Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Курение в здании запрещено. Федеральный Закон о запрете курения: основные положения, последние изменения

Некоторые привычки людей могут навредить окружающим, поэтому в законодательстве имеются определенные ограничения, касающиеся их. В частности, это касается курения в общественных местах. Статья 12 в ФЗ-15 и статья 6.24 в КоАП РФ регламентируют права курильщиков, их обязанности, также меры наказания, присуждаемые нарушителям. Насколько серьезны меры наказания, имеются ли специализированные места, где курильщики вправе доставать сигареты?

Закон о курении в общественных местах, статья КоАП РФ

Можно ли курить на улице в России? Запрещение курения конкретно касается общественных мест, где собираются граждане различного пола, возраста и состояния здоровья. В законодательстве имеются отдельные статьи, посвященные этому. В ФЗ-15 статья 12 указан перечень мест, где запрещено курение. Раньше многие кафе и крупные рестораны разрешали посетителям доставать сигареты, сейчас введены определенные ограничения. Чтобы покурить, люди должны перейти в специализированные места или собираться в «курящих» залах, если подобные имеются.

Курение в общественных местах

Закон касается всех любителей курения, каждый гражданин обязан следовать ему. Меру ответственности и наказания нарушителей определяет КоАП РФ в статье 6.24. Там указан размер налагаемого штрафа:

  • если человек закурил внутри помещений, на территории или специальных объектах, предусматриваемых 2 частью 6.24 статьи, тогда штраф 500-1500 рублей;
  • если факт курения зафиксирован на территории детской площадки - 2000-3000 рублей.

Важно! Обычно места, где курение априори запрещено, снабжены оповещающими табличками. За соблюдением данного предписания следят охранники, сотрудники заведений и работники полиции.

Если администратор заведения самостоятельно разрешает посетителям курение, тогда он также несет по закону ответственность за попустительство. Государство пытается через ввод ограничений уменьшить потребление людьми вредных веществ и курение табака. Поэтому повышаются цены и имеются временные рамки, согласно которым граждане могут приобретать определенные товары лишь днем. Несовершеннолетним приобретать алкоголь нельзя, а табачные изделия сложно.

Закон о запрете курения

Цели принятия закона

Раньше люди могли доставать сигареты, где считали нужным. В кафе или купе вагонов курили открыто, сидя неподалеку от остальных.

Причины принятия строгого запрета курения в общественных местах:

  • учеными давно доказан факт вреда, наносимого табачным дымом. Причем страдает не только сам курильщик, но также все находящиеся рядом. Главной причиной ввода ряда строгих ограничений - попытка оградить других граждан, которым вредит курение, КоАП имеет ряд специальных законов, где отражены список мест «табу», мера ответственности и другие факты;
  • вторая причина - увеличение количества курильщиков. Причем, если взрослые граждане вправе самостоятельно определять, чем заниматься, то несовершеннолетние зачастую просто следуют примеру, показанному старшими. Статья 6.23 в КоАП РФ посвящена этому. Запрещено поощрять желание детей курить, делиться сигаретами, помогать приобрести их и совершать иные похожие действия. Часто подростки просят взрослых купить сигареты, когда продавцы отказываются обслуживать несовершеннолетних, продавать им табачные или винно-водочные изделия.

Важно! Власти продолжают бороться с вредным табакокурением, создавая специальные законопроекты. Часть их уже принята, другие ожидают рассмотрения.

Среди них главной причиной считается распространение курения, особенно среди молодежи. К сожалению, запретить родителям использовать сигареты дома, перед детьми, сложно, но общественные места контролировать проще. Таким образом закон защищает и права остальных граждан, не желающих портить здоровье, а также смотреть на курильщиков.

Что делать, если курят во дворе

Где именно можно или нельзя курить, правила курения

Курение в общественных местах статья КоАП не полностью запрещает, введены лишь определенные рамки. Каждому курильщику стоит выяснить список мест, где курить запрещено:

  • везде, где присутствует молодежь - образовательные, развлекательные и другие учреждения, занимающиеся вопросами, что касаются подрастающего поколения (детей, подростков);
  • публичных учреждениях медицинских (больницы, поликлиники, мед.центры), спортивных (площадки, центры), санаторно-курортного и иного направления;
  • внутри электричек, поездов, также плавательных или воздушных судах (самолеты, теплоходы), включая другие виды транспорта;
  • ближе 15 метров от вокзалов, различных морских портов, аэропортов, также станций метро, внутри перечисленных учреждений, остановках и пассажирских платформах;
  • жилищных, различных социальных и бытовых общественных учреждениях, торговых зданиях (включая рынки, отдельные палатки), гостиницах, также предприятиях общепита;
  • госучреждениях;
  • на работе (если внутри здания);
  • в лифтах, также других общественных местах внутри многоквартирного дома;
  • на пляжах, открытых детских площадках;
  • на заправках.

Важно! Большинство запретных мест снабжены соответствующими табличками, это помогает ориентироваться.

Разрешенные места, правила курильщика

Закон предписывает владельцев увеселительных и иных заведений создать специализированные места - закрытые площадки, где смогут собираться курильщики. Главное требование, касающееся таких площадок, это уединение. Чтобы исключить возможность нанесения вреда другим, не курящим гражданам. Курить там можно. Согласно законодательству, субъекты РФ как администрация города, владельцы заведений вправе полностью исключить курение на определенной территории. Например, Арбат теперь признан свободной зоной.

Где курить по закону разрешено:

  • на собственной территории – в квартире, внутри машины или во дворе (частный дом), на балконе;
  • можно ли курить открыто на улице в России – да, исключение составляют ближайшие к определенным местам территории – должно соблюдаться 15 метровое расстояние до находящихся рядом больниц и иных учреждений;
  • на работе, если там имеется специальное место;
  • на платформах, где происходит ожидание поездов.

Важно! Избегать мест, снабженных специальными знаками, также после курения запрещено разбрасывать окурки.

Запрет курения в общественных местах

Курение в многоквартирном доме

Многоквартирный дом считается общей собственностью, на которую поровну могут претендовать все владельцы квартир. Они вправе облагораживать территорию, осуществлять ремонтные работы внутри дома. Подъезд, лестничные площадки, подъездные балконы, придомовая территория – все это общие, доступные всем места, где соответственно запрещено курение.

Жильцы вправе дымить внутри собственных квартир или на своих балконах. Однако, собственники объединившись, могут создать уединенное небольшое помещение, где установят неплохую вентиляцию и снабдят его снаружи соответствующей табличкой. Там смогут собираться курильщики.

На детской площадке – статья

Важно! Курение на детской площадке согласно 12 статье от ФЗ-15 запрещено. Нарушителей ждет установленный законом штраф. Причем, нельзя даже устраивать специальные «отхожие» места, где могли бы собираться курильщики.

Исключен малейший вред здоровью несовершеннолетних и их мам, прогуливающихся часто на площадках. Они считаются общественным местом, ведь открыты желающим. Впрочем, запрет касается и отдельных, закрытых площадок внутри ТЦ.

На территории больницы

Согласно законодательству, курение на территории больниц, медцентров и других подобных учреждениях запрещено. Ведь данные организации считаются общественными, вдобавок, связанные непосредственно со здравоохранением.

Как правило среди больных встречается немало курящих, вдобавок, многие врачи или медсестры тоже курят. Выход один – администрация должна устроить внутри больницы специализированные закрытые места, снабженные вентиляцией, выводящей дым наружу. Там курящим собираться можно, включая пациентов (их здоровье уже задача врачей). Снаружи «спасительные уголки» узнаются по табличкам.

Важно! Запрещено курить не только внутри, но и на территории возле больниц, установлено 15 метровое расстояние.

На улице, сколько метров от здания

Улица считается общественной территорией, где свободно прохаживаются граждане. Поэтому курить там можно лишь соблюдая определенное расстояние до:

  • больниц;
  • жилых зданий;
  • портов;
  • вокзалов;
  • детских садов;
  • школ;
  • автобусных остановок;
  • аэропортов.

15 метров согласно законодательству считается достаточным расстоянием. Вдобавок, окурки должны выбрасываться в ближайшие урны.

Антитабачный закон (статья за курение)

Кто следит за соблюдением этих норм

Курение в неположенном месте относится к списку административных нарушений. Отслеживают это и вправе налагать штраф органы полиции. Хулигана задерживают, выясняют личность, затем выписывают соответствующий штраф, напоминая предписания закона.

Полученные штрафы впоследствии пополняют бюджет, а данные правонарушителей заносятся в общую полицейскую базу, где видно, злостно гражданин нарушает запрет или же попадается впервые. Работодатели, владельцы ресторанов, также простые бдительные люди вправе сообщать, если заметят факт курения в запрещенных законодательством местах.

Какой штраф за курение в общественных местах, административная ответственность

Важно! Наказанию могут подлежать не только простые граждане – курильщики, также целые предприятия, фирмы и государственные организации. Если их директора, владельцы или администраторы сознательно разрешали людям курить, не устроив для этого специальных мест.

Согласно данным статьи 6.25 размеры штрафов, предусмотренных организациям, весьма существенны:

  • невыполнение требований, указанных ФЗ-15 – 10 000-20 000 – платят должностные лица, а 30 000-60 000 – юрлица (предприниматели);
  • нарушение требований, когда граждане курят свободно внутри организации и нет специализированных мест – 20 000-30 000 – всем должностным лицам, также 50 000-80 000 – юр. л.;
  • нарушение норм, касающихся охраны здоровья для посетителей – 30 000-40 000, также 60 000-90 000 – юр. л.

Физическим лицам:

  • факт курения на детской площадке – статья или штраф в размере 500-1500 рублей;
  • курение гражданина на территории детской площадки – 2000-3000 рублей.

Важно! Конечно, чтобы заставить правонарушителя ответить, необходимо зафиксировать документально факт преступления. Бдительные граждане могут уведомить полицейского или своего участкового. Если нет, снять курильщика на обычный телефон – сделать видеозапись или несколько снимков. Впоследствии, предъявить их уполномоченным органам.

Курение электронных сигарет в общественных местах, распространяется ли закон на них

Какое наказание возможно, если человек использует вместо обычных электронные сигареты? Подобные изделия имеют внутри глицериновое вещество, служащее заменой табака. Вредоносного дыма от них нет, только пар. В Европе такие сигареты вполне легальны, в России они также не подпадают под конкретную группу табачных изделий. Поэтому курить их можно везде.

Кальяны – их нередко используют внутри кафе, также отдельные граждане приобретают для дома. Они считаются курительными устройствами, поэтому запрет актуален. Однако кальянами можно пользоваться в пределах специальных площадок, вдали от обычных некурящих людей.

Курение вредно, поэтому власти разработали подробные законопроекты, налагая ряд специальных ограничений. Это помогает защитить здоровье остальных граждан, вдобавок, уменьшить распространение вредоносной привычки.

Рад приветствовать вас в моем блоге, друзья! Сегодня я хочу поднять такую болезненную для многих тему, как закон о курении в общественных местах , действующий в 2018 г. Ведь кому не знакомо противостояние между любителями табачного дыма и теми, кто его не переносит? Из-за подобных разногласий между моими соседями постоянно идет война: одни хотят спокойно покурить на собственном балконе, другие - не чувствовать неприятного запаха каждый раз, как отрывают окно. Да и на улице я бывал свидетелем конфликтов на автобусных остановках или вокзальных платформах. Давайте же все вместе разберемся в тонкостях вопроса и достигнем компромисса.

Что представляет собой антитабачный закон ФЗ №15

Текст законопроекта о запрете курения дополнялся несколько раз: последняя редакция датирована 2017 г. ФЗ № 15 был принят еще в 2013 г., причем Госдума проголосовала практически единогласно. И не без причин: статистика утверждает, что каждый год 50 000 граждан РФ умирает от онкологических заболеваний, вызванных табачным дымом. И речь не только о любителях затянуться сигаретой, ведь здоровье окружающих тоже страдает. Согласно прогнозам Минздрава, уже в следующем году можно будет узнать, насколько введенный запрет отразился на здоровье нации.

Закон о табакокурении подразумевает, что меры принимаются в комплексе. Он предусматривает следующее:

  • ограничение мест для курения ;
  • запрет на реализацию табачных изделий на расстоянии менее 100 м от школ и ВУЗов (несовершеннолетним продавать сигареты не разрешается в любом случае);
  • полный запрет рекламы табачной продукции;
  • постепенное увеличение цен на сигареты, сигары и т. д.;
  • работу над информированностью населения о вреде курения.

Споры о том, насколько запреты эффективны, не утихают. Но, если вас тревожат клубы дыма, вы имеете право обратиться к полицейскому и попросить его принять меры.

Та же статистика показывает, что из 100 человек, решивших побаловать себя сигаретой в общественном месте, штрафы платят только 15.

Где нельзя курить в РФ: положения на 2018 г.

Что предписывает законодательство о курении? Согласно ФЗ № 15, любителям табачного дыма не стоит доставать сигареты в следующих местах:

  • возле образовательных учреждений, причем запрещено курение не только на крыльце, но и на прилегающей территории;
  • в зданиях аэровокзалов, аэропортов, на станциях метрополитена и на расстоянии менее 15 м от входов;
  • в больницах и санаториях;
  • на пляжах;
  • в учреждениях спортивного типа;
  • в гостиницах;
  • на рынках (в павильонах и в палатках);
  • в лифтах;
  • в офисах;
  • на автозаправочных станциях;
  • в госучреждениях разного уровня;
  • на территориях культурных объектов (в цирках, театрах, филармониях).

Что касается железнодорожного транспорта, в том числе поездов дальнего следования, то возможности для перекура в тамбуре больше не будет. О введении ограничений напоминают запрещающие знаки.

Опыт пользователя: как штрафуют за нарушение закона

Недавно ехал с ребятами в поезде ближнего следования, на станции вышли покурить. Стояли на перроне, вроде не мешали… Нас увидел полицейский, попросил паспорта, потом сказал пройти с ним для составления протокола и оформления штрафа. Оказалось, мы расположились как раз под камерами. Прошли метров 30, там ждал второй полицейский с устройством вроде КПК. Внес наши данные, сказал, что штрафы придут по месту прописки. Думал, может, обжаловать их, но запись на камерах никуда не денется. Что поделать, пришлось платить…

Где можно курить по законам РФ

Законодательство о табакокурении оговаривает, что дым не должен беспокоить окружающих. Согласно ФЗ № 15 для любителей сигарет отводятся места и на открытом воздухе, и в помещениях. Если речь идет об изолированной “курилке” внутри многоквартирного здания, то она должна снабжаться воздушной вентиляцией; соответствие гигиеническим нормативам по уровню загрязнения воздуха - обязательное условие.


Курение в поезде попадает под запрет

Где курить на вокзале пассажирам? Ориентируйтесь на правило “Что не запрещено, то разрешено”. Это означает, что придется отойти от входа или платформы минимум на 15 м. Пассажирам же поездов дальнего следования разрешается зажечь сигарету во время остановки на платформе. Единственное условие - она должна отстоять от здания вокзала на 15 м и больше. А если вы дымите на платформе, предназначенной для посадки в электрички пригородного сообщения, готовьтесь понести наказание.

Как должно быть организовано место для курения

Согласно последним поправкам, места для курения, отведенные на открытом воздухе, должны соответствовать требованиям :

  • наличие освещения в темное время;
  • соответствующие таблички, развешенные поблизости;
  • наличие пепельниц и металлических урн.

Если речь идет о помещении, выделенном в здании , критерии меняются. Кроме табличек и пепельниц, должно быть следующее:

  • вентиляция;
  • полная изоляция, уберегающая остальных посетителей или сотрудников от дыма;
  • наличие информационных стендов, предупреждающих о вреде табака;
  • использование негорючих материалов в отделке;
  • наличие огнетушителя.

Но даже при соблюдении этих правил места для курения доступны не везде. В ряде учреждений действуют строгие запреты. Например, в больницах или школах, на автозаправках или на предприятиях общепита “курилку” обустраивать нельзя. Не найти ее и на складах, на сенокосах, на объектах, где перерабатываются, производятся или хранятся горючие материалы.

Какой штраф за курение предусмотрен в 2018 г.: для юридических лиц

  1. Наниматель не озаботился развесить знаки, предупреждающие о вреде привычки? Небрежность обойдется ему в 10 000 - 20 000 руб.
  2. Если на предприятии нет специально оборудованных мест для курения, штраф составит 50 000 - 80 000 руб. Отдельно предусмотрено наказание для должностного лица, ответственного за эту сферу, - сумма достигает 30 000 руб. Чтобы избежать затрат на оборудование “курилок”, можно прописать запрет в локальном нормативном акте и ознакомить сотрудников под роспись.
  3. Если наниматель не следит за выполнением “антитабачного” закона на предприятии, это расценивается как правонарушение. ИП отдаст 30 000 - 40 000 руб ., а для организаций сумма увеличится до 90 000 руб.

Что касается частоты перекуров, то федеральные законы не обязывают предоставлять дополнительные перерывы для этих целей. Согласно Трудовому кодексу, сотрудники в течение рабочего дня могут рассчитывать на отдых продолжительностью не менее 30 мин., но не более 2 ч. Они распоряжаются им по своему усмотрению, в том числе и для перекуров.

От чего зависит сумма штрафа для физических лиц

Размер административного штрафа для обычных граждан зависит от особенностей ситуации:

  1. Если вы закурили в общественном месте, то придется отдать 500 - 1 000 руб.
  2. Те, кто пренебрег запретом поблизости детской площадки, заплатят 2 000 - 3 000 руб.
  3. Дороже обойдется удовольствие подымить сигаретой, если вы заодно решили “угостить” несовершеннолетнего - 1 000 - 2 000 руб. Эту же сумму выложат те, кто “по-доброму” купил табачные изделия по просьбе подростка. А родителям несовершеннолетнего в подобных случаях придется оплатить 3 000 руб.

Отдельно предусмотрены наказания для продавцов, которые реализуют продукцию гражданам, не достигшим совершеннолетия. В подобных случаях нерадивого сотрудника оштрафуют на 3 000 - 5 000 руб . Организацию же накажут на 150 000 руб.

Кто и как будет штрафовать: реализация “антитабачного” запрета

Формально наказания за нарушение запретов предусмотрены, но кто и как выписывает квитанции? Если с юридическими лицами ситуация понятна (наличие вентиляции в “курилке” или использование негорючих материалов несложно проверить), то что делать с обычным любителем сигаретного дыма, пускающим его на улице?

Жаловаться проще всего на соседей : если один из них курит на лестничной площадке, факт подтвердят другие жильцы дома. Когда же вопрос касается прохожего в парке или человека, ожидающего транспорт в общественном месте, фиксируйте нарушение на видео. Правда, оно поможет лишь в случае, когда поблизости есть сотрудник полиции. Если его нет, то закон предписывает обращаться с записью в полицейское отделение или Роспотребнадзор. Но будете ли вы тратить на это время? Да и полиция не станет распространять ориентировки “Разыскивается за курение”, поэтому зачастую нарушители запрета остаются без наказания.

Как оплатить штраф за курение в общественном месте

Вы зажгли сигарету в общественном месте, что заметил полицейский? Составленный им протокол об административном нарушении не является основанием для оплаты. Сначала вы должны получить постановление, после чего и перевести деньги. Если бумагу не доставляют, вы можете зайти в УВД и взять копию. Пригодится и регистрация на портале “Госуслуги” или на сайте http://fssprus.ru/iss/ip/ , где вы проверите наличие выписанных штрафов.


Перевести деньги удастся через интернет-банкинг

Погашать их можно следующими способами:

  • в отделении банка при наличии квитанции;
  • через терминалы (раздел “Платежи в бюджет”);
  • через личные кабинеты при использовании интернет-банкинга .

Вы внесете деньги и через портал “Госуслуги”, но предварительно придется подтвердить учетную запись.

Что будет, если не оплачивать штраф за курение в общественных местах

Согласно законам, если вы не оплатите штраф вовремя, его увеличат вдвое (итоговая сумма не может быть меньше 1 000 руб.). Другой вариант - арест на 15 суток. На практике нередко оказывается, что граждане просто не вносят деньги: в большинстве случаев дополнительные меры не принимаются.

Если штраф за административное нарушение не оплачивается в течение 2 лет, его автоматически аннулируют. В крайнем случае вы сможете отдать деньги непосредственно судебному приставу. Но в сети вы найдете и отзывы о том, что полиция арестовывает нерадивых должников на 15 суток. Решать, стоит ли полагаться на удачу или лучше внести деньги, предстоит вам.

“Антитабачный” закон: как узнать, есть ли штрафы

Любители табачных изделий сталкиваются с типичной ситуацией: они затягиваются сигаретой в общественном месте, после чего к ним подходят сотрудники полиции и просят предъявить паспорт. Затем вносят данные в базу, говорят ждать постановление по почте и уходят, не составив протокол. Растерянные курильщики, так и не получив документ, не знают, что делать: надеяться на лучшее или как-то оплачивать штраф за нарушение закона без реквизитов. Как же поступить в подобной ситуации?

Прежде всего сотрудники полиции обязаны составить протокол и предложить вам расписаться в документе. Без протокола о нарушении выписать штраф не могут! Если же документ составлен, то вы получите постановление по почте. В нем и будут содержаться реквизиты для оплаты, которую надо сделать в 10-дневный срок. Если адрес регистрации и фактического проживания отличаются, проверяйте наличие штрафов в интернете .

Закон о курении в общественных местах: летние кафе и рестораны

Согласно закону, курить в заведениях общепита запрещается. Даже летние кафе, расположенные на улице, не станут исключением. Поскольку террасы или участки также считаются частью заведения, курить в них строго запрещено.

Что касается обычных ресторанов, они считаются общественными местами. Это означает, что залов для курящих в них не должно быть. Но некоторые заведения предпочитают получить штраф, лишь бы не упустить прибыль, или ищут лазейки в законах.

“Антитабачный” закон: можно ли курить в подъезде

Статистика говорит, что 57 % жалоб, поступающих от граждан, связано с соседями, курящими в подъездах, в лифтах, на лестничных клетках и общих балконах. Закон же оговаривает, что эти места попадают под запрет для любителей табака. Согласно ФЗ № 15, штраф за нарушение составляет 500 - 1 500 руб. Но на практике ситуация отличается, о чем свидетельствуют отзывы.

Опыт граждан: как реализуются законы

В нашем доме живет сотрудник полиции, который курит на общем балконе 3-го этажа. Из-за конструкции здания дым идет в окна жителей, но его это не волнует. Разговаривали по-хорошему, результата ноль. В итоге я написал заявление участковому, который, читая его, уточнил: “Это на нашего сотрудника жалоба?” Потом он посоветовал звонить в полицию, если я увижу, что сосед дымит на балконе. Учитывая, что доблестные органы являются на место через пару часов, вряд ли затея удастся.


Курение на крыльце и в подъезде запрещено

Участковый таки явился и взял у коллеги письменное пояснение. Тот заявил, что на балкон не ходит, а я жалуюсь из-за плохих отношений. Пришлось обращаться и к прокурору, и к местному депутату, который вносил в Думу проект о запрете электронных сигарет. К заявлениям приложил доказательства: фото и видео. Жду результат!

Можно ли курить на балконе своей квартиры

Дым, попадающий в соседние окна с частных балконов, - вторая по распространенности проблема. Формально закон не запрещает курение на вашей территории, как и в собственной комнате или в туалете квартиры. Но к соседям дым проникать не должен; в противном случае они имеют право подать в суд.

У решения есть минусы: разбирательства тянутся месяцами. Поэтому, если соседи не являются собственниками жилья, а снимают квартиру, разговаривайте с ними в частном порядке. Ведь арендаторы в большинстве случаев не платят налоги. Если вас беспокоит табачный дым, побеседуйте с нарушителями: угроза написать заявление участковому по поводу незаконной сдачи квартиры действеннее тяжб.

Узнать подробнее, как применить закон о курении в общественных местах, если речь идет о соседе, вы сможете из видео:

Можно ли курить возле дома: что делать жильцам

Закон о курении в общественных местах не запрещает его в непосредственной близости от жилых домов. В результате владельцы квартир на 2-м этаже особенно страдают, если на 1-м расположена организация или магазин. Ведь они становятся “жертвами” сотрудников, выходящих покурить!

Формально запрета нет, поэтому недовольным жильцам приходится искать лазейки в законе. Они могут обратиться в прокуратуру или в суд, отстаивая конституционное право на благоприятную окружающую среду. Эти инстанции инициируют проверки и вынесут постановление об устранении мешающего фактора и моральной компенсации. К минусам варианта относят то, что придется проводить экспертизы, а их стоимость вам компенсируют лишь после принятия решения в вашу пользу.

Можно ли курить в аэропорту: что говорит закон

Согласно закону о курении в общественных местах, получить дозу никотина можно лишь в 15 и более метрах от аэропорта . В самом здании это запрещается: исключением станут случаи, когда вы отправляетесь в специальный павильон. Но “курилки” есть далеко не везде, ведь их лишь планируют вернуть в Шереметьево. Основанием стали жалобы администрации на то, что пассажиры курят в туалетах, нарушая правила пожарной безопасности. Предположительно зоны для любителей табака не будут считаться общественным местом, ведь они предназначены лишь для тех, кто страдает от зависимости.

Можно ли курить кальян на улице, в кафе и других общественных местах

ФЗ № 15 не разрешает курить кальян в общественных местах, если в смеси есть никотин. Но владельцы кафе и ресторанов выходят из положения: они предлагают “фруктовые миксы” или “паровые коктейли”. На практике заказать можно и никотиновые смеси, которые продают постоянным гостям по специальным карточкам.

Существуют и кальянные заведения, не относящиеся к числу общественных мест. Законы говорят, что в них не должны подавать еду, но на практике правила нарушаются.

Поскольку возможности немедленно провести экспертизу и определить содержание табака в вашем кальяне нет, вы будете курить его без последствий.

Можно ли курить электронные сигареты в общественных местах

В 2018 г. закон о запрете курения в общественных местах не касается электронных сигарет. Но в 2019 г. ситуация может измениться, поскольку депутаты подготовили новый проект.


Возможен запрет на вейп в 2019 в РФ

Он содержит ряд положений:

  • запрет на продажу электронных сигарет несовершеннолетним;
  • ограничение их использования в образовательных, медицинских, культурных заведениях;
  • запрет на курение электронных сигарет на детских площадках, в лифтах, в транспорте;
  • ограничение объема емкостей для жидкостей.

Депутаты утверждают, что положения направлены на защиту детей и взрослых, а также на борьбу с недобросовестными производителями.

Заключение

Закон о курении в общественных местах ограничивает возможности любителей табака. Но на практике его соблюдение остается спорным: Минздрав уже признал, что в вагонах поездов и на автобусных остановках люди идут на нарушения. Возможно, в дальнейшем ФЗ № 15 пополнится новыми положениями и уточнениями, которые сделают его эффективнее.

Юридическая консультация бесплатно в режиме онлайн

Заполните форму что бы задать свой вопрос:

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной" зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Борьба с курением, это общемировая проблема, которую в российском государстве пока решают не слишком радикально .

Часто курильщики щадят своих домашних, берегут экологию своего жилища и выходят на перекур на лестницу или крыльцо многоквартирного дома, некоторые не стесняются проехать в лифте с чадящим бычком и совершенно не реагируют на замечания своих некурящих соседей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Закон о запрете курения в подъезде

Основным законодательным актом, который вводит ограничения на потребления табака в общественных местах и на территориях и защищает граждан от вредных последствий курения, является ФЗ №15 от 23.02.2013.

Последние поправки в него были внесены нормативным актом ФЗ №456 от 30.12.2015. То есть в новый 2016 год мы вступили с очередными нововведениями.

Этот закон предусматривает существенные ограничения в курении табака практически во всех общественных местах. Категорически запрещается курить:

  1. На территориях детских и молодежных учреждений;
  2. В общественном транспорте;
  3. На землях и в помещениях, где люди осуществляют трудовую деятельность, временно проживают, делают покупки.

Покурить на территории завода теперь можно:

  • Либо в специально оборудованном изолированном помещении с вентиляцией ;
  • Либо в специально отведенных местах на улице .

Все это делается для того, чтобы люди, которые не употребляют табак ни в каком виде, не страдали от воздействия на них табачного дыма.

Кроме того, отсутствие дурного примера перед глазами позволяет детям и подросткам удержаться от этой наивреднейшей привычки.

Похожие публикации