Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Особенности обучения в школе ребят с разными типами темперамента. Как воспитать сангвиника или учет особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.

Вы обращали внимание на тот факт, что в классе у одного и того же преподавателя выделяются более сильные и перспективные ученики, а есть дети, которые показывают посредственные результаты? При этом учитель занимается со всеми одинаково.
Это говорит о том, что образовательный процесс – творческий союз двух сторон – педагога и ученика, и многое зависит от музыкальных и физических возможностей учащихся. Обучение проходит с разной интенсивностью, певческие навыки формируются и закрепляются у одних детей прочно и быстро, а другим необходимо длительное время. Как говорится, «у каждого свой потолок».

Вокалистка Разновидности темпераментов

Темперамент – тип высшей нервной системы, проявляющийся в эмоциональной возбудимости и темпе прохождения психических процессов. На темперамент влияют прирожденные и наследственные свойства нервной системы. Это общая характеристика отдельного человека.

Темперамент:

Холерический
Сангвинический
Флегматический
Меланхолический

.
.
Холерик

Холерикам присущи энергичность, страстность, стремительность, активность, инициативность, большая эмоциональная возбудимость в работе. В учебном процессе следует брать во внимание то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

А потому ученику-холерику будет полезен репертуар лирического, повествовательного склада.

Вокально-техническими упражнениями с учеником-холериком следует заниматься в строгой системности, упражнения должны иметь четкую ритмичность для выработки сдержанности и уравновешенности. Рекомендуется интонировать минорные гаммы и минорные трезвучия, упражнения в нисходящем движении, интервалы в тесном расположении, упражнения в медленном и спокойном темпе.

Холерики должны уделять много внимания выступлениям. Цель – выработка более спокойного отношения к сцене, так как у холериков чаще всего бывают исполнительские срывы из-за того, что эмоции у них захлестывают и преобладают над разумом, а исполнение становится наигранным и неестественным.

Сангвиник

Сангвиникам свойственны подвижность и радостное ощущение жизни. Решения они принимают поспешно, не задумываясь и не вникая в них глубоко. Сангвиник не злопамятен, не занимается самобичеванием, быстро забывает и радости, и обиды. Отличается рассеянностью и не собранностью.

Хорошие результаты показывает в обучении, но только если ему интересен изучаемый предмет. Поэтому сангвиникам-вокалистам следует чаще обновлять репертуар, и выбирать произведения, которые вызовут у него заинтересованность.

С учеником-сангвиником вокально-техническими упражнениями следует заниматься в строгой последовательности для выработки уравновешенности и собранности. Темп упражнений должен быть спокойным, не очень быстрым, и не очень медленным.

Нервные процессы у сангвиника протекают подвижно, и петь в медленном темпе им трудно. Сангвиник при пении должен успевать контролировать процесс – все пропевать, проговаривать. Преподавателю сангвиника следует быть под стать ученику – активным, а занятия проводить на эмоциональном подъеме, чтобы быть на одной волне с учащимся. Так как спокойный и размеренный темп урока приводит к безразличию и невосприимчивости ученика-сангвиника.

.
Флегматик

Флегматик – размеренный и медлительный человек. Он спокойный, уравновешенный, невозмутимый, мимика малоподвижная, а речь — неторопливая. Флегматики отличаются высокой работоспособностью и глубокой внутренней эмоциональностью.

Вокалисты-флегматики любят исполнять произведения в спокойном темпе. Но на поводу таких учащихся идти не следует, и нужно разнообразить репертуар, пополнять техничными произведениями.

Вокальные упражнения также должны развивать технику исполнения.

Выступления вокалистов-флегматиков часто бывают более яркие и эмоциональные, чем на занятиях в классе. И на сцене они уверенные, и доносят до слушателя без потерь все, что сделали в классе.

Преподаватель ученика-флегматика может быть спокоен, и уверен – его учащийся выступит достойно, без всяких непредвиденных сюрпризов.

Меланхолик

У меланхолика слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик замкнутый, необщительный, глубоко переживает трудности и неудачи. Он нерешителен и пассивен.

Обучение с таким учеником необходимо строить на постоянной поддержке и одобрении. А урок должен быть четко организованным.

Репертуар нужно подбирать разнообразный и яркий, чтобы вызывать ответные эмоции ученика-меланхолика. Занимаясь с учащимися этого темперамента, следует развивать вокальную технику, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие эмоционального исполнения.

Мы познакомились с разновидностями темпераментов. Но нужно помнить, что темпераменты в чистом виде встречаются крайне редко. Поведение человека во многом зависит еще и от внешних факторов, среды обитания, воспитания, обучения.

Эти знания помогут вокалисту понять себя, оценить свои вокальные возможности, а преподавателю вокала помогут в обучении учащихся с разными темпераментами.

Влияние темперамента музыканта на качество исполнения —

Как правильно подбирать репертуар ученикам с разными типами темперамента? —

Холерик - тип темперамента, характеризуемый прилагательными: горячий, вспыльчивый, смелый до дерзости, упрямый и самолюбивый до болезненности. Во всей его фигуре, в осанке, походке, лице и речах выражается преувеличенное сознание не только собственного достоинства, но превосходства над другими. Желание быть старше своих лет у него доходит до забавного комизма: он поднимает плечи, чтобы казаться выше ростом, нагибается, проходя в дверь, старается говорить басом, держаться около взрослых людей, принимать участие в их разговорах, лишь бы его не считали ребенком. Когда же холерик участвует в каких-либо играх или соревнованиях, он неизменно вносит свое «я» и некоторую серьезность: неистово стремится к лидерству, устанавливает порядок, решает споры, требует подчинения себе и своим порядкам, и если это ему удается, то играет охотно, в противном же случае, когда его оттирают на второй план, он не хочет участвовать в игре, даже старается как-нибудь расстроить ее, злорадно торжествуя, если она на самом деле без него расстроилась.
Смелость холерика иногда бывает поразительна. Он не отступает ни перед какими препятствиями, ничего не боится или побеждает в себе чувство боли и страха, не обнаруживая его. Он гордится, что может перенести без слез, без крика и без жалоб побои, всякое наказание, боль. В обществе детей он - забияка, но авторитетен, держится свысока подчиняя своему влиянию других детей.
Руководя товарищами, холерик нередко является вдохновителем группы в борьбе с «нелюбимым» педагогом. И нелегко справиться с таким неприятелем, потому что группа иногда слепо подчиняется его влиянию, а сам холерик при его упрямстве и самолюбии способен к продолжительной и упорной борьбе: он переносит всевозможные наказания, которые еще более закаляют его упрямство. Он считает страшным унижением смириться и просить прощения, а если и вынужден это сделать, то просит прощения с таким заносчивым видом, который не роняет его авторитета в глазах товарищей. Упорное преследование наказаниями может заставить его перейти к борьбе скрытной, но это не победа со стороны педагога. Это мучение для него, вынужденного постоянно быть настороже против неутомимого неприятеля. Из чистых холериков выходили и фанатики, погибавшие на кострах, и герои, положившие жизнь за идею, и великие люди -двигатели своего народа, и злодеи, ужасавшие мир.
Мысль холерика с самого раннего детства выказывает глубину и остроту. Он учится не под влиянием внешних возбуждений и не тому, чего требуют, а ради приобретения знаний, которые, по его мнению, важны и нужны. Холерик хочет все нужное знать не поверхностно, а вполне; часто не довольствуется объяснениями воспитателя и данной ему книгой. Ему свойственно сомнение и критическое отношение к педагогу, книге, словам товарищей. При своем самолюбии холерик даже испытывает особенное удовольствие, если найдет в книге ошибку, неверность, противоречие, если каким-нибудь вопросом поставит воспитателя в тупик, замешательство, затруднение.
Чувствования холерика глубоки, сильны и быстры. Они обнаруживаются резко, даже грубо. Его мысль и желания немедленно переходят в дело, которому он отдается целиком, упорно добиваясь цели, не жалея труда, энергии, не отступая ни перед какими препятствиями и опасностями. Поэтому-то велик холерик в геройстве и ужасен в злодействе.
Как лучше воздействовать на человека с таким темпераментом? Так как сущность холерического темперамента в подчинении самого себя и всего окружающего своему личному авторитету, то и в своем отношении к нему воспитателю лучше всего делать упор на то же самое начало, т. е. использовать то, что холерик, стремясь и умея подчинять других, способен и сам безгранично подчиняться авторитету идеи, убеждения, государства, личности, соединяя этот авторитет со своей личностью и стараясь подчинять других ему как авторитету.
Следовательно, забота педагога должна состоять в том, чтобы свой авторитет поставить выше авторитета холерика. Тут неуместны уступки, снисхождение и слабость, а нужна непреклонная твердость, справедливая строгость, требовательная последовательность, словом, такая нравственная сила, чтобы холерик не только любил, но и уважал своего педагога. Перед холериком он не только может, но и должен подкреплять свои требования мотивами, доводами, доказательствами, потому что они не пропадут даром, а будут полезны и плодотворны.
Похвала и одобрение, с одной стороны, хорошо действуют на холерика, склонного к честолюбию, возбуждая в нем рвение к труду, преодолению трудностей, но с другой стороны - еще более усиливают, развивают его склонность к честолюбию, гордости, первенству, преувеличенному самомнению; а потому педагог поступит благоразумно, если будет справедлив, но умерен в своих отзывах и похвалах холерика, прилагая к нему несколько завышенную мерку, нежели к другим, менее одаренным от природы, и ни в коем случае не отличая его от товарищей какими-либо исключительными льготами и преимуществами. Холерик должен привыкать довольствоваться собственным осознанием того, что исполнил хорошо ту или иную работу, как лучшей наградой. Пусть он полюбит труд и дело для самого дела. Следует обращать особенное внимание на отношение холерика к товарищам и по возможности избегать случаев возвеличивания его за счет других посредством выгодных для него сравнений. Однако полезно и целесообразно подводить его к мысли оказания помощи товарищам, давая выход его самолюбию посредством помощи другим, чтобы его самолюбие удовлетворялось сознанием своей полезности для других.
Меланхолик - тип темперамента, характеризуемый прилагательными: грустный, скучный, зачастую довольно нервный и даже нелюдимый.
Меланхолики склонны к тощему телосложению, с бледным лицом и «потухшим» взглядом. Мир меланхолика видится ему в мрачном свете. Он никому не доверяет, всех подозревает, на всех обижается, на всех жалуется, сторонится. Недоверчивость, подозрительность и преувеличенная забота о самосохранении и ограждении своей личности у него является источником несправедливости, зависти, злости, клеветы и мстительности. Его одинаково раздражают и насмешки, шутки, поддразнивания со стороны окружающих, и ласки, которым он не доверяет. Меланхолик может переносить многое с кажущимся спокойствием, но это - вымученное спокойствие. Привести педагога или товарища в раздражение, а тем более унизить его, - для меланхолика большое удовольствие, ради которого он способен вести продолжительную, терпеливую и хорошо обдуманную игру.
Мыслительная деятельность меланхолика весьма сосредоточена и глубока. Он способен серьезно и глубоко изучать предметы и любит серьезную умственную работу, преимущественно отвлеченную. Умственная работа может совершенно поглощать его, отвлекая от многого дурного, парализуя его подозрительность, недоброжелательность к людям и мрачность. Поэтические образы на него действуют слабо и малодоступны его пониманию, так как в поэтическом произведении его может интересовать только отвлеченная идея и ее развитие. Чувствования его не отличаются живостью, яркостью и разнообразием. Однако он чувствует глубоко, иногда сердится и мстит много лет, но любит до самоотвержения. Желания и стремления его тверды, непоколебимы.
В чистом виде меланхолический характер - настоящее несчастье для родителей, воспитателей, педагогов. Обнадёживает лишь то, что таких людей в природе сравнительно мало, не более 5 на 100 человек. Да и самому меланхолику жизнь не в радость, так как мучая других, он еще больше мучает самого себя, и горечь жизни для него еще увеличивается тем обстоятельством, что он никого не привлекает к себе: не только педагоги, но часто и родители не любят детей-меланхоликов. Но тот педагог, который тепло относится к своему делу, проникнут идеей добра, должен понимать, что здесь-то и нужна любовь. Преодолевая невольную антипатию, вооружившись справедливостью, он может много сделать для меланхолика, внося в его мрачную душу свет радости, спокойствия и доброжелательности. С другой стороны, пользуясь склонностью меланхолика к умственной работе, можно и в ней найти противовес дурным инстинктам и наклонностям «несчастного» темперамента, источник спокойного, справедливого отношения к жизни и людям: общественная жизнь, работа и отдых не в одиночку, а в обществе, в среде товарищества. Если в ходе педагогической работы удастся оградить меланхолика от обид, насмешек, оскорблений и других неприятностей, сблизить с добрыми и разумными товарищами, втянуть в общественную жизнь группы, то выявятся несомненные достоинства «буки» - трудолюбие и способности.
При благоразумном руководстве, приобретая истинные и разнообразные знания, разумные убеждения, заражаясь альтруистическими чувствами, меланхолик может вырасти в человека глубокого ума, многосторонних знаний и высокой нравственности.

Как воспитать сангвиника или учет особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе. (Рос. мова)

Оцініть публікацію

Когда родители или учителя сталкиваются с неуспешностью школьника, плохим поведением, сложностями в общении со сверстниками, они начинают искать причину возникших трудностей. Одной из основных причин являются индивидуально-типологические особенности личности ребенка.

Среди индивидуальных особенностей, влияющих на результативность деятельности, важное место занимает темперамент , поскольку:

  • темперамент влияет на всю деятельность ребенка, определяет то, как ребенок общается, играет и учится, как переживает неприятности и даже как двигается;
  • темперамент - это те качества, которые присущи нам от рождения, изменению не подлежат;
  • учебная деятельность школьников, являющихся представителями разных типов темперамента, существенно отличается.

Оценивая психологические характеристики темперамента, следует отметить, что в каждом из них есть как позитивные, так и негативные проявления. Поэтому важно знать тип темперамента ребенка, чтобы, опираясь на его сильные стороны можно было бы вести коррекционную работу.

Итак, как же воспитывать детей, учитывая особенности темперамента?

Воспитывая сангвиника, необходимо опираться на характерные для них качества - общительность, энергичность. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

Сангвиник легко меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов. Не следует допускать частой смены деятельности. Следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново.

Общительность, остроумие детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений.

Нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом. Отсутствие контроля, частая снисходительность к "мелким", на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку) способствуют разрушению у сангвиников полезных привычек.

Сангвиник быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Больше всего ему подходит работа, требующая быстрой реакции. Сангвиникам лучше работать небольшими "порциями", чередуя время работы с перерывами. Очень важно научить его сосредотачиваться на выполняемом деле — например, с помощью совместных занятий: чтения книг, собирания конструктора, пазлов. Ребенку-сангвинику больше понравится спорт "для души", пойдут на пользу занятия в театральных кружках

Ученик-сангвиник - очень живой, непоседливый. На уроках проявляет большую настойчивость, энергию и работоспособность, тянет руку. Если учебный материал ему интересен, понятен, то его изучение идет легко, без особых усилий, ученик-сангвиник "схватывает на лету" материал. Если же учебный материал ему кажется неинтересным, то он его плохо усваивает, совершенно не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает, постоянно отвлекается на другие занятия.

Сангвинику претит длительная, напряженная, неинтересная работа. Это вовсе не потому, что он устает, а просто ему становится скучно. Получив низкий бал, он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает об этом и на перемене бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать. Ученик-сангвиник легко привыкает к новой обстановке и новым требованиям.

Оборотной стороной этого типа темперамента является некоторая легкомысленность, отсутствие порядка в работе, непоследовательность в подготовке к занятиям, излишняя беспечность и беззаботность.

Воспитывая холерика, целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры для оптимизации взаимоотношений со сверстниками. В то же время ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

Надо считаться с тем, что "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном. Ни в коем случае нельзя применять "сильные меры" воздействия - окрики, шлепки, угрозы. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров, будут уместны шутки, юмор.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование - словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение вести работу по определенному плану, требовать добросовестного отношения к работе в процессе выполнения задания.

Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности - игровые, соревновательные, самоутверждения. Холерикам лучше работать небольшими "порциями", чередуя время работы с перерывами.

Холерикам особенно рекомендуется заниматься спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Их неуемная энергия найдет выход в достижении спортивного разряда и установлении рекордов. Таким детям нужно много жизненного пространства, поэтому следует чаще бывать с ними на природе.

Ученик-холерик выделяется среди одноклассников своей порывистостью, возбудимостью. Он со страстью принимается за дело, работает с подъемом, чаще всего стремится стать лидером, склонен проявлять инициативу. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать, не подумав, и потому нередко отвечает невпопад. При ответах у доски говорит громко и быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь.

Ученик-холерик не терпит критики даже в виде дружеских замечаний. Может вспыхнуть из-за пустяка и наговорить дерзостей, но, даже раскаиваясь в своем поступке, он из гордости и самолюбия не станет делать первого шага к примирению. Интересы и увлечения ученика холерического типа темперамента довольно постоянны и устойчивы.

Воспитывая флегматика, нужно активизировать его деятельность, бороться с излишним спокойствием и медлительностью, вызывать эмоциональное отношение к процессу деятельности.

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах.

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка разным видам домашнего труда и самообслуживания. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. При оказании помощи флегматику следует опереться на такие качества, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Обращайте внимание ребенка на интересные события в окружающем мире, побуждайте заниматься делами, развивающими творческое мышление: рисованием, музыкой, шахматами. В то же время не навязывайте ему того, чему он противится.

Ученик-флегматик нетороплив, чаще всего внешне невозмутим, уравновешен и ровен в общении. Во время урока молчалив и вне урока первым не начинает разговор, с новыми людьми сходится трудно. Его трудно рассмешить или рассердить. Ученик с таким типом темперамента медлителен при выполнении заданий. На вопросы учителя отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись его ответа (хотя урок ребенок знает), вызывает другого ученика.

Учитель порой не замечает многих ценных качеств данных учащихся: запоминания учебного материала прочно, основательно и надолго, доведения любого дела до конца, усидчивости, деловитости, настойчивости. Однако для реализации этих качеств ученик-флегматик нуждается в порядке, четких инструкциях и указаниях, стабильности отношений и условий учебы.

Воспитывая меланхолика, особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности - меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. На них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, этот круг можно расширить.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Подчеркивайте все, что ребенок смог сделать, отмечайте позитивные моменты даже в неудачах: "Ты не очень хорошо ответил на уроке? Все равно ты молодец, что поднял руку и встал".

Если ребенок хорошо рисует, пусть вывешивает свои картины, если играет на музыкальном инструменте или поет — почаще просите его сыграть для вас. Побуждайте ребенка не таить обиды в себе, пусть рассказывает о своих чувствах, учиться находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества - чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанию, эмпатии. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

Ученик-меланхолик на уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении. Настроение меняется от очень незначительных причин. Он очень чувствителен. По малейшему поводу погружается в собственные переживания, болезненно реагирует не только на реальные, но и мнимые неудачи. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как ученик смущается, голос его становится глухим и тихим. Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже когда хорошо знает материал. Свои способности и знания оценивает низко даже тогда, когда в действительности они могут быть выше среднего уровня. Легко опускает руки, теряется и не доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче. На уроке утомляется намного раньше, чем представители других типов темперамента.

Меланхолик-ученик может мучительно завидовать своим одноклассникам, он одновременно хотел бы быть с ними, участвовать в общих делах - и боится, что его не поймут, обидят, опасается выглядеть в их глазах неловким, неумелым.

В классе (особенно на начальных этапах его становления) чувствует себя крайне неуверенно, старается держаться в стороне, хотя и страдает от своей изолированности. Легко теряется, а в привычных и спокойных условиях ученик с меланхолическим типом темперамента чувствует себя более уверенно и работает достаточно продуктивно. Это тонко чувствующий учащийся, как правило, осторожный, осмотрительный. В благоприятных условиях (в доброжелательной и тихой обстановке, при дружеской поддержке, интересной работе) меланхолик проявляет мягкость, тактичность и деликатность.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель исследования – изучить представления обучающегося о темпераменте и его свойствах. Задачи: 1. Роль темперамента ребенка; 2. Поведение диагностики; 3. Выполнить количественный и качественный анализ

3 слайд

Описание слайда:

Темперамент- это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. 1. Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.

4 слайд

Описание слайда:

Холерик: нервная система сильная, неуравновешенная, подвижная. Сангвиник: нервная система сильная, уравновешенная, подвижная. Флегматик: нервная система сильная, уравновешенная, инертная. Меланхолик: нервная система слабая. Типы темперамента

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Ученики–сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Влияние темперамента на учебную деятельность Учеников–сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

7 слайд

Описание слайда:

Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач.

8 слайд

Описание слайда:

Ученики–холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой–либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. . Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности – вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий

9 слайд

Описание слайда:

Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

10 слайд

Описание слайда:

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики. В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения. Заключение

Похожие публикации