Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Библия о поклонении святым отцам. Святость, святое

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство - божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10 , Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13 , Втор. 10:20 , 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях . Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему , а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5 , Исх. 34:14 , Втор. 4:24 , Втор. 5:9) - мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5 , см. также Иер. 3:1 , Ос. 1:2 , Еф. 5:25 , Откр. 12:1,6 , Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель . Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние . Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям : каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме - одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель - вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9 , см. также Иер. 3 (вся глава) , Иез. 16 (вся глава) , Иез. 23 (вся глава) , Ос. 2 (вся глава) .

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства - почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено . Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу , присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель .

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство - сделал себе скульптуру бога Израилева :

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! » (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской , каким они представляли Его себе - в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан » (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им » (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение - это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения : посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31 , Иис. Нав. 19:51 , 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16 , 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню , когда покрывают ее, чтобы не умереть » (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства - обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды» .

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

СВЯ́ТОСТЬ , религиозная категория, происходящая из сферы культа и приобретшая значение идеального морального совершенства. В Библии святость обозначается словом קֹדֶשׁ , кодеш , в мишнаитском иврите קְדֻשָּׁה , кдушша , а то, что считается святым, - קָדוֹשׁ , кадош .

Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша (Сифра к Лев. 19:2), трактуют глагол с корнем קדש (кдш ) как «быть отделенным», «обособленным». Традиционная интерпретация совпадает с данными современной феноменологии религии, которая описывает святое как «совершенно иное», внушающее одновременно благоговение и трепет (нуминозное).

В Библии святость выражает самую природу Бога; Бог , источник святости, именуется Святой (Кадош ). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость. Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости, хотя последняя и не исчерпывается им. В отличие от политеистических религий Ближнего Востока, религия Древнего Израиля не ограничивает святость сферой культа. Святость, исходящая от Бога, относится к природе, истории, человеческому опыту и поведению, а также к избранному народу и завету Бога с ним. Библейская религия предвидит в конце дней универсальное распространение царства святости, которое должно охватить весь мир и все человечество.

Святость Бога выражается в Библии определениями, указывающими на моральное совершенство и в то же время грозное величие (Пс. 89 [в русской традиции 88]:7,8; 99 :3; 111 :9). Место, где Бог является человеку, именуется «страшным» (Быт. 28:17). Страшны и дела Божьи (Исх. 15:14; 34:10; Пс. 66 [в русской традиции 65]:3, 5). Этот грозный аспект Божественной святости отражен в предупреждении держаться в отдалении от внешних проявлений Божественного присутствия (Исх. 3:5; 19:12, 13, 23; Чис. 18:3; ИбН. 5:15). Человек не может увидеть лицо Божье и остаться в живых (Исх. 33:20); само приближение к скинии грозит смертью (Чис. 4:20; 18:13). Бог «величествен святостью» (Исх. 15:11); Его святость ни с чем не сравнима (I Сам. 2:2); путь Его свят (Пс. 77 :14).

Святость в особенности присуща имени Бога, выражающему Его сущность (Лев. 20:3; 22:2, 32; Пс. 103:1; 105:3; 145 :21; I Хр. 16:10). Пророки многократно провозглашают святость Бога. Исайя именует Его Кдош-Исраэль (Святой Израилев; Ис. 1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 30:12,15; 31:1; 37:23). Еще чаще это именование встречается у Второисайи (Ис. 41:14; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:15; 49:7; 54:5; 60:14). Оно появляется у Иеремии (Иер. 50:29) и в Псалмах (Пс. 71 :22). В видении Исайи серафимы, окружающие престол Господа, провозглашают: «свят, свят, свят Господь Сил» (Ис. 6:3). Пророк охвачен чувством греховности - собственной и народа, среди которого он живет (Ис. 6:5). Здесь подчеркивается моральный аспект святости Бога.

Трактовка святости Бога как выражения Его морального совершенства характерна не только для пророков; она присутствует и в так называемом Священническом (или Жреческом) кодексе (см. Библия. Толкование экзегезы и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии ; Ю. Вельхаузен). Чисто ритуальные аспекты святости соединены там с моральными предписаниями (Лев. 19). Пророки углубили и расширили моральные аспекты Божественной святости. Амос (Ам. 2:7) приравнивает угнетение бедных и половую распущенность к осквернению святого имени Бога. Х ошеа видит в милосердии атрибут Божественной святости (Х ош. 11:8–9); он считает чистоту сердца и отказ от злых дел предпосылками обращения к святому Богу.

Исайя говорит, что Бог явит святость Свою в правде (Ис. 5:16). Второисайя видит в святости Бога силу, несущую избавление народу Израиля (Ис. 41:14; 43:3, 14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:15). Святость Бога находит выражение в суде и каре (Ис. 1:4–9; 5:13, 16; 30:8–14; Иех. 28:22; 36:20–32), равно как в милости и избавлении (Ис. 10:20–23; 12:6; 17:7–9; 29:19–21). Иехезкель говорит, что Бог являет святость свою перед лицом народов (Иех. 28:25; 36:23; 38:23), демонстрируя Свою власть над миром.

Всякий человек и всякий предмет, вступающие в какое-либо непосредственное отношение с Богом, наделяются святостью. Человек, предмет или местность вводятся в царство святости действием или повелением Самого Бога. Народ освящается и слышит повеление быть святым, вступая в завет с Богом (Исх. 19:6; Лев. 11:44–45; 19:2; 20:7; Втор. 7:6; 26:19). Ковчег завета был свят, так как считался престолом невидимого Бога. Святыми считались сама скиния и все сосуды, употреблявшиеся в ней. Пророк, призванный к службе Богу, считался святым человеком (II Ц. 4:9). Святость определенных мест и периодов времени устанавливалась Богом (Быт. 2:3). Однако народ Израиля должен был освящать субботу , освященную Богом (Исх. 20:8; Втор. 5:12; Иер. 17:22; Нех. 13:22). Праздники, скиния, жертвенник, Аарон и его сыновья (Исх. 29:43) - все освящены Богом, но должны также пройти ритуал освящения, совершаемый людьми.

Война, которая ведется под покровительством Бога, также рассматривается как служба Богу; воин вступает в сферу святости и должен подчиняться особым запретам, налагаемым на тех, кто причастен к этой сфере (I Сам. 21:5–7; II Сам. 11:11). Однако специфическая область святости - по преимуществу сфера культа: в Библии упоминаются священные одежды (Исх. 28:2, 4; 29:21; 31:10), святые подношения (Исх. 28:36; Лев. 19:8), диадема святыни (Исх. 29:6; 39:30), святое мясо (Исх. 29:31–37), святой елей для помазания (Исх. 30:31–37), святая скиния и все принадлежности ее (Исх. 40:9), святые плоды (Лев. 19:24) и святая пища (Лев. 22:14).

Полярность, присущая понятию святости (см. выше), находит выражение в ритуалах и объектах, связанных с ней. Так, священник, совершавший обряд очищения (например, с помощью пепла рыжей телицы; см. Пара адумма), считался нечистым до вечера (Чис. 19:8–10; Лев. 16:26–28). Нарушение законов о святости грозило смертью: так, сыновья Аарона, Надав и Авих у, внесшие в скинию «чуждый огонь», были сожжены огнем, который «вышел от Господа» (Лев. 10:1–11; ср. Чис. 16–17; II Сам. 6:6; ср. Исх. 19:10–25). Святость может передаваться при физическом контакте с жертвенником (Исх. 29:37; 30:29; Лев. 6:11, 20) и другими священными предметами.

С Божественной святостью ассоциируется понятие Божья слава (кавод ), означающее проявление вовне присутствия Бога, в то время как святость (кодеш ) выражает Его трансцендентную сущность (Исх. 14:17–18; Лев. 10:3; Чис. 20:13; Иех. 20:41). Исайя связывает оба понятия (Ис. 6:3). Надежда на то, что слава Господня наполнит всю землю, приобретает мессианский оттенок (Чис. 14:21; ср. Зах. 14:20,21).

В Талмуде, Мидраше и позднейшей раввинистической литературе святость неоднократно определяется как `отдельность`, `обособленность` (на иврите пришут , Сифра к Лев. 19:2; см. выше). Этому слову в разных контекстах придаются такие значения:

  • строгое воздержание от всяких действий, хотя бы отдаленно связанных с идолопоклонством ;
  • отделение от всего нечистого и оскверняющего;
  • воздержание от употребления мяса и вина (ББ. 60б; Тосеф. Сот. 15:11);
  • умеренность в половых сношениях или даже полное воздержание от них (Сот. 3:4; Шаб. 87а; Быт. Р. 35:1). Это последнее значение, по-видимому, заключено и во фразе: «отдельность ведет к чистоте, чистота ведет к святости» (Мид. Таннаим к Втор. 23:15; Ав. Зар. 20б; ТИ. Шк. 3:4; 47в). Законоучители Талмуда считали, что тело человека должно быть свято, так как грех оскверняет не только душу, но и тело.

Святость рассматривается как самая сущность Бога; в раввинистической литературе и устной речи на иврите и других еврейских языках Бог чаще всего именуется «Святой, да будет Он благословен» (Х а-Кадош барух Х у ). Божья святость несоизмерима с человеческой и недостижима для человека (Быт. Р. 90:2). Хотя Божья святость абсолютна, еврейский народ освящает Бога (Исх. Р. 15:24), так же как Бог освящает народ (там же). В отличие от святости Бога, святость еврейского народа не составляет его сущности, но зависит от исполнения им мицвот . Центральное место среди мицвот , соблюдение которых освящает еврейский народ, занимает соблюдение субботы. Материальные предметы (Сефер-Тора , тфиллин , мезуза и другие) обладают святостью только тогда, когда они изготовлены лицом, имеющим законное право исполнять соответственные предписание, и с той целью, которой они изначально были предназначены (Гит. 45б). Мишна (Кел. 1:6–9) перечисляет десять восходящих степеней святости, начиная с Земли Израиля и кончая святилищем (Святая святых) Храма .

В раввинистической литературе эпитет «святой» по отношению к человеку применяется с осторожностью. Согласно мидрашу , ангелы хотели при сотворении Адама воспеть ему хвалу как святому созданию, но когда Бог наслал на него сон, они поняли, что Адам смертен, и отказались от своего намерения (Быт. Р. 8:10). Согласно мидрашу, патриархов не называли святыми до их кончины (Ялк. Иов 907). Однако Талмуд называет святым того, кто следует словам законоучителей (Иев. 20а). Во власти человека освятить себя, и если он делает это, хотя бы и в малой мере, он в гораздо большей мере освящается свыше (Иома 39а). Человек может освятить себя, добровольно воздерживаясь даже от того, что не запрещено ему законом, но является морально предосудительным (Иев. 20а). Святость человеческих дел предполагает Божью помощь (Лев. Р. 24:4). Человек, готовый пожертвовать своей жизнью, но не отказаться от своей религии и не нарушить Божьи законы, совершает акт освящения Имени (см. Киддуш х а-Шем). Этот акт воплощает высший идеал раввинистического иудаизма (Бр. 61б).

В средневековой еврейской философии термин «святость» встречается редко и указывает на различие между духом и плотью, вечным и временным, абсолютным и изменяющимся. Бог свят, ибо Он отличен от всего и возвышается над всем. Еврейский народ свят, ибо он отделился от мира с его заботами и обратился к почитанию Бога. Суббота свята, ибо она посвящена духовным, а не земным делам. Имеется тесная связь между понятиями «святость» и «уникальность» в сфере теологии и понятиями «святость» и «отдельность» в сфере этики, хотя первоначальное значение термина «святость» относится к области ритуала. Маймонид ассоциирует идею святости с идеей особенности и уникальности, давая ей крайне интеллектуалистическое толкование.

Бог свят, так как он абсолютно отличен от творения, не подобен ему ни в одном из Своих атрибутов и не зависит от его бытия (Майм. Яд., Иесодей х а-Тора, 1:3). Место, имя или предмет святы лишь постольку, поскольку они обособляются во имя служения Богу. Освящение с помощью предписаний религии также предполагает уникальность и отдельность. Согласно Маймониду, имеется три способа освящения с помощью мицвот :

  1. освящение добродетелью, то есть воздержанием от плотских желаний и удовлетворением их лишь в пределах необходимого, чтобы целиком посвятить себя Богу;
  2. исполнение тех предписаний, которые уводят человека от забот о грешном мире и подготавливают его к постижению истины;
  3. достижение святости путем соблюдения законов о ритуальной чистоте (в учении Маймонида последние два не играют важной роли). Человек, достигший высшей степени святости - как патриархи и Моисей, - свободен от власти плоти и в этом подобен Богу (Майм. Яд., Иесодей х а-Тора, 3:33).

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 709–713.
Издано: 1994.

Святая Библия – это серьезная вещь. Это определенно слово Божие, но верно также и то, что ее учения всегда были объектом толкований. Некоторые люди воспринимают написанное буквально, а некоторые – фигурально. Это одна из причин, почему в наши дни так много разных христианских религиозных течений – это последствия разных толкований Священных Писаний.

В этой статье говориться о четырех основных учениях, которые в Библии не очень понятны. Сначала я объясню из-за чего, собственно, вся путаница. А потом (в конце статьи) я объясню, почему я абсолютно не беспокоюсь из-за каждого из этих фактов.

1. Природа «Троицы»

Есть только один Бог или три? Бог Отец отличается от Иисуса Христа и Святого Духа, или они трое являются повторением одного и того же существа? Разделяют ли они одну сущность в трех формах? Или это просто три отдельных существа?

Библия неясно высказывается по этому вопросу. Первые христианские руководители неоднократно встречались друг с другом и долго обсуждали официальную позицию христианства, но результат этих советов лишь подчеркивает полное замешательство, сопровождающее эту тему. Вместо того, чтобы цитировать их полностью, я сэкономлю место и напишу, что сказал старейшина Джеффри Р. Холланд об этих символах веры еще в 2007 году:

В этих вариациях символа веры, дополнявших и повторявших друг друга, а также в доктринах, появившихся в последующие столетия, провозглашалось, что Отец, Сын и Святой Дух – абстрактные, абсолютные, трансцендентные, неизменные, равносущие, равновечные и непостижимые, без тела, частей или страстей, пребывающие вне пространства и времени. В таких доктринах все три члена Божества – отдельные Лица и в то же время одно Существо; это так называемая “тайна троицы”. Это три отдельных Лица, однако, Они не три Бога, а один. Все трое непостижимы, но все же это один непостижимый Бог.

Да. Это запутанно, но, вместе с тем, и понятно. То есть, что бы вы подумали о том, когда Христос молится Отцу, а потом говорит: «Верьте Мне , что Я в Отце и Отец во Мне». А еще есть история из Нового Завета о человеке по имени Стефан : «будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию, и Иисуса, стоящего одесную Бога…» Так они – одно существо или разные?

Мы разберемся с этим позже.

2. Правильный порядок крещения

Библия ясно показывает, что крещение является заповедью . В христианском мире широко обсуждается то, как именно совершать крещение, и что делает это крещение действительным. По сути, вся Библия говорит нам, что Христос разыскивал Иоанна Крестителя, чтобы тот Его крестил ,

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Обратите внимание на слова Божества в этих стихах.) Некоторые христианские течения воспринимает пример Христа как свидетельство того, что действительное крещение требует полного погружения в воду. Другие религиозные течения, такие как католицизм, прекрасно себя чувствуют и без полного погружения.

Но как насчет власти крестить? Может ли это делать кто угодно? Неужели Христос должен был пойти к Иоанну? Библия также не отвечает на это явно. Тем не менее, ответ есть.

3. Куда мы отправляемся сразу после смерти?

Большинство религиозных течений полагают, что после того, как мы умрем, мы отправимся либо в Рай, либо в Ад, но потерпите еще немного. Когда Христос страдал на кресте, Он говорил с вором, который находился рядом с Ним ,

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе: сегодня ты будешь со Мною в раю.

Вот и прекрасно, это Небеса, не так ли? Они отправятся назад к Богу Отцу. Но подождите, через три дня воскресший Христос говорит Марии Магдалине:

Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

Что ж, выходит, в день Своей смерти Христос пошел в какое-то место, которое называется Раем, но этот рай был явно не там, где Бог Отец. Итак, куда мы пойдем сразу после смерти, если это не Рай или Ад? Это практически все, что нам говорит об этом Библия.

Но не волнуйтесь, ответ есть.

4. Есть ли еще Священные Писания, кроме Библии?

Библия, кажется, совершенно ясно говорит об этом. В 22 главе Откровений четко говорится:

Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни…

Это, вероятно, является самым убедительным библейским доказательством против дополнительных Священных Писаний, но при дальнейшем изучении обнаруживаются некоторые трудности с пониманием этих стихов, и к этому мы скоро подойдем.

Почему я не беспокоюсь обо всех этих противоречиях и путанице

Как у членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, к счастью, у нас есть Книга Мормона . Эта книга Священных Писаний (такая же как и Библия) содержит дополнительные сведения, которые подтверждают и разъясняют учения Библии.

Вот как Книга Мормона помогает нам понять эти четыре основных учения, а начнем мы в обратном порядке:

Ответ: Есть ли еще Священные Писания, кроме Библии?

Откровение 22 несомненно отрицает истинность Книгу Мормона, верно? Но после дальнейшего изучения мы обнаруживаем, что книги самой Библии не упорядочены в хронологическом порядке. Эта статья из интернет-издания Huffington Post объясняет:

Книга Откровения не была написана последней, но находится почти посередине хронологического списка, она была написана в 90-х годах. Двенадцать текстов идут после Откровения, и последний из них это 2 послание Петра, написанное примерное в середине второго века.

Таким образом, мы можем заключить, что эти стихи из Книги Откровения применимы исключительно к книге Откровения, а не ко всей Библии. В противном случае огромную часть Нового Завета следует считать ересью.

Кроме того, Книга Мормона учит нас:

Разве не знаете вы, что есть больше народов, чем один? Разве не знаете вы, что Я, Господь Бог ваш, сотворил всех людей и что Я помню тех, кто на островах морских; и что Я господствую на небесах вверху и на земле внизу; и Я возвещаю слово Моё детям человеческим, да, и даже всем народам земли?

Почему же вы ропщете, из-за того ли, что вы получите ещё больше Моего слова? Разве не знаете вы, что свидетельство двух народов – это доказательство вам, что Я есть Бог, что Я помню один народ, как и другой? А потому Я говорю одни и те же слова одному народу, как и другому. И когда эти два народа сойдутся воедино, свидетельство этих двух народов тоже сойдётся воедино.

И Я делаю это, дабы доказать многим, что Я тот же вчера, сегодня и вовеки; и что Я возвещаю слова Мои согласно Моему собственному соизволению. И из-за того, что Я сказал одно слово, вам не нужно думать, что Я не смогу сказать другого; ибо дело Моё ещё не закончено; и не закончится оно ни до конца человека, ни с того времени впредь, ни вовеки веков.

А потому, из-за того, что у вас есть Библия, вам не нужно думать, что она содержит все Мои слова; также не нужно вам думать, что Я не сделал так, чтобы ещё больше было написано.

Ответ: Куда мы отправляемся сразу после смерти?

Ответ: Правильный порядок крещения

И было так, что Он обратился к Нефию (ибо Нефий был среди собравшихся) и велел ему, чтобы он подошёл.

…И Господь сказал ему: Я даю тебе власть, чтобы ты крестил этот народ, когда Я снова вознесусь на небо.

И ещё Господь призвал других и сказал им то же самое; и Он дал им власть крестить. И Он сказал им: Таким образом вы будете крестить; и не будет среди вас никаких споров.

…вот, вы сойдёте в воду и станете в воде, и во имя Моё вы будете крестить их.

И вот, это слова, которые вы будете произносить, называя их по имени, говоря:

Обладая властью, данной мне Иисусом Христом, я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь.

И тогда вы погрузите их в воду и снова поднимете из воды.

И таким образом вы будете крестить во имя Моё…

Ответ: Природа «Троицы»

Отче, Ты даровал им Духа Святого, потому что они веруют в Меня; и Ты видишь, что они веруют в Меня, потому что Ты слышишь их, и они молятся Мне; и они молятся Мне, потому что Я с ними.

И ныне, Отче, Я молюсь Тебе за них, а также и за всех тех, кто уверуют в их слова, дабы они могли уверовать в Меня, дабы Я мог пребывать в них, как Ты, Отче, пребываешь во Мне, дабы мы были едины.

…Отче, Я молюсь не за мир, но за тех, кого Ты дал Мне из мира, за их веру, дабы они были очищены во Мне, дабы Я мог пребывать в них, как Ты, Отче, пребываешь во Мне, дабы мы могли быть едины, дабы Я мог быть прославлен в них.

Книга Мормона помогает нам понять, что Бог Отец, Его сын Иисус Христос и Святой Дух в действительности три разные личности, но объединенные одной целью.

Святая Библия очень важна

Библия – потрясающая книга. Люди, писавшие ее, были вдохновлены и, без сомнения, делали все, на что были способны. Те из нас, кто пытается истолковывать эти учения, также делают все, что в наших силах, даже если мы и расходимся во мнениях. Я благодарен за то, что мы можем расходиться во мнениях, не ссорясь.

Если вы еще этого еще не сделали, я предлагаю вам исследовать Книгу Мормона, чтобы лично узнать, как она может помочь нам толковать Библию. Вы можете прочитать ее онлайн на LDS.org или получить бесплатный экземпляр, который доставят к вашей двери .

Эта статья была написана на английском языке Дэвидом Снеллом и опубликована на сайте mormonhub.com . Перевод Тамары Мартыненко.

-Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним?

Во-первых, мы знаем, что когда был исход евреев из Египетского рабства - то выходили, что называется, не с пустыми руками. Выносили ковчег, саркофаг с мощами - останками Иосифа Прекрасного. Сам Иосиф завещал, чтобы так поступили. В книге Бытия 50, 24 мы читаем: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

И вот прохождение сквозь Чермное море, чудесное странствование в течение 40 лет, когда в виде огненного облака Господь вел их ночью, сияющего облака - днем. Это было все притом, что мощи Иосифа находились в стане еврейского народа. Собственно говоря, в Библии много говорится о разных святых предметах. Неуважительное отношение к ним может непосредственно вызвать Божий гнев. Например, в книге Даниила 5, 3 мы находим такие слова: Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.

4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

И ниже сказано -30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.

То - есть наказание не замедлило. Казалось бы, с формальной точки зрения чашка - она и есть чашка, какая разница? Но это были сосуды дома Господня, использование таких сосудов не по назначению влекло за собой Божий гнев, Божие наказание.

И в 4 книге Царей; 13 глава, 21 стих:

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

В Библии еще есть даже более удивительное описание, например, в книге Деяний апостолов; 5 глава, 14-15 стих:

14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы тень проходящего Петра осенила кого из них.

То есть не только мощи, а тень живого человека. Она касалась людей - и люди получали исцеление.

Тоже книга Деяний; глава 19, 11 стих:

11. Бог же творил немало чудес руками Павла,

12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Иными словами - вот особое действие благодати через предметы, которых касались святые, через элементы одежды, через останки этих людей; даже тень святого может сообщить удивительное исцеление. Все это Библейская реальность. Если кто-то выдумывает свою Библию - у нас есть Библия как таковая, и мы не можем ни один из текстов выхватить из контекста.

Тел. звонок: -Насколько важно при чтении Евангелия пользоваться патрологией, трудами святых отцов? Ведь что-то где-то можно понять самому? Какая национальность была у Христа? Иногда приходится слышать, что Он все-таки был больше арамейской национальности.

Патрология - это учение святых отцов. Может быть, вы имели в виду чтение Евангелия с комментариями святых отцов? И действительно, рекомендуется при чтении Евангелия иметь под рукой тот или иной комментарий, потому что в такой ситуации вы будете не самостоятельно изучать Евангельский текст, а рядом с вами будет Иоанн Златоуст или Василий Великий. Для новоначальных - Амвросий Оптинский, я его часто озвучиваю. Рекомендовал бы блаженного Феофилакта, потому что у него есть короткие толкования, и он от темы не уклоняется.

Если говорить о национальности Христа - да, Он был Богочеловек, и как человек Он происходил их дома царя Давида. И в Новом Завете эта мысль подчеркивается, что Он по плоти из дома царя Давида. Но когда мы смотрим Евангелие от Матфея, главу 1 - то среди предков Христа в Его человечестве мы находим не только евреев, но и Руфь моавитянку. А в книге Второзакония сказано: моавитянин в 10 поколении не войдет в народ Божий. А она, кстати, прабабка царя Давида. Потом Рахав, блудница из Иерихона. Она хананеянка. Если бы в современном Израиле появился бы человек с таким родословием, как у Христа, ему бы едва ли дали бы паспорт. Да и царю Давиду не дали бы гражданство, потому что у него бабка Руфь - моавитянка, бабка Рахав- хананеянка. Здесь надо понять очевидную истину, что Авраам создал все - таки не нацию, он создал религиозную общину, и об этом писал апостол Павел. В послании к Римлянам, почти в самом начале этого послания. Вот эти слова: 28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

И само слово, например, еврей оно означает «оставивший прежнюю жизнь». Тогда мир делился на Месопотамию, где очень хорошо было жить: там были города, там были многие источники вод, но там было много язычества и распутства. И пространство между Евфратом и Египтом, где странствовали бедолаги, которые не имели ни богатства - ничего. Так вот те, которые странствовали, назывались как раз «евреи». То есть отторгнутые богатой Месопотамией, люди с другого берега. В религиозном смысле «еврей» - это человек, который оставляет мир. Ищут тот, ради которого стоит жить, как бы сейчас сказали. И идут, ищут. Они не имеют здесь, на земле отечества, они взыскуют отечества небесного. А слово «иудей» вообще означает – «прославляющий Бога», то - есть человек в той мере, в которой он действительно прославляет Бога, например, скажет о себе: я, вот, молюсь каждый день, псалтырь читаю. Многие православные всю жизнь прославляют Бога. И само русско-славянское слово «православный» тоже свидетельствует об этом. Вот в этой мере он может считаться как бы причастным к этому понятию. И если мы возьмем Ветхозаветных пророков - они очень часто ругают еврейский народ. Именно за то, что тело свое обрезали, а сердца не обрезали. Называются потомками Авраама, Исаака и Иакова, а не живут как они. И так далее. Поэтому - да, конечно, нация Христа, Он потомок Авраама, потомок Давида. С этого и начинается Новый завет. Но прежде всего Он воплощается в этот мир, чтобы сообщить нам некое другое родство. Родство Отцу Небесному по благодати. Вот, сегодняшнее Евангельское чтение, если кто слушал уже внимательно, там Христос говорит: «Я открыл им Имя Твое». Какое же Имя Божие Он открыл? «Отче! - Отец». То есть во Христе мы усыновляемся Богу Отцу и становимся чадами Божьими.

Выше любого родства быть чадом Божьим по благодати. Если Сын Божий Христос - Он по природе. А мы по благодати можем стать чадами Божьими. И вот этого надо искать, к этому стремиться. А земное - оно все проходящее.

Батюшка, а вот мне еще кажется интересным, что разные народы изображают Христа как Своего родного. В Африке Он темнокожий.

Да, они как бы хотят видеть Его поближе к себе. Даже чтобы это распознавалось визуально. А в Новом Завете прямо так и сказано: во Христе нет ни эллина, ни иудея. В том смысле, что это уже новое творение. Человек, усыновленный через Христа Богу Отцу - это новая тварь. Это тот, кто ходит в обновленной жизни.

Если говорить о законах «шулхан арух» на самом деле - почитайте канонические правила, которые формировались особенно в византийский период. там вы найдете почти все, что связано с шулхан арух. Но шулхан арух - это как бы инструкция иудеев по отношению к христианам, а в византийских правилах мы можем найти инструкцию для христиан по отношению к евреям. Очень строгое. Кстати, и эти правила канонические они древнее, чем шулхан арух, поэтому возможно евреи их просто списали с христианских книг, но применили уже по отношению к христианам то, что христиане хотели применять по отношению к ним. Там запрет, например, мыться в бане с иудеями, дружить, лечиться, и так далее. Но запреты обладали и некоей охранительной функцией. Поэтому мне представляется, что такие законы не могли возникнуть односторонне. Это обязательно какая-то ответная реакция. И те люди, которые знаю, например, чисто наши православные, христианские запреты по отношению к тому, как выстраивать отношения с иудеями - мы можем догадаться, откуда это у шулхан арух.

Добавлю, что у канонов разный статус. Правила Вселенского собора или поместного – это разница. Если Поместного - то и характер они носили местный. Часто были на злобу дня. Потом, многие правила вводились, когда велись войны. Видно, что такие законы люди писали от безысходности. Я не берусь цитировать потому, что это иногда даже неприлично.

Тел. звонок: - На Тайной Вечере Господь и апостолы ели пасхального Агнца с горькими травами по всем предписанным правилам. То есть совершили Пасху в четверг. Значит ли это, что ветхозаветная пасха праздновалась и в четверг и в субботу, с перерывом на пятницу, когда можно было совершать казни?

И еще вопрос Иуда предал Господа после Вечери, значит в четверг. По какой же причине был установлен пост в среду?

Традиционно считается, что среда - это именно день, когда Иуда пошел и спросил: «Что вы мне дадите, если я вам Его предам?». И некоторые отцы писали: «Мы в среду постимся потому, что Иуда предал Христа, и в пятницу постимся потому, что Он был распят в этот день».

Если точно прочитать - на какой период выходила Пасха в то время, когда был распят Христос? Надо точно определиться с годом. Это не так легко, потому, что если прочитать исследования православного ученого Гладкова, который обращает внимание, что, во-первых, Ирод Великий умирает где-то в 4-3 году до формального календарного Рождества Христова. Следовательно, события смещаются. И каждое смещение на год, тем более - на два или на четыре меняют день Пасхи, потому что он рассчитывается по весеннему полнолунию. Для нас, собственно говоря, важно то, что говорит апостол Павел: Пасха наша и Христос, распятый за нас. Поэтому все эти детали, как они совершали этот праздник, обладают неким историческим интересом, и там очень много прообразов, которые аллегорически могут быть истолкованы духовно. Но в целом, конечно, Христос есть Пасха наша. У святых отцов я находил комментарии, например, некоторые отцы, описывая суд над Христом, пишут: они должны были в этот день праздновать Пасху со своими сродниками. Пасха у евреев - это не общественное богослужение, это семейный праздник, который совершается всей семьей именно с вечера до утра. А вместо этого они сбежались на этот суд. Поэтому слова: «мы не можем войти к язычникам, потому что Пасха» - они вообще могли относиться к дням опресноков. Пасха - это ночная служба, которая начинается с того, что приготовляют пасху, то есть убирают весь хамец, кислый хлеб. А потом, в течение седьмицы празднуют пасху. И в это время они должны быть в состоянии ритуальной чистоты. То есть они не могли войти в дом язычников, где мог быть хамец. Он запрещен по еврейским законам. Они всю седьмицу должны вкушать только опресноки. Что они и делали. Поэтому это событие в ночи не только семейное действие, это самое главное для них. Но это еще и дни опресноков, которые тоже должны быть ритуально кошерными, то есть чистыми.

Тел. звонок: - Есть стихира по полиелею по 50 псалму, там слова о том, что когда Спаситель возносился на небо - ангелы Господни удивлялись и не разумевали, как человеческая плоть возносится на небо. Но ведь уже пребывали во плоти на небе Илия и Енох. Тогда как понимать слова, что ангелы удивлялись, если человек уже был взят живым на небо?

Удивление ангелов, связанное с вознесением Господа надо понять, что да, действительно, были два человека, которые живьем были взяты на небо: это допотопный Енох и после потопный Илия. Но, во-первых, надо понять, что Богослужебный текст часто преследует некие риторические цели. И здесь очень важно понять, что за текст вас заинтересовал, просто держать его перед глазами, с одной стороны. С другой стороны - речь идет о Христе, Который в момент смерти сходит в преисподнюю ада, умирает, взяв на Себя грехи всего мира, сходит в преисподнюю ада и облистает ад в сиянии Божества. Это не просто торжественное вознесение с горы, а из глубин ада. Конечно, там были еще 40 дней, когда Он являлся, собеседовал с учениками. Но до этого было снисхождение во ад. То- есть это Христос, Который взял на себя грехи мира, почему было важно само вознесение. Таким образом, Он вознес нашу человеческую природу как наш сотелесник из состояния адского падения. У людей не было шансов самостоятельно взойти на небеса.

И кстати, пророк Енох и пророк Илия - они умрут в свое время. Их убьют во дни антихриста. Это мы знаем. А вот то, что Христос как наш сотелесник, совершил в Самом Себе с нашими грехами, и особенно - в день вознесения, когда сама наша природа была вознесена, ведь Он не просто вознесся, Он воссел одесную Бога Отца. Как сказано: един ходатай, един посредник между Богом и человеками - Человек Христос Иисус. А так, как Он до этого побывал в аду, и на кресте висел и воскрес, то после этого, когда Он воссел одесную Бога Отца на небесах, Бог Отец смотрит на весь род человеческий через раны Своего Сына. И какими Он нас видит? Павел пишет, что Христос все рукописание наших грехов и преступлений, весь этот бесовский компромат на каждого из нас, который мытники - бесы пишут всю нашу жизнь, Он властною рукою пригвоздил к древу креста. Он погрузился в преисподнюю ада, освятил все Своим чудным воскресением. Воскресло - то тело человеческое. Божество не умирает, оно не может умереть. И вознеслось человеческое тело, Бог не возносится и не нисходит, Он вездесущ, Он везде. И человеческое тело воссело одесную Отца, что позволило апостолу Павлу в своих посланиях сказать, что во Христе Иисусе мы уже посажены на небесах одесную Бога Отца. И как же все это не могло удивить ангелов? Конечно, для них все это было великим удивлением. Все, что происходило. И непостижимая смерть на кресте. Ангелы не могли до конца проникнуть в эту тайну, а это действительно тайна. Само Боговоплощение - это тайна. Павел пишет о Боговоплощении: Бог явился во плоти, великая беспрекословная тайна, Бог явился проповедан народам показал Себя ангелам. Что значит показал Себя ангелам? Ангелы никогда не видели Бога, они закрывали лики свои и восклицали: Свят, Свят, Свят. А когда Он воплотился - ангелы постигали в Нем характер Бога Отца. Ведь Иисус Христос раскрыл нам характер Бога Отца, показал Себя ангелам, проповедан в народе. И когда один из апостолов попросил: покажи нам Отца - и будет довольно, Христос говорит: видевший Меня видел Отца. В том смысле, что Он пришел во имя Отца, Он раскрыл подлинное намерение Бога Отца относительно рода человеческого, тайну домостроительства рода человеческого. Поэтому это все потрясение и удивление величайшее, не только для грешников, которые восходят в славу чад Божиих через преображение благодатью, но это удивление для ангелов, как такое вообще может быть, что человеческий чин восстанавливается таким удивительным, я бы даже сказал: удивительнейшим и непостижимейшим образом. Как сказано в I послании к коринфянам, 6 гл: 9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Вот это тайна домостроительства спасения рода человеческого, она не может не потрясти сознание даже ангела. Потому что ангелы трепещут пред Богом. Сказано в Библии, что Бог и в ангелах усматривает недостатки. А когда ангелы видели спасение благоразумного разбойника, спасение Марии Магдалины, которая пребывала в состоянии бесноватости длительное время, спасение грешников, нечестивых, воров, лихоимцев, распутников. Когда они услышали, что Сам Христос сказал: первыми в Царство Божие идут мытари, блудники, грешники. Разве это не удивление? В Царство Божие! Это и есть пространство, которое Он освятил Своим вознесением на небо. Потому что в день мытарств нам придется проходить через это пространство, так вот Своим вознесением Он приуготовил для нас этот путь, а своим вторым Пришествием Он разорвет это пространство. Бесы -мытники уже ничего не смогут сделать, когда будет пришествие Христов, и Он в окружении ангелов и святых явится в эту реальность. Это уже другая тема.

Во многих храмах Москвы есть частица мощей святителя Николая, какой смысл стоять в очереди 5-7 часов, если есть возможность сделать это мгновенно в соседних храмах?

Вы знаете, в Москве есть огромное количество икон Казанской Божией Матери, написанные совсем недавно и еще не освященные, а есть очень древние иконы Казанской Матери Божией. Которые восходят к тем временам, когда этот образ был явлен блаженной Матронушке, это была девочка, которая увидела чудесный образ Девы Марии под Казанью. И есть огромное количество икон святителя Николая по всей Руси. Вот я сейчас вспоминаю, у меня в келлии две точно есть. Но это ни в коей мере не означает, что я буду молиться только на эту икону. А на эту не буду. Все таки святитель Николай был один человек, не два, не три...Тут такое отношение по-детски наивное. Действительно, мощи сохранялись в разных форматах, с разной достоверностью. Это общеизвестно, и святость мощей всегда подтверждалась - чем? Чудесами и знамениями. И чудеса, и знамения не могут происходить, если человек не имеет веры. Если с верой человек прикладывается к мощам - тут, если говорить о привезенных мощах, мы видим всю цепочку, мы видим, откуда они. Я был в Мирах Ликийских, я специально ездил в Турцию. И я видел самую гробницу, откуда вытащили эти самые мощи. И, слава Богу, что их вытащили. В настоящее время в этой гробнице собачья конура. И если бы мощи не похитили - исхитили, скажем так, то не было бы мощей святителя Николая. Их бы уничтожили, и место то уничтожили. По милости Божьей сохранилась гробница. Сохранились не только мощи, которые в Бари, сохранились мощи и на Афоне, и в других местах. И в московских храмах. И в каждом таком случае, когда у меня появляется возможность приложиться к мощам - я испытываю благоговейный трепет. Я всегда вспоминаю те чудеса и знамения, которые описаны в Библии, когда люди с благоговением относились к тем или иным святыням. Если даже тень проходящих апостолов могла исцелять людей, то тем более останки таких удивительных угодников Божиих. В моем роду святителя Николая всегда почитали, и я хочу сказать прямо, что моим предкам не очень повезло со святителем Николаем, потому что он умел так вразумительно наказывать, что почитание возрастало, а проблем становилось больше. Например, мой прадед в день святителя Николая отправился снимать бредни, проверять, попалась рыба или нет. И ему прапрабабка говорила: не ходи ни в коем случае, нельзя. Молиться надо. А он пошел, один и тот же маршрут, там никто посторонний не ходит - а он под водой наступил на какую-то разбитую бутылку, и когда потом дома сапог сняли - там полсапога было крови. Казалось бы, беда. В русском понимании святитель Николай -это доброта, смешанная со строгостью, с отеческой заботой. Так вот, это событие усилило веру моего прапрадеда. Он всегда с благоговением отмечал эти дни. Иногда спрашивают, почему в русском народе есть два празднования свт. Николая? Есть историческое объяснение. А есть притча о том, что на землю сошли двое святых: мч.Кассиан и свт. Николай сошли на русскую землю, посмотреть, как живет русский мужик. И вот они идут и смотрят. И видят: у русского мужика телега застряла в грязи, и свт. Николай говорит Кассиану мученику – давай поможем. А Кассиан посмотрел на свои белоснежные одежды и говорит: «Как же я полезу в грязь, мне вот Христос дал такие ризы!». И не полез. Тогда святитель Николай сам залез и помог русскому мужику телегу вытащить. А Кассиан стоял на берегу этой огромной лужи. И раздался Божеский приговор: за то, что Кассиан так поступил по отношению к русскому мужику - его будут праздновать один раз в четыре года, когда високосный год будет. А за то, что святитель Николай поступил таким деятельным образом - его на Руси будут праздновать дважды. Греки же не празднуют обретение мощей, перенесение. Поэтому мне радостно, чем больше святынь подобных я созерцаю, тем большую радость я ощущаю в своем сердце. И я знаю московские храмы, и особенно замоскворецкие. Огромные коллекции мощей древних святых купцы собирали и выставляли их постоянно. Были мощи, которые выставляли для почитания народом только в большие праздники. А так они хранились в алтаре. То- есть, было особое отношение. Сейчас, может быть, забыты эти замоскворецкие традиции, а в старину этому предавали серьезное значение. Что ко встрече со святыней надо готовиться. А действительно, если ты ходишь в свой храм - у тебя там мощи и апостола Андрея, и святителя Николая, а ты уже, не замечая, проносишься мимо - и все. А на самом деле всегда к любой святыне надо приступать со страхом Божиим и верою. А дьявол хочет посеять какие-то сомнения в нашем сознании, поэтому здесь еще нужен и подвиг веры. Если человек стоит несколько часов - это подвиг веры. Что же я буду смущать этого человека: что ты, мол, тут стоишь? Здесь за углом такие же мощи есть. Человек совершает подвиг веры, это называется плод покаяния.

Народное благочестие иногда выше рациональных рассуждений. Я тоже не могу многие вещи рационально объяснить. Вот, молюсь свт. Антипе от зубной боли, так бабушка научила. И с детства у меня возник такой образ. Да и не надо рационально объяснять. Стоят бабушки, молятся, всех поминают, ну и хорошо. Народная простая вера сохраняет истину в таких формах, может, со стороны они выглядят примитивными, но природа Бога проста. И, действительно, в нашем православном понимании народ-хранитель веры. Поэтому я лучше прислушаюсь к какой- нибудь благочестивой бабушке, как она избавилась от ревматизма, кому она молилась, нежели обращусь к кандидату Богословия.

Спаси и сохрани вас Господь.

Похожие публикации