Международные правоохранительные органы и организации. Сотрудничество правоохранительных органов различных государств при расследовании
Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
Сегодня уже действуют многочисленные двусторонние и многосторонние международные конвенции, иные договоры о борьбе с общеуголовной преступностью и преступлениями международного характера. Еще в 1889 году Международный союз уголовного права впервые констатировал возникновение международной преступности и призвал полицейские службы разных стран предпринять совместные международные акции по предупреждению и пресечению преступности. С 1946 года Интерпол осуществляет деятельность по предупреждению и пресечению общеуголовной преступности на базе принципа суверенного равенства государств-участников, невмешательства в их внутренние дела, уважения прав и свобод человека при неукоснительном соблюдении общих принципов международного права".
Уполномоченным органом по выполнению международных соглашений об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, обеспечению законности в этой сфере является Прокуратура.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан является центральным компетентным учреждением по исполнению обращений иностранных государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи и обеспечения прав и законных интересов иностранных граждан и юридических лиц на территории республики.
В соответствии с пп. 8 п. 5 ст. 12 Закона ʼʼО Прокуратуреʼʼ Генеральная прокуратура Республики Казахстан представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества, что позволяет ей в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничать с ними, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров. Прокуратура принимает решение о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД РК с запросом о задержании и этапировании, сообщает запрашиваемой стороне необходимую информацию.
Данное направление деятельности органов прокуратуры приобрело особую актуальность и практическую значимость с момента приобретения республикой суверенитета.
Содействие в реализации этой практики и инкорпорация таких актов в национальное законодательство относится также к одной из базовых задач Координационного совета Генеральных прокуроров. Необходимость усиления борьбы с преступностью потребовала дальнейшего совершенствования координационной деятельности органов прокуратур СНГ. В этой связи в ᴦ. Москве 25 января 2000 ᴦ. было принято Положение о Координационном совете Генеральных прокуроров Содружества Независимых Государств, утвержденное решением Совета глав государств СНГ.
Основными задачами Координационного совета являются: согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств-участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка, борьбе с преступностью; выработка предложений по сближению национального законодательства; участие в развитии договорно-правовой базы СНГ. Решением Координационного совета Генеральных прокуроров государств-участников СНГ от 22 мая 2003 ᴦ. приняты Регламент работы, Положение о Секретариате и Положение о Научно-методическом центре Координационного совета Генеральных прокуроров.
В соответствии с нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и главы 55 УПК РК органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по вопросам экстрадиции, уголовного преследования, исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора. Из года в год расширяется международное сотрудничество со странами дальнего зарубежья. Расширяя сферу своего сотрудничества, прокуратура Казахстана в 1998 ᴦ. вступила полноправным членом в Международную ассоциацию прокуроров (МАП) и приняла участие в ее конференциях (Пекин и Кейптаун). Международная ассоциация прокуроров основана 6 июня 1995 ᴦ. и в ее состав входят 54 государства. Ассоциация содействует созданию и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью, а также направляет свои усилия на достижение эффективного и справедливого отправления правосудия, на оказание консультативной помощи и защите прав человека.
Также Генеральный Прокурор Республики Казахстан является членом Совета Генеральных Прокуроров стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Рабочие экспертные группы Генеральной прокуратуры во взаимодействии с коллегами из зарубежных стран принимают активное участие в выработке решений по проблемам регионального взаимодействия правоохранительных органов. В рамках ШОС Республика Казахстан является участником Шанхайской Конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, активно работает над созданием регионального антитеррористического центра в ᴦ. Бишкеке.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основными направлениями прокурорского надзора в сфере международного сотрудничества являются:
1. оказание правовой помощи по уголовным делам, экстрадиция и транзит.
2. передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является;
3. выработка международных соглашений в уголовно-правовой сфере;
4. надзор за законностью заключения, исполнения и денонсации международных договоров государственными органами;
5. координация работы органов прокуратуры с зарубежными и международными организациями;
6. иные вопросы международного характера, входящие в компетенцию органов прокуратуры.
Рассмотрение запросов, поступающих из других государств и международных организаций, аккредитованных на территории Республики Казахстан, координируется и осуществляется Департаментом международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Надзор в сфере международно-правового сотрудничества должен обеспечивать:
1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в процессе заключения, исполнения и денонсации государственными органами международных договоров;
2. обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан;
3. законность заключения, исполнения и денонсации международных договоров государственными органами и должностными лицами Республики Казахстан;
4. исполнение международных обязательств Республики Казахстан по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции лиц, совершивших преступления, осуществления уголовного преследования, передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, транзит, а также рассмотрение иных документов международно-правового характера;
5. осуществление международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Казахстан с компетентными органами стран ближнего и дальнего зарубежья, международными организациями и сообществами.
Сотрудничество других правоохранительных органов со специальными службами и органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями осуществляется на базе международных договоров Республики Казахстан.
Органы иных государств, которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных законом и соответствующими договорами и соглашениями. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и пределах, устанавливаемых законом, а также законодательством этих государств на базе соответствующих договоров и соглашений.
Основные положения о порядке взаимодействия органов, ведущих уголовный процесс, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам регламентированы главой 55 УПК РК. Образование суверенных государств на территории бывшего СССР, демократизация жизни общества значительно расширили международные контакты Республики Казахстан, упростили въезд и выезд граждан за рубеж. К сожалению, отдельные лица, совершившие преступления, умело пользуются различиями в правовых системах стран, скрываясь от правосудия за пределами своих государств, и нередко получают возможность избежать ответственности. В сложившейся ситуации требуется объединение усилий правоохранительных органов многих государств для изобличения преступников.
Преступность не знает границ, в связи с этим расширение международного сотрудничества в этой области стало неизбежным и органам прокуратур стран СНГ приходится совместно решать проблемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и нарушениями установленного правопорядка. За годы становления суверенитета Казахстан уделял особое внимание вопросам взаимодействия с другими государствами в борьбе с преступностью, особенно в рамках СНГ.
Первым крупным шагом на пути объединения усилий государств участников СНГ в борьбе с криминалом стала Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (1993 ᴦ.), правовой базой для которой послужила подписанная главами государств Содружества в Минске Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В условиях прозрачности границ, сложной социально-экономической ситуации во многих государствах СНГ шел поиск новых форм сотрудничества, направленных на улучшение информационного обеспечения, гармонизации правовой базы, проведения конкретных согласованных мероприятий силовыми структурами в ходе расследования дел, на эффективное осуществление прокурорского надзора.
В этой связи в мае 1996 ᴦ., решением Совета глав государств была утверждена новая Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ. Она сыграла заметную позитивную роль в налаживании и расширении взаимодействия правоохранительных органов Содружества. Во многом благодаря ей совместная работа в правоохранительной сфере стала более динамичной, охватывающей широкий круг вопросов в отношениях между государствами.
25 января 2000 ᴦ. Совет глав государств Содружества утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью, в соответствии с которой Правительство Республики Казахстан разработало национальный план действий по ее реализации. В организационном плане, в отличие от прошлой практики, за выполнение программы и многих намеченных конкретных мероприятий, наряду с государствами Содружества ответственны отраслевые межгосударственные органы, в т. ч. и Координационный совет Генеральных прокуроров.
Важно отметить, что присоединившись к международным Конвенциям, Казахстан принял на себя ряд важных обязательств. В частности, в соответствии с Венской Конвенцией о консульских отношениях (1963 ᴦ.), республика гарантировала своевременно извещать иностранные дипломатические представительства о задержании иностранных граждан, совершивших правонарушения на территории Казахстана. В соответствии с Конституцией РК иностранцы и лица без гражданства в республике пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК, в случае если иное не предусмотрено Конституцией, законами, международными договорами. Иностранными гражданами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.
По общему правилу иностранные граждане несут ответственность за все правонарушения (преступления) наравне с гражданами страны пребывания и по законам этого государства. Некоторые категории иностранцев в силу своего должностного положения, международного статуса, пользуются иммунитетом (неприкосновенностью). Перечень таких лиц предусмотрен Венской Конвенцией о дипломатических отношениях, закреплен в УПК РК. При этом на практике могут возникнуть сложности, связанные с толкованием отдельных положений законов применительно к конкретному иностранцу, задержанному по подозрению в совершении правонарушения. В этом случае сведения о наличии иммунитета бывают получены через МИД РК.
Межгосударственные отношения по вопросам уголовного преследования граждан базируются на договорах о правовой помощи по уголовным делам. Преобладающее большинство договоров, заключенных и ратифицированных республикой, являются двухсторонними. Уголовное преследование, как правило, осуществляется по инициативе прокурора, следователя, дознавателя и является правом государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется посредством решения Генерального Прокурора Республики Казахстан. Международные договоры не содержат определение понятия ʼʼуголовное преследованиеʼʼ. Оно дается в национальных законодательствах государств. В Республике Казахстан оно определено п. 13 ст. 7 УПК РК.
Учитывая зависимость отместа совершения преступления и гражданства лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, уголовное преследование осуществляется по поручению компетентного учреждения иностранного государства или по поручению Генерального Прокурора Республики Казахстан, или уполномоченного им прокурора в централизованном порядке путем сношения через компетентные учреждения юстиции. В случае отсутствия Договора о правовой помощи Стороны могут ссылаться на принцип взаимности, когда одна из Сторон берет на себя обязательство осуществить уголовное преследование по поручению другой Стороны. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 521 УПК РК.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под уголовным преследованием в сфере международного сотрудничества следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на положениях международных договоров либо на принципе взаимности и нормах национального законодательства, при наличии поручения об осуществлении уголовного преследования в отношении определенного лица, привлекаемого в качестве подозреваемого или обвиняемого для обеспечения неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Уголовное преследование гражданина Республики Казахстан, совершившего преступление на территории иностранного государства и находящегося на территории Казахстана, осуществляется путем обращения компетентного учреждения иностранного государства об осуществлении уголовного преследования гражданина Республики Казахстан.
Уголовное преследование иностранного гражданина, совершившего преступление на территории Республики Казахстан и выехавшего за ее пределы, осуществляется органом, ведущим уголовный процесс, в производстве которого находится дело. В частности, выносится мотивированное постановление о приостановлении производства по делу, а также постановление о передаче уголовного дела по подследственности или подсудности; заверяется и скрепляется гербовой печатью каждый из находящихся в деле документов; прилагается перевод документов и уголовного дела (материала), составленных на казахском либо русском языках, на государственный язык запрашиваемой Стороны либо на язык, установленный международным договором.
Одним из важных инструментов при осуществлении уголовного преследования является экстрадиция лиц, совершивших преступления. Заметим, что широко применяемые в юридической литературе термины ʼʼэкстрадицияʼʼ и ʼʼвыдачаʼʼ являются словами - синонимами. Суть института экстрадиции (выдачи) выражает общепризнанный принцип - ʼʼaut dedre aut judi сагеʼʼ - лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в отране совершения преступления, либо в стране, где оно было задержано, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления.
Экстрадиция (выдача) - это акт международной правовой помощи, заключающийся во взаимоотношениях между суверенными государствами в целях привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности либо для приведения приговора суда в исполнение. Субъектом экстрадиции должна быть физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления (обвиняемый) или же осужденное за совершение преступления (осужденный). Лицо подлежит экстрадиции при условии его наказуемости по уголовному законодательству договаривающихся сторон. Во всех случаях, согласно международным договорам, подлежат экстрадиции независимо от меры наказания лица, совершившие преступления, связанные с наркотиками, терроризмом и угоном самолетов.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под экстрадицией (выдачей) следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на положениях международных договоров и нормах национального законодательства, при наличии требования о выдаче, заключающийся в процессе передачи обвиняемого или осужденного в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора суда, вступившего в силу.
Важную норму об экстрадиции содержит ст. 8 УК РК о том, что граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, могут быть выданы только в соответствии с международным договором Республики Казахстан. Международная договорная практика Казахстана идет по пути невыдачи собственных граждан, за совершенные ими ранее преступления вне пределов Казахстана. Более того, в Конституции (ст. 11), в Законе ʼʼО гражданствеʼʼ (ст. 8), в Уголовном кодексе (ч. 1 ст. 8) предусмотрено положение о том, что Республика Казахстан придерживается принципа невыдачи собственных граждан. Причина невыдачи состоит в общепризнанном принципе уважения государственного суверенитета и во взаимной ответственности личности и государства.
Вместе с тем отказ в выдаче лиц, совершивших преступление, не всегда означает, что лицо, совершившее преступление на территории другого государства, остается безнаказанным. В отношении него возможно осуществление уголовного преследования путем направления уголовного дела в компетентное учреждение запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Подобная практика характерна для тех случаев, когда отказы в выдаче следуют по причине принадлежности к гражданству того или иного государства.
Основополагающим документом для осуществления экстрадиции является требование об экстрадиции. Требование об экстрадиции является официальным межгосударственным документом, исходящим от Генерального Прокурора или уполномоченного им прокурора, адресованное компетентному должностному лицу иностранного государства.
В течение семидесяти двух часов с момента задержания должен быть решен вопрос о применении экстрадиционного ареста путем направления в суд соответствующего ходатайства прокуроpa. При решении вопроса о применении экстрадиционного ареста надлежит тщательно ознакомиться со "всеми материалами, содержащими основания для применения ареста͵ узнать, в т.ч. путем опроса задержанного, цель его приезда в Республику Казахстан, место, время проживания и регистрации, гражданство, обстоятельства его уголовного преследования.
При обращении в прокуратуру области осужденного к лишению свободы лица, не являющегося гражданином Республики Казахстан, с заявлением о передаче его для дальнейшего отбывания наказания в иностранное государство прокуратура области представляет в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан все необходимые материалы в отношении осужденного, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами.
Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью" 2017, 2018.
История деятельности международных уголовных судов насчитывает несколько десятилетий. Первым успешным опытом в этой области был "Международный военный трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси".
Трибунал создавался в соответствии с Соглашением, заключенным 8 августа 1945 г. между Правительствами СССР, США, Великобритании и Временным Правительством Французской Республики, и действовал на основании Устава. Для расследования дел и обвинения главных военных преступников стороны назначали четырех главных обвинителей (по одному от каждого государства-участника). Функции защитника выполнялись по ходатайству подсудимых любым адвокатом, имевшим право выступать на суде в его родной стране, или любым лицом, уполномоченным на это Трибуналом.
Трибунал состоял из четырех членов и их заместителей, назначаемых сторонами.
Трибунал был вправе "судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности". При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал мог признать, что группа или организация, членом которой подсудимый являлся, была преступной организацией. В этом случае компетентные национальные власти каждой из сторон имели право привлекать к суду национальных, военных или оккупационных трибуналов за принадлежность к этой группе или организации.
Заседания Трибунала проходили в следующем порядке. Сначала оглашался обвинительный акт. Затем Трибунал опрашивал подсудимых, признают ли они себя виновными. Потом обвинитель произносил вступительную речь. Трибунал опрашивал обвинителей и защитников относительно ходатайств о представлении доказательств, после чего Трибунал выносил определение по этим ходатайствам. Далее допрашивались свидетели обвинения, а затем свидетели защиты, после чего обвинители или защитники представляли свои доказательства. Трибунал задавал вопросы свидетелей и подсудимых. В процессе разбирательства обвинение и защита допрашивали свидетелей и подсудимых. После этого защитники произносили защитительную речь, а обвинители - обвинительную речь. Наконец, подсудимые выступали с последним словом, и Трибунал выносил приговор.
Трибунал приговорил нескольких главных военных преступников к смертной казни; остальных - к лишению свободы.
В 1946 г. для наказания главных военных преступников Японии был учрежден Международный военный трибунал для Дальнего Востока. Трибунал действовал на основании Устава. Порядок создания этого Трибунала несколько отличался от Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, но процедура разбирательства была сходной.
Новый этап в развитии международных уголовных судов наступил в 90-х гг. В 1993 г. был создан Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. Территориальная юрисдикция Трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии. Временная юрисдикция Международного трибунала распространяется на период, начинающийся 1 января 1991 г.
Хотя Трибунал и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию, юрисдикция Трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции судов государств. При этом на любом этапе судебного разбирательства Трибунал может официально просить национальные суды передать производство по делу Трибуналу.
С 1995 г. было осуждено несколько десятков лиц, совершивших преступления на территории Югославии. Трибунал неоднократно подвергался справедливой критике за предвзятость и "двойные стандарты".
Полномочия Трибунала истекли в 2010 г.
Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., учрежденный СБ ООН, функционирует в соответствии с положениями Устава Международного трибунала по Руанде 1994 г. Процедуры создания и деятельности Трибунала по Руанде аналогичны предусматриваемым в Уставе Трибунала по бывшей Югославии.
Новым шагом в развитии международного правосудия стало принятие 17 июля 1998 г. в Риме Статута Международного уголовного суда. В отличие от ранее созданных военных трибуналов "для конкретного случая" Суд является постоянно действующим органом и обладает юрисдикцией в отношении физических лиц, виновных в совершении: преступления геноцида; преступлений против человечности; военных преступлений; агрессии. Россия подписала Статут в 2000 г., однако ратификация была отложена. США и вовсе отозвали свою подпись под этим документом. Так что деятельность суда осложнена неучастием в нем крупнейших государств.
Суд состоит из следующих органов: Президиум; Апелляционное отделение. Судебное отделение и Отделение предварительного производства; Канцелярия прокурора; Секретариат.
В состав Суда входит 18 судей. Апелляционное отделение Суда состоит из председателя и еще четырех судей, Судебное отделение - не менее чем из шести судей и Отделение предварительного производства - не менее чем из шести судей. Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении палатами. Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя судьями Отделения предварительного производства, либо одним судьей этого Отделения в соответствии со Статутом и Правилами процедуры и доказывания.
Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости.
Канцелярия прокурора действует независимо как отдельный орган Суда. Она отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Суда, за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде. Канцелярия возглавляется прокурором. Прокурор обладает всеми полномочиями по руководству и управлению Канцелярией. Прокурору оказывают помощь один или несколько заместителей Прокурор и заместители прокурора должны быть гражданами разных государств.
Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Секретариат возглавляется секретарем, который является главным административным должностным лицом Суда. Судьи избирают секретаря абсолютным большинством голосов тайным голосованием.
Процедуру расследования на основе информации о предупреждениях, подпадающих под юрисдикцию Суда, возбуждает прокурор. Он обращается в Палату предварительного производства с просьбой дать санкцию на проведение расследования вместе с любыми подкрепляющими эту просьбу собранными материалами. Если Палата сочтет, что имеются достаточные основания для возбуждения расследования и что дело подпадает под юрисдикцию Суда, она дает санкцию на возбуждение расследования, которое осуществляет прокурор.
Первоначальное производство в Суде производится следующим образом. После передачи лица Суду или добровольной явки лица в Суд Палата предварительного производства удостоверяется в том, что это лицо было информировано о преступлениях, которые оно предположительно совершило, и о его правах. После этого Палата предварительного производства проводит слушание по вопросу об утверждении обвинений, на основании которых прокурор намеревается добиваться проведения судебного разбирательства. Слушание проводится в присутствии прокурора и обвиняемого, а также его защитника. Палата предварительного производства на основе слушания определяет, имеются ли достаточные доказательства для установления существенных оснований полагать, что данное лицо совершило каждое из преступлений, в которых оно обвиняется. Палата утверждает обвинения, в отношении которых она определила наличие достаточных доказательств, и передает лицо той или иной Судебной палате для проведения судебного разбирательства в связи с утвержденными обвинениями.
После назначения дела к слушанию Судебная палата, назначенная для рассмотрения дела, определяет порядок судебного разбирательства. В начале разбирательства Судебная палата зачитывает обвиняемому обвинения, ранее утвержденные Палатой предварительного производства. Палата удостоверяется в том, что обвиняемый понимает содержание обвинений. Она дает обвиняемому возможность признать свою вину или заявить о своей невиновности. Бремя доказывания вины обвиняемого лежит на прокуроре. Участники процесса представляют доказательства.
Судебное разбирательство является открытым, однако могут проводиться закрытые заседания.
Решение выносится в письменном виде и содержит полное и мотивированное изложение выводов Судебной палаты на основе доказательств и заключений. Решение может быть обжаловано в Апелляционную палату, которая отменяет или изменяет решение или приговор; или дает распоряжение о проведении нового судебного разбирательства другой судебной палатой.
Таким образом, современные международные уголовные суды могут назначить следующие меры наказания: лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении; штраф; конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления. Суд также устанавливает принципы возмещения ущерба потерпевшим, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию.
шшяяш^ш
ШЯШЁЁЯШшттвштв
Волеводз А.Г.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
В последние годы в законодательстве, научной и учебной литературе, посвященной международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует единство подходов в их понимании и описании. В формировании системы научного знания о праве значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностями правовой доктрины и практики, состоянием научных исследований и обучения. Именно в силу этого положение названных понятий в системе юридической науки не является однозначным. Возникнув на стыке нескольких правовых систем - международного и внутригосударственного права, а также нескольких наук - международного, уголовного, уголовно-процессуального права, эти понятия до сих пор сохраняют свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает их отдельные элементы в себя в качестве составной части, не признавая вместе с тем за ними самостоятельности, не рассматривая и не исследуя эти правовые явления системно и в полном объеме. Чтобы исследовать и изучать данные понятия системно, представляется необходимым описать их признаки, содержание и сущность.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, борьба с преступностью, международный правопорядок, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, международная правоохранительная деятельность, международные правоохранительные организации, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами, органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).
INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT ACTIVITY
AND INSTITUTIONS OF INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT: NOTIONS
Волеводз А.Г.
Notions "international law enforcement activity" and "international law enforcement institutions" are often mentioned in recent law, scientific and educational literature covering international cooperation on combating crime. Nevertheless no unity of views on these notions and their characteristics exists. Subjective factor plays an important role in forming of the system of science of law. This subjective factor is conditioned by the necessities of doctrine and practice, level of education and scientific research. That is why these notions in the system of jurisprudence are not unique. /As far as they appeared at the joint of several legal systems such as international and internal law and at the joint of several sciences such as international law, criminal law, law of criminal procedure, these notions still keep their particular status. This is the reason why each of such parental science tries to include as its own part their different elements without recognizing their independence and without any attempts to explore and analyze these law phenomena in full. To explore these notions in full it is considered to be necessary to describe their characters, content and essence and such attempt was made in the presented article.
Keywords: law enforcement activity, combating crime, international law and order, international cooperation on combating crime, international law enforcement activity, international law enforcement institutions, international law enforcement cooperation bodies, institutions of international criminal justice.
Постановка проблемы
Борьба с преступностью внутри государства как отраслевое направление правоохранительной деятельности имеет своей целью, прежде всего, охрану и защиту от преступлений личности, общества и государства. Она осуществляется в рамках властной деятельности государства, его правоохранительных органов и их должностных лиц.
В теории права и отраслевой правовой науке правоохранительную деятельность рассматривают:
В широком смысле - как деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок;
В узком смысле - как деятельность специально уполномоченных (компетентных, правоохранительных) органов
обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только и главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).
Правоохранительная деятельность (в широком смысле), с одной стороны, направлена на установление и укрепление правопорядка, предупреждение, выявление и устранение нарушений законов различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, уголовного и др.), а с другой - реализуется в единых формах правотворчества, правоприменения и правосудия.
При классификации по отраслевому признаку правоохранительная деятельность, направленная на предупреждение, выявление и устранение преступлений как наиболее
общественно-опасных правонарушений, именуется борьбой с преступностью.
Среди субъектов правоохранительной деятельности (в узком смысле этого понятия) выделяются специализированные государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью и наделенные законом определенными полномочиями, включая применение государственного принуждения, - правоохранительные органы.
В соответствии с принципами и нормами международного права на международном уровне в борьбе с преступностью осуществляют сотрудничество:
Государства как основные субъекты международных отношений и права;
Международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.
Они являются носителями международной правосубъектности, а их отношения регулируются принципами и нормами международного права.
Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.
Так, к примеру, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 ее Устава, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей». Понятно, что разрешение таких проблем зачастую невозможно без международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, посягающими на права и основные свободы человека. Это обстоятельство предопределило разработку и заключение под эгидой ООН широкого круга международных договоров, которые сформировали правовую основу международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.
Не только ООН, но и другие международные организации в связи с осуществлением своей деятельности при-частны к формированию правовых основ и к отдельным практическим аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое не является для них основной деятельностью.
Из широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности. В ряде отечественных нормативных правовых актов они обобщенно обозначаются термином «международные правоохранительные организации» (МПО).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Статьей 7 этого же закона к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесены запросы международных правоохранительных
организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000,2 предусмотрено, что одним из основных направлений международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.
В таком же контексте данное словосочетание используется и в других нормативных правовых актах и официальных документах, а также на международном уровне. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документах ООН используются понятия: международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами (international law enforcement cooperation bodies),3 международные правоохранительные организации (international law enforcement community),4 международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities),5 межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).6
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Международные правоохранительные организации: понятие и классификация
1. Понятие о международных правоохранительных организациях
преступность экономический суд европейский
Борьба с преступностью внутри государства, как отраслевое направление правоохранительной деятельности, имеет своей целью, прежде всего, охрану и защиту от преступлений личности, общества и государства. Она осуществляется в рамках публичной властной деятельности государства, его правоохранительных органов и их должностных лиц на основе принципа публичности. Так, к примеру, М.С. Строгович писал: «Принцип публичности уголовного процесса заключается в том, что органы следствия и дознания, прокуратура и суд при возбуждении, расследовании и разрешении отнесенных к их компетенции уголовных дел, действуя в интересах советского государства и социалистического общества, обязаны принимать все законные меры и совершать законные действия для раскрытия преступлений, изобличения и наказания преступников, для выяснения всех существенных обстоятельств дела, для охраны прав и законных интересов участвующих в производстве по делу лиц (выделено автором), не ставя совершение этих действий в зависимость от усмотрения заинтересованных лиц и организаций» 1См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. - Т. 1. - С. 136. . Принцип публичности находит свое закрепление в различных отраслях внутригосударственного права, регулирующих правоохранительную деятельность.
На международном уровне базовым принципом борьбы с преступностью также является принцип публичности, поскольку она представляет собой одно из направлений международного сотрудничества.
В таком сотрудничестве участвуют:
Государства, как основные субъекты международных отношений и права;
Международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.
Они являются носителями властных [иными словами - публичных] полномочий и обладателями международной правосубъектности. Их отношения регулируются нормами международного права.
Кроме того, в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью участвуют и субъекты внутригосударственных правоотношений - национальные правоохранительные органы и суды, которые непосредственно реализуют международно-правовые обязательства государств в этой сфере. В частности, именно они на основании международных договоров участвуют:
В пресечении готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий;
В оказании правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства;
В сотрудничестве с международными организациями и их органами, отправляющими правосудие по делам о международных преступлениях;
В исполнении уголовных наказаний, назначенных лицам, виновным в совершении международных преступлений, а также иностранными судами;
В постпенитенциарном воздействии;
В оказании материальной, профессионально-технической и иной помощи в борьбе с преступностью на международном уровне.
Роль различных международных организаций в борьбе с преступностью на международном уровне неодинакова. Она зависит от компетенции организаций, определяемой их уставами. Государства, создавая международные организации, разрабатывая их уставы, наделяя их тем или иным объемом прав и обязанностей, исходят из целей и задач этих организаций, той роли, которая отводится им в системе международных отношений.
Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.
Так, к примеру, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей» См.: Устав Организации Объединенных Наций. . Понятно, что разрешение таких проблем, зачастую, невозможно без международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, посягающими на права и основные свободы человека. Данное обстоятельство предопределило разработку и заключение под эгидой ООН целого ряда международных договоров, которые сформировали правовую основу международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.
Таким образом, можно констатировать, что Организация Объединенных Наций в связи с осуществлением своей основной деятельности участвует в принятии согласованных мер по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний, в разработке и заключении международных договоров, принятии других международно-правовых документов в качестве международно-правовой основы межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.
Не только ООН, но и другие международные организации в связи с осуществлением своей деятельности причастны к формированию правовых основ и к отдельным практическим аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое не является для них основной деятельностью.
Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.
Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.
Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».
В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне.
Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.081995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» См.: Собрание законодательства РФ, 14.08.1995. - № 33. - Ст. 3349. , при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Статьей 7 этого же закона к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесены запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 г.
1, предусмотрено, что одном из основных направлений международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми. В таком контексте данное словосочетание используется и в ряде других нормативных правовых актов и официальных документов.
Данная терминология известна и международному праву. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документов Организации Объединенных Наций применяются понятия: международные организации по сотрудничеству между право-охранительными органами (international law enforcement cooperation bodies), международные правоохранительные органы (international law enforcement community), международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities), межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).
Вместе с тем в этих документах отсутствует определение и исчерпывающий перечень международных организаций, основным предметом деятельности которых является международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
Восполнение данного пробела в настоящее время видится задачей юридической науки и практики1. Ныне мы можем говорить о некоторых критериях, наличие которых позволяет относить конкретную международную организацию или ее орган к международным правоохранительным организациям.
Во-первых, такие организации наделены компетенцией осуществлять международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Эта деятельность является для них основной.
Во-вторых, международные правоохранительные организации уполномочиваются осуществлять эту деятельность на основе соглашений между государствами, которые, как правило, находят свое выражение в их уставах, а реже - в иных международно-правовых документах (международных договорах, заключенных государствами с международными организациями, резолюциях и других актах). Этими соглашениями определяется объем международной правосубъектности международных правоохранительных организаций. В силу этого международными правоохранительными организациями могут являться только международные межправительственные организации, учрежденные межгосударственным договором, или органы таких организаций, выражающие совокупную волю объединения суверенных государств.
В-третьих, обладая серьезными позитивными потенциалами, международные правоохранительные организации не играют самодовлеющей роли и не могут определять развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Основными субъектами системы международных отношений в этой сфере являются государства, в то время как международные правоохранительные организации в целом являются элементами вторичного порядка. Их реальные возможности ограничены объемом компетенции, переданной им государствами.
В-четвертых, международные правоохранительные организации имеют постоянные органы, наделенные международной правосубьектностью, достаточной для участия в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.
В-пятых, международные правоохранительные организации осуществляют свою деятельность не в произвольном порядке, а в определенных организационно-правовых формах, с соблюдением установленных международным правом правил и процедур и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В-шестых, международные правоохранительные организации наделены полномочиями в рамках международного сотрудничества по применению мер принуждения в борьбе с международными преступлениями, преступлениями международного характера и, при определенных обстоятельствах, с транснациональными преступлениями, посягающими на внутригосударственный правопорядок, или по координации применения такого принуждения.
В-седьмых, деятельность международных правоохранительных организаций в сфере борьбы с преступностью направлена на обеспечение соблюдения принципа индивидуальной уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. Иными словами, они осуществляют свою деятельность в сфере уголовной юрисдикции.
В-восьмых, отказ отдельных государств-участников от сотрудничества с международными правоохранительными организациями или с другими государствами-участниками влечет за собой международно-правовую ответственность.
На основе изложенного можно определить, что международные правоохранительные организации - это объединения суверенных государств межправительственного характера, учрежденные межгосударственными договорами, или органы таких объединений, созданные на основе межгосударственного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа), имеющие постоянные органы, наделенные международной правосубьектностью, осуществляющие с соблюдением общепризнан-ных принципов и норм международного права деятельность по обеспечению правовой защиты личности, общества, государств и мирового сообщества от международных преступлений, преступлений международного характера, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, и борьбу с такими преступлениями.
2. Классификация международных правоохранительных организаций и их общая характеристика
С учетом приведенных критериев и данного выше определения, в зависимости от их компетенции, международные правоохранительные организациям могут быть классифицированы на:
Международные организации и их органы, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
Международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).
К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами относятся:
Международная организация уголовной полиции (Интерпол);
Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ).
Базовым признаком этих организаций является то, что они призваны обеспечить широкое и всестороннее сотрудничество правоохранительных органов стран-участников в борьбе с преступностью.
Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) представляют собой суды, учрежденные на основании или во исполнение между-народных договоров международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций, которые в составе международных судей, с участием международных обвинителей и защитников, в процессуальном порядке, предусмотренном международно-правовыми документами, осуществляют уголовное преследование, рассмотрение и разрешение по существу уголовных дел в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества (между-народных преступлений), а также по делам об иных преступлениях, отнесенным к их юрисдикции при учреждении, осуществляют наказание таких лиц, а равно реализуют иные функции, необходимые для отправления правосудия.
Специфика деятельности органов международного уголовного правосудия определяется целями их создания и деятельности, к которым относятся:
(1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений,
(2) защита от международных преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей,
(3) предупреждение международных преступлений, восстановление и поддержание на этой основе мира и безопасности.
На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия:
1. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве его вспомогательных органов.
2. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):
Создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН, и
Формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.
3. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.
4. Международный уголовный суд.
Последний «является основным элементом формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты. Эти органы международного правосудия тесно связаны с усилиями по установлению и поддержанию международного мира и безопасности» См.: Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Между-народного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007. .
Органы международного уголовного правосудия наделены уголовной юрисдикцией, т.е. они рассматривают и разрешают по существу дела о международных преступлениях, осуществляют уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших. Эта особенность отличает их от иных международных судебных органов (органов международной юстиции), учреждаемых и действующих в иной юрисдикционной сфере. Именно в силу отсутствия компетенции в сфере международной уголовной юрисдикции не относятся к органам международного уголовного правосудия:
Международные суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права, такие как Международный суд Организации Объединенных Наций и Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;
Специализированные международные суды для разрешения международных споров, связанных с отдельными направлениями международного сотрудничества или урегулированных нормами отдельных отраслей международного права или отдельными международными договорами, каковыми являются Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Экономический суд Содружества Независимых Государств, Суд БЕНИЛЮКС и другие;
Международные трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками, такие как Международный административный трибунал ООН и Международный административный трибунал Международной организации труда;
Международные неправительственные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права.
Несомненно, что названные судебные органы отправляют правосудие, выносят решения и дают консультативные заключения, которые являются обязательными для сторон. В силу этого они являются участниками международной правоохранительной деятельности по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, осуществляя ее в форме международного правосудия (юстиции). Однако, поскольку эти международные суды не наделены компетенцией в сфере уголовной юрисдикции и не участвуют в борьбе с преступлениями на международном уровне, постольку они не относятся к органам международной уголовной юстиции, как к одной из категорий международных правоохранительных организаций.
Международные правоохранительные организации играют различную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Вместе с тем, одной из особенностей их правового статуса является то, что они выступают как равноправные субъекты в конкретных международно-правовых отношениях, когда заключают договоры между собой или с отдельными государствами.
Международные правоохранительные организации не подчинены друг другу. Они не могут диктовать, навязывать волю друг другу. Отношения между международными правоохранительными организациями, а также между международными правоохранительными организациями и отдельными государствами-участниками, как правило, строятся на координационной, а не на субординационной основе. В этом смысле международные организации и государства-участники, как субъекты конкретных международно-правовых отношений, равноправны.
Однако равноправие международных правоохранительных организаций ввиду наличия у них разного объема полномочий носит ограниченный и относительный характер. Эта ограниченность и относительность означает, что такие организации не могут быть приравнены к государствам - основным суверенным участникам международных отношений и субъектам международного права, между которыми действует принцип суверенного равенства. Этот принцип не распространяется на международные правоохранительные организации, т.к. они суверенитетом не обладают.
Различные международные правоохранительные организации не наделены одинаковыми правами и обязанностями для осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно в силу этого их роль в системе этого сотрудничества не характеризуется равноправием с иными его участниками - государствами и национальными правоохранительными органами, действующими от имени государств.
Последнее обстоятельство важно учитывать для сбалансированного подхода к правовому регулированию и организации взаимодействия национальных правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.
И, наконец, в своей совокупности международные правоохранительные организации не образует строгую систему, подобно тому, как организованы в систему национальные правоохранительные органы и суды. Международным сообществом не установлена иерархия международных правоохранительных организаций, отсутствует их организационное, административное и финансовое подчинение друг другу.
Список использованной литературы
1. Устав Организации Объединенных Наций.
2. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. - Т. 1.
3. Собрание законодательства РФ, 14.08.1995. - № 33.
4. Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007.
Размещено на Allbest.ur
Подобные документы
Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.
курсовая работа , добавлен 01.03.2007
Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.
курсовая работа , добавлен 05.12.2008
Общая характеристика системы международных экономических организаций. Эволюция международных организаций. Современная Россия в системе и международных экономических организаций. Белоруссия как стратегический партнер России в рамках ООН и ОБСЕ.
курсовая работа , добавлен 30.11.2006
Теоретические и методические основы международных экономических организаций, их классификация, функции и особенности функционирования. Анализ общемировых перспектив развития международных экономических организаций и их связей с Российской Федерацией.
курсовая работа , добавлен 28.12.2010
Деятельность международных экономических организаций в системе международных экономических отношений, их сущность и порядок образования. Классификация международных экономических организаций по ряду признаков, особенности их взаимоотношений с Россией.
дипломная работа , добавлен 01.12.2010
Причины возникновения международных экономических организаций, их классификация (входящие и не входящие в систему ООН, региональные). Регулирующая, контрольная и оперативная функции. Характеристика деятельности международных экономических организаций.
презентация , добавлен 20.01.2012
Анализ глобальных международных финансово-кредитных организаций: Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, группа организаций всемирного Банка. Характеристика проблем и путей реформирования международных финансово-кредитных организаций.
курсовая работа , добавлен 28.02.2010
Международные организации и их роль в современных международных отношениях. Проблемы функциональной и дипломатической защиты и место Международного суда ООН в обеспечении защиты работников международных организаций и регулировании международных споров.
реферат , добавлен 06.08.2012
Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.
курсовая работа , добавлен 01.03.2010
Особенности объединения государств, которые порождают новый субъект международного права, отличный по своему юридическому статусу от создавших их государств. Характеристика международных организаций и конфедераций (наднациональных организаций) государств.
В законодательстве, научной и учебной литературе последних лет, посвященных международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует понятийный аппарат и единство подходов и мнений на этот счёт. . Для современности характерно расширение международного сотрудничества в различных сферах, так называемый процесс глобализации. Особенно быстро в последнее время развивается сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, так как это одна из самых масштабных проблем на международной арене. Преступность далеко уже не ограничивается национальными границами и является международной проблемой. Учитывая все вышесказанное, обратимся к международной правоохранительной деятельности, как средству обеспечения законности и правопорядка в мировом масштабе.
Международная правоохранительная деятельность - практическая деятельность по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, в широком значении этого понятия, которое носит не правовой характер, а является производным от функций, присущих международным отношениям и международному праву . Из данного понятия можно сделать вывод о том, что международная правоохранительная деятельность не носит характер действий по установлению правопорядка, а обеспечивает исполнение, в первую очередь, норм международного права и является неким плацдармом для построения системы правоохранительных органов в каждом конкретном государстве.
Международная правоохранительная деятельность в своей основе похожа на правоохранительную деятельность как общее понятие. Она имеет своей целью охрану правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина и охрану конституционного строя государства. Тем не менее, международная правоохранительная деятельность обладает рядом отличий. Во первых, она обладает меньшей организованностью. Нет чёткой структурированной системы надгосударственных органов обеспечивающих правосудие, правопорядок . Во вторых, работа данных органов распространяется исключительно на государства-члены определенной организации, что мешает полному обеспечению законности и правопорядка. В третьих, передавая свои функции по охране правопорядка и соблюдению законности государство в какой-то степени теряет свой суверенитет. В четвертых, международная правоохранительная деятельность функционирует на началах международного права, что ограничивает сферу влиянии международных правоохранительных организаций.
На международном уровне борьба с преступностью представляет собой одно их направлений международного сотрудничества.
В таком сотрудничестве участвуют: государства, как основные субъекты международных отношений и права; международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.
Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.
Так, например, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».
Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.
Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.
Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».
В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне .
Это является одной из проблем юридической науки. Данный пробел в праве является актуальным и по сей день. По моему мнению, необходимо внести понятие «международная правоохранительная организация» в национальное законодательство каждого государства. И его содержание должно быть следующим: Международная правоохранительная организация – объединение государств-членов, состоящая из определенной иерархии органов, наделенных специальной компетенцией и созданных для обеспечения прав человека, общества и государств, в целях борьбы с терроризмом, экстремизмом и преступностью на международном уровне. Международная правоохранительная организация должна своей главной целью ставить, прежде всего, борьбу с преступностью на международном уровне, а не создавать конгломерат органов, уполномоченных решать иные проблемы международного характера.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная сфера правовых отношений не является полностью урегулированной. Отсутствует точное определение понятию «международные правоохранительные организации». Также, нет системы законодательных актов, договоров между государствами, которые должны регулировать отношения в сфере международной борьбы с преступностью. В то же время следует рассмотреть вопрос об актуальности создания таких органов, ведь их деятельность невозможно осуществлять отдельно от внутригосударственных органов защиты правопорядка. Международные правоохранительные организации обладают разной правосубъектностью, которая провозглашается договором о создании определенной международной организации и определяется лишь «субъективным» мнением государств-участников, ограничивается им, что также является проблемой на пути создания единой системы международных правоохранительных органов .
Тем не менее, обеспечение участия государства в обеспечении международной правоохранительной деятельности является гарантом защиты прав человека и гражданина, так называемым «звеном» между отдельным государством и мировым сообществом. Создание международных организаций призванных осуществлять борьбу с преступностью одно из главных направлений процессов глобализации, обеспечение сотрудничества и взаимопонимания между государствами – членами организации.
Главная цель создания единой системы международных правоохранительных организаций – образование единой четкой иерархии органов на территории всего земного шара, с участием всех государств.
На данный момент общественные отношения далеки от осуществления данной цели, и фактического объединения всего мира против широкой проблемы развития преступности.
Список литературы:
- Волеводз А.Г. Международная правоохранительная деятельность и международные правоохранительные организации: определение понятий / А.Г. Волеводз // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 11. – С. 128-134.
- Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - 2000. - С. 12–14.
- Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. - 2000. - С. 121–125;
- Нигматуллин Р.В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире/Р.В. Нигматуллин //Российская юстиция.-2009.-N 11.
- Эгамбердиев А. Международные правоохранительные организации/ А. Эгамбердиев, Ш. Мирзаев, З.Борсиева, У.Закирова//Общество и право.– 2011. №2.- С.124-126.