Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Первые русские князья киевской руси. Образование государства Киевской Руси в IХ веке

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

В конце IX века н. э. разрозненные племена восточных славян объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.

Название

Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов. Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь. Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.

Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых. В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории. Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.

Предпосылки для возникновения государственности

В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.

К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:

  1. Все союзы сплотились для противостояния общим врагам - степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
  2. А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
  3. Первые известные нам киевские князья - Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.

Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.

«Норманнская» и «антинорманнская» теория

В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне - варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.

Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.

Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М. Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.

Первые князья

Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев - Синиуса, Трувора и Рюрика. Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера. После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.

Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.

Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.

Князь Владимир

Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами. Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева. Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.

Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание - христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.

Расцвет государства

Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов. К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе. В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.

Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие. Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы. Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.

Междоусобные войны, распад

Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования - от отца к сыну. При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть. Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.

Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.

Уклад жизни

Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота. Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем. Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.

Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным. Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много. Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.

Экономика

Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.

Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей. Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое. Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.

Значение

Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности. С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.

Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.

С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.

Древнерусское государство - сильное, влиятельное политическое образование периода Средних веков. Формирование институтов власти происходило поэтапно. Основой для образования Руси стали племенные объединения славян, которые в ходе многолетнего противостояния сплотились в единое государство. Политическую и экономическую системы формировали Киевской Руси.

Ранний этап Русской государственности

Изначально существовало 14 племенных объединений славян. Среди них были дулибы, вятичи, северяне, тиверцы и многие другие. Племенные группы эволюционировали в политические образования, которые можно называть прототипами государства. Наиболее влиятельными были поляне и дулибы. В результате войн с кочевниками, более влиятельными стали поляне. С этим племенем связано основание Киева - будущей столицы Руси. Вокруг города образовалось несколько сильных княжеств. К середине IX века, по мнению историков, мы можем говорить о консолидации разрозненных государственных объединений в единое целое. Об успешных внешнеполитических мероприятиях княжества говорит история. Киевская Русь успешно сражалась с арабами и другими противниками.

Новгород: второй центр Руси

Второй после Киева по значимости политический центр сформировался в Новгороде. Мы можем говорить об основании этого города в X веке. Новгород был заложен на территории проживания славянских племен. Здесь была образована конфедерация. Объединение включало в себя также представителей неславянских народов - согласно исследованиям, они контролировали эти территории.

Северный и южный регионы формирования государственности - Киев и Новгород - отличались уровнем политического, экономического и социального развития. Историки отмечают, что Киев был цивилизованным и развитым. В это же время Новгород оставался практически «диким». Решающим фактором развития северного центра стало варяжское завоевание. Первые князья Киевской Руси были выходцами из Скандинавии. Варяжский фактор оказал существенное влияние на развитие государственности.

Почему именно скандинавы? В среде славянских племен не было единства относительно управления. Варяги на тот момент контролировали сбор дани. Поначалу славяне взбунтовались и отказались платить. Племена консолидировались и выгнали завоевателей, но это не принесло им единства. В итоге, славяне призывают править Рюрика - скандинавского конунга. Князья Киевской Руси считаются его потомками.

Начальный период исторического развития Руси

Первые князья Киевской Руси оказали существенное влияние на ход истории. Рюрику удалось сплотить племена и решить некоторые проблемы, но в 879 году он скончался. Его сын и законный наследник княжеского титула был еще слишком мал и не мог править сам - по существующим законам, ему был назначен регент.

Олег - одна из наиболее загадочных исторических личностей. Про него известно крайне мало - исследователи не могут точно определить его происхождение. Даже имя регента вызывало споры. Вскоре он стал полноправным правителем. Руси Олег провел серию удачных походов, в результате одного из них он и стал главой всего государства.

В 882 году был захвачен Киев, в котором на тот момент правили Эти князья были убиты, а их власть захвачена Олегом. Таким образом, северные и южные земли Руси были объединены. Это одно из главных деяний Олега. Князья Киевской Руси, правившие после него, успешно расширяли территории.

Олегу удалось осуществить еще одну перемену - изменить организацию славянских племен. Ранее это были разрозненные образования, князю удалось заложить основы централизации.

Князь Игорь и его супруга Ольга

Законный наследник Рюрика пришел к власти в 912 году. Его правление нельзя назвать успешным. Ему пришлось продолжить дело Олега - бороться с тенденциями к обособленности, к которой тяготели славянские племена, но не всегда это удавалось.

В результате трехлетней войны Игорь подчинил уличей и древлян, но весьма условно. Уличи признали верховенство князя лишь условно. Наибольшей неудачей правления Игоря стала его налоговая политика. Князь активно воевал со многими противниками, а это требовало средств. Однажды, во время повторной попытки собрать дань, Игорь был убит древлянами.

После его смерти к власти пришла Ольга - его жена. Она имела статус регента при малолетнем сыне Игоря. Ольга, как и другие князья Киевской Руси, сделала многое для реформирования государства. Ее первым действием была месть древлянам, но после этого правительница упорядочила систему сбора налогов. Дань стали собирать централизованно и систематизированно.

Внешняя политика правителей Руси на начальном этапе государственности

Правление князей Киевской Руси имело одну общую черту во внешней политике - поддержание отношений с Византией. При каждом правителе характер контактов был индивидуальным.

Причины интереса к Византии крылись в огромном влиянии, которое эта страна оказывала на всю Европу: государство было торговым, культурным и религиозным центром. Вступая в борьбу или дипломатические отношения с Константинополем, князья Киевской Руси пытались самоутвердиться на международной арене. Первые походы осуществил Олег - в 907 и 911 годах. Результатом стали выгодные для Руси соглашения: Византия была обязана выплатить немалую сумму контрибуции и обеспечить особые условия торговли для русских купцов.

Практику походов на Византию продолжил Игорь, но в его случае все было не так успешно. В 941 и 943 годах князь осуществил попытки улучшить условия старого договора. Во время первого похода его войска потерпели сокрушительное поражение. Через 2 года дело до битвы не дошло, поскольку Игорь собрал огромное войско. Византийский император согласился на подписание соглашения, но оно было менее выгодно для Руси, чем договор 911 года.

Отношения с Константинополем Ольги носили иной характер. Княгиня несколько раз посетила Византию. Ее интересовала христианизация Руси. Во время одного визита Ольга приняла христианство, но в целом ее религиозная политика была неуспешной.

Еще одним направлением внешней политики на раннем этапе развития государственности были страны Закавказья и Арабский халифат.

Святослав - князь-воин

Сын Игоря Святослав пришел к власти в 964 году путем переворота, осуществленного против его матери и регента - Ольги. Походы князя позволили Руси стать одной из наиболее влиятельных стран.

Первым направлением интереса Святослава были славянские племена. Князь включил некоторые территории в состав Руси. Боролся Святослав с хазарами и волжскими булгарами.

Успехи князя взволновали Византию - это государство славилось умением вести дипломатические войны. Константинополю удалось ввязать Русь в сопротивление с болгарами. Византия «попросила помощи» у Святослава победить этот народ. В ходе крупной битвы под Доростолом русский князь разгромил болгар - так завершился первый Балканский поход. Таким образом, Византия избавилась от крупного врага чужими руками. Уже через год Святослав идет во второй Балканский поход - его начало было успешным, но Константинополю удалось остановить русские войска и навязать князю договор. Условия: Русь не должна воевать с Византией и предъявлять претензии на территорию Крыма.

Интересно, что именно Святослав первым официально разделил Русь между сыновьями с целью избежать распрей после его смерти.

Начало «Золотой эры» Руси: правление Владимира Святославовича

Период наибольшего расцвета Русь пережила во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого. В это время окончательно закрепились границы государства, территория была наибольшей, был проведен ряд реформ относительно политической и экономической систем.

После смерти Святослава началась братоубийственная борьба за власть. В противостоянии победил Владимир, названный позже Великим. В 980 году он становится правителем всей Руси. За годы правления Владимир зарекомендовал себя как стратег, дипломат, воин и реформатор. Во времена его власти территория Руси завершила формирование.

Князь Киевской Руси Владимир провел несколько реформ:

  • В ходе административной - был юридически оформлен территориальный раздел государства.
  • Военная реформа: изменения касались племенной организации войска. Вместо нее Владимир воссоединил систему обороны Руси и феодальное устройство. Князь раздал приграничные земли лучшим воинам - они и обрабатывали земли, и защищали границы.
  • Религиозная: в 988 году князь Владимир крестил Русь.

В сфере внешней политики были продолжены отношения с Византией, налажены контакты со Священной Римской империей.

Период борьбы за власть

Князь Владимир умер в 1015 году. Его наследники начали активно бороться за свои права. Еще при жизни Владимир раздал земли сыновьям, но это не решило проблему - каждый хотел править всеми территориями. Четверо братьев были убиты в ходе противостояния. В итоге, наиболее сильными противниками оказались черниговский правитель Мстислав и киевский князь Ярослав. В 1024 году между их войсками состоялась битва неподалеку от города Листвена. Ярослав был разбит, но братья смогли договориться и совместно править более 10 лет, до смерти Мстислава.

Князья договорились, что у Руси будет два центра - Чернигов и Киев. Такое политическое явление носит наименование дуумвират - таких примеров немало знает история. Киевская Русь во времена правления братьев укрепилась, поскольку Ярослав был талантливым политиком, а Мстислав - полководцем и стратегом.

Время расцвета

После смерти Мстислава Ярослав стал единоличным правителем Руси. Годы его княжества - это времена небывалого расцвета, централизации государства. Ярослав был дипломатом, реформатором, но не воином. Он с детства имел хрупкое телосложение, слабое здоровье и хромал. Но эти недостатки компенсировались колоссальными способностями князя в вопросах внутренней политики и дипломатических контактов.

Еще в составе дуумвирата Ярославу и его брату удалось завоевать земли возле границы Руси. Правители делали многое для укрепления обороноспособности государства. Во времена правления Ярослава удалось победить давних врагов Руси - печенегов. В честь такого события был построен Софийский собор - выдающийся памятник архитектуры.

В сфере внешней политики ситуация была стабильной. Войска Ярослава осуществили последний поход на Византию. Он не был успешным, но это не навредило положению Руси на международной арене.

Ярослав был известнейшим «семейным дипломатом» - все его дети вступили в брак с великими европейскими правителями или представителями благороднейших родов.

Главным достоянием времени расцвета стала «Русская Правда» - первый написанный свод законов. Автором был Ярослав, прозванный Мудрым. Здесь содержались все нормы, которые регулировали жизнь населения.

Великие князья Киевской Руси - Ярослав и Владимир - сделали государство одним из величайших и влиятельнейших в Европе.

Начало раздробленности Руси

Период расцвета длился до середины XI века - за ним постепенно начался упадок. Князь Киевской Руси Владимир и его наследник Ярослав поступили практически одинаково - юридически закрепили разделение государства между сыновьями. Это было сделано из лучших побуждений, но положительного результата не последовало.

Сыновья Ярослава начали борьбу за власть. В результате изменилась форма монархии - централизованная превратилась в федеративную. Также был оформлен триумвират - уникальный политический союз, благодаря которому государство успешно функционировало около 20 лет. Времена шли, а каждый из триумвиров хотел сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Распад союза официально состоялся на Вышгородском съезде - братья договорились править по очереди. Тогда была оформлена «Правда Ярославичей», ставшая дополнением «Русской Правды». Таким образом, первым стал князь Святослав, после него Изяслав, последним - Всеволод.

Конец века ознаменовался масштабным противостоянием между наследниками и претендентами на власть. Точкой в существовании единой Руси стал Любечский съезд - было принято решение, что каждый князь должен править своими землями. Это стало основой раздробленности.

Русские князья Киевской Руси в конце XI века завершили существование единого, сильного государства. Последней попыткой вернуть былое величие было правление Владимира Мономаха, а после - его сына. На короткий период земли были воссоединены, принят новый свод законов «Устав».

Эволюция государственной власти на Руси

На Руси была монархия. Она несколько раз видоизменялась на протяжении развития государственности. Власть князя в Киевской Руси прошла долгий путь.

На начальном этапе развития государственности князь был лидером-военачальником. Это примитивная форма монархии, которая опиралась на дружину. Войско и князь составляли государственную верхушку. Вокруг этого простого аппарата правления оформилась система налогообложения и суда. Про князя на том этапе трудно говорить, как про государственного деятеля или реформатора. Это времена правления Рюрика, Игоря, Олега.

Расцвет Руси - период оформления централизованной монархии. Теперь князь - не просто воин, а еще и реформатор, политик. Войско теряет влияние на решения правителя - дружина начинает выполнять свои непосредственные функции. У князя появляются советники - бояре. Это древнерусская аристократия, которая имела огромное влияние. Правитель в то время был носителем власти, представителем Руси на международной арене, гарантом власти и стабильности.

Когда Русь начала распадаться, централизованное государство постепенно превратилось в федеративное. Изменился характер власти правителей. Теперь не было единого князя всей Руси - было много лидеров, которые принимали общие решения на съездах.

Важными органами власти был боярский совет. Чем-то он напоминал прообраз парламента. Особенно значение этого органа власти возросло на этапе раздробленности. Во времена централизации решения боярского совета были вспомогательными.

Князья Киевской Руси (таблица): особенности государства:

Политические портреты князей Киевской Руси позволяют нам охарактеризовать особенности периода правления каждого из них. Воинская слава и сила Олега и Святослава на начальном этапе развития, дипломатия и реформы Владимира и Ярослава во времена расцвета, междоусобицы - все это история, которую необходимо знать каждому. Русь в своем развитии прошла классические этапы - становление, расцвет, упадок.

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель, расположенных вдоль водного пути «из варяг в греки». Уже в 830-х годах Киев был самостоятельным городом и претендовал на звание главного города восточных славян.

Рюрик, как рассказывает летопись, умирая, передал власть свою шурину Олегу (879–912). Князь Олег три года оставался в Новгороде. Затем, набрав войско и перейдя в 882 году с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства (Киевская Русь) и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

По смерти Олега вступил во власть его сын Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление Киевским княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Главным ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в 957 году в Царьград. По рассказу летописи Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться, и Русской Православной Церковью равноапостольная Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься.

– Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною, – говорил он.

С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь.

После гибели Святослава в одном из военных походов между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла междоусобная война, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным властелином Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии Рюриковичей на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства в 988 году всей Русью и торжественное упразднение языческого культа.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

Еще при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим многочисленным сыновьям.

Киевская Русь стала колыбелью Русской земли, а сына равноапостольного великого князя Владимира – великого князя Киевского Юрия Долгорукого, являвшегося также князем Ростовским, Суздальским и Переяславским, историки называют первым правителем России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

155. О «запустении» Киевской Руси Банальные версии имеют ту привлекательность, что они позволяют принять без критики решение, над которым трудно и не хочется думать. Так, бесспорно, что Киевская Русь XII в. была страной очень богатой, с великолепным ремеслом, и блестящей

автора

Запустение Киевской Руси Под давлением этих трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси, Поднепровья. Речная

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Распад Киевской Руси Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья, нами только что изученные, закладывали в том краю новый строй общественных отношений. В дальнейшей истории верхневолжской Руси нам предстоит следить за развитием основ, положенных во

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Сумерки Золотой Киевской Руси, или Первые проблески рассвета Вторая половина XIII века стала для многих русских земель временем окончательного упадка, феодальных войн и раздробленности. Западная Русь пострадала от нашествия монголо-татар менее других русских земель. В 1245

Из книги Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Лекция 1: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого и довольно аморфного объединения, которое громко именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй

автора Семененко Валерий Иванович

Первые князья Киевской земли Выше уже упоминалось об Аскольде, Олеге (Хельг), Игоре. Хронология правления Олега, скорее всего не принадлежавшего к династии Рюриковичей, заставляет предполагать, что за 33-летний период существовали два Олега.Прежде всего отметим, что

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Культура Киевской Руси Некоторые историки и археологи считают, что в IX веке на Руси существовала протописьменность в виде «черт и резов», о чем писали позже болгарин Черноризец Хробр, арабы Ибн Фадлан, Эль Масуди и Ибн эль Недима. Но после принятия христианства здесь

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Право Киевской Руси Первым кодифицированным сборником юридических норм на Руси стала «Русская правда», состоявшая из двух частей: «Правды Ярослава» из 17 статей (1015–1016) и «Правды Ярославичей» (до 1072). К настоящему времени известно более ста экземпляров Краткой,

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ 978 (?) - Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.).

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги В поисках Олеговой Руси автора Анисимов Константин Александрович

Рождение Киевской Руси Единственным логичным объяснением успеха переворота, совершенного Олегом, можно считать недовольство руси религиозными реформами Аскольда. Олег был язычником и возглавлял языческую реакцию. Выше, в главе «Загадки Вещего Олега», уже

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

От Киевской Руси к Малой Страшный удар по всей древнерусской цивилизации нанесло монгольское нашествие 1237–1241 гг., в результате которого произошла тотальная перекройка политической карты Восточной Европы.Непосредственные политические последствия этого события очень

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Ее сформировали немецкие ученые Шлецер, Байер, Милер , приглашен­ные правительством Анны Иоановны в 18 в.

Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.

Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов . Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам , считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманнизма» и «антинорманнизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь , продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

Норманской теории следовал и Карамзин, но в том же 18 в. Ломоносов, Татищев, Щербаков доказали ее несостоятельность.

Опровержения:

1. Варяги не составляли господствующего населения относительно славян;

2. Они не были выше по культурному уровню;

3. До призвания варягов руссы образовали уже ряд государств (Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск).

4. В русском языке не более 10 слов германского происхождения

5. Оказывается, что Синеус - «свой народ», а Трувор - «верная дружина».

6. Княжить в Новгороде не означало управлять государством. Новгородцы могла и изгнать неугодного князя.


7. Основание Киева приходится на 5 век, а норманисты датируют его 854 годом.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян - братьев Кия, Щека и Хорива.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII-XIX веков.

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

В 862согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Похожие публикации