Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Через тернии к звёздам: как в Сибири построили частный планетарий. Московский планетарий: история и деятельность

(что лучше посмотреть в столице, интересует всех туристов) рекомендовали увидеть в первую очередь Красную площадь. С появлением астрономического комплекса ей пришлось немного потесниться на лидерском постаменте.

«Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий», - писал В. Маяковский в те годы. Эти строки известного когда-то стихотворения поэта стали девизом целого поколения советских граждан, увлекающихся наукой о космосе. И сегодня в планетарий Москвы путешествовать по Солнечной системе, по отзывам, приходят практически все москвичи школьного и дошкольного возраста и не только они.

Вниманию посетителей здесь представлено большое разнообразие увлекательных научно-познавательных мероприятий. Да и само оснащение комплекса современным оборудованием для изучения тайн Земли и космоса не оставляет равнодушным никого. По отзывам, программы планетария Москвы разработаны не только для детей. Взрослым также интересно освежить в памяти свои школьные знания или приобрести новые.

Руководство этого учреждения культуры нацелено активно привлекать все новых и новых любителей астрономии, ведь наши вкусы и привычки формируются поступками и во многом закладываются с раннего детства. Сайт учреждения полон сообщениями о проводимых здесь различных детских праздниках. По отзывам, новогоднее представление в планетарии Москвы соперничает с лучшими праздничными мероприятиями города, проводимыми в зимнее время.

Поэтому у многих даже не возникает вопроса о том, что лучше посетить в Москве. По отзывам, - планетарий. Так считают многие семьи.

1929 год

Московский планетарий был открыт 5 ноября 1929 года. Не столь давно завершилась Первая мировая и Гражданская войны, революция. Миллионы искалеченных судеб. Принудительная ломка общественно-политического, социально-культурного, экономического уклада, ментальности.

В СССР слом старого общественного строя происходил во всех сферах общественной и культурной жизни.

Одним из важных направлений новой политики был отказ от религии. Переход от патриархального мышления к новому атеистическому происходил при большой поддержке программы всеобщей грамотности населения. Советское государство стремилось повсеместно поднять его образовательный уровень, а также разъяснить необразованному большинству жителей с научной точки зрения, что Бога нет, а значит, нет оснований для возврата к прошлому: только вперед.

Поэтому с успехом была опубликована книга «Завоевание межзвездных пространств» А. И. Шаргея с расчетами возможного полета на Луну, а пролетарии приветствовали постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды». На этом фоне идея создания Московского планетария как просветительского учреждения, ориентированного на широкие массы населения, была как нельзя кстати.

Стилевые решения

В таких культурно-исторических условиях в Москве появился планетарий, став первым в советском государстве. Созданный по проекту архитекторов-конструктивистов М. О. Барща и М. И. Синявского, он сразу стал излюбленным местом проведения досуга для москвичей и еще одним пунктом экскурсионной программы для гостей города.

Конструктивизм в архитектуре - это четкие геометрические формы зданий, стремление уйти от «украшательства» лепниной, скульптурами и так далее. Этот стиль за основу брал функциональную нагрузку постройки, а не степень органичности ее соседства с окружающим ландшафтом, с уже существующей городской средой.

Примечательно, что в эти же годы в Германии набирал популярность стиль новой вещественности, имеющий общие черты с конструктивизмом. Немецкие архитекторы старались показать вещи такими, какие они есть, - функциональными.

В Московском планетарии конструктивизм отобразился в виде небольшого малоэтажного здания округлой формы, с пристройками и с полусферическим куполом. Этот вид стал еще одним брендом города.

Вообще планетарий - это в первую очередь не здание, как кажется на первый взгляд. Это название высокотехнологического прибора, с помощью которого на купольный свод потолка проецируется карта звездного неба. Название прибора в обиходе перенеслось на название астрономического комплекса в целом.

Завод Цейса

Для постройки такого сооружения в СССР тех лет не было никаких предпосылок: ни кадровых, ни производственных ресурсов такого уровня не было, ведь новая власть строилась на обломках поверженного ею же старого режима, от которого она мало что оставила.

В самой Европе планетарии только-только стали появляться и входить в моду. В 1924 году появилось первое такое устройство, и к 1929 году их было уже двенадцать: десять - в самой Германии, остальные - в австрийской Вене и итальянском Риме.

А все благодаря немецкой фирме, основанной инженером-изобретателем К. Ф. Цейсом, его сыном Родериком и коллегой К. Ф. Цейса - профессором физики из Йенского университета, Э. Аббе. Их фирма в Йене, и ранее специализировавшаяся на оптике, наладила с 1924 года производство этих устройств для астрономических наблюдений.

Советское государство, еще мечтавшее в те годы о мировой революции и всемирной победе коммунизма, видело в пока еще капиталистической Германии соответствующие перспективы и стремилось выстроить с ней взаимовыгодные отношения по разным направлениям развития народного хозяйства. Кроме того, в советской столице должны были быть самые передовые объекты и технологии, символизирующие движение страны к прогрессу.

Моссовет (Московский городской совет), являвшийся высшим органом власти Москвы, нашел в бюджете на научно-просветительские цели около 250 000 тогдашних рублей. За счет них и была произведена закупка в Германии практически всего необходимого оборудования. На заводе Цейса был закуплен сам планетарий, а матерчатый купол, на который должно было проецироваться изображение небесного свода и созвездий на нем, разыскали у другой немецкой фирмы - «Диккергоф». А все вместе это - всеми нами любимый Московский планетарий, наша гордость.

В целом с заводом Цейса у нашей страны сложились довольно тесные связи. Послевоенное разделение Германии прошлось и по фирме Цейса, образовались два завода - в ФРГ и ГДР. Поэтому его отделение в городе Йене (ГДР) долгие годы выпускало для СССР оптику, применявшуюся в советских космических аппаратах -"Союз", "Мир", астрономических приборах, на военной технике. До сих пор различные товары этой торговой марки, от очков до современных сверхсложных приборов, пользуются в нашей стране большой популярностью и являются синонимом качества.

Московский планетарий сквозь время

Свою научно-просветительскую работу Московский планетарий исправно выполнял все годы советской власти. В нем бывал с научными целями инженер-конструктор С. П. Королев, здесь в 60-х годах порядка 15 лет подряд велась подготовка космонавтов. Правда, в наше время для этих нужд планетарий уже давно не используется: космические технологии ушли слишком далеко.

Сейчас он, скорее, напоминает дедушку, который рассказывает внукам историю своей бурной молодости, возвращая нас в детство. Лекции, экспонаты музея, астрономические приборы - все это имеет флер некоей магии и волшебства. Взрослые дяди и тети превращаются в восторженную детвору, с энтузиазмом, наравне со своими детьми крутящую всякие штуковины, нажимающую все подряд кнопки, ведут стыковку в космосе, измеряют свой вес на Марсе и участвуют в научных экспериментах.

В 1994 году Московский планетарий закрылся. Здание пришло в запустение и требовало ремонта, на который не было средств. Поиски инвесторов привели только к многолетним разбирательствам и судебным тяжбам. Сроки введения Московского планетария в строй ежегодно устанавливались новые и вновь откладывались.

Только в 2011 году этот уникальный объект культуры вновь стал пускать посетителей. По их отзывам, в программы планетария Москвы были внесены многочисленные изменения: обновилось оптическое оборудование, да и сам планетарий тоже, расширился архитектурный комплекс, сохранив свои узнаваемые черты.

Примечательно, что оптика для обновленного планетария вновь была закуплена на том же заводе Цейса в Германии.

Адрес Московского планетария

Адрес планетария Москвы, по отзывам его посетителей, знают и помнят с детства практически все москвичи и гости столицы: город Москва, Садово-Кудринская улица, дом 5, строение 1.

Те, кто часто здесь бывает, знают, что рядом с планетарием расположена станция метро «Баррикадная», позволяющая легко добраться в это место, минуя пробки.

Приятным бонусом для тех, кому трудно часто в течение дня передвигаться по Москве в поисках мест для семейного отдыха, будет информация о том, что совсем рядом с планетарием находится зоопарк. Таким образом, можно познавательно и увлекательно провести весь выходной день.

Что лучше всего посмотреть в планетарии Москвы?

Конечно, Москва избалует множеством мест отдыха, в том числе и семейного. И постоянно этот список пополняется. Но и традиционные места отдыха, такие как планетарий, не теряют популярности.

Планетарий Москвы, по отзывам его посетителей, состоит из нескольких залов, каждый - со своей тематикой.

Нельзя сказать, что одни из них посещаются меньше других: все находят своих почитателей. Привлекает здесь то, что все, что демонстрируется, - примеры настоящей науки, созданные не на потеху публике, а для изучения настоящих процессов, происходящих на Земле и в космосе. В каждом зале планетария Москвы - программы, отзывами о которых наполнен интернет.

В Большом и Малом звездных залах для просмотра научно-популярных фильмов по астрономии укладывают на специальные лежаки, так как изображение проецируется на купольный потолок помещения.

«Парк неба» - это та самая астрономическая площадка, широко известная среди наших пап и мам, приходивших наблюдать звезды, совершающие свой полет над Москвой и планетарием. Отзывы родителей об этом мероприятии всегда были лучше всякой рекламы.

Этот отдел соединен с Большой обсерваторией, где установлены настоящие телескопы, с помощью которых на открытом небе видны Луна, планеты и их созвездия. Здесь также проходят заседания астрономических кружков, в которых собираются подростки для углубленного изучения астрономии.

Современным и непосредственным детям интересны 4D-кинотеатр, «Лунариум», станция «Марс» и музей Урании. Конечно, Московский планетарий - Мекка для детей всех возрастов.

Положительные отзывы о посещении планетария Москвы

Созданный более 80 лет назад, он не потерял актуальности и в наши дни. Скорее, интерес к нему только возрос на фоне всеобщего увлечения играми и фильмами о космосе. Что лучше посетить с детьми? Планетарий Москвы в отзывах занимает первые строчки рейтинга.

В положительных комментариях по поводу проведенного здесь отдыха отмечаются следующие тезисы:

  • Интересное и познавательное времяпрепровождение на целый день для всей семьи, детских коллективов; по отзывам, день рождения в планетарии Москвы проходит не только весело, но и познавательно.
  • В планетарии есть места, где установлены многочисленные экспонаты, демонстрирующие занимательные явления физики и химии.
  • Часто проходят экскурсии, массовые мероприятия с детьми, празднование Нового года.
  • Возможно заказать билеты заранее через сайт.
  • Рядом с планетарием расположился зоопарк - еще одно место отдыха в одном районе.

Негатив

Всем известно, что музеи, выставки, театр, опера имеют своих почитателей. Они-то сразу наметанным взглядом могут вычислить в празднично одетой толпе тех, кто посещает такие места только потому, что это входит в культурную программу отдыха. Этих посетителей сразу можно заметить по скучающим выражениям лиц, засыпающих, как только предоставляется такая возможность. Отсюда и появляются их негативные комментарии о банальности представления, неинтересной программе и зря потраченных времени и деньгах. Поэтому их отзывы о планетарии в Москве (с детьми они его посещали или сами - неважно) не являются сколько-нибудь объективными. Но правды ради надо отметить следующие истины:

  • дороговизна билетов, которые к тому же нужно приобретать в каждый зал отдельно;
  • дороговизна меню в кафе при планетарии;
  • бывают многочасовые очереди в кассу.

Особенности и программы

Московский планетарий иногда из уважения к его «сединам» называют Большой планетарий Москвы.

Сегодня в Большом Звездном зале Планетария снова можно увидеть звезды на самом большом куполе Европы. Диаметр купола-экрана - 25 метров, а площадь −1000 квадратных метров. Зал оборудован с учетом новейших разработок в области проекционных технологий. В центре установлен самый совершенный оптико-волоконный проектор звездного неба последнего поколения «Универсариум М9» легендарной компании «Карл Цейс Йена». Именно он показывает более 9000 мерцающих звезд, максимально точно передает незабываемую картину звездного неба, воспроизводит астрономические явления в промежутке времени 10 000 лет!

Полнокупольная цифровая проекционная система Большого Звездного зала, разработанная компанией Global Immersion - это вторая часть комплекта оборудования современного Планетария, которая позволит ощутить неповторимый эффект погружения в Космос, почувствовать безграничность Вселенной, совершить головокружительные путешествия в межзвездном и межгалактическом пространстве. Завершает технологическую картину панорамная система, стереосистема и экспериментальная система пространственного звучания. Сочетание оптико-волоконного и цифрового проекционного оборудования такого уровня представляет собой мощную интеллектуальную систему. Это выводит Московский Планетарий на передовую развития совмещенных полнокупольных технологий - технологий будущего.

Большой Звёздный зал Планетария имеет богатую и интересную историю, которая началась в далёком 1929 году, когда здесь был установлен аппарат «Планетарий» второго поколения (заводской номер 13). Именно этот аппарат, производства немецкой компании «Карл Цейс Йена» впервые включил звезды на куполе-экране. В полуграмотной стране это было настоящим открытием, люди, наконец, поверили в силу науки, начался новый этап в истории отечественной астрономии.

Под куполом Московского Планетария проходили занятия астрономических кружков, основанных в 1934 году. Профессиональный путь многих известных учёных и космонавтов начался с грандиозного впечатления, производимого звёздным небом Планетария.

Сотни людей ежедневно стекались к Планетарию, чтобы увидеть своими глазами чудо и услышать волшебное: «Внимание, включаются звезды!». Но звёздное небо Планетария было не только демонстрацией астрономических явлений. В предвоенные годы Звёздный зал превращался в «Звёздный театр»: на его сцене ставились тематические пьесы, в которых были задействованы профессиональные актёры. С большим успехом в купольном зале шли спектакли «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник»

Московский Планетарий сыграл важнейшую роль в развитии космонавтики. Начиная с 1960-го года, в течение 15 лет в Большом Звёздном зале проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами.

Здесь же проходили стажировку штурманы полярной и дальней авиации.

В 1977 году старый аппарат заменил новый - аппарат «Планетарий» шестого поколения (заводской номер 313) с автоматизированной системой управления, который прослужил вплоть до закрытия Планетария в 1994 году.


Режим работы

с 10.00 до 21.00
выходной - вторник

Стоимость билетов

Билеты приобретаются в кассах

По билету в Большой Звездный зал Вы можете:

  • ДО СЕАНСА ознакомиться с экспонатами Классического музея Урании (уровни 1 и 2).
  • ПОСЛЕ СЕАНСА посетить Парк неба (Астроплощадку). Астроплощадка работает с мая по сентябрь с 11:00 до 21:00.

Вход в зал музея Урании по билетам начинается за 1 час до сеанса в Большом Звездном зале.

Вход в Большой Звездный зал начинается за 15 минут до сеанса.

Авторский коллектив: ГУП МНИИП «Моспроект-4», мастерская №10; архитекторы - А.В. Анисимов (руководитель проекта, ГАП),
О.С. Семенова (ГАП); при участии - К.А. Анисимов (2001–2007 гг.), А.И. Миносян (с 2002 г.), Н.И. Жемчужникова (до 2007 г.),
Н.А. Кузьмина (с 2007 г.); ГИП 2010–2011 гг. - О.В. Макарова; инженеры-конструкторы - Ю.А. Чернов (ГИП до 2007 г.),
Н.В. Терехова (до 2009 г.), Ю.А. Шемчук (до 2008 г.), В.В. Зуев (с 2003 г.), Ю.А. Чернов (до 2007 г.); технология подъема здания -
Э.М. Андреев (ГИП), С.Г. Редреев («Мосгидрострой»); технология астрономической площадки - С.В. Широков (до 2010 г.),
К.А. Порцевский (до 2006 г.)
Адрес объекта: Москва, ул. Садовая-Кудринская, 5, стр. 1
Строительство: 2002–2011

Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения

В год 50-летия первого полета в космос завершена реконструкция Московского планетария. Выдающийся памятник конструктивизма (арх. М.О. Барщ и М.И. Синявский, 1929) и объект культурного наследия международного значения расположен близ станции метро «Баррикадная», играет важную роль в формировании архитектурного ансамбля исторического ядра.

С момента ввода в эксплуатацию Планетарий ощущал нехватку площадей, был возведен только главный корпус с вестибюлем и большим залом на втором этаже. В 30–80-х годах XX века произведены разнообразные пристройки (учебная обсерватория, астрономическая площадка, котельная с трубой, кинопроекционная, административные помещения под козырьком главного входа, одно- и двухэтажный корпуса), исказившие первоначальный замысел архитекторов. Кроме того, 8-этажный жилой дом и выросшие деревья закрыли Планетарий со стороны Садового кольца, а новые постройки Зоопарка - тыльный фасад.

В 1996 году на основании результатов мониторинга состояния здания, а также с учетом международной практики строительства и реконструкции планетариев доктором архитектуры А.В. Анисимовым («Моспроект-4») была разработана программа реконструкции и сформулированы основные задачи, в т.ч.: возвращение в архитектурный ландшафт силуэта Планетария; реставрация исторического здания; расширение горизонта видимости неба для приборов астрономической площадки; обновление технологического и инженерного оборудования; обеспечение комфорта посетителей и служащих; устройство подъездов общественного транспорта и автостоянок; организация пешеходной связи комплекса с метро по подвесному переходу над зоопарком.

Ключевым моментом реконструкции стал подъем исторического здания на высоту 6 м - на стилобат, включающий два наземных и два подземных этажа. Это позволило увеличить площадь Планетария в 6 раз и создало условие для полноценной реставрации здания 1929 г. Главный исторический вход в Планетарий теперь связан с тротуаром Садового кольца посредством расширяющегося пешеходного пандуса; въезд автотранспорта осуществляется справа от пандуса, выезд - слева. Под пандусом расположены въезды-выезды в подземную автостоянку.

На отм. 6.00 м (в объеме исторического здания) расположен Классический музей (фойе-музей). На отм. 11.55 м (в объеме исторического здания) - Главный зал, полукруглые парадные лестницы, лифтовый холл, комната лектора, подсобные помещения. На отм. 0.00 (под историческим зданием) выставочный зал Классического музея, а в примыкающей новой части - вестибюль, кассы, сувенирный киоск, гардероб, интерактивный музей (второй уровень), учебный зал, научный отдел, конференц-зал, буфет для школьников. На отм. -2.70 и -3.84 м под историческим зданием расположено кафе на 50 мест; в новой части: производственный центр, а также гардероб, зал интерактивного музея с маятником Фуко, 4D-кинотеатр, Малый зал с аппаратной, комната сведения фонограмм, административные и вспомогательные помещения, в т.ч. РТП с самостоятельными входами. В подземном пространстве (отм. -6.40 м) размещаются помещения инженерного обеспечения, ЦТП, автостоянки. В проекте предусмотрены специальные условия для маломобильных посетителей: автостоянки, дополнительные входы и лифты, пандусы и подъемники на перепадах уровней пола, стеклянный лифт на астрономической площадке и др.

На эксплуатируемой «зеленой» кровле стилобата размещается астрономическая площадка с астрономическими приборами, пирамидой маятника Фуко и двумя обсерваториями (большая и малая), а также летняя площадка кафе. Вдоль западного фасада организован подъезд к лоджии для групповых посетителей и стоянка автобусов.

Несущие и ограждающие конструкции

Историческое здание было построено в монолитном железобетонном каркасе, с монолитным же куполом и кирпичным заполнением стен первого этажа. Распор купола воспринимается мощным железобетонным кольцом на уровне пяты образующей кривой. Второй этаж поддерживается шестью главными радиальными рамами и второстепенными полурамами. Поднятие памятника на 6 м над уровнем земли произведено впервые в отечественной строительной практике; здание весом 3 тыс. тонн было поднято на 27 гидравлических домкратах и установлено на железобетонную платформу; стоимость подъема составила менее 1% от общей суммы, при увеличении общей площади почти в 6 раз.

Пристального внимания удостоилась и реставрация купола. Железобетонный и тонкостенный, он имеет толщину в верхней части до 60 мм, в нижней - 130 мм; в основании - до 300 мм. Оболочка купола утеплена внутри и снаружи. Финишное покрытие выполнено из материала Rheinzink со стоячими фальцами специалистами фирмы ФОК при участии немецких коллег. Витражи - двухкамерный стеклопакет в алюминиевом переплете (использовано высококачественное тонированное стекло). Открытые вертикальные воздуховоды выполнены из нержавеющей стали. Фасады новой части оштукатурены (по кирпичу и сетке с утеплителем), окрашены в белый цвет. Предусмотрена улучшенная утепленная штукатурка на реставрируемой части здания.

Технологии внутренней отделки

В соответствии с новой концепцией воссоздан интерьер исторического вестибюля, Главного зала; реализованы проекты интерьеров новых залов, кафе, учебных помещений. Осуществлен масштабный проект экспозиционного освещения, установки интерактивного оборудования, подвески крупногабаритных экспонатов. На черном полированном граните установлена модель солнечной системы.

Отделка полов - гранит, керамогранит, ковролин, паркет из высококачественных пород древесины. Потолки выполнены с водной, латексной, акриловой окраской; в устройстве подвесных потолков применены алюминиевая рейка, влагостойкий гипсокартон, панели «РИГИПС», «Экофон», «Густавс»; отделка стен - керамическая плитка, листы АLUCOBOND. Отделка путей эвакуации - с применением сертифицированных негорючих материалов с соответствующими показателями.

Инженерное оборудование

Водо-, тепло-, электроснабжение комплекса - от городских сетей. Хозяйственно-бытовая, производственная и дождевая канализация решена по раздельной схеме. Все помещения оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также кондиционирования и обеззараживания воздуха. Налажены комплексные системы многоуровневой противопожарной безопасности, диспетчеризации и автоматизации, контроля и управления доступа, охранного видеонаблюдения и сигнализации. Наружное пожаротушение предусмотрено от существующих пожарных гидрантов.

Дмитрий Семёнов – о том, как зарабатывать на образовательных услугах

В Иркутске не было планетария с конца 1980-х годов. Но в феврале 2015 года жители города снова получили возможность любоваться звёздным небом и просторами космоса с помощью специальной аппаратуры. Не дождавшись помощи от государства, инициаторы возрождения иркутского планетария сумели привлечь средства частного инвестора. О том, что из себя представляет частный планетарий и как устроена его экономика, проекту Five O’Clock рассказал исполнительный директор образовательно-развлекательного комплекса «Ноосфера» Дмитрий Семёнов.

Дмитрий Семёнов , 41 год, исполнительный директор образовательно-развлекательного комплекса ;астроном-любитель, путешественник, конструктор телескопов. Окончил филфак Иркутского государственного университета. В комплекс «Ноосфера», расположенный в престижной части города, входят Иркутский планетарий на 45 мест, мультимедийный музей, астрокосмическая обсерватория и два ресторана. Комплекс построен на средства частного инвестора – основателя инвестиционной финансовой компании «Метрополь», зампредседателя комитета Госдумы РФ по природным ресурсам Михаила Слипенчука.


«Люди уходили, а проект так и оставался идеей»

Изначально новый планетарий планировалось построить за счёт средств регионального или городского бюджета. Почему не получилось? Да потому что в последние десять лет в Иркутской области слишком часто менялось руководство. Не раз у нас возникали договорённости с конкретными губернаторами и мэрами, но люди уходили, а проект так и оставался идеей, хотя казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки. Однажды, например, дело дошло до выделения помещения и обсуждения в мэрии Иркутска каких-то сумм на его обустройство. Но оказалось, что предложенное нам здание - собственность Академии наук и, значит, город не имел оснований вкладывать в него бюджетные средства.

Впрочем, время от времени появлялась и заинтересованность со стороны бизнеса. В 2008 году один из иркутских инвесторов готов был выделить площади под планетарий в рамках своего девелоперского проекта, но разразился кризис, и строительство было свёрнуто. С мёртвой точки проект сдвинулся лишь летом 2010 года, когда о нём узнал Михаил Слипенчук. Он решил, что обязательно должен принять участие в возрождении Иркутского планетария.

К моменту знакомства с историей планетария Михаил Слипенчук уже вовсю реализовывал проект «Миры» на Байкале и на деле показал, что не чужд подвижничества, связанного с наукой и образованием. А в Иркутске на тот момент он планировал создать небольшой музей, тематически связанный с Байкалом и результатами работы экспедиции.

Когда я рассказал ему о нашей длинной и мучительной истории восстановления планетария, он решил, что такое дополнение будет очень уместным в проекте. Концепция сформировалась достаточно быстро - Михаил Щадов, занимавшийся на тот момент организационной работой с «Мирами», предложил формат «Музей «Ноосфера», он же и стал руководителем строительства всего комплекса.

«Запуск потребовал больше времени, чем мы ожидали»


К середине 2011 года были завершены проектно-сметные работы, в мае того же года начали рыть котлован, а к лету 2012-го здание подвели под крышу и остеклили. А вот запуск образовательного комплекса потребовал несколько больше времени, чем мы ожидали. Во-первых, у нас всё-таки сохранялась надежда на участие в проекте областного правительства, и планетарий ещё какое-то время мыслился как государственно-частный проект. Во-вторых, шёл поиск оптимальной технической начинки здания.

Менялись технологии на рынке, и то оборудование, которое ещё вчера мы считали оптимальным, сегодня оказывалось дорогим и непрактичным. Например, мы рассматривали установку из шести проекторов, но по факту обошлись двумя. Причём, яркость и контрастность картинки на куполе оказалась лучше, чем от оборудования, которое хотели установить изначально. Двухпроекторная система позволяет имитировать звёздное небо, планеты, галактики и туманности. По качеству изображения иркутский планетарий - один из лучших не только в России, но и в мире.

Запустили планетарий мы 20 февраля 2015 года. Тогда же был открыт и мультимедийный музей. С конца апреля начала принимать посетителей астрономическая обсерватория.

«Ноосфера» - полноценный бизнес-проект»


Строительство и оснащение четырехэтажного здания площадью чуть менее 1300 квадратных метров оценивалось на старте в 3-5 миллионов долларов. Только проекционный купол диаметром 9,14 метра обошёлся почти в 400 тысяч евро. Большую часть оборудования и комплектующих пришлось покупать за границей. Это очень точный полусферический экран с отклонением от сферы не более трёх миллиметров. Он изготовлен из перфорированного алюминия, что создаёт отличную акустику в зале. Поэтому кроме образовательных фильмов и лекций мы проводим в планетарии и музыкальные мероприятия.

Итоговая стоимость проекта оказалось вдвое выше ожиданий инвестора - 10 млн. долларов. Что касается срока окупаемости и возврата инвестиций, могу сказать, что комплекс многопрофильный и такие его составляющие, как рестораны и планетарий, живут по вполне рыночным правилам.

«Ноосфера» - это, естественно, коммерческое предприятие, полноценный бизнес-проект. Продаются билеты, компания приносит определённую выручку, зарабатывает. В то же время это и огромные инвестиции в личность. Всё-таки в организации работы комплекса акцент сделан на образовательной части проекта, а не на коммерческой составляющей. Это сознательная позиция инвестора. После уничтожения предмета астрономии в российской школе, планетарии, фактически, являются монополистами в области доступных астрономических, а местами и вообще естественнонаучных знаний.


Наблюдения у нас проводятся с использованием уникального телескопа немецкой фирмы Carl Zeiss. Прибор изготовлен в далёком 1909 году по заказу и на деньги иркутских меценатов специально для первой обсерватории Восточной Сибири. Сейчас он принадлежит астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета. Телескоп в отличном состоянии и используется для показа звёздного неба. Также обсерватория оснащена солнечным телескопом, который позволяет наблюдать хромосферу светила. Не кривя душой, могу утверждать, что сейчас у нас работает единственная публичная астрономическая обсерватория, показывающая людям небо каждый день.

«Есть задача – чтобы все подразделения
были рентабельными»

Территория, на которой построен комплекс, - престижная, с высокой проходимостью. Я бы сказал, что это наилучшее место для приёма гостей в Иркутске. Получилась среда не ограниченная двумя дворами, а по-настоящему городской проект. И наш объект в нём занял достойное место.

Проект многоформатен: планетарий на 45 мест, мультимедийный музей и астрономическая обсерватория работают как в комплексе, так и каждый в отдельности. Кроме этого в комплексе два ресторана - демократичный «Самолёт» и более пафосный «Миша».

Фактически все подразделения могут работать как независимо друг от друга, так и совместно организовать уникальное мероприятие. Например, проходят детские праздники - программа в планетарии, наблюдения в телескоп и праздничный утренник или ужин.

Ресторан «Самолёт» стилизован именно под самолёт, вас обслужат стюардессы, которые пожелают вам приятного полета. Оригинальное меню. Очень нравится детям - не каждый день у нас даже из обеспеченных семей дети летают в самолётах. Необычность привлекает. Ресторан «Миша» - для серьёзных гостей, там воссоздана эпоха расцвета иркутского купечества. Именно в те времена Иркутск славился меценатскими проектами.

Есть задача, чтобы все подразделения были рентабельными. Если «Ноосферу» рассматривать как единое целое, то каждое из направлений имеет свою сезонность, которая практически не пересекается. Например, летом востребованы рестораны, люди охотно проводят время в «летниках», но падает спрос на групповые сеансы для школьников в планетарии. А зимой, наоборот, больше спрос на познавательные услуги планетария и обсерватории. Если что-то просядет в один сезон, то наберёт обороты в другой.

Стоимость некоторых услуг комплекса «Ноосфера»: сеанс в планетарии – от 200 (будни, утро) до 500 (вечер выходных) рублей; посещение обсерватории – 200 рублей; посещение выставки «Свидетели космических катастроф» - от 100 до 250 рублей.

Мы активно занимаемся продвижением планетария. Да, о нас уже многие знают, но нужно больше рассказывать людям о знаниях, которые они и их дети могут у нас получить. Активная рекламная кампания у нас была в мае прошлого года, когда мы размещали статьи и макеты в газетах, давали сообщения на радио. Хорошо показала себя практика работы с промоутерами, когда человек получает исчерпывающую информацию о том, зачем ему следует посетить планетарий. Ну и, конечно, работа со школами. Не говорю про соцсети - это само собой разумеется. Во всех сетях мы

Московский Планетарий March 12th, 2014

Идею построить в Москве Планетарий принадлежит Давиду Рязанову - директору Института К. Маркса и Ф Энгельса при ЦИК СССР и Главнауке Наркомпроса РСФСР. По их инициативе президиум нового состава Моссовета (избранного в 1927 году) постановил создать в Москве научно-просветительное учреждение нового типа - Планетарий. Оборудование, необходимое для этого (проекционный аппарат «Планетарий»), было на тот момент новейшим мировым изобретением - впервые продемонстрировано в октябре 1923 года.

Строительство Планетария в 20-е годы

После этого Рязанов выехал в Германию и провёл переговоры с компанией Carl Zeiss об изготовлении оборудования для планетария. А в Москве два молодых архитектора М. Барщ и М. Синявский взялись за разработку проекта планетария. При проектировании архитекторы использовали природную форму яйца в геометрически-тектоническом плане. Теоретик конструктивизма Алексей Ган называл Планетарий «оптическим научным театром».

Строительство планетария началось в день осеннего равноденствия 23 сентября 1928 года. На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 000 золотых рублей. В эту сумму входила стоимость постройки не только самого здания, но и его оборудования, кино-аудитории, астрономического музея, библиотеки, аудиторий для кружков, лабораторных помещений, а также устройства на плоской крыше астрономической обсерватории для массового обслуживания экскурсий.

В середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса - сферического купола - экрана. Аппарат «Планетарий » в это время был уже в Москве и хранился в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования.

Московский Планетарий в годы войны

В конце мая, когда зрительный зал был готов, начался монтаж аппарата «Планетарий » под контролем специалистов из фирмы Цейсса.

3 августа 1929 года установка аппарата была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена.

В течение августа, сентября и октября происходили закрытые просмотры.

Официально московский Планетарий был открыт 5 ноября 1929 года. Он стал 13-м планетарием в мире - из двенадцати его предшественников десять были построены в Германии, один в Италии и один в Австрии. К этому дню Владимир Маяковский написал стихотворение о планетарии, заканчивавшееся словами: «Должен каждый пролетарий посмотреть наПланетарий ».

Во время войны в Московский Планетарий помимо проведения обычных массовых лекций оказывал практическую помощь бойцам и командирам Советской армии в виде специальных лекций военного цикла для разведчиков и военных летчиков. Кроме лекций, проводившихся в Звездном зале, организовывались выездные лекции по астрономии. Эти лекции читались в госпиталях, подшефных воинских частях, в аудиториях Городского военного комиссариата, в агитпунктах противовоздушной обороны. Московский Планетарий работал всю войну и лишь однажды был закрыт сроком на два месяца.

Планетарий в советские времена

В 1946 году началось строительство Астрономической площадки. Впервые в истории планетариев этот комплекс инструментов познания, обращенный к живым светилам, был задуман автором первого советского школьного учебника астрономии Михаилом Евгеньевичем Набоковым. А построен как общедоступный город неба, трудами московских астрономов и сотрудников Планетария К. Л. Баевым, Р. И. Цветовым, А. Б. Поляковым, Е. З. Гиндиным. Астрономическая площадка воссоздавала традицию древних звездных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, Обсерватория-музеум в Александрии, Нюрнбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре.

В 1950-х годах со стороны Садовой-Кудринской улицы вид на Планетарий закрыли жилые многоэтажки, и в настоящее время купол планетария можно увидеть лишь в узкий проход между домами.

В 1977 году Планетарий был реконструирован. Вместо старого аппарата «Планетарий» был установлен новый, изготовленный специально для Москвы на народном предприятии «Карл Цейс Йена» (ГДР). Это был аппарат нового поколения с программным управлением. Наряду с обычными лекциями и тематическими вечерами в планетарии стали проводиться автоматизированные аудио-визуальные программы.

В середине 1980-х Планетарий вывели из непосредственного подчинения Всесоюзному обществу «Знание» и передали Московской городской организации этого общества, из недр которой был назначен новый директор. Впервые им стал человек без астрономического образования.

На 1987 год в планетарии прошли подготовку по навигации все советские космонавты, некоторые после возвращения из космоса выступали в нем с лекциями.

В 1990 году при планетарии была открыта народная обсерватория, в которой был установлен самый большой телескоп в Москве, доступный для массовых наблюдений.

Заброшенный Планетарий в середине нулевых годов

В 1994 году предприниматель и шоумен Игорь Микитасов решил создать на базе Московского планетария «научно-развлекательный центр» и обратился с этим предложением к директору планетария. В том же году по инициативе директора планетария с целью привлечения инвесторов и обеспечения гарантий на вложенные средства, было создано АОЗТ «Московский Планетарий», в уставной капитал которого было внесено основное здание планетария. Учредителями АОЗТ стали на 30 % коллектив планетария, на 20 % - Московская городская организация общества «Знание» и на 50 % - АОЗТ «Компания Твинз» («Twins»), фирма Микитасова, специализировавшаяся в сфере шоу-бизнеса.

По сути дела «Компания Твинз» стала хозяином планетария. В том же 1994 году здание планетария было признано аварийным и Планетарий был закрыт на реконструкцию. однако как только началась реконструкция. выяснилось. ч о денег у Микитасова на не не хватает.

Весной 1995 года Микитасов стал искать источник финансировния. Он пытался через посредника, директора фирмы «Техноком» Вячеслава Ковалева, получить кредит в Тверьуниверсалбанке и оформить документы в Москомимуществе и Москомземе. Банк, однако, отказался выдавать кредит, а оформление документов в московском правительстве приостановилось. Между посредником и Микитасовым возник конфликт, вылившийся в уголовное дело, которым занималась Генпрокуратура.

Финансирование было приостановлено в связи с введением нового порядка регистрации собственности в Москве, требующего обязательной выдачи свидетельства на право собственности. В результате четырёхлетнего противостояния между ЗАО «Московский Планетарий», правительством Москвы, прокуратурой и Москомимуществом на 18 заседаниях Арбитражного суда были последовательно рассмотрены пять исков, не принесших победу ни одной из сторон.

Всё это время вплоть до августа 1997 года в полуразрушенном Звёздном зале проводились программы для школьников. 1 мая 1998 года для посетителей была открыта обсерватория.

Новые владельцы в течение нескольких лет пытались организовать реконструкцию планетария на средства частных инвесторов, однако городские власти откладывали выход соответствующего постановления. В 1998 году собственники подарили правительству Москвы 61 % акций в обмен на обязательства полностью оплатить все проектные и строительно-монтажные работы. 1 октября 1998 года правительство Москвы получило контрольный пакет акций ЗАО «Московский Планетарий», а в марте 1999 года оно издало постановление «О комплексной реконструкции, реставрации и переоборудовании Московского планетария», согласно которому осуществлялась комплексная реконструкция, реставрация и переоборудование памятника архитектуры здания Московского планетария, а в инвестиционных программах 1999-2006 годов предусматривалось финансирование работ по реконструкции Московского планетария за счет средств, определенных бизнес-планом.

В 1997 году творческая мастерская ГУП МНИИП «Моспроект-4» под руководством Александра Викторовича Анисимова и Ольги Сергеевны Семёновой приступила к разработке проекта реконструкции. Почти три года ушло на его утверждение и предварительные работы: требовалось немало усилий, чтобы обосновать преимущества именно реконструкции старого планетария, а не строительства нового. Была изучена история Московского планетария и мировой опыт проектирования подобных зданий, написано четыре научных работы о зарубежных технологиях, о типологии современного планетария и изучении его архитектурного облика за рубежом. Архитекторы лично посетили большое количество планетариев в разных странах: в Германии, Испании, Франции, Англии, на Западном и Восточном побережье Америки и т. д.
Проект реконструкции Московского планетария, разработанный архитекторами Александром Анисимовым и Ольгой Семёновой, получил в 2000 году премию и диплом I степени Союза архитекторов России.

Фото 2.

Вот такая машина стоит на входе

Сама реконструкция началась лишь в 2002 году. В январе 2003 года сняли на реставрацию статуи-аллегории планет перед главным входом. К 2003 году было разобрано старое здание обсерватории.Вместо него было запланировано построить две обсерватории, малую и большую. Городские власти торжественно обещали открыть Планетарий к его 75-летию. Однако оно было отмечено узким кругом людей, связанных с планетарием, в ноябре 2004 года в строящемся здании. К этому времени здание планетария согласно проекту реконструкции уже было поднято на 6 метров, возведены две новые башни обсерваторий; площадь музея увеличилась с 3 до 17 тыс. м². За прошедшие годы АОЗТ «Московский Планетарий» было последовательно преобразовано в ЗАО «Московский Планетарий» и ОАО «Московский Планетарий». Однако сотрудничество городских властей и частных инвесторов не заладилось, и реализация проекта затянулась.

В 2006 году частные инвесторы обратились к городу с просьбой вернуть вложенные ими средства и тем самым выкупить их долю. В 2006 году, когда Москва в очередной раз прекратила финансирование и начала выдавливать частников из проекта, было достигнуто соглашение о том, что инвесторы сами отдают свой пакет 39 % в обмен на возврат вложенных средств. Юрий Лужков согласился и дал поручение готовить постановление о выкупе.

В феврале 2008 года правительство Москвы, владеющее 61 % акций ОАО «Московский Планетарий», прекратило финансирование его реконструкции из-за того, «что обязательства партнеров, которым принадлежит 39 % акций, в рамках реконструкции выполнялись не полностью». По словам заместителя руководителя департамента имущества города Москвы Игоря Игнатова, город был вынужден прекратить реконструкцию, когда «стали известны новые обстоятельства» - у Московского планетария образовалась задолженность перед подрядчиком Энергомашконсалтинг в размере 9 миллионов рублей.

Фото 3.

11 марта прошло внеочередное собрание акционеров, на котором генеральный директор Игорь Микитасов был отстранён от своей должности и назначена новая управляющая компания со стопроцентной долей города - «Покровские ворота».

4 мая 2009 года при участии управляющей компании «Покровские ворота» состоялась сделка купли-продажи имущества ОАО «Московский Планетарий». На прошедших торгах было реализовано два лота: объект незавершенного строительства по адресу улица Садово-Кудринская, строение 1, а также все движимое имущество банкрота. Покупателем имущества стало ОАО «Планетарий» в лице исполнительного органа управляющей компании «Покровские ворота». 100 % акций ОАО «Планетарий» принадлежат департаменту имущества города Москвы. Для покупки имущественного комплекса акционер внес в уставной капитал общества дополнительные средства, предусмотренные бюджетом города на 2009 год. 29 мая первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин в ходе пресс-конференции сообщил о том, что столичный Планетарий начнет свою работу в 2010 году.

14 ноября 2009 года после завершения рабочего совещания в здании планетария мэр Москвы Юрий Лужков в очередной раз сообщил журналистам о скором открытии Московского планетария, на этот раз - в декабре 2010 года (ранее назывались 2001, 2004, 2005, и 2009 годы). Он добавил, что работы по открытию планетария для посетителей будут иметь две стадии. Первой стадией мэр назвал завершение строительно-монтажных работ, которые намечены на сентябрь 2010 года. Вторая стадия связана с установкой необходимого оборудования в декабре 2010 года. Проектные работы вела компания «Моспроект-4».

Фото 4.

Подъём здания без демонтажа начался 27 декабря 2003 года. Операция состояла из 20 промежуточных этапов, после каждого из которых планетарий поднимался на 30 см. Рабочие с помощью 24 мощных гидравлических домкратов постепенно поднимали строение весом более 3 тыс. т, закрепляя его надёжными сваями. 10 февраля 2004 года подъём был завершён. В результате у планетария появились два дополнительных этажа, а площадь увеличилась с 3 до 15 тыс. м².

На закупку оборудования из бюджета города выделили 10 миллионов евро. На эти средства была приобретена полнокупольная проекционная система со стереопроектором и 14 динамическими креслами, а также 4D кинотеатр, проектор-Планетарий «Универсариум М9» фирмы Carl Zeiss Jena, на 2011 год являющийся самым мощным из выпускающихся компанией приборов для планетариев, и другие средства, с помощью которых на куполе планетария диаметром 25 метров можно наблюдать самые различные небесные явления.

Научным куратором планетария назначен МГУ.

В апреле 2010 года глава департамента городского заказа столицы Леонид Моносов сообщил о переносе открытия на начало 2011 года. В ноябре 2010 года было объявлено, что открытие состоится 12 апреля 2011 года и будет приурочено к дню космонавтики. Однако к марту 2011 здание было «технически не совсем готово», поэтому руководство перенесло открытие на 12 июня 2011, приурочив его ко Дню России. Наконец,12 июня состоялось открытие планетария.

Фото 5.

Вообще планетарий оказался очень «живым музеем». Огромное количество детворы. Экскурсоводы облеплены школьниками и студентами. Приятно, что такое научное место не остается без внимания.

Фото 6.

Про эти агрегаты будет подробнее в конце поста.

Фото 7.

Выглядит фантастически:-)

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Можно потрогать руками «гостя» из других мироы

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Дети очень довольны происходяцим.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Осколки метеоритов.

Фото 27.

Фото 28.

Все очень интерактивно и современно.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Вот такая «космическая лестница»

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

В звёздном зале планетария на 400 мест установлен самый совершенный на сегодняшний день проектор звёздного неба Universarium M9 германской компании Karl Zeiss , наследницы «Карл Цейсс Йена». Он будет проецировать на самый большой в Европе купол около девяти тысяч звёзд Северного и Южного полушарий, все виды затмений, туманности и галактики.На лифте аппарат может опускаться на два метра, чтобы не закрывать зрителям купол. Стоимость проектора - €4,8 млн, а включая всю совокупность оборудования - более €11 млн.

Рядом с планетарием появилась новая астрономическая площадка. На ней установлено около 30 демонстрационных аппаратов и приборов, глобус звёздного неба, макеты планетариев и космических кораблей разных стран, солнечные часы, модели Стоунхенджа и пирамиды Хеопса, на примере которых будет демонстрироваться действие древних обсерваторий. Также работают две современные обсерватории.

Фото 39.

Проектор, который работал в МП с 1977 по 1994 был 4-го поколения! Правда, это была уникальная модель с приделанной от среднего аппарата Star Master (как в Звездном городке) автоматикой.
Знаменитая «Косморама» была пятым поколением. 6-е почти совсем не засветилось в мире. И с 7-го пошли «Старболы». Universarium Mark IX — это потолок. Сами немцы говорят, что десятого не будет. Правда, они продолжают его тюнинг. Кто знает к чему это приведет?

Но давайте узнаем подробнее про этот аппарат:

Фото 40.

UNIVERSARIUM M IX - это, безусловно, очень дорогая машина. Позволить себе такую может далеко не каждый планетарий мира. Далеко не каждый купол даже в обеспеченном планетарии подходит для использования данного проекционного прибора.

За 23 года лишь только 21 Планетарий в мире удостоился великой чести иметь у себя сей прибор — менее чем в год по аппарату производит Карл Цейс свои Универсариумы М9.

Установлен Универсариум М9 может быть в зал со сферическим куполом экраном с диаметром в пределах от 18-ти до 35 метров. При этом, если горизонт купола «завален» (это практикуется, если планетарий совмещают с I-MAX-кинозалом), то Универсариум М9 допускает угол уклона до 30 градусов и имеет соответствующую этой ситуации дополнительную модификацию «UNIVERSARIUM M IX TD». Предполагается, что в залах с «Универсариумом М9″ можно рассадить от 200 до 450 человек на специальных откидывающихся креслах. (Раньше в Московском Планетарии кресла не откидывали свои спинки, многим из-за этого было неудобно смотреть ввысь — несгибаемая русская шея не создана смотреть в зенит — зато удавалось рассадить до 600 зрителей. Ныне же лишь 350.)

Базовая комплектация подразумевает так называемый «СтарБолл» («Starball») — шарообразный проектор звезд, работающий на основе волоконной оптики (что куда экономичнее, чем лампочка ильича 99-процентами своей энергии нагревающая шар изнутри), поэтому звезды «СтарБолл» показывает непревзойденно ярко и точечно. Утверждается, что цвет их исключительно белый и только самые яркие звезды имеют уникальный оттенок — красноватый, голубой или желтый. Звезды реалистично мерцают.

Дополнительно к «СтарБоллу» может быть поставлен лифт (полторы тонны весит этот «звездный мяч»), позволяющий убирать аппарат во время полнокупользой проекции, что бы он не отбрасывал тень сразу в несколько направлений зала. Обратите внимание, что подчеркивается частая несовместимость работы Универсариума с полнокупользой проекцией, потому, что Универсариум попадает в зону действия всех проекторов, но поставить его ниже затруднительно — у большинства куполов геометрический центр находится на уровне «горизонта». Плюс к этому дополнительные проекторы планет будут в таком случае экранировать проекцию идущую со «СтарБолла».

Следующим важным дополнением к «СтарБоллу» являются проекторы планет. Когда-то они были неотъемлимой частью всего проекционного аппарата, а теперь находятся вне его, отдельными опциональными дивайсами. И их может быть разное количество.

В отличие от прежних технологий планетариев Цейса с 1-го по 6-е поколение и Косморамы, планетные проекторы Универсариума имеют не механическую редукцию, а электронно-компьютерное управление и позволяют решать множество разных задач, базирующихся на компьютерном рассчете положений проекции той или иной планеты на куполе.

Например, эти проекторы могут показывать положение и динамику положений планет на эклиптике, но так же и изображать вид Солнечной Системы с полюса эклиптики — Коперниканский Планетарий. Стандарное количество проекторов равно 8-ми. Обычно в таком наборе проекторы показывают следующие светила и явления:

1 . Солнце и солнечные затмения в разных, динамически меняющихся фазах, с короной или кольцеобразное.
2 . Луна со сменой фаз, лунные затмения с фазами и тенью Земли различной интенсивности.
3 . Меркурий
4 . Венера
5 . Марс
6 . Юпитер
7 . Сатурн
8 . Планета Икс — это может быть любая планета — например Земля, для демонстрации вида неба с Луны, но так же возможно использование этого проектора для изображения любой гипотетической планеты от Фаэтона до Нибиру. Для этого надо лишь загрузить в специальное место слайд с изображением поверхности этой планеты.

Все планетные проекторы снабжены значительным зумом позволяющим варировать видимый диаметр планеты от практически точечного до нескольких градусов. При этом становятся заменты детали поверхности, фазы и другие особенности, такие как кольцо у Сатурна. Меняется и яркость планет, но по умолчанию она правильно соотносится с яркостью звезд создаваемых «СтарБоллом».

Положения планет могут быть произвольными или же могут быть рассчитаны совершенно точно на любую дату от -10 000 лет от начала новой эры и до +10 000 лет от того же временного нуль-пункта. Движения проекций планет можно ускорять.

Но вернемся вновь к «СтарБоллу».

Разработчики утверждают, что яркость звезд создаваемых этой оптико-волонной системой настолько велика, что можно смело использовать параллельно с его работой любую другую проекционную систему, например полнокупользую систему видеопроекции из многих компонентов, и при этом звезды создаваемые Универсариумом не будут забиты засветкой проекторов работающих одновременно с Универсариумом. Это так, но при этом надо понимать — это касается самых ярких точек-звезд Универсариума и слабые, конечно же, померкнут даже если полнокупольная проекция будет вхолостую демонстрировать черный фон — мы получим аналог московского неба, на котором видна Большая Медведица, звезды Летнего Треугольника, Арктур и Кассиопея… Увы, хоть и показывает Универсариум звезды ясно и ярко, но современные полнокупольные проекционные системы все еще сильно фонят и реально темного фона не дают.

С другой стороны, яркость звезд, которую дает Универсариум, вполне соотвествует той шикарной картине, которую можно в реальности видеть в горах. Несколько лет подряд я ездил в Крым — в Крымскую Астрофизицескую Обсерваторию — именно такую же картину звездного неба, что рассыпается тысячезвездной фантастикой над невысокими крымскими горами, в точности передает Универсариум М9. Разумеется, Универсариум показывает гораздо больше звезд, чем можно увидеть глазом неопытного наблюдателя. Считается, что на всем небе лишь 5-6 тысяч доступны глазу «чайника» — наблюдателя, который еще не освоился с той мыслью, что наблюдение звезд, даже глазом, требует одновременно и сосредоточенности, и расслабленности, медитации и хорошего знания звездной карты, а самое главное — глубокой адаптации. И каждый опытный наблюдатель подтвердит мои слова — опытный, тренированный глаз видит гораздо больше звезд: не 5 или 6 , а все 8 — 9 тысяч. Именно столько их (и именно по этой причине) показывает Универсариум М9.

Но не только звезды демонстрирует «СтарБолл» — туманности, скопления и даже ярчайшие из галактик, которые могут быть доступны наблюдению тренированным зорким глазом. Но создатели Универсариума пошли еще дальше и создали сверхдетальные матрицы для изображения туманных, дифузных и многозвездных объектов — специальные стеклянные пластинки с напыленным сверхтонким слоем хрома, передающим мельчайшие детали тех или иных объектов на небесной сфере. Впервые для наблюдений звездного неба в Планетариях пригодится бинокль — рассматривание всех этих туманных объектов — галактик, туманностей и звездных скоплений, а так же Большого и Малого Магелановых облаков доставит удивительное удовольствие.

Это же касается Млечного Пути — теперь это не просто уныло тянущаяся полоса неясного света, простирающаяся через небосвод, а детальная карта нашей галактики со всеми подробностями, темными пылевыми облаками и яркими скоплениями миллионов звезд — Млечный путь тоже интересно наблюдать в Бинокль. Его яркость, насыщенность регулируется.

Особые проекторы расположенные в составе «СтарБолла» демонстрируют древние рисунки созвездий — зодиакальные отображаются оранжевым цветом, остальные — светложелтым. Фигуры можно включать по одной, группами или все сразу. Меняется их яркость, но по умолчанию изображения, как мне показалось, излишне ярки.

«СтарБолл» отображает значительное количество систем координат с присущими им основными линиями, кругами и точками. Системы координат могут быть горизонтальной, экваториальной, эклиптической и даже галактическая система координат может быть отражена специальными промаркированными светящимися линиями среди звезд.

Совершая вращение по всем соответствующим этим системам координат осям Универсариум М9 позволяет демонстрировать суточное видимое вращение небесного свода, годовое движение небесного свода и даже прецессионное. При этом, проекторы планет, находясь отдельно и не вовлеченные в общее полисистемное вращение «СтарБолла» тем не менее создают точное проецирование каждого движущегося среди звезд объекта в соотстветствии с его рассчетным положением на небесной сфере. То есть все вращения СтарБолла в самых разных системах координат программно завязаны с работой планетных проекторов.

Так же «Универсариум М9″ наглядно демонстрирует изменение в видимости созвездий связанных с изменением широты наблюдателя и даже может показать перспективное (параллаксное) изменение положения планет во время межпланетного перелета. И конечно же демонстрировать вид звездного неба с разных планет Солнечной Системы.

Осталось добавить, что специальный объектив на СтарБолле демонстрирует комету Донати, как-то мне показалось, что демонстрирует несколько блекло и серо. Я видел глазом в 1996-м году две роскошные кометы — Хиакутаке-2 и Хейла-Боппа. Обе имели яркие цвета и оттенки, а новая комета Цейса серая, фуррора не производит. К тому же не задумано изображение кометы Галлея в Коперниканском Планетарии. Раньше Коперниканский Планетарий был отдельным проекционным механизмом и работал независимо от основного аппарата. Теперь же он реализуется, как я написал выше, многофункциональностью обычных планетных проекторов. Но Комета Галлея выпала из его возможностей, а может — из внимания разработчиков.

Так же есть проектор Метеорного Дождя, и он демонстрирует падающие августовские звезды — Персеиды почти так же, как передавала звездный дождь предыдущая модель. Как я понял, особого усовершенствования тут не случилось.

На самом деле это — все. Более ничего Универсариум показать на сегодняшний день не может.

Нет в его комплектации ни проектора облаков, полярных сияний, вечерней или утреней зари, нет болидов и спутников пересекающих небосвод в любом направлении (хотя спутник можно сотворить из Планеты Икс, но это неудобно), Нет даже стрелки указателя… хотя… стрелка на самом деле есть, но она не ручного управления — ее надо программировать заранее и отдельно, что бы синхронно с тем или иным объяснением стрелка автоматически показывала определенный объект на небе…

Увы, но концепция работы «Универсариума М9″ все более тяготеет и подталкивает лектора к работе на автопилоте — даже стрелки-указки Цейс теперь к лучшему своему планетарию не прилагает. Обязательно надо сказать, что невзирая на заявление разработчика о том, что все и вся доступно для работы в реальном времени, но тем не менее пульт работы в реальном времени для «Универсариума М9″ не поставляется — системный блок, монитор, ПО и небольшая спец-клавиатурка, с которой вводят особый скрипт — программу для выполнения тех или иных команд. Ни о какой, в понимании лекторов МП 80-х — 90-х, работе в реальном времени, когда лектор как пилот космолета вел рычагами и тумблерами свой борт с пятью сотнями пассажиров в другую галактику, речи сейчас нет. Все управление сводится к тому, что оператор создает команду, сохраняет скрипт и запускает его с начала отработки этой команды на временной линии. Это работа уже совсем в другом режиме.

Специальные лампы создают потрясающий голубой оттенок — так в Планетрии изображаются голубые небеса перед началом сеанса, но красная, агрессивная заря, в которую садится Солнце немного сбивает с толку. Очевидно здесь над цветами можно и должно довольно долго работать — тогда удастся добиться реалистичного заката. Но пока небо голубое, серп молодой Луны выглядит в нем счастье-как привлекательно.

Разумеется Унивесариум М9 хорош сам по себе, но возможностей у него пока не так много, как мог продемонстрировать весь арсенал Московского Планетария в эпоху 80-х. Включение в состав лекционных программ дополнительных проекционных средств, таких, как полнокупольная проекция, может в чем-то выручить и продемнстрировать ряд явлений недостижимых для Универсариума, но обязательно скажется на общей красоте звездного неба — ухудшит картинку. Но очевидно, с чем-то придется мириться, а что-то усовершенствовать или придумать новые решения.

Вот такая это техника.

Вообще я ожидал от Большого зала Планетария показ звездочек на куполе и предполагал, что это будет довольно скучно. Но на самом деле там демонстрируют самые настоящие научно-популярные фильмы и эффект их показа на куполе вполне сравнится с IMAX и в чем то даже превосходит его. Это что то новое вообще в формате показа фильмов. Огромный купол над головой — крутишь головой во все строны, отличное изображение и звук создают незабываемые впечатления и эффекты. Кресло с откидывающейся спинкой … очень удобно. Я бы с удовольствием смотрел фильмы в таком формате, даже художественные:-)

Фото 41.

А вот предназначение пандуса перед зданием я не совсем понял. Туда никого не пускают, все проходят под ним. Это наверное как обычно у нас открывается пару раз в году, но занимает огромную и такую дефицитную площадь. Кто в курсе и поделится секретом задумки?

А вот еще что нибудь интересного про космос: или Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Похожие публикации