Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

"Преступление и наказание". Разумихин: характеристика персонажа

Раскольников и Разумихин

Размышления о героях романа Достоевского «Преступление и наказание»

Противопоставление двух бедных студентов, оказавшихся в одинаковом положении в большом городе, лишенных связей, возможности достойного заработка, по сути одиноких, но по-разному воспринявших эту ситуацию, не навело меня на мысль, что Разумихина надо приводить в пример Раскольникову. Один озлобился и решился на преступление, а другой – нет. Но все не так просто.

В романе показано, как здоровый и крепкий физически и психически человек может вынести многое, а изначально хрупкий болезненный нервный сломаться. Сойти с ума, покончить с собой, зациклиться на навязчивой идее и перейти черту. Реакции Раскольникова на все, что с ним происходит, – это реакции человека больного. Он не помешанный. Но в результате испытаний бедностью и несправедливостью нервная система его приходит в состояние повышенной болезненной раздражительности на все и всех, а как следствие – опять же, болезненное озлобление. Достоевский, не будучи медиком, употребляет такие слова как «горячка», «бред», «лихорадка», а главное – «мономания».

Казалось бы, не такое уж и важное с точки зрения такого «богатыря», как Разумихин, обстоятельство – маленькая неудобная комнатка, в которой приходится жить Раскольникову. Для человека здорового это «испытание» - как с гуся вода. Для Раскольникова оно становится одной из причин развития и прогрессирования болезненного состояния. Он чувствует себя в этой комнатке как в гробу, как будто он уже умер. За некой чертой естественности и нормальности. И в душе у него еще ДО преступления уже поселился холод, он внутренне омертвел.

Дни, ночи, недели, месяцы одинокого прозябания в этой комнате с невозможностью даже нормально поесть. И поговорить с кем-то.

Если о каторге в романе говорится так, что она не сильно отличалась от его обычной жизни студента, то можно представить, КАКОВА была эта жизнь длиной в целых три года, а для психики это огромный срок. Только в тюрьме не надо тратить столько денег и влезать в долги, мучаясь невозможностью заработать, теперь этот убогий жизненный минимум – за счет государства. А в бытность студентом у него и минимума иной раз не было.

Мономания, о которой говорят в романе, - зацикленность на одной мысли, идее, невозможность отвлечься, задуматься о чем-нибудь другом. Мономан ищет подтверждение или опровержение своей идее во всем, что видит и слышит. Ему подсознательно кажется, что весь мир только того от него и ждет, чтобы он перешел от теории к практике, решился на что-то. Доказал, что он не слабак.

А для людей от природы хилых, болезненных это весьма характерно. Они самолюбивы и не любят чувствовать себя ни на что не способными. По-настоящему сильному, могучему человеку таким нелепым образом доказывать ничего не надо. Больной с психологией Раскольникова не хочет ощущать себя никчемным существом, зависящим от милости других.

Поэтому на добродушного Разумихина с его желанием помочь он только злится. Лужина с его откровенным желанием выглядеть благодетелем семьи заранее ненавидит (хотя впоследствии и выяснилось, что в отношении него Раскольников оказался интуитивно прав). Сестра и мать с их желанием всем пожертвовать ради своего «Роденьки» его бесят. Он сам себя презирает за то, что не может, подобно Разумихину, легко относиться к временным неудобствам, недостатку средств, унизительности своего положения, и впадает в такое отчаяние, которое тому и не снилось, и заболевает по-настоящему.

Будь Раскольников крепче, здоровее и выносливее, и высокомерия у него было бы меньше. Подсознательная злость на свое бессилие порождает раздражение на желающих помочь окружающих, желание их принизить. Он хочет быть сильным, но одного желания мало. Ему «не повезло» - даже сестра, будучи женщиной, здоровее, выносливее, уравновешеннее его самого. Человек не может выбрать свою психофизику, сила и уравновешенность ему либо даны от рождения, либо не даны. Желание быть сильным и невозможность им стать – это и есть истинная трагедия Раскольникова. Смелость, которую он демонстрирует в иных ситуациях, тоже граничит с болезненностью, как будто таким образом он бросает вызов всем, желая опять-таки ДОКАЗАТЬ что-то.

Казалось бы, человек более рациональный, понимая свою природу, осознает еще до совершения преступления, что последствия этого ему не по плечу. С его-то болезненной чувствительностью выносить подозрения, допросы, шутки, намеки… и это еще не говоря об угрызениях совести. Раскольников, сравнивая себя с Наполеоном и прочими, легко, не задумываясь, лишающими других жизни, не мог ЗАРАНЕЕ не понимать, что ему при всем желании сравняться с ними все это не по силам. Но он мужчина. До крайности самолюбивый, как это и свойственно натурам одаренным, но лишенным мощи. Одна мысль о своей слабости должна была бы приводить его в отчаяние и озлоблять еще больше. Психологически это очень достоверно.

Я далека от того, чтобы осуждать Раскольникова и превозносить Разумихина. Если бы последний был главным героем романа, читать его было бы скучно. Натуры болезненные, изломанные, противоречивые интереснее для изучения. И именно таких Достоевский делал основными объектами исследования не случайно. Разумихину «повезло» родиться с устойчивой психикой и здоровым организмом. В нем, помимо природной доброты, есть «здоровая» толстокожесть – способность беспечно, легко, шутя воспринимать жизненные тяготы.

Соня – моя любимая из всех женских героинь Достоевского, потому что в ней есть абсолютно покоряющая и убеждающая простота и ясность. И отсутствие театральности. И только рядом с такой кроткой, смиренной, покорной и нежной, лишенной острых углов, женщиной мог смягчиться и почувствовать себя сильным Раскольников. Но понимание силы и смелости для религиозного человека – это не бунт, а публичное признание. И поняв, что если решится на это, будет выглядеть в глазах Сони героем, Раскольников уже не воспринимает такой шаг так, как будто он «сдался» и «струсил», напротив, это мученичество. При всем высказываемом публично презрении к общественному мнению Раскольникову важно, как он выглядит, и как воспринимают его поступки. Ему нужно удивление и восхищение, как, впрочем, и многим мужчинам.

Но признаться – это одно, а раскаяться от души – совершенно другое. Раскольников признался, но раскаялся ли? Это очень сложный вопрос. Раскаяние отвергается им как проявление СЛАБОСТИ. Признание того, что он «тварь дрожащая». И, может быть, потому что убил он не только старуху, но и кроткую сестру ее Лизавету, чувство вины было непосредственным, не умозрительным, он действительно ощущал ужас содеянного.

Вплоть до последних страниц романа Раскольников высокомерен, раздражителен, зол, и в этом Достоевский не погрешил против психологической правды. И как бы сам автор ни хотел привести его к евангельской истине, он мог чувствовать, что это уже будет не Раскольников, а какой-то другой человек. О полнейшем раскаянии говорится так, как будто это, возможно, когда-нибудь будет.

На каторге Раскольников видит сон: появились микроскопические существа, вселявшиеся в тела людей, и люди, принявшие их в себя, становились одержимыми. Достоевский употребляет слова «бесноватые» и «сумасшедшие». «Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований», - пишет автор. Опять-таки медицина бы это подтвердила – люди, одержимые манией, находят опору в своей навязчивой идее и чувствуют себя высшими существами со сверхвозможностями. Так люди слабые обретают уверенность в себе, которой недоставало им в обычном состоянии.

Раскольникову при всей его невероятной заносчивости, который, по словам Достоевского, заболел от гордости, труднее и мучительнее всего принять себя таким, какой он есть, - не сильным ни телом, ни духом. Нуждающимся в помощи и благодеяниях окружающих. И не способным выстоять, выжить, возвыситься в одиночку. Но все-таки, как это ни унизительно для главного героя, - лучше, наверное, все-таки быть слабым и зависимым, чем преступником.

Хотя для людей его типа простить себе преступление не так тяжело, как простить себе слабость. Но в ней нет его вины, это – природная данность.

Свидригайлов, возможно, выражает мнение автора, когда говорит: «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем».

Рецензии

Знаю, что носится в воздухе такая "тема" - противопоставление Раскольникова и Разумихина. Самой бы мне никогда не пришло в голову их сопоставлять или противопоставлять.
Раскольников самолюбив, амбициозен (вероятно, был, пока его не сломили тяжелые условия), чувствителен, что называется, сложно устроен.
Разумихин - простой хороший "свой" парень. Совсем другой человек.

Я бы, как и Раскольников, чувствовала себя заживо закопанной в могилу, живя в плохой комнате, невероятно униженной и все такое прочее. Такие, как Разумихин, в реальной жизни от меня предельно далеки.

Достоевский доводит дело до преступления, и, в отличие от некоторых, я отнюдь не думаю, что он грешит в этом против истины. Могло и до такого дойти. А так в реальности истории всевозможных Раскольниковых, только без убийства, можно видеть сплошь и рядом: это истории людей, тяжко страдающих от крушения своих иллюзий, от невозможности подняться в социальном плане, от вида несправедливости к себе и другим (прежде всего к себе, возможно, но можно ли кого-то за это упрекать?). И это при том, что, поставь на их место Разумихиных, те бы жили себе и еще считали бы, что у них вполне хорошая жизнь. Так что из этого следует? Ничего, кроме того, что все из разного теста.
Самый дурацкий аргумент в попытке доказать что-то человеку, страдающему от своего плачевного положения, и при этом самый часто встречающийся: "А вот я на твоем месте..." Пустое. Он не ты, а ты не он.

Среди вечных ценностей дружба всегда занимала одно из самых первых мест. Но каждый понимает дружбу по-своему. Кто-то ищет в друзьях выгоду, какие-то дополнительные привилегии в получении материальных льгот. Но такие друзья до первой проблемы, до беды. Не случайно пословица гласит: «друзья познаются в беде». А вот французский философ М.Монтень утверждал: «В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой». И только такая дружба является настоящей.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» примером такой дружбы можно считать отношения Раскольникова и Разумихина. Оба студенты юридического факультета, оба живут в нищете, оба ищут дополнительные заработки. Но в один прекрасный момент, заражённый идеей сверхчеловека, Раскольников бросает всё и готовится к «делу». Полгода постоянного самокопания, поисков пути обмануть судьбу выбивают Раскольникова из привычного ритма жизни. Он не берет переводов, не даёт уроков, не ходит на занятия, в общем, ничего не делает. И всё-таки в трудную минуту сердце ведёт его к другу. Разумихин – полная противоположность Раскольникову. Он трудится, всё время крутится, зарабатывая копейки, но этих копеек ему хватает на жизнь и даже на веселье. Раскольников словно ищет возможность сойти с того «пути», на который встал, потому что «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». А Раскольников раздавлен, доведён до крайней степени отчаяния. И Разумихин, поняв, что друг (хотя Достоевский настоятельно пишет «приятель») в беде уже не отходит от него до самого суда. А на суде выступает защитником Родиона и приводит доказательства его душевной щедрости, благородства, свидетельствуя о том, что «в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Срок за двойное убийство был сокращён почти вдвое. Таким образом, Достоевский доказывает нам идею божьего промысла, что люди спасаются людьми. И пусть кто-то скажет, что Разумихин не оказался в проигрыше, заполучив красавицу жену, сестру друга, но разве он думал о собственной выгоде? Нет он всецело был поглощён заботой о человеке.

В романе И.А.Гончарова «Обломов» не менее щедр и заботлив оказывается Андрей Штольц, который всю свою жизнь пытается вытащить своего друга Обломова из болота его существования. Он один способен поднять Илью Ильича с дивана, придать движения его монотонной обывательской жизни. Даже когда Обломов окончательно поселяется у Пщеницыной, Андрей предпринимает ещё несколько попыток, поднять его с дивана. Узнав, что Тарантьев с управляющим Обломовки фактически обокрал друга, берёт дело в свои руки и наводит порядок. Хотя это не спасает Обломова. Но Щтольц честно выполнил свой долг перед другом, а после смерти непутёвого товарища детства забирает его сына для воспитания, не желая оставлять ребёнка в среде, которая буквально затянута тиной безделья, мещанства.

М.Монтень утверждал:

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Только такая дружба является настоящей. Если человек, называющийся другом, вдруг начнёт, заискивая, просить о помощи или за оказанную услугу начнет сводить счёты, мол, я тебе вон как помог, а что для меня сделал, - откажитесь от такого друга! Вы ничего не потеряете, кроме завистливого взгляда, недоброжелательного слова.

Дружба и вражда – естественные состояния человека, живущего в обществе. Он заводит близкие отношения с симпатичными ему людьми, но с некоторыми окружающими общение перерастает во взаимную неприязнь. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, важно, чтобы конфликтные ситуации не заполняли жизнь человека от начала и до конца, а дружба не обернулась предательством и разочарованием. Правда, не всегда обстоятельства складываются в нашу пользу, поэтому на своем жизненном пути мы вынуждены прощаться с друзьями и приобретать врагов. Но бывает и так, что вражду создаем мы сами без объективных на то причин. Вот такое чувство достойно всякого осуждения.

Многие мыслители задумывались над этой темой. Мне на ум приходит роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой Раскольников конфликтует с Лужиным, нареченным сестры. Их взгляды на жизнь совсем не совпадают: один готов на какие угодно жертвы ради всеобщего счастья, другой утверждает, что лучше целый кафтан, чем рваная рубашка, иными словами, делиться с ближними он не собирается. Один – фанатичный филантроп, другой – рациональный эгоист. Эти люди обречены на вражду. Обстоятельства сложились так, что Дуня (сестра Раскольникова) выходит замуж по расчету, чтобы помочь семье. То есть, ее избранник, человек обеспеченный, который сам всего добился, не мог по своей природе иметь те же возвышенные чувства, что и романтичные брат с сестрой. Если бы он им во всем соответствовал, он не был бы успешен. Они никогда не смогут понять друг друга, ведь материалисты и идеалисты стоят по разные стороны баррикад. Значит, причины возникшего конфликта кроются в самом поступке Дуни: она не должна была приносить такую жертву и приводить в семью совершенно чуждого по духу человека. Но стесненные обстоятельства убежденных романтиков делают их материально зависимыми от Лужина. Вражда эта предсказуема, неизбежна и естественна. В ней нет ничего плохого, как в растущем дереве или резком порыве ветра. Таковы реалии и избежать их невозможно.

Но в том же самом произведении есть примеры вражды, необусловленной обстоятельствами, надуманной и искусственной. Это чувства, которые Раскольников испытывал к старухе-процентщице. Он думал, что такие «пауки» мешают всеобщему процветанию и во благо всех остальных должны быть уничтожены «право имеющими». Позже он раскаялся в своих убеждениях, но на тот момент он испытывал к жертве ненависть, объяснимую лишь абстрактными рассуждениями. Сам он – не злой человек и не способен был лишить кого-то жизни. Поэтому он стал искусственно разжигать в себе вражду, урезонивая совесть холодными умозаключениями. Если герой умышленно заставлял себя ожесточиться против старухи, то мы можем сказать, что никакие обстоятельства и веления злого рока его не понуждали, он сам виновен в создании конфликта. Перед читателем разворачиваются ужасающие последствия такой надуманной вражды. Она уродлива и низка, ведь не свойственна роду людскому. Это противоестественное чувство, которое человек должен научиться распознавать и подавлять.

Таким образом, опираясь на размышления великого классика русской литературы, я пришла к выводу, что без конфликтов жить невозможно, но лишних ссор нужно избегать, так как они отравляют наше существование, как это было в истории Раскольникова. Вражду в себе не надо культивировать и приравнивать к миссии, ведь даже счастье всего мира не стоит слезы младенца.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Дружба запросто может перерасти во вражду
  • У настоящих друзей нет секретов друг от друга, они готовы прийти она помощь в любой ситуации
  • Настоящие дружеские отношения ничто не способно испортить
  • Быть друзьями могут совершенно разные люди
  • Дружба не означает единство взглядов не жизнь
  • Друзья способны научить друг друга чему-то новому

Аргументы

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Дмитрий Разумихин — настоящий друг Родиона Раскольникова. Он отзывчивый, открытый, добрый человек. Именно Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым: находится рядом, приглашает доктора. Так же хорошо он относится и к сестре, и к матери друга. Разумихин до последнего не верит в то, что Раскольников совершил убийство. Он пытается оправдать друга, ссылаясь на болезнь. Но когда правда становится очевидной, герой не бросает Раскольникова. Дмитрий Разумихин женится на Дуне, его сестре, и через три-четыре года, когда накопит необходимое количество денег, собирается перебраться в Сибирь, где друг отбывает каторгу.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». История дружбы Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова проходит через все произведение. Однако спорно то, что это действительно дружба. Аркадий — последователь Базарова, в начале романа во всем с ним соглашающийся. Сам Евгений Базаров — зрелая личность с собственными взглядами на жизнь, свое место в мире. Жизненные ценности героев противоположны. Аркадий Кирсанов привязан к Базарову, а вот Евгений считает, что у него нет друзей. Между ними не может быть настоящей дружбы, потому что она не может быть основана на подчинении одного человека другому. С течением времени герои только отдаляются от друга. Разрыв их отношений полностью закономерен.

И.А. Гончаров «Обломов». Андрей Штольц и Илья Обломов — совершенно разные люди, но они тянутся друг к другу. Штольц с удовольствием приезжает к Обломову, а последний с радостью его встречает. Они пронесли свою дружбу через годы. Только на протяжении свой жизни Андрей Штольц был активен, стремился к развитию, а Илья Обломов ленился и постепенно угасал. Когда Обломов умер, Штольц взял его сына Андрюшу себе — это еще одно доказательство их настоящей дружбы.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Истинной, настоящей можно назвать дружбу между князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Они честны и откровенны друг с другом. Князь Андрей заботится о будущем Пьера: еще в начале произведения он просит друга отказаться от компании Курагина. Герои советуются друг с другом, вместе переживают самые сложные моменты их жизни. Они могут спорить, их взгляды в чем-то расходятся, но это не мешает дружбе. Не просто так князь Андрей просит Наташу Ростову в любой ситуации обращаться за помощью именно к Пьеру. Хотя сам Пьер влюблен в Наташу, он не смеет ухаживать за ней даже после отъезда друга. Герой помогает девушке пережить одну из самых тяжелых для нее ситуаций — попытку сбежать с Анатолем Курагиным. Дружба между Пьером Безуховым и Андреем Болконским — тот идеал, к которому нужно стремиться.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Многие называют отношения Евгения Онегина и Владимира Ленского дружбой, но вряд ли это на самом деле так. Онегин общался с Ленским больше от скуки, чем из интереса. Он считал себя мудрее, думал, что со временем и молодой поэт поймет истинную суть жизни. Хорошие отношения героев переросли во вражду из-за того, что Евгений на зло Ленскому весь вечер танцевал с Ольгой, его невестой. Владимир Ленский вызвал героя не дуэль и погиб от его рук в честном поединке. Однако чувства Евгения Онегина после дуэли подтверждают то, что он в глубине души считает случившееся неправильным.

А.С. Пушкин «Дубровский». Вражда между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кириллой Петровичем Троекуровым — основа сюжета знаменитой повести. Герои дружили с юности, их многое сближало, их дружбе завидовали. К вражде привела смешная, казалось бы, ситуация: слуга Троекурова своими словами ненамеренно оскорбил Дубровского. Оба героя были очень упрямы, поэтому исчерпать конфликт мирными способами не получилось. Подлость Кириллы Петровича обернулась сумасшествием и смертью Андрея Гавриловича. Могла ли настоящая дружба перерасти в смертельную вражду? Нет. Скорее всего истинной дружбы не было.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Дружба и товарищество — очень близкие понятия. Для Тараса Бульбы товарищество является огромной ценностью, включающей справедливость, совместные усилия для защиты Родины, честность друг перед другом. Перед решающим сражением герой произносит речь о товариществе, которая сильно воодушевляет запорожцев, призывая «породниться родством по душе». Отношения между казаками — проявление настоящей дружбы, проверенной делами.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Дружба с лордом Генри отрицательно сказывается на молодом красавце Дориане Грее. Именно слова Генри Уоттона побудили юношу пожелать, чтобы вместо него старел портрет, написанный Бэзилом Холлуордом. Лорд Генри постоянно подталкивает Дориана на совершение безнравственных поступков. Ценности гедонизма, которые проповедует Генри Уоттон, губят душу юноши. Вряд ли можно увидеть что-то хорошее в дружбе между этими героями.

­Дружба и вражда

Роман “Преступление и наказание” был написан Ф. М. Достоевским в 1860-х гг. Идей и подоплек в нем предостаточно, но главной своей целью автор ставил выдвижение теории о двух видах людей: “обыкновенных” и “необыкновенных”. Первые ничего значимого в своей жизни не делали, а вторые готовы были на все, лишь бы остаться в истории. К ним писатель относил, например, Наполеона, о чем свидетельствуют размышления главного героя. Раскольников Родион Романович – личность гордая и сильная.

Он живет на съемной квартире

в Петербурге и с трудом сводит концы с концами. Он вынуждено оставил учебу на юридическом факультете из-за нехватки денег. Ему принадлежит идея о “двух разрядах людей”, которую он опубликовал в газете. По его теории одни люди имели право убивать других, так как были из “высшей” расы. Однако причиной для убийства Старухи-процентщицы стало не это, а совсем другое. Во-первых, молодой человек был сильно разочарован в жизни и в повальной нищете.

Во-вторых, накануне своего преступления он получил письмо от Матери, в котором та писала об унижениях Дуни в доме Свидригайловых и о том, что на девушке изъявил желание

жениться Лужин – человек с низкой душой, к которому Раскольников испытывал отвращение. В-третьих, так коморка, в которой жил главный герой, могла навевать только самые мрачные мысли. Хотя, примечательно то, что убийство процентщицы не входило в его планы. Эту идею он услышал в трактире от чужих людей.

По ходу развития сюжета, мы видим, что герой раскаивается в содеянном, но опять же по своим личным причинам. Он жалеет, что не может защитить Дуню от Свидригайлова, что мало пользы принес для семьи Мармеладовых, что мало времени уделял своему единственному хорошему другу Разумихину. Для того чтобы верно раскрыть характер героя, Достоевский поднял в своем романе тему дружбы и вражды. Антиподами и в то же время двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов.

Оба персонажа отрицательные. Первый ужасно расчетлив и тщеславен. Он переехал в Петербург для того чтобы заниматься адвокатской практикой и занять место в высшем обществе. Дуню он выбрал в невесты только из-за того, что девушка бедна и не имеет даже приданого, а соответственно, ни на что большее она претендовать не будет. Свидригайлову писатель дает неоднозначную характеристику. С одной стороны, он погубил жизнь Марфы Петровны и хотел сделать то же самое с Дуней. С другой стороны, он добр к детям Катерины Ивановны.

Разумихин, несмотря на то, что является полной противоположностью Раскольникова, единственный его преданный друг. О благородстве этого героя говорит хотя бы то, что он обещает позаботиться о Дуне и не давать ее в обиду Свидригайлову. Сонечка Мармеладова тоже многим жертвует ради Раскольникова, даже зная правду о его преступлении. Она покидает Петербург, чтобы быть рядом со своим другом даже, когда он уже признанный каторжанин.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Их воскресила любовь Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Наравне с теорией о двух кастах...
  2. ­Любовь Сони и Раскольникова В своем идеологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский предлагает сложную систему образов, с помощью которых раскрывает свое собственное видение...
  3. ­Двойники Раскольникова Произведение “Преступление и наказание” является наиболее известным социально-философским и психологическим романом Ф. М. Достоевского. Автор над ним работал в 1860-х гг. и впервые...
  4. ­Красота спасет мир Разные люди живут на Земле – злые и добрые, умные и глупые, жесткие и мягкосердечные, талантливые и посредственные, непримиримые и всепрощающие. Но...
  5. ­Мировоззрение Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан во время крупных реформ в России, когда на смену “старым” хозяевам жизни приходили “новые”....
  6. ­Правда Сони Мармеладовой Роман “Преступление и наказание” был написан Ф. М. Достоевским на рубеже общественного излома. В социуме происходили непоправимые изменения – народ двигался в...
  7. ­Честь и бесчестие Практически у всех героев романа “Преступление и наказание” сложный и полный испытаний путь, который может привести либо к перерождению, либо к духовной...

Похожие публикации