Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Что делать в конце учебного года. Как помочь ребенку хорошо закончить учебный год? Как перестроить ребенка на новый распорядок дня

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей. Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе. Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей. Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе. Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Конечно же, в идеале, желание родителей настроить ученика на успешное окончание учебного года должно реализовываться на практике все время. Каждая мама или папа просто обязаны (для блага своего ребенка) разработать индивидуальную схему контроля и поощрения в учебе, и придерживаться ее на протяжении всего времени школьного обучения .

Но если конец последней четверти, как говорится, «на носу» и вы неожиданно узнали о некоторых проблемах или просто хотите помочь школьнику и не пустить процесс учебы на самотек, то мы предлагаем вам испытать на практике наши советы.

Весна – пора веселья, последних усилий и авитаминоза


Казалось бы, последняя четверть ничем не отличается от всего учебного года: количество домашних заданий фактически не меняется, уроки те же, что и раньше, учителя ругаются не больше обычного. Только вот именно в этот период школьники особенно перестают проявлять интерес к учебе, и всячески "отлынивают" от домашних заданий. И на это есть ряд существенных причин:

  • Во-первых, конец учебного года это весна – пора радости и веселья. Все живое инстинктивно пробуждается ото сна, тянется к теплу. Дети не являются исключением, а потому становятся неусидчивыми, более активными и жизнерадостными;
  • Во-вторых, к этому времени ребенок физически и морально устает от практически постоянных умственных нагрузок и психологического стресса, поэтому снижается его трудоспособность и заинтересованность в результатах учебы;
  • В-третьих, свое "черное" дело делает авитаминоз, из-за которого даже самые здоровые и физически активные дети испытывают сложности с концентрацией внимания и проблемы с общим самочувствием.

Чтобы минимизировать возникновение возможных проблем, а также поддержать стремления ребенка к знаниям, родителям очень важно придерживаться нескольких простых правил:


И самое главное, нужно думать не о том, как заставить ребенка хорошо учится, а о том, как начать этот процесс. Если вы поставите ультиматум, это подсознательно вызовет сопротивление. Поэтому объясните практическую важность учебы в целом и хороших оценок в конце года в частности.

Правильная психологическая мотивация – залог хороших оценок


Для каждого ребенка нужно подобрать актуальный стимул: близкую или долгосрочную перспективу чего-то важного для учащегося. Например, настройте ребенка на самомотивацию: «Если я хорошо окончу учебу , мне удастся поступить в престижный ВУЗ и получить высокооплачиваемую профессию», «Если я хорошо окончу учебный год, у меня будут лучшие результаты, чем у других», «В случае успешного окончания четверти родители подарят мне путевку в лагерь».

Постарайтесь внести в учебу как можно больше элементов игры. Это разрядит психологическую обстановку и заинтересует ученика.

Даже такие мелочи как новые цветные ручки, блокнот с любимыми персонажами или актерами, интересные скрепки, магниты, наклейки могут значительно повысить желание ребенка учиться за счет создания непринужденной атмосферы.

Превратите процесс решения задачи в соревнование, игру. Не делайте из домашнего задания пытку, где вы исполняете роль надзирателя, а ребенок дрожащего узника.

Обязательно хвалите ребенка даже за маленькие успехи, но не поощряйте каждую хорошую оценку финансово или материально. Ведь в будущем за его работу начальник не доплатит зарплату просто так. Ученик должен понимать, что учеба сейчас это залог его успешности как человека в будущем. Однако, когда конец учебного года близок, и ребенку нужно активизировать свои силы, поощрение в виде, например, нового телефона, поездки с друзьями, покупки скейтборда станет для него настоящим источником вдохновения.

Рациональное распределение времени, самомотивация ребенка и поощрение – это базовые ступени на пути к успешному окончанию учебного года . Любите и понимайте своего ребенка, поставьте себя на его место, поймите, что его волнует, чем он живет. Если вы станете одним целым, то проблем с учебой и взаимопониманием в семье будет намного меньше.

1 сентября начинается новый учебный год. Подготовиться морально к нему нужно не только детям, но и родителям.

О том, чего боятся родители и почему страхи вредно передавать детям, как настроить ребенка на новую жизнь и помочь сохранить интерес к учебе, Эволюция Юга.ру узнала у детских психологов Елены Стешенко и Алины Едрышовой.

аналитически ориентированный психолог, клинический психолог, детский психолог. Руководитель детского развивающего центра «Карандаши»

Начало учебного года — это стресс. И это нормально

У взрослых и детей любая перемена места жительства или смена социальной роли вызывает фрустрацию — все новое пугает, выбивает из колеи, выводит из зоны комфорта. Период привыкания к новому — это нормально. Любое развитие идет через фрустрацию, через столкновение с чем-то незнакомым и пугающим.


детский и семейный психолог-консультант, психотерапевт, сертифицированный специалист в области индивидуального и семейного консультирования

Для младшеклассников самый действенный способ привить интерес к учебе — это взаимодействие с миром. Например, можно выкладывать свое имя из камешков. Посмотреть на созвездия, поискать их названия. Понаблюдать рассветы и закаты. Собрать листья, посмотреть в книжке или в интернете, что это за деревья. Потом в школе у него будет ощущение, что ему это уже знакомо, и будет проще.

Если ребенок идет в первый класс, стоит рассказать ему, как и что будет происходить. Просто описать картину: есть учитель, есть детки, их там будет примерно столько, вы будете заниматься до такого-то часа, я буду тебя забирать, спать как в садике вы в школе не будете.

Всем родителям страшно

Первое, с чем сталкиваются родители, особенно родители первоклассников, — это свой новый статус, связанный со взрослением ребенка. Теперь он родитель школьника, который уже должен быть немного самостоятельным. Как раз в это время у ребенка происходит кризис семи лет — он хочет делать что-то сам, сам одеться, выбрать себе рюкзак и канцтовары. Родитель, сталкиваясь с этим, боится упустить ребенка. Я очень часто слышу на приемах: «А если я дам ему свободу, не упущу ли я его?».

Другой страх — это когда родители, особенно мамы, видят в ребенке свое продолжение. Поэтому возможные неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму. «Если он не справится, что обо мне подумают люди?», — рассуждают родители. И это же автоматически транслируется ребенку — а вдруг ты не справишься, а вдруг ты получишь не пятерку. И ребенок боится подвести родителя, чувствует груз ответственности и старается вообще меньше делать что-либо, лишь бы не ошибиться.

Неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму

Вообще, для родителей совершенно нормально переживать за своего ребенка, нормально бояться, что он может кому-то не понравиться, что не справится с чем‑то. Но важно не наполнять этим страхом ребенка.

Страхи ребенка

Самый глубинный страх — страх быть отвергнутым, быть не принятым в коллективе. Это связано с младенческими переживаниями о том, насколько безопасно ребенок чувствует себя в мире. Чувство безопасности формируется в отношениях с матерью в течение первого года жизни. И если страх отвержения проявляется в школе, страх вступить во что-то новое, познакомиться с другими детьми, то, вероятно, эта привязанность не очень надежна. При этом нужно учитывать, что страх отвержения бывает не только у первоклассников, об этом могут переживать и дети постарше: вдруг все изменились за лето, вдруг меня не примут, вдруг я больше не нужен друзьям.

Хорошо ли адаптируется ребенок к новому коллективу и к новым занятиям, будет понятно уже к октябрю. Если с этим будут проблемы, не нужно стесняться обращаться за помощью к специалистам.

Для понимания того, как ребенок относится к учебе, хорошо помогает игра «в школу» дома. Родители могут притвориться, что сидят на уроке, капризничают, не хотят ничего читать и учить. А ребенок пробует выступить в роли учителя, стать возле воображаемой доски, попросить открыть учебники, задавать домашние задания. Во-первых, это поможет ему увидеть свою роль со стороны, присоединиться к учителю и понять его мотивы, во-вторых, покажет его отношение к процессу. Такую игру мы часто используем для диагностики, не только в начале учебного года.

Как понять, что ребенку психологически тяжело в школе

Это довольно заметно — ребенок плохо спит, ночами просыпается, ему снятся плохие сны. Начинаются психосоматические проблемы, когда внутреннее состояние выражается через болезни: болит живот, голова, появляется тошнота.

Дома он не рассказывает о друзьях, не произносит никаких имен, с кем он ходил на перемене перекусить, с кем шел домой после школы.

Как перестроить ребенка на новый распорядок дня

Любой организм довольно легко перестраивается. Ребенок плавно входит в новый ритм и привыкает. Но психологи рекомендуют родителям не держать детей до 12 ночи и на каникулах. Есть книжки, сказки, когда родитель садится рядом и помогает уснуть примерно в 10 часов вечера. Редко кто меняет этот режим на лето. Но если ребенку приходится все-таки вставать заметно раньше, можно подбадривать и говорить: «Ты становишься старше, это нормально, мы утром едем на работу, а ты идешь в школу, ты привыкнешь».

Если ребенок чуть постарше, в предподростковом возрасте, и хочет читать книгу допоздна или посидеть за компьютером, и из-за этого у него сбивается режим, тут нужно понимать, кто вводит правила в семье. Плохо, когда мир полностью сосредоточен вокруг ребенка, когда он становится центром, по правилам которого живет вся семья. Если он всегда сам устанавливает правила, это ему не только не помогает, но и мешает.

Родитель может договариваться с ребенком: «Хорошо, сейчас 10, ты можешь до 11 книжку еще почитать, но не дольше». Ну и к тому же десятилетки уже не первый год в школе, они говорят: «Ой, да нормально начну в сентябре вставать» — и начинают. Да, сначала сложно, как нам после отпуска, но дети перестраиваются.

Начало учебы само корректирует режим дня, и ребенок постепенно привыкает. Я не знаю взрослых людей, которые неделю, даже три‑четыре дня своего отпуска посвящают тому, чтобы настроиться на работу. Практически все взрослые отдыхают, пытаясь насладиться каждой минутой, так зачем же отнимать это драгоценное время у своих детей?

Какие слова от родителей ранят, а не помогают

Прежде всего не должно быть сравнений с другими: с соседом, с Васей, с Петей. Нельзя говорить: «Вот ты не решил пример, а Вася справился. Вот ты не подтянулся на турнике, а Петя подтянулся». Любые сравнения очень больно ранят ребенка, у него отбивается инициатива что-то пробовать — зачем что-то делать, если я и так хуже.

Или страхи, когда родители сами говорят: «Ой, лучше бы ты в садике остался, школа — это так трудно». Все, что родители говорят вслух, впитывается ребенком и работает как программа. «Школа — это страшно. В школе над тобой будут смеяться. Будешь плохо себя вести, учитель тебя линейкой ударит». Таких слов нужно избегать.

«Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится

Стоит говорить: «Мы всегда с тобой, мы тебя защитим в любом случае, мы будем тобой гордиться, что бы с тобой ни случилось» — и говорить про школу что-то хорошее. «Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится.

Школа, дополнительные занятия и продленки

В адаптационный период важно сохранить те занятия, от которых ребенок получает удовольствие. Если у него получается рисовать — пусть занимается, это его отдушина. То, что будет его разряжать и стимулировать. Он будет знать, что он придет, сделает уроки и после сможет заняться любимым делом, поедет на акробатику или на танцы.

А вот сразу заваливать новыми дополнительными занятиями, английским, спортивными секциями, музыкальной школой не стоит, это может привести к перегрузке. У ребенка должно быть свободное время. Хочет первоклассник играть — пусть играет, он еще ребенок.

Продленки тоже бывают разные. Часто они помогают лучше адаптироваться к школе. Продленка нужна для того, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе дома слишком долго. Надо смотреть программу продленки. Хорошо, если продленка предполагает прогулки на свежем воздухе, секции, связанные с творчеством, на которых бы ребенок отдыхал.

Если в такую продленку ребенок начинает ходить и вы чувствуете, что ему хочется там заниматься, то почему нет. Это очень индивидуально.

Как понять, что ребенок перегружен

От чрезмерных нагрузок в учебе появляется апатия, постоянное «я устал, мне тяжело». Конечно, к концу учебного года все дети начинают это чувствовать, но в начале это нехороший признак. Ребенок будет часто болеть: когда снижается эмоциональный фон, снижается и иммунная система, поэтому ребенок начинает хватать все простудные заболевания. Появляются тики, заикание. Это все говорит о высоком внутреннем напряжении.

Если учителя нагружают слишком сильно

Родитель должен держать связь с учителем. Как правило, учителя начальных классов не отдаляются от родителей. Учитель наблюдает ребенка в коллективе, и услышать его мнение очень важно, поэтому не стоит стесняться спрашивать.

Сейчас есть чаты с мамами или учителями, и если требованиями возмущен весь класс, то это вопрос, который поднимают все вместе. Но если проблемы только у одного ребенка, то тут вопрос к его психоэмоциональному состоянию.

Иногда мы видим, что ребенок как будто отсутствует, находится в фантазиях. Часто это связано с тем, что происходит дома в семье. Он переваривает какую-то ситуацию — ссоры и развод родителей, смерть родственников, рождение брата или сестры. Первые дети в семьях тяжело переживают появление младших и могут даже регрессировать, играть в маленьких, чтобы им уделяли больше внимания. Это может отражаться и на учебе.

Если вы считаете, что вашему ребенку нужно больше времени, чтобы влиться в учебу, лучше пойти и поговорить об этом с преподавателем. Только вы знаете своего ребенка лучше всех, и только вы можете его поддержать и защитить перед учителем.

Сложности при переходе из одной школы в другую

Это не только ситуация, которая должна вызывать тревогу, но и способ понаблюдать, как ребенок вписывается в новый коллектив. Иногда в подростковом возрасте (с 11 лет) переход в новую школу означает жизнь с чистого листа и возможность стать популярным. Родители могут помочь ребенку адаптироваться: предложить пригласить новых друзей домой, сходить вместе в кафе, как-то помочь ребенку наладить контакт. Кроме того, ребенок смотрит, как мы общаемся со своими друзьями, есть ли традиции собираться вместе по праздникам. Говорим ли мы за спинами у наших друзей хорошие или плохие вещи. Все это впитывается и отражается на том, как ребенок будет вести себя с новыми друзьями.

Если ребенок переходит в другую школу, то надо понимать, что кроме того, что ему придется потратить силы на адаптацию к новому, у него еще могут оставаться печальные, грустные, гневные чувства по поводу того, что он расстался со своими старыми друзьями и учителями, которые ему нравились. Поэтому надо разговаривать, спрашивать, как он себя чувствует в новой школе.

У меня был случай с девочкой, у которой появились проблемы с адаптацией в новой школе. Когда мы начали с ней работать, оказалось, что она стесняется даже спросить, где в этой школе туалет. Вроде простая вещь, которой можно было бы избежать, если бы родители вместе с ней прошлись по школе и изучили ее.

Коротко о главном

Переживать, что ребенок идет в школу, — это нормально. Главное, не транслировать ему свой страх. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, пугать школой, рассказывать про злых учителей и конфликты с одноклассниками.

Нужно разделить себя и ребенка и перестать воспринимать его неудачи как свои личные. Это снимет с него психологический груз. Вера в его силы и поддержка от родителей гораздо важнее и эффективнее.

Больше всего в школе дети боятся быть отверженными группой сверстников. Если ребенку трудно адаптироваться, есть смысл обратиться к специалисту.

Дополнительные занятия не должны перегружать ребенка. В начале учебного года лучше оставить те занятия, которые приносят ему удовольствие, — например, танцы или рисование.

Важно спрашивать ребенка о том, как он чувствует себя в школе, обращать внимание на усталость, на то, о чем он не рассказывает, — например, о друзьях. Нужно поддерживать контакт с учителями, потому что им хорошо видно, насколько хорошо ребенок адаптируется. Защищать интересы ребенка перед учителем — это нормально, ведь только вы знаете его лучше всех остальных.

Наконец-то зиме крышка! Несмотря на недавние ковровые бомбардировки из снеговых туч, солнце светит все ярче и уничтожает остатки снеговой жижи, которую коммунальщики не успели вывезти за город. Сердце поет и ждет начала новой жизни, а расчетливый ум старается успеть до лета: похудеть, купить, починить и закончить с ребенком год без троек.

Синдром весенней усталости

Но подвох заключается в том, что природа расцветает, а вот с человеком в этот период - все наоборот. Многие думают, что когда наступает весна, сходит снег и все живое начинает пробуждаться от зимней спячки, наш организм тоже должен взбодриться и расправить крылья. К сожалению, это - опасное заблуждение. На самом деле, в прекрасные апрельские и даже майские деньки людей часто одолевает синдром весенней усталости.

Причины этого вялого и безрадостного явления вполне очевидны. Представьте себе «колесо года», в котором лето - это психологическое время для радости жизни, свободы и работы, время брать от щедрой природы тепло и плоды. За ним приходит осень - время замедлиться, посерьезнеть и подготовиться к сложной зиме. Зима - это «спячка», бережное отношение к себе и близким, ожидание, обдумывание прошлого и подведение итогов, построение планов. И вот приходит весна - как некое «обнуление», как начало нового витка, с новыми планами. Весной наш организм еще не набрался свежих сил, он только разминается и аккуратно пробует новые возможности, напитывается свежим теплом и осматривается.

С точки зрения медицины, к весне наш организм изматывается и истощает свои ресурсы, весной у нас очень низкая интенсивность обмена веществ, а перезимовавшие овощи и фрукты дают нам все меньше витаминов и микроэлементов. Кроме того, организм стремится приспособиться к перепадам атмосферного давления и температуры. Длинный световой день перенастраивает наши биологические часы, которые контролируют работу сердца, легких, желудка, мозга. Именно в это время мы очень ранимы и уязвимы и физически, и психологически.

Весна и школа

Для школьников эта картина осложняется еще парой обстоятельств. Школьные программы выстроены таким образом, что именно во второй половине учебного года изучается самый трудный и объемный материал. А в конце весны начинается ряд сложных четвертных, годовых и прочих итоговых контрольных и аттестаций, - и понурый организм должен как-то справляться со всем этим потоком ответственных сложностей (кося глазом на папу с мамой, которые ожидают красивого табеля и прочих достижений).

И если в последней четверти ваш ребенок начинает лениться, скандалить или изводить вас своей непонятливостью, понаблюдайте за ним, может быть, он просто страдает от весенней усталости и увеличившихся нагрузок? На это могут указывать следующие особенности поведения:

* делает «глупые ошибки» в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;

* подолгу сидит без дела, болтает ногами или перебирает в руках предметы;

* стремится дольше обычного сидеть за компьютером, играя в игры или читая новости в соцсетях, возбуждается от этого больше обычного;

* не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться от них, хотя раньше этого не наблюдалось;

* больше обычного вял, капризен или сонлив;

* засыпает в непривычное для него время;

* часто грубит или обижается;

* не сразу реагирует, когда к нему обращаются;

* забывает завершать обычные процессы: убирать за собой одежду или посуду, ставить на место книжки, игрушки и другие вещи;

* во время письма часто меняет почерк;

* сидя на стуле, принимает такую позу: одна нога под себя, голова на руке;

* стал прогуливать уроки или опаздывать на них;

* испытывает головные боли во второй половине дня;

* появились темные круги под глазами;

* чаще болеет.

Если вы наблюдаете у ребенка более половины признаков из этого списка, - то один отдых и витамины ему мало помогут, здесь может потребоваться консультация врача. Педиатр или невролог посоветуют средства, которые приведут организм «в кондицию» и помогут справляться с повышенными нагрузками.

Если ситуация не настолько острая, то хорошо бы просто следовать общим рекомендациям психологов для усталых весенних школьников.

Больше двигаться. В идеале, ребенок должен гулять 1,5-2 часа в день и проходить, пробегать или проскакивать около 5-7 км. Если расписание не позволяет накручивать полезный для здоровья километраж - выходите с деткой на получасовую прогулку перед сном, это также поможет ему (и вам!) крепче спать.

Больше спать. Маленькие дети должны спать 9-10 часов, подростки - не меньше 8. Следите за временем отхода ко сну, гуляйте с ребенком для лучшего засыпания, откажитесь от поздних шумных фильмов, компьютерных игр или разговоров, чтобы не перевозбудить чадо к ночи. Проветрите комнату, приготовьте перед сном молоко с медом или чай с чабрецом. И один маленький секрет: отключайте на ночь вай-фай, чтобы ребенок с большими шансами спал, а не развлекался со смартфоном.

Есть правильную еду. Все полезное, что соглашается отправлять в рот ваш ребенок, - ставьте на стол! Свежие фрукты и овощи, зелень, орехи, морепродукты, водоросли и красная рыба, мед и травяные чаи, морсы. Если вы периодически даете детке витаминные комплексы, то весна - это время, когда они больше всего нужны. Если в вашей семье едятся тщательно подобранные БАДы, то в конце учебного года нужно следить, чтобы ребенок не пропускал их прием. Медики даже пишут, что в этот период не стоит ограничивать ребенка в сладком (в разумных пределах, конечно же), если у него нет избыточного веса или аллергии: сладкое - это поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу, а в шоколаде содержатся вещества, которые снимают стресс.


Обнимать и гладить.
Помните, что всем сейчас тяжело, не только ребенку - но и вам! А значит, в тот самый момент, когда вам особенно хочется бурно отчитать отпрыска за очередную потерянную физкультурную футболку или забытый телефон, - поймите, что это именно ваши нервишки шалят, вздохните и вспомните, как вы его любите и, в сущности, хотели бы воздействовать только любовью и разъяснением… Поберегите себя, ребенка и ваши отношения, подышите ему в ухо, пожамкайте в объятьях и решите дело миром. Ведь это уже очень большое расслабление и экономия сил - знать, что мама или папа на тебя не сердятся.

Гасить конфликты , сейчас для них не время. Причем, количество ссор может возрастать не только в семье. Учителя - тоже люди и тоже подвержены весенней усталости, и именно в конце года у некоторых учеников часто возникают конфликтные процессы в школе. Ваша задача в такой ситуации - избежать обострения конфликта, помочь ребенку с достоинством выйти из него, погасить его разумным компромиссом.

Гасить честолюбие в отношении оценок . Часто именно родительское давление с целью сделать ребенка отличником / ударником / космонавтом становится веской причиной детских срывов в конце учебного года. Именно сейчас стоит свериться с реальностью и, может быть, отказаться от мысли «вытянуть оценки» по паре предметов, отменить одно занятие у репетитора или кружок. Невозможно быть успешным везде без ущерба для себя.

Уважать детскую лень. Психологи говорят, что лень - это универсальное средство защиты человека от работы, которая вводит его в ощутимый стресс и отбирает силы. И если ребенок пытается ленью отгородиться от пугающей массы несделанной работы, то в этом, скорее всего, есть резон. В таком случае, с ленью нужно не бороться, а разбираться. Может быть, ребенку не очень комфортно заниматься из-за, банально, слишком яркого солнца, которое светит в окно (и тогда мы спасемся задернутыми шторами). А может быть, у детки накопились тягостные переживания по поводу школьной жизни и отдельных предметов, и ему нужно поговорить об этом… В любом случае, не нужно давить на маленького «лентяя», попытайтесь разобраться, какое важное послание стоит за детской ленью, и помогите чаду.

Беречь себя! Чтобы жить мирно и счастливо, хорошо учиться и спокойно въезжать из весны в лето, ребенку нужна добрая мама. Сделайте ему добрую маму, позаботьтесь о себе: хороший сон и полезная еда, прогулки и немного физической нагрузки, приятные встречи, события и маленькие радости для вас, - это благо для всей вашей семьи! Ведь скоро придет настоящее лето и всех одарит новыми силами, окрылит и закружит, а пока - нужно аккуратно и нежно отскрести от себя остатки зимы, надышаться свежим воздухом и войти в волны нового тепла.

13.05.2014 15:55:00

Конечно, лето - любимое и ожидаемое всеми время года, когда солнце, воздух, вода и мороженное радуют нас своим присутствием и максимальной активностью, но существует одна серьезная проблема: как организовать досуг школьника на три месяца каникул?

Сразу такой вопрос не решить, тут необходим серьезный подход и почти стратегический план действий, ведь именно в это время родителям необходимо, чтобы ребенок оздоровился, отдохнул, набрался как можно больше сил и не оставался один дома, в окружении телевизора и компьютерных игр.

Что нужно успеть сделать в конце учебного года, и какие существуют варианты организации летнего времяпрепровождение ребенка, расскажем мы сегодня в нашей статье.

Школьные итоги

Близится конец учебного года, время подводить итоги и оценивать достижения. Вместе с ребенком проведите ревизию книжек , которые нужно сдать в библиотеку, подклейте, если это необходимо, вытрите следы от простого карандаша.

Проинспектируйте рабочее место : возможно в комнате стоит сделать косметический ремонт, подросшему школьнику нужен новый стул или стол требует ремонта. Уточните, достаточно ли ребенку места, может быть нужны новые полки, дополнительная тумба или ящики для канцелярских принадлежностей.

Составьте заранее список необходимых для будущего учебного года канцелярских мелочей: покупать что-то, скорее всего, пока рано, но пометить, что у ребенка закончился пластилин, клей-карандаш или поломалась линейка, будет не лишним. Прикрепите список около рабочего места школьника и когда будете делать необходимые покупки, приобретите все, что нужно, ни о чем не забыв.

Во многих школах в конце года бывает итоговое родительское собрание , на котором классный руководитель рассказывает о том, как дети изменились за время учебы. На таком собрании постарайтесь уточнить у преподавателя все интересующие вас вопросы по обучению, прислушайтесь к мнению педагога по поводу успеваемости, необходимости дополнительных занятий и поведения ребенка в школе в целом.

Проверяем здоровье

Проверить зрение и понять, не возникли ли у ребенка проблемы с осанкой , не начинается ли - must have летнего сезона. Не ждите, пока ребенок пожалуется сам, возможно щуриться и плохо видеть он уже настолько привык, что и не замечает дискомфорта. Также держите под контролем зрение ребенка, если он уже носит очки, так как, например, миопия может серьезно прогрессировать даже за несколько месяцев.

Пишем план на лето

Конечно, 90 дней лета, это замечательно, но как мы уже говорили выше, все эти 90 дней с ребенком должен кто-то находиться. Отпуск у родителей редко превышает 24 дня, и это в наше время еще достаточно длительный период, а чаще всего родители могут себе позволить провести всей семьей на отдыхе не больше двух недель. И если ученика 8-9 класса еще можно хоть иногда оставить дома самого, то для 7-8 летнего школьника просто необходимо организовать досуг под присмотром взрослых. Что же можно придумать?

Летний школьный лагерь. Многие школы на период июня предоставляют детям и родителям возможность воспользоваться услугами лагеря, работающего на базе родного учебного заведения. Чаще всего ребенок сможет пробыть в таком лагере до обеда, реже - целый день. Стоимость пребывания ребенка в школьном лагере невысока. В течение дня дети будут под присмотром педагогов школы, смогут заниматься в кружках и секциях, выезжать на экскурсии.

Летний городской лагерь . Обычно в таком лагере дети собираются по территориальному принципу, недалеко от дома, но если у вас есть возможность возить ребенка в лагерь на другой конец города, проблем с устройством также не возникнет. В течение всего дня в летних городских лагерях ребенок находится под присмотром опытных педагогов и с пользой проводит свое свободное время. Пребывая в таком лагере, ребенок сможет улучшить свои навыки общения с детьми разного возраста, раскрыть творческие таланты и научиться новому на мастер-классах, поучаствовать в играх и соревнованиях на свежем воздухе и посетить тематические экскурсии. Если у лагеря спортивное направление, детей научат различным видам спорта, например, кататься на вейкборде, водных лыжах, лошадях и т.д.

Наша мама- Ханна пишет : «У меня на лето два варианта поочередно: городской лагерь и няня. В прошлом году дочь пробыла в городском лагере 4 недели, не надоело, просилась еще. Каждая неделя и каждый день были тематические. Дети много гуляли, обошли пешком весь центр города, были во многих музеях, ставили какие-то мини-спектакли. В общем, нескучно ребенку было».

Профильный летний лагерь (оздоровительный, спортивный, лингвистический)

У ребенка какие-то проблемы со здоровьем? Можно отправить его в лагерь санаторного типа . Чаще всего, для того, чтобы попасть в такой лагерь, необходимо направление врача или выписка из медицинской карты ребенка. Основной упор в детском лагере санаторного типа делается на всевозможные профилактические и лечебные процедуры.

Отличный вариант подтянуть иностранный язык и попрактиковаться в разговорном направлении - языковые детские летние лагеря . Самое удачное предложение, если лагерь находится непосредственно в стране, язык которой предлагается изучать, в таком случае ребенку гарантировано полное погружение в языковую среду, что, безусловно, увеличивает эффективность обучения. Как правило, в программу языковых лагерей включены также разнообразные экскурсии, позволяющие детям познакомиться с культурой страны, язык которой они изучают.

Как поддержать ребенка в конце учебного года, если силы уже на исходе и хочется гулять?

Эти нехитрые приемы помогут школьнику собраться с мыслями, чтобы успешно закончить год.

Метод «от противного»

Если вы счастливый родитель самостоятельного ученика, который прекрасно обходился без вашей помощи весь год, все просто. Предложите ребенку небольшое ежедневное и еженедельное вознаграждение за успехи в учебе. Сознательному школьнику любого возраста будет приятно получить вкусняшку или билет в кино.
Награда ценна, но еще важнее ваши внимание и забота.
Тем, кто с 1 сентября корпел над уроками вместе с ребенком, советуем удивить его. Заберите школьника с занятий в середине дня, накормите любимым обедом и проведите время вместе. Играйте в настольные игры, гуляйте в парке или смотрите кино, а на следующий день позвольте ему выспаться вдоволь.
За два дня без школы ничего не случится, а вот внезапная смена обстановки и общение с вами придадут сил.
Ребенок почувствует, что вы его понимаете и поддерживаете, а это главное условие успешной учебы.

Техники самоорганизации

Некоторые ребята считают дни до лета, иногда даже ставят крестики в календаре. Предлагаем пойти дальше: изобразите оставшийся срок обучения в виде гоночного трека или линии времени и повесьте на видном месте.
Поставьте отметки каждой недели и важных дедлайнов в виде вертикальных линий (засечек) с подписями. Например, отчетный концерт в музыкалке, контрольная по географии. Пусть ребенок сам отмечает прогресс: на гоночной трассе перемещает болид на булавке или магните от вешки к вешке, на линии времени закрашивает участок прожитых дней.
Наглядная картинка покажет прогресс. Когда видны успехи, легче трудиться.
При этом план важных сроков будет перед глазами, и ребенок ничего не упустит.
Другой подход поможет распределить силы, когда их не так много. Предложите ребенку написать на отдельных листках названия важных дел последней четверти, например исправить двойку за тест по истории, подготовить выступление на последний звонок для 9-классников.
Под каждым делом нужно прописать три уровня выполнения: минимальный, средний и высокий. Все индивидуально: для кого-то пересдать историю на «четверку» – это высокий результат, а для кого-то низкий. К концерту для выпускников необязательно готовить хореографический этюд с вокальным сопровождением, на минимальном уровне это может быть только песня или стихи.
Ученик должен сам определить, что для него достаточный результат, а что превосходный.
Так он расставит приоритеты, потратит минимум усилий на мелочи и посвятит время важным делам.

Человеческий фактор

Познакомьте ребенка с увлеченным профессионалом. Обычно школьники записываются в секции, кружки и клубы осенью, так что не ждите высоких результатов от занятий в конце года. Смысл в том, чтобы ребенок погрузился в новую атмосферу, попробовал себя в другой деятельности.
Найдите такое место, где преподаватель или тренер точно зацепит вашего ребенка: кружок робототехники, курсы болгарского языка или школу уличного танца.
Когда в жизни появляется новое яркое пятно – регулярные занятия любимым делом в кругу единомышленников, да еще под руководством увлеченного ментора, ребенку легче найти силы на рутинные занятия.
Если школьник не просто выдохся к концу года, а что-то упустил по академической программе, стоит взять 2-4 урока с репетитором или учебный курс по предмету.
Найдите профессионального преподавателя, который поможет ребенку преодолеть трудности в учебе и укрепить уверенность в своих силах. Если в вашем городе нет хороших очных курсов, запишитесь на онлайн-занятия по трудным предметам. Уроки по Skype или на онлайн-платформе обойдутся в два-три раза дешевле обычных.
Помните, что у ребенка «растут» те качества и черты, на которые родители обращают внимание. Чаще хвалите и отмечайте успехи ребенка, с пониманием относитесь к промахам и забывчивости. Ваш подросток очень скоро станет совсем взрослым, и ему все будет по плечу, если сейчас вы его поддержите.

Похожие публикации