Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Классный час Тема: Нравственность в современном мире. Классный час мои нравственные ценности Кл час для студентов вопросы нравственности

Цель : Нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Мастерская общения.

Участники: Классный руководитель, учащиеся класса.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе.

Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры?

Учитель (обобщает, выслушав ответы учащихся): Знать и выполнять основные правила этикета необходимо прежде всего для того, чтобы уметь общаться, наладить контакт с собеседником или партнером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя человеком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, моделей и правил общения. Именно он и составляет основу этикета, который пронизывает все виды официального (служебного, общественного, гражданского), ci также неофициального (семейного, бытового, товарищеского) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись— получили улыбку в ответ. Проявили внимание, интерес к собеседнику — он будет вспоминать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил поведения в общественных местах, которые ни при каких обстоятельствах не должен нарушать воспитанный человек.

— Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кроме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без приглашения. Кроме того, недопустимо начинать разговор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое исключение. К примеру, проходя мимо доброй знакомой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осторожно дотронуться до ее руки или негромко окликнуть по имени. Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если вашим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой человек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую поклажу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает.

Безусловно, непозволительно говорить о неприятных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошибками или промахами других людей.

Воспитанный мужчина никогда не пройдет в комнату впереди женщины. Но это правило следует нарушить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась на стоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким правилам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске — впереди. Таким образом мужчина убережет свою попутчицу от возможного падения.

— Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с незнакомым человеком, если он находится в комнате?

— Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше уважение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основаны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине — даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает достаточно давнее или тесное знакомство. При этом младший не должен первым протягивать руку, тут инициатива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в глаза друг другу, протянутую руку пожимайте не слишком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно.

— Можно ли подавать руку в перчатке или надо обязательно снять ее?

— Мужчине — обязательно. Женщина может подавать руку, не снимая перчатки. Если она это делает, примите это как знак особого уважения. В любом случае, здороваясь, выньте руки из карманов, избавьтесь от сигареты. Если вы сидите, то лучше привстать, приветствуя входящего в комнату, если, конечно, он старше вас или если это дама. Женщина же может вести себя более свободно: и руки из кармана, муфты может не вынимать, может и вообще не протянуть руки, а ограничиться кивком, это ее право.

— Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здороваться первым с молодым мужчиной?

— Да, если вы обгоняете его или если присоединяетесь к его компании.

— А что такое комплименты и как правильно их делать?

— Делать комплименты — это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть воспринят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам — это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Именно эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному вам человеку приятное.

Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные комплименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить красиво и к месту приходит с опытом. Этому можно научиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам предлагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни.

Как правильно общаться с другими людьми?

Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е. общаться друг с другом с помощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с такими ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе неприлично. Нельзя перебивать собеседника.

Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — удивился ученик. — «Потому, — ответил знаменитый философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать».

Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника.

Информация для учителя. Эффективными средствами нравственного стимулирования личности учащихся могут стать любительские психологические тесты, используемые на классных часах с целью самопознания, самоанализа учениками тех или иных личностных качеств, побуждения их к саморазвитию и самосовершенствованию. Не претендуя на абсолютную объективность, они дают человеку информацию, которая помогает ему задуматься о самом себе, определить перспективы своего личностного роста.

Тест «Добрый ли вы человек?»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы просто поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Можете ли вы бескорыстно помочь человеку?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь поставьте себе 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «Нет» на вопросы 2, 5, б, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей, вас считают хорошим другом.

От 4 до 8 баллов — ваша доброта — дело случая. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Старайтесь быть ровным со всеми, чтобы люди на вас не обижались.

Менее 4 баллов — общение с вами, надо признаться, порой бывает мукой даже для самых близких вам людей. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к окружающим.

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3. Продвигаясь в трамвае к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

5. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о правилах вежливости.

Викторина знатоков этикета

За столом

1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

2. Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.)

3. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона- кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.)

4. Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.)

5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

На улице, в транспорте

1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

2. С какой стороны от женщины должен идти мужчина? (Слева от женщины, военный — справа.)

3. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить? (Нет. Человек, знакомящий их между собой, обязан представить каждого.)

4. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане? (Нет, он должен вынуть руку из кармана.)

9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.)

10. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? (Первым здоровается входящий.)

Правила общения, которые помогут вам быть приятным собеседником

1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.

2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо.

4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.

5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».

6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.

7. Если к вашему разговору присоединился третий человек, найдите тему, которая будет интересна всем троим.

8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что вы должны отказаться

от своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.

9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помните, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

Рефлексия: «Сегодня я понял, что...»

; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа : ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Подготовительная работа : подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить тему «круглого стола» с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.

Участники: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.

Форма проведения : круглый стол.

Девизы : «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».

Ход классного часа

Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

Студенты:

Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.

Уверен, что к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.

По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?

Ведущий . Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?

Студенты:

Если говорить об этике, то долг - одна из основных ее категорий. С точки зрения этики, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, требование нравственности относится ко всем людям в равной мере. В данном случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение которой он осуществляет в определенной ситуации.

Значит, долг - это отношение личности к обществу.

Ведущий . Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи?

Студенты:

Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.

Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.

Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.

Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.

Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.

Долг перед Богом - это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.

Ведущий . А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

Студенты:

Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.

Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо. Мудрость - тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная личность должна быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что найдется в наше время большое количество людей, которые бы по-настоящему выполняли долг перед самими собой.

Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны. Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.

Долг перед самим собой - это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.

Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.

Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.

Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.

Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми».

Ведущий . Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту - долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие?

Студенты:

Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Возможно, что это и есть главное в жизни. Конечно, могут быть всевозможные нюансы и оттенки. У каждого из нас в жизни есть что-то свое, личное, неповторимое. Но что-то главное должно быть у каждого. Не должен человек в жизни распыляться по мелочам и жить только своими маленькими повседневными заботами. Даже если что-то свое - очень доброе и значительное. Хотя это не так просто и не каждый это может, но человек должен подняться над повседневностью. Должен задумываться о смысле жизни вообще, оглядываясь на прошлое и смело заглядывая в будущее. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».

Думаю, что если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.

Ведущий . Рассматривая категорию долга в таком ключе, мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей жизни или отдельных ее поступков, естественно поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.

Студенты:

Думаю, что чувство долга возвышает человека над собой, теми человеческими склонностями, которые иногда противодействуют выполнению долга. И интересы, как говорят, низшего порядка отходят на второй план (приводит примеры из повседневной школьной жизни, своих поступков, долга по защите Родины).

Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела.

Исполнение своего долга, которое, разумеется, подразумевает определенный вид деятельности, дает возможность самопознания. Ты узнаешь, кто ты есть на самом деле и что в тебе ценного. А действовать человеку приходится, выполняя свои обязанности по отношению к обществу и государству, в этом случае мы говорим о патриотическом, гражданском, интернациональном, трудовом долге. Говоря о выполнении обязанностей перед коллективом и организацией (учреждением), мы подразумеваем выполнение долга ученика, студента и т. д. Наши обязанности перед другими людьми - это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования.

Я знаю людей, которые относятся к исполнению своего долга, своих обязанностей как к чему-то тяжкому, как к игу, довлеющему над ними. А ведь если хорошо подумать, то твой долг - это, прежде всего, требования каждого дня. И без добросовестного их исполнения ты просто не сможешь достойно существовать в жизни.

(Все говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают ситуации:

1. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.

2. Ученики двух классов работают в подшефном хозяйстве, убирают урожай. Начинается сильный дождь. Один класс бросает все и уходит с поля. Ребята другого класса уходят только после того, как перетаскивают все мешки под навес.

3. Человеку не оказана медицинская помощь, потому что он не имел на это права в данном городе (на основе телевизионного сюжета).

Говорят о нарушении ученического и человеческого долга, о душе, чувстве стыда, совести, своих обязанностях, о безнравственном отношении к самому дорогому на Земле - человеческой жизни.)

Ведущий . Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.

Студенты:

Согласен, потому что именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь.

Каждый человек имеет право на жизнь.

Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей.

Ведущий . Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела». Потому что ты - человек... Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести?

Студенты:

Совесть - это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности.

Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Ведущий. Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова - совесть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.

Студенты:

Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.

Ведущий. Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?

Студенты:

Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла».

Для меня совесть - это мой самый строгий судья.

Совесть - это тысяча свидетелей твоего проступка или неправильно принятого решения. Она корит и обвиняет.

Ведущий . О совести обычно говорят как о категории этики и как о качестве личности. Обсуждая вопрос происхождения совести, в споре сходились многие умы. Например, философы-идеалисты рассматривают совесть как нечто врожденное. Они не ищут объяснений в действительной жизни, в ее реальных потребностях. Платон говорил о совести как о врожденном качестве, которое имеет корни за пределами нашего познания. И. Кант утверждал, что человек как существо нравственное имеет в себе совесть от рождения. Философы-материалисты подчеркивали в процессе развития совести важную роль ума, воспитания и просвещения. Натуралистические теории происхождения совести XIX века утверждали, что совесть человека - это продолжение совести животных. Но впоследствии было доказано, что совесть появилась на определенной ступени развития человеческого общества, что она - продукт потребностей человеческого существования. А источником для этого послужил труд, который явился источником и для других социальных чувств человека.

Студент:

Значит, совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в социальной среде. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».

Ведущий . Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?

Студенты:

Думаю, когда он лишает жизни другого человека. Пока люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо.

В этой связи я бы добавила, что людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими (особенно перед родителями), чтобы потом до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д.

Есть люди с чрезвычайно чуткой совестью. Такие зачастую мучаются, как говорится, по поводу и без. А если к тому же они еще и меланхолики, то так можно стать больным человеком.

Уверена, что такие люди просто очень высоко оценивают свое нравственное «я». И уж лучше бы больше было таких людей, чем тех, которых не мучают сожаления и угрызения совести ни по поводу отданных приказов убивать, ни по поводу чьего-то разорения или просто оскорбления, которое привело человека к сердечному приступу и даже смерти. Совесть у таких людей молчит. Такие говорят: «У него было больное сердце». Или: «Я не виноват, что она такая нервная».

Совесть таких людей называют гибкой, слабой. Да и совесть ли уже это? Такие люди часто заявляют, что у них чистая совесть. Но она чиста не потому, что не запятнана мыслями о причиненном зле, а потому, что у таких людей короткая память.

Ведущая . Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?

Студенты:

Думаю, более верно сказать, что многих должен бы беспокоить. Потому что в наше время сила зла, открыто разрушающая нравственность, достаточно велика. Убить, разрушить, нажиться любым способом - не об этом ли мы постоянно читаем и слышим? (Приводит примеры.)

С этим, конечно, борется государство, которое корректирует и пересматривает многие законы. К человеческой совести обращается церковь. И должен сказать, что эту проблему всегда поднимала школа.

Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между ним и родителями. Уверена, что ребенок, постоянно воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем-то нуждаются.

Конечно, причинение материального ущерба в различных своих проявлениях - тема в наши дни актуальная. Но ведь существует еще и такое понятие, как ущерб моральный.

И зачастую этот ущерб бывает пострашнее материального. Унижение человеческого достоинства - такое люди переживают тяжелее, чем даже финансовые трудности.

Считаю, что никто не может застраховать себя от того, чтобы никогда никого так или иначе не обидеть. Жизнь - явление сложное. И мало ли что в ней может произойти. Но одни могут покаяться, они стараются загладить свою вину; другие же, наоборот, не порицают себя за это, не испытывают ни стыда, ни мук совести.

Неумолимость беспристрастного внутреннего судьи - совести, выносящего свой приговор человеку, хорошо описана в литературе. Это мы можем увидеть на примере Раскольникова, человека, который совершил поступок искренне раскаявшегося человека - признался в своем преступлении и попросил наказания. Случается ли в наши дни такое? Да. (Приводит пример.)

Порицание себя за что-то, чувство стыда, муки совести - это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось, загублена человеческая жизнь. Кому поможет такое раскаяние? Правда, если говорить о не столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело очень даже похвальны. А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если наша совесть напомнит нам о чем-то, то это еще можно будет исправить?

(Учащиеся получают карточки со следующими фразами:

1. Мог бы, но не сделал...

2. Из этого поправимо...

3. Совершенно забыл о...

4. Виноват, но до сих пор не извинился...

5. В своем поведении мне стоит избегать...

6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.

7. Мне бы следовало наконец простить...

8. Я, конечно, виноват в том, что...

9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...

10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне

необходимо...

Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени).)

Ведущий . Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности, долга.

Студенты:

А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам...

Эти слова написал поэт Н. Рыленков. А вот что хотел бы сказать я:

Мир добра и зла, мир войн, противоречий,

Мир, который дорог мне, знаком,

Хватит всех испытывать на прочность,

В том числе и Землю, здесь наш дом.

Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,

Разве делать это стоит?

Почему ты, мир, жесток и неспокоен

И когда в тебе проснется совесть?

Муки совести изведаешь когда,

Что в ручьях твоих нечистая вода?

Что полно еще и зла, и нищеты?

И тогда ответил мир: «А ты?

Полный отрицательных страстей,

Я ведь состою из вас, людей.

Значит, ты ответь мне, человек,

Почему ты укорачивал мой век?

Почему ты обманул и сжег, украл,

Жизнь людскую почему забрал?

Почему ты, все морали попирая,

Совесть в темный уголок загнал?

Хочешь в мире мир большой сберечь,

Совесть больше слушай, не перечь,

Не перечь ей мудрой, вот она,

Мук стыда, решимости полна

Выполнять свой долг из века в век,

Чтоб напомнить: ты же - человек!

Значит, звание свое не посрами,

С чувством долга перед совестью живи!»

(Для дополнительного обсуждения можно использовать высказывания знаменитых людей о долге и совести; подборку высказываний делают Ребята.)

О долге и нравственных обязанностях

«Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку» (Ф. Энгельс). Умей вовремя остановиться, взвесить все «за» и «против», предусмотреть последующий результат.

«Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка» (И. Бентам). Наши чувства и желания не всегда совпадают с тем, что мы должны делать.

«Долг - это любовь к тому, что сам приказываешь себе» (И. Гете). Для некоторых это сходно с фразой «кружась, мы скудно любим то, что ненавидим», и тем не менее...

«Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга» (А. Смит). Просто живи по законам нравственности.

«Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит). Может быть, это и неплохо - испытывать страх. В особенности это полезно тем, кто забывает о возмездии за совершенные поступки.

Тот, кто любит обращать свой ум на изыскание закона своего долга, близок к науке нравственности. Тот, кто старается исполнять свой долг, близок к человеколюбию, то есть желанию блага всем людям. Тот, кто краснеет за свою слабость в исполнении своего долга, близок к той силе душевной, которая нужна для его исполнения (китайская пословица). Лучше трудно сказать.

«Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу» (Т. Джефферсон). Может, и не все наши жизненные сражения оканчиваются победой, но...

О совести и чувстве вины

«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро). Можешь осознать или нет - вот в чем вопрос.

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Л. H. Толстой). Вот и применяй совесть согласно закону* как известно, в таких случаях неприятности обходят стороной.

«Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты...» (Л. Фейербах). Я, конечно дороже нам, чем Ты, но что потом делать с совестью?

«Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она - метафизика сердца» (Л. Фейербах). Побольше бы таких микроскопов, применяемых в обязательном порядке.

«Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею» (Л. H. Толстой). К сожалению, жертвовать могут немногие.

«Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть» (Э. Делакруа). Гибкость - это хорошо, но не тогда, когда дело касается совести.

«Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон). А стоило бы задуматься: так ли все спокойно «в Датском королевстве»?

«Совесть у него чистая, не бывшая в употреблении» (Е. Лец). Совсем безгрешных не бывает, так что совесть, бывшая в употреблении, наверно, то единственное, что ценно после использования.

Студенты (делают выводы):

Быть человеком - значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.

Долг - дело святое.

Жить по совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.

Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»

Конспект классного часа в 6 классе по теме:

«Мораль и нравственность»

Выполнила: Бабушкина Светлана Борисовна,

Классный руководитель 6 к класса

Классный час в 6 классе

Тема : Мораль и нравственность.

Цель : формировать у пятиклассников представления о моральных нормах, моральных обязанностях.

Задачи:

    Развивать творческие и познавательные способности

    Формировать коммуникативные умения работать в коллективе

    Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация.

Ход классного часа.

(Слайд 2) Добрый день, дорогие ребята, учителя. Классный час я хотела бы начать строчками из

стихотворения Евгения Карганова «Кого я уважаю» . Послушайте и скажите, о каких качествах говорится в этом стихотворении? (Трудолюбие, патриотизм, доброта, красота, любовь к природе)

Я уважаю муравья за то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья за песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей,и дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег, за то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех, кто никого не обижает.

Прослушайте отрывок из произведения и назовите автора, название: (Слайд 3)

Басня! Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей сДубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".- "Пусть сохнет", говорит Свинья: "Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

Автор, название, о ком басня, Как ведет себя свинья? Как называется в басне поучительный вывод? Какова мораль этой басни? (Неблагодарность свиньи, кот.живет за счет других. невежа, невежда). А что такое мораль в жизни?

-Ребята! Сегодня мы поговорим о морали и нравственности (Тема). (Слайд 4)

Цели: Мы должны выяснить, что же такое мораль и нравственность? Чем различаются эти два понятия? Как мы понимаем, какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет? В праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?

На партах у вас лежат словари, найдите и прочитайте эти определения. (Слайд 5)

(Слайд 6)* В обществе принято жить по нормам морали - это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения, признанными обязательными для исполнения.

*Толковый словарь Ушакова: Нравственность-совокупность норм морали, определяющих поведение человека.

(Слайд 7) За выполнением нравственных норм следит сам человек, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки.

Слайд 8-9 Посмотрите на слайд.

В парах вам необходимо посовещаться и заполнить пустые строчки на слайде. Нормы морали.

Выполняете вы эти правила?

Расскажите пример из жизни, когда вы соблюдали моральные нормы.

Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами поведения, принятыми в обществе.

Но главное не просто знать, но и выполнять.

Ребята, а вы когда-нибудь ехали в поезде? Куда ездили? А какие попутчики вам попадались в купе? Помните?

Слайд 10 . Работа в парах. А теперь, давайте представим себе, что ехать вам далеко, мест в купе 4. Вы уже заняли свое место, и вам надо выбрать троих попутчиков. А вот и список, из которого вам надо сделать свой выбор. Будьте внимательны, у вас несколько минут. И конечно же вам надо будет объяснить свой выбор.

Российский экспресс
Цыганка.
Молодой человек больной СПИДом.
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.
Кавказец – мусульманин.
Человек из деревни с большим мешком.
Африканский студент.
Подросток похожий на наркомана.
Бывший заключенный.
Таджик в национальной одежде.
Полицейский.

Ребята выбирают себе попутчиков и объясняют, почему сделали такой выбор.
Учитель может задавать наводящие вопросы:»

А почему ты не выбрал подростка похожего на наркомана? Может он вовсе не наркоман, а просто больной, уставший?»

- «А кавказца-мусульманина? Разве один человек может отвечать за поступки других, может он хороший человек

И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. Д.

Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Слайд 11. Английский государственный деятель, политик и писатель Филипп Честерфилд в своей знаменитой книге «Письма к сыну», писал:
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям.

-Ребята, то, как мы относимся к другим, вернется к нам тем же.

Слайд 12 . Слова Аристотеля.

Ребята, а вы любите играть? И я люблю. Давайте поиграем, игра называется: « Дрозд».Это птичка такая. Игра в парах.
-Я - дрозд.
-Ты - дрозд.
У меня – нос.
У тебя – нос.
У меня – щечки алые.
У тебя – щечки алые. – Мы два друга, любим друг друга.(В игре дети указывают друг на друга, трогают друг друга за нос, щечки и обнимаются.)
-Какие качества человека проявляются в этой игре? (доброжелательность, внимание…)

Слайд 13.- А что может произойти, если не соблюдать моральные нормы? А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам?

Предлагаю посмотреть притчу (небольшая поучительная история) (Прочитать понятие притчи со слайда.

Притча называется «Всё оставляет свой след».-включить видео.

О ком притча?

Зачем старик сказал забивать гвозди?

Зачем попросил вытаскивать гвозди? Какие моральные нормы нарушены?

Почему нужно соблюдать моральные нормы?

что может произойти, если не соблюдать моральные нормы?

В вашей жизни были похожие случаи?

Ответы детей

- о том, что нужно уметь себя сдерживать, работать над собой

-нельзя зря обижать других

-нужно уважительно относиться к другим людям.

Слайд 14 -Ребята, давайте назовем простые нормы нравственности:

Уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, быть вежливым, аккуратным человеком, - уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.

Слайд 15 - В заключении определим ваш моральный уровень. Вам придётся ответить на вопросы. Надо отвечать ДА или НЕТ. Готовы?

Слайд 5

Блиц-опрос:

    Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

    Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)

    Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)

    Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)

    Уметь благодарить- это норма? (ДА)

    Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)

7.Дети должны помогать родителям? (ДА)

Слайд 16. Результаты анкетирования:

«да» 5- высокий нравственный уровень.

4-средний нравственный уровень.

3-1-низкий нравственный уровень.

Слайд 17 -Давайте подведем итог нашей работы.

Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и чтобы всем было приятно и комфортно жить в этом обществе, нужно следовать простым нормам нравственности. Нужно не только знать, но и соблюдать нормы морали.

Слайд 18 .Рефлексия : Ребята, оцените свою работу:

Зеленый смайлик: Я активно участвовал, мне было интересно; размышлял и высказывался по предложенными ситуациями, получил возможность сделать выводы о нравственности или безнравственности поступков людей.

Жёлтый смайлик: Я слушал, но не проявил себя в полную силу, понимал о нравственных причинах поведения людей, сам для себя сделал выводы о нормах поведения.

Красный смайлик: Мне было не очень интересно; не вижу смысла разбирать ситуации, искать причины поведения людей и о них высказываться.

Слайд 19. Спасибо за внимание.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся старших классов и студентов колледжа, техникума, СПО.

Классный час: Вечные ценности (долг, совесть)

Цели классного часа : нравственное воспитание ; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа : ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Подготовительная работа : подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить тему «круглого стола» с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.

Участники: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.

Форма проведения : круглый стол.

Девизы : «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».

Ход классного часа

Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

Ученики:

Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.

Уверен, что к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.

По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?

Ведущий . Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?

Ученики:

Если говорить об этике, то долг - одна из основных ее категорий. С точки зрения этики, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, требование нравственности относится ко всем людям в равной мере. В данном случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение которой он осуществляет в определенной ситуации.

Значит, долг - это отношение личности к обществу.

Ведущий . Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи?

Ученики:

Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.

Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.

Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.

Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.

Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.

Долг перед Богом - это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.

Ведущий . А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

Ученики:

Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.

Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо. Мудрость - тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная личность должна быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что найдется в наше время большое количество людей, которые бы по-настоящему выполняли долг перед самими собой.

Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны. Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.

Долг перед самим собой - это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.

Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.

Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.

Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.

Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми».

Ведущая . И по отношению людей к вопросам мира и войны, тоже можно сказать многое об отношении к другим людям, т. е. насколько это отношение нравственно. Мы говорили с вами о пороках человеческих. Хочу отметить некоторые из них. Это жажда славы, которой добиваются любыми путями, это чувство недоверия и соперничества. Все эти пороки служат причиной для развязывания войны.

Учащиеся:

Нравственно и разумно искать не могущества, а безопасности. Потому что война - это самое страшное и неразумное в жизни человека. Тот, кто ей содействует так или иначе, должен рассматриваться человечеством как преступник. Не победить, а убедить, вот что должно стать достойным славы. Правда, одно дело война ради могущества и порабощения других людей, и совсем другое - война освободительная, отстаивающая право на жизнь и свободу своего народа.

Однако заботиться о военной мощи государства и быть готовыми к военным действиям совершенно необходимо. И не для того, чтобы завоевать, поработить кого-то, а для того, чтобы не потерять свою свободу, не попасть в рабство, зависимость от других.

Ведущая . Есть еще одна сфера человеческой жизнедеятельности, успех и благополучие которой во многом зависит от моральных отношений. Это семейная жизнь. Семейные отношения, конечно, имеют и правовую основу, но они больше подчинены моральным чувствам, таким как любовь и доверие друг к другу.

Учащиеся:

Семья - это, помимо прочего, союз моральный, а его основа - любовь и доверие, которые превращают двоих людей в единое целое, единую моральную личность.

Та зависимость и ответственность, которые появляются у людей после вступления в брак, делают их более нравственными. Это происходит уже хотя бы потому, что каждый из супругов добровольно уменьшает свои права, увеличивая при этом свои обязанности. И каждый из них должен теперь не мешать, а помогать другому жить человеческой жизнью.

Семья учит человека человечности. В основе этого лежит забота о близких и чувство ответственности за их здоровье и благополучие. Именно в семье человек, которому в холостой жизни творить добро было не совсем свойственно, учится этому чуду - творить добро.

Ведущая. Нравственное отношение к человеку - только часть тех отношений, которые мы должны проявлять к природе вообще (человек - это тоже часть природы). Ведь именно природа является тем звеном, которое связывает человека с человеком.

Учащиеся:

Человечество одержало немало побед над природой. Это во многом улучшило его жизнь. Но в то же время мы можем сказать, что за такие победы человечество почти всегда расплачивается.

Нравственное отношение к природе - это не простое любо-; вание ею, а что-то гораздо большее. Важно понять и принять ее всем сердцем, только тогда ты почувствуешь в ней свои корни и свою душу. А то, что проходит через нашу душу, через разум нашего сердца, не сможет быть обиженным.

Жить сообразно с природой, быть с ней в полной гармонии - вот что поможет человеку стать чище и нравственнее. Говорят, что человеку надо во многом брать пример со зверей. Вот, например, звери, живущие рядом с людьми, становятся ручными. Почему же люди, живущие рядом друг с другом и общаясь, иногда становятся дикими?

Нравственен тот человек, который живет по зову сердца, кто может удержать себя от причинения зла всему живому, кто помогает любой жизни на земле, в том числе и природной.

Ведущая . Кроме своего внутреннего мира сердца, человек приходит еще и в великий мир общественной деятельности. В этом мире его мысли становятся конкретными делами. И он не может оставаться праздным созерцателем. В этом мире ему необходим разум положительный и творящий.

Учащиеся:

Жить и творить в свое время, и на своем месте - вот в чем призвание человека, гражданина, патриота. А ценность тебя и твоих деяний будет зависеть от той пользы, которую ты принесешь себе и другим.

Человек может, конечно, жить интересной и богатой внутренней жизнью. Но для него этого недостаточно. Человек - существо социальное. На фоне общего благополучия не должна страдать личность. Но и отдельные гении не должны витать в облаках, когда толпа, как сказал В.Г. Белинский, валяется в грязи. Потому что и то, и другое безнравственно.

Забота о своем благополучии и благополучии своих близких дело немаловажное и достойное. Но оставаться наедине со своими личными заботами и забавами человек не должен. Гражданские мотивы обязаны занимать достойное место в сфере его действий. Иначе он просто выпадет из той всесторонней жизни, которая называется общественной.

А вот та мера, которой можно измерить его служение улучшению общественной жизни, исчисляется теми требованиями, которые человек предъявляет своей совести.

Ведущая. Значит, чтобы стать гражданином, надо, прежде всего, стать человеком. Основа человечности и гражданственности закладывается еще в детстве на основе правильного видения добра и зла. Став взрослым, человек получает все больше возможностей на проявление своих прав гражданина и на исполнение своих обязанностей.

Учащиеся:

Быть гражданином - значит служить Родине. Ведь именно Родина защищает тебя и способствует твоему благополучию в жизни.

Жизнь становится целостной, единой тогда, когда каждый гражданин общества будет соотносить свою деятельность со своим общественным назначением.

Ведущая . Воспитание и знания дополняют друг друга. Они неразделимы. Воспитывая, мы передаем друг другу знания, а знания, в свою очередь, оказывают воспитательное воздействие.

Учащиеся:

Если знания несут нам идеи, которые проходят не только через наш ум, но и сердце, то с уверенностью можно сказать, что они приобретают ту нравственную силу, которая впоследствии воплощается в достойные гражданина дела и поступки.

Можно знать все о здоровье, о том, как надо его укреплять и поддерживать, но не осуществлять все на практике. Можно знать все правила нравственности и весь мир добродетели, но остаться человеком не способным воплотить все это в жизнь. Поэтому нельзя не согласиться с великим Львом Толстым и его словами: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим».

Ведущая . А это означает, что помимо образования ума необходимо еще и образование сердца?

Учащиеся:

Да, это так. Если в сердце человека царит смятение и хаос, если он завистлив и корыстолюбив, если все это лишает его покоя и сна - значит он действительно нуждается в образовании сердца, т. е. в нравственном воспитании.

Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.

Говорят, наше сердце

Размером с кулак.

Ты поверь, я - не недруг,

Не заклятый твой враг.

Возразишь, что терзаю

В обидах, сомненьях,

Что изведало меру

Ты страданий, терпенья.

То, что совесть свою

Прячу я в твой тайник,

Что ссылаться на сердце

Я в обидах привык.

Не даю что покоя

Я тебе день и ночь,

Что прошу постоянно

Поддержать и помочь.

Да, все так, но по жизни

Нам с тобою идти.

Без обид поддержи,

Подскажи и прости.

Ведущая предлагает ребятам высказать свое мнение по нескольким нравственным ситуациям.

Ситуация 1 . Ваш друг сообщает вам, что у него большие финансовые затруднения. От положительного решения финансового вопроса именно в данный момент зависит его будущее благополучие и душевный комфорт (например, возможность сделать взнос на строительство квартиры, потому что ему уступают очередь, сделать необходимую операцию, потому что в противном случае придется еще долгое время ждать своей очереди и т. д.). Ваш друг не знает, есть ли у вас необходимая сумма (а она у вас есть!). Мало того, он не спрашивает вас об этом. Какова ваша реакция?

Ситуация 2 . Вам сообщили, что ваш друг в незнакомой вам компании отозвался о вас довольно нелестно. Вы не хотите этому верить, потому что ваши отношения уже много лет ничем не омрачены. Но определенное беспокойство вы все же испытываете.

А) Вы уточнили у друга, и он признался, что все так и было.

Ваша реакция.

Б) Вы уточнили у друга, и он не признался. Ваша реакция.

B) Станете ли вы вообще поднимать этот щекотливый вопрос? -

1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.

2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

Участникам ток-шоу и зрителям предлагается принять участие в опросе по анкете:

1. Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет.)

2. Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием необходимости такого процесса.)

3. Существуют ли, на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)

4. Что вы считаете вечной ценностью?

В заключение делаются выводы:

1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.

2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.

3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.

4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.

Память можно и нужно тренировать.

Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.

Похожие публикации