Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Какая религия была государственной в хазарском каганате. Какие народы являются потомками хазар


Этногенезхазар 2

ОбразованиеХазарскогогосударства3

СтановлениеХазарскогокаганата4

Территорияи население4

Экономикаи социальныеотношения6

Государственныйстрой10

ГородаХазарии12

Религияхазар15

Этногенезхазар

Этноним"хазары" неможет бытьудовлетворительнообъяснен нииз какого известногоязыка. В научнойлитературепринята именноформа "хазары",наиболее четкофиксируемаяарабскими, атакже византийскимиисточниками.В документахна древнееврейскомязыке, связанныхс Хазарией,отражена таже форма. Затодревнеармянскиеавторы обычноговорят о "хазирах" а в русскойлетописи встречаетсяформа "козаре" (мн. число). Посколькудревнегрузинскоеназвание идентичноарабскому ивизантийскому,то армянскуюформу нельзяпризнатьобщекавказской.В то же время,учитывая оченьблизкое знакомствос хазарами вАрмении и ДревнейРуси, можнопредположить,что формы "хазир"и "козар" попалисоответственов Закавказьеи на Русь черезкакие-то опосредующиезвенья, т. е. черезязыки и наречия,в которыхпервоначальнаяформа "хазар"измениласьв "хазир" и"козар".

С IV в. вместес племенамиГуннского союзав ВосточнуюЕвропу хлынулиз Сибири иболее отдаленныхрайонов (Алтая,Монголии) потокфинно-угорскихи прототюркскихплемен. Онизастали в степныхрайонах ВосточнойЕвропы преимущественноиранское (сарматское)население, скоторым и вступилив этническиеконтакты. Навсем протяженииIV-IX вв. в этойчасти Европышло смешение,взаимовлияниетрех этносов:иранского,угорского итюркского. Вконечном счетевозобладалпоследний, ноэто случилосьдовольно поздно.Упомянутыевыше процессыи легли в основуформированияхазар.

Однаконе гунны сыгралиглавную рольв этногенезехазар. Таковаяпринадлежитпрежде всегоплемени савиров.Савирами называлисьфинно-угорскиеплемена югаСибири и, возможно,само названиеСибирь восходитименно к ним.Угры савирыбыли значительнымплеменнымобъединениемюга ЗападнойСибири, однако,продвижениес востока тюркскихорд теснилоих и заставлялоотдельныегруппы покидатьисконную территорию.Так савирывместе с гуннамиперешли в ВосточнуюЕвропу.

Здесьсавиры оказалисьна СеверномКавказе, гдевступили вконтакты сразноэтническимместным населением,входя в различныеплеменныеобъединениявозглавляяих, в дальнейшемобразовавСавирский союз.Савирский союзраспался врезультатенеудачнойборьбы с Тюркскимкаганатом.Какая-то частьсавиров осталасьв ВосточномПредкавказье,когда сюдахлынул потоктюркских племен.Среди них былотюркское племяко-са, известноеиз китайскихисточников.Исследователис ним связываютэтноним "хазары".Именно этотюркское племя,которое затемв течение второйполовины VI в.и позже ассимилировалоостатки савирв Предкавказье,а также некоторыедругие местныеплемена, в результатечего и сложилсяхазарскийэтнос.

Хазарскийязык, как доказанолингвистами,тюркский, ноон вместе сбулгарскимотносился кобособленнойгруппе тюркскихязыков довольносильно отличаясьот других тюркских,наиболеераспространенныхв IX-Х вв. (огузского,кимакского,кыпчакскогои др.), хорошоизвестных вмусульманскоммире.

ОбразованиеХазарскогогосударства

Ранниеупоминанияхазар в связис событиямив Закавказье(вторая половинаVI в.) весьмапротиворечивы.На юге ВосточнойЕвропы в VI в.утверждаетсяверховнаявласть сначалаединого Тюркского,а затем, с 588 г.(приблизительно),Западнотюркскогокаганатов.Центр последнегорасполагалсяв Семиречье,а главная аренадеятельностинаходиласьв Средней Азии,где тюрки постоянноконфликтовалис Ираном. Но иплемена Предкавказья,по крайней меревосточной егочасти, зависелиот хакана тюроки вовлекалисьв войны с Ираном.

В то время,говоря о хаканезападных тюрок,арабские источникиизображаютего на Кавказекак некоеговерховногосюзерена многихместных племен.Среди последнихже для 60-80-х годовупоминаютсябурджан (т. е.булгары), баланджар,банджар, аланы,даже абхазыи, наконец, хазары.Хазары упоминаютсячаще другихплемен, и этодает основаниядумать, чтоименно ихполитическоеобъединениепостепенно,к 90-м годам VI в.выдвигаетсяна первый планв ВосточномПредкавказье.Правитель хазаруже в начале90-х годов VI в. титулуется"малик" ("царь").В то же времяупоминаниерядом с хазарамии других племенсвидетельствуето неустойчивостиполитическойситуации в этомрайоне, наличиитам и другихполитическихобъединений,среди которыхХазарскоевыглядит лишькак самое видное.

Такимобразом, вовторой половинеVI в. на СеверномКавказе функционировалинесколькополитическихобъединений,одним из которыхбыло Хазарское.Но все они втой или иноймере признаваливерховнуювласть Тюркскогокаганата.

Но в 20-хгодах VII в. послечереды событийв этом регионе,в которых хазарыпринималиучатие(войныВизантии, Ирана), хазары, официальнопризнаваявласть Западнотюркскогокаганата, практическибыли самостоятельны.Сам Западнотюркскийкаганат стоялна пороге гибели.В событияхвторой половиныVI в. нападениена Иран шло сдвух сторон- из СреднейАзии и черезДербент. В 20-егоды VII в, хакантюрок сам вирано-византийскуювойну не вмешивался.

Исследователиотносят к 30-мгодам VII в. смутув Западнотюркскомкаганате иименно с нейили же с крушениемэтого государствапод ударамикитайцев в 50-хгодах VII в. связываютвозникновениеХазарскогогосударства.На практикеже политикахазар в 20-х годахVII в. была полностьюсамостоятельной,и это позволяетдатироватьобразованиеХазарскогогосударстваприблизительнопервой четвертьюVII в. Правда, хазарскийправитель ещепризнавалверховнуювласть хаканатюрок, с которымон был в родстве.Но двойнойтитул хазарскогоправителя,джебу-хакан,говорит о том,что он считалсебя не нижесвоего официальногосюзерена.

Принимаяза дату основанияХазарскогогосударствапервую четвертьVII в., надо понивать,что речь идето начальнойдате, за которойпоследовалдовольно значительныйпериод становленияХазарскогокаганата какуже во всехотношенияхсамостоятельногогосударства,ставшего главнойполитическойсилой ВосточнойЕвропы. И в этомпериоде вырисовываютсядва главныхмомента: принятиехазарскимвладыкой высшегов кочевом миретитула "хакан"и победоноснаяборьба с другимприкавказскимполитическимобъединением- Булгарскимсоюзом.

СтановлениеХазарскогокаганата

Время становленияХазарскогокаганата впределах ВосточнойЕвропы это30-80-ые годы VII в.В это времяхазары столкнулисьс арабами врайоне Дербента,а затем в 60-х годах,пользуясьсмутой в Халифате,активно вмешалисьв закавказскиедела. Но не онисоставлялиглавное содержаниехазарскойистории этоговремени. Основнойее ареной в тупору сталоПредкавказье,а затем и болееобширные районыВосточнойЕвропы.

В Предкавказьенаряду с хазарамисложилась идругая крупнаяполитическаясила - ВеликаяБулгария. Пределыее в общем -это ЗападноеПредкавказье,район р. Кубань,хотя некоторыеисторики относятзападную границуВеликой Булгариик Днепру, аподвластныеей областимогли охватыватьи пределы югасовременнойУкраины.

ВозвышениеВеликой Булгарииисточникисвязывают справлениемхана Куврата.В начале 30-х годовVII в. булгарыосвободилисьот номинальнойзависимостиот Западнотюркскогокаганата. Нопосле смертиКуврата Булгарскоеобъединениераспалось,отдельные ордыбулгар подначалом сыновейКуврата былиразбиты Хазарамигде-то в 40-70-хгодах VII в. Хазарскиепредания говорято преследованиихазарами враговдо р. Дуна, т. е.Дуная, и поселениябеглых булгарАспаруха, вблизиКонстантинополя.Таким образомпод властьхазар попалистепные (и частичнолесостепные)районы ВосточнойЕвропы. Аспарухбежал на западв 70-х годах VII в, иэта дата можетслужить конечнойв процессеформированияХазарскогокаганата и еготерритории(в 90-х годах VII в.почти весь Крымбыл во властихазар).

Но каквсе-таки малочисленныехазары сумелипобедитьмногочисленных,"как песок уморя", булгар?Большую рольсыграла враждамежду сыновьямиКуврата. Нотакже из источниковстановитсяясно, что имелместо союзхазар и аланскихплемён, находившихсяв то время (серединаVII в.) под властьюВеликой Булгарии.

Территорияи население

Чащевсего границыХазарии пытаютсяопределитьвне времени,т. е. как какие-тостабильные,не изменявшиесяна протяжениитрех веков. Нограницы этогогосударства,как и других,не были неизменными.Арабские источники(в основномгеографическиесочинения)рисуют пределыХазарии главнымобразом дляIX - начала Х в.и только поКавказу ихинформацияболее обширнаи охватываетVII-VIII вв. Византийскиеисточникивносят важныекоррективыдля конца VII-начала VIII в. икануна паденияХазарии (40-е годыХ в.). Для IX-Х вв.незаменимыизвестия русскойлетописи.

Административно-территориальнойединица Хазарскойдержавы - Климат.Во главе такихединиц в Хазариистояли наместники(тудуны), конкретноизвестные намдля Крыма иВолжской Булгарии.

Восточноевропейскиевладения Хазарии,куда не входилакоренная территорияпоследней(ПриморскийДагестан исоседние территориидо устья Волги)являлись главнымисточникомдани для хазар,собственнаятерриториякоторых, исключаячасти ПриморскогоДагестана, былабедна природнымиресурсами. Кподвластнымземлям (климатам)относилисьземли буртасов(мордвы), ВолжскойБулгарии (сСуваром), марийцев,части славяни некоторыедругие территориив Подонье. РайонПодонья былособенно важендля хазар, ихкрепостирасполагалисьи по Дону, и поСеверскомуДонцу. Известнейшаяиз них, Саркел(Белая Вежа),была построенавизантийцамипо просьбехазар в 30-х годахIX в., но известныи другие хазарскиеукрепленияздесь. Они давалихазарам возможностьконтролироватьторговые путине только поВолге, но и сВолги (черезПереволоку)на Дон, Азовскоеморе, Крым и т.д., учитывая,что международнаяторговля былаодним из главныхисточниковсуществованияХазарии и еегосподствующегокласса. Хазарскаязастава существовалаи на кавказскомберегу Керченскогопролива. Контрольнад этим проливомвсегда былкрайне важендля хазар. ВVIII-IX вв. присутствиехазар в Крымубыло стользначительно,что Черное мореназывалосьХазарским, хотяу хазар флотане было и поЧерному морюони не плавали,в отличие отрусов Х-XI вв.,по имени которыхЧерное моретогда сталоименоватьсяРусским. ПределыХазарии насеверо-западесколько-нибудьясно не вырисовываются.В середине Хв. Саркел былпограничныйгород. Дальшена запад в товремя кочевалипеченеги, которые,согласно трактатуКонстантинаБагрянородного,выглядят нетолько самостоятельнымиот хазар, но иодной из трехважнейшихполитическихсил (другие -Русь и Венгрия)ВосточнойЕвропы. Далееграница идетна север и доходитв некоторыхисточниках(пространнаяредакция письмаИосифа) до Днепра,где в то времябыли локализованыпеченеги. Квопросу о севернойгранице хазарскийцарь в том жепослании покаким-то причинамне придал должногозначения. БассейнВолги (исключаяее верховья)был в Х в. главнойчастью Хазарскогогосударства.По-видимому,и ВолжскаяБулгария несмогла до походаСвятославасбросить хазарскоеиго, хотя в 921/922гг. такая попыткабыла сделана.Южная границаХазарии серединыX века – горыКавказа. В районеКавказа Хазарииподчинялосьв основномВосточноеПредкавказьес береговойполосой вдольКаспия до Дербента.Здесь был древнейшийцентр Хазарии,откуда властьхазар распространиласьна другие территорииВосточнойЕвропы. Крупнейшиеместные этносы(аланы, кашаки)в VII-VIII вв., а такжечастично в IXв. были связаныс Хазарией,хотя говоритьоб их прямомподчинениикаганату основанийнет. Уже в VII в.хазары закрепилисьв Крыму, Подоньеи на НижнейВолге. С серединыVIII в. Поволжьеи Подонье становятсяглавными областямиХазарии. Каганатуподчинялисьбуртасы, ВолжскаяБулгария, частьвосточныхславян. В периодрасцвета Хазарии(70-е годы VII в. - VIIIв.) ее властьна западепростираласьдо Дуная. В IX в.ситуация изменилась,и к концу столетияпределы Хазариине заходилина запад далееДона и его притоков.Восточнаяграница каганатане простираласьдалеко в глубьЗаволжья.

В вопросеэтническогосостава преждевсего надорассмотретьвопрос о самиххазарах, местахих расселения."Родина" хазарнаходиласьв ВосточномПредкавказье,где они и сложилисьиз смешенияпришельцевсавиров и тюрокс местным, восновном иранским,населениемстепной и прибрежной(прикаспийской)полосы. Здесьхазары обиталии позже, послекрушения каганата.Они упоминаютсяв дербентскиххрониках концаXI - начала XII в.

Уже вVII в. хазары расселялисьв разных, преимущественноокраинных,опорных пунктах.Первоначальноодним из такихпунктов являлосьустье Волги,куда затем былперенесен ицентр государства.Здесь хазарыизвестны и всередине XII в.Русская летописьих именуетсаксинами, т.е. жителями г.Саксин, сменившегоразрушенныйрусами Атиль.Большая хазарскаяколония возниклав Крыму, гдесохраниласьи после паденияХазарии. Наконец,хазарскаяколония былана Дону, преждевсего в районеСаркела. Другиецентры расселенияхазар нам неизвестны.Но уже этопоказывает,что хазары всвоем государствене имели компактнойтерритории,а составляликак бы островкив пестром этническоммире юго-востокаЕвропы.

Арабскиеисточники делятхазар на двегруппы. Однаименуетсячерные хазары,они смуглые,почти черные,подобные индусам.Представителидругой группыбелые. По-видимому,хазары в IX-Хвв. были народомдовольно смешаннымв расовом отношениии не вполнесходным с раннимихазарами (VII в.).Кроме хазаробитали в Хазариии другие этносы: аланы, булгары,кашаки, славяне,венгры, печенеги,буртасы.

Экономикаи социальныеотношения

Об экономикеХазарии мыможем говоритьлишь в самыхобщих чертах,преимущественнона основанииписьменныхисточников.

Источникидля VII в. рисуютхазар как полудикихкочевников,вполне сопоставимыхс гуннами, скоторыми ихнередко отождествляли.Описывая хазарскоевойско, действовавшеев 20-х годах VII в. вЗакавказье,отмечают, чтов его составебыли и кочевники,и оседлые жители.Очевидно, подпоследнимподразумевалисьвспомогательныеконтингентыиз местного(иранского икавказского)населения. Чтоже касаетесясамих хазар,то их описаниесходно с тем,что можно найтиу авторов,рассказывавшихо гуннах IV в. Онибыли необычногодля жителяЗакавказьявида - широкоскулые,без ресниц, сдлинными волосами,прирожденныевсадники. Пищаих являласьобычной длякочевников- мясо, а такжекобылье и верблюжьемолоко.

И в последнийпериод существованиякаганата хазарыво многом сохранилиобычаи своихпредков. Арабскийпутешественникпрямо указывает,что хазарызимой обитаютв городах, алетом уходятв степь. Описываяхазарскуюстолицу Атиль,отмечает, чтопри этом городе(или в его окрестностях)нет селений,но пахотныеполя разбросанына расстоянии20 километровв окружности,по реке и в степи.Хазары летомсобирают урожайи перевозятего в Атиль наповозках. Этоуказывает нато, что в концеIX - начале Х в.хазары занималисьземледелием.В качествепроизводимогозлака указываетсярис, которыйнаряду с рыбойназываетсяпреимущественнойпищей хазар.Населениекоренной Хазарииразводиловиноград (например,в Самандаребыло до 4 тыс.виноградныхлоз).

Оченьважные сведениясодержатеврейско-хазарскиедокументы. Вписьме Иосифадовольно четкоразличаютсякочевое и оседлоенаселение.Собственнокочевникамиизображенытолько печенегипространнойредакции (вкраткой этогоэтнонима нет).Согласно пространнойредакции, "ониживут в открытыхпоселенияхбез стен, оникочуют и располагаютсяпривалом встепи, пока недоходят допределов (венгров).Прочее поселениеХазарии описываетсяиначе. Отмечается,что в странемного рек, богатыхрыбой. Самастрана (Хазария)плодородна,в ней многополей, виноградников,садов, а такжефруктовыхдеревьев. Вписьме Иосифафигурируюттри типа поселенийХазарии: селения,деревни, городаи так укрепленныегорода. Последнее,скорее всего,относится ккрепости типаСаркела, преимущественнов пограничнойполосе.

Хазарскоегосударствос самого началасвоего существованияутвердилоконтроль надважнейшимиторговымипутями из ВосточнойЕвропы в страныПередней Азии.Уже это показывает,какую роль дляХазарии игралатранзитнаяторговля. Однимиз самых важных,если не важнейшим,был путь вдользападногоберега Каспийскогоморя, к устьюВолги, затемвверх по этойреке. Приблизительнов районе нынешнегоВолгоградаон разветвлялсяна два: одинпродолжалсявверх по Волге,другой черезПереволокупереходил наДон. Оба путив VII - первойполовине Х в.контролировалисьхазарами. Вверхпо Волге купцыдолжны былиминовать странубуртасов идостигалиБулгара Волжского,где уже в IX в.существовалаторговая факторияи где встречалисьмусульманскиекупцы с русскими.

Путь,выходившийна Волгу черезПереволоку,описан арабскимигеографами.Он начиналсяв Нижней Руси(Киеве), и проходилчерез византийскиевладения вКрыму, а затемхазарскуюзаставу Самкуш(Самкерц-Тмутаракань).И византийцы,и хазары взыскивалидесятину в своюпользу. Потомпуть шел поСлавянскойреке (Дону), откудачерез Переволокукупцы попадалина Волгу и мимохазарскойстолицы следовалив Каспийскоеморе, оттудашел караванныйпуть в Багдадв IX в. Но, несомненно,русские купцымогли выходитьи в Дербенте,и в Баку, и в Гиляне.

ЗанимаяКрым, господствуяна Таманскомполуострове,хазары держалипод своим контролеми значительнуючасть черноморскойторговли. Центромпоследней наюжном побережьеЧерного морябыли Константинопольи Трапезунд.В Трапезундевсегда находилосьмного купцов:греков, мусульман,армян, а такжетех, кто приезжаетсюда из районахазарской сферывлияния. СамоЧерное моредолго называлосьХазарским, хотяв X в. это названиебыло перенесенона Каспийское,а Черное мореполучило названиеРусского, впрочем,это не было егоединственнымназванием.

Непосредственныхсвязей Хазариис Западной идаже ЦентральнойЕвропой не былоили почти небыло. Очевидно,хазары замыкалисьздесь, как и навостоке, напосредниках,что определялосьсамим характеромхазарскойторговли.

Судя поисточникам,торговля Хазариибыла по преимуществутранзитной.Арабские географыпрямо пишут,что в странехазар производитсяи вывозитсятолько (рыбий)клей. Возможно,это и не совсемточно, так какможно предполагатьвывоз из Хазариирабов. Но, по-видимому,эта статьяторговли такжене самих хазар(в основном), аих соседей -венгров, печенегови т. д., которыеперепродавалипленников,захваченныхво время набеговна земли славян,адыгов и т. д.,торговцам изАтиля.

Изстран буртасов,булгар, Русичерез Хазариювывозилисьмед, воск, бобровые,соболиные,лисьи шкурыи мех. Все этопользовалосьогромным спросомв странах Востока,и хазары получалибольшую прибыльв виде пошлин,которыми ониоблагали иностранныхкупцов. Длясоседей хазарэто было крайнеобременительно,и поход войскаСвятославапротив основныххазарскихгородов былвызван и даннымиэкономическимипричинами.

В связис проблемойторговли черезХазарию важнообратить вниманиена одно обстоятельство:ничего не известноо хазарскихкупцах. Очевидно,в этом государстветорговля полностьюнаходиласьв руках еврейскихкупцов, жившихво всех городахстраны и этотфакт, что в стране,для котороймеждународнаятранзитнаяторговля имелаважнейшеезначение, онаоказалась вруках трансэтническогоеврейскоготорговогокапитала, имелрешающее значениев истории Хазариии, очевидно,стал важнейшейпричиной принятияиудаизма вкачествегосударственнойрелигии хазарскимцарем и егоокружением.

В Хазариив основном имелхождение арабскийдирхем с егоразновидностями,чеканившимисяв самостоятельныхили полусамостоятельныхгосударственныхобразованияхСеверной Африки,Средней Азиии Ирана. Он получил(у еврейскихкупцов) название"шэлэг" ("белый","серебряник"),и эта денежнаяединица упоминаетсяв ПВЛ для хазарскихвладений вземлях восточныхславян. В мусульманскихгосударствахсобственнаячеканка монетыимела принципиальныйхарактер, неслучайно монетыстали уже в Хв. чеканить ив ВолжскойБулгарии, знатькоторой принялаислам.

В болеераннее время,когда хазарыбыли исключительнокочевниками,их общественнаяструктурапредставляласобой разновидностьродовых отношений,которые у кочевниковв силу спецификиих хозяйственнойорганизациисуществоваливсегда. Семья,род, племя, союзплемен - ступенькиобщественнойструктуры,присущие кочевомуобществу. Конкретноесодержаниеи соотношениеэтих элементовможет меняться,но они существуют,пока сохраняетсякочевой быт.Более того,частично этиформы или ихэлементы оказываютсяочень живучимии сохраняютсякакое-то времядаже тогда,когда самонаселениеоседает наземлю.

Точнотак же хазарскиероды не исчезлии существовалидо самого концаХазарскогогосударства.Царь Иосифотмечаетсуществованиеи численностьэтих родов.Само их существованиепоказывает,что хазарскоеобщество Х в.было раннеклассовым,где процессформированияфеодальныхотношений ещене зашел далеко.В то же времяу хазар уже вVII в. выделиласьзнать, организационнообъединеннаяв знатные роды.Одним из самыхраспространенныхобозначенийхазарской знатибыло слово”тархан”.

Такимобразом населениеХазарии делилосьна две части:знать (тарханы)и простой народ.Отличие междуними было втом, что тарханыне платилиподатей, нообязаны былинести военнуюслужбу, чащевсего в коннице.Однако "простойнарод" не попалеще в феодальнуюзависимость.Показательно,что когда вслучае какого-либобедствия, постигшегострану (в Х в.),требовалосьубить хакана,то к царю приходилии знатные люди,и простой народ.

Сохранениереликтов родовойорганизации,свободы основнымнаселениеми в то же времявыделениеособого сословиязнати (тарханов)свидетельствуето том, что Хазарияможет рассматриватьсякак раннеклассовоеобщество, гдесоциальнаядифференциацияне достиглабольшой глубины,хотя и проявляласьв специфическойформе.

ПодчиненныеХазарии народынаходилисьна разных стадияхсоциальногоразвития. Восточныеславяне, волжскиебулгары и некоторыедругие переживалиту же стадиюраннеклассовыхотношений, чтои хазары. А вотбуртасы недошли до нее.Источникисообщают, чтоих страна былаочень населенной,богатой пушниной,но у них не былоглав, а в каждомместе управлялшейх, т. е. старейшина.В то же времябуртасы платилиХазарии большуюдань и выставлялипо требованиюхазарскогоцаря до 10 тыс.всадников.

Сведенийо земельнойсобственностив Хазарии почтинет. Из перепискиИосифа видно,что земля находиласьв распоряжениирода и рассматриваласькак владение,полученноеот предков,причем этокасалось ицарского рода.Так что в Хазариисуществовалоправо рода наземлю.

В многоплеменнойХазарии, гденаселениеисповедовалоразные религии(ислам, христианство,иудаизм и языческиекульты), не сложилосьединого государственногоправа и единойсистемы судопроизводства.Арабские авторысообщают, чтопри царе в Атиленаходилисьсемь судей(кади): два длямусульман,судивших пошариату; двадля иудеев(хазар, принявшихиудаизм, и евреев),судивших всоответствиис Торой; двадля христиан,которые велисуд по Евангелию,и один для язычников(славян, русови других идолопоклонников),который судилсогласно языческимобычаям, т. е."по велениямразума". В случаеособенно серьезныхдел все этисудьи собиралисьу мусульманскихкади и их решенияпо шариатуперевешивали.Другие арабскиеисточникиотмечают, чтомежду этимисудьями и царемимелся посредник,который передавалрешения судейцарю, и послеутвержденияих последнимони приводилисьв исполнение.Такая практикасуществовалав Хазарии IX-Xвв..

В раннийпериод существованияХазарскогогосударстваего войскосостояло изополченийсобственнохазар и подчиненныхнародов и племен.В IX-Х вв. положениеизменилось.Вспомогательныевойска от подчиненныхнародов по-прежнемупризывались,но главную рольстало игратьнаемное войско,состоящее измусульман,русов и славян.Оно делилосьна две части- мусульманскуюи славяно-русскую.Это войско былочисленностьюв 12 тыс. человек,и имело корпусмусульманскихвоинов ал-арсийачисленностьюоколо 7 тыс.всадников вкольчугах ипанцирях, вооруженныхлуками. Наемникамплатилосьжалованье,после смертиодного из наемниковна его местобрали новоговоина.

Изменениесостава хазарскойармии, несомненно,является косвеннымсвидетельствомсоциальныхизменений вхазарскомобществе в IX-Хвв. Это говорито том, что хаканыуже не доверялиополчениям,а стремилисьопираться наоплачиваемыеотряды, которыене были связанысо страной и,казалось бы,полностьюзависели отхакана. На делеони вскореполностьюпопали подвлияние этихнаемников иих командиров,и царь в Х в.вынужден былслушаться своихнаемников, ипрежде всегомусульманскойгвардии.

Государственныйстрой

Династияхазарскиххаканов возводитсяк династии родаАшина.

В раннийпериод историихазар их верховныйправитель, каки до того властительТюркскогокаганата, именовалсяхакан. В современнойлитературепринято считать,что титул "хакан"попал в тюркскуюсреду от народностижужаней. Затемего носиливерховныеправителиТюркскогокаганата, авари, наконец, хазар,у которых ондля ВосточнойЕвропы наиболееизвестен.

Что жекасается общегозначения титула"хакан", то усобственнотюрок VI-Х вв.он означалверховногоправителя,которому подчинялисьдругие властители.Поэтому хаканами,например, называликитайскихимператоров,и сам этот титулотождествляетсяс императоромфеодальнойэпохи.

Интереснысведения овладыке хазарпервой половиныVIII в., сообщаемыеал-Куфи, которыйв отличие отдругих арабскихписателей IX-Хвв. подробноповествуетоб арабо-хазарскихвойнах. Ал-Куфиназывает правителяи хаканом, ицарем (малик),но ясно, чтоэто одно и тоже лицо. В некоторыхже случаяхисторик простопишет о хаканемалике хазар.Это доказывает,что в первойполовине VIII в.хакан обладалвсей полнотойвласти, именноего иностранныеавторы и называлицарем. Различныеисточникиописываютссылку императораЮстиниана II вХерсонес, гдеон завязалсношения ипороднилсяс хазарскимвладыкой.Византийскиеисторики именуютпоследнегохаганом, а Никифорназывал егогегемоном(вождем) илиархонтом, поясняя,что сами хазарыназывают егохаганом. Хаканомглаву хазарименует в связис этими событиямиМихаил Сириец.Ал-Мас"уди вэтом случаеиспользуеттитул "малик",а в сирийскомтексте БарГебрея находим"хакан".

Такимобразом, эволюциюверховнойвласти у хазарможно представитьследующимобразом. В VII -первой половинеVIII в. во главегосударствастоял хакан,в руках которогонаходиласьвся власть.Хакан опиралсяна хазарскуюзнать (тарханов).Следующим послехакана лицомбыл шад, из числаближайшихродственниковхакана (VII в.). Шадкомандовалвойском, и, возможно,в его рукахнаходились(или в его рукипереходили)внешние сношения.Поражение ввойне с арабамив 30-х годах VIII в.привело к конфликтусреди хазарскойзнати, в результатечего шад постепеннооттеснил хаканана второй план,приняв титулбака (бека, царя).Именно в IX в. вХазарии существовалосвоеобразноедвоевластие,которое в Х ст.сменилосьвластью бака(бека), лишившегохакана всякойреальной властии влияния.

ВластьверховногоправителяХазарии (хакана,затем шада-бека)была, по сутидела, неограниченной,хотя есть основанияполагать, чтодаже в последнийпериод существованияХазарскойдержавы рольродовых традицийбыла сильна,главным образомв плане обязательнойпринадлежностиправителя копределеннойсемье - роду.

В Хазариисуществовалцентральноеуправление,из которогонам известнысудьи для людейразных вероисповеданий.Основные функциицентральногоуправлениясводились круководствувойском, сборуналогов и пошлин,судопроизводствуи культу (точнее,культам).

Что касаетсяместного управленияв Хазарии, тооно было двойногорода, так каки само этогосударствосостояло какбы из двухразновидностейподчиненныхстран и областей.Во-первых, этостраны, в которыхуправлялиместные князья,вожди и т. д.Во-вторых, области, непосредственноподчиненныехакану (царю)и управлявшиесяего наместниками.В положениипервых находилисьВолжская Булгария,восточнославянскиеобласти (вятичей,северян, радимичей,полян), кочевники-венгрыв IX в., возможно,буртасы, а такженекоторые части(преимущественноприморские)современногоДагестана.Когда ВолжскаяБулгария подчиниласьхазарам - неизвестно,но в IX в. "царьславян" платилдань Атилю вразмере соболинойшкурки с дома("байт"), а сынбулгарскогоправителяявлялся заложникому царя хазар.Об уплате восточнымиславянами данихазарам в видепушнины и деньгамисообщает ПВЛ.Но таковые,возможно, были.Мадьяры, пришедшиев Леведию, азатем в Ателькюзу,имели своихархонтов, которымподчинялисьвожди, носившиетитулы "гила"и "карха". Венгерскиеархонты доухода мадьярскихплемен в Паннониюподчинялисьхазарам и былиих союзникамив борьбе спеченегами.Для буртасовранние источники(по IX в.) называюттолько шейховдля каждогоместа.

Представителицентральнойвласти на местахназывалисьтудунами. Титулэтот происходитиз китайскогоtu"t"ung-"начальникгражданскойадминистрации".К тюркам онпопал черезвосточноиранские(сако-хотанские)языки, где означал"близкий помощник.У хазар тудуны- первоначальночто-то вродеближних людейправителя.Сведений оместном управлениив Хазарскомкаганате оченьмало. В Х в. вСамандаре,бывшей столице,сидел собственныйцарь (малик),но родственникхазарскогоцаря. Это свидетельствотого, что в Хазариишел процессдецентрализациии на местахнекоторыенаместникистановилисьсамостоятельнымиправителями.

ГородаХазарии

Думается,надо говоритьименно о городахХазарии (страны,государства),а не о хазарскихгородах, посколькуполиэтничныйсостав населенияэтого государстваи кочевой бытсамих хазар,по крайней мередо IX в., не даютоснованийопределятьгорода Хазариикак хазарские.Далее речьпойдёт толькоо наиболеекрупных и известныхгородах.

    Варачан (вариант-Вараджан).Упоминаетсятолько в армянскихисточникахVII в. Варачан(Вараджан) упомянути в "Армянскойгеографии",как город "хонов".Других известийо нем нет. Поисточникам,Варачан расположенсравнительнонедалеко отДербента, ногде - до сих порне установлено.В. Ф. Минорскийопределяетего в районеБашлы (р. Артозеньв Дагестане).С. А. Плетнева,принимаяотождествлениеВарачана сБаланджаром,усматриваетэтот город нар. Сулак, полагая,что в другихреках Дагестаналюдей утопитьнельзя, а именнов Баланджаре-Варачанеарабы в 723 г. топилипленных в реке.

    Баланджар - один из трехнаиболее известныхгородов Хазарии,по-видимому,первая хазарскаястолица. Этимологияназвания неясна. НазваниеБаланджарвстречаетсялишь в арабо-персидскихисточниках,и не толькоприменительнок городу. Уат-Табари (правда,при описаниисобытий VI в.) естьплемя баланджаррядом с абхазами,аланами и ещеболее неяснымнародом банджар.Кроме того, висточникахупоминаетсяр. Баланджарза Дербентом,проходы Баланджараи, наконец, горыБаланджара.Йакут, обобщаяданные арабскойгеографии,располагаетг. Баланджарза Дербентом,как первыйгород Хазарии.В походах арабовза Дербент вVII-VIII вв. первымгородом Хазарии,на который онинападали, былБаланджар.Возможно, р.Баланджар -это Уллучай,горы Баланджар- отроги Кавказскогохребта к северуот этой реки(эти отрогиздесь довольноблизко подходятк побережью,и тогда именнотут располагалисьпроходы Баланджара),а г. Баланджарбыл где-то внижнем теченииУллучая. Такойсолидный автор,как ал-Мас"уди,называет Баланджарпрежней столицейХазарии, и этоеще одно основаниеотождествлятьВарачан сБаланджаром.Правда, источникиХ в., как правило,действительноо Баланджарене упоминают,но это связано,очевидно, стем, что в Х в.этот городпотерял своезначение (возможно,из-за арабо-хазарскихвойн VIII в. и близостиего к арабо-хазарскойгранице), авозможно, ужеи не существовал.
    На самом делеБаланджарвозник, очевидно,как результатсоциально-экономическихсдвигов в обществестарого (дохазарского)населенияПриморскогоДагестана ив качестверезиденцииместных правителей,а затем и хазарскиххаканов. Городбыл по-видимому,уже в VII в. довольнобольшим. Разумеется,об окончательномрешении вопросао населенииБаланджара(и других городовХазарии) можнобудет говорить,когда этотгород найдути исследуютархеологически.Баланджарвесьма частоупоминаетсяв связи с арабо-хазарскимивойнами VII - первойполовины VIII в.В 104 г. х. (722/723 гг.) арабскийполководецал-Джаррахвзял этот город.Согласно ал-Куфи,наместникБаланджарапризнал властьхалифа. Поат-Табари,ал-Джаррахвзял крепости у Баланджараи изгнал всехего жителей.Это можно пониматьи как опустошениеи даже разрушениеБаланджара.Ибн ал-Асир,подробно описываявойну ал-Джарраха,отмечает, чтомусульманеовладели городомсилой меча иразграбилиего так, чтокаждый всадникполучил добычув размере 300динаров, а всадниковбыло 30 тыс. Озахвате Баланджарав этом годусообщает иал-Йакуби. Когдав начале XIII в.Йакут ар-Румисобирал в лучшихбиблиотекахмусульманскогомира сведенияо Баланджаре,он многогонайти не смоги ограничилсяинформациейо походах Салманаи Абд ар-Рахманаар-Раби"а в 40-50-хгодах VII в..

    Самандар -другой из трехизвестнейшихгородов Хазарии.Относительноэтимологииэтого названиясуществуютразные суждения."Дар" (с кратким"а") в современномперсидском- "ворота", нохотя зафиксированнаяв арабскихисточникахвторая частьназвания пишетсятак, не исключено,что на самомделе здесьдолжно былостоять "дар"с долгим "а",и тогда этослово в персидскомозначает "дом,жилище". Ещеболее интересно,что форма скратким "а"в среднеперсидскомимела последнеезначение, атакже "дворец".Предполагаяназвание Самандариранским, мыдолжны исходитьиз среднеиранскихязыков. Из нихнаиболее известенсреднеперсидский.Попробуемобъяснить изиранских языковпервую частьназвания города- "саман". Всовременномперсидскомязыке это значит"жасмин", но,например, вкурдском сохранилосьи значение"белый". Поэтомуесть основаниетолковатьназвание Самандаркак "белый дом,дворец". Онобыло популярнов Хазарии. Ктому же слово"белый" в тюркскихязыках обозначалоне только цвет,но и благородство,высшее качество,ср. Белая ордав XIII-XV вв. и наименованиетюркскиминародами русскогоцаря "белыйцарь".
    Где жебыл расположенСамандар? Рядисследователейотождествляютего с райономМахачкалы илиТарки, другиерасполагаютна Тереке илиАктаме, на местеКизляра. Вопросостается спорнымдо основательногоархеологическогообследованиясеверной частиПриморскогоДагестана, гдемного городищхазарскоговремени. Но кряду показанийисточниковхочется привлечьдополнительноевнимание. Во-первых, есть оченьсерьезныеоснованияискать Самандарна берегуКаспийскогоморя. Во-вторых, этот городдействительнобыл где-то врайоне НижнегоТерека - современнаяМахачкала.
    Таким образом,можно сделатьвывод, что второйпо значениюгород хазар,носивший иранскоеназвание Самандар,которомусоответствовалотюркское Сарышинкпереводимоеарабами какал-Байда, былрасположенгде-то в пределахсовременногосеверногоПриморскогоДагестана.Этот город былстолицей Хазарии,скорее всего,в 20-30-х годах VIII в.,после взятияБаланджаравойсками ал-Джаррахаи до походаМервана 737 г. Городсохранил своеэкономическоеи в известноймере политическоезначение позже.По данным ИбнХаукаля, Самандарбыл разрушенрусами в 968/969 гг.

    Атиль - последняястолица хазарв устье Волги,названа поимени этойреки. Городиногда называлсяи иначе, очевиднопо наименованиюкакой-либо изтрех частей,на которые онделился. Впрочем,Атиль мог иметьи собственноевторое название.Слово "атиль",очевидно,финно-угорскоеи значит "река".В современномвенгерскомэтого слованет, но р. Белаяв Башкирии досих пор называетсяАк Адиль (Белаярека), а предкибашкир еще вXIII в. говорилина угорскомязыке, понятномвенграм. Атиль,как сказано,состоял изтрех или, точнее,из двух частей,расположенныхпо обеим берегамреки. Третьячасть - остров,на которомнаходиласьрезиденцияцаря, хотя вэтой же замке-крепостипребывал ихакан, отстраненныйот власти. Этоподтверждаетсяданными письмаИосифа, согласнокоторому именноцарь со своимиприближеннымии двором обиталв третьем городе.Думается, чтоэтот третийгород, а точнее,его укрепленнаячасть, и былпервоосновойпоследнейхазарскойстолицы, вокругкоторой затемвыросли своеобразные"посады", составившиедве другиечасти АтиляX в. Возможно,что толькотогда и появилосьназвание Атильдля всей столицы,тогда как раньшеэтот центрХазарии именовалсяиначе, очевиднопо его основе,острову-крепости,где находилось"правительство"Хазарии. ВисточникахIX в. Атиля нет.Столица хазарв IX в. находиласьв устье Волги(Атиля) и называласьХамлидж (возможно,Хамлых). Хазараноминогда назывализападную частьАтиля, где жилцарь и, очевидно,хазарскаязнать.
    НаселениеАтиля состоялоиз представителейразных этносови вероисповеданий.Источникипишут о большомчисле мусульман,называя дажеих численность(более 10 тыс.человек). По-видимому,мусульманесоставлялибольшинствообитателейАтиля. Арабскиеисточники иставят их напервое место.Из материаловал-Мас"уди видно,что иудеямибыли подлинныеевреи, в основномэмигранты изВизантии, атакже царь,его окружениеи хазары царскогорода. Об этническомсоставе мусульманскогонаселенияАтиля судитьтрудно, таккак, кроме выходцевиз окрестностейХорезма, другиеэтносы неназываются.Но тот же ал-Мас"удипишет, что вАтиле многомусульманскихкупцов и ремесленников,которые приехалив страну хазарскогоцаря ввидусправедливостии безопасности,господствующихтам, а это свидетельствотого, что мусульманскоенаселениехазарскойстолицы комплектовалосьиз числа выходцевиз разных странислама. В Атилебыла соборнаямечеть с минаретоми другие мечетисо школами.
    Атиль былвзят и разрушенрусами в 968/969 гг.и, по-видимому,восстановлен,не был. В устьеВолги в XI - началеXIII в. существовалгород Саксин,но был ли онрасположенна месте Атиля– неизвестно

    Саркел-Шаркил(Белая Вежа) - хазарскаякрепость наДону, вблизиПереволоки,ныне на днеЦимлянскогоморя. Названиесостоит издвух частей:"шар" - "белый"и "кел" ("кил")- иранское "дом","крепость".Известнодревнерусскоеназвание крепости- Белая Вежа,где второеслово - вошедшеев славянскиеязыки иранское"вежа", означавшее"поселение,укрепление,башня".
    РайонСаркела имелважное значение,так как здесьпроходил торговыйпуть с Дона наВолгу. Поэтомуеще до сооруженияэтой крепостина правом берегуДона существовалоукрепление,выполнявшееконтрольныефункции наданном пути.Оно возниклов VIII в. и разрушенов IX в., именно егосменил Саркел.Последний былсооружен спомощью византийцев,которые попросьбе хазарпослали инженераПетрову длястроительстваэтой крепости.Саркел былпостроен противврагов с запада,а таковыми дляХазарии в 30-егоды IX в. сталирусы. Саркелбыл, по сутидела, крепостью,а не городом,хотя там обиталиремесленникии купцы. Раскопкиобнаружилитам кирпичнуюкрепость длинойв 186 м и ширинойв 126 м с мощнымистенами в 3,75 мтолщиной, башнямии двумя воротами.Согласно КонстантинуБагрянородному,крепость Саркелохранялась300 хазарскимивоинами, составкоторых ежегоднообновлялся.Раскопки показали,что в Саркелебыли две группынаселения:одна - из местныхжителей, другая- какие-то кочевники,которые, очевидно,и соответствовалиупомянутомуу византийскогоимператорагарнизону. В965 г. князь Святославвыступил противхазар и "градих Белую Вежювзял". Можнополагать, чтозатем БелаяВежа какое-товремя находиласьпод контролемРуси и черезнее осуществлялись,по крайнеймере до серединыXI в., связи сТмутараканью.

    Самкерц(Самкуш) - Тмутаракань. Древнерусскоеназвание Тмутараканьпроисходитиз греческойформы. Большинствоисследователейсчитают, чтоСамкерц (Самкуш)и Матарха(Тмутаракань)- один и тот жегород на Таманскомполуострове.По археологическимданным, ТаматархаVII-Х вв. была населеннымторговым городом.

Возникновениеи развитиебольшинстваиз городов, ипрежде всегопоследнейстолицы - Атиля,связано с транзитнойторговлей.Атиль возникв устье Волги,где оседлыхпоселений небыло, но кудасходилисьторговые маршрутыс верховьевВолги, Дона,Каспия, СреднейАзии. Не случайнопосле гибелиАтиля здесьпоявляетсяновый городСаксин, а позже,в XV-XVI вв., Астрахань.Такова же рольТаматархи, визвестной мереБаланджараи Самандара,хотя последние,по-видимому,выросли и всвязи с развитиемместной экономики.

Другаяпричина возникновениягородов Хазариисвязана с ихролью какгосударственно-административныхцентров страныили отдельныхее частей. Поэтомукрушение Хазарскогогосударствапривело к упадкуили исчезновениютаких городов.Этому способствовали пестрый этническийи религиозныйсостав их населения,которое, какв Атиле, формировалосьиз различныхпришлых общини этническихэлементов,слабо связанныхс данной территорией.

Религияхазар

Изначальноехазарскоеязычествопредставлялособой сложнуюамальгамукультов разногосодержанияи происхождения.

В условияхконтактов состранами, гдегосподствовалимонотеистическиерелигии (христианство,ислам), уже вVII ст. встал вопросо принятиикакой-либо изэтих вер, таккак они большесоответствовалии общим условиямэпохи, и интересамраннеклассовогоХазарскогогосударства.

В 737 г. Мерваиибн Мухаммедвзял хазарскуюстолицу, послечего хаканбежал на север.Арабы преследовалиего, и в концеконцов он запросилмира, обещаяпринять ислам.Халифы и ихокружение,признавая исламединственноистинной верой,согласилисьна определеннуюверотерпимостьпо отношениюк религиям,имеющим записанныеоткровения(христианство,иудаизм, зороастризм).И хотя практическоеотношение кэтим религиямменялось,вцелом они оставалисьна положениипокровительствуемых.Языческие жекульты таковымине являлись.Хазары былиязычниками,и победительМерван в соответствиис мусульманскойпрактикойпредложил импереход в ислам.Вероятно, хаканв тех условияхвынужден былдать на этосогласие, новряд ли еговыполнил. Крометого, надо иметьв виду, что вХазарии в тупору мусульманне было, их малобыло даже вЗакавказьеи Средней Азии,а хакан врядли мог пойтина принятиерелигии, которуюв его государственикто не исповедовал.

Прошлонемногим болеесотни лет, имусульманскиеисточникификсируютиудаизм в качествегосударственнойрелигии Хазарии.Именно к этомувремени (приблизительно50-70-е годы IX в.) относитсясообщение,согласно которому,в Хазарииисповедовалииудаизм "высшийглава" (т. е. хакан),шад, а такжевожди и знать,остальной женарод придерживалсяверы, похожейна религиютурок. Такимобразом, вовторой половинеIX в. знать Хазарииисповедовалаиудейскуюрелигию, тогдакак народ продолжалпридерживатьсястарых языческихкультов.

Булан,предок царя,носивший титул"шад", сумелзаставитьхакана принятьиудаизм, ибоэту религиюне исповедовалитогдашниепротивникихазар - арабыи Византия. Израссказа Иосифаявствует, чтоБулана поддержалидругие "главы" Хазарии, вместес ним оказавшиедавление нахакана. Получается,что инициаторомпринятия иудаизмабыл не хакан,а другое лицо(царь, по терминологииИосифа), носанкционированооно было в тупору хаканом.Но будучи командующимвсеми войсками,("шад") Буланполучил в своируки властьблагодаряконфронтациис соседямиоказавшимисядругой религиии возможностьоттеснитьхакана от реальнойвласти.

Датироватьпринятие иудаизмаможно ко времениХарун ар-Рашида,вступившегона престол в786 г. Более точнойдаты не знали-ал-Мас"уди,живший черезполторасталет после этого.Точнее датироватьне можем и мы.

Каковыже были причиныпринятия иудаизмаверхушкойХазарии?

Принятиетой или иноймонотеистическойрелигии - закономерноеявление в любомфеодализирующемсяобществе, гдеборьба центральнойвласти, с однойстороны, с сильнымиреликтамиродоплеменногостроя, а с другой- с зарождающейсяфеодальнойдецентрализациейнастоятельнотребовалазамены политеизмамонотеизмом,освящающимвласть одногогосударя. Новот форма монотеизмамогла бытьразной, и этозависело отмногих, в томчисле отвнешнеполитических,факторов.

Принявза дату иудаизациихазарской знатиприблизительнопоследнюючетверть VIII в.,посмотрим,какие причиныпривели к этомусобытию. Хазарскийшад, ставшийего инициатором,имел выборсреди трехмонотеистическихрелигий: христианства,ислама и иудаизма.Из них две первыебыли государственнымирелигиями двухкрупнейшихдержав тойпоры, с которымиХазария имеласамые разнообразныесношения, - Византиии Арабскогохалифата.Христианствоимело широкоераспространениесреди подданныхХазарии - жителейКрыма. Эту веруисповедовалабольшая частьобитателейЗакавказья- Армении, Грузии,КавказскойАлбании. Казалосьбы, именно принятияхристианствахазарами иследовалоожидать, темболее что попыткатакого родауже имела местов VII ст. И все-такибыли причины,этому не способствовавшие.Если еще в первойполовине VIII в.Византия являласьсоюзницейХазарии противарабов, то вовторой половинеэтого столетияситуация изменилась.Хазары вмешалисьв закавказскиедела и помоглиабхазскомукнязю Леону,отец которогобыл женат надочери хакана,стать независимымот империи. Этослучилось в80-х годах VIII в. Болеетого, Леон IIАбхазский(758-798 гг.) присоединилк своим владениямЭгриси, т. е.значительнуючасть ЗападнойГрузии. Это былсильный ударпо Византии,и для того чтобымежду ней иХазариейвосстановилисьхорошие отношения,прнадобилосьполсотни лет.В таких условияхо принятиихристианствавряд ли моглаидти речь, темболее чтохристианскиестраны Закавказьяво второй половинеVIII в. по крайнеймере дваждыподвергалисьхазарскимнашествиям.

Стольже неблагоприятныбыли условиядля принятияислама. Халифатоставалсяглавным противникомхазар, хотябольших арабо-хазарскихвойн во второйполовине VIII в.не было.

А вотдля принятияиудейскойрелигии обстоятельстваскладывалисьблагоприятно.В условияхЕвропы, пришедшейв упадок послеварварскихнашествий,еврейскиеобщины и еврейскийторговый капиталне только сохранилисвою силу ивлияние, но ипрактическимонополизировалиевропейскуюторговлю. Особoeпокровительствооказывалиеврейскимкупцам Каролинги,которые принужде в деньгахвсегда обращалиськ еврейскимростовщикам.Очевидно, такойже значимостьюеврейскогокупечествав европейскойторговле объясняетсяпокровительствоему со стороныиспанскихОмейадов. В IXв. именно еврейскиекупцы держалив своих рукахтранзитнуюторговлю междуЕвропой и Азией.Это были предприимчивыеторговцы, говорившиена разных языках(арабском,персидском,греческом,"франкском",испано-романском,славянском).Один из их путейпролегал черезЧехию, Венгрию,Русь и ВолжскуюБулгарию ивообще Поволжьев пределы Хазарскогокаганата.

Однакоо широкомраспространениииудейскойрелигии срединаселенияХазарии дажев Х в. говоритьне приходится.Основная егомасса исповедовалаислам, христианствоили различныеязыческиекульты. Царьже и его окружение,принявшиеиудаизм, всебольше отдалялисьот своих подданных.Усиление в Хв. влияния частипоследних,исповедовавшихислам, и особенногвардии ал-ларисийаставило царейв еще болеесложное положение.В итоге центральнаявласть всебольше теряласвою силу ивлияние.

Разнообразиерелигиозныхкультов приводилок распространениюразных культурныхвлияний, ниодно из которыхв Хазарии,по-видимому,окончательноне возобладало.Отсутствиеже единой культуры,литературногоязыка и письменностиговорит о слабойконсолидацииХазарии и вкультурномплане.


Используемаялитература

1.“Хазарскоегосударствои его рольв истории ВосточнойЕвропы и Кавказа”НовосельцевАнатолий Петрович. Электронныйресурс книги.


МинистерствообразованияРоссийскойФедерации

УральскийГосударственныйТехническийУниверситет

ХАЗАРСКОЕГОСУДАРСТВО

Реферат покурсу “История“

Преподаватель:

Студент: Ишутинов Д.А.

Группа: Р-115


О Хазарском каганате, или Хазарии, современники помнят зачастую лишь благодаря бессмертному пушкинскому «Вещему Олегу», который собирался «отмстить неразумным хазарам». А ведь «Хазарский каганат» в далеком прошлом был чуть ли не самым серьезным внешним врагом Киевской Руси.

Становление Хазарского каганата

Хазары являлись древним тюркским народом и были современниками половцев и печенегов. Точный год образования Хазарского каганата неизвестен, но историки предполагают, что это могло произойти приблизительно в 650-ом году. Наследник Западного каганата, спасаясь от других претендентов на престол, сбежал в Хазарию, где основал свой собственный каганат – Хазарский, покорив разрозненные хазарские племена.

В 958-ом году окончательно распался Западный каганат и, таким образом, каганат Хазарский стал самым крупным государством во всей Юго-Восточной Европе. Хазары, как и большинство народов того времени исповедовали язычество, и основным видом деятельности у них являлось скотоводство и работорговля.

Позже, дабы наладить торговые отношения, хазары приняли иудаизм. Впрочем, на территории Хазарского каганата уживались люди различных вероисповеданий: христиане, язычники, мусульмане. Но, при этом, все они были отличными воинами, поэтому все-таки основным источником дохода для государства являлось покорение чужих земель, а затем сбор дани с завоеванных территорий.

Так, хазарам удалось покорить вятичей, радимичей, полян, а также завоевать территории Волжской Булгарии. Присоединение этих земель к Хазарскому каганату произошло в восьмом веке.

Отношения Киевской Руси и Хазарского каганата

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

Многие князья Киевской Руси вели борьбу с хазарами, но, безуспешно. Только князю Святославу в 964-ом году удалось, наконец, склонить чашу весов противостояния на свою сторону. Князь пошел войной на Хазарский каганат не один, а с союзниками: печенегами да гузами.

Вместе с союзными племенами Святославу удалось дойти до столицы Хазарского каганата – города Атиль, где князь сумел сокрушить хазарское войско. Затем пал Семендер – второй по значимости город в Хазарском каганате, а после была завоевана и крепость Саркел.

Распад Хазарского каганата

Военный поход князя Святослава фактически положил конец существованию Хазарскому каганату как государству. Поскольку Святослав был абсолютно беспощаден по отношению к завоеванным народам, многие хазары были вынуждены покинуть родные земли, спасаясь от неминуемой гибели на островах Каспийского моря.

Вместе с хазарами удалось спастись и их правителю – кагану. Вплоть до 980 – го года на бывших землях хазар правили русы, но затем хазарам неожиданно пришла помощь из одного из регионов Передней Азии – Хорезмы, благодаря чему кагану удалось вернуться в родные земли самому и вернуть домой свой народ.

В обмен на эту поддержку хазары вместе со своим правителем приняли ислам. Уже в 985 году Киевский князь Владимир покорил хазар вновь, обязав их платить ему дань. Но окончательную точку в истории Хазарского каганата поставили в одиннадцатом веке кочевники – половцы. Именно после их нашествия государство хазар распалось окончательно.

Впоследствии этот народ, уже без государства, воевал на стороне одного из сыновей князя Владимира – Мстислава. Это случилось в 1024 –ом году, когда Мстислав воевал со своим братом Ярославом. А последние исторические свидетельства о хазарах относятся к 1079-му и 1083-му годам. В это время князь Олег, которого прозвали Вещим, отправился против хазар в военных поход, но проиграл, был пленен и отправлен в Византию.

В VII – X веках государство кочевых тюрков-хазар занимало обширные территории современных постсоветских республик от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. Хазарский каганат, как и большинство других огромных империй, напоминал собой колосса на глиняных ногах. На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов: савиры, булгары, гунны, тюркюты, угры, хазары, славяне, арабы, евреи и многие другие, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии. На определенной стадии развития государственности (мы не можем уверенно сказать когда точно – возможно в 740 г., а, возможно, позже, в конце VIII – начале IX в. или, по другим предположениям, ок. 860 г.), правящая верхушка Хазарии объявляет иудаизм государственной религией каганата. Тем не менее, на территории каганата исповедовались и другие веры: ислам, христианство и шаманизм.

Развал хазарского государства и развитие научного интереса к нему в XIX веке

В 965-968 годах сильнейшее поражение Хазарии наносит киевский князь Святослав. После этого государство хазар, они сами и даже их имя практически полностью исчезают с политической карты средневековой Европы. Захватывающий сюжет об исчезновении огромной могущественной империи, разрушении ее городов и поселений и почти полном растворении хазар среди народов соседних государств, стали предметами горячих споров и дискуссий, начиная, наверное, с еврейского писателя и поэта XII века Иегуды Галеви и заканчивая востоковедами, богословами, историками, националистами и идеологическими лидерами нового и новейшего времени.

По утверждению Х. Френа (1823) история средневековой Руси была настолько тесно связана с хазарами, что последние стали важным объектом изучения в дореволюционной России. Классическим примером растущего интереса к хазарской теме в России в начале XIX века является известная поэма Александра Пушкина, в которой вещий Олег собирается “отмстить неразумным хозарам”. Эта фраза позднее станет известной каждому советскому школьнику. Помимо “Песни о Вещем Олеге” поэт обратится к хазарской теме еще раз – в поэме “Руслан и Людмила”, одним из героев которой является соперник витязя Руслана, “полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир”.

Среди российских историков в то время существовало две основных тенденции трактовки истории хазар. Консервативные историки (Татищев, Карамзин, Нечволодов) рассматривали освобождение от уплаты дани хазарам и успешный поход князя Святослава как решающие события в процессе становления древнерусского государства и русского народа. Эти исследователи говорили о хазарском иге, о противоборстве леса и степи, и представляли хазар опасными врагами Киевской Руси. Либеральные историки, наоборот, писали о позитивной стороне отношений Хазарии с Русью, об их симбиозе.

В 80-ые годы XX века, на волне интереса к беллетристической книге “Хазарский словарь” – довольно талантливому экскурсу в средневековую хазарскую тематику, написанному известнейшим сербским писателем Милорадом Павичем, внимание широкой публики к хазарам и хазарской истории стало еще сильнее.

Теории о потомках хазар

Парадоксально, но факт: чисто научная проблема – история средневекового Хазарского государства – стала серьезной темой в политических играх европейских националистов XX-ХХI веков. Одни из них пытались (и пытаются) применить историю хазар для легитимизации своих политических требований, другие объявляют себя “единственными” и “реальными” потомками хазар, третьи стараются переписать средневековую историю русского, украинского и еврейского народов, используя “хазарский миф”.

Особенно часто предметом различного рода псевдо-исторических спекуляций становится о вопрос о том, куда же собственно пропали исчезнувшие в Х-XI веках хазары и кто, соответственно, является наследниками их культуры и государственности. Этот вопрос породил огромное множество абсолютно псевдо-академических и, порой, совершенно абсурдных теорий, маскирующихся под исторические исследования. К примеру, на основании фонетического сходства между словами казак/козак и хазар/хозар о своем происхождении от хазар заявляли идеологи украинского казачества XVIII века. Так, в 1710 году казацкий атаман Иосиф Кириленко написал в письме гетману о том, что московские цари никогда не являлись природными правителями “казацкого народа” начиная еще со времен правления “казацких каганов”.

Еврей Артур Кестлер считал хазар “тринадцатым коленом Израиля”, от которого произошло все ашкеназское (т.е. европейское) еврейство. Лев Гумилев полагал, что потомками хазар являются славяне – бродники и донские казаки. Романтический караимский националист Авраам Фиркович создал караимскую версию обращения хазар в иудаизм, тем самым стремясь показать превосходство караимов над евреями-рабанитами. Другой караим, Серая Шапшал, пошел еще дальше и стал утверждать, что караимы являются прямыми – и единственными – потомками хазар. Впрочем, караимы – далеко не единственная этническая группа, заявлявшая о своем хазарском происхождении. Вторым наиболее значимым претендентом на хазарское наследие являются, пожалуй, современные крымские евреи-крымчаки. Как и караимы, они отказываются от своего еврейского происхождения и заявляют о том, что они – потомки хазар.

Однако и среди европейских евреев также были претенденты на «хазарское наследство»! В 20-ые-30-ые гг. XX в. польско-еврейские историки, наряду с караимскими, начинают изучать историю хазар, в особенности историю основания еврейских поселений на территории Польши. Некоторые из них (прежде всего, М. Гумплович и И. Шиппер) сделали вывод о том, что хазары сыграли важную роль в формировании европейского еврейства и, более того, что хазарские прозелиты-иудеи могли составлять значительную долю средневекового еврейства Польши и Восточной Европы.

В последнее время большой шум наделала книга "Когда и как вы стали евреями" профессора Тель-авивского университета, историка Шломо Занда. Израильский ученый утверждает, что такой нации, как евреи, попросту не существует, а утверждения евреев об их происхождении с Ближнего Востока – всего лишь миф для оправдания существования государства Израиль. Европейские же евреи, по словам – это потомки тюрков-хазар.

Некоторые исследователи и националисты писали о хазарском происхождении горских евреев Кавказа, славянских иудаистов-субботников и казахов.

Так кто же в действительности является потомками хазар?

На наш взгляд, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как отметил М.И. Артамонов, “поиски потомков хазар остаются безуспешными” в основном из-за того, что хазары были ассимилированы кочевниками-половцами (куманами) в XI-XIII веках. Таким образом, вряд ли какой-либо современный народ может реально претендовать на происхождение от хазар. Беспримерное разнообразие своекорыстного использования хазарской истории, проводившееся в разное время представителями различных политических течений и этнических групп, помноженное на запутанный клубок тюрко-еврейских историко-религиозных мотивов, делает хазарскую тему уникальным образцом идеологического искажения средневековой истории.

Принесет ли ХХI век новые образцы использования истории хазар в политических и идеологических целях? Не вызывает сомнения, что изменения в высших идеологических сферах могут также повлиять и на трактовку хазарского мифа, и кто знает, может быть уже в ближайшем будущем исследователи с некоторым изумлением обнаружат пред собой новых “наследников” пушкинских неразумных хазар.

Хазарский каганат в Х веке . [Л.Н. Гумилёв «Открытие Хазарии» ]

Белые и черные хазары

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и черные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Черные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, черные хазары – это представители желтой расы с примесью черной. У них были черные смоляные волосы, черные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – черные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень темными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой люди Белой и Желтой рас мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шелковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи в Хазарии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака ). Уничтожалась правящая каста - белые персы - потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию и в Лето 6038 от (529 год н.э. ) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дешево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская ».
Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

Хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шелковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Разгром Иудейской Хазарии

В Лето 6472 от С.М.З.Х. (964 год н.э. ) разбил Иудейский Хазарский Каганат. Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной . Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории, которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Светославу, Темные Силы не смогли поработить полностью Рускую Землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг .

Археологи обнаружили в Астраханской области столицу древнего Хазарского каганата - город Итиль, существовавший с восьмого по 14-й века, заявил в интервью РИА Новости по телефону один из руководителей экспедиции, кандидат исторических наук Дмитрий Васильев.

Хазарский каганат или Хазария - в 650‑969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Столицей Хазарского каганата был город Итиль.

Хазария выделилась из Западно‑Тюркского каганата и контролировала территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо‑западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом.

Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально‑политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.

Население каганата делилось на "белых" (свободные) и "черных" (податные) хазар. Верхушку "белых" образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.

Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.

Постепенно у хазар произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что во 2‑й половине VIII ‑ начале IX веков начался подъем международной торговли. Контроль над важными транзитными путями привел к тому, что в IX‑X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Столица Хазарии - Итиль - превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались.

Решающую роль в прекращении существования Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил крепость Саркел. Затем, в 965 или, по другим данным, в 968‑969 годах русы (народ, давший свое имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян - Руси), действуя в союзе с огузами (один из трех тюркских народов Средней Азии, сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана), разгромили Итиль. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.

Археология занялась хазарами в 1920‑1930 годах. Собственно хазарские находки крайне редки: археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Поскольку в каганат входили и кочевники, и оседлые народы, то в хазарских поселениях соседствуют предметы этих несходных между собой культур. Список хазарских древностей, которые ученые однозначно приписывают хазарам, исчерпывается несколькими десятками предметов. В ряду хазарских находок наиболее «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами мифической битвы, несколько реликвариев со столь же богатыми сказочно‑мифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилища‑лабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько подобных, но только более коротких и отрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды.

Исследования в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. На сегодняшний день достоверно отождествлены только два хазарских города - Саркел и Самкерц. Развалины Саркела идентифицируются с левобережным Цимлянским городищем (территория Волгоградской и Ростовской областей). Сегодня Цимлянское городище недоступно для исследований - оно было затоплено при строительстве Цимлянского водохранилища в первой половине 1950‑х годов. Развалинами города Самкерц считают Таманское городище (станция Тамань, Краснодарский край).

Идентификация хазарских городов Беленджер и Семендер носит спорный характер. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, по мнению археологов, этот город находился в другом месте. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, как считают ученые, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Оно было затоплено при строительстве Сулакской ГЭС (Дагестан).

Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество.

В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

На территории Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали до V века. Археологи не исключают возможности обнаружения следов хазарского иудаизма в результате масштабных раскопок в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги.

В сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата - город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани).

Работы на городище велись с 2000 года. Культурный слой составляет около трех с половиной метров. Археологам удалось установить очертания кирпичной крепости‑цитадели, выявить жилые кварталы, характерные для хазарского времени "юртообразные" жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII‑IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960‑е годы). Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50‑60 тысяч человек. По средневековым меркам, это очень крупный город.

По мнению ученых, Итиль прекратил существование не после падения каганата, а позже - примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Похожие публикации