Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

В чем особенности профессиональной этики. Современная этическая теория

Тема 2. Профессиональная этика

Понятие профессиональной этики. Общество может нормально функционировать и цивилизованно развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных блаᴦ. От того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в организации этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества. При этом реализовать нравственные принципы каждому человеку в его деятельности не так уж легко. Вместе с тем, существуют такие профессии, в которых следование моральным нормам отличается особой сложностью, так как в них непосредственным объектом профессионального воздействия является человек.

По этой причине в рамках учения о морали выделяют особую этику, которая конкретизирует общечеловеческие принципы нравственности применительно к условиям деятельности данной профессии. Конкретные проявления профессиональной морали изучает профессиональная этика.

Специфика профессиональной нравственности прослеживается с разделœением труда и выделœением профессий. Профессиональное разделœение труда наблюдается уже в рабовладельческом обществе. Но возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделœения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Как раз в тот самый момент впервые обнаруживают наличие в цеховых уставах ряда моральных требований по отношению к своей специальности, характеру труда, соучастникам по профессии и т. д.

При этом некоторые профессии, жизненно необходимые для всœех членов общества, возникли в глубокой древности. А в связи с этим такие профессионально-этические кодексы, как ʼʼклятва Гиппократаʼʼ, нравственные установления жрецов, выполняющих судебные функции, известны гораздо раньше.

Профессиональные нравственные нормы, имеющиеся в цеховых уставах ремесленников средневековья, видоизменялись исходя из углубления общественного разделœения труда и изменения содержания деятельности самих профессий.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Профессиональная этики, возникнув первоначально как проявление повсœедневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на базе обобщенной практики поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это свидетельствует о преемственности базовых этических норм, выработанных представителями какой-либо профессии на протяжении столетий. Это, прежде всœего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество сохранило и пронесло через различные общественные формации, хотя и часто в изменённом виде.

Итак, каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессии и требованиями к ней со стороны общества. Но, как мы уже отмечали, к некоторым видам деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Прежде всœего, это требования к специалистам, владеющим правом распоряжаться с жизнью и здоровьем людей, связанных с разнообразной сферой услуг; воспитанием, обучением и образованием. Деятельность людей этих профессий, более чем каких – либо других, не поддается четкой и всœесторонней регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций и стандартов. А решающее значение в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей имеют нравственная ответственность и моральный выбор.
Размещено на реф.рф
Общество рассматривает нравственные качества этих специалистов как структурные компоненты их профессиональной пригодности.

Во врачебной этике всœе нормы и нравственные принципы профессии ориентированы на улучшение и сохранение здоровья человека. Еще в древней Индии считали, что врач ʼʼдолжен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать доброʼʼ. Эти качества требуются и от современных медиков, а принцип их профессиональной деятельности ʼʼне навредиʼʼ был, есть и будет основополагающим во всœе времена. При этом в деятельности медиков часто встречаются ситуации нравственного противоречия. Так, ради поддержания уверенности в своих силах, они имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо в некоторых ситуациях главным является не формальное выполнение какой-либо конкретной моральной нормы, а сохранение высшей ценности – жизни человека. Кроме того достижения науки ставят перед специалистами-медиками нравственные проблемы в новых условиях, к примеру, вопросы морали, связанные с пересадкой органов. Особой нравственной проблемой, давно существующей в медицинской практике, является эвтаназия – безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.

Педагогическая этика изучает специфику и содержание нравственной деятельности педагога, выясняет особенности реализации общих принципов морали в сфере педагогического труда. Этика педагога, как и этика врача также имеет древние корни. Уже в Древней Греции от педагога требовались любовь к детям, глубокое знание своего предмета͵ сдержанность, справедливость при наказаниях и поощрениях. Специфика педагогической нравственности обусловлена тем, что ʼʼобъектомʼʼ деятельности педагога является личность ребенка, процесс развития и формирования которой связан с большим количеством противоречий, нравственных дилемм и конфликтов. Вместе с тем представители этой профессии всœе время чувствуют особую ответственность перед обществом. По этой причине им очень трудно реализовывать моральные принципы в своих отношениях с детьми, их родителями, а также со своими коллегами.

Процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует от учителя не только высокой квалификации, но и целого набора моральных качеств, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в педагогическом процессе. Это человечность, доброта͵ терпимость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, сдержанность. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы лежат в базе кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые обозначены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед педагогической наукой и практикой.

Судебная этика изучает нравственное содержание существующих процессуальных принципов и норм, особенности действия общих моральных принципов в сфере правосудия. Она обосновывает содержание профессионального долга судьи, разрабатывает нравственные требования, которыми должен следовать специалист этой профессии. В первую очередь он должен обладать такими качествами, как честности, справедливости, объективности, гуманизма, сдержанности, верности духу и букве закона, неподкупности, достоинства.

Этика специалистов сферы обслуживания ʼʼприспосабливаетʼʼ уже известные принципы морального сознания к специфике этой деятельности, которая связана с культурой общения, с вежливостью и предупредительностью в отношениях с клиентами, с крайне важно стью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей людей. К примеру, работник сферы туризма должен быть эрудированным, широко образованным человеком. Ведь услуги туризма есть действие определœенной потребительской стоимости, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в полезном эффекте, удовлетворяющим ту или иную человеческую потребность. К примеру, человеческую потребность в познании окружающего мира, ᴛ.ᴇ. что-либо постигнуть, получить новую информацию, узнать что-либо полнее.

Этика ученого формулирует такие нравственные особенности личности, как научную добросовестность, честность, гражданское мужество, демократичность, патриотизм, ответственность. Нравственность научной деятельности требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она отрицает стремление подделывать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения.

В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной этики, которая обосновывает: 1) принципы и нормы нравственного поведения руководителœей на разных уровнях этика руководителя; 2) отношения подчинœенных к своим начальникам; 3) формальные и неформальные взаимодействия сотрудников между собой. Вследствие этого служебная нравственность должна быть выделœена как элемент нравственной культуры руководителœей и подчинœенных, дополняющий специфические отношения в рамках выполнения профессиональных обязанностей.

Виды профессиональной этики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды профессиональной этики" 2017, 2018.

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Основные категории профессиональной этики

Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. В практике повседневной деятельности П.Э. представляет собой совокупность норм поведения специалистов.

Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом - возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек - Среда”. Это:

отношения между социальными работниками как членами коллектива,

отношения “социальный работник - клиент”,

“социальный работник - социальное окружение клиентов”,

“ социальный работник - различного рода учреждения, организации, частные лица”,

отношения, возникающие между институтом социальная работа как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством и обществом в целом.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работе; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а так как эта деятельность предоставляет социальному работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого

Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме требования, обязанности выполнения личностью общественных целей, задач и пр. Но поскольку у каждой личности свои интересы, убеждения, чувства, желания, то осуществить их возможно в сфере труда в строго определенных условиях данного предприятия. Поведение личности оценивается как нравственное, если в нем выражается сознательное, добровольное следование интересам общества при осуществлении личных интересов в рамках своей профессии. Существуют общие нравственные требования к поведению человека -- представителей той или иной профессии, например, для представителей законодательной профессии -- это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине.

Основными категориями этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.

Добро и зло -- основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добро -- все то, что несет благо человеку. Зло -- всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения.

Долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих обязанностей.

Совесть -- способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.

Честь -- это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь -- это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих.

Невыдуманные рассказы:

Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую блокаду. Она заведовала булочной и однажды со своей сотрудницей, впрягшись в небольшие сани, они еле-еле везли из пекарни в булочную тот страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они падали в снег, вставали и снова падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали -- их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывали в сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала.

Когда спустя сорок лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» -- она удивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»

Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность -- это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.

Достоинство -- форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит свое выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству своих покупателей.

Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.

Счастье -- это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности.

Простейшая форма нравственного требования -- моральная норма. Нормы существуют в виде различных предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты -- безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.).

Общие этические принципы служебного взаимодействии

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы -- это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.

Сущность 1 принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

  • 2. Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Максимум прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.
  • 5. Минимум прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр.
  • 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах.
  • 11. При воздействии на коллектив учитывать силу возможного противодействия.
  • 12. Этот принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга.
  • 13. Настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.
  • 14. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Тема 2. Профессиональная этика

Понятие профессиональной этики. Общество может нормально функционировать и цивилизованно развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных благ. От того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в организации этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества. Однако реализовать нравственные принципы каждому человеку в его деятельности не так уж легко. Кроме того, существуют такие профессии, в которых следование моральным нормам отличается особой сложностью, так как в них непосредственным объектом профессионального воздействия является человек.

Поэтому в рамках учения о морали выделяют особую этику, которая конкретизирует общечеловеческие принципы нравственности применительно к условиям деятельности данной профессии. Конкретные проявления профессиональной морали изучает профессиональная этика.

Специфика профессиональной нравственности прослеживается с разделением труда и выделением профессий. Профессиональное разделение труда наблюдается уже в рабовладельческом обществе. Но возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые обнаруживают наличие в цеховых уставах ряда моральных требований по отношению к своей специальности, характеру труда, соучастникам по профессии и т. д.

Однако некоторые профессии, жизненно необходимые для всех членов общества, возникли в глубокой древности. А поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, выполняющих судебные функции, известны гораздо раньше.

Профессиональные нравственные нормы, имеющиеся в цеховых уставах ремесленников средневековья, видоизменялись в зависимости от углубления общественного разделения труда и изменения содержания деятельности самих профессий.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Профессиональная этики, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество сохранило и пронесло через различные общественные формации, хотя и часто в изменённом виде.


Итак, каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессии и требованиями к ней со стороны общества. Но, как мы уже отмечали, к некоторым видам деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Прежде всего, это требования к специалистам, владеющим правом распоряжаться с жизнью и здоровьем людей, связанных с разнообразной сферой услуг; воспитанием, обучением и образованием. Деятельность людей этих профессий, более чем каких – либо других, не поддается четкой и всесторонней регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций и стандартов. А решающее значение в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей имеют нравственная ответственность и моральный выбор. Общество рассматривает нравственные качества этих специалистов как структурные компоненты их профессиональной пригодности.

Во врачебной этике все нормы и нравственные принципы профессии ориентированы на улучшение и сохранение здоровья человека. Еще в древней Индии считали, что врач «должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти качества требуются и от современных медиков, а принцип их профессиональной деятельности «не навреди» был, есть и будет основополагающим во все времена. Однако в деятельности медиков часто встречаются ситуации нравственного противоречия. Так, ради поддержания уверенности в своих силах, они имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо в некоторых ситуациях главным является не формальное выполнение той или иной конкретной моральной нормы, а сохранение высшей ценности – жизни человека. Кроме того достижения науки ставят перед специалистами-медиками нравственные проблемы в новых условиях, например, вопросы морали, связанные с пересадкой органов. Особой нравственной проблемой, давно существующей в медицинской практике, является эвтаназия – безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.

Педагогическая этика изучает специфику и содержание нравственной деятельности педагога, выясняет особенности реализации общих принципов морали в сфере педагогического труда. Этика педагога, как и этика врача также имеет древние корни. Уже в Древней Греции от педагога требовались любовь к детям, глубокое знание своего предмета, сдержанность, справедливость при наказаниях и поощрениях. Специфика педагогической нравственности обусловлена тем, что «объектом» деятельности педагога является личность ребенка, процесс развития и формирования которой связан с большим количеством противоречий, нравственных дилемм и конфликтов. Вместе с тем представители этой профессии все время чувствуют особую ответственность перед обществом. Поэтому им очень трудно реализовывать моральные принципы в своих отношениях с детьми, их родителями, а также со своими коллегами.

Процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует от учителя не только высокой квалификации, но и целого набора моральных качеств, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в педагогическом процессе. Это человечность, доброта, терпимость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, сдержанность. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы лежат в основе кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые обозначены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед педагогической наукой и практикой.

Судебная этика изучает нравственное содержание существующих процессуальных принципов и норм, особенности действия общих моральных принципов в сфере правосудия. Она обосновывает содержание профессионального долга судьи, разрабатывает нравственные требования, которыми должен следовать специалист этой профессии. В первую очередь он должен обладать такими качествами, как честности, справедливости, объективности, гуманизма, сдержанности, верности духу и букве закона, неподкупности, достоинства.

Этика специалистов сферы обслуживания «приспосабливает» уже известные принципы морального сознания к специфике этой деятельности, которая связана с культурой общения, с вежливостью и предупредительностью в отношениях с клиентами, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей людей. Например, работник сферы туризма должен быть эрудированным, широко образованным человеком. Ведь услуги туризма есть действие определенной потребительской стоимости, которое выражается в полезном эффекте, удовлетворяющим ту или иную человеческую потребность. Например, человеческую потребность в познании окружающего мира, т.е. что-либо постигнуть, получить новую информацию, узнать что-либо полнее.

Этика ученого формулирует такие нравственные особенности личности, как научную добросовестность, честность, гражданское мужество, демократичность, патриотизм, ответственность. Нравственность научной деятельности требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она отрицает стремление подделывать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения.

В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной этики, которая обосновывает: 1) принципы и нормы нравственного поведения руководителей на разных уровнях этика руководителя; 2) отношения подчиненных к своим начальникам; 3) формальные и неформальные взаимодействия сотрудников между собой. Вследствие этого служебная нравственность может быть выделена как элемент нравственной культуры руководителей и подчиненных, дополняющий специфические отношения в рамках выполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональная этика -- система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она призвана регулировать взаимоотношения больших социальных групп людей в производственно-трудовой, общественно-политической и бытовой сферах жизни.

Профессиональная этика является составной частью общей теории морали. Она связана с нравственно-правовыми основами жизни. Но при этом она содержит в себе специфические морально-профессиональные требования к представителям различных специальностей, формирует у них определенные представления о смысле жизни, о труде, о долге, чести, достоинстве, гордости, принципах межличностных взаимоотношений коллег.

Профессиональная этика играет большую роль в системе механизмов морального регулирования деятельности специалистов. Связано это, прежде всего, со стремлением общества отвечать потребностям современного разделения и специализации труда, вызванных научно-техническим прогрессом. В настоящее время насчитывается более шести тысяч профессий. Все они основываются на общечеловеческих моральных нормах и принципах, хотя имеют свою специфику и свои моральные коллизии.

Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которых оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей. Потребность в профессиональном этическом кодексе возникает тогда, когда необходимо конкретизировать моральные требования к специалистам, имеющим дело с судьбами людей, их жизнью, к людям, наделенным особыми полномочиями и ответственностью, обязанным принимать самостоятельные решения, нередко - в экстремальных условиях.

В связи с этим можно выделить традиционные виды профессиональной этики -- такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого -- и сравнительно новые, актуализация которых связана с возрастанием роли «человеческого фактора» в сфере деятельности (инженерная этика) или резонансом в обществе (журналистская этика).

При анализе каждой сферы необходимо учитывать «сверхзадачу» профессии: выделять у специалиста такие качества, которые не просто связаны с добросовестным исполнением своего основного долга, но и развивают чувство повышенной моральной ответственности за результаты его деятельности, за судьбы тех, к кому он сопричастен.

Профессиональная этика охватывает четыре сферы отношений:

Внутрипрофессиональные,

Отношения профессионала и объекта его воздействия,

Межпрофессиональные,

Отношения специалиста (личности) и общества.

Существуют критерии профессии, позволяющие последней претендовать на особые этические характеристики, «кодекс»:

  • 1) глубокое проникновение специалиста в настроение, внутренний духовный мир тех, с кем он соприкасается (учитель, врач, священник);
  • 2) повышенный удельный вес элементов творчества в деятельности;
  • 3) большая самостоятельность и полномочия специалиста, должностного лица в принятии ответственных решений;
  • 4) относительная автономность (независимость) деятельности;
  • 5) умение предусмотреть социально-нравственные последствия своего решения, поступка, труда;
  • 6) высокий общественный статус и моральный престиж профессии;
  • 7) моральное оправдание набора специфических операциональных требований, процедурных моментов (проблема цели и средств);
  • 8) высокая общечеловеческая и гражданская миссия специалиста.

Объектом профессиональной этики является мораль специалиста данного профиля: ученого, медика, юриста, педагога и т. д. Однако строго определить ее границы весьма непросто, поскольку она не выходит за рамки морали вообще, но включает ряд взаимосвязанных моральных кодексов, что можно, например, проследить на этике воспитателя, руководителя.

В профессиональной этике находят специфическое преломление жизненно важные ценности, идеалы, понятия добра, справедливости, долга, чести, товарищеской взаимопомощи, гуманности, культуры поведения, общения, даже мышления и чувствования.

При выделении того или иного вида профессиональной этики важно найти моральное «ядро», важнейшую «клеточку» всего «блока», специфическую особенность этого вида морали.

Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих норм морали) предполагают:

  • а) профессиональную солидарность;
  • б) особое понимание профессиональных долга и чести;
  • в) форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

При выделении важнейшей профессиональной нравственной черты, пожалуй, будет правильным утверждать, что, например, для педагога важны и систематическая работа по совершенствованию своих знаний, профессионального мастерства, и стремление привить любовь к учению, познанию своим ученикам, передать им свой жизненный опыт. Учитель должен вырабатывать педагогический такт в общении с учениками и родителями, с коллегами, с администрацией учреждения, в совершенстве владеть основами этики делового общения. Вместе с тем, чувство такта актуально для представителей любой профессии.

Для юриста вопрос чести иметь совершенные знания законодательства, истории и теории права, юридической этики. Однако определяющее значение имеет умение беспристрастно держать себя, соблюдать требование справедливости, законности, презумпцию невиновности. Никто не может считается виновным до тех пор, пока суд не вынесет своего решения. Ж.-Ж. Руссо заметил в свое время, что «опаснейший подводный камень для правосудия - это предубеждение». Это утверждение актуально и в наше время. Требования такта в общении для юриста очень велики.

Вопрос профессиональной чести для спортсмена - честное соревнование в равных условиях, неприятие допинга, уважение к собратьям и противникам в спорте, правильные отношения с болельщиками.

Для медицинского работника основной задачей является всемерное содействие сохранению психического и физического здоровья пациента. В.М. Бехтерев когда-то обоснованно заметил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Например, чувство такта должно подсказать врачу: говорить или не говорить тяжело больному всю правду о его перспективах.

Медицинская этика преобладающее внимание традиционно уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинского сообщества. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускается, то сводится к минимуму, к каким-то исключительным случаям. Неявно предполагается, что врач обладает всей полнотой не только специальной, «технологической», но также и этической компетенции.

Ныне ситуация значительно усложнилась из-за актуализации проблем, связанных с вопросами жизни и смерти человека (специфические методы лечения, трансплантации, аборты, эвтаназия, ЭКО). Этические вопросы, например, биомедицины решаются не на корпоративной, а на общественной основе. В невропатологии, психиатрии, психотерапии имеют место свои острые вопросы - возможности применения влияющих на ЦНС препаратов, психотропов, НЛП, психохирургия и т. д. Вспомним «Собачье сердце» М. Булгакова, где показаны все моральные угрозы такого манипулирования.

Немалую актуальность приобрела этика науки . Важнейшими нормами научной этики всегда являлись отрицание плагиата, неприятие фальсификации данных эксперимента, бескорыстный поиск и отстаивание истины, требование, чтобы результат исследования был новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

Ученый должен: хорошо знать все, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, нужно точно указывать, на какие труды других ученых мы опираемся, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано нами. В публикации необходимо приводить доказательства верности полученных результатов. Нужно всегда давать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую экспертизу результатов исследования. Большое значение для науки имеет бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен руководствоваться своими симпатиями и антипатиями, корыстью или страхом. Русский генетик Н.И. Вавилов, ставший жертвой репрессий, говорил: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

В современной науке существует проблема связи свободы и ответственности в деятельности ученых. Возросла необходимость комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки. При оценке результативности науки необходим особый подход к научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого важно широкое и компетентное обсуждение научных решений.

От ученых требуются глубокое осознание и нравственная ответственность за возможные последствия их научных проектов (особенно в биомедицинских и генетических исследованиях). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, приостановив исследования, потенциально опасных для человека и других форм жизни на нашей планете. Знание не всегда ведет к добродетели. Наука ведь способствует и совершенствованию оружия массового уничтожения людей.

Итак, профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки всех специалистов. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. В любой профессиональной сфере важны принцип гуманизма и принцип «благоговения перед жизнью», выдвинутый А. Швейцером.


Вернуться назад на

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество сохранило и пронесло через различные общественные формации, хотя и часто в изменённом виде.

Итак, каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессии и требованиями к ней со стороны общества. Но, как мы уже отмечали, к некоторым видам деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Прежде всего, это требования к специалистам, владеющим правом распоряжаться с жизнью и здоровьем людей, связанных с разнообразной сферой услуг; воспитанием, обучением и образованием. Деятельность людей этих профессий, более чем каких – либо других, не поддается четкой и всесторонней регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций и стандартов. А решающее значение в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей имеют нравственная ответственность и моральный выбор. Общество рассматривает нравственные качества этих специалистов как структурные компоненты их профессиональной пригодности.

Во врачебной этике все нормы и нравственные принципы профессии ориентированы на улучшение и сохранение здоровья человека. Еще в древней Индии считали, что врач «должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти качества требуются и от современных медиков, а принцип их профессиональной деятельности «не навреди» был, есть и будет основополагающим во все времена. Однако в деятельности медиков часто встречаются ситуации нравственного противоречия. Так, ради поддержания уверенности в своих силах, они имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо в некоторых ситуациях главным является не формальное выполнение той или иной конкретной моральной нормы, а сохранение высшей ценности – жизни человека. Кроме того достижения науки ставят перед специалистами-медиками нравственные проблемы в новых условиях, например, вопросы морали, связанные с пересадкой органов. Особой нравственной проблемой, давно существующей в медицинской практике, является эвтаназия – безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.

Педагогическая этика изучает специфику и содержание нравственной деятельности педагога, выясняет особенности реализации общих принципов морали в сфере педагогического труда. Этика педагога, как и этика врача также имеет древние корни. Уже в Древней Греции от педагога требовались любовь к детям, глубокое знание своего предмета, сдержанность, справедливость при наказаниях и поощрениях. Специфика педагогической нравственности обусловлена тем, что «объектом» деятельности педагога является личность ребенка, процесс развития и формирования которой связан с большим количеством противоречий, нравственных дилемм и конфликтов. Вместе с тем представители этой профессии все время чувствуют особую ответственность перед обществом. Поэтому им очень трудно реализовывать моральные принципы в своих отношениях с детьми, их родителями, а также со своими коллегами.

Процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует от учителя не только высокой квалификации, но и целого набора моральных качеств, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в педагогическом процессе. Это человечность, доброта, терпимость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, сдержанность. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы лежат в основе кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые обозначены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед педагогической наукой и практикой.

Судебная этика изучает нравственное содержание существующих процессуальных принципов и норм, особенности действия общих моральных принципов в сфере правосудия. Она обосновывает содержание профессионального долга судьи, разрабатывает нравственные требования, которыми должен следовать специалист этой профессии. В первую очередь он должен обладать такими качествами, как честности, справедливости, объективности, гуманизма, сдержанности, верности духу и букве закона, неподкупности, достоинства.

Этика специалистов сферы обслуживания «приспосабливает» уже известные принципы морального сознания к специфике этой деятельности, которая связана с культурой общения, с вежливостью и предупредительностью в отношениях с клиентами, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей людей. Например, работник сферы туризма должен быть эрудированным, широко образованным человеком. Ведь услуги туризма есть действие определенной потребительской стоимости, которое выражается в полезном эффекте, удовлетворяющим ту или иную человеческую потребность. Например, человеческую потребность в познании окружающего мира, т.е. что-либо постигнуть, получить новую информацию, узнать что-либо полнее.

Этика ученого формулирует такие нравственные особенности личности, как научную добросовестность, честность, гражданское мужество, демократичность, патриотизм, ответственность. Нравственность научной деятельности требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она отрицает стремление подделывать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения.

В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной этики, которая обосновывает:

1) принципы и нормы нравственного поведения руководителей на разных уровнях – этика руководителя;
2) отношения подчиненных к своим начальникам;
3) формальные и неформальные взаимодействия сотрудников между собой. Вследствие этого служебная нравственность может быть выделена как элемент нравственной культуры руководителей и подчиненных, дополняющий специфические отношения в рамках выполнения профессиональных обязанностей.

Похожие публикации