Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Урок по обществознанию «Политика как общественное явление. Политика как общественное явление

1.

2. Политология как общественное явление

Термин политика от греческого существительного полис, т. е. город-государство, и образованного от него прилагательного политикус, т. е. всё, что связано с городом, государством, гражданином. Оценивая роль политики Платон и Аристотель считали, что она вносит нечто важное в удовлетворение потребностей человека, и её знание необходимо для сознательной деятельности людей. Политика неотделима от понимания человеком самого себя и окружающего его мира.

Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, предъявляемых людьми друг другу в условиях разрешения противоречий между ними, властного распределения дефицитных благ и руководства в процессе достижения общих целей. Сложный характер явления приводит к разнообразным трактовкам понятия политика.

В самом широком смысле политика – деятельность по организации совместной жизни людей в обществе и охватывает по меньшей мере 4 взаимосвязанных процесса:

Управление и контроль за развитием социальных процессов

Политическая деятельность, предполагающая наличие власти в руках политиков.

Необходимость регулирования общественной жизни осознавалось людьми с периода, когда человеческое общество было слабо дифференцированным и находилось на начальном уровне удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. В первобытных обществах организующей силой выступали механизмы самоорганизации и саморегулирования с помощью кровно-родственных связей, системы языческих табу, религиозных догматов и нравственных ограничений. По мере развития общества и его социального роста, т. е. имущественной дифференциации, эволюции семейных отношений и общего повышения социальной мобильности прежние способы регулирования отношений между людьми утратили свою эффективность. Появилась необходимость в новых социальных регуляторах, способных разрешать сложные внутренние и внешние противоречия и конфликты. Возникла потребность в особой социальной силе, которая, используя инструменты власти, обеспечила бы реализацию интересов каждого отдельного человека на фоне урегулирования межгрупповых разногласий, сохранения целостности и защиты интересов общества на международной арене. Социальной силой, выполняющей эти задачи, стала политика как новый вид общественных отношений, инструмент и способ разрешения конфликтного социального взаимодействия между людьми.


Характерные черты политики:

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности;

Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования гос-ва;

Связь с действиями и интересами больших масс людей

Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость анализа учётом многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность, хотя довольно часто встречается в реальной политике;

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей;

Инклюзивность.

Политика – объективно обусловленное целенаправленное участие больших масс организованных групп людей в делах государства и общества.

Классификация политики:

А) по направленности:

Внутренняя

Внешняя

Б) по сферам общественной жизни:

Экономическая

Социальная

Правовая

Научная

Национальная и др.

В понимании предмета политологии нет единства мнений. Разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, во многом обусловлены национальными особенностями развития политической мысли в различных странах, социально-экономическими, культурными условиями формирования властных институтов.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

9. Структура и функции политологии

В 1948 г. Группа экспертов ЮНЕСКО предложила проблемы, изучаемые политологией, объединённые в 4 группы:

1) политическая теория

2) политические институты (конституции, центральные правительства, региональное (местное) управление, сравнительный анализ политических институтов

3) партии, группы, общ-ое мнение

4) международные отношения (международная политика, международная организация, геополитика)

Структура политологии.

2. Основные этапы развития политической мысли.

3. Политическая власть как социальный феномен.

4. Политическая система общества и институты власти.

5. Политические режимы и политическое лидерство.

6. Проблемы демократии – теория и реальность.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

- Методологическая – использование политологических знаний в качестве теоретической основы для других наук

Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

Социолизирующая – изучение политологии способствует приобретению навыков анализа политической жизни и рационально-критической оценки властвующих, формированием современной политической культуры, умению понимать и реализовывать свои интересы, гражданские права и обязанности

Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событиий.

Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т. д.

Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

10. Методы политологии

Политология использует все методы, которые существуют в общественных науках. Методы – это приёмы изучения конкретной информации:

1. Общенаучные методы: анализ, т. е. мысленное разложение целого на составные части и использование этих частей; синтез, т. е. познание какого-либо явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составных частей; индукция, т. е. логическое умозаключение, построенное по принципу от частного к общему, от анализа отдельных фактов к обобщению; дедукция, логическое умозаключение, построенное по принципу от общего к частному; сравнение - путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.

2. Социологический – с его помощью можно выявить взаимосвязь политики и др. сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, права, власти и т. д.; позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются

3. Онтропологический – выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта психики, национального характера, т. е. качеств человека как биопсихосоциального существа

4. Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.

5. Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т. д.

6. Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.

11. Понятийный аппарат политологии

Категориальный аппарат политологии относится к числу наиболее дискуссионных проблем данной науки. Сложность политологического анализа во многом вызывается многозначностью ряда категорий, разночтением определений и формировок понятий. Понятия и формы в обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Они выступают главным конструкционным элементом любой научной теории. Следовательно, категории и понятия политологии как науки выступают в качестве результата познания, политической сферы общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики.

Понятие – это первичный инструмент познания вообще и политической теории в частности. Это научное определение политического факта, явления или процесса.

Категория – более сложный инструмент познания, понимаемый как взаимосвязь, комбинация понятий. Помогает осознать связь между политическими фактами, явлениями и процессами. Категории политологии можно условно распределить по следующим группам:

1. понятия исходные (класс, социально-классовая структура, власть, государство и т. д.)

2. понятия основные (политика, политическая власть, политический интерес, политическая система, политическая культура)

3. понятия вспомогательные (противоречие, социальный конфликт, руководство социально-политическими процессами)

12. Политология и другие социально-гуманитарные науки

Политология, философия, и социология.

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь, поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть и всего мироздания и общества как целого. Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология, а как составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями.

В политической философии находит свое выражение общемировозреннческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т. д.

политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания в политике и властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и др.

Такая тесная связь между политологией и политической социологией обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы, общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как специфическое социальное явление не только определяет функционирование и развитие одной (политической) из сфер общественной жизни, но и обладает особым свойством глубокого проникновения и серьезного влияния на другие сферы жизни общества – экономическую, социальную и духовную – и тем самым во многом определять жизнь общества в целом.

Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология – в аспекте изучения политической деятельности.

Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая общество как целостный социальный организм, выступают как науки более высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.

Политология и история.

Соотношение политологии и исторической науки – это соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной стороны политология опирается на исторический опыт политической жизни и осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической мысли. А с другой, представляя собой, теоретическое обобщение политической истории, политология способствует более глубокому политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль. В этом находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории.

13. Мыслители Др. Греции и Др. Рима о власти, политике, праве (Платон, Аристотель, Цицерон )

Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля.

Платон (4гг. до н. э. Главные произведения – «Государство», «Политик» и «Законы».

По его мнению общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда . Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, отнюдь не предполагают равенства, наоборот, Платон- сторонник сословности и жесткой социальной иерархии. И здесь он исходит из принципа разделения труда. В государстве должно быть три сословия . Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители - философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Сословия не только не равны, но и наследственны и замкнуты. Платон видит корень общественных противоречий и конфликтов в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина думать прежде всего о своих личных интересах. Конструируя в диалоге “Государство” идеальное общественное устройство, Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т. е. первых двух сословий.

Своеобразие политики в системе общественных связей заключается в том, что она призвана быть средством регулирования всего разнообразия отношений между людьми. Собственно из политической сферы выходят основные импульсы управления социальным организмом, которые направляют усилия многих на выполнение текущих и перспективных задач. Средства политики, политической сферы позволяют сконцентрировать экономический, социальный, духовно-культурный потенциал общества для достижения поставленной цели (рис. 2.6).

Термин "политика" - греческого происхождения. В своем первоначальном (древнегреческом) понимании оно означало важные дела для больших групп людей, искусство управления государством. Особенность политической сферы общественной жизни следует еще по борьбе родов и племен за существование. В рамках этих основных социальных структур просто очертить собственно политическую деятельность. Элементы политики возникают, когда член общества начинает осознавать источники своего существования.

Известно, что стимул к совершенствованию различных форм общественной жизни, сопоставимый с внедрением новых орудий труда, возник в человеческом коллективе при определенных обстоятельствах. И именно влияние окружающей среды был особенно ощутимым для человеческого общества. С целью материального обеспечения своего существования группы людей были вынуждены адекватно реагировать на вызов внешних факторов, оптимально используя средства политики для упорядочения обстоятельств своего бытия в экономической, социальной, духовно-культурной сферах. Это и привело к возникновению исторически первых очагов цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Желтой реки, Днепра и др.

Итак, приобретая практических знаний, обогащаясь материально и духовно, человек начал осознавать себя субъектом общественного воздействия. Естественная потребность в общении с единомышленниками, коллективном движении предопределяла создание общественных групп с определенными профессиональными (религиозными, военными, коммерческими, земледельческими, ремесленными, учебными, художественными и т.д.) интересами. Структурированное так общество понимало себя искусственным, а не естественным, формированием, которое, начав развитие городской цивилизации, исторически определилось в географических границах районов приречных земледелия. Первые города-государства определяют оригинальный способ существования и одновременно формальные границы новой, политической формы организации жизни людей, предназначенной согласовать профессиональные интересы микро- и макрогруп, которые появляются на этом высшем этапе развития человеческого общества. Поэтому политика и политическая деятельность вытекающие из необходимости установить, подчинить интересы отдельных групп населения главном интересу: сохранению единства и целостности расслоенного общества, без централизованного управления и охраны правопорядка обречено на самоуничтожение, или - в лучшем случае - на возвращение к состоянию примитивного (неполитического) прозябание. В этих условиях политика - это искусство (еще не наука) удовлетворение интересов сословий, классов, религиозных общин, в конце концов, государства; политика - это деятельность больших групп людей (рис. 2.7).

Искусство политики многогранно за собственную политическую деятельность. Разновидности политической борьбы проявляться каждый раз, когда определенные социальные группы сознательно / бессознательно демонстрировать стремление удовлетворить собственные желания за счет ущемления интересов других групп насилием, осуществлять вооруженные люди. Соперничество таких общественных групп достигать уровня политики всегда, когда частичный интерес какой-то одной группы становиться господствующим, будет подаваться как общий, обязательный для всех. Новые потребности и широкие возможности лица и коллектива, объективно обусловленные вызовом со стороны окружающей среды, обогащать искусство управляння обществом.

Современные исследования доказывают, что политика постоянно присутствует в общественных отношениях. Однако не все можно решить с помощью политики. Политика, политическая деятельность - это очень сложная форма человеческой деятельности, требует высокого мастерства от ее участников. Ведь политическая деятельность не похожа на деятельность семьи, ремесленного цеха или человека с компьютером. Человек, попав в эту сферу, вступает в игру, которая имеет свои правила.

Политическая практика заставляет решать значительно более сложные задачи. Человека в политике не всегда можно оценить по религиозному или бытовой моралью: она не всегда действует в этой сфере человеческих отношений, где на первое место в истории выдвигает закон, интересы государства, народа, единство общества, безопасность надежды.

Политика - это сфера хитростей, иногда даже обмана, заигрываний. В то же время здесь играют чисто и честно. Между тем политика - это участок обдуманной грандиозной деятельности с далеко идущими планами и последствиями, которая влияет на судьбу огромного количества людей. В ней есть свои первоклассники, студенты-новички. Тех, кто не приобретает знаний, политика безжалостно списывает, пополняет свои ряды новыми - амбициозными и умелыми участниками, стремятся отличиться в этой важной сфере деятельности.

Здесь есть и трудности. Политика не является чем-то незыблемым, что создано в определенное время людьми и продолжает существовать в своем первоначальном виде. Политикой называют и управления государством, сообществом, и осуществление совместных дел, и борьбу общественных слоев, классов, партий между собой, и ненасильственный способ разрешения конфликтов. В то же время политика доступна только в виде речей и поведения. Более того, ни одной политической действительности нет вообще, политику вносят люди в общественную реальность.

Итак, история демонстрирует особое значение политики для человечества. Это требует глубоко научного толкования этого социального явления. В настоящее время известны сотни научных определений политики. Назовем лишь одно из многих. Политика - это система действий и институтов, которая обеспечивает управление общественными делами на разных уровнях с целью достижения власти, осуществление контроля за деятельностью органов власти, замены субъектов, осуществляющих власть в интересах общества или господствующей группы.

Политика - многофункциональный социальный феномен. Истоки функциональности политики берут свое начало во всех сегментах и институтах общества, хотя наиболее заметна деятельность государства. Поэтому политика служит универсальным средством привлечения членов общества к процессам организации, определение цели, мобилизации и коммуникации.

Указанные функции политики составляют важнейшие направления ее влияния на общество. К ним относятся:

Обеспечение интегративной качества общества;

Определение целевых установок и ориентиров;

Поддержание общественного порядка;

Предупреждение и регулирование социальных конфликтов.

Кроме этих, присущих любого общества задач, политика выполняет специфические для определенных типов социальных систем функции: поддержание классового господства, защита основных прав человека, обеспечения социальной справедливости, привлечения граждан к управлению т. Многофункциональность политики свидетельствует о ее глубокое проникновение в общество, закономерно выдвигает проблему границ распространения политики, или нравственности политики. Это говорит о взаимосвязи духовно-нравственного, а также социального факторов в создании политических форм и институтов, регулирующих жизнедеятельность общества (рис. 2.8).

Основные элементы структуры политики следующие:

а) политическая организация;

б) политические отношения;

в) политическое сознание.

Организационную структуру политики формируют различные институты публичной власти (государство, партии, движения, руководящие должностные лица разных уровней; политические и правовые нормы, программы партий и т.п.), которые придают ей устойчивости, стабильности и позволяют сознательно регулировать поведение людей в этой сфере общественной жизни.

Политические отношения отражают устойчивый характер взаимодействия субъектов между собой в процессе достижения и осуществления политической власти (компромиссы, соглашения, поступки, расчеты и т.д.). В политике имеется поддержка политических отношений в обществе одной частью населения и нейтральность или недовольство другой части. Поэтому политикой не столько функционирования государственного аппарата как такового, как решение ним конкретных общественных проблем в той или иной форме: через нормотворчество, деятельность по поддержанию или изменения актуальных политических отношений, принятия решений для достижения согласия.

Политическое сознание раскрывает принципы, цели и ценности проблем, которые решают участники политики, демонстрируя мотивы и механизмы вынесения политических решений, которые кладут в основу своих действий субъекты власти в этой сфере общественной жизни (менталитет, характер, философские принципы, ценности и установки, политические знания, концепции и доктрины). Содержание этой составляющей политики определяют сознательные / бессознательные действия субъектов - участников процесса.

Еще иначе основные элементы политики обосновываются как ее субъект и объект, связанные между собой отношениями власти. Поэтому власть является центральным элементом структуры политики. Власти стремятся все политические силы, однако сфера политики значительно шире. Она охватывает процессы функционирования и развития власти.

Поскольку политика - это деятельность, то она органично охватывает совокупность социальных субъектов. Они составляют социальную структуру общества, которая становится связующим звеном между политической, экономической и духовной подсистемами общества. Реальным субъектом политики является тот, кто оставляет след в политической жизни, кто способен определить содержание политических отношений, кто в целом занимает активную позицию. Субъект политики - это источник активно целенаправленной и предметно-практической деятельности, настроенной на объект; субъект не просто активный по своей природе, он всегда деятельный и является инициатором взаимодействия с субъектом. От него исходят деятельностные импульсы, направленные на взаимодействие с конкретным объектом, поэтому субъект и руководит этим вопросом. Естественно, что между субъектом и объектом политики постоянно возникают, а также решаются противоречия. Это видоизменяет качество каждого из них. Ведь субъект, реализуя собственные интересы и цели, находит новые. Тогда как объект под влиянием предметно-практической деятельности субъекта меняется. На этой основе между ними возникают отношения в новом качестве. Следовательно, деятельность как способ существования субъекта политики, является фактором постоянных политических изменений.

Понятие "субъект политики" и "политический субъект" не тождественны. Первый отражает деятельный сторону политического поведения индивидов, социальных групп, слоев и тому подобное. Политический субъект - осознание этой деятельности, способность предвидеть возможные результаты своей деятельности. Эта способность является "политической субъектностью", а она обусловлена зависимостью между объективными возможностями политических действий и субъектной мотивацией субъектов. Как известно, политическое развитие индивида проходит три стадии: стадию объекта, стадию субъекта и стадию политического субъекта. Как следствие - отличные уровне осознания народом своей политической роли: только в развитом демократическом обществе с его политической и моральной культурой, институтами народовластия можно говорить о присущей народу политическую субъектность.

В политике выделяют четыре уровня субъектности:

а) целостная, организованная, большая общественная группа, образованная на основе этнической или социально-классовой дифференциации (нация, общественный класс, население какой-либо территории, демографическая группа и т.п.);

б) организация большой общественной группы (государственные институты, партии, движения, профессиональные союзы, организации и т.п.);

в) органы и звенья политических организаций от "центра" до "мест";

г) конкретный индивид (выдающаяся личность, обычный человек-избиратель).

Первичным субъектом политики является народ (социальные группы, классы, слои, индивиды), вторичным - созданные им политические институты и организации. Когда народ демократическим путем формирует власть, он реализует свое суверенное право первичного субъекта, однако вынужден подчиниться созданной им государству уже в качестве объекта политики. То есть, взаимоотношения "субъект - объект" имеют подвижной характер.

Иначе составляющие политики освещают области политики - внутренняя и внешняя. Они - разные по своей направленности. Например, внутренняя и внешняя политика государства. Итак, области политики характеризует процессы, которые разворачиваются внутри, а также за пределами определенной системы общественной жизни. В этой плоскости характеристики взаимосвязи между субъектом и объектом политики определяют два типа отношений - субъект-объектные и субъект-субъектные. Первые характеризуют отношение субъекта к предметам внешнего мира, вторые - к социальных общностей, личностей, государств.

В рамках указанных отраслей исследователи различают сферы политики - экономической, социальной, национальной, демографической, духовно-культурную, экологическую и тому подобное. осуществляют соответствующие субъекты политики в зависимости от присущих им интересов.

Политику можно толковать и как одну из функций общественной системы. Учитывая это, функции политики следующие: содержание порядка в обществе; разрешения конфликтов; установление принципов социальной справедливости; определения и достижения цели, которая имеет решающее значение для какой-то одной или нескольких сфер общественной жизни; создание механизма управления обществом со стороны государства с конкретной целью. В разных ситуациях первоочередной является та или иная функция.

Итак, политика - это сложное общественное явление, которое возникло на определенном этапе развития человечества, характерным появлением городской цивилизации. Политики, как общественного явления, требуют социальные структуры, институты, законы и нормы, с помощью которых человек адаптируется к условиям коллективного жизни, меняются в пространстве и времени. Политика существует автономно от других общественных подсистем. Понятие политики имеет свои материальные и идеальные основания. На политику влияют географическое размещение общественного центра, историческая эпоха, демографический фактор, идеологические установки и традиции, уровень правосознания населения, международное окружение и деятельность международных организаций. Суть политики - в принятии и воплощении решений по различным общественных групп и общества в целом. При этом она выступает силой, способной ускорить или затормозить все аспекты жизни общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие науки освещают проблемы политики?

2. Что мешало становлению политологии как науки и как учебной дисциплины в 1948г.?

3. Что отличает политологию от истории (правоведения, философии, социологии, религиоведения)?

4. Когда организационно определилась наука о политике?

5. Какие трудности объективного содержания возникли перед политической наукой в середине XX в.?

6. изучает политология?

7. Назовите структурные составляющие политологи.

8. Раскройте содержание практического и аналитического направлений исследования политики.

9. В чем смысл исторического (терминологического, структурно-функционального) методов исследования политики)?

10. Раскройте содержание гносеологической (инструментальной, прогностической, идеологической) функции политологии.

11. Как исторически происходило определение политической сферы из среды других сфер общественной жизни людей?

12. В чем заключается смысл "искусства политики"?

13. Что такое политика?

14. Раскройте содержание политики как сферы общественной деятельности людей.

15. Определите содержание составного элемента политики: политическая организация (политические отношения, политическое сознание).

16. В чем заключается смысл понятия "объект" ("субъект", "средства") политики?

17. Почему в диалектическом единстве "политика - экономика" определяющую роль играет экономика?

18. Как соотносятся сила, мораль, право как средства политики?

19. В каких ситуациях человек становится субъектом политики?

20. Какие уровни субъектности определен в политике?

21. Назовите сферы политики.

22. Какую роль играет политология в жизни общества?

23. Раскройте содержание инструментальной (прогностической, идеологической) функции политологи.

24. При каких условиях политика может быть моральной, а при каких - аморальной?

25. С какой целью в Украине внедрена курс политологии?

26. Каково будущее политической науки в Украине?

1. Политика, её сущность, содержание, функции.

2. Субъекты политики. Политика и другие общественные явления.

1. Политика одна из важнейших сфер человеческой деятельности. Она входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Человек может не интересоваться политикой, но политика, тем не менее, интересуется им. Судьба человека, его благополучие, достижение поставленных целей каждым и всеми всегда были связаны с политикой.

Политика - сложное общественное явление. Понятие политики определить не легко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. У греческого слова "политика" оказалась столь длительная и интересная история. В древнегреческом "полисе" (город-государство) политикой именовались государственные и общественные дела . Такова этимология самого слова. В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.

В настоящее время существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления, богатством его содержания и многообразием общественных функций и сложностью его познания. Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и её определению.

1. Политика - есть деятельность в сфере отношений между различными общностями людей (социальными, этическими, религиозными), которые реализуют свои коренные интересы и потребности (политические, экономические, духовные и пр.) с помощью институтов публичной власти . Таким образом, отношения между различными общностями людей по реализации их коренных интересов и потребностей только тогда становятся политическими, если для их регулирования, соподчинения или примирения используется властный механизм. Политические отношения - это взаимодействие субъектов политики и власти. Только на этой основе можно выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Таким образом, политические отношения в значительной мере определяют содержание политики.

2. Определение политики через такое универсальное явление как власть. Политика - это власть, власть - ядро политики. Политика - это сфера деятельности, регулирующая властные отношения. Все явления, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование власти или с борьбой за ограничение самовластия, за подчинение власти, являются, политическими . Н.Макиавелли, один из основателей политической науки, определил политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её...". Политика, писал немецкий социолог М.Вебер, это "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти...". Политика - это процессы, с помощью которых люди стремятся оказать влияние на власть, а власть реагирует на это воздействие принятием и осуществлением соответствующих решений, или сознательно не реагирует на обращения граждан (как в бытность М.Горбачева - "процесс пошел"). Особенно ярко содержание политики через власть раскрывает американский политолог Г.Моргентау. По его мнению, и внутренняя и внешняя политика - это борьба за власть. Вся политическая жизнь является борьбой за власть.


3. Наиболее традиционное, древнее определение политики - через государство. Политика наука управления государством. Политика - явление, коренящееся в деятельности государства. Политика - это все, что относится к государству, его делам . Политика - руководство и управление делами государства. Политика - участие в делах государства (В.И.Ленин). Напомним, что в Древней Греции именно государственные и общественные дела назывались политикой. Заметим, что, с другой стороны, государство не только инструмент политики, не только творит политику, но и само является объектом политического воздействия. Вплоть до конца XIX в. политика традиционно рассматривалась как учение о государстве. "Государственная власть и политика" - это словосочетание и сегодня используется в современной политологии как заменитель понятия "политика".

4. Политика - это сфера деятельности и взаимодействия определенных общественных институтов и структур, определяющих отношения граждан с государством. Для реализации коренных интересов и потребностей различных общностей людей, о которых мы уже говорили, наряду с государством создаются такие общественные институты как партии и многообразные общественные формирования. Эти общественные институты являются носителями политики, а их сфера жизнедеятельности является политической.

5. Определение политики через её функции и цели. Политика - это эффективный инструмент для совершенствования общества. Потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи. Функции политики достаточно многообразны. Политика - это систематическое и целенаправленное воздействие на общество для его сохранения и оптимального функционирования. Достигается это различными средствами, в том числе и путем подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Политика - это умение добиваться регулирования функций между людьми для того, чтобы жить вместе (Платон), руководство обществом в деле достижения общественного блага.

6. Политика органически присуща человеческому роду. Политика - инструмент выражения сущности человеческой природы, высшая форма социального общения людей, способ коллективного существования человека. Человек - существо политическое, поскольку он - существо коллективное (Аристотель). Аристотель утверждал, что политика вытекает из природы человека как существа, не способного жить без общения и взаимодействия с другими людьми. Политика как вид человеческой деятельности обладает исключительной притягательностью. Человек, участвуя в политике, может при этом лучше, полноценнее проявлять себя и во всех других сферах деятельности (экономической, социальной, духовной). Политика дает основные гарантии человеку для осуществления своего призвания.

7. Политика - как наука и искусство. Политика - это теория, изучающая соответствующую сферу жизнедеятельности. Аристотель определяет политику как первую из наук, науку, управляющую всеми другими науками, потому что она управляет всеми остальными видами человеческой деятельности. Реальная, объективная политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Политика требует не только знаний, но и искусства, мастерства. Политика - искусство управления людьми (Сократ). В это искусство входит и умение политического лавирования и компромиссов, умение увлечь за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Известный профессор политологии может оказаться плохим политиком. Истинный политик должен уметь вовремя стать "на горло собственной песне", видеть "то, что временем закрыто" (В.Маяковский), "иметь политическое чутье" (В.Ленин), "нюх как у собаки, а глаз - как у орла" (слова из песни).

Рассмотренные нами трактовки содержания политики не исчерпывают всего многообразия её определений, хотя и отражают важнейшие из них. Политика является следствием бесконечной массы элементов, которые невозможно все теоретически охватить, чтобы выделить из них решающие. Обобщая различные дефиниции, можно дать следующее определение политики.

Политика - необычно динамичная, сложная, высокоэффективная общественная жизнедеятельность, через которую с учетом противоречивых коллективных интересов различных общностей людей вырабатываются обязательные для всех общие цели, задачи, решения, правила и процедуры и происходит мобилизация (если необходимо - то и принудительная) общих ресурсов для проведения общих целей в жизнь.

Как видно из определения, неотъемлемой частью политики является постановка целей и задач той или иной общественной группой в борьбе за свои интересы. В зависимости от характера и содержания конкретных целей различается внутренняя и внешняя политика. Многообразие реальной жизни позволяет выделять в этих областях более узкие, но в тоже время очень важные сферы политики. Среди них можно назвать такие, как экономическая политика, социальная, национальная, культурная, экологическая, демографическая, кадровая, военная, молодежная и др.

Многоплановость столь важного общественного явления, как политика, предполагает выделение и рассмотрение и других, более конкретных областей политической деятельности. Например, только в сферу экономической политики входят такие её составляющие, как: научно-техническая политика, финансово-кредитная, таможенная, структурная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др.

Политика как эффективный инструмент для систематического и целенаправленного воздействия на общество в целях его сохранения и функционирования выполняет многообразные функции. Среди них:

Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества;

Выражение интересов социальных групп, отдельных граждан;

Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом;

Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами;

Социализация личности, включение её в сложный мир общественных отношений;

Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.

2. Политическая деятельность и политические отношения складываются между субъектами политики. Субъекты политики - это те социальные общности, индивиды, политические институты, которые непосредственно участвуют в политической жизни общества и, в той или иной степени, влияют на него. Субъектов политики, как видно, из определения, чрезвычайно много: от отдельных индивидов до различных социальных общностей и политических институтов. Поэтому мы выделим самые основные из них, разделив их на две группы.

К первой группе субъектов политики относятся основные социальные общности. Это: народ, социальная группа, нация и, наконец, индивиды, из которых и состоят все социальные общности.

Наиболее крупным субъектом политики является народ. Понятие "народ" - наиболее часто употребляется политиками всех рангов. Известно, что в состав народа входят разные классы и социальные группы, но при всем их многообразии в каждом конкретном обществе их всегда объединяет общий интерес, подчиняющий себе все другие. Таким интересом может быть выживание в экстремальных условиях войны или экологической катастрофы, совместный выход из экономического кризиса, наконец, чувство патриотизма, любовь к своему отечеству. Консолидируясь, масса людей становится народом, выступая полноправным субъектом политики.

Субъектом политики являются и социальные группы. Поскольку их количество в каждом конкретном обществе велико, назовем лишь самые основные. Это социально-демографические группы, различающиеся по признаку пола и возраста; социальные группы, различающиеся по профессии, образованию, доходам, месту жительства; религиозные социальные группы, временные, возникающие в конкретной ситуации по тому или иному поводу (ветераны войны, иммигранты, беженцы). Влияние последних в политике обычно кратковременно, но может быть достаточно сильным, потому и временные социальные группы мы относим к субъектам политики.

Заметным субъектом политической жизни являются нации. Они, конечно, неоднородны по составу, но все объединяющие её факторы способствуют существованию нации как целостности со своим национальным интересом, определяющим её место в политической жизни. При этом в определенные исторические моменты национальные интересы могут возобладать над всеми остальными, а их недооценка может привести к дестабилизации общества и политическому кризису.

Наконец, субъектом политики может выступать и индивид. Разумеется, степень участия отдельных людей в политике неодинакова. М.Вебер разделял всех индивидуальных участников политического процесса на политиков "по случаю" (каковыми являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень, рукоплещем или протестуем на митинге, участвуем в других политических акциях), политиков "по совместительству" (тех, кто активно участвует в политической жизни, входит в "группы поддержки", избирается в руководящие органы партий и движений и т.п.) и политиков "по призванию" (для которых политика их основное занятие, ремесло, жизненный выбор). Ошибочно считать, что субъектом политики могут выступать только профессионалы. Успех или неуспех любой политической линии будет в конечном счёте зависеть от диалектической суммы позиций отдельных людей, которую они займут по отношению к ней.

Вторую группу субъектов политики составляют политические институты, т.е. устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят: государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и т.д. Политические институты можно разделить на те, которые действуют в рамках всего общества (государство, церковь) и те, которые выражают интересы отдельных социальных групп (партии, общественные организации). И социальные общности, и политические институты сосуществуют в обществе, охватывая одних и тех же людей. Оба ряда субъектов политики связаны между собой неразрывно. Политические институты появились в ответ на потребности социальных групп для выражения, отстаивания, исполнения их интересов, В свою очередь именно через политические институты человек ощущает свою сопричастность социальному слою, нации и т.д.

Политика как социальный феномен находится в диалектической взаимосвязи и взаимодействии с другими общественными явлениями. Среди них можно выделить экономику, идеологию, мораль, право, религию и другие. Кратко рассмотрим эту взаимосвязь с некоторыми из них.

Известно, что политика детерминирована экономическими интересами больших общественных групп. Эти интересы и выступают в конечном счёте как социальная причина политических действий.

Вместе с тем следует помнить, что политика не является пассивным следствием экономики. Политическая деятельность, возникнув на базе экономического развития, обладает большой степенью самостоятельности. Только сознательное использование политикой экономических законов, правильный учёт ведущих тенденций общественного развития будут позитивно влиять на экономику.

Взаимные связи между идеологией и политикой многоплановы, диалектически противоречивы. Идеология составляет теоретическую основу политической деятельности. Без неё невозможно осознание политиками целей развития, места и роли конкретных социальных сил в их достижении. Взаимные связи идеологии и политики можно охарактеризовать следующим образом: идеология, пользуясь политикой как инструментом, выступает одновременно в качестве инструмента политики.

Большой сложностью характеризуется взаимосвязь политики и морали. Они могут отличаться как единством двух явлений общественной жизни, так и противоречиями между политикой и нормами жизни. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, нравственность выступала оппонентом политики, давала оценку политическим взглядам, концепциям и действиям, мотивам поведения людей в политической сфере. Сегодня в основе оценки нравственной политики - соотнесение её с общечеловеческими ценностями, принципами и нормами морали.

Обремененные повседневными заботами и тяготами жизни люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что их бытие и качество жизни зависят от стабильной политики. В политике нельзя действовать методом проб и ошибок. Систематическим изучением политики занимается особая политическая наука - политология. Политическая наука должна помочь практикующим политикам и общественным деятелям ответственнее подходить к отправлению власти, а обычным гражданам осознать необходимость большой политической активности, базирующейся на высоком уровне политических знаний и культуры.

Политика как общественное явление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5

2. Природа политики……………………………………………………………10

2.1. общественный смысл и функции политики……………………………14

3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………...16

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературных источников…………………………………………...…20

Введение

В практической жизни человека ни какие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы, и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения групповых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы. Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп. Актуальность темы работы проявляется в том, что на данном этапе государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах общественной жизни общества, что не может не поднимать значения политики, так как этот процесс происходит со стремлением демократизации общественной жизни.

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Термин "политика" относится к сущностно оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии и споры по сей день. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой - ориен-тировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения, политика возникла более 2,5 тысячеле-тий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание термина "политика". В его интерпретациях всякий раз на первый план выходили, в зависимости от обстоятельств, те или иные свойства данного общественного явления. В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н. э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи-ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу-дарство). Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли-сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис-пользовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, за-данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи-вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи-модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Мак-су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвы-чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле-ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум-ной жены, которая стремится управлять своим мужем". Современное понимание политики многозначно. Так, на-пример, в третьем издании (1961) международного словаря аме-риканского лексикографа Н. Уэбстера (1758 - 1843) политика определяется следующим образом:

    раздел этики, связанный более с государственным и об-щественным организмом в целом, чем с отдельной личностью, разновидностью (подраздел) нравственной философии, имею-щей дело с этическими отношениями и обязанностями прави-тельств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика;

    политические действия, практика;

    политические отношения или деловое соревнование меж-ду соперничающими группами интересов, а также индивидуу-мами за власть и лидерство;

Действия в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями внеправительственной (неправящей группы);

    политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

    политическое руководство (проведение политики) в част-ных делах;

    политические принципы, убеждения, мнения или симпа-тии отдельной личности (женская или иная политика);

    общая совокупность взаимодействующих и обычно кон-фликтующих отношений между людьми, живущими в обще-стве; отношения между лидерами и нелидерами в любом соци-альном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

    политическая наука.

Подобная многозначность термина "политика" всякий раз требует уточнения значения, в котором он употребляется: в научном или обыденном. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, тре-буют внимания и контроля со стороны государства. Такое вни-мание выражается в формировании задач развития и определе-нии средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характе-ристикой активного человеческого начала: способности созна-тельно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия ". Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характери-зуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчер-пывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосудар-ственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские груп-пы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагмати-ческое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выяв-ления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института. Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. "Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти-туции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре-бовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям, и он свободен, пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы-вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе-мы призвана политика. Помимо названных подходов к раскрытию содержания политики весьма распространенным был метод, основанный на придании ей тех или иных смыслов существования в общественной жизни в целом. В связи с этим политика понималась и понимается - как форма реализации каких-либо этических целей, например, умножения блага или управления в соответствии со справедливостью (Платон) или осуществления рационального мышления (Гегель); как средство господства одних над другими или поддержания целостности общества и установления социального баланса (Дебре); форма распределения ценностей (Ласуэл) либо осуществления общей воли (Руссо) и т. д. Вывод: Безусловно, все эти интерпретации политики раскрывают ее сущностные черты и свойства, существующие в действительности. И поэтому все они, углубляя человеческое представление об этом явлении, обладают правом на существование.

1. Политика – как общественное явление

2. Политика – как наука и искусство, взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией

4. Типология политических процессов

1. Политика – как общественное явление

В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философАристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи­ла достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу­дарство).

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли­сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученыйНиколо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис­пользоватьее... » Итак, политика есть обращение с властью, за­данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи­вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи­модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологуМак­су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика «имеет чрезвы­чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле­ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум­ной жены, которая стремится управлять своим мужем».

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об «экономической политике» или «политике в области образования», то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, тре­буют внимания и контроля со стороны государства. Такое вни­мание выражается в формировании задач развития и определе­нии средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина «политика» в обыденном сознании связан с характе­ристикой активного человеческого начала: способности созна­тельно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием «стратегия».

Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характери­зуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчер­пывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосудар­ственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские груп­пы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагмати­ческое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выяв­ления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти­туции США 1787 годаДж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре­бовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек сво­боден пользоваться им, а в обществе существует «неравное распределение богатства», различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы­вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе­мы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, мо­рали) политика служит удовлетворению не личных потребно­стей, а общезначимых и групповых интересов, реализация кото­рых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспе­чить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и соци­ального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматри­вать как способность государства, других социальных институ­тов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воз­действовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

2. Политика – как наука и искусство

Взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией

Согласно политологической энциклопедии политика – это организационная и регулятивно - контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Существует еще не один десяток определений политики, раскрывающих ее суть с различных углов зрения. Но ясно одно, что для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой . Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко про­анализирован в известной работе К.Поппера «Открытое об­щество и его враги». Согласно позиции К.Поппера, политиче­ская власть имеет фундаментальный характер, она может конт­ролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать зако­ны, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля - самое главное в жизни общества.

Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней Молдовы имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали , существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих дей­ствиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаи­модействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и пре­красном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые че­стные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии . М.Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

и политических процессов

Содержание понятия «политический процесс» охватывает два аспекта политической жизни: функциональный (как политическая система действует, воспроизводит и сохраняет себя) и динамический (как система эволюционирует, реформируется, расцветаетили деградирует).

В общем потоке политической жизни про­цессы, связанные с поддержанием существующего политиче­ского порядка, с одной стороны, и с его разрушением или пре­образованием - с другой, практически неразделимы. Их тесное переплетение, взаимодействие оправдывает использование общей категории «политического процесса», воспроизводящей объемные, целостные характеристики политической жизни.

Данное понятие подчеркивает объективность, естественно - исторический характер развития политических со­бытий. Оно показывает реальное взаимодействие субъектов по­литики, которое, разумеется, включает в себя субъективные намерения политических лидеров, групп, элит и т.д., но резуль­татом имеет, как правило, нечто весьма далекое от сознательно провозглашаемых целей. Политический процесс включает в себя механизмы становления и функционирования политических отношений и институтов, формы взаимодействия многочисленных субъектов политики, технологию осуществления политической власти и т.д. Итак,политический процесс - это ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической систем ы общества. В структуре политического процесса можно выделить следующие компоненты:

субъекты политического процесса;

политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов политического процесса.

Охарактеризуем эти компоненты подробнее. Начнем с выяснения сущности и значения политических отношений, представляющих исходные основания любого политического процесса. Чтобы понять фунда­ментальность категории «политические отношения», нужно вспомнить утверждение знаменитого немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831): «истина существования» любого предмета (в том числе и в сфере политики) находится именно вотношении.

Истина существования «политических предметов» находится в отношениях. Под «отношением» вообще с античных времен принято понимать «взаимную определенность по меньшей мере двух предметов» (Аристотель). Эта определенность появляется как - бы результат сравнения предметов по тому или иному признаку. Если, например, отношения между социальными группами складываются по поводу производства и распределения материальных благ, то мы имеем дело с отношениями экономическими. Если в качестве основания отношения взять моральные нормы, то мы получим соответственно нравственные отношения и т.д. Основанием политических отношений между различными социальными группами выступают политическая, т.е. прежде всего государственная, власть, а также политические права и свободы. Завоевание, удержание и использование государственной власти составляют основное содержание политических отношений.

Таким образом,политические отношения - это отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, главным образом государственной власти, а также политических прав и свобод. Разница позиций в сфере политической власти (близость или удаленность от рычагов управления, распределения ресурсов, обладание правом или лишение права на легальное применение силы и пр.) конституирует, «взаимно определяет» различные социальные общности или даже отдельных индивидов в качестве субъектов политических отношений.

Некоторые из общественных отношений имеют тенденцию переходить в устойчивые, стабильные состояния, в которых они могут пребывать достаточно долго. Если в том есть общественная потребность (разделения управленческого и исполнительского труда, например), то эти отношения будут самовоспроизводиться как бы автоматически, объективно и неизбежно. Такие устойчивые самовоспроизводящиеся формы общественных отношений называются социальными институтами. В общем массиве общественных отношений они начинают играть роль своеобразного «скелета», жесткого каркаса всей разнородной конструкции, именуемой обществом в целом.

Политические институты. Политические институты - это устойчивые, стабильные, как бы «застывшие», формы политических отношений, придающие необходимую жесткость и четкость всей политической системе. К их числу относят государство в целом, институты законодательной, исполнительной судебной властей, институты политического лидерства, лоббирования и т.д.

Оформившиеся в политические институты отношения осуществляются в виде комплексов различных организаций и учреждений, выполняющих конкретные политические функции, а также располагающих определенными ресурсами и возможностью применения санкций. Существование подобных организаций и учреждений есть способ организации политической деятельности (через разделение политических функций, ролей, позиций), который подразумевает наличие определенных стандартов, привычных форм поведения всех участников политического процесса.

Таким образом,политические институты - это объективированные, овеществленные политические отношения, порождающие соответствующие учреждения и организации и требующие строго определенных форм политического поведения.Их общее назначение - регулирование основ общественной жизни, обеспечение таких форм поведения, которые укрепляли бы или по крайней мере не разрушали общественную систему.

При этом с политическими институтами происходит любопытная метаморфоза. Во-первых, из средства, инструмента политического регулирования отношений они превращаются в цель, желанный итог всех политических усилий. (Как деньги: вроде бы чисто рабочий инструмент обмена товаров, тем не менее становятся и средством накопления богатств, а значит и влияния, силы, могущества). Во-вторых, сформировавшись и обретя самодовлеющую ценность, политические институты становятся относительно самостоятельной политической величиной - они конституируются в качестве полноправных субъектов политического процесса.

Политический процесс - всегда результат активности (борьбы) различных политических сил, преследующих свои специфические интересы. Однако вопрос о том, кто конкретно может выступать субъектом политики, при всей своей тривиальности содержит до сих пор не разрешенную политологами проблему.

Решение проблемы субъектов политического процесса должно быть компромиссным: реальными участниками следует признать как социальные группы, так и политические институты. Социальные группы имеет смысл назвать первичными субъектами политического процесса. Политические же учреждения и институты, творящие политику всегда от имени и (не всегда) на благо народа, следует признать вторичными, или производными, субъектами политического действия.

4. Типология политических процессов

Сердцевину политического процесса, его, пожалуй, главную составляющую образуют собственно действия людей, связанные с осуществлением политической власти или влиянием на нее. Первой, самоочевидной характеристикой политической деятельности является, конечно, ее неоднородность. Одно дело - акции, поступки и даже слова политических лидеров или официальных лиц, и совсем другое - политическая активность рядовых граждан, сводящаяся в основном к периодическому голосованию на выборах да спорадическому участию в каких-нибудь митингах и манифестациях. Но если политически деятельное меньшинство (политические лидеры, активисты, государственные чиновники) опирается в основном на «умение» - профессионализм, красноречие, организаторские способности, то обычным людям приходится «брать числом» в своих попытках направить ход политического процесса в нужное русло. И поскольку такие попытки нередко бывают удачными, сбрасывать со счетов политическую активность индивидов было бы неверно.

Исходя из разницы «весовых категорий» различных субъектов политики, целесообразно подразделить политическую деятельность на:

Государственное управление;

Политическое участие рядовых граждан.

Государственное управление. Прежде всего отметим, что во все не любая государственная деятельность является политической. Выпуск, например, Министерством по налогам и сборам инструкции по применению налогового законодательства не будет политическим актом. Государственное управление смыкается с политикой в тот момент, когда принимаемые решения определяют сценарий развития общества (или отдельного региона) в целом.

Чтобы пояснить этот достаточно абстрактный тезис, представим себе такую гипотетическую ситуацию: некая страна оказалась в финансовом, экономическом или каком-либо другом кризисе, из которого надо выбираться. Допустим также, что в правительстве этой страны подобралась команда высокопрофессиональных менеджеров-экономистов, которые могут составить четкую и грамотную программу выхода из кризиса включающую целый комплекс необходимых мер типа реструктуризации долгов, ограниченных денежных эмиссий, снижении налогов и пр. Во всех этих мерах и даже в их реализации, если таковая состоится, политики скорее всего никакой нет. Все это чисто управленческие, экономические и прочие технологии, умение применять которые - дело не политиков, а квалифицированных управленцев («хозяйственников»). Политика же заключается в другом.

Её проблема состоит, во-первых, в том, что «четких и грамотных» программ выхода из кризиса в любой момент может быть несколько, и какая из них удачнее - заранее просчитать в принципе невозможно. Однако необходимо выбрать какую-то из них. А во-вторых, и это главное, реализация любой крупномасштабной программы затрагивает интересы массы людей, поэтому на нее должно быть получено согласие большинства народа (в идеале) или хотя бы основных «групп интересов». Без их поддержки или по крайней мере нейтралитета выполнение любой, даже самой замечательной программы обречено на провал. Обеспечение такого согласия в самих властных структурах, в политической элите, среди организаций главных политических сил и составляет функцию политики. На это и направлены усилия государства как политического субъекта.

Вообще «согласие народа» - явление достаточно тонкое. Еще Дж. Локк пытался ограничить законодательную власть требованием: нельзя увеличивать налоги без согласия народа. (Под «народом» он, правда, имел в виду вовсе не «трудящиеся массы», а собственников.) В наше время открыто выступать таким требованием было бы весьма опрометчиво. Представить себе положительный итог референдума с вопросом: «Согласны ли вы с повышением налогов?» - просто невозможно. Однако налоги все же имеют обыкновение повышаться. «Согласием народа» при этом, видимо, считается хотя бы то, что народ в ответ не строит баррикады.

Понятно, что издержки реформ в любую «эпоху перемен» все равно оплачивает народ. Разница только в том, каким образом он к этому принуждается: либо добровольным согласием на известные жертвы через демократические институты (выборы соответствующих политиков, референдумы и пр.), либо же откровенным силовым подавлением недовольства. Конечно, первый вариант много сложнее и дороже, но зато он позволяет сохранить основные права и свободы людей, а в случае успеха обеспечивает и гораздо более прочную стабильность общества, нежели диктаторский вариант.

Таким образом, политическая мудрость государственного управления состоит не в самочинном определении оптимального выбора пути развития, а в создании условий, чтобы был именно выбор, и чтобы он совершался при максимально возможном согласии заинтересованных общественных групп и индивидов.

Политическое участие. Протекающий в недрах государственной машины процесс выработки стратегических политических решений подразумевает и определенную степень влияния на него рядовых граждан, интересы которых неминуемо затрагиваются проводимой государством политикой. Степень этого влияния в политологии принято выражать категориейполитическое участие, под которым понимается вовлеченность индивидов в той или иной форме в процесс функционирования политико-властных отношений. К основным формам политического участия обычно относят голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях, добровольную помощь избирательным кампаниям конкретных лиц и организаций и т.д.

По отношению к действующему в государстве законодательству традиционно выделяются конвенциональные (т.е. легальные, законные) и не конвенциональные формы политического участия. К последним можно отнести участие в незаконных демонстрациях, отказ повиноваться распоряжениям властей, несанкционированные политические забастовки, протестные голодовки, террористические акции и прочие «крайние» формы поведения.

Реальная практика показывает, что всеобщая политизация населения на самом деле не является необходимой для успешного выполнения политической системой своих функций. Большинство жителей североамериканских и западноевропейских стран обычно не проявляют большого интереса к политике, ограничивая свою активность в этой области лишь голосованием на выборах. Так что известную аполитичность граждан (если она вызвана отсутствием беспокойства за хорошо отлаженный государственный механизм) вполне можно рассматривать как фактор политической стабильностии, следовательно, как общественную ценность.

Однако в этом есть и свои минусы. Подобная ситуация хороша в социально и экономически благополучные эпохи. Но при серьезном кризисе длительное равнодушие народа к политике, отсутствие навыков поисков компромиссов в межгрупповых конфликтах, неизбежная в связи с этим радикализация требований и т.д. могут сыграть весьма негативную роль. Поэтому и в данной проблеме, видимо, лучше придерживаться правила «золотой середины». Равно опасны крайности: как тотальная вовлеченность граждан в политическую борьбу, так и их полное равнодушие к политике. Главная добродетель древних - умеренность - применима и в политике..

Впрочем, подобные рассуждения уместны лишь в небольшой, наиболее развитой части нашего мира. В остальном мире можно предположить наличие тенденции к расширению и интенсификации политического участия, что связано с постепенным уходом в прошлое наиболее одиозных тоталитарных и авторитарных режимов и пусть с медленным, но все же постоянным движением многих государств к демократической организации политической жизни.

Список использованной литературы

1. Мухаев Р. Политология, учебник, Москва, 1996г.

2. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. – М., 1997г.

3. Дягтерев А.А. Основы политической теории. – М.: Высшая школа, 1998г.

4. Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 1999г.

Похожие публикации