интересные места.

Немного истории

Царское Село появилось благодаря царю Петру I. Именно он преподнес земли Сарской мызы своей супруге Екатерине Алексеевне (будущей Екатерине I). Щедрый подарок был по достоинству оценен. С 1710 года начинается история Царского Села как царской загородной резиденции. Это место любили практически все последующие русские императоры. Екатерина Алексеевна приказала отстроить на территории Села небольшой двухэтажный летний дворец, а также разбить парк вокруг него.

Позднее Царскому Селу был присвоен статус заповедника. И уже с 1990 года оно получило свое современное название – Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Как добраться

Музей-заповедник расположен по адресу: , г. Пушкин, ул. Садовая д. 7.


Добраться можно следующими способами:

С Витебского вокзала идет электропоезд в г. Пушкин до станции «Царское Село»:

  • Стоимость билета – 40 рублей.
  • Время в пути – 30 мин.
  • От станции до музея можно добраться с помощью маршрутных такси №№ 371, 377, 382, автобусов № 371, 382 или прогуляться пешком.
  • Путь пешком займет около 30 мин.

От станции метро «Московская» идут маршрутные такси непосредственно до парка:

  • Такси №№ 286, 287, 342, 347, 545.
  • Остановка расположена за Домом Советов.
  • Обычно там стоит сразу много маршрутных такси с большими вывесками «Царское Село», «Парки Царского Села», «Дворцы».
  • Маршрутное такси домчит за 40 минут при условии, что не будет пробок.
  • Стоимость проезда составит около 40 рублей.

До Царского Села можно добраться с Московского проспекта :

  • Напротив «Макдоналдса» останавливается автобус № 187.
  • Здесь же можно поймать и маршрутные такси с кольца от Дома Советов.
  • Автобус идет до станции (г. Пушкин).
  • Стоимость проезда - 30 рублей.

От станции метро «Купчино» можно добраться на маршрутных такси:

  • Такси №№ 545, 286, 287, автобусе № 186.
  • Время в пути - 30 минут, если не будет пробок.
  • Кольцо маршруток расположено на Витебском проспекте со стороны метро.

До Царского села можно доехать на такси :

  • Поездка будет стоить примерно 500–600 рублей в 1 сторону.
  • Время в пути примерно 30 минут, если не будет пробок.

Я люблю доезжать до Царского Села на маршрутке от станции метро «Московская». Благодаря тому, что маршруток там всегда очень много, можно не спеша подойти, занять сидячее место и быстро с комфортом доехать непосредственно до музея. По пути можно любоваться городскими пейзажами.

Режим работы и стоимость билетов

Екатерининский парк

Время работы :

  • с сентября по апрель с 7:00 до 21:00;
  • с мая по июль с 7:00 до 23:00;
  • в августе – с 7:00 до 22:00.

Билет :

  • с 25 апреля и по 20 октября – 120 руб. В другое время вход свободный.

Екатерининский дворец

Наибольшей популярностью пользуется именно эта экскурсия. Здесь самые длинные очереди. Поэтому, планируя свой день, для начала посетите дворец. Купив билет, имейте в виду, что он действителен в течение часа.

Время работы :

  • с июня по август – с 12:00 до 20:00;
  • в мае и сентябре – с 12:00 до 19:00;
  • Необходимо помнить, что кассы закрываются на час раньше.
  • Выходной день – вторник, а с октября по апрель – вторник и последний понедельник месяца.

Музей предлагает два вида экскурсий :

  1. Маршрут проходит через: Большой Зал, Столовые, Малиновую и Зеленую Столбовые, Картинный и Портретный залы, Янтарную комнату, Китайскую гостиную, Буфетную, Официантскую.
    Стоимость билетов:
    1. взрослые – 580 руб.;
    2. пенсионеры – 290 руб.;
    3. курсанты, члены союзов художников, военнослужащие срочной службы, члены союзов архитекторов и дизайнеров России – 290 руб.;
    4. учащиеся старше 16 лет и студенты – 290 руб.;
    5. посетители младше 16 лет – вход бесплатный;
  2. Маршрут проходит через: Большой и Арабесковый залы, Антикамеры, Янтарную комнату, Картинный зал и выставку «Романовы в Царском Селе».
    Стоимость билетов:
    1. взрослые – 400 руб.;
    2. пенсионеры – 200 руб.;
    3. курсанты, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, военнослужащие срочной службы – 200 руб.;
    4. учащиеся старше 16 лет и студенты – 200 руб.;
    5. посетители младше 16 лет – вход бесплатный.

Александровский дворец

В данный момент закрыт на реконструкцию до 2018 года.

Музей-лицей А. С. Пушкина

Находится во флигеле Екатерининского дворца. Вход в музей отдельный.

Режим работы :

  • с 10.30 до 18.00. Касса работает до 17.00.

Стоимость билетов с экскурсией :

  • взрослые – 200 руб.;
  • пенсионеры – 100 руб.;
  • студенты – 100 руб.;
  • посетители до 16 лет – 80 руб.

Стоимость билетов без экскурсии :

  • взрослые – 120 руб.;
  • пенсионеры – 40 руб.;
  • студенты – 40 руб.;
  • посетители младше 16 лет – бесплатно.

Что посмотреть

Посещение Царского Села займет у вас целый день. Столько мест нужно успеть обойти!

Екатерининский дворец

В первую очередь направляйтесь в Екатерининский дворец. Во дворец запускают группами по 20 человек каждые 20 минут. Купив билет, необходимо помнить, что музей нужно посетить в течение часа.


Во дворце безумно красиво! Я бы советовала прогуляться без экскурсии, т. к. экскурсовод очень быстро ведет гостей по залам, и нет возможности и времени более тщательно и детально рассмотреть всю красоту, налюбоваться и восхититься всем. Для себя я выбираю хождение по музеям «дикарем». Тем более, что всегда можно присоединиться к группе и послушать, а затем дальше бродить в своем режиме. Во дворце много прекрасных залов, каждый из них по своему великолепен. Наиболее известные – Большой зал и Янтарная комната.

Большой зал

Он просто изумителен! Все помещение просто утопает в золоте! Каждая деталь интерьера продумана до мелочей, изящна и неповторима в своей красоте. Как известно, здесь устраивались официальные приемы и роскошные балы.


Для этого вечером зажигалось огромное количество свечей, и стены начинали гореть, переливаться золотом! Зал производил неизгладимое впечатление на всех гостей.

Янтарная комната

Невероятно красивый зал. Ее по праву называют одним из чудес света. Не нужно забывать, что оригинальные янтарные панно, украшавшие комнату, были безвозвратно утрачены во время Великой Отечественной войны.


Музей-лицей А. С. Пушкина

После посещения Екатерининского дворца можно дойти до музея-лицея А. С. Пушкина. Он находится во флигеле Екатерининского дворца, который примыкает к ограде парка.


Очень интересная экскурсия по месту, где учился известный русский поэт. Вам покажут аудитории и залы, а также личные комнаты лицеистов. Удивительно, насколько скромны были условия!

Екатерининский и Александровский парки




И еще много всего интересного можно посмотреть здесь.


В данный момент Александровский дворец закрыт на реконструкцию до 2018 года, но можно просто полюбоваться самим зданием. Оно действительно очень красивое и величественное. В Александровском парке также множество интересных памятников и сооружений, которые можно осмотреть. Вход в парк бесплатный, поэтому он пользуется большой популярностью у местных жителей. Здесь можно и прогуляться пешком, и покататься на лыжах, провести время с семьей на пикнике.

  • Большой и Малый капризы объединяют Александровский и Екатерининский парки. Представляют собой искусственные мосты, под которыми проходит дорога к дворцам. На этой фотографии хорошо виден как Большой каприз, так и Малый вдалеке.

  • Большой Китайский мост находится перед передним плацем Екатерининского дворца и ведет в Александровский парк.

  • Белая башня представляет собой комплекс сооружений в средневековом стиле. Его возвели специально для детей императора Николая I. Здесь ребята занимались изучением военного дела, фехтованием и многими другими дисциплинами.

И это далеко нее все, что можно посмотреть здесь!

Надеюсь, мой обзор был интересным. Желаю самых приятных впечатлений от посещения Царского Села!

Похожие публикации