Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Создание военно политических союзов. Военные союзы и блоки

Военные и военно-политические блоки – детище второй половины 20-го века. Именно тогда в мировой практике появились блоки государств, предназначенные для коллективной защиты от внешней агрессии со стороны противников.

Военные и военно-политические блоки – детище второй половины 20-го века. Именно тогда впервые в мировой практике появились блоки государств, предназначенные для коллективной защиты от внешней агрессии со стороны идеологических и политических противников. Первым таким блоком государств стал образованный в 1949 году «агрессивный блок НАТО», как его называла официальная советская пропаганда. Через 6 лет, 14 мая 1955 года, образовалась военная Организация Варшавского Договора. Все последующие годы вплоть до 1991 года прошли под знаком противостояния этих двух военных организаций.

Позвольте, а почему, говоря о военных блоках, сразу вспоминаются только эти? Почему годом образования первого военного блока называется 1949 год? Что, разве раньше не было подобных организаций? А как же Антанта, Тройственный Союз, Антикоминтерновский пакт и т.д? Все вышеперечисленные организации суть результат политических договоров. Они не имели единого центра управления, командования, армии государств, входящих в них, не имели унификации в вооружении, не имели обще военной доктрины. Все вышеперечисленные договоры лишь обязывали страны, их подписавшие, вступать в войну, ежели какая-либо из стран-подписантов подвергнется внешней агрессии.

Военные блоки второй половины двадцатого столетия – это новое слово в области военной политики. Их существование было обусловлено начавшимся сразу же после окончания Второй Мировой войны противостоянием двух мировоззренческих систем – атлантистско-американской и советско-имперской. В результате в 1949 году из стран, попавших в результате Второй Мировой войны в американскую сферу влияния, был сформирован блок НАТО. Первоначально в него входили Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция, вышедшая из военной организации блока в 1961-м, но сохранившая представительство в политических органах. В 1952 году ряды НАТО пополнили Турция и Греция (несмотря на непримиримые разногласия между этими странами), в 1955-м – ФРГ, в 1982-м – Испания.

Блок этот был сформирован для противодействия «советской военной угрозе», с целью недопущения расширения сфер влияния нашей страны. Основными сферами влияния этого блока были Европейский ТВД (театр военных действий) и вся Северная Атлантика. Именно эти территории предполагались в качестве основных арен грядущей Третьей Мировой войны.

Главными ударными силами этого блока были (и в настоящее время остаются) армии США и Великобритании; позднее к ним присоединились возрожденные под американским руководством вооруженные силы Германии – Бундесвер, ставшие главной ударной силой НАТО в Европе. Постепенно почти вся «несоветская» Европа оказалась опутана сетью НАТОвских военных баз. Особенно много баз было развернуто в Германии и Италии.

Примерно в то же время, в 1951 году, был создан военный блок АНЗЮС – региональное военное содружество Австралии, Новой Зеландии и США, призванный координировать усилия по коллективной обороне Тихого океана. Этот блок, в отличие от НАТО, не имел единого командования, единых вооруженных сил и постоянной штаб-квартиры. В настоящее время блок этот фактически прекратил свое существование, хотя официально распущен и не был.

В 1954 году с целью противодействия советской политической экспансии в регион Южной и Юго-Восточной Азии был создан блок СЕАТО, в который входили Австралия, Франция, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Великобритания и США. Однако просуществовал недолго и, не выполнив своей миссии, в 1977 году по взаимному согласию стран-участниц прекратил свое существование.

В 1971 году был создан блок АНЗЮК военно-политический союз, пятистороннее соглашение об обороне Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура, названное по начальным буквам названий основных участников.

Соглашение об образовании этого блока было заключено в форме совместного коммюнике министров обороны стран-участниц на совещании в Лондоне 15-16 апреля 1971и вступило в силу 1 ноября 1971.

Объявленная цель Соглашения - защита Малайзии и Сингапура от внешнего нападения.

По соглашению создавались объединённые ВС АНЗЮК. США рассматривали АНЗЮК как один из компонентов потенциальной военной коалиции всех американских союзников на случай обострения ситуации в мире или регионе.

Распущен этот блок был в 1975.

В ответ на агрессивные приготовления своих «вероятных противников» по инициативе СССР 14 мая 1955 года было подписано соглашение о создании военной Организации Варшавского договора – военного блока европейских стран – политических союзников СССР. В него первоначально входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, но в 1961 году Албания приостановила свое членство в этой организации. Как уже отмечалось, создавался этот блок в ответ на появление в Европе ударных группировок войск стран-членов НАТО. Главной вооруженной силой ОВД были Вооруженные силы СССР; также довольно мощными считались Вооруженные силы ГДР, созданные при живейшем участии советских военных специалистов, и Польши.

Начиная с 1955 года, последующие 36 лет прошли в Европе под знаком противостояния блоков НАТО и ОВД. Закончилось это противостояние в 1991 году подписанием соглашения о роспуске военной организации Варшавского договора, выводом советских частей сначала с дальних подступов к нашей стране (из Польши, Венгрии, Чехословакии, ГДР), а затем – и с неспокойных окраин, ставших вдруг независимыми государствами.

Таким образом, в настоящее время в Европе безраздельно доминирует военный блок НАТО, пополнившийся в 1990-х – начале 2000-х годов новыми членами – бывшими участниками Организации Варшавского договора и даже бывшими советскими республиками. Однако вместе с эйфорией от расширения НАТО на Восток, в бывшие пределы так называемого «восточного блока», пришли и первые серьезные проблемы и разногласия. «Старые европейцы» - члены НАТО, выражают все большее недовольство доминированием в блоке США, регулярно втягивающих страны-члены блока в различные военные авантюры. И если в 1999 году в агрессии против Югославии прямо или косвенно приняли участие почти все члены НАТО, то уже в 2001-м году в американском вторжении в Афганистан некоторые члены НАТО принимал участие лишь формально. А уже в 2003 году в иракской авантюре открыто отказались участвовать Германия и Франция. Вместе с тем государства, лишь недавно ставшие членами НАТО, с непередаваемым рвением стремятся участвовать во всех военных операциях, осуществляемых и планируемых США.

Россия неоднократно резко негативно высказывалась относительно расширения Североатлантического альянса, однако мнение нашей страны по этому вопросу никем не учитывалось. В связи с этим по предложению России 15 мая 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ, а конкретнее – Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и России. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Таким образом, видно, что в доктринальном плане Договор о коллективной безопасности выражает сугубо оборонительную концепцию, не направленную против какой-либо конкретной страны или группы стран.

В рамках ОДКБ в 2001 году созданы Коллективные силы быстрого реагирования, в которые вошли по одному батальону из России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. А 11 октября 2005 года секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что на территории Средней Азии будет создана коллективная армейская группировка, в которую от каждой страны войдут полки и даже дивизии. Планируется, что новая группировка будет подчиняться единому командованию. В случае же начала крупномасштабного военного конфликта государства-члены ОДКБ обязаны будут предоставить свои армии или все свои вооруженные силы для отражения агрессии. Таким образом, сделана серьезная заявка на превращение ОДКБ в полноценный военный блок уже даже не регионального, а мирового уровня.

Еще одна политическая организация, в рамках которой ведется активное военное строительство – это Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан, а в качестве наблюдателей в ее деятельности участвуют Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Предыдущие два года прошли под знаком «боевого слаживания» частей и подразделений вооруженных сил стран-участниц ШОС. В частности, можно припомнить крупнейшие российско-китайские маневры «Мирная миссия», прошедшие летом 2005 года, российско-индийские учения ВДВ, российско-узбекские учения подразделений СПЕЦНАЗа ГРУ и ВДВ и некоторые другие. Все это говорит о серьезности намерений по созданию военной составляющей этой чисто политической организации, хотя официально такие намерения никем и нигде не были озвучены.

Военный потенциал данного гипотетического блока будет очень мощным – Россия, Китай, Индия и Пакистан имеют в своих арсеналах ядерное оружие; армия Узбекистана считается мощнейшей (не считая российской) среди среднеазиатских республик бывшего СССР; армия Китая имеет огромную численность и довольно неплохо оснащена. Однако нельзя обойти стороной и непримиримые противоречия, существующие между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем и довольно прохладными отношениями между Пакистаном и Россией. Поэтому естественно, что внутри такого блока могут образовываться «под-блоки» - например, в интересах России плотнее взаимодействовать с Индией и Ираном, а в перспективе – заключить с этими государствами взаимовыгодные военно-стратегические союзы с целью обеспечения безопасности в регионе. Вероятно также появление регионального военного союза Китая и Пакистана, ибо эти две страны имеют давнюю историю военных взаимоотношений. Однако в случае реальной угрозы со стороны других стран или блоков вооруженные силы государств-участников ШОС должны выступить единым фронтом против агрессоров.

Особенно актуальным вопрос военного сотрудничества внутри ШОС становится в преддверии все более вероятного грядущего вторжения США в Иран. Но вне зависимости от того, будет ли в ближайшие годы разработана и реализована концепция этого военного блока, России необходимо усилить свое военно-политическое присутствие в регионе, в том числе и путем подписания реальных военно-стратегических соглашений со своими традиционными партнерами – Индией и Ираном.

Укрепление южных рубежей нашего государства, в том числе и на «дальних подступах», есть одна из наиглавнейших задач текущего момента.

Могут последовать возражения в том духе, что участие в военных блоках для нашей страны – дело ненужное, затратное, хлопотное, невыгодное. Мол, после Второй Мировой не было еще ни одного вооруженного конфликта между военными блоками государств, а, раз так – значит, военные блоки – это пережиток проклятого прошлого, от которого как можно скорее избавиться. Однако не стоит забывать, что большой войны не случилось именно из-за того, что все лидеры государств, входивших в блоки, понимали, к чему это может привести.

Резюмируя, можно утверждать, что участие и безспорное лидерство России в различных выгодных ей военных блоках необходимо для того, чтобы «застолбить» и достойно защитить свои политические, экономические и иные государственные интересы в различных регионах Земного шара.

Завершая характеристику внешней политики России в XIX в., следует коротко остановиться на складывании военно-политических союзов в Европе в конце века.

После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизировала колониальные захваты.

К началу 80-х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические интересы помещиков требовали поддержания с ней дружественных отношений. К русско-германскому сближению подталкивала и монархическая солидарность обоих дворов.

В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия государственных переворотов, в результате которых влияние России в болгарских правящих кругах было вытеснено. Потеря влияния на болгарское правительство была серьезной неудачей царской дипломатии.

Жесткая политика Бисмарка в отношении России по созданию искусственных осложнений для российского правительства на Балканах и немецкое экономическое давление на российские буржуазно-помещичьи круги, связанные с германским режимом, не оправдала себя. Политика российского правительства все более начинала приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были изданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пошлины на ввоз металла, металлических изделий и угля, на продукцию химической промышленности и т. д.

К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали более значительными, чем противоречия с Англией. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г. Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

Русско-французское сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы.

Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в связи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.

Союз с Францией выдвинул необходимость переориентации внешней политики России в других регионах. Правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией.

Вместе с тем царизм активизировал внешнеполитическую деятельность на Дальнем Востоке.

Таким образом, как мы видим, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.

53 Объясните основные принципы политики социал-реформизма в европейских странах на рубеже Х1Х-ХХ вв. Приведите примеры такой политики в одной из стран Европы и Америки.

Теории государственного и общественного устройства в странах Европы и Америки. К началу XX в. в большинстве стран Европы и Америки существовали политические свободы, действовали парламенты, признавался принцип разделения властей. Это был результат длительного исторического развития.

Еще в XVIII в. возникло учение о естественных и неотъемлемых правах человека, которыми обладает каждый с момента рождения и которые не может отменить никакая власть. К числу таких прав, впервые провозглашенных в Декларации независимости США (1776) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), относятся "жизнь, свобода и стремление к счастью" (Декларация независимости США) и "свобода, равенство, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению" (Декларация прав человека и гражданина). Этими принципами определяются демократические свободы: свобода слова и печати (включая право на критику правительства), свобода личности от внесудебных преследований, свобода вероисповедания, право частной собственности, свобода политической и общественной деятельности.

Со времен американской войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав человека считается важнейшей задачей демократических государств.

Основные принципы государственного устройства должны были соответствовать доктрине народного суверенитета, согласно которой верховная власть (суверенитет) принадлежит народу, и народ осуществляет ее, избирая своих представителей в центральные и местные органы власти.

Высшими представительными учреждениями, выражающими интересы народа и осуществляющими его волю, считались избираемые населением собрания депутатов - парламенты (Конгресс - в США, Рейхстаг - в Германии, Дума - в России). Как правило, парламенты состояли из двух палат, но были и однопалатные парламенты.

В республиках и в конституционных монархиях (например, в Англии) действовал парламентский режим. Парламенты обладали там законодательной властью, издавали законы, определяли бюджет (т. е. государственные доходы и расходы), утверждали состав правительства. Исполнительную власть осуществляло правительство (Кабинет или Совет министров), возглавляемое президентом или премьер-министром (в Германии - канцлером).

В республиках "президентского типа" (например, в США) руководителем правительства является президент, избираемый населением. В республиках "парламентского типа" президент избирался парламентом и его полномочия были ограниченными. Страной управляло контролируемое парламентом правительство во главе с премьер-министром. Оно несло ответственность перед парламентом (ответственное правительство) и было обязано уходить в отставку, если большинство депутатов парламента выражало ему недоверие (обычно голосованием специального "вотума недоверия").

Кроме законодательной и исполнительной власти, в странах с парламентским режимом действовала независимая судебная власть - система центральных и местных судов, а также Верховный суд.

В соответствии с доктриной разделения властей все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная - должны оставаться независимыми и взаимно уравновешивать друг друга, чтобы избежать чрезмерной концентрации власти, которая может привести к деспотии. Разделение властей считалось важнейшей гарантией сохранения политических прав и свобод.

Изложенные принципы правового государства представляют собой модель политической системы, с большей или меньшей полнотой утвердившейся в ведущих капиталистических странах Западной Европы и Северной Америки. Действовавшие в начале XX в. избирательные системы отстраняли от участия в выборах значительную часть населения - женщин, а часто и военнослужащих, которые не имели право голоса.

54 Опишите новый этап промышленного переворота в странах Европы и Америки, объясните его сущность.

В ХIХ в. промышленная революция, начавшись в Англии, шагнула во Францию, Германию, другие страны Европы. Огромные города и фабричные трубы преобразили континент. Индустриальная революция быстро развивалась и в США.

Достижения человеческой цивилизации в ХIХ в. стали измеряться успехами в развитии машинного производства. Технический прогресс превратился в одну из главных ценностей.

Наиболее развитой страной в области промышленного производства оставалась Англия. Именно здесь возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Быстро развивающийся внутренний рынок и внешнюю торговлю обслуживала развитая железнодорожная сеть. Промышленный переворот затронул и аграрный сектор страны, в котором стали применяться прогрессивные способы земледелия и новая техника.

К концу века страна стала «на колеса». Началось массовое автомобильное производство. Становились более доступными телефон, телеграф, облегчившие коммуникационные процессы. Технический прогресс вносил изменения в военную технику. Стало широко применяться огнестрельное оружие. На рубеже ХIХ в. в жизнь людей стало входить электричество.

Первоначальное капиталистическое развитие получило название эпохи свободной конкуренции. Предприниматели боролись за выгодные условия производства и сбыта товаров. Эта борьба не была ограничена и выступала основным стимулом к развитию экономики. Основным регулятором стихийного рынка становились экономические кризисы, после их преодоления наступал новый подъем производства.

Но применение высокоразвитой технологии, сложной техники оказалось возможным только в рамках крупных производственных структур, которые стали появляться во второй половине ХIХ в. Чтобы избежать острой конкурентной борьбы между собой, крупные промышленники стали договариваться о ценах, количестве выпускаемой продукции и даже рынках сбыта. Так возникали различные организационные формы слияния предприятий – картели, синдикаты, тресты, концерны.

В случае, если промышленная или финансовая корпорация сосредоточивала в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства, она становилась монополией. Но в обществе продолжали существовать и десятки тысяч самостоятельных средних и мелких предприятий. Но монополистический сектор хозяйства становился господствующим.

На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм. Он, с одной стороны, давал возможность внедрять новую технику и повышать производительность труда, но, с другой – господство монополий создавало угрозу свободному рынку, ограничивало возможности других структур также наращивать производство.

Индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и наемных промышленных рабочих. К началу ХХ в. они стали основными социальными группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества – дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Но эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации той или иной страны.

Так, в Англии классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в ХVIII в. Собственность сеньоров на землю во Франции уничтожила революция. В США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье хозяйство сохранялось в Австрии, Италии, германских государствах. Но после наполеоновских войн и здесь были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Процессы модернизации разрушали сословные разграничения между людьми. Внутри ведущих социальных групп шел процесс расслоения. Неоднородными были буржуазия, рабочий класс и крестьянство.

С развитием индустриального общества теряла свои лидирующие позиции старая аристократия. Многие аристократические семьи разорялись. Постепенно аристократия сливалась с буржуазией, что вело к возникновению нового «высшего класса». В ХIХ веке лидирующие экономические и политические позиции переходили к буржуазии.

55 Объясните суть термина государственно-монополистический капитализм.

В чем заключается сущность государственно-монополистического капитализма?

Государственно-монополистический капитализм - современная форма существования капитализма. Сущность его заключается в соединении в особый механизм силы монополий с силой государства для поддержки жизнеспособности капиталистического строя.
В современных условиях характерна тенденция к возрастанию экономической роли государства под влиянием роста обобществления производства, интернациализации хозяйственной жизни, научно-технической революции. Отличительной чертой ГМК является сочетание рыночного механизма хозяйствования с государственным регулированием. Экономической роли государства присущи три основные функции, обеспечивающие стабильность, справедливость и эффективность в обществе.
Стабилизационная функция состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также в стимулировании экономического роста.
Распределительная функция связана с достижением более справедливого распределения доходов в обществе.
Функция эффективности направлена на рациональное размещение ресурсов в рыночной экономике.
Государство поддерживает и стимулирует те сферы деятельности, которые под действием рыночных сил развиваются недостаточно, одновременно выполняет роль координатора, воздействующего на развитие экономики, сглаживая действия чисто рыночных сил и чрезмерной монополизации.

Какие основные формы проявления государственно-монополистического капитализма?

Сущность ГМК проявляется в следующих формах:
1. Развитие предпринимательской деятельности государства и формирование на этой основе государственно-монополистической собственности.
2. Государственно-монополистическое регулирование и программирование экономики.
4. Перераспределение валового национального продукта с помощью государственных финансов.
5. Милитаризация экономики и формирование военно-промышленного комплекса.
6. Интеграционные процессы и развитие международных форм ГМК.

Особое значение приобретет финансирование государственных предприятий и политика «ускоренной амортизации» как средство содействия техническому прогрессу. Одной из организованных форм современного ГМК являются государственно-моннополистические комплексы. Они позволяют связать производственные мощности, научно-технические потенциалы многих монополий и государства. Государственно-монополистические комплексы сложились в военном производстве, атомной промышленности, агропромышленной сфере, в аэрокосмической сфере.
Совокупность различных форм образует общий хозяйственный механизм посредством которого реализуется система ГМК. Хозяйственный механизм - совокупность всех форм регулирования экономики и организационно-правовых основ, которые обусловливают распределение производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры, прежде всего эффективность экономического развития. ГМК органически соединяет план и рынок, используя рекомендательный характер планирования на основе долгосрочных прогнозов.

56 Сравните основные экономические показатели стран Европы и Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв.

К началу Новейшего времени страны Запада переживали период бурного экономического подъема. Только за последние три десятилетия XIX в. объем мировой промышленной продукции и оборот мировой торговли выросли более чем в 3 раза. Добыча нефти увеличилась в эти годы в 25 раз. выплавка стали в 56 раз. Слагаемыми этого «экономического чуда» являлись ускорение технического и технологического прогресса, концентрация производства, наращивание его общей капиталоемкости. Но главной причиной ускорения экономическою бума стало оформление в ведущих странах Запада целостной системы индустриального воспроизводства. Промышленный переворот, произошедший на протяжении XIX в. в Великобритании, Франции и США, к концу столетия завершился в Германии, Австро-Венгрии, России и Италии, а в самом начале XX в. - в Японии. Индустриальная экономическая модель, основанная на капиталистическом предпринимательстве, свободной рыночной конкуренции, использовании квалифицированной наемной рабочей силы, ускоренном технологическом прогрессе, динамичном экономическом росте, сопряженном с увеличением нормы накопления и быстрым расширением спектра производственных функций, стала преобладающей не только в странах Запада, но и в мире.

Важным фактором утверждения индустриальной экономической модели стало изменение динамики научно-технического прогресса. Его темпы и направленность в значительной степени стали определяться потребностями производства, ориентироваться на разработку новейшей промышленной технологии. Финансирование прикладных научно-технических исследований со стороны предпринимательских кругов и целенаправленный, ускоренный характер внедрения их результатов укрепляли эту тенденцию. В итоге, на протяжении всего нескольких десятилетий на рубеже Х1Х-ХХ вв. произошла качественная трансформация всей технико-технологической базы промышленности. Наиболее масштабные изменения коснулись отраслей группы «А», связанных с добычей и переработкой сырья, машиностроением, химическим производством, обеспечением транспортной инфраструктуры. Революционные изменения произошли в области энергетики.

Создание принципиально новой энергетической базы и разветвленной транспортной инфраструктуры, широкое внедрение в производство новейших технических достижений и конвейерной системы, стандартизация продукции обеспечили крупным предприятиям необычайно высокую рентабельность. Последним препятствием для мощного рывка в концентрации производства оставался быстрый рост его капиталоемкости. На ранних стадиях развития капиталистической экономики инвестирование осуществлялось преимущественно индивидуальными предпринимателями. Отсутствовала и развитая система долгосрочного кредита. Теперь же создание промышленных гигантов и постоянное обновление технологической базы производства требовало такой финансовой мощи, которая превосходила возможности даже наиболее состоятельных инвесторов.

57 Сформулируйте основные причины создания коалиций перед первой мировой войной.

Ситуация перед Первой Мировой Войной.

В 1882 году Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали договор о создании Тройственного союза . Германия играла в нем ведущую роль. С момента образования агрессивного блока стран в него входящие начали активную подготовку к будущей войне. У каждого государства были свои планы и цели.

Германия стремилась разгромить Великобританию, лишить её морского могущества, расширить "жизненное пространство" за счет французских, бельгийских и португальских колоний и ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив её границ по Балтийскому морю, поработить Европу и превратить ее в свою колонию. Немцы признавали за собой "историческую миссию обновления дряхлой Европы" способами, основанными на "превосходстве высшей расы" над всеми остальными. Эта идея с величайшей настойчивостью и систематичностью проводилась и пропагандировалась в массах властью, литературой, школой и даже церковью.

Что касается Австро-Венгрии, то ее цель была намного умереннее: "австрийская гегемония на Балканах" - основной лозунг ее политики. Она рассчитывала захватить Сербию и Черногорию, отнять у России часть польских губерний, Подолию и Волынь.

Италия желала проникновения на Балканский полуостров, приобретения там территориальных владений и усиления своего влияния.

Турция, впоследствии поддержавшая позицию центральных держав, при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

В 1904 - 1907 годах сформировался военный блок Антанта , состоящий из Великобритании, Франции и России . Он был основан в противовес Тройственному союзу (центральным державам). Впоследствии, во время Первой мировой войны, он объединил боле 20 государств (среди них - США, Япония, и Италия, перешедшая в середине войны на сторону антигерманской коалиции).

Что касается стран Антанты, то они тоже имели свои интересы.

Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Великобритания рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 году, и захватить Саарский угольный бассейн.

Россия тоже имела определенные стратегические интересы на Балканах, желала присоединения Галиции и нижнего течения Немана, а также хотела иметь свободный выход черноморского флота через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.

Также ситуация осложнялась жесткой экономической конкуренцией европейских стран на мировом рынке. Каждая из них хотела устранить соперников не только экономико-политическими методами, но и силой оружия.

58 Охарактеризуйте причины, задачи, пути проведения и итоги реформ первого десятилетия ХХ в. в России.

Революционная ситуация в России в 1905–1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких хозяев (кулаков, фермеров – каждая политическая доктрина называет их по-своему).

Однако никакой более-менее стройной концепции о различительных признаках и соотношении исторических общностей людей - не существует до настоящего времени. Поэтому в европейской историографии используется терминология, созданная еще античными авторами, которые считали все социальные группы (общности) варваров (напр. германцев и славян) не иначе как племена, хотя это - явно были уже СОЮЗЫ ПЛЕМЕН.

1.2. Причина нелюбви к СОЮЗАМ ПЛЕМЕН - как антропологов, так и историков - объясняется ОСОБЫМ формационным подходом в марксизме, когда главным считались лишь моменты революционных переходов из одной формации в другую. Карл Маркс лишь декларировал развитие производительных сил, но в период первобытно-общинной формации никакого эволюционного развития не предполагалось. И вообще, для следующих поколений марксистов - изучение первобытного строя было опасно , так как Маркс и Энгельс назначили племена теми единицами человечества, в которых появляются классы, сделав предположение о неком разложении родовых отношений. Так как фактов разложения не обнаруживалось, то получалось, что любое честное исследование противоречило постулатам марксизма.

Конечно, ни Маркс, ни Энгельс не предполагали, что формационная концепция, ставшая догмой , лишила антропологов возможности изучать ПЛЕМЕНА, которые все считались однотипными родовыми общинами , неизменными от момента зарождения до их трансформации в государство. Действительно, сама концепция общественно-экономических формаций задавала восходящую динамику развития общества, но так как в марксизме линия развития человечества представлялась в виде ступенчатой лестницы формаций, где переход к следующей ступени происходил по причине революции, то ступень должна была быть неизменяемой статичной сущностью.

Маркс лишь декларировал, что внутри формации происходят какие-то накопления противоречия, но сами формации он видел как неизменяемые системы, структура которых застыла от момента появления до трансформации в следующую. Ведь именно такое представление линии развития человечества соответствовало его основной теории о классовой борьбе, как движителю истории. Когда же Маркс ради обоснования своих теорий назначил первобытно-общинному строю ответственным за возникновение классов, то изучать ПЛЕМЕНА с точки зрения какой-либо эволюции - стало равнозначно вызову авторитету основоположника.

Работа Энгельса на столетие вперед разрешила за антропологов все теоретические проблемы общинного строя, объявив ПЛЕМЯ статичной сущностью, которое на формационном этапе не имело право хоть как-то развиваться. Сам Энгельс стал святым покровителем антропологии, но другое дело, что фактический материал собираемый антропологами опровергал догматы марксизма.

При создании формационной концепции проявилась не только некомпетентность Маркса и Энгельса в антропологии, но и то, что они находились в плену шовинистических представлений об индейцах, господствовавших в их время. Этого не мог избежать и американский этнограф Льюис Морган , книга которого «Древнее общество» (издана в 1877 году) - была первоисточником представлений Маркса по первобытной древности. Сам Морган конечно не мог не заметить СОЮЗЫ ПЛЕМЕН североамериканских индейцев, но не считал их единицами человечества, рассматривая лишь как совокупность отдельных родовых групп, которые и были у него образцовыми «племенами».

Сам Могран был носителем «бремени белого человека», которое в 19 веке было свойственно и жителям Европы. Видимо, мировоззрение и Маркса и Энгельса не могло не иметь иного отношения к индейцам, как к людям, якобы ведущим отсталый первобытный образ жизни, что дело их эталонным образцом жителей первобытно-общинной формации. Действительно, североамериканские индейцы не имели одомашненных животных, вели кочевой образ жизни охотников на диких животных, что в глазах европейцев делало их "отсталыми", а их образ жизни - якобы типичным для всех древних людей. Так, авторитет Маркса и Энгельса превратил непроработанную, а точнее, лишь намеченную, формационную концепцию в общепринятую догму.

По поводу представлений о возможности сохранения «отсталых племен» до наш дней, я хочу сказать, что уже в неолит люди вступили в составе ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЮЗОВ, и лишь несколько изолированных племен, которые не испытывали фактор конечности земли - получили возможность эволюционировать в ВОЖДЕСТВА. Та натуральная жизнь, которая многими считается якобы «отсталой» - с точки зрения эволюции - является как раз намного более продвинутым образом жизни , чем образ жизни наблюдателей, в самомнении считающего себя «цивилизованным». Наблюдаемые сегодня якобы «отсталые племена» - столь же далеки от первобытного образа жизни, как и все ныне живущие люди. Их образ жизни - есть результат эволюционного приспособления к природно-климатическим условиям в течении десятков, а может, и сотен тысяч лет.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -- международная региональная организация. АТЭС -- крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации -- обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Андский совет (Andean Community)

Цели Андского сообщества -- содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов, гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

Арктический совет

Арктический совет -- международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС, AU)

Африканский союз (АС) -- международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

"Большая Восьмерка" (G8)

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирная торговая организация (ВТО, WTO)

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) -- международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ -- межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками -- Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

ЕвроАзЭС

Европейский союз (ЕС, EU)

Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Лига Арабских Государств (ЛАГ) -- международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации -- Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок, MERCOSUR)

МЕРКОСУР -- крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация американских государств

(ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -- военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация Североатлантического договора (НАТО, NATO)

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) -- военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) -- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Исламская Конференция (ОИК)

Организация Объединенных Наций (ООН, UN)

Организация Объединённых Наций (ООН) -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

ОПЕК, или Организация стран -- экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, SAARK)

Североамериканская Зона Свободной Торговли (НАФТА, NAFTA)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (САМ)

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) -- Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ)

Содружество демократического выбора (СДВ) -- «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество Наций (Британское Содружество, Commonwelth)

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946 Британское Содружество наций -- англ. The British Commonwealth of Nations) -- добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество независимых государств (СНГ, CIS)

Содружество Независимых Государств (СНГ) -- межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) -- неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории -- Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Совет Европы

Совет Европы -- старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель -- построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Тихоокеанский союз (Pacific Island)

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение -- соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

В 2003 году главы правительств стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет и составлен план. План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы -- транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

27. Дайте характеристику Украины с политической точки зрения (режим, система, форма правления, строй, партийная и электоральная система, тип политической культуры и политического поведения).

классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Конституционное устройство Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через систему государственных органов.

По государственному устройству Украина является унитарным государством.Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др.

Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий. Административно-территориальными единицами Украины являются: область, район, город, посёлок и сельсовет (одно или несколько сёл).

о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической.

Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. Читать полностью: http://all-politologija.ru/ru/politicheskaya-sistema-ukrainy

На современном этапе политического режима Украины характерны следующие черты: 1) громоздкая структура учреждений государственной власти со слабо развитые общественные институты влияния на власть; 2) патерналистские, опекунские функции государства не только в социально-экономической сфере, но и в содействии развитию элементов гражданского общества; 3) малоэффективен механизм сдержек и противовесов; 4) политическая неструктурированность государственной власти; 5) партийная система финансово, материально зависима от власти и финансово-доминирующих социальных групп; 6) слабое взаимодействие между партиями и группами давления; 8) отсутствие четко оформленных идеологических ориентаций, цивилизованных форм идеологического плюрализма, цивилизованного центризма в политике.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.

Украина представляет собой унитарную парламентско-президентскую республику. Правительство -Кабинет министров Украины. Высший законодательный орган -Верховная Рада Украины. Судебная система –верховный и конституционный суды

Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:

    Она относительно стабильная (на поверхности), но может легко трансформироваться на нестабильную вследствие конфликтов между основными политическими блоками.

    Отличается относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям.

    Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования.

    Является централизованной, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

    Отличается слабой реактивной способностью.

    Является системой переходного (от советской модели) типа.

в Украине формируется многопартийная система. В 2010 году в стране было зарегистрировано более 150 партий. Несколько десятков из них участвовали в выборах.

Последние парламентские выборыпрошли в2014 году.

Пропорциональная избирательная система Украины предоставляет возможность распределять места в парламенте согласно количеству голосов, полученных партией или блоком на выборах. Поэтому шансы провести своих представителей в парламент имеют многие партии. Но парламентский барьер (3%) эти шансы ограничивает. Чтобы повысить свои шансы на преодоление рейтингового барьера, некоторые партии образуют предвыборные блоки.

Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество по поддержанию мира и безопасности на территориях и в целом в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора - НАТО (Nord Atlantic Treaty Organization - NATO). Это военно-политический союз 26 стран, создан 4 апреля 1949 года в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии, в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Чехия, Польша, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.

В 1966 году Франция вышла из военной структуры НАТО, но продолжает оставаться его членом в политическом сотрудничестве. То же самое в 1983 году сделала Испания.

Высшие органы: сессия Совета НАТО (между сессиями - Постоянный совет), Комитет военного планирования, Военный комитет, Комитет ядерной обороны. Рабочий орган НАТО - Международный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека.

Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Это международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы, создана в 1889 году.

Цель: объединение парламентов всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами.

Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Африканский Союз - АС (African Union - AU). Был создан 26 мая 1963 на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе под названием Организация Африканского Единства (ОАЕ), современное название получил 11.07.2000 года. Объективными причинами возникновения АС стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время существования ОАЭ (1963 - 2000 гг) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, которые были поставлены перед ОАЕ на время его создания.

В состав Африканского союза входят все 53 страны Африки: Алжир, Ангола, Буркина, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Египет, Замбия, Западная сахара, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д"Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦАР, Чад.

Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости, ликвидация всех форм колониализма, согласование сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры.

Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).

АНЗЮС (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United States - ANZUS). Это трехсторонний союз Австралии, Новой Зеландии и США. Действует с 1952 года.

Цель: коллективная оборона в Тихоокеанском регионе.

АНЗЮК (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United Kingdom - ANZUK). Это пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Сингапура.

Цель: содействие коллективной обороне в Тихоокеанском регионе.

Постоянной штаб-квартиры не имеет.

Организация американских государств - ОАГ (Organization of American States - OAS). Военно-политический союз, созданный в 1948 году на 9-й Международной конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ.

Состав (35 стран): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Эквадор, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Ямайка.

Цель: поддержание мира и безопасности в Америке, пресечение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками, организация совместных действий при отражении агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем, содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран- участников.

Штаб-квартира - Вашингтон (США).

Похожие публикации