Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Причины конфликта в нагорном карабахе. Нагорный Карабах

Где находится Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года. Население по оценке на 2013 год составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт.

С чего началось противостояние?

В начале ХХ века в регионе проживали, в основном, армяне. Именно тогда этот район стал местом кровавых армяно-азербайджанских столкновений. В 1917 году из-за революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.

Конфликт между сторонами продолжался вплоть до установления в Азербайджане советской власти. В 1920 году азербайджанские войска заняли территорию Карабаха, но через пару месяцев сопротивление армянских вооруженных отрядов благодаря советским войскам было подавлено.

В 1920 году населению Нагорного Карабаха предоставили право на самоопределение, но де-юре территория продолжила подчиняться властям Азербайджана. С этого времени в регионе периодически вспыхивали не только массовые беспорядки, но и вооруженные столкновения.

Как и когда была создана самопровозглашенная республика?

В 1987 году недовольство социально-экономической политикой со стороны армянского населения резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.

Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из страны. С другой стороны, в Азербайджане повсеместно начали проходить армянские погромы, в результате которых появилось огромное количество беженцев.


Фото: ТАСС

Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.

В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.

Все материалы по теме читайте

Когда произошло обострение конфликта?

Нужно отметить, что относительно недавно многолетний конфликт в Нагорном Карабахе снова напомнил о себе. Это произошло в августе 2014 года. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.

Что происходит сейчас в Нагорном Карабахе?

В ночь на 2 апреля произошло . Армянская и азербайджанская стороны обвиняют друг друга в его эскалации.

Минобороны Азербайджана заявляет об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов. Утверждается, что за минувшие сутки армянские военные нарушили режим прекращения огня 127 раз.

В свою очередь, армянское военное ведомство говорит, что азербайджанская сторона предприняла в ночь на 2 апреля «активные наступательные действия» с использованием танков, артиллерии и авиации.

Есть ли жертвы?

Да, есть. Однако данные по ним разнятся. По официальной версии Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, свыше 200 получили ранение.

УКГВ ООН: «Согласно официальным источникам в Армении и Азербайджане, по меньшей мере, 30 солдат и 3 мирных жителя погибли в результате боевых действий. Число раненных, как гражданских, так и военных, еще официально не подтверждено. Согласно неофициальным источникам, пострадали свыше 200 человек».

Как отреагировали на эту ситуацию власти и общественные организации?

Российский МИД поддерживает постоянный контакт с руководством внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. и Мария Захарова призвали стороны прекратить насилие в Нагорном Карабахе. Как заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, сообщения о серьезном

Нужно отметить, что остается максимально напряженной. , Ереван эти заявления опроверг и назвал уловкой. В Баку эти обвинения отрицают и говорят о провокациях со стороны Армении. Президент Азербайджана Алиев созвал Совет безопасности страны, который транслировало национальное телевидение.

Обращение президента ПАСЕ к сторонам конфликта с призывом воздержаться от применения насилия и возобновить переговоры по мирному урегулированию уже опубликовано на сайте организации.

С похожим призывом выступил и Международный комитет Красного Креста. Он убеждает Ереван и Баку и защищать гражданское население. Также сотрудники комитета заявляют, что готовы стать посредниками на переговорах Армении и Азербайджана.

Здесь возникло военное столкновение, так как армянские корни имеет подавляющее большинство жителей, населяющих Суть конфликта в том, что Азербайджан предъявляет к этой территории вполне обоснованные требования, однако жители региона больше тяготеют к Армении. 12 мая 1994 года Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом был ратифицирован протокол, установивший перемирие, в результате приведший к безоговорочному прекращению огня в зоне конфликта.

Экскурс в историю

Армянские исторические источники утверждают, что Арцах (древнеармянское название) впервые упоминается еще в VIII веке до н.э. Если верить этим источникам, то Нагорный Карабах являлся частью Армении еще в период раннего Средневековья. В результате завоевательных войн Турции и Ирана в эту эпоху значительная часть Армении перешла под контроль данных стран. Армянские княжества, или меликства, на тот момент располагавшиеся на территории современного Карабаха, сохранили полунезависимый статус.

Свою точку зрения в этом вопросе занимает Азербайджан. По мнению местных исследователей, Карабах является одним из самых древних исторических регионов их страны. Слово «карабах» по-азербайджански переводится так: «гара» означает черный, а «баг» — сад. Уже в XVI веке вместе с другими провинциями Карабах находился в составе государства Сефевидов, а после стал независимым ханством.

Нагорный Карабах во времена Российской Империи

В 1805 году Карабахское ханство было подчинено Российской Империи, а в 1813 по Гюлистанскому мирному договору в состав России вошел и Нагорный Карабах. Затем, по Туркменчайскому договору, а также соглашению, заключенному в городе Эдирне, производилось переселение армян из Турции и Ирана и размещение их на территориях Северного Азербайджана, в том числе и в Карабахе. Таким образом, население этих земель имеет преимущественно армянское происхождение.

В составе СССР

В 1918 году контроль над Карабахом получила только что созданная Азербайджанская Демократическая Республика. Практически одновременно на эту местность выдвигает претензии Армянская Республика, но АДР данные притязания В 1921 году территория Нагорного Карабаха с правами широкой автономии включается в состав Азербайджанской ССР. Еще через два года Карабах получает статус (НКАО).

В 1988 году Совет депутатов НКАО ходатайствует к властям АзССР и АрмССР республик и предлагает передать спорную территорию в состав Армении. не было удовлетворено, вследствие чего по городам Нагорно-Карабахской АО прокатилась волна протеста. Демонстрации солидарности проводились также и в Ереване.

Провозглашение независимости

В начале осени 1991 года, когда Советский Союз уже начал разваливаться, в НКАО принимается Декларация, провозгласившая Нагорно-Карабахскую Республику. Причем помимо НКАО, в ее состав вошла часть территорий бывшей АзССР. По результатам референдума, проведенного 10 декабря того же года в Нагорном Карабахе, более 99% населения региона проголосовало за полную независимость от Азербайджана.

Вполне очевидно, что властями Азербайджана данный референдум признан не был, а сам акт провозглашения обозначили как незаконный. Более того, в Баку приняли решение упразднить автономию Карабаха, которой он обладал в советское время. Однако разрушительный процесс уже был запущен.

Карабахский конфликт

За независимость самопровозглашенной республики встали армянские отряды, которым попытался противостоять Азербайджан. Нагорный Карабах получил поддержку от официального Еревана, а также от национальной диаспоры в других странах, поэтому ополчению удалось отстоять регион. Впрочем, властям Азербайджана все-таки удалось установить контроль над несколькими районами, которые изначально были провозглашены частью НКР.

Каждая из противоборствующих сторон приводит свою статистику потерь в карабахском конфликте. Сопоставив эти данные, можно сделать вывод, что за три года выяснения отношений погибло 15-25 тысяч человек. Раненых насчитано как минимум 25 тысяч, еще более 100 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть места проживания.

Мирное урегулирование

Переговоры, в ходе которых стороны пытались урегулировать конфликт мирным путем, начались практически сразу после того как была провозглашена независимая НКР. Например, 23 сентября 1991 года состоялась встреча, на которой присутствовали президенты Азербайджана, Армении, а также России и Казахстана. Весной 1992 года ОБСЕ была учреждена группа по урегулированию карабахского конфликта.

Несмотря на все попытки международного сообщества остановить кровопролитие, прекратить огонь удалось лишь весной 1994 года. Пятого мая в был подписан Бишкекский протокол, после чего участники прекратили огонь уже спустя неделю.

Стороны конфликта так и не сумели договориться по поводу итогового статуса Нагорного Карабаха. Азербайджан требует уважать его суверенитет и настаивает на сохранении территориальной целостности. Интересы самопровозглашенной республики защищает Армения. Нагорный Карабах выступает за мирное разрешение спорных моментов, при этом власти республики подчеркивают, что НКР способна постоять за свою независимость.

https://www.сайт/2016-04-03/konflikt_v_nagornom_karabahe_chto_proishodit_kto_na_kogo_napal_i_pri_chem_tut_turciya

Новая война под боком у России

Конфликт в Нагорном Карабахе: что происходит, кто на кого напал, при чем тут Турция и Россия

В Нагорном Карабахе — серьезное обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном, которое может перерасти в полноценную войну. сайт собрал самое важное, что известно о происходящем на данный час.

Что случилось?

Утром 2 апреля стало известно о резком обострении конфликта в Нагорном Карабахе. Азербайджан и Армения взаимно обвинили друг друга в обстрелах и наступательных действиях. В Минобороны Азербайджана заявили, что Армения 127 раз нарушила режим прекращения огня, в том числе военные использовали минометы и крупнокалиберные пулеметы. Власти Армении сообщили, что это, напротив, Азербайджан нарушил перемирие и ведет боевые действия с использованием танков, артиллерии и авиации.

Пресс-служба Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики заявила о том, что сбила вертолет Ми-24/35 вооруженных сил Азербайджана, однако в Баку эту информацию опровергли. Армения сообщила, что Азербайджан также потерял танк и беспилотник.


Позднее Армения сообщила о 18 убитых военнослужащих, а Азербайджан — о 12. В Нагорном Карабахе также рассказали о жертвах среди мирного населения, в том числе о погибших в результате обстрелов детях.

Какая обстановка на текущий момент?

Столкновения продолжаются. Азербайджан заявил, что в ночь со 2 на 3 апреля приграничные села подверглись обстрелу, хотя убитых не было. Баку утверждает, что в ходе «ответных действий» были захвачены несколько населенных пунктов и стратегических высот в Нагорном Карабахе, но в Ереване эту информацию опровергают, и кому верить — пока непонятно. Обе стороны говорят о больших потерях противников. В Азербайджане, например, уверены, что уничтожили уже шесть танков противника, 15 артустановок и укреплений, а потери убитыми и раненными у неприятеля составили 100 человек. В Ереване это называют «дезинформацией».


В свою очередь карабахское информагентсво «Арцахпресс» сообщило , что «в общей сложности в ходе боевых действий в ночь с 1 на 2 апреля и в течение всего дня азербайджанская армия потеряла более 200 военнослужащих. Только в направлении Талыша было уничтожено как минимум 30 солдат азербайджанского отряда специального назначения, в направлении Мартакерта - 2 танка, 2 беспилотника, а на северном направлении - 1 вертолет». Минобороны Армении опубликовало видео сбитого азербайджанского вертолета и фотографии тел экипажа.

Как водится, обе стороны называют друг друга «оккупантами» и «террористами», публикуется самая противоречивая информация, даже к фотографиям и видеороликам лучше относиться скептически. Современная война — это информационная война.

Как отреагировали мировые державы

Обострение конфликта взволновало все мировые державы, включая Россию и США. На официальном уровне все призывают к скорейшему урегулированию, перемирию, прекращению огня и так далее.

Президент РФ Владимир Путин одним из первых выразил сожаление о том, что ситуация в зоне конфликта опять скатилась к вооруженному противостоянию. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, глава государства призывает к немедленному прекращению огня в регионе. Глава МИД России Сергей Лавров провел переговоры с коллегами из Армении и Азербайджана, также призвав их прекратить конфликт.

В пользу скорейшего урегулирования высказались глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Франции Франуса Олланд.

В той же тональности выступили и американцы. «США самым решительным осуждают широкомасштабное нарушение перемирия вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, которое, по сообщениям, обернулось жертвами, в том числе среди мирного населения», — заявил госсекретарь США Джон Керри.


Вслед за этим к стабилизации ситуации призвали и все участники так называемой Минской группы ОБСЕ, которая занимается конфликтов в Нагорном Карабахе. «Мы решительно осуждаем применение силы и сожалеем о бессмысленной гибели людей, в том числе гражданских лиц», — говорится в совместном заявлении представителей России, Франции и США. Минская группа соберется в Вене 5 апреля, чтобы подробно обсудить складывающуюся ситуацию.

Под вечер субботы конфликт прокомментировал и генсек ООН Пан Ги Мун. Он также призвал к соблюдению перемирия.

Причем тут Россия, Турция и Запад?

Турецкие власти при этом высказали поддержку только одной стороне конфликта — Азербайджану. Турцию и Азербайджан связывают тесные партнерские отношения, это политически и этнически близкие страны. Президент Турции Реджеп Тайиип Эрдоган выразил Ильхаму Алиеву соболезнования в связи с гибелью азербайджанских солдат. Телефонные переговоры Алиева и Эрдогана освещались в СМИ двух государств. Подчеркивалось, что Алиев считает произошедшее «провокацией по линии соприкосновения войск» и называет действия азербайджанских военных «адекватным ответом».

Так как отношения Турции и России сейчас оставляют желать лучшего, некоторые наблюдатели расценивают обострение конфликта в Нагорном Карабахе как попытку Турции (и, предположительно, стран Запада) помешать укреплению России в регионе Кавказа, Закавказья, Черного моря. Например, сайт «Свободная пресса» предположил, что «США и Британия сделали все возможное, чтобы столкнуть Россию и Турцию лбами. С этой точки зрения, Карабах усиливает противостояние Москвы и Анкары».

Минобороны НКР

«Азербайджан все последнее время демонстрировал, что остается верным союзником Турции, и теперь пытается получить от этого дивиденды. Баку надеется разморозить карабахский конфликт, и решить проблему Карабаха в свою пользу под политическим прикрытием Анкары», — заявил этому сайту заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.

В то же время, научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев в интервью агентству «Ридус» сказал, что Азербайджан и Армения вряд ли начнут полноценную войну, а Турции еще один крупный конфликт и вовсе ни к чему. «Я не думаю, что это может произойти. У Турции сегодня большие проблемы помимо Азербайджана и Карабаха. Ей сейчас куда важнее как-то загладить конфликт с Россией, нежели вступать с ней в какую-то, пусть даже заочную войну. Тем более, что на мой взгляд, намечаются какие-то минимальные положительные сдвиги в отношениях между Турцией и Россией», — считает он.

Что происходит в самом Карабахе?

Там готовятся к войне. Как сообщает агентство Sputnik Армения, администрация республики формирует списки резервистов и организует сбор добровольцев. Сотни людей, по данным властей, отправляются в районы столкновений. По данным агентства, в столице НКР Степанекерте при этом пока спокойно и даже работают ночные кафе.

Из-за чего конфликт

Армения и Азербайджан с 1988 года не могут договориться о принадлежности Нагорного Карабаха — обширной местности на границе двух стран. В советское время это была автономная область Азербайджанской ССР, однако ее основное население — этнические армяне. В 1988 году область заявила о выходе из АССР. В 1992-1994 Азербайджан в ходе военного конфликта полностью потерял контроль над Нагорным Карабахом, и местность провозгласила независимость, назвав себя Нагорно-Карабахской республикой (НКР).

С тех пор мировое сообщество не может говориться о судьбе НКР. В переговорах в рамках ОБСЕ участвуют Россия, США, Франция. Армения выступает за независимость НКР, а Азербайджан стремится вернуть территорию в состав своего государства. Хотя формально НКР не признана государством, армянская община во всем мире многое делает для лоббирования интересов Армении в конфликте. Например, ряд американских штатов принял резолюции о признании независимости НКР.

Сказать, что какие-то страны однозначно «за Армению», а другие «за Азербайджан» (за исключением разве что Турции), пожалуй, нельзя. У России дружественные отношения с обеими странами.

После трагедии «Черного января» десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты в те часы, когда миллионная толпа в Баку шла за погребальной процессией. Многие лидеры НФА были арестованы, однако вскоре они были отпущены и смогли продолжить свою деятельность. Везиров бежал в Москву; Аяз Муталибов сменил его в качестве партийного лидера Азербайджана. Правление Муталибова с 1990 по август 1991 г. было «спокойным» по азербайджанским стандартам. Оно характеризовалось «просвещенным авторитаризмом» местной номенклатуры, променявшей коммунистическую идеологию на национальные символы и традиции ради укрепления своей власти. 28 мая, годовщина Азербайджанской демократической республики 1918-1920 гг., стало национальным праздником, и исламской религии отдавалась официальная дань уважения. Фурман отмечает, что бакинская интеллигенция поддерживала Муталибова в этот период. Был учрежден консультативный совет с участием оппозиционных лидеров, и именно с согласия этого совета Муталибов был в первый раз избран президентом Верховным Советом Азербайджана осенью 1990 г. Из 360 делегатов только 7 были рабочими, 2 колхозниками и 22 интеллигентами. Остальные были членами партийно-государственной элиты, директорами предприятий и работниками правоохранительных органов. НФА получил 31 мандат (10%), и, по мнению Фурмана, он имел мало шансов получить больше в обстановке относительной стабильности .

После кризиса «Черного января» в Азербайджане, приведшего к военным столкновениям между частями Советской Армии и подразделениями НФА в Нахичевани, между Муталибовым и союзным руководством было достигнуто нечто вроде компромисса: в Азербайджане восстанавливается коммунистическое правление, но в обмен Центр оказывает Муталибову политическую поддержку - за счет Армении и армянского движения в Нагорном Карабахе. Союзные руководители, в свою очередь, стремились поддержать Муталибова, опасаясь потерять не только Грузию и Армению, но и все Закавказье. Отношение к Нагорному Карабаху стало еще более негативным после того, как АОД победило на выборах в Армении летом 1990 г.

Режим чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе фактически являлся режимом военной оккупации. 157 из 162 операций по «проверке паспортного режима», проведенных в 1990 г., истинной целью которых было терроризировать мирное население, были проведены в этнически армянских селах .

К осени 1990 г., после выборов во всех республиках Закавказья, коммунисты сохранили власть только в Азербайджане. Поддержка режима Муталибова приобрела еще большее значение для Кремля, стремившегося к сохранению единства СССР (в марте 1991 г. Азербайджан проголосовал за сохранение СССР). Блокада Нагорного Карабаха была усилена. Стратегия, совместно разработанная Азербайджаном и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями (особенно будущими организаторами августовского путча 1991 г.), предусматривала депортацию по крайней мере части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень.

Операция по депортации получила кодовое название «Кольцо». Она продолжалась четыре месяца, вплоть до августовского путча 1991 г. За этот период из Карабаха в Армению было депортировано порядка 10 тыс. человек; воинские части и ОМОН опустошили 26 деревень, убив при этом 140-170 мирных жителей-армян (37 из них погибло в деревнях Геташен и Мартунашен) . Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека армянскими боевиками. Операции Советской армии в Карабахе привели лишь к прогрессирующей деморализации самих войск. Не остановили они и распространения вооруженной борьбы в регионе.


Нагорный Карабах: провозглашение независимости

После провала августовского путча в Москве практически все организаторы и вдохновители операции «Кольцо» утратили свою власть и влияние. В том же августе воинские соединения в Шаумяновском (азербайджанское название: Геранбойском) районе получили приказ прекратить огонь и отойти в места постоянной дислокации. 31 августа Верховный Совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, т.е. той, что существовала в 1918-1920 гг. Для армян это означало, что правовая основа автономного статуса НКАО советской эпохи теперь отменялась. В ответ на провозглашение независимости Азербайджана карабахская сторона провозгласила Нагорно-Карабахскую республику (НКР). Это было сделано 2 сентября 1991 г. на совместном заседании областного Совета НКАО и районного Совета населенного армянами Шаумяновского района. НКР была провозглашена в границах бывшей АО и Шаумяновского района (который ранее частью НКАО не являлся). 26 ноября 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял закон, отменяющий автономию Нагорного Карабаха. 10 декабря Верховный Совет НКР, состоящий исключительно из представителей армянского населения, объявил о своей независимости и о выходе из состава Азербайджана на основании результатов референдума, проведенного среди армянского населения. Армянские законодатели до сих пор не разрешили явное противоречие между объявлением независимости НКР и все еще не отмененным постановлением Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 г., согласно которому Нагорный Карабах воссоединялся с собственно Арменией. Армения заявила, что не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану. Такая позиция позволяет Армении рассматривать конфликт как двусторонний, в котором участвуют Азербайджан и НКР, в то время как сама Армения непосредственного участия в конфликте не принимает. Однако Армения, следуя той же логике и из боязни ухудшить собственное положение в мировом сообществе, официально не признает независимость НКР. За последние годы в Армении продолжались дебаты на тему: сделает ли отмена «аннексионистского» решения армянского парламента от 1 декабря 1989 г. и официальное признание НКР неизбежной полномасштабную войну с Азербайджаном (Тер-Петросян), или же такое признание поможет убедить мировое сообщество в том, что Армения не является страной-агрессором? Последняя точка зрения, в частности, отстаивалась в июне 1993 г. Суреном Золяном, секретарем комиссии по Арцаху (Карабаху) Верховного Совета Армении. Сурен Золян утверждал, что, пока НКР не признана в качестве субъекта международных отношений, вся полнота ответственности за ее действия лежит на Армении, что придает некоторую обоснованность тезису об армянской агрессии . В самом Нагорном Карабахе определенная неясность насчет того, быть ли ему независимым, входить ли в Армению или же обратиться к России с просьбой о включении в ее состав, подчеркивается тем фактом, что в конце 1991 г. тогдашний председатель Верховного Совета НКР Г. Петросян направил письмо Ельцину с просьбой о вхождении НКР в состав России. Ответа он не получил . 22 декабря 1994 г. парламент НКР избрал Роберта Кочаряна, ранее бывшего председателем Госкомитета обороны, президентом НКР до 1996 г.


Армения и Азербайджан: динамика политического процесса

Осенью 1990 г. глава АОД Тер-Петросян победил на всеобщих выборах и стал президентом республики. АОД, в отличие от армянской оппозиции, стремится предотвратить непосредственное участие республики в карабахском конфликте и всеми силами пытается ограничить рамки конфликта. Одной из основных забот АОД является установление хороших отношений с Западом. Руководство АОД отдает себе отчет в том, что Турция является членом НАТО и основным союзником США в регионе. Оно признает реальность, воздерживаясь от предъявления претензий на земли исторической Армении (ныне находящиеся в Турции), и желает развивать армяно-турецкие контакты.

В отличие от АОД, партия Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация), в основном базирующаяся за рубежом, среди армянской диаспоры, является по преимуществу антитурецкой партией. В настоящее время ее усилия сосредоточены на организации общественного давления на Западе с целью заставить Турцию официально осудить геноцид 1915 г. Партия имеет сильные позиции в Карабахе благодаря своему образу твердой, героической и бескомпромиссной организации, упору на военную дисциплину, многочисленным связям и значительным средствам за рубежом. Однако существует острое соперничество между Дашнакцутюн и президентом Тер-Петросяном. В 1992 г. последний выслал дашнакского лидера Грайра Марухяна из Армении; в декабре 1994 г. он приостановил деятельность партии, обвинив ее в терроризме.

Тем не менее усилия армянской диаспоры принесли плоды. Ее лобби в конгрессе США в 1992 г. добилось принятия положения о запрете любой негуманитарной помощи Азербайджану до тех пор, пока он не предпримет «доказуемые шаги» по прекращению своей блокады Армении. В 1993 г. США выделили на помощь Армении 195 млн. долл. (Армения стоит на втором месте, после России, в списке получателей помощи среди всех постсоветских государств); Азербайджан получил 30 млн. долл. .

Семь оппозиционных партий - включая помимо дашнаков Союз национального самоопределения, возглавляемый бывшим диссидентом Паруйром Айрикяном, и Рамкавар-Азатакан (либералов) - подвергают критике то, что они рассматривают как произвол и самоуправство Тер-Петросяна в деле управления страной и уступки, сделанные армянским руководством под давлением иностранных держав и ООН (непризнание НКР, принципиальное согласие на вывод войск НКР из оккупированных этнически азербайджанских районов). Несмотря на сравнительную политическую стабильность в Армении, популярность АОД падает, в основном из-за экономических лишениий, вызванных азербайджанской блокадой. Общий объем промышленного производства за первые девять месяцев 1993 г. снизился на 38% по сравнению с соответствующим периодом 1992 г. . Житейские невзгоды в блокадной Армении привели к массовой эмиграции, оценивавшейся в 300-800 тыс. в 1993 г., в основном в Южную Россию и Москву. Широкие расхождения в цифрах эмигрантов объясняются тем, что многие из уезжающих сохранили прописку в Армении .

В Азербайджане вопрос о Нагорном Карабахе также определяет взлет и падение фортуны политиков. До середины 1993 г. поражения в ходе войны или политические кризисы, сопутствующие различным перипетиям борьбы за Карабах, привели к падению четырех первых секретарей компартии и президентов подряд: Багирова, Везирова, Муталибова (с временным президентством Мамедова и Гамбара в мае - июне 1992 г.), снова Муталибова и Эльчибея.

Августовский путч 1991 г. в Москве подорвал легитимность президента Муталибова в Азербайджане. Во время путча он сделал заявление, осуждающее Горбачева и косвенно поддерживающее московских путчистов. НФА развернул митинги и демонстрации с требованием новых парламентских и президентских выборов. Муталибов срочно организовал президентские выборы (8 сентября 1991 г.); 85,7% внесенных в списки приняли участие в голосовании, из них 98,5% проголосовали за Муталибова. Этот результат многими считался подтасованным. Компартия была официально распущена, и 30 октября Верховный Совет Азербайджана под давлением НФА был вынужден передать часть своих полномочий милли-меджлису (Национальному совету) в составе 50 членов, половина из которых состояла из бывших коммунистов, а другая половина - из оппозиции . Кампания НФА по устранению Муталибова продолжалась, и последний возлагал вину на Россию за то, что она бросила его на произвол судьбы. Окончательный удар по Муталибову был нанесен 26-27 февраля 1992 г., когда карабахские силы захватили деревню Ходжалы под Степанакертом, убив при этом много мирных жителей. Азербайджанские источники утверждают, что бойня, якобы совершенная с помощью русских войск (факт, который отрицает армянская сторона), привела к гибели 450 человек и 450 было ранено. Сам факт массовых убийств был позднее подтвержден, среди прочих, миссией по сбору фактов московского правозащитного центра «Мемориал» . 6 марта 1992 г. Муталибов ушел в отставку. Вскоре после этого экс-президент Муталибов выразил сомнение в ответственности армян за Ходжалы, намекнув, что некоторые из азербайджанских гражданских лиц, возможно, на самом деле были убиты азербайджанскими войсками для того, чтобы дискредитировать его . Ягуб Мамедов, председатель Верховного Совета, стал временным главой государства. Предвыборная кампания была в полном разгаре, когда 9 мая 1992 г. пришло известие о падении Шуши. Это дало возможность экс-коммунистическому Верховному Совету аннулировать отставку Муталибова, сняв с него вину за Ходжалы (14 мая). Милли-меджлис был распущен. На следующий день сторонники НФА штурмовали здание Верховного Совета и захватили президентский дворец, вынудив Муталибова бежать в Москву. 18 мая Верховный Совет принял отставку Мамедова, избрал члена НФА Ису Гамбара временным президентом и передал свои полномочия обратно милли-меджлису, упраздненному им три дня назад. На новых выборах, состоявшихся в июне 1992 г., президентом был избран лидер НФА Абульфаз Эльчибей (76,3% принявших участие в голосовании; 67,9% «за») .

Эльчибей обещал решить карабахскую проблему в пользу азербайджанцев к сентябрю 1992 г. Основные пункты программы НФА были следующими: протурецкая, антирусская ориентация, отстаивание независимости республики, отказ от вступления в СНГ и выступления в пользу возможного слияния с иранским Азербайджаном (тенденция, встревожившая Иран). Хотя правительство Эльчибея включало большое число блестящих интеллектуалов, никогда не входивших в номенклатуру, попытка очистить правительственный аппарат от старых коррумпированных чиновников не удалась, и новые люди, приведенные к власти Эльчибеем, оказались изолированы, а некоторые из них коррумпировались в свой черед. В начале мая 1993 г. народное недовольство вылилось в антиправительственные митинги в ряде городов, в том числе в Гяндже, после которых многие члены оппозиционной партии Милли Истиглал (Партии национальной независимости) были арестованы. Возросла популярность Гейдара Алиева, бывшего члена Политбюро, а впоследствии главы Нахичевани, ухитрившегося сохранить мир на границе своей автономной области с Арменией. Партия Алиева «Новый Азербайджан», созданная в сентябре 1992 г., стала фокусом оппозиции, объединив самые различные группировки - от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. Поражения в боях и тайные российские маневры, направленные против Эльчибея, привели в июне 1993 г. к восстанию, которое возглавил богатый директор шерстяной фабрики и полевой командир Сурет Гусейнов (герой Азербайджана). Триумфальный мирный поход последнего на Баку завершился свержением Эльчибея и его заменой Алиевым. Сурет Гусейнов стал премьер-министром. Алиев пересмотрел политику НФА: ввел Азербайджан в СНГ, отказался от исключительно протурецкой ориентации, восстановил разорванные связи с Москвой и укрепил международные позиции страны (контакты с Ираном, Великобританией и Францией). Он также подавил сепаратизм на юге республики (провозглашение полковником Алиакрамом Гумбатовым летом 1993 г. талышской автономии) .

Тем не менее внутренняя нестабильность продолжалась в Азербайджане и после прихода Алиева к власти. Отношения последнего с Суретом Гусейновым вскоре испортились. Алиев отстранил Гусейнова от ведения переговоров по нефти (а значит, и от присвоения будущих доходов от ее продажи). Гусейнов также, по-видимому, противился выходу Алиева из русской орбиты, имевшему место в течение 1994 г. В начале октября 1994 г., после подписания нефтяного контракта с западным консорциумом 20 сентября, в Баку и Гяндже произошла попытка государственного переворота, причем некоторые заговорщики принадлежали к кругу сторонников Сурета Гусейнова. Алиев подавил попытку этого переворота (если она была таковой: ряд наблюдателей в Баку описывает его как интригу самого Алиева) и вскоре после этого освободил Гусейнова от всех обязанностей.


Политика России по отношению к конфликту (август 1991 г. - середина 1994 г.)

По мере того, как с августа 1991 г. распад СССР становился реальностью (завершившись в декабре), Россия оказалась в положении страны без определенной миссии в зоне военного конфликта в Нагорном Карабахе, к тому же не имеющей с этой зоной общих границ. Конец 1991 г. ознаменовался крушением (временным?) имперской идеологии и ослаблением контроля над армией. В зонах конфликтов в советских/российских войсках почти все решения принимал единолично отдельный офицер, самое большее - генерал. Процессы, начавшиеся в армии вследствие роспуска Варшавского Договора, распада СССР и гайдаровских реформ, - массовая демобилизация, вывод войск из дальнего и ближнего зарубежья (включая Азербайджан, откуда последние российские войска были выведены в конце мая 1993 г.), раздел как военных контингентов, так и вооружений между различными республиками и конверсия военной промышленности - все это усугубило общий хаос в зонах конфликтов. В Нагорном Карабахе, Абхазии и Молдавии по обеим сторонам фронта появились экс-советские наемники и флибустьеры. В этих условиях то, что может быть названо российской политикой в регионе, имело случайный, реактивный характер, каковым и оставалось до тех пор, пока в 1992-1993 гг. медленное повышение управляемости государственного аппарата привело к некоторому восстановлению способности России формулировать и достигать своих целей в отношениях со странами ближнего зарубежья (хотя фактор «голодных и злых» офицеров, ведущих свои локальные войны «на краю бывшей советской империи», все еще нельзя сбрасывать со счетов).

Начиная с августа 1991 г. российская политика в отношении конфликта в Нагорном Карабахе развивалась в следующих основных направлениях: попытки посредничества, подобные той, что была предпринята Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым в сентябре 1991 г., а позднее участие в работе Минской группы СБСЕ, трехсторонней инициативе (США, Россия и Турция) и проведение самостоятельных миссий, как, например, та, которую осуществлял посол по особым поручениям В. Казимиров в 1993 и 1994 гг.; вывод российских вооруженных сил из зоны конфликта и распределение оставляемого оружия между вновь образующимися республиками; попытка сохранить военное равновесие в регионе и не допустить сторонних игроков (Турцию и Иран) в свою кавказскую зону влияния. С развитием экономических реформ в России экономический фактор стал играть всё большую роль во взаимоотношениях страны с новыми республиками. В 1993 г. Россия проявляла все больший интерес к вовлечению Азербайджана и Грузии в СНГ и исполнению роли единственного миротворца в бывших советских республиках.

Так как российским войскам в Карабахе, потерявшим свою боевую задачу после августа 1991 г., угрожала серьезная опасность деморализации, с ноября начался вывод советских внутренних войск из Карабаха (кроме 366-го полка в Степанакерте). В марте 1992 г. 366-й полк в буквальном смысле развалился на куски, так как часть его неармянского контингента дезертировала, а другая часть, особенно солдаты и офицеры армяне, захватила легкое и тяжелое вооружение и присоединилась к частям НКР .

В области дипломатии Россия старалась добиться сохранения равновесия между Арменией и Азербайджаном, не допуская достижения одной из сторон решающего превосходства. Согласно двустороннему договору 1992 г. Россия обязывалась охранять Армению от внешней (подразумевалось: турецкой) интервенции, но этот договор так и не был ратифицирован Верховным Советом России, опасавшимся втягивания России в кавказские конфликты.

Согласно Ташкентскому договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанному, среди прочих стран, Россией, Арменией и Азербайджаном, любое нападение на какую-либо из сторон будет расцениваться как нападение на всех. Однако менее чем через месяц власть в Азербайджане перешла в руки протурецки настроенного правительства Эльчибея. Когда в адрес Армении раздались угрозы со стороны Турции в связи с кризисом в районе Нахичевани в середине мая 1992 г., государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев нанесли визит в Ереван с целью обсудить конкретные пути воплощения в жизнь договора о коллективной безопасности: это был ясный сигнал того, что Россия не оставит Армению в одиночестве. США сделали соответствующее предупреждение турецкой стороне, а российские власти предостерегли Армению от вторжения в Нахичевань. Планы турецкой интервенции были отменены .

Другой инцидент, в сентябре 1993 г., привел к драматическому усилению роли России в регионе. Когда в Нахичевани вновь вспыхнули бои, в эту автономную область вошли иранские войска для охраны совместно управляемого водохранилища; они также вступили в пункт Горадиз в «континентальной» части Азербайджана, якобы для оказания помощи азербайджанским беженцам. По мнению Армена Халатяна, аналитика Московского института гуманитарно-политических исследований, обращение азербайджанских властей за военной помощью к Турции могло бы спровоцировать вооруженный конфликт между турецкими и российскими частями, охранявшими армянскую границу, а также столкновение с иранцами уже вошедшими в Нахичевань. Баку, таким образом, был поставлен перед выбором: либо допустить разрастание конфликта до неконтролируемых пропорций, либо повернуться лицом к Москве. Алиев выбрал последнее, тем самым позволив России восстановить свое влияние по всему периметру закавказской границы СНГ, что фактически вывело из игры Турцию и Иран .

С другой стороны, осуждая каждый последующий захват войсками НКР еще большей территории Азербайджана, Россия продолжала снабжать Азербайджан оружием, в то же время под сурдинку пользуясь армянскими победами на поле боя для обеспечения прихода в Азербайджане к власти правительства, которое бы лучше прислушивалось к интересам России (т. е. правительства Алиева вместо правительства Эльчибея) - расчет, который оправдался лишь в краткосрочном, а не в долгосрочном плане. В конце июня 1993 г. Алиев приостановил сделку между Баку и консорциумом из восьми ведущих западных фирм (в том числе «Бритиш петролеум», «Амоко» и «Пеннсойл») на разработку трех азербайджанских нефтяных месторождений. Маршрут предполагаемого нефтепровода, который ранее должен был идти к турецкому побережью Средиземного моря, теперь должен был прой-ти через Новороссийск - по крайней мере на это надеялись русские. Российская пресса предполагала, что прокладка этого нефтепровода, если бы он обошел Россию стороной, могла бы на деле высвободить Среднюю Азию, Казахстан, а возможно, даже богатые нефтью мусульманские республики самой России из-под русского влияния, тогда как раньше нефтяные богатства этих регионов поступали на мировой рынок только через Россию .

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

Похожие публикации